Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Самоопределение как поиск смысла. 
Самоопределение как процесс и как результат

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объективные и субъективные смыслы самоопределения. Объективные смыслы отражают закономерности тех природных, культурно-исторических, социальных, политических, экономических, технологических процессов, в которые включен (или может быть включен) самоопределяющийся человек, в том числе и через свою профессию. Субъективные смыслы отражают степень осознания человеком своей включенности и уровень… Читать ещё >

Самоопределение как поиск смысла. Самоопределение как процесс и как результат (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность профессионального самоопределения.

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самоакутализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т. п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К. Ясперс связывает самореализацию с «главным делом жизни», которое делает человек (Франкл, 1990, с. 58—59); В. Франкл определяет полноценность человеческой жизни через его способность «выходить за пределы самого себя», а главное — находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни (Франкл, 1990, с. 58—59). И. С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение (Кон, 1984, с. 52); П. Г. Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения заключается в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность (Щедровицкий, 1993); Е. А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания) и 2) практический (реальные изменения социального статуса человека) (Климов, 1983, с. 62—63).

Самоопределение как результат и как процесс. Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей — «самотрансценденцию» (по В. Франклу). Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции.

Известный философ Н. А. Бердяев в работе «Самопознание» отмечал, что еще «на пороге отрочества и юности однажды был потрясен мыслью: „Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла“» (Бердяев, 1990, с. 74).

Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл как нечто уже достигнутое, решенное (как некий результат поиска) тут же обесценивает жизнь, и образуется «пустота», когда не понятно, ради чего жить дальше, к чему стремиться. В лучшем случае здесь остается лишь стремиться к выделенным целям (реализовать найденные смыслы), превращаясь скорее в исполнителя. Поэтому не менее важен и процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы — эго лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом; это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое «достижение»).

Правда, по В. Франклу (1990) получается, что смысл нельзя построить заново, его можно только найти. Но в этом есть элемент предопределенности, что несколько ограничивает подлинное творчество профессионального и личностного самоопределения. При более творческом подходе к своей жизни смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов.

Возможные смыслы самоопределения. Часто самоопределение связывают с выбором (принятием решения). Но остается вопрос о том, на основе чего принимается то или иное решение. И конкретные карьерные выборы, и профессиональные планы являются лишь средством реализации каких-то других целей, например, построения определенного образа жизни, повышение социального статуса, дохода, признания и т. п. Все это воплощается в вопросах: «Зачем мне это надо? Каков смысл той или иной деятельности?».

При этом возможны разные ответы (разные смыслы), и в течение жизни они могут меняться у одного человека. В частности, самоопределение может быть связано примерно со следующими смыслами: 1) стремление к заработку, комфорту, льготам; 2) творческая самореализация (эгоистическая или альтруистическая); 3) престижные смыслы и ориентации (как самоутверждение в глазах окружающих, близких людей, в собственных глазах);

4) смысл конкретного профессионального труда как компенсация неуспеха в какой-либо другой деятельности (например, как «бегство» от досуга или как попытка стать более успешным в другой профессии); 5) смысл труда как стремление к признанию и любви (см., например, Пряжникова, Пряжпиков, 2010, с. 79—97); 6) смысл труда как удовлетворение извращенных потребностей (сексуальных, потребности во власти и доминировании, потребности в самокрасовании и т. п.); 7) криминальные смыслы (вымогательство, воровство и т. п.); 8) работа «по инерции» (бездумная реализация жизненных и карьерных стереотипов, общая жизненная пассивность — «усталость от жизни»).

Но и эти возможные смыслы имеют «общий знаменатель» и часто сводятся к тому, чтобы утвердить чувство собственного достоинства — этой «первичной ценности», по Дж. Ролзу (1995), когда и богатство, и карьерные достижения, и вклад в культуру, и даже криминальные смыслы, с точки зрения человека, помогают ему повысить самоуважение и статус в глазах других людей. Правда, и здесь возможны серьезные ошибки, например, в некоторых сообществах могут не оценить бескорыстное творчество и, наоборот, восхищаться предприимчивыми негодяями. Собственное достоинство предполагает развитие внутреннего цензора, называемого совестью. Тогда важной задачей профориентации является формирование у самоопределяющейся личности такой совести, но не в директивном ориентировании на определенные ценности, а в готовности личности постоянно обращаться к совести, где само такое обращение — это постоянный процесс, поиск ответа на вопрос о том, в каком направлении развиваться, к каким идеалам стремиться.

Объективные и субъективные смыслы самоопределения. Объективные смыслы отражают закономерности тех природных, культурно-исторических, социальных, политических, экономических, технологических процессов, в которые включен (или может быть включен) самоопределяющийся человек, в том числе и через свою профессию. Субъективные смыслы отражают степень осознания человеком своей включенности и уровень личностного участия в этих процессах. Субъективным смысл становится тогда, когда он во многом соответствует системе ценностей данного человека, а также когда его сознательное неучастие в каких-то глобальных процессах связано с его неприятием этих процессов, и он всячески стремится свести к минимуму (или вообще отказаться) от такого участия (см. подробнее Пряжникова, Пряжпиков, 2010, с. 71—79).

При определенных обстоятельствах и в обществе, и в конкретных организациях степень вовлеченности населения (персонала) в общие проекты часто определяет успешность этих проектов, а также особую удовлетворенность конкретной личности, доходящую до чувства гордости за причастность к этим проектам. Напомним, что гордость за причастность можно рассматривать и как разновидность чувства собственного достоинства (по Дж. Ролзу), которая часто и составляет смысловую основу самоопределени я. Это также близко к готовности личности рассматривать свое развитие в контексте более глобальных культурно-исторических процессов, т. е. видеть себя не только «культурологическим материалом», но и субъектом культуры, и здесь не важно, каков реальный статус или должность субъекта самоопределения, ведь в историю входят не только великие полководцы, цари и чиновники, но и не менее великие скромные труженики (строители и архитекторы, ремесленники, героические солдаты и т. п.). А сколько важных персон (начальников и даже президентов) вошли в историю как ничтожества? В конце концов, величие заключается не в должностях, а в нравственной позиции личности, осознающей свою причастность к культуре и к истории.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой