Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конкурентоспособность в системе разноуровневых характеристик личности работников социальной сферы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные результаты исследования внедрены в практику образовательного процесса и используются при подготовке будущих психологов и социальных работников в рамках курса «Профессионально-этические основы социальной работы», спецкурса «Акмеология» (раздел «Достижение человеком вершин в профессиональном развитии»), при организации и руководстве производственной практикой студентов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современное состояние проблемы и теоретико -методологические подходы к описанию конкурентоспособности в ¦ структуре личности работника социальной сферы
    • 1. 1. Теоретико-методологические основания изучения профессионально важных качеств личности работника социальной сферы
    • 1. 2. Психологические исследования особенностей личности профессионала, работающего в социальной сфере
    • 1. 3. Изученность проблемы конкурентоспособности личности как структурообразующего основания профессионализма специалиста социальной сферы
  • Глава 2. Исследование конкурентоспособности как системного образования в структуре личности специалиста социальной сферы
    • 2. 1. Программа и методы диссертационного исследования
    • 2. 2. Анализ результатов исследования особенностей конкурентоспособности личности специалистов социальной сферы
      • 2. 2. 1. Работающие специалисты социальной сферы
      • 2. 2. 2. Специалисты социальной сферы на вузовском этапе
    • 2. 3. Сравнительный анализ исследуемых параметров конкурентоспособности личности работающих и обучающихся специалистов социальной сферы
    • 2. 4. Факторный анализ показателей, обусловливающих уровень конкурентоспособности личности специалиста социальной сферы
    • 2. 5. Разработка модели конкурентоспособной личности как системного личностного образования специалистов социальной сферы
  • Глава 3. Психологическое сопровождение специалистов социальной сферы в условиях формирования конкурентоспособности личности
    • 3. 1. Направления оптимизации подготовки конкурентоспособных специалистов для социальной сферы
    • 3. 2. Методические рекомендации по осуществлению профессионального отбора и адаптации специалистов социальной сферы
    • 3. 3. Развитие навыков конфликтной компетентности как компонента коммуникативной компетентности высококонкурентоспособных специалистов социальной сферы

Конкурентоспособность в системе разноуровневых характеристик личности работников социальной сферы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Актуальность настоящего исследования определяется задачами оптимизации личностного развития специалистов социальной сферы в процессе их обучения, профессиональной деятельности и конкуренцией на рынке труда, что обусловливает наличие у специалиста качества конкурентоспособности (А. Л. Ласыгин, Н. А. Кононец, С. В. Рачина, А. А. Мартынова и др.).

Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста ставит задачу изучения индивидуальных и типичных особенностей личности работников социальной сферы, которое имеет научное и практическое значение. Социально обусловленный заказ заключается в изучении системы разноуровневых личностных характеристик, психологических закономерностей становления личности работника социальной сферы, способного к реализации своих возможностей в быстро меняющемся мире, качественному выполнению профессиональных обязанностей. Это позволяет определить параметры и критерии личностно — профессиональных свойств, характеристик, соответствующих потребностям общества, различных социальных групп, рынка образовательных услуг и рынка труда.

Проблемой изучения конкурентоспособности человека занимались многие отечественные ученые: психологи (Л. М. Митина, М. М. Шехтер и др.), педагоги (Н. А. Кононец, А. П. Сычев и др.), управленцы (Л. П. Ермолаева, М. Л. Бакуменко и др.), экономисты (Р. А. Фатхутдинов, Е. Л. Богданова, Ю. С. Куприянов, О. А. Шавандина и др.). Однако, в настоящее время, обозначенная проблема исследована пока недостаточно. Остаются неизученными вопросы влияния личностных характеристик человека на уровень конкурентоспособности специалиста. Отсутствует инструментарий оценки конкурентоспособности, как качества личности, не представлены модели конкурентоспособности работающих специалистов и выпускников вузов. В тоже время решение проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности в социальной сфере, психологической адаптированности к условиям труда, требует изучения критериев оценки специалистов социальной сферы.

Таким образом, возникает противоречие между признанием необходимости изучения конкурентоспособности личности в системе разноуровневых характеристик личности работников социальной сферы и недостаточной изученностью процессов порождения и формирования данного феномена. Вышеизложенное позволило сформулировать цель, объект, предмет, задачи и гипотезы исследования.

Цель исследования — выявление особенностей «конкурентоспособности» в системе разноуровневых индивидуально-психологических характеристик личности (на примере работающих и обучающихся специалистов социальной сферы Кемеровской области).

Объектом исследования выступает структура разноуровневых характеристик личности работника социальной сферы.

Предмет исследования — «конкурентоспособность» как системное образование в структуре разноуровневых характеристик личности работников социальной сферы.

В соответствии с целью диссертации были поставлены задачи:

1. Проанализировать основные теоретико-методологические и технологические подходы к исследованию проблемы «конкурентоспособности» работника социальной сферы.

2. Разработать теоретико-методологические основания работы и адекватный им эмпирический инструментарий для исследования «конкурентоспособности» в системе разноуровневых характеристик личности специалиста.

3. Исследовать становление и развитие «конкурентоспособности» как системного свойства личности, на вузовском этапе профессиональной подготовки специалиста.

4. Установить специфику структуры и динамических характеристик «конкурентоспособности» личности работающего специалиста социальной сферы.

5. Провести факторный анализ собранных данных. Проанализировать и интерпретировать факторы, обусловливающие разные уровни «конкурентоспособности» личности.

6. Сконструировать и обосновать модель конкурентоспособной личности специалиста социальной сферы.

7. Определить направления оптимизации формирования качества «конкурентоспособности» личности в процессе работы специалиста и на этапе вузовского обучения.

8. Разработать методические рекомендации по программе психологического сопровождения специалиста социальной сферы с различным уровнем конкурентоспособности личности.

Для реализации цели и задач исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

1. «Конкурентоспособность» можно рассматривать как системное разноуровневое образование в структуре личности, которое проявляется на каждом из уровней (индивидном, личностном, индивидуальном) человека и связана с системой профессионально важных качеств.

2. Особенности соотношения систем связей индивидуально психологических характеристик разного уровня с компонентами показателя конкурентоспособности личности, по нашему мнению, обусловливают количественные (высокие, средние, низкие) и качественные (выраженные в ценностях и смыслах, мотивации профессиональной деятельности, отношении к себе, адаптированности) характеристики интегрального показателя конкурентоспособности личности.

3. Высокая конкурентоспособность личности специалистов социальной сферы, возможно, обусловлена спецификой действия внешних (критерии качества и эффективности труда, престижность профессии и др.) и внутренних (самоотношение, самопродвижение, ценностное отношение к жизни как элементу самоактуализации и др.) факторов.

4. Предполагается, что на вузовском этапе структура интегрального показателя «конкурентоспособности» личности может иметь вид открытой ь системы, в которой существуют линейные связи со всем комплексом элементов её составляющих. У работающего специалиста структура показателя «конкурентоспособности» личности может быть представлена сформированной системой связей и, зависеть от физического здоровья, интеллектуального и духовного развития личности.

5. Модель конкурентоспособной личности специалиста на стадии обучения может описывать адаптирующуюся личность, характеризующуюся большим количеством слабых связей между разноуровневыми индивидуальнопсихологическими характеристиками и компонентами показателя «конкурентоспособность», в гибкой, адаптивной к новым условиям системе.

6. На стадии выполнения профессиональных обязанностей, модель может характеризоваться устойчивостью системы, описывающей индивидуализирующуюся личность специалиста социальной сферы.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили: системный подход (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Е. Клочко и др.), структурно — динамический анализ (X. Эринфельс, В. Вундт, Г. Олпорт и др.) — теория индивидуально-типологических особенностей личности (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин, В. М. Русалов, Е. П. Ильин и др.) — представления о социальной сфере (Г. И. Осадчая, С. А. Шавель, В. А. Ядов и др.), особенностях личности её работников (Л. Д. Демина, Е. И. Холостова, Н. Б. Шмелева и др.), становлении и развитии ПВК (Н. В. Кузьмина, Е. А. Климов, А. А. Деркач, А. К. Маркова, и др.) — подходы к формированию и развитию конкурентоспособной личности (Л. М. Митина, Н. А. Кононец, Р. А. Фатхутдинов и др.).

Методы исследования. Теоретические: анализ специальной литературы по проблеме исследованияизучение нормативных документов, стандартов подготовки специалистовмоделирование. Эмпирические: анкетный опросэкспертная оценкапсиходиагностическое тестирование: экспресс-диагностика отдельных свойств темперамента Г. Айзенка (форма Б) — методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А. А. Реанаопросник «Уровень притязаний» В. Гербачевскогомодифицированная шкала личностной соревновательной тревожности Р. Мартенса в модификации Ю. JL Ханинаметодики: «Изучение стратегий поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса, «Диагностика уровня социальной фрустрированности» JT. И. Васермана- «многофакторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (16-FPQ-187-A)», методика «Направленность личности» В. Смекала и М. Кучератест-опросник «Самоотношение» В. В. Столина, С. Р. Пантелееваметодика «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьевашкала социально-психологической адаптированное&trade- (СПА) К. Роджерса, Р. Даймондастандартизированная методика экспертной оценки «Компоненты качества рабочей силы» Ю. С. Куприяновавопросник на выявление доминирующего инстинкта В. И. Гарбузоваметодика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфирметодика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Математико-статистические методы: количественный анализ полученных психодиагностических данных (вычисление средних величин, стандартного отклонения, определение значений статистических критериев для установления достоверности различий средних по критерию Стъюдента), методы параметрической статистики (кластерный, корреляционный, факторный, математический регрессионный анализ). Статистическая обработка результатов проводилась с использованием компьютерных программ «Microsoft Excel», «Statistica v.6.0.437.0».

Базой эмпирического исследования выступал Кемеровский государственный университет, Прокопьевский филиал КемГУ, факультет переподготовки и повышения квалификации социальных работников в г. Кемерово, комплексные Центры социального обслуживания населения в городах Кемеровской области. Выборка испытуемых составила 282 человека женского и мужского пола.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1. Проведен многоуровневый анализ конкурентоспособности личности, как системного качества, на основе которого предложено рабочее определение понятия «конкурентоспособность» (интегральное разноуровневое образование, в структуре личности, ПВК, выступающее основанием профессионализма специалиста социальной сферы).

2. Разработан и апробирован инструментарий для определения индекса «конкурентоспособности», что позволило рассматривать разные уровни проявления диагностируемого признака, выявить значимые компоненты показателя конкурентоспособности, оценить данные качества с минимальными временными затратами.

3. Получены и интерпретированы личностные профили практических работников и будущих специалистов, которые расширяют представления о современном специалисте социальной сферы.

4. Разработана модель подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе и установлена ее специфика в процессе профессиональной деятельности, которая пригодна для индивидуальной оценки и прогноза конкурентоспособности специалиста социальной сферы.

5. Выделены и обоснованы факторы, становления и развития уровня конкурентоспособности личности специалиста социальной сферы, особенности психологической адаптированности личности, самоотношения, ценностей и смыслов, мотивации профессиональной деятельности др.

Теоретическая значимость заключается в том, что предложенный в работе теоретико-методологический подход к исследованию конкурентоспособности личности специалиста социальной сферы в системе разноуровневых психологических характеристик, позволил создать целостное представление о структуре, динамике качества конкурентоспособности личности, а выявленные психологические портреты специалистов обосновывают личностные различия, проявившиеся на разных этапах профессионализации, что является важным для развития знаний о психологии личности.

Установлена достоверная связь системы показателей «конкурентоспособности» с разноуровневыми индивидуальнопсихологическими характеристиками личности (внутренний фактор влияющий на уровень конкурентоспособности) и уровнем, качеством образования, стажем работы, социальным, семейным статусом, количеством детей в семье, условиями труда и отдыха, обеспеченностью имуществом (внешний фактор).

Практическая значимость исследования.

Разработан и апробирован инструментарий, адекватный для исследования «конкурентоспособности» в системе разноуровневых характеристик личности работников социальной сферы, что позволило комплексно и качественно оценивать конкурентоспособность личности с минимальными временными затратами.

Выделенные внутренние и внешние факторы, обусловливающие высокий уровень конкурентоспособности, позволили контролировать процесс формирования и развития интегрального показателя конкурентоспособности личности, что используется при определении направлений подготовки и переподготовки специалистов социальной сферы при МЦПГТК г. Кемерово.

Разработанная в ходе настоящего исследования модель конкурентоспособности личности специалистов социальной сферы на разных этапах профессионализации, применяется в процедуре профессиональной аттестации персонала социальных учреждений, для оценки «кадрового резерва на выдвижение».

Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлена логикой исходных методологических позиций автора, использованием апробированных методов, применением валидных диагностических средств, математическими методами обработки, значительным объемом эмпирических данных (репрезентативностью выборок), взаимозависимостью данных, экспериментальной апробацией разработанных положений по теме исследования, а также внедрением результатов диссертационного исследования в практику.

На защиту выносятся следующие положения:

1. «Конкурентоспособность» — системное качество личности, рассматривается, в широком понимании, как степень или мера динамического соответствия личностных, профессиональных характеристик специалиста психологическим ожиданиям работодателя, социальным требованиям общества. В узком смысле — это разноуровневое личностное образование, интегрирующее характеристики личности, проявляющиеся в способности предвидеть, обновляться и гибко использовать возможности для профессионального развития и успеха.

2. Основными элементами интегрального показателя конкурентоспособности личности работника социальной сферы выступают: психологическая адаптированность (выраженная в уровне адаптированности, дезадаптированности, психологической готовности к деятельности и др.), самоотношение (самоуважение, самоуверенность, самопринятие, саморуководство и др.), ценности и смыслы.

3. Высокая конкурентоспособность специалистов социальной сферы обусловливается разноуровневыми характеристиками: физическое здоровье, мужской пол, инстинктивное стремление к доминированию и др. (индивидный уровень), уверенность, честность, ответственность, инициативность, самопродвижение и др. (индивидуально — личностный уровень), интеллектуальная развитость, коммуникативная компетентность, внутренняя мотивация профессиональной деятельности и др. (профессиональный уровень). Ориентация личности на высокий должностной статус, материальную, имущественную обеспеченность сопровождают высокий уровень конкурентоспособности.

4. Модель конкурентоспособной личности специалиста социальной сферы на этапе обучения, описывает гибкую систему структурно-функциональных связей адаптирующейся личности, в то время как, модель конкурентоспособной личности работающего специалиста, характеризуется системой устойчивых связей, представляет тип индивидуализирующейся личности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные материалы и результаты диссертационного исследования сообщались и обсуждались на международных конференциях в Москве (2004), Кемерово (2005), Томске (2005) — всероссийских и региональных научно-практических конференциях в Белово (2003), Кемерово (2004, 2005) — теоретико-методологических и научно-методических семинарах социально-психологического факультета, кафедры общей психологии и психологии развития ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

Основные результаты исследования внедрены в практику образовательного процесса и используются при подготовке будущих психологов и социальных работников в рамках курса «Профессионально-этические основы социальной работы», спецкурса «Акмеология» (раздел «Достижение человеком вершин в профессиональном развитии»), при организации и руководстве производственной практикой студентов социально-психологического факультета ГОУ ВПО «КемГУ», на курсах факультета переподготовки и повышения квалификации социальных работников Межотраслевого Центра переподготовки и повышения квалификации (МЦППК) города Кемерово. По результатам исследования автором подготовлено и опубликовано 12 научных работ.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, выводов и заключения, библиографии, включающей в себя 212 источников, из них 12 на иностранном языке. Работа снабжена 20 таблицами, 11 рисунками и 6 приложениями.

Результаты исследования могут быть использованы при определении направлений переподготовки и в процедуре профессиональной аттестации, для оценки «кадрового резерва» и «резерва на выдвижение».

При аттестации персонала социальных учреждений, которые занимаются социальным обслуживанием населения и других учреждений социальной сферы возможно учесть индивидуально-личностные характеристики специалистов, влияющие на эффективность профессиональной деятельности.

Также результаты могут быть использованы специалистами в области управления, социальными работниками, психологами, для организации психологического сопровождения формирования и развития конкурентоспособной личности.

Заключение

.

В представленной работе мы рассматривали конкурентоспособность в системе разноуровневых характеристик личности работников социальной сферы. Целью нашего исследования было выявление особенностей «конкурентоспособности» в системе разноуровневых индивидуально-психологических характеристик личности.

Актуальность настоящего исследования определена задачами оптимизации личностного развития специалистов социальной сферы в процессе профессиональной деятельности и на вузовском этапе. Способность проявлять компетентность, гибкость, предвидение, возможность обновляться и использовать свой личностный ресурс для приобретения и развития профессионализма позволят им проявить конкурентные преимущества на рынке труда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Учебное пособие для студентов вузов Текст. / Г. С. Абрамова. М.: Издательский центр «Академия" — Раритет. — 1997. — 704с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М., 1980. — 244 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Особенности типологического подхода и метода исследования личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. — С. 12−24.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  5. , А. Наука жить Текст. /А. Адлер. 1997. 266 с.
  6. , А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст. / А. Адлер.-М., 1995.-С. 38−41.
  7. , И. А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социального престижа Текст.: дисс. на соиск. учен, степ. канд. психол. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 210 с.
  8. , В. В., Горский, Н. Ю. Алгоритмы и программы структурного метода обработки данных Текст. / В. В. Александров, Н. Ю. Горский. Л.: Наука, 1983.-208 с.
  9. , Б. Г. О методах современной психологии Текст. / Б. Г. Ананьев // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л.: ЛГУ, 1976. — С. 13−35.
  10. Ю.Анастази, А. Психологическое тестирование Текст. / А. Анастази / пер. с англ.- под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского: В 2 т. 336 с.
  11. , А. А. Формирование конкурентоспособности в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст.: Автореф. дис. / А. А. Ангеловский. Магнитогорск, 2004. — 24 с.
  12. , Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги расследования Текст. / Л. И. Анцыферова // ПЖ. 1992. — № 5. — С. 34 — 38.
  13. , Л. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности Текст. / Л. И. Анцыферова // ПЖ. 1981. — № 2. — С. 53−68.
  14. , Л. И. Системный подход в психологии личности Текст. / Л. И. Анцыферова // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. — С. 61−77.
  15. , Г. А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие Текст. / Г. А. Балл // ПЖ. Т. 18.- 1997. № 5. — С. 46 — 54.
  16. , Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя Текст. / Ф. Барон // ВП. 1990. — № 2. — С. 12 — 36.
  17. , А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике Текст. / А. В. Батаршев. СПб.: Речь, 2005. -208 с.
  18. , А. В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика Текст. / А. В. Батаршев. М., 2002. — 88 с.
  19. , С. П. Профессиональная деформация личности Текст. / С. П. Безсонов. СПб., 2004. — 272 с.
  20. , Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая интеграция Текст. / Ф. Б. Березин // Бессознательное. Новочеркасск, 1994. Т. 1. -С.187−200.
  21. , Е. Л. Статистическое исследование конкурентоспособности работников промышленных предприятий Текст.: Автореф. на соиск. учен, степ. к. э. наук 08.00.01. / СПб. Ун-т экономики и финансов. СПб., 1993. -18 с.
  22. Большая советская энциклопедия Текст.: В 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров.-3-е изд.-М., 1973.-Т.Н.-С. 102.
  23. , В. 8ТАТ18Т1СА: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов Текст. / В. Боровиков. СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
  24. , Л. В. Геронтологические исследования в США Текст. / Л. В. Бороздина // ПЖ. Т. 18. 1997. — № 6. — С. 24−38.
  25. , Л. В., Молчанова, О. Н. Самооценка в первой зрелости Текст. / Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова // Вестник МГУ, Сер. 14. Психология. -1990.- № 2. -С. 28 -40.
  26. , Л. В., Спиридонова, И. А. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта Текст. / Л. В. Бороздина, И. А. Спиридонова // ПЖ. 1998.-№ 2. Ч. 1.-С. 23−41.
  27. , Л. В., Спиридонова, И. А. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта Текст. / Л. В. Бороздина, И. А. Спиридонова // ПЖ. 1998. — № 3. Ч. 2. — С. 12 — 36.
  28. , Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте Текст. / Б. С. Братусь // Вестник МГУ, Сер. 14. Психология. 1980. -№ 2. С. 3 -12.
  29. , Б. С. К изучению смысловой сферы личности Текст. / Б. С. Братусь // Вестник МГУ, Сер. 14. Психология. 1981. -№ 2. — С. 89 — 91.
  30. , С. Л. Проблема выбора критериев нравственного развития • личности и пути ее решения Текст. / С. Л. Братченко // Психологопедагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе. Л.-М., 1988.-С. 482−491.
  31. , С. Л., Миронова, М. Р. Личностный рост и его критерии Текст. / С. Л. Братченко, М. Р. Миронова // Психологические проблемы самореализации личности / ред. А. А. Крылов, Л. А. Коростылева. СПб., 1997.-С. 171−181.
  32. , А. В. Проблема субъекта в психологической науке Текст. /
  33. A. В. Брушлинский // Психологический журнал. 1991. -№ 3. — С. 10.
  34. , Дж. Искусство психотерапевта Текст. /Дж. Бьюдженталь. -СПб., 2001.-С. 18−19.
  35. , А. Л. Профессиональный отбор социальных работников: принципы и методы Текст. / А. Л. Варга // Профессионально-этические нормы социальной работы. М., 1993. — С. 4 — 8.
  36. , Н. Ю. Психологический портрет социального работника Текст. / Н. Ю. Васильева // Социальная работа. М., 1992. — Вып. 5. -С. 59−63.
  37. , Е. К. Психологическая деонтология Текст.: Дисс. на соиск. учен. степ, доктора психол. Наук / СПбГУ. СПб., 2003. — 402 с.
  38. , Е. Б. Конкурентоспособность системы подготовки научных и научно-педагогических кадров на рынке образовательных услуг Текст.: Автореф. дис. / СПбГУ экономики и финансов СПб.: СПбГУ экономики и финансов, 2000. — 20 с.
  39. , Л. С. Собрание соч. Текст. /Л. С. Выготский: В 6 т. Т. 4. М., 1984.-С.251.
  40. С. А. Самооценка профессионального мастерства как отражение уровня развития профессионального самосознания учителя физической культуры Текст.: Автореф. дис. канд. наук. СПб., 1993. — 21с.
  41. , В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье Текст. /
  42. B. И. Гарбузов. СПб.: АО «Сфера», 1994. — 160 с.
  43. , Ю. Б. Понятие личности в трудах А. Н. Леонтьева и проблема исследования характера Текст. / Ю. Б. Гиппенрейтер // Вестник МГУ, Сер. 14. Психология. 1983. -№ 4. С. 89.
  44. , Н. С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации Текст.: Автореф. дис. / Уральский государственный проф.-педагогический университет. Екатеринбург: Уральский госуд. проф. — педагог, университет. — 2001. — 40 с.
  45. , А. А. Жизненные ориентации как детерминанты жизнедеятельности Текст. / А. А. Грачев // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3 / под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С-Пб ун-та, 1999. — С. 26.
  46. , Я. Ценностная ориентация личности Текст. / Гудечек // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности.-М., 1989.-С. 102−109.
  47. , Л. С. Адаптация в условиях безработицы Текст. / Л. С. Гурьева // Вестник Российского Гуманитарного научного фонда. 1996. — № 2. -С. 150−157.щ 48. Давыдов, В. В. О понятии личности в современной психологии Текст. /
  48. B. В. Давыдов // ПЖ. 1988. — № 4. — С. 21.
  49. , А. А. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности Текст. / А. А. Деркач. М., 1995.1. C. 18−20.
  50. , И. Б. Нравственная самоидентификация как регулятор мотивов поведения Текст. /И. Б. Дерманова // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3 / под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С-Пб ун-та, 1999. — С. 51−53.
  51. , И. Б. Особенности психологической диагностики в исследовании адаптации студентов Текст. / И. Б. Дерманова: Диссер. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. Л., 1990. — 127 с.
  52. Диагностика профессиональных и познавательных способностей. М.: ИПАН, 1988. -С. 155−170.
  53. , JI. Я. Детерминированность и свобода человека Текст. / JI. Я. Дорфман // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / ред. Д. А. Леонтьев, В. Г. Щур. -М., 1997.-С. 165−203.
  54. , В. Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин. -М.: Лантерна вита, 1995. 150 с.
  55. , В. Н. Психология общих способностей Текст. /
  56. B. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2000. — 368 с.
  57. , О. П. Практикум по психологии личности Текст. / О. П. Елисеев. СПб.: Питер, 2000. — 560 с.
  58. , Е. Е. Философия Текст.: учебник для технических вузов / Е. Е. Ермакова. М.: «Высшая школа" — изд. Центр «Академия», 1999.1. C. 37−38.
  59. , Е. Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения Текст.: Автореф. дис. / Томский государственный университет Томск, ТГУ. -2000.-21 с.
  60. , Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности Текст. / Е. М. Иванова. М.: МГУ, 1986. — 238 с.
  61. , В. В., Пожарский, С. Д. Философия и акмеология Текст. /
  62. B. В. Ильин, С. Д. Пожарский. СПб.: Политехника, 2003. — 395 с.
  63. , Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения Текст. / Е. П. Ильин. Киев: Высшая школа, 1998. — 292 с.
  64. , Е. П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2003.-512 с.
  65. , Е. П. Психофизиология состояний человека Текст. / Е. П. Ильин.- СПб.: Питер, 2005. 412 с.
  66. , Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  67. , Л. Н. Цель и смысл жизни Текст. / Л. Н. Каган. М., 1984. — С. 152.
  68. Кадры для российской науки Текст. // Независимая газета. 25.02.2004.1. C. 11.
  69. , Дж., Сервон, Д. Психология личности Текст. / Дж. Капрара, Д. Сервон / пер. с англ. СПб., 2003. — 640 с.
  70. , Е. А. Психология профессионала: Избранные психологические труды Текст. / Е. А. Климов. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: МОДЭК, 2003. — 456 с.
  71. , В. Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики Текст. /
  72. В. Е. Клочко // Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 1995. -№ 3−4. -С. 104−113.
  73. , В. Е. Самоорганизация личности Текст. / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. — 154 с.
  74. , А. Г. Психология личности Текст. /А. Г. Ковалев. М., 1970. -391 с.
  75. Конструктивная психология конфликта Текст. / Б. И. Хасан. СПб.: Питер, 2003.-250 с.
  76. , Е. П. Субъект помогающей деятельности как предметпсихологического исследования Текст. / Е. П. Кораблина // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4 / под ред. Е. Ф. Рыбалко, JI. А. Коростылевой. СПб., 2000. — С. 170−174.
  77. , В. Н. Проблемы формирования готовности муниципальных служащих к профессиональной деятельности Текст.: Автореф. дис. -СПб.: СПбГУ, 2002. 23 с.
  78. , В. А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации Текст. / В. А. Корзунин: Дисс. на соиск. учен. степ, доктора психол. наук: (19.00.04- 19.00.03.).-СПб., 2002.-475 с.
  79. Л. А. Психология самореализации личности. Брачно-семейные отношения. СПб.: СПбГУ, 2000. — 292 с.
  80. Коросты лева, Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере Текст. / JI. А. Коростылева. СПб.: Речь, 2005. -222 с.
  81. , Б. Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода Текст. / Б. Б. Косов // Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С. 36 — 37.
  82. , Р. Основы психологического консультирования Текст. / Р. Кочунас. М., 1999. С.102−110.
  83. , Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг. СПб., 2000. — 992 с.
  84. , Н. В. Творческий потенциал специалиста: Акмеологические проблемы развития Текст. / Н. В. Кузьмина // Гуманизация образования. -1995.-№ 1.-С.4−8.
  85. , Ю. С. Качество и конкурентоспособность рабочей силы на региональном рынке труда Текст.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. экон. наук: 08.00.05/ РАГС. М., 2002. — 21 с.
  86. , А. Конкурентоспособность как необходимое условие развития личности Текст. / А. Кураков // Развитие личности. Б.м. — 2004. — № 2. -С. 195−207.
  87. , А. Конкурентоспособность как необходимое условие развития личности Текст. / А. Кураков // Экономическая психология, Б.м. 2004. -С.195−207.
  88. , А. Л. Оптимизация личностно-профессионального развития психолога Текст.: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. к. психол. наук 19.00.01. 19.00.13./ИнститутМолодежи.-М., 1999.-25 с.
  89. , Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций Текст. / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1992. 17 с.
  90. , Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности Текст. / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал.-Т. 21.-№ 1.-С. 15−25.
  91. , Д. А. Самореализация и сущностные силы человека Текст. / Д.
  92. A. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / ред. Д. А. Леонтьев, Щур В. Г. -М., 1997.- 158 с.
  93. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации Текст. / под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Изд-во «Петроком», 1992.-318 с.
  94. , Ю. Н. Психологические основы повышения эффективности профессиональной деятельности Текст.: Автореф. дис. Самара: СПбГУ, 1991.-52 с.
  95. , А. И. Организация и управление социальной работой в России Текст. / А. И. Ляшенко. Учебное пособие. М.: Наука, 1995. — 74 с.
  96. , В. А. Система ценностей социального работника и психологические основания ее эффективного становления Текст. / В. А. Мальцев: Дисс. Кемерово: БГПУ, 2001. — 178 с.
  97. , В. Р. Изучение закономерностей взрослого развития Текст. /
  98. B. Р. Манукян // Ананьевские чтения 2001: тезисы конф. СПб., Изд-во СПбГУ, 2001.-С. 340−342.
  99. , В. Л. Напряженность в полете Текст. / В. Л. Марищук, К. К. Платонов, Е. А. Плетницкий. М.: Воениздат, 1969. — 117 с.
  100. , В. Л. Психологические основы формирования профессионально важных качеств Текст. / В. Л. Марищук. Л., 1944.1. C. 31−38.
  101. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М., 1996.-308 с.
  102. , А. Дальние пределы человеческой психики Текст. / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 1997. — С. 430 — 431.
  103. А. Новые рубежи человеческой природы Текст. / А. Маслоу / пер с англ. М.: Смысл, 1999. — 424 с.
  104. , Г. П. Этика социальной работы Текст. / Г. П. Медведева: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Ключ-С, 1998. — 96 с.
  105. , В. М., Ямпольский J1. Г. Введение в экспериментальную психологию личности Текст. / В. М. Мельников, J1. Г. Ямпольский. М.: Просвещение, 1985. — 320 с.
  106. , В. С. Взаимосвязь развития индивидуальности и развития коллектива как фактор стабильности кадров Текст. / В. С. Мерлин // Прикладные проблемы психологии. -М.: Наука, 1983. С. 24−39.
  107. , В. С. Личность как предмет психологического исследования Текст. / В. С. Мерлин: учеб. пособие. Пермь, ПГПИ. — 79 с.
  108. Ш. Мерлин, B.C. Принципы психологической характеристики типов личности Текст. / В. С. Мерлин // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. — 354 с.
  109. , Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности Текст. / Л. М. Митина. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 400 с.
  110. , О. В. Психолого-акмеологические особенности самосознания личности Текст. / О. В. Москаленко. Астрахань, 1996. -С. 8.
  111. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты Текст. / Р. Френкин. СПб.: Питер, 2003. — 651 с.
  112. , К. Эгоизм личности Текст. / К. Муздыбаев // Психологический журнал. — 2000. — № 2. — С. 27−39.
  113. Пб.Мясищев, В. Н. Психология отношений Текст. / В. Н. Мясищев / под ред. А. А. Бодалева. Москва-Воронеж: Изд-во ин-та практической психологии, 1995. — 356 с.
  114. , В. Н., Журавель, В. А. На пути создания психологической теории личности (к 100-летию А.Ф.Лазурского) Текст. / В. Н. Мясищев, В. А. Журавель // Вопросы психологии. 1974. — № 2. — С. 32 — 42.
  115. Нартова-Бочавер, С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности Текст. / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. Т. 18. 1997. -№ 5. С. 182.
  116. , А. Д. Методы обработки многомерных данных в психологии Текст. / А. Д. Наследов: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. -100 с.
  117. , В. Г. Свойства личности и фиксированная установка Текст. /
  118. B. Г. Норакидзе // Вопросы психологии. 1983. — № 5. С. 31.
  119. , Н. И. Типы личности, темперамент и характер Текст. / Н. И. Обозов. СПб., 1995. — 89 с.
  120. Основы прикладной социологии Текст.: учебник для вузов / под ред. Ф. Э Шереги и М. К. Горшкова. М., 1996. — С. 64 — 91.
  121. В. И. Социальные резервы трудового коллектива Текст. / В. И. Патрушев. Киев, 1990.-С. 157−158.
  122. , М. Проблемы формирования оценки социальной работы и ' обучения социальной работе Текст. / М. Пейн / под. ред. Ш. Рамон и
  123. Р. Сарри- пер. с англ.- под. ред. Ю. Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996.1. C. 45−58.
  124. , А. В., Петровский, В. A. J1. С. Выготский и проблема личности в современной психологии Текст. / А. В. Петровский, В. А. Петровский // Вестник МГУ, Сер. 14. Психология. 1982. — № 4. С. 12−31.
  125. , К. К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. -М., 1986.-С. 109.
  126. , К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста Текст. / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 2033.
  127. , А. П. Смысл жизни отношение к смерти Текст. / А. П. Попогребский // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / ред. Д. А. Леонтьев, В. Г. Щур. -М., 1997.- 158 с.
  128. Практикум по возрастной психологии Текст.: учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. — 694 с.
  129. Психологические проблемы самореализации личности Текст. Вып. 3. / под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С-Пб ун-та, 1999.-232 с.
  130. Психология профессиональной деятельности Текст. 2-изд. / Н. А. Самоукина. СПБ.: Питер, 2003. — 224 с.
  131. Психология среднего возраста, старения, смерти Текст. / под. ред. А. А. Реана. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. — 384 с.
  132. Психология Текст.: учебник / под ред. А. А. Крылова. М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. — 584 с.
  133. , Т. И. Социализация, психологическая культура, психологическая компетентность Текст. / Т. И. Пухова // Вопросы психологии. 1996. — № 2. — С. 14−23.
  134. , Ш. Исследование и обучение с точки зрения перспектив клиентов и опекунов Текст. / Ш. Рамон / под. ред. Ш. Рамон и Р. Сарри- пер. с англ. под. ред. Ю. Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 29−44.
  135. , С. В. Профессиональное воспитание как средство формирования конкурентоспособного рабочего (на примере Республики Коми) Текст.: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ин-т проф. тех. образ. РАО. СПб., 1998. — 23 с.
  136. , А. А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности Текст. / А. А. Реан // Психологический журнал. 1998. -№ 4. С. 249−251.
  137. , А. А. Психология изучения личности Текст. / А. А. Реан. СПб., 1999.-С. 102−104.
  138. Регион на перекрестке Востока и Запада: глобализация и конкурентоспособность Текст.: коллективная монография / Иркутский государственный университет общественных наук- под ред. Н. Я. Калюжновой, К. Л. Лидиной, А. Я. Якобсона. М.: ТЕИС, 2003. -359 с.
  139. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн: В 2 т. Т.2. М., 1976. — 415 с.
  140. , Л. А., Рыбалко, Е. Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности Текст. / Л. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко //
  141. Психологические проблемы самореализации личности / ред. А. А. Крылов, JT. А. Коростылева. СПб., 1997. — 232 с.
  142. , Т. Принятие решений: Метод анализа иерархий Текст. / Т. Саати / пер. с англ. Р. Г. Вачнадзе. -М.: Радио и связь, 1993.-318 с.
  143. JI. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики Текст. / JI. Н. Собчик. СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 624 с.
  144. , И. А. Особенности форм ценностных ориентаций у старшеклассников Текст. / И. А. Сапогова // Педагогика развития и перемены в Российском образовании. Материалы второй научно-практической конференции. Красноярск, 1995.-С. 147−148.
  145. , Р. Отбор студентов и обучение их социальной работе Текст. / Р. Сари- под. ред. Ш. Рамон и Р. Сарри- пер. с англ. под. ред. Ю. Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 59−69.
  146. , В. И. Регуляция деятельности как фактор структурной организации черт личности Текст.: Автореф. дис. Минск, 1989. — С. 1819.
  147. , А. В., Яницкий, М. С. Ценностно-смысловая сфера личности Текст. / А. В. Серый, М. С. Яницкий: учеб. пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. — 92 с.
  148. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 350 с.
  149. , Ю. В. Не объект, а субъект Текст. / Ю. В. Синягин // Теоретические и прикладные аспекты социальной работы. Ульяновск, 1993.-С. 18.
  150. , В. И., Исаев, Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев: учеб. пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.
  151. Словарь практического психолога Текст. / сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1997. 800 с.
  152. Советский энциклопедический словарь Текст. / под. ред. А. М. Прохорова. М., 1987. — 1600 с.
  153. , Е. М. Развитие навыков конфликтологической компетентности Текст. / под. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2003. — 46 с.
  154. , В. А. Культурно-психологическая основа современного кризиса Российского общества Текст. / В. А. Соснин // Психологический журнал. 1998.-№ 1.-С. 21−24.
  155. , Ю. С. К вопросу об определении понятия адаптации в принципах классификации психических состояний человека Текст. / Ю. С. Сосновикова// Вопросы психологии,. -1968. -№ 6. С. 12.
  156. Социальная работа накануне 2000 года: пути и цели профессионального становления Текст. М. — Берлин: Институт социальной работы, 1998. -77 с.
  157. , Е. И. Психология взрослых основа акмеологии Текст. / Е. И. Степанова. — СПб., 1995. — 236 с.
  158. , В. В. Семья как объект психологической диагностики и неврачебной терапии Текст. / В. В. Столин // Семья и формирование личности. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1981. — С. 27−38.
  159. , С. Г. Основы применения математических методов в психологии Текст. / С. Г. Тарасов: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.- 116 с.
  160. Теории личности: познание человека Текст. /С. Клонингер. СПб.: Питер, 2003.-720 с.
  161. , А. В. Возрасты жизни Текст. / А. В. Толстых. М., 1988. С. 368−400.
  162. , Е. В.Современный психофизиологический словарь Текст. / *
  163. Е. В. Трифонов. 1996. — С. 184.
  164. , В. П. Контекстуализм в исследованиях психологии личности Текст. / В. П. Трусов // Человек в зеркале наук / ред. А. О. Бороноев. Л. ЛГУ, 1991.-С. 63−76.
  165. , В. И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда Текст.: Автореф. дис. М.: МГУ, 1994. — С. 21−23.
  166. , А. А. Мотивационные кризисы личности Текст. / А. А. Файзуллаев //Психологический журнал. Т. 10. 1989. -№ 3. С. 124.
  167. , Е. Б. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Текст. / Е. Б. Фанталова // Журнал практического психолога. 1996. — № 2. — С. 32−37.
  168. , Р. А. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема Текст. / Р. А. Фатхутдинов // Высшее образование в России.1999.-№ 2.-С. 18−22.
  169. , Р. А. Стратегический маркетинг Текст. / Р. А. Фатхутдинов: учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 2000. 640 с.
  170. , Г. П. Совершенствование профессионализма социальных * работников с учетом их личностных особенностей Текст. /
  171. Г. П. Филиппова: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: (19.00.13) / Российская академия гос. службы при Президенте РФ. М.: РАГС, 1998. -223 с.
  172. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М., 1990. -С. 168−181.
  173. , Э. Психоанализ и этика Текст. / Э. Фромм. М., 1993. — С. 19.
  174. , Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики Текст. / Э Фром. М., 1992. С. 39 — 112.
  175. , Б. И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров Текст.: учеб. пособие / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. Красноярск — Москва: Бонфи, 2001.-236 с.
  176. , Е. И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника Текст. / Е. И. Холостова. М., 1993. — 104 с.
  177. Хол остова, Е. И. Социальная политика Текст.: учеб. пособие / Е. И. Холостова. -М.: ИНФРА-М, 2001. 204 с.
  178. , К. Ваши внутренние конфликты Текст. / К. Хорни. СПб., 1997.
  179. , Л., Зиглер, Д. Теории личности Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. -СПб., 1997.-592 с.
  180. , Ю. А. Управление персоналом Текст.: учеб. пособие для вузов / Ю. А. Цыпкин. -М.: Юнити-Дана, 2001. 446 с.
  181. , Г. В. Социально-психологические проблемы профессионального отбора кадров на службу в органы внутренних дел Текст.: Лекция / Г. В. Чернышнва. Домодедово: РИПК МВД России, 1993.-25 с.
  182. , И. И. Развитие самосознания Текст. / И. И. Чеснокова. М., 1977.-С. 109−110.
  183. , О. Ф. Формирование конкурентоспособной личности будущего учителя в процессе экспертно-аналитической деятельности: Автореф. дис. Красноярск, 2004. — 22 с.
  184. , С. А. Социальная сфера общества и личность Текст. / С. А. Шавель. -М.: Наука и техника, 1988. С. 43−81.
  185. , В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной ^ деятельности Текст. / В. Д. Шадриков- отв. ред. К. А. Абульханова
  186. Славская. М.: Наука, 1982. — 184 с.
  187. , В. И. Формируем конкурентоспособную личность Текст. / В. И. Шаповалов // Школьные технологии. Б.м. — 2003. — № 3. — С. 38—44.
  188. , А. Г. Конкурентоспособность работников на рынке труда Текст.: Автореф. дис. Ярославль: Ярославский госуниверситет им. П. Г. Демидова, 2000. — 23 с.
  189. , В. А. Мотивация профессиональной деятельности Текст., учебное пособие / В. А. Шахова, С. А. Шапиро. М.: ООО «Вершина», 2003.-224 с.
  190. , Т. Д. О личностной характеристике социального работника Текст. / Т. Д. Шевеленкова // Социальная работа. М., 1992. -Вып. 5. — С. 50−54.
  191. , С. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в России и Соединенных Штатах Америки Электронный ресурс. //MHTepHeT:http://vvww.prof.msu.ru./publ/conf/conf46.htm.
  192. , Н. Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника Текст. / Н. Б. Шмелева // Российский журнал социальной работы. 1997. — № 1.-С. 115−124.
  193. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. / Э. Г. Юдин.-М., 1978.-С. 102−103.
  194. , А. В. Проблематика и особенности психологического консультирования в Вузе Текст. / А. В. Юпитов // Вопросы психологии. -1995.-№ 4.-С. 50−56.
  195. , В. Я. Стратегия и методы качественного анализа данных Текст. / В. Я. Ядов // Социология: методология, методы, математические модели. -1991.-№ 1.-С. 14−31.
  196. , М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система Текст. / М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. -204 с.
  197. Berling, К. Moral development: The validity of Kohlberg’s theory Text. / K. Berling. Stockholm, 1981. — p. 273.
  198. Castells, M. The Information Age: Economy, Society and Culture Text. / M. Castells. Vol. I-II. Oxford, 1996−1998.
  199. Deci, E. L. The psychology of self-determination Text. / E. L. Deci. -Toronto, 1980.
  200. Deci, E. L., Ryan R. M. Self-determination and intrinsic motivation in human behaviour Text. / E. L. Deci, R.M. Ryan. Toronto, 1985.
  201. Gunter, V. Conscience in conflict Text. / V. Gunter // Ed. by G. Zecha and P.Weingartner. Conscience: An Interdisciplinary View: Salzburg colloquium on ethics in the sciences and humanities. Reidel. 1987. — P. 123- 133.
  202. Kohlberg, L. Essays on Moral Development Text. / L. Kohlberg. New York- Toronto, 1984.
  203. Leigh, H., Reiser, M. F. The patient. Biological, Psychological and social dimensions of medical Practice Text. / H. Leigh, M. F. Reiser. New York- London. 1992.-P. 21−24.
  204. Maslach, C. Take this job and love it! (6 ways to Beat Burnout) Text. / C. Maslach. New York, 1999. — P. 56.
  205. May, R. Psychology and the Human dilemma Text. / R. May. Princeton. (N.J.), 1967.
  206. May, R. Psychotherapy and conseling Text. / R. May // Ed. by L. K. Frank, R. May, F. M. Allen (a.o.). New York, 1955.
  207. , B. (Ed. by) Moral development, moral education, and Kohlberg: Basic issues in philosophy, psychology, religion and education Text., Birmingham, 1980.
  208. Soy er, R. The Riqht to Fail. In: Mc Dermo» J. (Ed.) Self Determination in Sociol Work. Routledge Text. London, 1975.
  209. Stiles, W., Shapiro, D., Elliot, R. Are all psychotherapies equivalent? Text. / W. Stiles, D. Shapiro, R. Elliot //Amer. Psycholgist. 1986. — Vol. 41.
Заполнить форму текущей работой