Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Потребности как психологический фактор развития целеполагания личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На современном этапе целеполагание признается конституирующим признаком человеческой деятельности, занимающим одно из центральных мест в ее структуре и процессе становления, а также в развитии сознания и личности в целом. Этим объясняется внимание к целеполаганию со стороны ведущих ученых психологов (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др). Проведенный нами анализ психологических работ показал, что… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
    • 1. 1. Анализ различных подходов в психологии к целеполаганию личности
    • 1. 2. Механизмы целеполагания
    • 1. 3. Виды целеполагания
  • ГЛАВА II. ПОТРЕБНОСТИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Потребности личности как предпосылка целеполагания
    • 2. 2. Методы исследования потребностей и целеполагания
    • 2. 3. Влияние потребностей на развитие целеполагания
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ НА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ЛИЧНОСТИ
    • 3. 1. Организация и методы экспериментальной работы
    • 3. 2. Экспериментальное исследование влияния потребностей на целеполагание личности

Потребности как психологический фактор развития целеполагания личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современные политические, экономические и социо-культурные процессы определяют возрастание влияния на психику устойчивых факторов таких как динамичность и неопределенность ситуации. Стремительные изменения социальной ситуации во всех областях общественной жизни связаны с переосмыслением привычных схем деятельности, с необходимостью управлять собственными действиями и проявлять активность в целеполагании. Однако процесс включения в новую ситуацию затрудняется расхождением между непрерывно изменяющимся строением ситуаций и сложившимися возможностями их разрешения. Глобальные экологические, демографические, этнические, экономические проблемы качественного преобразования общества требуют осуществления активных действий для их разрешения со стороны социальных общностей различного масштаба. Современный человек оказывается перед необходимостью выбора целей, решения личностных задач, связанных с кризисом ценностей, поиском собственной идентичности и осмысления жизненного пути, т.к. важным условием, обеспечивающим самореализацию, выступает целеполагание. Проблема целеполагания, по существу, является проблемой творчества. Выбор цели субъектом в конечном итоге ведет к продуктивному преобразованию существующей ситуации.

Одной из сущностных особенностей сознания и человеческой деятельности, является способность человека самостоятельно образовывать цели. Любая человеческая деятельность начинается с постановки цели. Осознанность, целенаправленность — непременные условия человеческой жизнедеятельности. Проблема целеполагания актуальна в различных сферах интеллектуальной и коммникативной деятельности, однако особенно актуальна в таких областях как педагогика, практическая психология, менеджмент, реклама и т. д.

Максимальное сосредоточение на цели есть важнейшее качество людей, добивающихся выдающихся результатов в любом деле, в любой области. Даже малую долю своего потенциала невозможно реализовать, не научившись намечать цель и добиваться ее реализации просто и естественно. Наш мозг содержит в себе механизм поиска цели, безошибочно направляющий и ориентирующий нас на ее достижение. Благодаря этому механизму, мы добиваемся любой поставленной перед собой цели, если только она ясна, а мы — достаточно настойчивы. Но именно определение целей является главной проблемой для большинства людей.

Значение целеопределения и целедостижения неоднократно подчеркивали ведущие российские психологи П. К. Анохин (1974), Н. А. Бернштейн (1966), А. В. Брушлинский (1979). В. В. Давыдов (1975), Б. В. Зейгарник, А. Н. Леонтьев (1975), Б. Ф. Ломов и Е. Н. Сурков (1990), С. Л. Рубинштейн (1946), O.K. Тихомиров (1977) и др. Социально-психологический подход к изучению целеполагания развивается в исследованиях B.C. Агеева (1990), Г. В. Акопова (1993, 1999), А. К. Белоусова (1992), Е. И. Головахи (1979), С. М. Джакупова (1985), А. И. Донцова (1988), А. Л. Крупенина (1986), Р. С. Немова (1984), Н. Н. Обозова (1990), А. В. Петровского (1982), Л. М. Попова (1992), А. А. Туровской (1976), Н. Н. Ярушкина (1995) и др. Как отмечал в свое время А. Н. Леонтьев, процесс целеполагания относится к числу наименее изученных психологических проблем. До сих пор проблеме целеполагания в психологии уделяется внимание, несоизмеримое с ее значимостью для понимания природы человеческой психики. В современной психологии приходится констатировать определенный разрыв между широким философско-методологическим осмыслением феномена целеполагания и его конкретно-экспериментальным исследованием.

На современном этапе целеполагание признается конституирующим признаком человеческой деятельности, занимающим одно из центральных мест в ее структуре и процессе становления, а также в развитии сознания и личности в целом. Этим объясняется внимание к целеполаганию со стороны ведущих ученых психологов (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др). Проведенный нами анализ психологических работ показал, что спектр исследования целеполагания довольно широк, однако ряд вопросов еще недостаточно разработан. Большинство работ по выявлению сущности целеполагания и проблем его развития ограничиваются рассмотрением только целеобразования, в них не определена роль отдельных его компонентов на различных этапах этого процесса.

Вышеобозначенные основания определили актуальность и тему настоящего исследования «Потребности как психологический фактор развития целеполагания личности» .

Объект исследования: целеполагание личности как способность.

Предмет исследования: влияние потребностей на развитие целеполагания личности.

Цель исследования: выявить и экспериментально обосновать влияние потребностей на развитие целеполагания личности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи'.

1. Проанализировать различные подходы исследователей к трактовке понятия «целеполагание», «потребности личности» .

2. Осуществить структурный анализ процесса целеполагания, позволяющий выделить виды целеполагания, выявить этапы и основные тенденции целеполагания как способности личности.

3. Разработать методику и осуществить экспериментальное исследование влияния на целеполагание потребностей личности.

Указанные выше цели и задачи исследования потребовали выбора адекватных методов исследования. Использовались следующие методы и приемы исследования:

• сопоставительный метод (при изучении и анализе психологической литературы, посвященной целеполаганию, потребностной сфере личности и близких к этому вопросов);

• экспериментальный метод (с целью проверки и уточнения основных положений гипотезы);

• тестирование, анкетирование (опрос): тест на способность к целеполаганию, тест Люшера, проективная методика «Дом. Дерево. Человек» ;

• различные методы статистической обработки результатов эксперимента.

На основании выбранной цели и задач исследования, была выдвинута следующая гипотеза: на способность к целеполаганию личности оказывают влияние потребность в новизне и потребность в расширении сферы своего влияния.

Теоретико-методологической основой исследования являются общенаучные принципы познаниятеоретические разработки в области общей психологии и психологии сознания (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), деятельностный подход к анализу активности человека и его психических функций (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).

Научная новизна работы: разработана и апробирована программа специального экспериментального исследования влияния потребностей на развитие целеполагания личности с помощью информационных, компьютерных средств (интернет: веб-сайт, e-mail);

— структурированы результаты анализа работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме целеполагания;

— выявлено наличие влияния на целеполагание личности потребности в новизне, потребности в расширении сферы своего влияния.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: в работе получили дальнейшее развитие и конкретизацию общетеоретические представления о процессе целеполагания: выявлены виды целеполагания, формы его проявления, механизмыанализ понятийной системы психологической теории целенаправленной активности позволил уточнить объем, содержание и взаимосвязь основных изучаемых явлений, таких как целеполагание, целепорождение, целеобразование, потребности.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: — разработанные методики проведения психологического тестирования с помощью интернета могут быть использованы в практике экспериментальных исследований в различных отраслях психологической науки: общей психологии, детской, патопсихологии и др.;

— разработанный и апробированный тестовый компьютерный комплекс ProTest, позволяющий эффективно обрабатывать экспериментальные данные теста «Дом. Дерево. Человек», может быть применен для быстрой обработки данных большого количества испытуемыхрезультаты анализа психологического содержания процесса целеполагания могут быть использованы в различных сферах практики.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались применением адекватного задачам исследования методического инструментария, сочетанием количественного и качественного анализа данных, сопоставлением результатов исследований различных авторов с данными, полученными в ходе нашего экспериментального исследования, репрезентативностью выборки.

Положения, выносимые на защиту:

1. Потребности личности оказывают влияние её на способность к целеполаганию.

2. На способность личности к целеполаганию оказывают влияние потребность в новизне, потребность в расширении сферы влияния, а также актуальное эмоциональное состояние личности в момент исследования.

3. Если организовывать психологический эксперимент (в частности, проведение психологического тестирования) с использованием средств интернета, то можно получить адекватный результат.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме публикаций и выступлений на конференциях: на VI научно-практической конференции «Научное творчество молодежи» (Анжеро-Судженск, 2002), на научно-практической конференции «Актуальные проблемы качества педагогического образования» (Новосибирск, 2003), на международной научно-практической конференции «Педагогический профессионализм как фактор развития современного образования» (Новосибирск, 2005). По теме исследования имеется восемь публикаций.

Экспериментальная база исследования — студенты Новосибирского государственного педагогического университета, русскоязычные пользователи интернета (сайт http://rupsy.com/).

Организация исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2005 годы в три этапа.

На первом, теоретическом этапе (2001;2002 гг.) осуществлялось выявление теоретических основ проблемы исследования, проводился сравнительный анализ научных источников, была уточнена проблема исследования.

На втором, поисковом этапе (2002;2003 гг.), в условиях эксперимента, определялись исходные характеристики работы, её предмет, гипотеза, уточнялись и корректировались цели и задачи эксперимента и исследования в целом.

На третьем этапе (2004;2005 гг.) проводился эксперимент, экспериментально-статистически подтверждена гипотеза исследования, обобщены экспериментальные и теоретические результаты исследования, сделаны выводы. Оформлен текст диссертационного исследования.

Структура диссертационной работы определяется логикой научного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, содержит 167 страницы текста, 13 таблиц.

Выводы из 3-ей главы.

1. Подтверждена возможность проведения такого метода психологического исследования как опрос, путем рассылки e-mail'oB, т. е. с помощью интернета.

2. Имеется связь между актуальным эмоциональным состоянием испытуемого и способностью испытуемого к целепорождению.

3. Имеется корреляционная связь между потребностью «в расширении сферы своего влияния» и способностью к целепорождению.

4. Потребность в новизне влияет на способность к целепорождению, причем влияет отрицательно.

5. Потребность в новизне не влияет на целевую перспективу личности.

Заключение

.

Наиболее точное определение понятия целеполагание, с нашей точки зрения, включает как процесс, так и результат обретения цели: как порождение заранее не определенной для субъекта цели, так и принятие или выбор из множества известных целей (целеопределение).

Проведенный нами анализ научно-психологической литературы позволил сделать ряд выводов:

1) механизмы целеполагания и в теоретическом, и в экспериментальном плане исследуются как последовательность упорядоченных или частично упорядоченных (в теоретико-множественном понимании) психических актов;

2) в качестве основного метода экспериментального исследования механизма целеполагания применяется наблюдение за процессом решения учебной или игровой задачи, иногда с последующим интервью;

3) доминирующий в советский период развития психологии деятельностный подход обусловил некоторую односторонность исследования целеполагания: преобладание работ, направленных на изучение объектных детерминант целеустремленного поведения (предметных, операциональных, средовых), ограниченность экспериментальных работ по изучению собственной активности субъекта в продуцировании и достижении целей деятельностиисследование фрагментов целевых систем на уровне совокупности действий, направленных на решение отдельной задачи.

Исследование целеполагания осуществляется в настоящее время по трем направлениям:

1. Изучение мотивационно-смысловой регуляции данного процесса, его связь с доминирующими мотивами.

2. Несколько более поздние работы, направленные на выявление внутренних механизмов и регуляторов процесса целеполагания. Если в исследовании первого направления объектами изучения являются общие условия целеполагания, то в данных работах второго направления — конкретные особенности, связанные с ситуацией, в которой осуществляется целеполагание.

3. Исследования, связанные с изучением целеполагания в различных специфических условиях: в общении, их взаимодействии с ЭВМ и т. д.

В процессе данного теоретического исследования, а также экспериментальной работы решены поставленные во введении задачи.

1. Проанализированы различные подходы к трактовке понятия «целеполагание», «потребности личности» .

2. Осуществлен структурный анализ процесса целеполагания.

3. Разработана методика и осуществлено экспериментальное исследование влияния на целеполагание конкретных потребностей личности.

В результате данного исследования получены следующие результаты:

1. Установлено, что на развитие целеполагание оказывают влияние потребности личности.

2. Обнаружена связь между актуальным эмоциональным состоянием испытуемого и способностью испытуемого к целепорождению.

3. Выявлено отрицательное влияние потребности в новизне на способность личности к целепорождению.

4. Потребность в новизне не влияет на целевую перспективу личности.

5. Подтверждено, что психологическое тестирование можно эффективно осуществлять с применением средств интернета: как с помощью веб-сайта, так и контактируя с испытуемыми посредством e-mail.

Перспективы продолжения данной тематики исследования — это более подробное выявление влияния всех основных потребностей на способность личности к целеполаганию, а также оценка степени этого влияния.

Однако мы понимаем, что данное исследование не решает полностью проблему зависимости способности личности к целеполаганию от потребностей личности, а, значит, требуется дальнейшее научное осмысление этой проблемы.

Перспективы продолжения данной тематики исследования — это более подробное выявление влияния потребностей на способность к целеполаганию, оценка степени влияния всех основных потребностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.Н. Исследование формирования целевого образа в структуре познавательной деятельности: Дисс. канд психолог, наук. / В. Н. Абрамова. — М.: Высш. школа, 1980. — 179 с.
  2. , Г. С. Возрастная психология. / Г. С. Абрамова.-М.: Академия, 1997. -704 с.
  3. Абульханова-Славская К.JI. Деятельность и психология личности / K.JI. Абульханова-Славская.- М.: Наука, 1980.-334 с.
  4. , В.Н. Психотехнология решения проблемных ситуаций / В. Н. Авдеев. -М.: Феликс, 1992.
  5. Айзенк, Ганс. Как измерить личность / Ганс Айзенк, Гленн Вильсон.-М.: Когито-центр, 2000. 284 с.
  6. Айзенк, Ганс,. Энциклопедия психологических тестов / Ганс Айзенк, Доррин Эванс.-М. Назрань: ACT, 1997. 192 с.
  7. , Г. В. Российское сознание: Историко-психологические очерки / Г. В. Акопов.-Самара: Изд-во Сам ГПУ, 1999. 4 с.
  8. , Г. В. Формирование и развитие профессионального сознания студентов / Г. В. Акопов. СГУ—1991.
  9. , Р. О целеустремлённых системах / Р. Акофф, Ф. Эмери.- М.: Советское радио, 1974.-272 с.
  10. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996. — 398 с.
  11. , Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2 / Б. Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
  12. , А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. -СПб.: Питер, 2003. 688 с.
  13. , Г. М. Социальная психология: Учебник / Г. М. Андреева.- М.: Аспект Пресс, 1996.-376 с.
  14. , П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Наука, 1987. -399 с.
  15. , О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности / О. Н. Арестова // Вопросы психологии.-2000.-№ 4-С. 61−72.
  16. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. М.: Наука, 1976.
  17. , В.Г. О диалектике детерминации психического развития / В. Г. Асеев // Принцип развития в психологии // Под ред. JI. И. Анциферовой.-М.: Наука, 1978.-С. 21−38.
  18. , А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-768 с.
  19. , А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов.-М.: Изд-во МГУ, 1990.-367с.
  20. , А.Г. Установка и целеобразование /. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова.-М.: Изд-во МГУ, 1979.-С.125−132.
  21. , Ю.Н. Исследование процессов целеобразования человека в условиях использования ЭВМ: Автореферат канд. псих, наук / Ю. Н. Бабаева.-М., 1979.-24 с.
  22. , Е.Н. Стадии развития волевых процессов / Е. Н. Баканов // Вестник МГУ-Серия 14. Психология.-1977.-№ 4. С. 12−22.
  23. , Е.Н. О природе побуждения / Е. Н. Баканов, В. А. Иванников // Вопросы психологии.-1983.-№ 4.-С. 146−153.
  24. , Г. А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие / Г. А. Балл //Психологический журнал—1997.-Т. 18.-№ 5.-С.7−19.
  25. , Г. С. Деятельностный подход в плену субстанционализма / Г. С. Батищев // Деятельность: теории, методология, проблемы. — М.: Политиздат, 1990.- С. 169−178.
  26. , Е.С. Методические рекомендации по использованию 8-ми цветового теста Люшера / Е. С. Бахурина. Балашиха: МОЦПО, 1995. — 32 с.
  27. , В.В. Роль мотивации и стимуляции в формировании структур интегральной индивидуальности / В. В. Белоус, Т. В. Копань // Вопросы психологии.-1995 -№ 6-С. 96−104.
  28. , А.К. Новообразования в структуре совместной мыслительной деятельности: Дисс.. канд. психол. наук / А. К. Белоусова. — М., 1992. -265 с.
  29. , Б.И. Тест Роршаха, практика и теория / Б. И. Белый.-СПб.: Дорваль, 1992.-200 с.
  30. , Н.Б. Анализ непроизвольных компонентов в структуре целеобразования: Дисс. канд. психол. наук/ Н. Б. Березанская.-М., 1 978 201 с.
  31. , Н.А. На путях к биологии активности / Н. А. Бернштейн // Вопросы философии-1965.- № 10. — 202 с.
  32. Бессознательное // Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.-М.: Педагогика-Пресс, 1997.-С. 35.
  33. , В.М. Внушение и его роль в общественной жизни / В. М. Бехтерев. СПБ: К. Л. Риккер, 1903.
  34. , P.P. Исследование видов целеобразования / P.P. Бибрих-Кищинев: Штиинца, 1987.-130 с.
  35. , Б.Г. Нейрофизиологическая модель многоальтернативного выбора и её психологическое содержание / Б. Г. Бовин. М.: 1982. -36 с.
  36. , В.А. Системологическое моделирование личности в соииальной психологии / В. А. Богданов.-JI: Изд-во ЛГУ, 1987.-140 с.
  37. , Т.Г. Целобразование при различной мотивации/ Автореферат дисс. канд. псих. наук. / Т. Г. Богданова.-М., 1978. — 25 с.
  38. , Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии.-1999.-№ 2.-С.35−42.
  39. , Д.Б. Методологические и методические проблемы исследования целеполагания / Д. Б. Богоявленская // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. М.: Изд-во МГУ, 1979.- С.95−105.
  40. , Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности: Дисс.. докт. психол. наук / Д. Б. Богоявленская.—М., 1988.395 с.
  41. , Д.Б. Целеполагание как центральная проблема психологии творчества / Д. Б. Богоявленская // Новые исследования в психологии. -1996.-№ 1 (34).- С. 17−25.
  42. , Л.И. Избранные психологические труды / Л. И. Божович.—М.: Международная педагогическая академия, 1995.-212 с.
  43. , Л.И. Развитие воли в онтогенезе / Л. И. Божович // Формирование личности в онтогенезе: Сб.-к науч. трудов.-М., 1991.-С. 104−142.
  44. Боровиков, В.П. Statistica: статистический анализ и обработка данных в среде Windows / В. П. Боровиков, И. П. Боровиков.-М.: Филин., 1997. 590 с.
  45. , А.В. Исследование уровня притязаний / А. В. Бороздина.- М.: Изд-во МГУ, 1985.-103 с.
  46. , И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе / И. В. Боязитова // Психологический журнал—1998 .-Т. 19.-№ 4.- С.27−40.
  47. , А.А. Информация и психика / А. А. Братко, А. Н. Кочергин. -Новосибирск, 1977. 178 с.
  48. , Б.С. К проблеме человека в психологии / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1997.-№ 6.- С.3−19.
  49. , Б.С. История современной психологии / Б. С. Братусь. — Самара: БАХРАХ, 1999.
  50. , Б.С. О механизмах целеполагания / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. -1977.-№ 2.- С.121−124.
  51. , В.В. Об опосредованном решении познавательных задач / В. В. Брофман // Вопросы психологии -1993 .-№ 5.- С.30−38.
  52. , Дж. Психология познания / Дж. Брунер.-М.: Прогресс, 1977.411 с.
  53. , А.В. Возможен ли «искусственный интеллект»? / А. В. Брушлинскнй // Психологические исследования интеллектуальной деятельности.-М.: Изд-во МГУ. 1979.- С. 16−22.
  54. , А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ) / А. В. Брушлинскнй.-М: Мысль, 1979. -230с.
  55. , А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья третья) / А. В. Брушлинскнй // Психологический журнал. 1993. —Т. 14.-№ 6.- С.3−1 5.
  56. , С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С. С. Бубнова. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. -27 с.
  57. , Г. Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта / Г. Л. Будинайте, Т.В. Корнилова// Вопросы психологии-1993-№ 4.-С. 106−109.
  58. , Л.Ф. К построению теории «измеренной индивидуальности» в психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова // Вопросы психологии.-1994.-№ 5-С. 12−16.
  59. , Т.В. Личностное целеполагание (философски-социальные аспекты): Автореферат канд. фил. наук / Т. В. Быкова. Иркутск. -1995. -17 с.
  60. , И. Д. Эмоции и мышление / И. Д. Васильев, В. Л. По плужный, О. К. Тихомиров.-М. :Изд-во МГУ, 1990.-192 с.
  61. , Б.М. Современная когнитивная психология / Б. М. Величковский. М.: Изд-во МГУ, 2001.
  62. , Л.Л. Психология: Учебное пособие / Л. Л. Вангер, B.C. Мухина.-М.: Просвещение, 1988.-336 с.
  63. , Л.А. Восприятие и действие / Л. А. Венгер, В. П. Значенко, А. Г. Рузская.-М., 1967.
  64. , В.К. Целепобудительная функция эмоций / В. К. Вилюнас // Психологические исследования.-Вып.4.-М.: Изд-во МГУ, 1973.- С.41−48.
  65. , Н.И. Кибернетика, или управление я связь в животном и машине /Н.И. Винер.-М.: Наука, 1983.-343 с.
  66. , Т.Е. Влияние аффективных следов на структуру мыслительной деятельности / Т. Е. Виноградов // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова.-М.:Изд-во МГУ, 1979.-С.50−55.
  67. , Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.6 / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1994.-357 с.
  68. , В.Л. Целеполагание в структуре социальной деятельности человека: Автореферат. канд. фил. наук / В. Л. Гавеля. — Москва, 1998. -46 с.
  69. , И.В. Учение о цветах / И. В. Гёте // Лихтенштадт В. О. Гёте-Петербург, 1920. С. 201−286.
  70. , Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: ЧеРо: Юрайт, 2003.
  71. , В.Г. Целеполагание в деятельности директора школы: Автореферат канд пед. наук / В. Г. Гладких. — М., 1991. — 17 с.
  72. , Л.Я. Самоактуализационный тест / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз. -М.: Рос. пед. агентство, 1995. — 45 с.
  73. , Л.М. Изучение процесса целеобразования в экспериментальной ситуации выбора задач после успеха-неуспеха / Л. М. Головина // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1979.- С. 139−145.
  74. , Л.М. Ранние этапы целеобразования: Дисс.. канд. психол. наук / Л. М. Головина.-М., 1980.-136 с.
  75. , P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект / Р. М. Грановская, И. Я. Березная.-Л.: ЛГУ, 1991.-272 с.
  76. , А.А. Влияние общения на выбор цели / А. А. Грачев // Проблема общения в психологии.-М.: Наука 1981.- С. 133−248.
  77. , Л.А. Выбор цели в ситуации общения: Автореф. дисс. .канд. псих, наук / Л. А. Грачев. -М., 1980.-22 с.
  78. , Е.А. Экспериментальное исследование процесса выдвижения и проверки гипотез в структуре познавательной активности: Дисс. канд. психол. наук / Е. А. Григоренко. -М., 1990.-212 с.
  79. , Д.А. Динамика целеполагания в процессе профессионализации (на материале становящейся деятельности): Дисс.. канд. псих, наук / Д. А. Григорьев. М., 1998. — 159 с.
  80. , Б.М. Целеполагание в условиях урока // Советская педагогика / Б. М. Гришицин. 1985. — № 5. — С. 45−50.
  81. , Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т1 / Э. Гуссерль. М.: Дом интеллектуал, кн.: CEU Press, 1999.-336 с.
  82. Дескриптивный подход к изучению процессов принятия решений при многих критериях. Под ред. Емельянова С.В.-М.: ВНИИСИ, 1980.-84 с.
  83. , G.M. Целеобразование в совместной деятельности.- Дисс.. канд. психол. наук / С. М. Джакупов.-М., 1985.-210 с.
  84. , У. Личность / У Джемс7/ Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и А. А. Пузырея.-М., Изд-во МГУ, 1982. С. 61−70.
  85. , Ю.Б. Психология внимания / Ю. Б. Дорматпев, В. Я. Романов.-М.:Трнволз, 1995. 347 с.
  86. , Э.Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний / Э. Т. Дорофеева // Психические заболевания-Л.: Медицина, 1979. С.319−327.
  87. , В.Т. Формирование целеполагания как компонента учебной деятельности / В. Т. Дорохина // Вопросы психологии.-1980.-№ 6.- С.73−82.
  88. , В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» / В. Н. Дружинин // Психологический журнал.-1998.-Т. 199−222.- С. 61−70.
  89. , В.Н. Современная психология / В. Н. Дружинин. Справ, руководство. М.: СПб. и др.: Питер, 1999., — 688 с.
  90. , В.Н. Психодиагностика общих способностей / В. Н. Дружинин.-М., 1996.-217 с.
  91. , В.Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. — СПБ., 2000.-320 с.
  92. , Т.В. Введение в психологический эксперимент / Т. В. Корнилова. М., 1997. — 256 с.
  93. , Т.В. Методы исследования в психологии / Т. В. Корнилова. Квазиэксперимент. — М., 1998. 296 с.
  94. , А.К. Характеристика количественных показателей целеобразования при выявлении уровня притязаний 7 А.К. Ерофеев // Личность в общении и деятельности—Ульяновск, 1985.-С. 46−50.
  95. , О. Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности / О. Зельц. М.: Наука, 1984.
  96. Хрестоматия по обшей психологии. Психология мышления.-М. :Изд-во МГУ, 1991.-С.28−34.
  97. , В.П. Целеполагание в практике, культуре, познании: Автореферат канд. психол. наук / В. П. Загороднюк. 1992. — 33 с.
  98. Знаков, В: В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры / В. В. Знаков // Вопросы психологии. — 1998, -№ 3. — С. 104−114.
  99. , В.В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков.-Самара, 1998.-188 с.
  100. , В.В. Мнемические компоненты целеобразования в мыслительной деятельности: Автореферат канд психол. наук / В. В. Знаков.-М., 1978.-24 с.
  101. , С.В. Исследование социально-психологических условий целеполагания в старшем дошкольном возрасте: Дисс. канд. психол. наук / С. В. Зорина.-М., 1999.-215 с.
  102. , В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников.-М.: Изд-во МГУ, 1991.-142 с.
  103. , Ч.А. Взаимосвязь между эмоциями и цветом / Н. Н. Волков, Ч. А. Измайлов // Труды НИИ Гражданской авиации: Авиационная эргономика и подготовка летного состава. Вып. 220.-М., 1983. С. 50−55.
  104. , И.В. Проблема полимотивации поведения7 И.В. Имедадзе // Вопросы психологии. -1984.-№ 6.- С. 97−94.
  105. , Н.П. Формирование умений дидактического целеполагания у студентов университета (на материале изучения педагогики): Дисс.. канд. пед. наук / Н. П. Кириленко. — Саратов, 1997. 163 с.
  106. , В.Е. Инициация мыслительной деятельности: Дисс.. докт. психол. наук/В.Е. Клочко. -М., 1991.-392 с.
  107. , В.Е. Целеобразование и динамика оценок в ходе решения мыслительных задачу / В. Е. Клочко // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова.- М.: Изд-во МГУ, 1979.- С.87−95.
  108. , В.Е. Целеобразование и формирование оценок в ходе постановки и решения мыслительных задач: А-т / В. Е. Клочко. М., 1978.
  109. , А.Ф. Диагностика целеполагания в педагогике: общие требования к построению компьютерных тестов целеполагания / А. Ф. Коган // Практическая психология и социальная работа. Киев, 2000. — № 2.
  110. , А.Ф. Диагностика целеполагания в педагогике: общие требования к построению компьютерных тестов целеполагания / А. Ф. Коган // Практическая психология и социальная работа. — Киев, 2000. — № 2. С. 22−26.
  111. , А.Ф. Психологическое моделирование целеполагания и принцип псевдосвободы выбора цели в учебной деятельности / А. Ф. Коган // Психология: сб. науч.трудов. Киев, 1999. -Вып.З (6). — С. 212−222.
  112. , А.Ф. Психологическое определение целеполагания и принцип псевдосвободы выбора цели в учебной деятельности / А. Ф. Коган // Психология: Сб. научных трудов. Вып. 3(6). — Киев, 1999. — С. 212−222.
  113. , А.Ф. Диагностика целеполагания в педагогике: общие требования к построению компьютерных тестов целеполагания / А. Ф. Коган // Практическая психология и социальная работа. Киев, 2000.-№ 2. — С. 22−26.
  114. , Т.В. Диагностика «личностных факторов» принятия решений/Т.В. Корнилова//Вопросыпсихологии-1994—№ 6-С. 110−117.
  115. , А.Т. К проблеме авербального мышления / А. Т. Кривоносов // Вопросы философии.-1990.-№ 2.- С. 40−52.
  116. , А.Л. Изменение уровня риска как эффект межличностного взаимодействия / А. Л. Крупенин // Новые исследования в психологиии.-1996.-№ 1 (34).- С. 59−62.
  117. , Е.И. Психология свободы / Е. И. Кузьмина.-М.: Изд-во МГУ, 1994.-195 с.
  118. , Н.С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь / Н. С. Курек. М.: Институт психологии РАН, 1996.-245 с.
  119. , О. Психология мышления / О. Кюльпе// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления /.-М.:Изд-во, МГУ 1981.- С. 31−27.
  120. , А.Б. и др. Применение ЭВМ в психологическом эксперименте / А. Б. Леонова. М.: МГУ. -1979. 60 с.
  121. , А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев.-М.: Смысл, 1997. -365 с.
  122. , А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  123. , А.Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. — М., 2000.-511 с.
  124. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев.-М.: МГУ, 1972. -574 с.
  125. , А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. — М., 1971.-39 с.
  126. , А.Н. Философия психологии / А. Н. Леонтьев.-М.: Изд-во МГУ, 1994.-228 с.
  127. , В.Г. Психологические механизмы мотивации / В. Г. Леонтьев. — Новосибирск.: Изд-во НГПУ, 1992.
  128. , Д.А. Динамика смысловых процессов / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал.-1997.-Т. 18, № 6.- С. 13−27:
  129. , Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д. А. Леонтьев, Н. В. Пилипко // Вопросы психологии.-1995 .-№ 1—С. 97−111.
  130. , Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д. А. Леонтьев // Вестник МГУ.-Серия 14. Психология.-1996. № 4.- С. 35−44.
  131. , Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь / Н. А. Логинова / Принципы развития психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой.-М.: Наука, 1978.- С. 56−172.
  132. , Б.Ф. Проблема общения в психологии /Б.Ф. Ломов// Проблема общения в психологии.-М.: Наука 1991.- С. 3−23.
  133. , Л.Г. Эмпирическая картина продуктивного целеполагания у детей 2−4лет / Л. Г. Лысюк // Вопросы психологии. — 2000. — № 1.
  134. , М. Цвет вашего характера / М. Люшер.
  135. Магомед-Эмиров, М. Ш. Трансформация личности / M. IIL Магомед-Эмиров.-М.: ПАРФ, 1998.- 496 с.
  136. , С.П. Роль методологического приема целеобразования в повышении непосредственного значения учебной деятельности для учащихся. / С. П. Манукян // Новые исследования в пед. науках. 1981. -N2.
  137. , А.Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. — Спб., 1999. 478 с.
  138. , A.M. Основные направления исследований мышления и творчества / A.M. Матвошкин // Психологический журнал.-1984.-Т.5.-№ 1 .-С. 9−17.
  139. Механизмы и принципы целенаправленного поведения // Под ред. Анохина П. К. М., 1972. — 29 с.
  140. , Д. Планы и структура поведения / Д. Миллер, Ю. Галантре, И. Прибром.-М., 1995.
  141. , В.А. Межполушарная асимметрия и проблемы цветовосприятия / В. А. Москвин // Вопросы психологии.-1997.-№ 6-С. 77−82.
  142. , JI. Энциклопедия психологических тестов / JI. Москвина. — М., 1997.-333 с.
  143. , О.В. Идеи нелинейных динамических систем и деятельностный подход / О. В. Митина // Журнал практического психолога.-2003.-№ 1-С. 203−216.
  144. , Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации / Е. Е. Насиновская. М.: Изд-во МГУ, 1995. -80 с.
  145. , Н.Н. Психологические аспекты целенаправленной деятельности человека / Н. Н. Нечаев. М.: 1992. — 111 с.
  146. , И.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / И. Ф. Наумова.-М.: Наука, 1988. — 200 с.
  147. , Н.Ф. Целеполагание как системный процесс / И. Ф. Наумова. -М., 1982.-65 с.
  148. , К.А. Умозаключения и стратегии решения задач / K.A. Нгуен, Ш. Жинь //Вопросы психологии-1997-№ 1-С. 82−97.
  149. , Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива / Р. С. Немов.-М.: Педагогика, 1984.- 200 с.
  150. , В.В. Экспериментальная психология / В. В. Никандров. Учебное пособие. СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 480 с.
  151. , A.JI. Деятельность, поведение творчество / А. Л. Никифоров // Деятельность, теории, методология, проблемы. -М.:Политиздат, 1990. -С. 52−69.
  152. , Л.И. Психологические условия активизации процессов целеобразования в учебной деятельности старшекласников. А-т кнд. псих, н / Л. И. Ноткин.-М., 1983.
  153. , Н.Н. Психологические исследования межличностных отношений /Н.Н. Обозов-Киев: Лыбндь, 1990. -192 с.
  154. , К.М. Психология влечений человека / К. М. Обуховский. -М, :Прогресс.1972.-246 с.
  155. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой.-М., Изд-во МГУ, 1997−201 с.
  156. , В.Н. Нарушение целевой структуры деятельности и самооценки у больных неврозом и психопатией / В. Н. Павленко.-М., 1991.
  157. , Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования / Н. Н. Палагина. М.: Московский психолого-социальный институт, 1997.-136 с.
  158. , В.Ф. Взаимосвязь эмоций и цвета / В. Ф. Петренко, В. В. Кучеренко //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1988. № 1. С. 70−82.
  159. , Л.Д. Компетентность в общении / Л. Д. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1999.-216 с.
  160. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  161. , А.В. История и теория психологии: В 2-х т / А. В. Петровский, М.Г. Ярошевский-Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-Т.1. — 416 с.
  162. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности / В. А. Петровский.-Ростов-на-Дону:Феникс, 1996. -521 с.
  163. , Ю.П. Психологии коллективной деятельности / Ю. П. Платонов.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-184 с.
  164. , К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов.-М.: Высшая школа, 1984. 24 с.
  165. , Г. З. Диалектическое мышление в структуре целеполагания у старших подростков: Дисс. канд. психол. наук / Г. З. Поздеева. М.: 1998., -231 с.
  166. , Е.Ф. Нейроконфликт как психофизиологическая основа целеполагания / Е. Ф. Полежаев // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова—М.: Изд-во МГУ, 1979.-С. 123−290.
  167. , Я.А. Методологическое введение в психологию / Я. А. Пономорев.-М.: Наука. 1983.-204 с.
  168. , Л.М. Интеллектуальная инициатива в условиях общения.-Дис с. канд. психол. наук / Л. М. Попов. — М., 1980.-54 с.
  169. , Т.Д. Целеполагание как основа успешности педагогической деятельности преподавателя: Автореферат канд. пед. наук / Т. Д. Потапова. Спб, 1994. — 16 с.
  170. Принятие решение человеком. Тбилиси, 1967. — 54 с.
  171. , А.О. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения / А. О. Прохоров, А.Е. Сережкина//Вопросы психологии-1995 -№ 3-С. 53−62.
  172. Психологическая наука в России: в XX столетии- проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского.-М.: Институт психологии РАН, 1997.-576 с.
  173. Психологические аспекты человеческой деятельности. — М., 1978.
  174. Психологические и практические вопросы автоматизации психологического эксперимента. — Тарту, 1980. — 107 с.
  175. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.:Наука, 1975.-254 с.
  176. Психологические механизмы организации поведения и деятельности человека. — Нижний Новгород, 1990. — 97 с.
  177. Психологические механизмы целеобразования. М., 1974.
  178. Психологические механизмы целеобразования / Под ред. O.K. Тихомирова.-М.: Наука, 1977. 257 с.
  179. Психологические проблемы принятия решения. — Ярославль, 2001.
  180. Психофизиология труда и психотехника. М., 1929.
  181. , В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности // Вопросы психологии.- 1977.-№ 5.- С.74−87.
  182. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.2 / С. Л. Рубинштейн.-М.: Педагогика, 1989.-328 с.
  183. , С.Н. Осознанность и произвольность деятельности в дошкольном возрасте: Дисс. канд. психол. наук/ С.Н. Рубцова-1984.- 212 с.
  184. , А.Д. Социальная психология управления / А.Д. Свенцицкий-Л.: Изд-во ЛГУ, 1996. -175 с.
  185. , И.С. Развитие целеполагания младших школьников в учебной деятельности: Дисс. канд. пед. наук / И. С. Сивова. 1999. — 207 с.
  186. , И.М. Гносеологические аспекты теории принятия решений: Автореферат канд. фил. наук / И. М. Сидоров. М., 1982. — 29 с.
  187. , П.В. Информационная теория эмоций. Психология эмоций, Тексты / П. В. Симонов.-М.: Изд-во МГУ, 1984.- С. 178−185.
  188. , А.П. Акмеологический тренинг, теория, методика, психотехнологии / А. П. Ситников -М.: Технологическая школа бизнеса, 1996.- 428 с.
  189. Совместная деятельность: методология, теория, практика.-М.: Наука, 1988.- 289 с.
  190. , Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии / Е.Т. Соколова—М.: Изд-во МГУ, 1976.-126 с.
  191. , Б.А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности. Дисс.. докт. психол. наук / Б. А. Сосновский.-М., 1991. — 129 с.
  192. , И.А. Генезис интеллектуальной активности: Дисс. канд. психол. наук / И. А. Соколова.-М., 1985. 144 с.
  193. , К.В. Механизмы и принципы целенаправленного поведения / К. В. Судаков. М., 1979.-54 с.
  194. , К.В. Системные механизмы целенаправленных поведенческих актов / К. В. Судаков. М., 1977. — 38 с.
  195. , Г. В. Понятийная система психологической теории деятельности / Суходольский, Г. В. Суходольский // Психологический журнал. 1981. -Т. 2. -№ 3. — С. 12−24.
  196. , В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы / В.О. Татенко//Психологический журнал. -1995. -Т.1.-№ 3.-С. 23−34.
  197. , В.А. Цель и результат в процессе решения мыслительной задачи / Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова.-М.: Изд-во МГУ, 1979.- С. 106−112.
  198. , В. Цветовая классификация в ритуалах Ндембу: Проблеманевербальной классификации // Тернер В. Символ и ритуал.-М.: Наука, 1983.1. С. 71−103.
  199. , В.И., Филимоненко Ю. И. К вопросу о валидности цветовой методики М. Люшера / В. И. Тимофеев, Ю. И. Филимоненко // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 3: Научные сообщения к семинару совещанию молодых ученых. М., Л., 1985. С. 6771.
  200. , O.K. К. Поппер и психология / O.K. Тихомиров // Вопросы психологии.-1995.-№ 4.- С. 116−129.
  201. , O.K. и др. Психологические механизмы целеобразования / Тихомиров О.К.-М.: Наука, 1977.- 259 с.
  202. , O.K. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Тихомиров O.K. — М.: 1979. 232 с.
  203. , O.K. Психологический анализ трудовой деятельности опосредованной компьютером Г O.K. Тихомиров, Л. П. Гурьева // Психологический журнал.- 1986.-№ 5.-Т.7.- С.13−25.
  204. , К.А. Умозаключения и стратегии решения задач / К.А. Торшина// Вопросы психологии—1998.-№ 4-С. 123−132.
  205. , П. Введение в феноменологию Гуссерля / П. Трехтль. Томск, 1999.-96 с.
  206. , И.Н. Индивидуальные различия с точки зрения эволюционно-синергетического подхода / И. Н. Трофимова // Вопросы психологии.—1996.-№ 1-С. 72−84.
  207. , А.Д. Экспериментальное исследование коллективистического самоопределения в групповой деятельности: Автореф. канд. психол. наук/А.Д. Туровская.-М., 1976.-21 с.
  208. , Б.С. Самоуправляемые системы и причинность / Б. С! Украинцев.-М.: Мысль, 1972.-253 с.
  209. Установка // Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко, -М.: Политиздат: 1985.- С. 369.
  210. , И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / И. М. Фейгенберг, Г. Е. Журавлев. М: Наука, 1977.
  211. , Н.Е. Исследование особенностей целеполагания методом проекции / Н.Е. Харламенкова// Психологический журнал.-1995.-Т.16.-№ 2.- С.51−59.
  212. , Н.Е. Сопоставление смысловых характеристик целеполагания у личности с консервативной и радикальной установкой / Н.Е. Харламенкова//Психологический журнал.-1994.-Т. 15. -№ 2. -С. 17.
  213. Хорст Зиверт, Тестирование личности / Зиверт Хорст. — М., 1997. 2000 с.
  214. , Л. Мотивация и деятельность / JI. Хекхаузен. — М., 1986. — 408 с.
  215. , Н.Р. Личностная обусловленность типов смыслообразования при решении мыслительных задач: Дисс. канд. психол. наук / Н. Р. Хусаинова. М., 1989. -207 с.
  216. , Н.Ю. Целеполагание в педагогических процессах / Н. Ю. Хусаинова. Казань. -1996. — 32 с.
  217. , Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследовании и применение) / Л. Хьепл, Д. Зиглер.-СПБ: Питер Пресс, 1997.-608 с.
  218. Целеобразование // Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко. — М., Политиздат, 1985.- С. 387.
  219. Цель // Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко-М.: Политиздат, 1985.- С. 368.
  220. , Г. А. Обучение учебному сотрудничеству / Г. А. Цукерман, Н. Б. Елизарова, М. И. Фрумина, Е. В. Чудинова // Вопросы психологии.-1993.-№ 2.- С. 35−43.
  221. , Г. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур / Г. Д. Чистякова // Вопросы психологии. — 1991 .-№ 6.- С. 103 110.
  222. , В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии / В. Э. Чудновский // Психологический журнал.-1993-Т. 14.-№ 5.-С. 3−12.
  223. , А.А. Категория цели в современной науки и её методологическое значение / А. А. Чунаева. — М., 1979.
  224. , Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации / Н. И. Чуприкова.-М.: АО «Столетие», 1997. 215 с.
  225. , В.Д. Проблемы системогенеза деятельности / В. Д. Шадриков. Ярославль: Изд. ЯрГУ, 1980. — 139 с.
  226. , В.Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. М., 1996. — 96 с.
  227. , В.Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. — Воронеж, 1997.-288 с.
  228. , Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности / Р. Х. Шакуров // Вопросы психологии. -2001. -№ 1. с.3−17.
  229. , Ю.М. Соотношение цели и средств в учебной деятельности / Ю. М. Швалб. Киев., 1984.-25 с.
  230. , Н.В. Опыт автоматизации обследования с помощью компьютеризации обработки и анализа данных психологических тестов / Н. В. Шикунова // Журнал практического психолога.-1996.-№ 2—С. 38−44.
  231. , Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин.-М.: Педагогика, 1989. -560 с.
  232. Энциклопедия психологических тестов. М: ACT, 1997. — 333 с.
  233. Энциклопедия психологических тестов. М: ACT, 1997. — 300 с.
  234. Энциклопедия психологических тестов. Т. 2. М: Терра, 2000. 400 с.
  235. Энциклопедия психологических тестов. Т. 3. М: Терра, 2000. 360 с.
  236. Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллекутальные, межличностные аспекты. — М.: Изд. ACT, 1997. — 288 с.
  237. Энциклопедия психологических тестов М.: Терра, 1999.- 400 с.
  238. Энциклопедия психологических тестов. — М.: Эксмо-пресс., 2001. — 496 с.
  239. Юиг, Р. Цвет в западной живописи // Психология цвета / Р. Юиг.-М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996. С.135−180.
  240. , П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета / П. В. Янынин.-Самара: СамГПУ, 1996. 218с.
  241. , П.В. Индивидуальные различия и характеристики цвето-вого восприятия // Нейропсихология и психофизиология индивиду-альных различий / Коллективная монография. Ред. Е. Д. Хомской, В.А. Москвина-Оренбург: ООИПКРО, 2000. С. 76−93.
  242. , М.Г. История психологии: от античности до середины 20 века / М. Г. Ярошевский.-М.: Издательский центр Академия, 1997.-416 с.
  243. , Н.Н. Психологические основы саморегуляиии и самоорганизации социальных систем / Н. Н. Ярушкин.-Самара, 1995.-116 с.
  244. , Н.Н. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности: Автореф. докт. психол. наук / Н. Н. Ярушкии.-СПб., 1998. -36 с.
  245. , А.И. Целеполагание и идеалы / А. И. Яценко. Киев, 1977.
  246. Atkinson, J.W. An Introduction to motivation / J.W. Atkinson. Princetot, Bew Jersey. 1964.
  247. Jacobs, K.W. Effect of four psychological primary colors on anxiety state / K.W. Jacobs, J.F. Suess// Pers. & Motor Skills. 1975, 41(1). P. 208−210.
  248. Kirsch, J. Hypnotik involintariness and the aulomaticity of Everyday lifs / J. Kirsch, S. Lynn // Amer. J Clin. Hypn.- 1997.- № 1. p. 329−348.
  249. Kyhl, J. Will unG PersonlichKeil. Funklionsanalyse der Selbststenerurg / J. Kyhl, // Psychol. Rdsch.-1998.-2.-s. 61−77.
  250. Lewinski, R.J. An investigation of individual responses to chromatic illumination / / R.J. Lewinski / Psychol. 1938. 6. P. 155−160.
  251. Luscher, M. The Luscher Color Test / M. Luscher.-N.Y., 1969. 268 p.
  252. Mc Donald, S.F. Effect of visible lightwaves on artritis pain: a controled study / S.F. Mc Donald // International J. of Biosocial Recearch. 1982. 3(2). P. 49−54.
  253. Nelson, G.G. Color preference and stimulation seeking / G.G. Nelson, M.T. Pelech, S.F. Foster // Pers. & Motor Skills. 1984. V. 59/39. P. 913−914.
  254. Robinson, C. Colore preference as a function of introversion and extraversion / C. Robinson // Pers. & Motor Skills. 1975. 40. P. 702.
  255. Spiegel, D., Manifest enxiety, color preference and sensory minimizing in colege men and women / D. Spiegel, P.H. Spiegel // J. of Clin. Psychol. 1971. 27(3). P. 318−321.
  256. Stolper, J.H. Color induced psychological response / J.H. Stolper // Man1. vironment System. 1977. 7(2). 101−108.
  257. Holmes, C.B. Relationship between the Luscher Color Test and MMPI / C.B. Holmes, P.J. Wurtz, R.F. Wain, D.S. Dungan, C.A. Joseph // J. of clin. psychol. 1983. 1. 126−129.
  258. Hooke, J.E. Color preference and arousal / J.E. Hooke, K.J. Youell, M.W. Etkin // Pers. & Motor Skills. 1975. 40. P. 710. v* 262. Hoppe, F. Erfolg und Miterfolg / F. Hoppe // Psychol. Forsch. 1930. — Bd.4. — S.357
  259. Weller, L. Effect of color of questnnair on emotional re-sponses / L. Weller // The J. of General Psych. 1988. 115(4). P. 433−440.
  260. Williams, J. V. Connotations of color names in the USA, Europe and Asia / J.V. Williams, J.K. Morland, W.L. Underwood // The j. of social psychol. V. 82. 1970. P. 3−12.
  261. Wurtman, R.J. The effect of light on human body / R.J. Wurtman // Scientificamerican. 1975. 233. P. 69−77. 266. Wright, B. The meanings of color / B. Wright, L. Rainwater// J. of General Psy-chol. 1962. V. 67. 89−99
Заполнить форму текущей работой