Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические характеристики личности спасателей и групп службы медицины катастроф в экстремальных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время техногенные катастрофы и природные бедствия играют значительную роль в формировании тяжелых, неврозогенных социально-психологических условий для людей, попавших под их влияние (В.П. Ко-ханов, С. Ф. Гончаров, 1997). Прогнозируется дальнейший рост чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (С.Ф. Гончаров, 1997). По подсчетам, проведенным Научным центром психического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
    • 1. 1. Экстремальные условия как ситуация дезадаптации
      • 1. 1. 1. Травматическое стрессовое событие
      • 1. 1. 2. Посттравматическое стрессовое расстройство
  • Глава 2. ЛИЧНОСТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
    • 2. 1. Служба медицины катастроф в экстремальных условиях
      • 2. 1. 1. Особенности деятельности службы медицины катастроф в экстремальных условиях
      • 2. 1. 2. Требования к личности медицинского персонала службы медицины катастроф
      • 2. 1. 3. Влияние экстремальных условий на личность врача-спасателя
      • 2. 1. 4. Профессиональная деформация работников службы медицины катастроф
    • 2. 2. Методы реабилитации личности в экстремальных условиях
      • 2. 2. 1. Интенсивные интегративные психотехнологии как метод реабилитации личности в экстремальных условиях
      • 2. 2. 2. Социально-психологические особенности интенсивных интегративных психотехнологий
      • 2. 2. 3. Теоретическая основа ИИПТ
      • 2. 2. 4. Особенности применения ИИПТ
  • Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СПАСАТЕЛЕЙ И ГРУПП СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
    • 3. 1. Общее описание стратегии исследования
      • 3. 1. 1. Общая характеристика выборки
      • 3. 1. 2. Структура психокоррекционного тренинга «Скорая помощь»
    • 3. 2. Социально-психологический портрет персонала службы медицины катастроф
      • 3. 2. 1. Методики исследования
      • 3. 2. 2. Анализ и обработка результатов
    • 3. 3. Социально-психологические особенности группового взаимодействия, общения и межличностных отношений персонала службы медицины катастроф (в экстремальных условиях)
      • 3. 3. 1. Методики исследования
      • 3. 3. 3. Анализ и обработка результатов
    • 3. 4. Исследование эффективности применения психокоррекционного тренинга «Скорая помощь» с использованием интенсивных интегративных психотехнологий для медиков-спасателей в процессе реадаптации
      • 3. 4. 1. Методики исследования
      • 3. 4. 2. Анализ и обработка результатов
  • ВЫВОДЫ

Социально-психологические характеристики личности спасателей и групп службы медицины катастроф в экстремальных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Необходимость исследования социально-психологических характеристик личности спасателей, особенностей их межличностного и группового взаимодействий в условиях чрезвычайных ситуаций, которые по праву можно отнести к экстремальным условиям, и проблема психологической коррекции данной категории лиц обусловлена увеличением различных чрезвычайных ситуаций, таких как рост числа межнациональных конфликтов, социальных и экологических катастроф. Наличие экстремальных ситуаций в нашей стране за последние годы диктует необходимость психологической готовности персонала служб экстренной помощи к работе в подобных условиях, так как от этого зависит эффективность их деятельности в чрезвычайной ситуации, а также тяжесть и продолжительность психологических последствий, влияющих на их собственное психологическое состояние.

Понятия экстремальных, кризисных и чрезвычайных обстоятельств еще не получили исчерпывающего определения. В современной социальной психологии к кризисным и экстремальным ситуациям относятся: потеря близких, распад семьи, безработица, неизлечимые заболевания, вынужденная миграция, религиозно-этнические и социальные конфликты, природные, техногенные и экологические катастрофы, военные действия, террористические акты. К чрезвычайным ситуациям относятся события, которые выходят за рамки обычного житейского опыта индивида или коллективного опыта окружающей его микросоциальной среды и, с психологической точки зрения, могут вызвать стресс у каждого, вне зависимости от его прежнего опыта или социального положения.

Представляется, что недостаточно раскрыть содержание кризисных и экстремальных ситуаций, с точки зрения только объективных особенностей, не беря во внимание психологические составляющие, такие как личность и ее поведение в проблемных ситуациях. Особый интерес представляет изучение этих составляющих у спасателей как лиц, вовлеченных в чрезвычайные ситуации.

Теоретическая актуальность работы определяется дальнейшим изучением вопроса о социально-психологических характеристиках личности спасателей, особенностях их межличностных взаимодействий в кризисных ситуациях, процесс социально-психологической адаптации и личностной деформации. С практической точки зрения, важно изучать группы в разных условиях жизнедеятельности, в том числе в напряженных, экстремальных. Такие отечественные психологи, как Ф. Д. Горбов (1967), А. И. Донцов (1980), Е. С. Кузьмин (1967), В. Н. Петровский (1985), А. С. Чернышев (1984), высказывают предположения о том, что в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности проявляются латентные стороны групповой психологии, не проявляющиеся непосредственно в оптимальных ситуациях.

Практика работы в условиях кризисных ситуаций требует выяснения особенностей деятельности спасателей, а так же мер профилактики их психического здоровья.

В связи с этим особую значимость приобретают исследования социально-психологических! особенностей личности и межличностных взаимодействий спасателей, а также разработка и внедрение социально-психологических коррекционных мероприятий на основе интенсивных интегратив-ных психотехнологий для спасателей, направленные на социально-психологическую адаптацию после их участия в экстремальных ситуациях.

В целом, работа посвящена теоретическому и экспериментальному исследованию личности, межличностных отношений и эффективности групповой деятельности врачей-спасателей в экстремальных ситуациях.

Экстремальные условия деятельности сотрудников ЦМК (Центров медицины катастроф) до сих пор не являлись предметом специального научного анализа в силу того, что данная профессия является относительно новой для российского общества. Между тем возникающие у данной категории специалистов трудности имеют психологический и социально-психологический характер, и связаны с особенностями протекания процесса их профессиональной адаптации в экстремальных условиях. Поэтому успешное становление психологической и профессиональной зрелости личности сотрудника ЦМК, на наш взгляд, возможно при детальном изучении социальнопсихологических черт личности и реализации оптимальной модели социально-психологической адаптации.

В настоящее время техногенные катастрофы и природные бедствия играют значительную роль в формировании тяжелых, неврозогенных социально-психологических условий для людей, попавших под их влияние (В.П. Ко-ханов, С. Ф. Гончаров, 1997). Прогнозируется дальнейший рост чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (С.Ф. Гончаров, 1997). По подсчетам, проведенным Научным центром психического здоровья РАМН, при сохранении кризисной ситуации число лиц с психическими расстройствами, возникшими вследствие стресса, составит в ближайшие годы около 10 млн. чел. (Б.А. Казаковцев, 1997). Тем важнее сейчас вопрос формирования работоспособной, психологически устойчивой кадровой системы, участвующей в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

От личностных особенностей, уровня стресса, наличия или отсутствия пограничных нервно-психических расстройств у спасателей, врачей и медсестер, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, зависит качество оказания помощи пострадавшим (И.А. Смирнов, 1997).

Система специализированной помощи пострадавшим в очагах чрезвычайных ситуаций находится в стадии формирования. В настоящее время не существует четких критериев, предъявляемых к качествам личности будущих спасателей-медиков (В.А. Варламов, Т. С. Богданова, 1997).

Цель исследования — изучение социально-психологических качеств личности медиков-спасателей и групп, разработка программы социально-психологической коррекции личности в экстремальных условиях.

Объект исследования — социально-психологические характеристики личности спасателей и групп службы медицины катастроф в экстремальных условиях.

Предмет исследования — личностные характеристики, межличностные отношения, особенности групповой деятельности и социально-психологической адаптации медиков-спасателей в экстремальных и обычных условиях.

Гипотеза исследования:

Медики-спасатели обладают определенным набором социально-психологических характеристик, способствующих успешной групповой деятельности в экстремальных условиях и приводящих к социально-психологической дезадаптации личности вне напряженных и экстремальных условий.

