Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности прикладных исследований в социальной психологии и их основные направления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целью прикладных социально-психологических исследований маркетингового и рекламного характера является понимание потребностей, особенностей социального и экономического восприятия, рыночного мировоззрения клиентов организаций, их конкурентов, дилеров и других значимых для продвижения продукции людей. Для повышения эффективности маркетинговых исследований социальные психологи изучают сегодня… Читать ещё >

Особенности прикладных исследований в социальной психологии и их основные направления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В это же время начинаются и прикладные исследования в социальной психологии. Раньше ими называли изучение представителями последней психологических явлений, проявляющихся в нетрадиционных для нее областях политической деятельности, в экономике, межнациональных отношениях, управлении и т. д.[1]

В настоящее время их трактуют совершенно по-другому, как приложение социально-психологического знания, его достижений и исследовательских способов и приемов к получению эмпирически обоснованной информации о социальных, экономических (производственных), образовательных, медицинских и т. п. проблемах. Таким образом, зарождается уже собственно прикладная социальная психология, еще слабо развитая, но уже четко ориентированная на участие социальных психологов в обслуживании важнейших направлений современной общественно-экономической практики.

Прикладные исследования не ориентированы на приращение научного знания как такового, они отвечают на задачи, поставленные конкретными заказчиками: министерствами, ведомствами, учреждениями, общественными коммерческими организациями. Большое место в них занимают психологическое диагностирование и психологическое сопровождение различных видов профессиональной деятельности людей, профилактика конфликтных и управленческих ситуаций на производстве, в системе образования и просвещения, здравоохранения. При этом социальные психологи стремятся решать проблемы, относящиеся к их компетенции, учитывая закономерности проявления социально-психологических характеристик личности, социальных отношений и взаимодействия людей в обществе, принимая во внимание механизмы общения и восприятия людей, процессы, происходящие в малых группах, семье, социальных и общественных организациях, больших социальных группах и т. п. Они трудятся в центрах по изучению общественного мнения, прикладной конфликтологии, службах семьи, центрах занятости населения, учебных заведениях, органах здравоохранения и просвещения, являются участниками организационного консультирования, выступают в роли имиджмейкеров, ведущих различных тренингов (делового общения, сплочения и т. д.) и немедицинской групповой психотерапии.

Прикладные исследования социальной психологии в сфере экономики осуществляются на трех уровнях:

  • — макроэкономическом (сопровождение нововведений в экономической системе и на производстве, в частности, изучение и формирование общественного мнения, повышение социального самочувствия людей и профилактика социально-экономических настроений);
  • — среднем (развитие практики функционирования организаций (учреждений) и сопровождение профессиональной деятельности их членов, формирование и поддержание корпоративной этики и внутрикорпоративных отношений, маркетинговая и рекламная деятельность, формирование бренда и поддержание рекламной марки);
  • — личностном (консультирование и обучение предпринимателей, менеджеров и руководителей, регулирование управленческих и межличностных отношений).

Макроэкономика и прикладная социальная психология особенно эффективно взаимодействуют в условиях глобальных перемен в общественной жизни, которые имеют место в нашей стране. Прикладные социально-психологические исследования позволяют в этом случае обеспечивать наиболее успешное и быстрое осуществление любых мероприятий на социальном уровне, если они дают возможность опираться на уже существующую систему национальных норм и ценностей, социальных стереотипов и установок, понятных для всех членов общества. Их задача — изучение специфических особенностей восприятия обществом экономических преобразований, построение социальных прогнозов, проведение социально-психологических экспертиз и выдача рекомендаций властным (правительственным) структурам с учетом реально проявляющихся социальных настроений и социального самочувствия людей. В свою очередь успех экономических преобразований определяется степенью их соответствия социальному менталитету, национальному характеру, образу мышления и своеобразию социального восприятия населения.

На среднем экономическом уровне прикладные социальнопсихологические исследования должны быть ориентированы на решение проблем нововведений в организациях и прогнозированию их благоприятного развития, поскольку именно способность гибко ориентироваться на рынке обеспечивает экономический успех, позволяет сформировать высокий внутрикорпоративный климат и сплоченность людей для достижения поставленных целей.

Целью прикладных социально-психологических исследований маркетингового и рекламного характера является понимание потребностей, особенностей социального и экономического восприятия, рыночного мировоззрения клиентов организаций, их конкурентов, дилеров и других значимых для продвижения продукции людей. Для повышения эффективности маркетинговых исследований социальные психологи изучают сегодня своеобразие сегментирования рынка, удовлетворенность обеспеченностью его конкретной продукцией, обеспечивают благоприятные условия для позиционирования товара, осуществляют анализ факторов макрои микросреды и условий деятельности организаций, прогнозируют модели покупательского спроса и поведения, создают предпосылки для рекламирования и PR-продвижсния товара, разрабатывают для него эффективную коммуникацию (Зазыкин В. Г., 1999).

На личностном уровне экономической системы прикладные исследования осуществляются социальными психологами в интересах изучения предпринимателей, менеджеров и руководителей как субъектов профессиональной деятельности.

