Особенности принятия решений старшеклассниками в ситуациях риска
Диссертация
Практическая значимость. Разработана и апробирована программа тренинга по развитию умений принимать решения у старшеклассниковразработаны и апробированы рекомендации для психологов по проведению методического семинара с учителями с целью помочь в осознании своей позиции по вопросу обучения принятию решений, анализе своих установок и их измененииразработан практикум по обучению учителей развитию… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ КАК СРЕДСТВО САМОРЕГУЛЯЦИИ В СИТУАЦИЯХ РИСКА
- 1. 1. Особенности принятия решений в ситуациях риска
- 1. 1. 1. Принятие решений как средство разрешения проблемных ситуаций и компонент саморегуляции
- 1. 1. 2. Процессуальный анализ принятия решений
- 1. 1. 3. Личностные особенности регуляции принятия решений
- 1. 1. 4. Особенности принятия решений в ситуациях риска
- 1. 2. Развитие процесса принятия решений в ранней юности
- 1. 1. Особенности принятия решений в ситуациях риска
- Выводы
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ В
- СИТУАЦИЯХ РИСКА
- ГЛАВА 3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ В СИТУАЦИЯХ РИСКА
- 3. 1. Субъективные репрезентации принятия решений и риска в старшем школьном возрасте
- 3. 2. Особенности процесса принятия решений у старшеклассников
- 3. 3. Личностные особенности, влияющие на принятие решений в старшем школьном возрасте
- 3. 4. Представления учителей и старшеклассников об особенностях принятия решений в старшем школьном возрасте и о наличии в школе условий для развития умения принимать решения
- ОБСУЖДЕНИЕ
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности: Методологические проблемы психологии. — М.: Наука, 1973 288 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980, — 220 с.
- Азаров В.Н. Анкетная методика измерения импульсивности // Новые исследования в психологии.- М.: Ин-т общей и педагогической психологии, 1983.- № 2.-С. 15−19.
- Айзенк Г. Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3?- критерий таксономической парадигмы // Иностранная психология. — 1993. Т.1. — № 2. -С. 9−23.
- Акофф Р. Искусство решения проблем: Пер. с англ. М.: Мир, 1982. -224 с.
- Аксиологическая функция философии. Учебное пособие. / Под ред. A.M. Арзамасцева. — Магнитогорск: МГТУ, 2004. — 119 с.
- Алексеева Е.В. Проявление ответственности подростков в совладании с жизненными проблемами: дис.. канд. психол. наук: 19.00.13. СПб, 2002. -187 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология.- М: Аспект Пресс, 1999.- 375 с.
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Избр. труды. Философские аспекты теории функциональной системы М.: Наука, 1978. — С.49−106.
- Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Проблемы принятия решений. М.: Наука. — 1976. — С. 11−12.
- Балдин К.В. Теоретические основы, принятия управленческих решений: учеб. пособие М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2005. — 504 с".
- Балдин К.В., Воробьев С. Н., Уткин В. Б. Управленческие решения: учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0″, 2006.- 496 с.
- Башев В.В. Психологические условия формирования ответственного действия в подростковом возрасте: автореф. дис.канд. психол. наук. М., 2000.- 19 с.
- Богомолова Н.Н., Стефаненко Т. Г. Контент анализ. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 60 с.
- Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. — 1968: — 464 с.
- Божович Л. И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии. 1976. — № 4. — С. 55- 68.
- Божович Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 209 с.
- Борзова Е.В. Иноязычное личностно-ориентированное образование на старшей ступени средней школы. Дис. докт. пед. наук. СПб, 2008. 13.00.02. -315 с.
- Борисов И.Ю. „Гедонистический риск“ и отклоняющееся-поведение молодежи // Психологические проблемы, выявления и коррекции^ отклоняющегося поведения школьников. М.: 1990. — С. 54−62.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
- Брушлинский A.B. Психология субъекта. М.: ИПРАН, СПб.: Алетейя, 2003.-272 с.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 336 с. .
- Вертакова Ю.В., Козьева И. А., Кузьбожев Э. Н. Управленческие решения: разработка и выбор: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2005. — 352 с.
- Возрастная* и педагогическая психология / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.- Под ред. А. В:Петровского М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
- Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.- Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. — 256 с. 30.» Возрастная и педагогическая*психология. / Под ред. А. В. Петровского -М.: Просвещение, 1973. 288 с.
- Волков Б.С. Психология ранней юности: учебное пособие. М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 96 с.
- Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — 432 с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т.З. — 367 с.
- Выготский Л.С., Лурия- А.Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.
- Галлам С., Московиси С. Теория принятия коллективных решений в иерархических и неиерархических группах // Психологический журнал. Том 13.- 1992.-№ 6.-С. 93−101.
- Гинзбург М'.Р. Психология личностного самоопределения: автореф. дис. докт. психол. наук: 19.00:13. М., 1996. — 60 с.
- Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 19−26.
- Григолова В.В. Принятие решений в деятельности человека в свете теории установки Д.Н.Узнадзе // Нормативные и дескриптивные модели принятия решений. М.: Наука, 1981. — С. 46−51.
- Гурова Л.Л. Принятие решений как, проблема психологии познания // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 125−132.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М1: Академия, 20 041 — с. 281.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 4 — М.': Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955−684 с. (86)
- Дементий Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01. М., 2005. — 357 с.
- Дёрнер Д. Логика неудачи. М.: Смысл, 1997. — 243 с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 199 с.
- Евланов Л.Г. Принятие решений в условиях неопределенности. М.: Институт управления народным хозяйством, 1977.- 135 с.
- Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. — М.: Экономика, 1984. 176 с.
- Журавлева Н. П. Формирование инициативности студентов-первокурсников в ситуациях учебно-профессиональной деятельности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2006. — 205 с.
- Забродин Ю.М. Экологический- подход к, психологии* проблемных ситуаций-// Психология труда^в условиях проблемных ситуаций. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1996. — с. 7−21.
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды. — М.: Новая школа, 1996.-432с.
- Запесоцкий A.C. Индивидуальная культура как фактор индивидуализации и социальной интеграции молодежи: дис. доктора культурологии: 24.00.01. СПб., 1996. — 404 с.
- Зубков В1. И. Социологическая теория риска.-М.:РУДН, 2003.-С.97−137.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой-регуляции.- М.: МГУ, 1991.- 140 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы СПб: Питер- 2000. — 512 с.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
- Карпов А.Б. Механизмы психологической защиты и стратегии преодоления в переходный период от подросткового к юношескому возрасту: дис. канд. психол. наук: 19.00.07.- М., 2006. 228 с.
- Карпов A.B. Исследование факторов нейродинамики в структуре психологической системы деятельности в условиях информационного дефицита//Проблемы системогенеза деятельности. — Ярославль: ЯрГУ, 1980. С. 84−95.
- Карпов A.B. Оптимизация профессиональной подготовки на основе обучения процессу принятия решений// Психология труда в условиях проблемных ситуаций.- Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1996. с. 117−126.
- Карпов A.B. Проблемы принятия решений в трудовой деятельности // Психологический журнал. Том 14. — 1993. — № 3. — С. 3−14.
- Карпов A.B. Процессы принятия решений в структуре управленческой деятельности // Психологический журнал. Том 21. — 2000. — № 1. — С. 63−77.
- Карпов A.B. Психологический анализ процессов принятия решения в деятельности: учебное пособие.- Ярославль: ЯрГУ, 1985. 80 с.
- Карпов A.B. Психология* принятия решения в профессиональной деятельности: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1991. — 154 с.
- Кириллова О.Г. Механизмы саморегуляции у подростков с аддиктивным поведением: В процессе приобщения к употреблению токсических веществ: дис. канд. психол. наук: 19.00.07. Казань, 1999. -183 с.
- Когнитивная психология: учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. — М.: ПЕР СЭ, 2002 — 480 с.
- Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М: Прогресс, 1979. — 504 с.
- Козелецкий Ю., Человек многомерный. Киев.: Лыбидь, 1991. — 320 с.
- Колесников В. Н. Обработка данных психологического исследования с использованием программы SPSS: методическое пособие Петрозаводск: Издательство КГПУ, 2006. — 30 с.
- Коломинский Я. Л., Березовин H.A. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М.: Знание, 1977, — 96 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск.: БГУ, 1976. 352 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. — 184 с.
- Кон И.С., Лосенков В. А. Юношеская дружба как объект эмпирического исследования // Проблемы общения и воспитание. Ч. — II. Тарту.: ТГУ, 1974. — С. 74−135.
- Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1989. 255 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника-М.: Просвещение, 1982.-205 с.
- Конопкин O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности человека: Структурно-функциональный аспект // Вопросы психологии. -1995.1.-С. 5−12.
- Конопкин O.A., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 42−52.
- Корнилова Т.В. Группировки мотивационно-личностных свойств как регулятивные системы принятия решений // Вопросы психологии. 2002. — № 6.-С. 73−83.
- Корнилова Т.В. Диагностика «личностных факторов» принятия решений // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 99−109.
- Корнилова Т.В. Методологические проблемы психологии принятия решений //Психологический журнал. Том 26. — 2005. — № 1. — С. 7−17.
- Корнилова Т.В. Многомерность фактора, субъективного риска (в вербальных ситуациях принятия решений) // Психологический журнал. Том 19.- 1998.-№ 6.- С. 40−51.
- Корнилова Т.В. Мотивационная регуляция принятия решений // Вопросы психологии. 2001. — № 6. — С. 55−65.
- Корнилова Т.В. О функциональной регуляции принятия интеллектуальных решений // Психологический журнал. Том 18. — 1997. — № 5.- С. 73−84.
- Корнилова Т.В. Познавательная активность при решении дискурсивной задачи в компьютеризированном эксперименте // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 141−143.
- Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений: учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003. — 286 с.
- Корнилова Т.В., Долныкова A.A. Диагностика импульсивности и склонности к риску // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1995. — № 3. — С. 46−56.
- Корнилова Т.В., Тихомиров O.K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: МГУ, 1990. — 192 с.
- Корнилова, T.B., Чудина T.B. Личностные и-ситуационные факторы принятия решений', в условиях диалога с ЭВМ // Психологический журнал.-Том 11.- 1990: № 4. — С. 32−37.
- Кочетков В.В., Скотникова И. Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения. М.: Наука, 1993. — 143 с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1997. — 192 с.
- Кудрявцев В.Т. Идея историзма в психологии развития. Теорет.-методол. исслед.: дис.. докт. психол. наук: 19.00.01. М., 1997. — 336 с.
- Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г. К., Кириллов И. Л., Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. М.: ИДОСВ РАО, AHO «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева», 2003. — с.
- Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. — М.: Наука, 1979.- 200 с.
- Ларичев О.И. Объективные модели и субъективные решения. М.: Наука, 1987. — 144 с.
- Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: учебник. М.: Логос, 2000. — 296 с.
- Ларичев О.И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений: Вербальный анализ решений. М.: Наука, 1996. — 208 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
- Леонтьев Д.А., Мандрикова Е. Ю. Моделирование «экзистенциальной дилеммы»: эмпирическое исследование личностного выбора // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2005. — № 4. — С. 37−42.
- Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Издательство ЭКМОС, 1998. — 248 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1984.-444 с.
- Магазанник В .Д. Структурирование информации человеком при принятии’решений // Психологический журнал.- Том 18. 1997. — № 1. — С. 90−102.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура и классификация проблемных ситуаций, возникающих в экстремальных условиях профессиональной деятельности // Психология труда в условиях проблемных ситуаций. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1996. — с. 22−28.
- Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. -М.: Прогресс, 1965.- 238 с.
- Миллер Дж. Когнитивная революция с исторической точки зрения // Вопросы психологии. 2005. — N 6. — С. 104−109.
- Михайлов Г. С., Бакулин И. И. Соотношение профессиональных способностей к принятию и исполнению решений на разных уровнях управленческой иерархии // Журнал прикладной психологии.- 2005. № 1. -С. 45−55.
- Мишанкина H.A. Зависимость способа жизненного самоопределения студентов от особенностей ориентировочной основы принятия решений: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. Сургут, 2005. — 142 с.
- Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998.- 192 с.
- Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности //Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 121−127.
- Моросанова В.И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция' поведения человека // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 118−127.
- Мудрик A.B.Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 109 с.
- Мудрик A.B. Общение школьников. М.: Знание, 1987. — 80 с.
- Мудрик A.B. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Знание, 1977. — 60 с.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: ЛГУ, 1986. — 214 с.
- Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. 230 с.
- Науман Э. Принять решение, но как? — М.: Мир, 1987. — 198 с.
- Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / Под ред. Л. А. Рёгуш. СПБ.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 192 с.
- Никандров В. В. Неэмпирические методы психологии: учеб. пособие. -СПб.: Речь, 2003. 53 с.
- Норман Д. Память и научение. М.: Прогресс, 1985. 160 с.