Общая гипотеза конкретизируется в трех частных гипотезах:

1. Медики-спасатели обладают определенным набором социально-психологических характеристик, способствующих эффективной деятельности в экстремальных условиях, среди них: склонность к риску, альтруизм, экстер-нальный тип локус — контроля, устойчивость эмоциональных состояний, толерантность к средовым воздействиям, уверенность в себе, высокая профессиональная мотивация.

2. У медиков-спасателей развиваются социально желательные качества, а истинные переживания и потребности скрываются или вытесняются. Что приводит к социально-психологической дезадаптации вне экстремальных условий, формированию внутриличностных конфликтов, стрессов, проблемам в семейной жизни и межличностном общении.

3. Для медиков-спасателей характерен высокий уровень групповой сплоченности в экстремальных условиях деятельности, и низкий вне напряженных условий.

Проверка выдвинутых нами гипотез исследования предполагает ряд логически обусловленных шагов, которые мы можем определить одновременно как задачи исследования.

Задачи исследования:

1. Изучить специфику работы спасателей в экстремальных условиях.

2. Выделить социально-психологические характеристики личности для успешной профессиональной деятельности в экстремальных условиях.

3. Выделить особенности межличностных коммуникаций в экстремальных условиях и вне их.

4. Разработать программу социально-психологического тренинга с использованием интенсивных интегративных психотехнологий (ИИПТ), направленного на социально-психологическую адаптацию и реабилитацию спасателей.

5. Подобрать адекватные методы оценки влияния ИИПТ на социально-психологические характеристики личности и группы.

6. Оценить эффективность применения ИИПТ на основе статистически значимых изменений социально-психологических и психологических особенностей участников групп.

Методы исследования подбирались в соответствии с целями и задачами исследования и составили комплекс. В работе использовались основные теоретические методы: анализ, сопоставление и обобщение исследований, имеющихся в специальной литературе. В качестве основных практических методов выступали методы наблюдения, беседы, опроса, лабораторного и естественного эксперимента, психокоррекционный тренингэмпирические методы исследованияметоды математической статистики.

Этапы исследования.

Первый этап (1999;2001) — подготовительный, теоретико-моделирую-щий. Проведено исследование теоретического и экспериментального материала, опубликованного в отечественной и зарубежной литературе по проблеме настоящего исследования. Определено теоретико-методологическое основание исследования, сформулированы цели, гипотезы, задачи диссертационной работы, проведена разработка экспериментальной социально-психологической программы психокоррекционного тренинга для исследуемой группы.

Второй этап (2002;2005) — основной, экспериментальный. В рамках отбора и периодического контроля исследуемой группы лиц проведен эксперимент. Выделены и исследованы социально-психологические и психологические факторы, проявляющиеся у экспериментальной группы на этапе отбора и периодического контроля, проанализированы особенности их влияния на особенности работы в кризисных состояниях. На основе результатов эксперимента создана и апробирована модель тренинга, в котором определен алгоритм процесса психокоррекции.

Третий этап (2005;2006) — корректирующий. С учетом предыдущих экспериментальных исследований внесены коррективы в социально-психологическую программу тренинга. Теоретическое обобщение экспериментального результата нашло свое отражение в учебно-методическом материале и в статьях.

Характеристика выборки: 678 медицинских работников, кандидатов во врачебно — сестрииские спасательные бригады и медики-спасатели, действующие в составе Омского территориального центра медицины катастроф, мужского и женского пола, возраста от 25 до 50 лет, занимающих должности врачей, фельдшеров и медицинских сестер, различных ЛПУ Омской области.

Научная новизна исследования:

1. Впервые в диссертации систематизированы и проанализированы взгляды на личность спасателей в экстремальных условиях.

2. Выделены психологические и социально-психологические характеристики личности, подверженные воздействию экстремальных условий. Показана взаимосвязь и взаимозависимость между уровнем профессионализма, особенностями межличностных взаимодействий и личностных характеристик врачей-спасателей.

3. Разработан и апробирован психокоррекционный тренинг для спасателей, как средство социально-психологической реабилитации врачей-спасателей. Показано успешное применение интенсивных интегративных психотехнологий как средства реабилитации и профилактики профессиональной деформации.

4. Впервые были изучены личностные особенности спасателей и межличностные отношения в спасательных бригадах персонала службы медицины катастроф Омской области.

5. Созданы алгоритмы по выявлению у медиков-спасателей состояний, препятствующих эффективной профессиональной деятельности.

6. Определены модели социально-психологической коррекции исследуемой группы лиц.

Практическая значимость работы заключается в том, что:

1. Углублены существующие представления о социально-психологических механизмах совместной деятельности групп и коллективов в напряженных и экстремальных ситуациях, что позволяет повысить качество отбора и периодического контроля медиков-спасателей.

2. Результаты диссертационного исследования позволяют обосновать, разработать и внедрить психокоррекционный тренинг на основе интенсивных интегративных психотехнологий, как эффективный практический курс психологической коррекции личности в экстремальных условиях в учебный процесс при подготовке психологов, социальных работников, медиков, спасателей.

3. Основные положения работы могут быть использованы при дальнейшей разработке социальных и социально-психологических проблем функционирования в кризисных ситуациях. Материалы диссертации могут быть использованы при преподавании учебных курсов гуманитарных и медицинских наук, а также для проведения исследований в области профессиональной диагностики, психокоррекции и адаптации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Медики-спасатели обладают определенным набором социально-психологических характеристик, способствующих эффективной деятельности в экстремальных условиях, имеющих тендерную специфику.

2. У медиков-спасателей истинные переживания и потребности скрываются или вытесняются, что приводит к социально-психологической дезадаптации вне экстремальных условий.

3. Для медиков-спасателей характерен высокий уровень групповой сплоченности в экстремальных условиях деятельности, и низкий вне напряженных условий.

4. Применение интенсивных интегративных психотехнологий в реабилитационных программах для медиков-спасателей способствуют профилактике профессиональных деформаций и улучшению социально-психологической адаптации.

Апробация и внедрение полученных результатов. Основные идеи и результаты исследований докладывались и обсуждались на: заседаниях кафедры управления персонала факультета социальной психологии Гуманитарного Университета г. Екатеринбурга, Территориального центра медицины катастроф г. Омска, кафедре психотерапии, наркологии и медицинской психологии Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования г. Челябинска, на теоретико-практических семинарах по психотерапии и практической психологии в г. Екатеринбург, Челябинск, Омск, Ярославль.

Основные идеи диссертации были представлены в качестве докладов или выступлений на Международных и Российских конференциях в Екатеринбурге (Научно-практическая конференция Гуманитарного университета, 2005 г.), Ярославле (Международный конгресс, 2006 г.).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Текст диссертации иллюстрирован 13 диаграммами, 15 таблицами и приложениями. Библиография содержит 151 наименование, из которых 26 — на английском языке. Объем диссертации 185 с.

выводы.

Диссертационное исследование, проведенное в течение 1999;2005 гг., позволило подтвердить выдвинутую рабочую гипотезу.

Исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Для работников службы медицины катастроф характерны: высокая склонность к риску и рискованным действиямвысокая самооценка, самоуверенность, общительность, активностьуверенность, что их личность и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрениене характерно придерживаться общепринятых норм, переживать и чрезмерно заботиться о своем здоровье.

2. Устойчивость эмоционального состояния, толерантность к средовым воздействиям, высокая способность к вытеснению, позволяющая устранять тревогу провоцирует конфликтность в межличностных отношениях.

3. Для большинства врачей-спасателей характерен экстернальный тип локус-контроля, т. е. человек убежден, что его успехи и неудачи зависят, прежде всего, от внешних обстоятельств — условий окружающей среды, действий других людей, случайности, везения или невезения и т. д.

4. Отмечается тендерная специфика личностных особенностей: для женщин-спасателей характерна повышенная эмоциональность вне кризисных ситуаций и полная сдержанность эмоций во время работы в кризисных условияхвыявлен достаточно высокий уровень невербальной компетенции у мужчин, и низкий у женщиндля мужчин характерна полная интеграция с группой, тогда как для женщин свойственно простое принятие. В целом, для мужчин-спасателей характерно развитие женских качеств, а для женщинмужских.

5. Для врачей спасателей характерны два основных типа межличностного взаимодействия: «ответственно — великодушный», сочетается с такими личностными особенностями, как выраженная потребность в соответствии социальным нормам поведения, склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, экзальтация в проявлении своих убеждений, выраженная эмоциональная вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется. Более характерен для мужчин. И «властно-умеренный» характеризуются оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, экстравертированностью. Поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Это — реагирование, обусловленное сиюминутными потребностями, выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинять своей воле других, более свойственен женщинам-спасателям.

6. Для врачей-спасателей характерен высокий уровень групповой сплоченности в кризисных условиях деятельности, когда вся бригада становится единым целым, четко выполняя поставленные задачи, без учета особенностей межличностных взаимодействий вне кризисных условий, и низкий вне кризисных условий. Осознаваемые отношения друг к другу вне работы в экстремальных условиях достаточно сложные и в целом 37% бригад имеют явно конфликтные и скрытые конфликтные отношения.

7. Психокоррекционный тренинг с применением интенсивных интегративных психотехнологий влияет на изменение эмоциональных состояний участниковспособствует социально-психологической адаптации личности, особенно таких ее составляющих, как общая адаптивность, принятие себя, эмоциональный комфортснижает уровень общей дезадаптированности, способствует улучшению межличностных отношений, формируя гибкость в общении и эмпатичностьспособствует профилактике профессиональной деформации врачей-спасателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. 296 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения в психологии. М., 1981. С. 218−241.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  4. Ю.А., Лобастов О. С., Спивак Л. И., Щукин Б. П. Психогении в экстремальных ситуациях. М., 1991.
  5. Ю.А. О психической дезадаптации в условиях стресса // Психиатрическая эндокринология, резервы человеческой психики в норме и патологии. М., 1988.
  6. Альманах психологических тестов. М.: «КСП», 1996. 400 с.
  7. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 2000.376 с.
  8. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М., 2001.
  9. М.С. Анализ процесса невербальной коммуникации как паралингвистика // Психологический журнал. 1995. № 3.
  10. Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. М., 1990. С. 7−17.
  11. А.Г. Психология личности. М., 1990. 302 с.
  12. Р. Психосинтез: теория и практика. М.: PEFL-book, 1994.314 с.
  13. С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004.
  14. Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для Вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.
  15. В.В. Социальная защита и социально-психологическая реабилитация ветеранов современных локальных войск. М.: «Вера-плюс», 1997.
  16. Бихевиоральная терапия: Учебно-метод. пособие. Новосибирск, 1996.
  17. В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 2. С. 85−94.
  18. В.А. Психофизиологические проблемы профессиональной надежности человека-оператора. М., 1991.
  19. В. Некоторые вопросы эффективности проведения групповых тренингов // Ребенок и пространство: Сб. под ред. В. В. Козлова. М., 1996. 197 с.
  20. Бурлачук J1.B. Введение в проективную психологию, Киев: «Нико-центр», 1997.
  21. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М., 2000.
  22. Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
  23. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2000. 102 с.
  24. Д.С. Группы как инструмент психологической помощи: Пер. с англ. В. П. Чурсина. М.: «Класс», 2000. 432 с.
  25. ВОЗ МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. СПб: Адис, 1994.
  26. А.В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
  27. В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. М.: Знание, 1990.
  28. ГОСТ Р22.0.03−95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.
  29. ГОСТ Р22.9.05−95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Комплексы индивидуальной защиты спасателей. Общие технические требования.
  30. А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зеркало, 1994.
  31. И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Мир, 1980. 104 с.
  32. С. Путешествие в поисках себя. Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М., 1994.
  33. А.А., Орбан JT.E. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: РАГС при Президенте РФ, 1995.
  34. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979.126 с.
  35. В.Н. Экспериментальная психология. СПб: «Питер», 2000.
  36. М.И., Кандыбович J1.A., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск: Изд-во Университетское, 1985. 206 с.
  37. АЛ. Особенности развития эмоционального стресса у лиц с различной физической работоспособностью: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1990.
  38. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1990.
  39. А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 6. С. 5364.
  40. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструк-ций: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
  41. .Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. 304 с.
  42. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 368 с.
  43. В.В. Дао трансформации. М.: МАПН, 1998. 189 с.
  44. В.В., Шемет И. С. Применение интегративных психотехнологий в социальной работе. Ярославль: ЯрГУ, 1996. 136 с.
  45. В.В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий. Минск: МАПН, 1995. 304 с.
  46. В.В. Целостный подход в социальной работе // Социальная работа: история, теория и технологии / Под ред. И. Албеговой, В. Козлова. Ярославль: ЯрГУ, 1997.
  47. В. Три аспекта психотехнологий в социальной работе // Психотехнологии в социальной работе / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль, 1997. С. 12−13.
  48. В. Духовное сердце трансформации // Творчество воли / Под ред. В. В. Козлова. М., 1997. С. 8−19.
  49. С.В. Применение интенсивных интегративных психотехнологий для личностной самоактуализации пациентов с невротическими расстройствами // Творчество воли / Под ред. В. В. Козлова. М., 1997. С. 110−114.
  50. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Минск, 1993.478 с.
  51. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Выш. шк., 1997.
  52. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. JL, 1978.
  53. Р. Психотерапевтические группы: теория и практика: Пер. с лит. М.: Академический проект, 2000. 240 с.
  54. Краткий психологический словарь. М., 1992. 390 с.
  55. В.И. Влияние стрессогенных факторов на динамику структуры личности профессионала: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
  56. Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: МГУ, 1991.
  57. А., Кроник Е. Методика экспериментального исследования взаимопонимания в диаде // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 5. С. 124−130.
  58. В.Г. Социальная психология: словарь справочник. Мн: Харвест, М.: ACT, 2001. 688 с.
  59. Е.В. Развитие межличностных невербальных коммуникаций средствами социально-психологического тренинга: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1989.
  60. В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону, 1986.136 с.
  61. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 608 с.
  62. М.А., Кудрин А. А., Багдасарова М. Г., Голов АЛ., Шефер Ю. М. Психофизиологическое освидетельствование при аттестации специалистов службы медицины катастроф. М., 2000.
  63. В.И. Личность в экстремальных ситуациях. М., 1989.
  64. А.А., Лебедев В. И. Психологические проблемы межпланетного полета. М.: Наука, 1975. 245 с.
  65. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.
  66. С.С. Коллективная и групповая психотерапии: Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент: Медицина, 1979. С. 205 231.
  67. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М: Наука, 1984.
  68. Ю.А. Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Курск, 1991. 170 с.
  69. В.И. Математические методы в психологии. Екатеринбург, 1995. 106 с.
  70. Магомед-Эминов М. Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация // Вестник МГУ: Сер. Психология. 1996. № 4.
  71. Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб.: Питер. 1996.
  72. А.Г., Чермянин С. В., Шустов Е. Б. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов // Психологический журнал. 1998. № 2. Т. 19.
  73. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. М., 1982. С. 108−117.
  74. А. Психодиагностика невербального поведения. СПб.: Речь, 2001.256 с.
  75. JI.M. (ред.) Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996.
  76. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при воздействии экстремальных ситуаций. JI.: Наука, 1982.
  77. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой и А. И. Донцова. М.: МГУ, 1981. 292 с.
  78. В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1995. 356 с.
  79. Н.И. Психическая напряженность. М.: МГУ, 1976. 112 с.
  80. В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления // Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душ-кова. М.: Высшая школа, 1991.
  81. В.В. Слово материалиста об интенсивных психотехнологиях // Творчество воли / Под ред. В. В. Козлова. М.: МАПИ, 1997.
  82. В.В. Социальная психология. Феномен и наука. М., 1998.487 с.
  83. М.А. Психофизиологические и экопсихологические аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. С. 178 -218.
  84. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.
  85. С. Методика исследования самоотношения. М., 1993.
  86. JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. 216 с.
  87. JI.A. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1985.
  88. .В. Оказание медицинской помощи пострадавшим при массовых катастрофах мирного времени // Военно-медицинский журнал. 1990. № 7.
  89. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методы. М.: МГУ, 1989. 176 с.
  90. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.: Наука, 1985.232 с.