Например, предпринимательскую деятельность нужно рассматривать не только как экономический процесс (производство товаров и услуг с целью получения прибыли), но и как феномен, который имеет психологическое содержание. Предпринять что-либо — значит реализовать инициативное, упреждающее действие, проявить активность до того, как будут четко определены ее условия и последствия. Способность к регулярному и успешному осуществлению такого рода активности, предполагающей умение быстро предполагать и реализовывать решения в условиях неопределенности, в повседневном языке называется предприимчивостью. Таким образом, предпринимательство есть особый вид экономической деятельности, предполагающей наличие у ее субъекта особых индивидуальных и социально-психологических качеств. Изучение социально-психологической и экономической обстановки, способствующей или не способствующей созданию благоприятных условий для проявления этих своеобразных психологических характеристик в обстановке рынка и является одной из важных задач прикладных социально-психологических исследований (Позняков В. П., 2008).

Прикладная социальная психология образования сегодня прежде всего ориентирована на изучение и регулирование механизмов взаимодействия и взаимоотношений между родителями, детьми и учителями, с одной стороны, и социальным окружением с его микрои макроколлективами, группами членства и молодежными и иными группировками — с другой, осмысление и повышения эффективности психолого-педагогического воздействия на ребенка, родителя и даже педагога в процессе получения образовании и в интересах совершенствования воспитания в современных условиях развития российского общества (Грищенко Е. Г., 2011).

Психологи сегодня выявляют различные причины и стремятся решить проблемы социальной обездоленности детей, подростков и старшеклассников, повысить состояние физического и психического здоровья молодого поколения, стать на пути совершаемых насильственных преступлений в отношении его представителей, находят возможности для их трудоустройства. С этой целью усилия государства, родителей, психологов и педагогов направлены, во-первых, на оздоровление социальной жизни детей всех возрастов, во-вторых — на оздоровление и совершенствование их внутреннего мира.

При этом результаты проводимых прикладных социально-психологических исследований ориентирует общество на признание воспитания подрастающего поколения в качестве особой, привилегированной сферы деятельности государства, советует делать все возможное, чтобы воспитательный процесс как в школе, так и дома осуществлялся на основе общечеловеческих ценностей, а самовоспитание превратилось бы в надежный способ удовлетворения потенциальных возможностей подростков и старшеклассников в самостоятельности и индивидуальной активности.

Что же касается различных форм обучения (начиная от традиционных и кончая новыми и новаторскими), то современные исследования показывают, что они могут способствовать развитию ребенка только в том случае, если взрослые (психолог, учитель, родители) осознают, что учебная деятельность учащегося есть общественно значимая, правильно оцениваемая деятельность, что только через нее, а также формируемую в этом случае новую позицию школьника — молодого человека, определяются все остальные отношения его со сверстниками, взрослыми и социальным окружением, отношение к самому себе и формируется адекватная его самооценка (Иващенко А. В., 2011).

Социальные психологи совместно с Российской академией образования, Министерством образования и науки РФ создали в стране школьную психологическую службу и обеспечивают своими исследованиями достаточно продуктивную ее деятельность, которая направлена на эффективное развитие, воспитание и обучение детей в определенным образом организованной социально-педагогической среде. Последняя сама по себе может оказывать позитивное, негативное или нейтральное влияние на формирующуюся личность. В зависимости от специфики такой среды психологи помогают ребенку или максимально полно в ней адаптироваться, воспользовавшись се конструктивными возможностями и преимуществами, или приспособиться в ней выживать с минимальными личностными потерями, или даже развиваться позитивно вопреки ее деструктивному влиянию. Иными словами, молодые люди могут учиться самостоятельно выбирать, конструировать, реализовывать собственную жизненную стратегию.

Профессиональная деятельность школьного психолога обычно включает три вида работ: 1) психодиагностическую; 2) психокоррекционную; 3) консультационно-просветительскую.

Психодиагностика предполагает длительное и всестороннее изучение личности школьника, осуществляемое через комплекс исследовательских процедур по выявлению особенностей его психологической готовности к обучению, возможностей достигать определенных результатов в ходе усвоения знаний, а также обнаружению «психологически неблагополучных» детей с целью профилактики их индивидуального развития.

Психокоррекционная работа в школе имеет целью создание социально-психологических условий для полноценного развития личности учащихся и включает в себя развивающую деятельность, реализуемую или в форме специально организованного взаимодействия в системе «психолог-ребенок» (тренинговые, стимулирующие занятия), или в рамках естественного учебно-воспитательного процесса (развивающие программы).

Психологическое консультирование и просвещение в школе ориентировано, во-первых, на детей, когда главным является отбор содержания образования, форм и методов обучения, актуализирующих саморазвитие школьников. Во-вторых, оно нацелено на родителей, которым разъясняют широкий спектр проблем, касающихся как психологии конкретного ребенка, так и конфликтов межличностного взаимодействия в системах «родители-ребенок», «родители-учителя», «ребенок-учитель» и пр[2]. В-третьих, консультационная и просветительская работа осуществляется психологами и с учителями, воспитателями (классными руководителями), педагогическим коллективом школы (по вопросам обучения и воспитания конкретных учащихся или их групп, классов; по проблемам создания и реализации психологически адекватных программ; передачи психологических знаний, умений и навыков, способствующих эффективному решению учебно-воспитательных задач и созданию обстановки психологического комфорта в детском и педагогическом коллективах).

  • [1] В настоящее время в этом нет необходимости, потому что большинство из этих направлений исследований стали отраслями социальной психологии, например, политическая психология, этническая психология, а психология управления и вообще — отраслью всей психологической науки.
  • [2] В настоящее время, например, с целью повышения эффективности этого процесса в школе Институт социальной педагогики РАО РФ осуществляет социально-педагогический эксперимент в различных регионах страны «Профессиональная школа родителей», к участию в котором привлекаются лучшие силы социальных педагогов и социальных психологов России.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой