Структура профессиональной компетентности психолога
Профессиональная компетентность формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалиста. Но если обучение в вузе следует рассматривать как процесс формирования основ (предпосылок) профессиональной компетентности, то обучение в системе повышения квалификации — как процесс развития и углубления профессиональной компетентности, прежде всего высших ее составляющих. Личностная… Читать ещё >
Структура профессиональной компетентности психолога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А. К. Маркова выделяет специальную, социальную, личностную и индивидуальную профессиональную компетентность.
Специальная (деятельностная) профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности А. К. Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Мы будем выделять следующие компоненты профессиональной компетентности психолога: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.
Мотивационно-волевой компонент включает в себя мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии, предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.
Функциональный (от лат. functio — исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах психологической деятельности, необходимых психологу для проектирования и реализации той или иной психологической технологии.
Коммуникативный (от лат. соттипгсо — связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.
Рефлексивный компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.
Указанные характеристики профессиональной компетентности психолога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом.
Для размышления
Что для вас является критерием профессиональной компетентности психолога? Зачем психологу нужна профессиональная компетентность?
Профессиональная компетентность формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалиста. Но если обучение в вузе следует рассматривать как процесс формирования основ (предпосылок) профессиональной компетентности, то обучение в системе повышения квалификации — как процесс развития и углубления профессиональной компетентности, прежде всего высших ее составляющих.