Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности принятия решений старшеклассниками в ситуациях риска

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость. Разработана и апробирована программа тренинга по развитию умений принимать решения у старшеклассниковразработаны и апробированы рекомендации для психологов по проведению методического семинара с учителями с целью помочь в осознании своей позиции по вопросу обучения принятию решений, анализе своих установок и их измененииразработан практикум по обучению учителей развитию… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ КАК СРЕДСТВО САМОРЕГУЛЯЦИИ В СИТУАЦИЯХ РИСКА
    • 1. 1. Особенности принятия решений в ситуациях риска
      • 1. 1. 1. Принятие решений как средство разрешения проблемных ситуаций и компонент саморегуляции
      • 1. 1. 2. Процессуальный анализ принятия решений
      • 1. 1. 3. Личностные особенности регуляции принятия решений
      • 1. 1. 4. Особенности принятия решений в ситуациях риска
    • 1. 2. Развитие процесса принятия решений в ранней юности
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ В
  • СИТУАЦИЯХ РИСКА
  • ГЛАВА 3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ В СИТУАЦИЯХ РИСКА
    • 3. 1. Субъективные репрезентации принятия решений и риска в старшем школьном возрасте
    • 3. 2. Особенности процесса принятия решений у старшеклассников
    • 3. 3. Личностные особенности, влияющие на принятие решений в старшем школьном возрасте
    • 3. 4. Представления учителей и старшеклассников об особенностях принятия решений в старшем школьном возрасте и о наличии в школе условий для развития умения принимать решения
  • ОБСУЖДЕНИЕ
  • ВЫВОДЫ

Особенности принятия решений старшеклассниками в ситуациях риска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном обществе появляются новые требования к личности человека, которому необходимо в течение жизни постоянно осуществлять сложные выборы в условиях неопределенности. Реализация компетентностного подхода при обучении в школе также предполагает подготовку выпускников, отличающихся ответственностью, инициативностью, умением принимать решения в нестандартных ситуациях.

С точки зрения развития личности процессы принятия решения являются механизмом самоопределения. А на рубеже окончания общеобразовательной школы старшеклассники вступают в период неопределенности. Им предстоит осуществлять реальные жизненные выборы (собственного жизненного пути, профессии и т. д.).

Результаты исследований, проведенных зарубежными и отечественными специалистами в области психологии управления, менеджмента и труда показали эффективность обучения принятию решений. Но, в аспекте возрастного развития, в контексте задач, стоящих перед школой, эта проблема разработана недостаточно.

В современной психологии общепризнанным является представление о юности как о возрастном периоде, для которого свойственно рисковать, но большинство авторов ограничивается констатацией этого факта.

Несмотря на значимость перечисленных причин, принятие решений в ситуации риска в период ранней юности изучено недостаточно, что обуславливает важность и актуальность их рассмотрения.

Проблема исследования состоит в том, что существует необходимость развития умения принимать решения и работы по предотвращению необоснованно рискованного поведения старшеклассников. В то время как конкретных и научно-обоснованных данных об особенностях принятия решения старшеклассниками и о специфике риска в старшем школьном возрасте недостаточно.

Цель исследования: изучить особенности принятия, решения старшеклассниками в ситуации риска.

Объектом исследования является принятие решения старшеклассниками.

В качестве предмета исследования выступили особенности принятия решений старшеклассниками в ситуации риска.

В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы.

1. Существуют особенности принятия решений в ситуации риска, характерные для старшего школьного возраста. Они проявляются в субъективных репрезентациях риска и принятия решений, а также в особенностях протекания процесса принятия решений.

2. Существуют различия между старшеклассниками и взрослыми в степени выраженности личностных особенностей, влияющих на принятие решений и их структурных взаимосвязях.

3. Представления учителей и старшеклассников об особенностях принятия решений старшеклассниками и о наличии в школе условий для развития умения принимать решения различаются.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи.

1. Изучить особенности субъективных репрезентаций принятия решений и риска у старшеклассников.

2. Изучить особенности протекания процесса принятия решений в старшем школьном возрасте.

3. Изучить степень выраженности личностных факторов, влияющих на принятие решений и их структурные взаимосвязи в старшем школьном возрасте.

4. Изучить представления старшеклассников и учителей об особенностях принятия решений старшеклассниками.

5. Изучить представления старшеклассников и учителей о наличии в школе условий для развития умения принимать решения.

6. Разработать. практические рекомендации по обучению старшеклассников принятию решений и по созданию в школе условий, способствующих развитию у них умения принимать решения.

Методологической основой нашего исследования явились когнитивный^ (Дж.Брунер, Д. Дёрнер, Дж. Миллер, У. Найссер, Д. Норман,.

B.Ф.Петренко, К. Прибрам, Р. Солсо) и субъектно-деятельностный подходы (К.А.Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. А. Иванников, Е. И. Исаев, О. А. Конопкин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. И. Моросанова В.А.Петровский,.

C.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков) к анализу психических явлений. Теоретической базой исследования выступают научные работы в области психологии принятия решений (Р.Акофф, А. В. Карпов, Ю. Козелецкий, Т. В. Корнилова, С. Плаус, Г. Саймон, КаЬпетап Б., Туегэку.

A.), психологии риска (Ю.И.Борисов, Дж. Брунер, Т. В. Корнилова,.

B.А.Петровский), субъектности (А.В.Брушлинский, Е. И. Исаев, В. А. Петровский, С.Л.РубинштейнВ.И.Слободчиков), саморегуляции (К.А.Альбуханова-Славская, В. А. Иванников, О. А. Конопкин, В.И.Моросанова), юношеского возраста (Л.И.Божович, И. С. Кон,.

A.В.Мудрик, Л. А. Регуш, Д. И. Фельдштейн, Э. Эриксон), воспитания и развивающего обучения в педагогической психологии (Л.С.Выготский,.

B.В.Давыдов, Л. В. Занков, Д.Б.Эльконин).

Для достижения цели диссертационного исследования и решения поставленных задач использованы следующие методы: а) теоретического исследования проблемы (изучение психолого-педагогической литературы по проблеме, теоретический анализ и синтез) — б) поперечных срезов (сопоставление групп взрослых и старшеклассников) — в) эмпирические (психодиагностический, интервью, анкетирование) — г) качественный и количественный анализ на основе методического приема «пирамида обобщений» (Г.Г.Татарова, А. В. Бурлов, 1999), контент-анализ, методов описательной и индуктивной статистики (критерий у2 Пирсона), корреляционного анализа (коэффициенты ранговой корреляции гСпирмена и линейной корреляции r-Пирсона), факторного анализа с варимакс-вращением). Статистическиепроцедуры реализовалисьв EXCEL и пакете программ SPSSд) структурно-генетический метод интерпретации данных.

Для сбора эмпирического материала использовались: методика свободных описаний, методика свободных ассоциаций, опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР- 25) Т. В. Корниловой., опросник импульсивности 1−7 Г. и С. Айзенк в кратком варианте в модификации Т. Корниловой, А. Долныковой, опросник диагностики степени склонности к риску в условиях физической опасности Г. Шуберта (RSK), специально разработанные, анкеты, модифицированная методика «размышления вслух», специально разработанная методика оценки особенностей принятия< решений на основе процедуры субъективного шкалирования.

Выборка. В исследовании приняли участие 460 старшеклассников и 75 учителей средних школ № 6, 8, 14, 38, Университетского лицея и лицея № 1 г. Петрозаводска. Основная исследовательская выборка составила 262 человека, из них 145 девушки и 117 юношей. Для сравнения респондентами выступили также 64 взрослых.

Положения, выносимые на защиту.

1. Особенности принятиярешений в ситуациях риска в старшем школьном возрасте проявляются в: субъективных репрезентациях риска и принятия решенияв преобладании определенного типа рискав особенностях протекания процесса принятия решенийв большей «рискованности» и меньшей рациональности, чем у взрослыхв наличии взаимосвязи между содержательно разными личностными факторами «рискованности».

2. Описаны типы старшеклассников, связанные с их индивидуально-личностными особенностями принятия решений: «рациональные», «рискованные» и «ориентированные на мнение других людей».

3- Представления учителей и старшеклассников, об. особенностях принятия решений старшеклассниками* и о наличии в школе условий* для развития умения принимать решения различаются.

Научная новизна исследования. Впервые проведено комплексное исследование особенностей принятия решений старшеклассниками в ситуации риска на основе пониманияпроцесса принятия решений как средства саморегуляции с рассмотрением когнитивно-личностных регулятивных механизмов самого процесса принятия решений. Выявлены особенности субъективных репрезентаций принятия решений и риска и протекания процесса принятия решений у старшеклассниковописаны типы старшеклассников на основе их индивидуально-личностных особенностей принятия решений. Проанализированы различия в представлениях учителей и старшеклассников об особенностях принятия решений старшеклассниками и о наличии в школе условий для развития умения принимать решения.

Теоретическая значимость исследования. Полученный материал является вкладом в разработку проблем возрастной психологии. Новые эмпирические данные способствуют расширению теоретических представлений о психологии старшеклассников, особенностях принятия решений старшеклассниками и их «рискованности». Получены эмпирические данные об особенностях принятия решений старшеклассниками в ситуации риска.

Практическая значимость. Разработана и апробирована программа тренинга по развитию умений принимать решения у старшеклассниковразработаны и апробированы рекомендации для психологов по проведению методического семинара с учителями с целью помочь в осознании своей позиции по вопросу обучения принятию решений, анализе своих установок и их измененииразработан практикум по обучению учителей развитию умений принимать решения у старшеклассниковданы рекомендации по созданию в школе условий, способствующих развитию умения старшеклассников принимать решенияразработаны методики для выявления эмоциональности и ориентированности на других людей при принятии решений и самооценки своих особенностей принятия решений. Полученные результаты могут быть использованы в консультативной практике, в подготовке общих и специальных психологических курсов для студентов психологических факультетов < и при разработке программ повышения квалификации учителей.

Апробация результатов работы. Основные положения диссертационного исследования представлены на заседаниях кафедр общей и социальной психологии КГПУ, на научно-практических конференциях факультетов психологии и дошкольной и социальной педагогики и психологии КГПУ, на региональной научно-практической конференции СПбАППО «Служба практической психологии в системе образования» (2008), на Всероссийской научно-практической конференции «Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования», г. Санкт-Петербург (2007), на международной научно-практической конференции «Психология XXI века: актуальные проблемы и тенденции развития» г. Пенза (2007), в журнале «Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Аспирантские тетради». По теме диссертации опубликовано 4 научных работы и методические рекомендации-для психологов.

Внедрение. Разработана и внедрена в практику работы практических психологов системы образования г. Петрозаводска программа по развитию у старшеклассников умения принимать решения. Материалы исследования используются в курсе «Психология принятия решений» для студентов Карельского государственного педагогического университета.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав и заключения, библиографии и приложений. Объем основного текста — 153 печатных страницы, содержит 23 таблицы и 2 рисунка.

Список литературы

включает 205 источников, из них 20 на иностранном языке. В приложениях представлены тексты разработанных методик, результаты математико.

В! целом, полученные в> исследовании результаты^ позволяют сделать следующиеВЫВОДЫ:

1. Особенности принятия? решений в старшем школьном возрасте проявляются в том, что:

— для старшеклассников принятие решения во многих случаях является" самоцелью, свидетельством — самостоятельности, независимости и «взрослости" — в репрезентациях риска на протяжении старшего школьного возраста внимание акцентируется на преимуществах рискованного поведения, которое отождествляется с неодобряемым взрослым социумом, преобладает гедонистический» тип рискак концу периода выраженность этих тенденций' уменьшается;

— в процессе принятия решения^ старшеклассники' редко анализируют варианты решениянедостаточно «учитывают последствия своих действий и личностные параметры, субъектоввовлечённых в проблемную ситуациюпри* выборе ориентируются преимущественно на собственное Яно к концу периодаг все-большее внимание уделяют анализу объективных последствийоценка результата своих действий может осуществляться ими в два этапа: первый — в процессе или сразу после событий, второй — спустя, некоторое время, причем эти оценки существенно различаются;

— в старшем школьном возрасте больше выражена «рискованность» и меньше рациональность, чем у взрослыхвзаимосвязаны содержательно разные личностные факторы «рискованности»: склонность, готовность к риску и импульсивностьк концу периода личностные факторы, влияющие на принятия решений, становятся более независимыми друг от друга.

2. Выделяются типы старшеклассников: «рациональные», «рискованные» и ориентированные на мнение других людей. «Рациональные» уделяют большое внимание информационному поиску при принятии решения и самоконтролю- «рискованные» разрешают ситуации рискаотдавая предпочтение ненадёжному варианту- «ориентированные на мнение других людей» стремятся не осуществлять выбор самостоятельно, советуются с близкими и выбирают тот же способ выхода из ситуации риска, который предпочитают люди из его окружения. Преобладают представители «рискованного» типа.

3. Различия между юношами и девушками в особенностях принятия решений в ситуации риска заключаются в том, что у юношей чаще встречается стремление к риску, связанное с физической опасностью и носящее неадаптивный характер и сочетание всех характеристик «рискованности» у одного и того же человека, девушкам же более свойственны импульсивность и эмпатичность.

4. Представления учителей и старшеклассников об особенностях принятия решений старшеклассниками и о наличии в школе условий для развития умения принимать решения различаются: учителя считают старшеклассников импульсивными, безответственными и зависящими от других людей, сами же старшеклассники видят себя ответственными, проводящими тщательный когнитивный анализ проблемной ситуации и реализующими принятое решениестаршеклассники стремятся принимать решения в школе самостоятельно, а учителя не готовы передать им ответственность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей работе было впервые проведено комплексное эмпирическое исследование особенностей принятия решений старшеклассниками в ситуации риска. Теоретическим основанием рассмотрения стало понимание процесса принятия решений как средства саморегуляции.

В результате исследования выявлены особенности субъективных репрезентаций принятия решений и риска и протекания процесса принятия решений у старшеклассников: Изучены степень выраженности личностных особенностей, влияющих на принятие решений и их структурные взаимосвязи в старшем школьном возрасте. Описаны типы старшеклассников на основе их индивидуально-личностных особенностей принятия решений.

Полученные результаты подтверждают устоявшееся в психологии представление о юности как о возрастном периоде, для которого свойственно рисковать. Данные исследования конкретизируют эти представления и позволяют говорить о том, что причинами «рискованности» старшеклассников являются представление о принятии решения как свидетельстве самостоятельности, независимости, т. е. «взрослости» и акцентирование внимания на преимуществах рискованного поведения.

Было выявлено, что старшеклассники демонстрируют «рискованность» в совершенно разных по содержанию ситуациях: от нарушения установленных норм и правил, участия в опасных видах спорта и экстремальных развлечениях до оказания помощи нуждающимся в ней людям и животным, зачастую с риском для здоровья и жизни. Т. е. рискованность старшеклассников неоднородна по своему психологическому содержанию.

В то же время, результаты исследования показали, что у старшеклассников связанными оказываются содержательно разные личностные факторы «рискованности»: склонность, готовность к риску и импульсивность. Т. е. старшеклассники, готовые рисковать обдуманно ради важной для них цели, рискуют также и ради получения* удовольствия от сильных амбивалентных переживаний, возникающих в момент опасности. Причем, преобладают ситуации направленные именно на переживание ощущения риска. Посредством риска выражается протест против социального давления,.преодолеваются запреты, наложенные обществом.

Среди ситуаций, в которых от старшеклассника требуется принятие решения и есть элемент риска, преобладают ситуации, связные с учебной деятельностью. Что позволяет говорить, о том, что именно в школе, в учебной деятельности, необходимо обучать принятию решений.

Выявлены особенности протекания процесса принятия решений у старшеклассников. Они проявляются в том, что на этапе анализа альтернатив они реже взрослых учитывают последствия своих действий, особенно для окружающих людей, и уделяют большее внимание своим чувствам, ориентируются" на собственное Я: В данном исследовании подтверждается также известный факт о томчто сам' выбор в, юности нередко осуществляется импульсивно, под влиянием обстоятельств.

Проведенное исследование позволило выявить типы старшеклассников, связанные с их индивидуально-личностными особенностями принятия решений: «рациональные», «рискованные» и «ориентированные на мнение других людей». «Рациональные» уделяют большое внимание информационному поиску при принятии решения и самоконтролю- «рискованные» разрешают ситуации риска, отдавая предпочтение ненадёжному варианту- «ориентированные на мнение других людей» стремятся не осуществлять выбор самостоятельно, советуются с близкими и выбирают тот же способ выхода из ситуации риска, который предпочитают люди из его окружения.

Проявления «рискованности» различны у старшеклассников разных, типов, поэтому работа по развитию у них умения принимать решения имеет определенную специфику. Так, обучая «рациональных» старшеклассников,.

151 можно опираться• на их стремление тщательно обдумывать свои решения и: ихпоследствия. Но с ними необходимо специально работать над проблемойзатягивания решения.

При работе со старшеклассниками «рискованного» типа важно уделять особое внимание обучению умению видеть суть проблемы, сравнивать варианты решения, осознавать критерии принятия решения ипрогнозировать последствия своих поступков.

Представителям типа «ориентированные на мнение других людей» важно' придать уверенности и акцентировать внимание на, необходимости самостоятельного принятия решения. Их необходимо обучать опираться при принятиифешения на собственные стабильные. предпочтенияш-ценности.

Данная типология предоставляет, возможности! реализации дифференцированного? подхода при работе со старшеклассниками по развитию у них умения принимать решения. Она может быть также полезна при прогнозировании: поведенияконкретного старшеклассника вситуациириска.

Выявленные половые, различия свидетельствуют о большей «рискованности» юношей по сравнению с девушками, особенно в ситуациях физической опасности.

Проанализированы различия в представлениях учителей и старшеклассников об особенностях принятия решений старшеклассниками и о наличии в школе условий для развития умения принимать решения.

Различия в представлениях учителей и старшеклассников заключаются в том, что старшеклассники считают себяответственными, обдумывающими последствия и избегающими неоправданной’опасности, а учителя оценивают их как импульсивных, безответственных, не думающих о последствиях и неоправданно рискующих.

Влияние взрослых, и в частности, учителей на развитие умения принимать решения у школьников состоит в создании условий для осуществления ими самостоятельных выборов и возможности увидеть их последствия. Такими условиями являются предоставление возможности реального значимого выбора для приобретения собственного опыта принятия решений и существование собственной «зоны ответственности».

Данные исследования показывают, что старшеклассники стремятся принимать решения самостоятельно, но это редко допускается учителями. «Зона ответственности» учеников ясно не определена и у участников взаимодействия не существует однозначного представления о её границах.

Полученные данные позволяют сформулировать направления дальнейших исследований, которые могли бы быть посвящены изучению:

1. Роли семейного окружения старшеклассника (родителей, братьев и сестер и т. д.) в развитии у него умения принимать решения. В этом контексте важно выявить представления родителей об особенностях принятия решений старшеклассниками и об условиях для развития умения принимать решенияособенности принятия решений у старшеклассников из неблагополучных семей, лишенных родительского попечения и т. д.

2. Роли близких друзей и референтной группы в развитии умения принимать решения.