- Общение и формирование личности школьника / Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М.: Педагогика, 1987. — 152 с.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики: учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. — 400 с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992. — 224 с.
- Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: учеб. пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 509 с.
- Плаус С. Психология оценки и принятия^ решений.— Mi: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. 368 с.
- Плотников С.Г. Диагностика личностных свойств старшеклассников, опосредствующих процесс принятия решений.- Н.: НИПКиПРО, 2005 135 с.
- Плотников С.Г. Особенности оценки вероятности и случайности у старшеклассников с разной выраженностью «устойчивости к неопределенности»: Электронный" ресурс. Электрон, ст. — Режим доступа к ст.: http://fp.nsu.ru/konfs/conf2006/tezisvkonf2006.htm (10)
- Пономарева В.В. Психодиагностика рефлексивности как метод социально-психологического исследования управленческой деятельности: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.05. Ярославль, 2000. — 188 с.
- Понукалин* A.A. Проблемная ситуация как важнейшее условие психологического развития" личности // Психология труда в условиях проблемных ситуаций.- Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1996. С. 28−43.
- Практическая психология образования. / Под ред. И. В. Дубровиной: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. -М: ТЦ «Сфера», 1997. 528 с.
- Прядеин В.П. Комплексное исследование ответственности как системного- качества личности: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01. -Екатеринбург, 1999. 299 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение -М.- Воронеж: Институт практической психологии: МОДЭК, 1996. -256 с.
- Психологические проблемы принятия решения. Сборник научных трудов. Выпуск II. / Под ред. проф. А. В. Карпова. Ярославль.: Российское психологическое общество. Международная академия психологических наук., 2002.- 188 с.
- Психологические проблемы принятия решения: / Под ред. проф. А. В. Карпова. Ярославль.: Яросл. гос. ун-т., 2001. — 92 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. -440 с.
- Психология-современного «подростка / Под-ред. Д. И. Фельдштейна. -Москва: Педагогика, 1987. 23 8'с.
- Психология современного5 подростка / Под ред. проф. Л. А. Регуш. -СПб: Речь, 2005.-400 с.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 376 с.
- Радугин A.A., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж:: Высшая школа предпринимателей, 2005.- 195 с.
- Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб., Речь, 2003. — 352 с.
- Регуш Л.А. Структура и возрастная динамика способности к прогнозированию// Психологический журнал. Том 2.-1981.-№ 5.-С. 106−115.
- Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и. статистика, 1989. — 206 с.
- Ременников В.В. Разработка управленческого решения: учеб. пособие для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 140 с.
- Репкина Н.В. Система развивающего обучения в школьной практике // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 40−51.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.
- Рубцов В.В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний // II Российская конференция по экологической психологии: Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. — С. 169—172.
- Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Академия,. 1997. 128 с.
- Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // Альманах THESIS. Мир человека. 1993. № 5. — С. 16−37.
- Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон Bi Менеджмент Вя организациях.— Mi: Экономика, 1995. — 335 с.
- Самыгин С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления. М.: Феникс, 1997. — 509 с.
- Сахарова В.Г. Ответственность как личностный фактор и возможности ее диагностики: дис. канд. психол. наук: 19.00.01. Хабаровск, 2003, — 184 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2000.-350 с.
- Скороходова Н.Ю. Психологическое обеспечение деятельности учителя по развитию школьников как субъектов учения: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.03. Тверь, 2002. — 313 с.
- Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока.- СПб.: Речь, 2002.-148 с.
- Скотникова И.Г. Психологическая структура проблемных ситуаций: пороговые задачи и индивидуально-стилевые механизмы их решения // Психология труда в условиях проблемных ситуаций.- Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1996.-С. 62−71.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъектности. М: Школа-Пресс, 1995. — 382 с.
- Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 27−35.
- Солнцева Г. Н., Корнилова Т. В. Риск как характеристика действий субъекта. -М.: Наука, 1999. 79 с.
- Солсо Р. Л. Когнитивная психология Пер. с англ. Н. Ю. Спомиор. -М.: Тривола: Либерея, 2002. 598 с.
- Сорина Г. В. Принятие решения как интеллектуальная деятельность. Монография. М: Гадарики, 2005. — 253 с.
- Татарова Г. Г., Бурлов A.B. Логическая организация анализа данных, полученных методом неоконченных предложений // Социологические исследования. 1999. — № 8. — С. 123−133.
- Тидор С.Н. Принятие решений в контуре управления. Петрозаводск (б.и.), 2006. — 272 с.
- Тихомиров, О. К. Психология мышления: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / О. К. Тихомиров. М.: Академия, 2005. — 287с.
- Толстых H.H. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 79−87.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Педагогика, 1966. -451 с.
- Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. -511 с.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. -184с.
- Формирование личности старшеклассника / А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина и др.- под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989.- 169 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: перевод с английского и немецкого. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
- Шумилин Е.А. Психологическая: характеристика личности старшеклассника//Вопросы психологии- 1982.- № 5. С. 72−79.
- Эддоус М., Стэсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ. Под ред. И. И. Елисеевой. М: Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 590 с.
- Якобсон-П.М. Эмоциональная жизнь школьника: М.: Просвещение, 1966.-292 с.
- Amy Alberts, David Elkind: and Stephen Ginsberg. The Personal Fable and Risk-Taking in Early Adolescence // Journal of Youth and Adolescence, 2007. V. 36. № 1. P. 71−76.
- Arend U. Wissenserverb und Problemlosen bei der Mensch- Gomputer-Interaktion. Regensburg: S. Roderer Verlag, 1990- 295 S.
- Boverie P.E., Scheufelle D-G., Raymond E.L. Multimethodologikal approah to examining risk-taking //Current psychology. 1994−1995, V. 13. № 4. P. 289−302.
- Carrie S. Friedl and N. Dickon Reppuccil. Criminal Decision Making: The Development of Adolescent Judgment, Criminal Responsibility, and Culpability // Law and Human Behavior. 2001. V. 25. №. 1. P- 45−61.
- Degision-making in action: models and methods / G. Klein, J. Orasanu, R. Calerwood, C. Zsambook (Eds). New-Jersy, 1993. 342 p.
- Deusinger I. Die Frankfurten Selbstkonzeptskalen (FSKN). Gottingen / Toronto / Zurich: Hogrefe Verlag fur Psyhologie, 1986/
- Edwards W. The Theory of degision making // Psychologikal Bulletin, 1954. V. 51. P. 380−417.
- Elizabeth S. Scottl, Dickon. Reppucci and Jennifer L. Woolard. Evaluating adolescent decision making in legal contexts // Law and Human Behavior. 1995. V. 19. № 3. P. 221−244.
- Eysenk S.B.G., Pearson P.G., Easting G. & Allsop J.F. Age norms for impulsiveness, venturesommeness and empaty in adults // Person. individ. Diff 1985. Voll. 6. N. 5. P.613−619.
- Flavell J.H. Metacognitive aspects of problem solving // The nature of intelligence. N.Y., 1976. P. 231−235.
- Janis I.L., Mann L. Degision making: A psyhologikal analysis of konflict, choise and commitment. N.Y.: Free Press, 1977. 312 p.
- Jeffrey Wilks. The relative importance of parents and friends in adolescent decision making//Journal of Youth and Adolescence, 1986. V. 15. № 4. P. 323−334.
- Kahneman D., Tversky A. Prospect theory: an analysis of degision under risk // Econometrica, 1979. V.47. N2. P. 263−29!
- Laurence Steinberg and Elizabeth Cauffman Maturity of judgment in adolescence: Psychosocial factors in adolescent decision making // Law and Human Behavior, 1996. V. 20. № 3. P 249−272.
- Michelle Wierson, Sarah D. Nousiainen, Rex Forehand and Amanda McCombs Thomas. Parent-adolescent congruence on decision-making and its relation to adolescent adjustment // Journal of Family Violence. 1992. V. 7. № 1. P: 9−18.
- Nathan Berg and Gerd Gigerenzer Psychology Implies Paternalism? Bounded Rationality may Reduce the Rationale to Regulate Risk-Taking // Social Choice and Welfare, 2007. V. 28. № 2. P. 337−359.
- Nathan Kogan and Karen Dorros. Sex differences in risk taking and its attribution // Sex Roles, 1978. V. 4. № 5. P. 755−765.
- Patricia E. Boverie, Denise J. Scheuffele and Elizabeth L. Raymond. Multimethodological approach to examining risk-taking // Current Psychology, 1994. V. 13. № 4. P. 289−302.
- Problemlosen, Kreativitat und menschliche Intelligenz II Kognitive Psychologie. Berlin. Springer Heidelberg, 2005.