3. Влияния на принятие решения таких личностных особенностей как тревожность, общительность и т. д. и взаимосвязи особенностей принятия решений с показателями личностного развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. А. О субъекте психической деятельности: Методологические проблемы психологии. — М.: Наука, 1973 288 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980, — 220 с.
  3. В.Н. Анкетная методика измерения импульсивности // Новые исследования в психологии.- М.: Ин-т общей и педагогической психологии, 1983.- № 2.-С. 15−19.
  4. Г. Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3?- критерий таксономической парадигмы // Иностранная психология. — 1993. Т.1. — № 2. -С. 9−23.
  5. Р. Искусство решения проблем: Пер. с англ. М.: Мир, 1982. -224 с.
  6. Аксиологическая функция философии. Учебное пособие. / Под ред. A.M. Арзамасцева. — Магнитогорск: МГТУ, 2004. — 119 с.
  7. Е.В. Проявление ответственности подростков в совладании с жизненными проблемами: дис.. канд. психол. наук: 19.00.13. СПб, 2002. -187 с.
  8. Г. М. Социальная психология.- М: Аспект Пресс, 1999.- 375 с.
  9. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Избр. труды. Философские аспекты теории функциональной системы М.: Наука, 1978. — С.49−106.
  10. П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Проблемы принятия решений. М.: Наука. — 1976. — С. 11−12.
  11. К.В. Теоретические основы, принятия управленческих решений: учеб. пособие М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2005. — 504 с".
  12. К.В., Воробьев С. Н., Уткин В. Б. Управленческие решения: учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0″, 2006.- 496 с.
  13. В.В. Психологические условия формирования ответственного действия в подростковом возрасте: автореф. дис.канд. психол. наук. М., 2000.- 19 с.
  14. Н.Н., Стефаненко Т. Г. Контент анализ. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 60 с.
  15. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
  16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. — 1968: — 464 с.
  17. Л. И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии. 1976. — № 4. — С. 55- 68.
  18. Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 209 с.
  19. Е.В. Иноязычное личностно-ориентированное образование на старшей ступени средней школы. Дис. докт. пед. наук. СПб, 2008. 13.00.02. -315 с.
  20. И.Ю. „Гедонистический риск“ и отклоняющееся-поведение молодежи // Психологические проблемы, выявления и коррекции^ отклоняющегося поведения школьников. М.: 1990. — С. 54−62.
  21. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  22. A.B. Психология субъекта. М.: ИПРАН, СПб.: Алетейя, 2003.-272 с.
  23. .М. Современная когнитивная психология. М: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 336 с. .
  24. Ю.В., Козьева И. А., Кузьбожев Э. Н. Управленческие решения: разработка и выбор: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2005. — 352 с.
  25. Возрастная* и педагогическая психология / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.- Под ред. А. В:Петровского М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  26. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.- Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. — 256 с. 30.» Возрастная и педагогическая*психология. / Под ред. А. В. Петровского -М.: Просвещение, 1973. 288 с.
  27. .С. Психология ранней юности: учебное пособие. М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 96 с.
  28. Л.С. Собр. соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — 432 с.
  29. Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т.З. — 367 с.
  30. Л.С., Лурия- А.Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.
  31. С., Московиси С. Теория принятия коллективных решений в иерархических и неиерархических группах // Психологический журнал. Том 13.- 1992.-№ 6.-С. 93−101.
  32. Гинзбург М'.Р. Психология личностного самоопределения: автореф. дис. докт. психол. наук: 19.00:13. М., 1996. — 60 с.
  33. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 19−26.
  34. В.В. Принятие решений в деятельности человека в свете теории установки Д.Н.Узнадзе // Нормативные и дескриптивные модели принятия решений. М.: Наука, 1981. — С. 46−51.
  35. Л.Л. Принятие решений как, проблема психологии познания // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 125−132.
  36. , В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М1: Академия, 20 041 — с. 281.
  37. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
  38. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 4 — М.': Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955−684 с. (86)
  39. Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01. М., 2005. — 357 с.
  40. Д. Логика неудачи. М.: Смысл, 1997. — 243 с.
  41. В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 199 с.
  42. Л.Г. Принятие решений в условиях неопределенности. М.: Институт управления народным хозяйством, 1977.- 135 с.
  43. Л.Г. Теория и практика принятия решений. — М.: Экономика, 1984. 176 с.
  44. Н. П. Формирование инициативности студентов-первокурсников в ситуациях учебно-профессиональной деятельности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2006. — 205 с.
  45. Ю.М. Экологический- подход к, психологии* проблемных ситуаций-// Психология труда^в условиях проблемных ситуаций. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1996. — с. 7−21.
  46. JI.B. Избранные педагогические труды. — М.: Новая школа, 1996.-432с.
  47. A.C. Индивидуальная культура как фактор индивидуализации и социальной интеграции молодежи: дис. доктора культурологии: 24.00.01. СПб., 1996. — 404 с.
  48. Зубков В1. И. Социологическая теория риска.-М.:РУДН, 2003.-С.97−137.
  49. В.А. Психологические механизмы волевой-регуляции.- М.: МГУ, 1991.- 140 с.
  50. Е.П. Мотивация и мотивы СПб: Питер- 2000. — 512 с.
  51. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  52. А.Б. Механизмы психологической защиты и стратегии преодоления в переходный период от подросткового к юношескому возрасту: дис. канд. психол. наук: 19.00.07.- М., 2006. 228 с.
  53. A.B. Исследование факторов нейродинамики в структуре психологической системы деятельности в условиях информационного дефицита//Проблемы системогенеза деятельности. — Ярославль: ЯрГУ, 1980. С. 84−95.
  54. A.B. Оптимизация профессиональной подготовки на основе обучения процессу принятия решений// Психология труда в условиях проблемных ситуаций.- Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1996. с. 117−126.
  55. A.B. Проблемы принятия решений в трудовой деятельности // Психологический журнал. Том 14. — 1993. — № 3. — С. 3−14.
  56. A.B. Процессы принятия решений в структуре управленческой деятельности // Психологический журнал. Том 21. — 2000. — № 1. — С. 63−77.
  57. A.B. Психологический анализ процессов принятия решения в деятельности: учебное пособие.- Ярославль: ЯрГУ, 1985. 80 с.
  58. A.B. Психология* принятия решения в профессиональной деятельности: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1991. — 154 с.
  59. О.Г. Механизмы саморегуляции у подростков с аддиктивным поведением: В процессе приобщения к употреблению токсических веществ: дис. канд. психол. наук: 19.00.07. Казань, 1999. -183 с.
  60. Когнитивная психология: учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. — М.: ПЕР СЭ, 2002 — 480 с.
  61. Ю. Психологическая теория решений. М: Прогресс, 1979. — 504 с.
  62. Ю., Человек многомерный. Киев.: Лыбидь, 1991. — 320 с.
  63. В. Н. Обработка данных психологического исследования с использованием программы SPSS: методическое пособие Петрозаводск: Издательство КГПУ, 2006. — 30 с.
  64. Я. Л., Березовин H.A. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М.: Знание, 1977, — 96 с.
  65. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск.: БГУ, 1976. 352 с.
  66. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. — 184 с.
  67. Кон И.С., Лосенков В. А. Юношеская дружба как объект эмпирического исследования // Проблемы общения и воспитание. Ч. — II. Тарту.: ТГУ, 1974. — С. 74−135.
  68. Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  69. Кон И. С. Психология старшеклассника-М.: Просвещение, 1982.-205 с.
  70. O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности человека: Структурно-функциональный аспект // Вопросы психологии. -1995.1.-С. 5−12.
  71. O.A., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 42−52.
  72. Т.В. Группировки мотивационно-личностных свойств как регулятивные системы принятия решений // Вопросы психологии. 2002. — № 6.-С. 73−83.
  73. Т.В. Диагностика «личностных факторов» принятия решений // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 99−109.
  74. Т.В. Методологические проблемы психологии принятия решений //Психологический журнал. Том 26. — 2005. — № 1. — С. 7−17.
  75. Т.В. Многомерность фактора, субъективного риска (в вербальных ситуациях принятия решений) // Психологический журнал. Том 19.- 1998.-№ 6.- С. 40−51.
  76. Т.В. Мотивационная регуляция принятия решений // Вопросы психологии. 2001. — № 6. — С. 55−65.
  77. Т.В. О функциональной регуляции принятия интеллектуальных решений // Психологический журнал. Том 18. — 1997. — № 5.- С. 73−84.
  78. Т.В. Познавательная активность при решении дискурсивной задачи в компьютеризированном эксперименте // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 141−143.
  79. Т.В. Психология риска и принятия решений: учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003. — 286 с.
  80. Т.В., Долныкова A.A. Диагностика импульсивности и склонности к риску // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1995. — № 3. — С. 46−56.
  81. Т.В., Тихомиров O.K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: МГУ, 1990. — 192 с.
  82. , T.B., Чудина T.B. Личностные и-ситуационные факторы принятия решений', в условиях диалога с ЭВМ // Психологический журнал.-Том 11.- 1990: № 4. — С. 32−37.
  83. В.В., Скотникова И. Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения. М.: Наука, 1993. — 143 с.
  84. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
  85. С.В., Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1997. — 192 с.
  86. В.Т. Идея историзма в психологии развития. Теорет.-методол. исслед.: дис.. докт. психол. наук: 19.00.01. М., 1997. — 336 с.
  87. В.Т., Уразалиева Г. К., Кириллов И. Л., Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. М.: ИДОСВ РАО, AHO «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева», 2003. — с.
  88. О.И. Наука и искусство принятия решений. — М.: Наука, 1979.- 200 с.
  89. О.И. Объективные модели и субъективные решения. М.: Наука, 1987. — 144 с.
  90. О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: учебник. М.: Логос, 2000. — 296 с.
  91. О.И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений: Вербальный анализ решений. М.: Наука, 1996. — 208 с.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  93. Д.А., Мандрикова Е. Ю. Моделирование «экзистенциальной дилеммы»: эмпирическое исследование личностного выбора // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2005. — № 4. — С. 37−42.
  94. .Г. Управленческие решения. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Издательство ЭКМОС, 1998. — 248 с.
  95. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1984.-444 с.
  96. В .Д. Структурирование информации человеком при принятии’решений // Психологический журнал.- Том 18. 1997. — № 1. — С. 90−102.
  97. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
  98. A.M. Психологическая структура и классификация проблемных ситуаций, возникающих в экстремальных условиях профессиональной деятельности // Психология труда в условиях проблемных ситуаций. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1996. — с. 22−28.
  99. Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. -М.: Прогресс, 1965.- 238 с.
  100. Дж. Когнитивная революция с исторической точки зрения // Вопросы психологии. 2005. — N 6. — С. 104−109.
  101. Г. С., Бакулин И. И. Соотношение профессиональных способностей к принятию и исполнению решений на разных уровнях управленческой иерархии // Журнал прикладной психологии.- 2005. № 1. -С. 45−55.
  102. H.A. Зависимость способа жизненного самоопределения студентов от особенностей ориентировочной основы принятия решений: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. Сургут, 2005. — 142 с.
  103. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998.- 192 с.
  104. В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности //Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 121−127.
  105. В.И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция' поведения человека // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 118−127.
  106. Мудрик A.B.Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 109 с.
  107. A.B. Общение школьников. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  108. A.B. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Знание, 1977. — 60 с.
  109. К. Психология ответственности. Л.: ЛГУ, 1986. — 214 с.
  110. У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. 230 с.
  111. Э. Принять решение, но как? — М.: Мир, 1987. — 198 с.
  112. Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / Под ред. Л. А. Рёгуш. СПБ.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 192 с.
  113. Никандров В. В. Неэмпирические методы психологии: учеб. пособие. -СПб.: Речь, 2003. 53 с.
  114. Д. Память и научение. М.: Прогресс, 1985. 160 с.
  115. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М.: Педагогика, 1987. — 152 с.
  116. В.Ф. Основы психосемантики: учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. — 400 с.
  117. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992. — 224 с.
  118. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: учеб. пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 509 с.
  119. С. Психология оценки и принятия^ решений.— Mi: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. 368 с.
  120. С.Г. Диагностика личностных свойств старшеклассников, опосредствующих процесс принятия решений.- Н.: НИПКиПРО, 2005 135 с.
  121. С.Г. Особенности оценки вероятности и случайности у старшеклассников с разной выраженностью «устойчивости к неопределенности»: Электронный" ресурс. Электрон, ст. — Режим доступа к ст.: http://fp.nsu.ru/konfs/conf2006/tezisvkonf2006.htm (10)
  122. В.В. Психодиагностика рефлексивности как метод социально-психологического исследования управленческой деятельности: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.05. Ярославль, 2000. — 188 с.
  123. Понукалин* A.A. Проблемная ситуация как важнейшее условие психологического развития" личности // Психология труда в условиях проблемных ситуаций.- Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1996. С. 28−43.
  124. Практическая психология образования. / Под ред. И. В. Дубровиной: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. -М: ТЦ «Сфера», 1997. 528 с.
  125. В.П. Комплексное исследование ответственности как системного- качества личности: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01. -Екатеринбург, 1999. 299 с.
  126. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение -М.- Воронеж: Институт практической психологии: МОДЭК, 1996. -256 с.
  127. Психологические проблемы принятия решения. Сборник научных трудов. Выпуск II. / Под ред. проф. А. В. Карпова. Ярославль.: Российское психологическое общество. Международная академия психологических наук., 2002.- 188 с.
  128. Психологические проблемы принятия решения: / Под ред. проф. А. В. Карпова. Ярославль.: Яросл. гос. ун-т., 2001. — 92 с.
  129. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. -440 с.
  130. Психология-современного «подростка / Под-ред. Д. И. Фельдштейна. -Москва: Педагогика, 1987. 23 8'с.
  131. Психология современного5 подростка / Под ред. проф. Л. А. Регуш. -СПб: Речь, 2005.-400 с.
  132. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 376 с.
  133. A.A., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж:: Высшая школа предпринимателей, 2005.- 195 с.
  134. Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб., Речь, 2003. — 352 с.
  135. Л.А. Структура и возрастная динамика способности к прогнозированию// Психологический журнал. Том 2.-1981.-№ 5.-С. 106−115.
  136. Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и. статистика, 1989. — 206 с.
  137. В.В. Разработка управленческого решения: учеб. пособие для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 140 с.
  138. Н.В. Система развивающего обучения в школьной практике // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 40−51.
  139. С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.
  140. В.В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний // II Российская конференция по экологической психологии: Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. — С. 169—172.
  141. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Академия,. 1997. 128 с.
  142. Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // Альманах THESIS. Мир человека. 1993. № 5. — С. 16−37.
  143. Г., Смитбург Д., Томпсон Bi Менеджмент Вя организациях.— Mi: Экономика, 1995. — 335 с.
  144. С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления. М.: Феникс, 1997. — 509 с.
  145. В.Г. Ответственность как личностный фактор и возможности ее диагностики: дис. канд. психол. наук: 19.00.01. Хабаровск, 2003, — 184 с.
  146. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2000.-350 с.
  147. Н.Ю. Психологическое обеспечение деятельности учителя по развитию школьников как субъектов учения: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.03. Тверь, 2002. — 313 с.
  148. Н.Ю. Психология ведения урока.- СПб.: Речь, 2002.-148 с.
  149. И.Г. Психологическая структура проблемных ситуаций: пороговые задачи и индивидуально-стилевые механизмы их решения // Психология труда в условиях проблемных ситуаций.- Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1996.-С. 62−71.
  150. В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъектности. М: Школа-Пресс, 1995. — 382 с.
  151. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 27−35.
  152. Г. Н., Корнилова Т. В. Риск как характеристика действий субъекта. -М.: Наука, 1999. 79 с.
  153. Р. Л. Когнитивная психология Пер. с англ. Н. Ю. Спомиор. -М.: Тривола: Либерея, 2002. 598 с.
  154. Г. В. Принятие решения как интеллектуальная деятельность. Монография. М: Гадарики, 2005. — 253 с.
  155. Г. Г., Бурлов A.B. Логическая организация анализа данных, полученных методом неоконченных предложений // Социологические исследования. 1999. — № 8. — С. 123−133.
  156. С.Н. Принятие решений в контуре управления. Петрозаводск (б.и.), 2006. — 272 с.
  157. , О. К. Психология мышления: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / О. К. Тихомиров. М.: Академия, 2005. — 287с.
  158. H.H. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 79−87.
  159. Д.Н. Психологические исследования. М.: Педагогика, 1966. -451 с.
  160. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. -511 с.
  161. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. -184с.
  162. Формирование личности старшеклассника / А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина и др.- под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989.- 169 с.
  163. В. Человек в поисках смысла: перевод с английского и немецкого. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  164. Е.А. Психологическая: характеристика личности старшеклассника//Вопросы психологии- 1982.- № 5. С. 72−79.
  165. М., Стэсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ. Под ред. И. И. Елисеевой. М: Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 590 с.
  166. Якобсон-П.М. Эмоциональная жизнь школьника: М.: Просвещение, 1966.-292 с.
  167. Amy Alberts, David Elkind: and Stephen Ginsberg. The Personal Fable and Risk-Taking in Early Adolescence // Journal of Youth and Adolescence, 2007. V. 36. № 1. P. 71−76.
  168. Arend U. Wissenserverb und Problemlosen bei der Mensch- Gomputer-Interaktion. Regensburg: S. Roderer Verlag, 1990- 295 S.
  169. Boverie P.E., Scheufelle D-G., Raymond E.L. Multimethodologikal approah to examining risk-taking //Current psychology. 1994−1995, V. 13. № 4. P. 289−302.
  170. Carrie S. Friedl and N. Dickon Reppuccil. Criminal Decision Making: The Development of Adolescent Judgment, Criminal Responsibility, and Culpability // Law and Human Behavior. 2001. V. 25. №. 1. P- 45−61.
  171. Degision-making in action: models and methods / G. Klein, J. Orasanu, R. Calerwood, C. Zsambook (Eds). New-Jersy, 1993. 342 p.
  172. Deusinger I. Die Frankfurten Selbstkonzeptskalen (FSKN). Gottingen / Toronto / Zurich: Hogrefe Verlag fur Psyhologie, 1986/
  173. Edwards W. The Theory of degision making // Psychologikal Bulletin, 1954. V. 51. P. 380−417.
  174. Elizabeth S. Scottl, Dickon. Reppucci and Jennifer L. Woolard. Evaluating adolescent decision making in legal contexts // Law and Human Behavior. 1995. V. 19. № 3. P. 221−244.
  175. Eysenk S.B.G., Pearson P.G., Easting G. & Allsop J.F. Age norms for impulsiveness, venturesommeness and empaty in adults // Person. individ. Diff 1985. Voll. 6. N. 5. P.613−619.
  176. Flavell J.H. Metacognitive aspects of problem solving // The nature of intelligence. N.Y., 1976. P. 231−235.
  177. Janis I.L., Mann L. Degision making: A psyhologikal analysis of konflict, choise and commitment. N.Y.: Free Press, 1977. 312 p.
  178. Jeffrey Wilks. The relative importance of parents and friends in adolescent decision making//Journal of Youth and Adolescence, 1986. V. 15. № 4. P. 323−334.
  179. Kahneman D., Tversky A. Prospect theory: an analysis of degision under risk // Econometrica, 1979. V.47. N2. P. 263−29!
  180. Laurence Steinberg and Elizabeth Cauffman Maturity of judgment in adolescence: Psychosocial factors in adolescent decision making // Law and Human Behavior, 1996. V. 20. № 3. P 249−272.
  181. Michelle Wierson, Sarah D. Nousiainen, Rex Forehand and Amanda McCombs Thomas. Parent-adolescent congruence on decision-making and its relation to adolescent adjustment // Journal of Family Violence. 1992. V. 7. № 1. P: 9−18.
  182. Nathan Berg and Gerd Gigerenzer Psychology Implies Paternalism? Bounded Rationality may Reduce the Rationale to Regulate Risk-Taking // Social Choice and Welfare, 2007. V. 28. № 2. P. 337−359.
  183. Nathan Kogan and Karen Dorros. Sex differences in risk taking and its attribution // Sex Roles, 1978. V. 4. № 5. P. 755−765.
  184. Patricia E. Boverie, Denise J. Scheuffele and Elizabeth L. Raymond. Multimethodological approach to examining risk-taking // Current Psychology, 1994. V. 13. № 4. P. 289−302.
  185. Problemlosen, Kreativitat und menschliche Intelligenz II Kognitive Psychologie. Berlin. Springer Heidelberg, 2005.
Заполнить форму текущей работой