  91. Психологический словарь / Под ред. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд. М., 1997. 440 с.
  92. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. М., 1990. 91 с.
  93. Психологический словарь / Под. ред. В. В Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.
  94. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  95. Психотехнологии в социальной работе / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль, 1997. 164 с.
  96. Е.И. психологические ресурсы саморегуляции и реабилитации личности в экстремальных условиях // Личность в экстремальных условиях: Материалы международной научно-практической конференции. Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ, 2005. Ч. 1.
  97. М.М. Уфимская катастрофа: особенности состояния, поведения и деятельности людей // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 1.
  98. М.М. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия// Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4.
  99. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии: Пер. с англ. М., 1999. 429 с.
  100. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. 386 с.
  101. В.М. Психологическая помощь. Психотехника. Эзотерический опыт. М., 1995.
  102. СЛ. Основы общей психологии. М., 1989.
  103. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: «Мецниереба», 1989.
  104. С.В. Социально-психологические аспекты интеграции группы в трудных ситуациях деятельности // Психология организованности коллектива школьников и студентов. Курск, 1989.
  105. Г. Когда стресс не приносит горя. М., 1992.
  106. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 124 с.
  107. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. Лабунской В. А. М.: Гардарики, 2001. 397 с.
  108. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996.352 с.
  109. Словарь-справочник по психологической диагностике / Под ред. Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозова. Киев, 1989. 200 с.
  110. Л.Н. Диагностика межличностных отношений: Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. (Из серии «Методы психологической диагностики»). Вып. 3. М., 1990. 48 с.
  111. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284 с.
  112. В.В., Голосова Н. И. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку // Психологический журнал. 1982. № 2. С. 62−67.
  113. В.В., Голосова Н. И. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку // Психологический журнал. 1982. № 2. С. 62−67.
  114. Г. В. Математическая психология. СПб., 1997.409 с.
  115. Творчество воли / Под ред. В. В. Козлова. М.: МАПН, 1997. 223 с.
  116. Е.Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу (на примере спинальных больных) // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 2.
  117. JI.B. роль невербальной коммуникации в психологической коррекции личности // Личность. Общение. Групповые процессы. М.: АН СССР, ИНИОН, 1991. С. 101−121.
  118. Управление персоналом на производстве: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н. И. Шаталовой, Н. М. Бурносова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  119. Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориен-тированной психологии: Методика персонального и социального роста. М.: «Три Л», 1996. Т. 1,2.420 с.
  120. В. Человеке поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  121. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991.456 с.
  122. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с.
  123. В.А. Программа комплексного исследования жизнедеятельности личности и группы в экстремальных условиях // Методики психологической диагностики личности и группы. М.: ИП АН СССР, 1990.
  124. Т. Социальная психология: Пер с англ. М.: Прогресс, 1968. 535 с.
  125. WHO. Psychosocial consequence of Disasters: Prevention and management. Geneva: WHO, 1992.
  126. Janoff-Bulman R. Shattered assumptions: Towards a new psychology of trauma. New York: Oxford University Press, 1998.
  127. Maddi S.R. The Story of Hardiness: Tventy Years Of Theorizing, Research And Practice // Consulting Psychology Journal. 2002. № 54. P. 173 185.
  128. McCann I.L., Pearlman L.A. Psychological Trauma and The Adult Survivor: Theory, Therapy, And Transformation. New York: Brunner / Mazel, 1990.
  129. Korolenko C., Dmitrieva N. Prevention of suicide in contemporary Russia. 6 World Conference Injuri Prevention and Control. May 12 to 15,2002. Canada: Montreal Convention Center. Abstracts. Resumes. P. 763−764.
  130. M. (1986) The Selected Melanie Klein. (J. Mitchell (ed.). Har-mondsworth: Penguin.
  131. Assagioli R. Psuchosunthesis. Penguin Booksurology. N.Y., 1981. Vol. 31. № 9. P. 1175−1177.
  132. Aronow S., McGeehan Т., Dance-Movement Therapy with Bulimic patients / (Typed manuscript, undated).
  133. Berger M. Psychological Investigation on Humanstructural Dance// Dynamik Psychology. 1988. № 108/109. P. 128−157.
  134. Chodorow J. Dance Therapy and Depth Psychology. The Moving Imagination. Routiedge, London, New York, 1991.
  135. Daly A. Movement analysis // TDR: The Drama Review. 1982. Vol. 32. P. 40−52.
  136. Elizabeth A., Gray L. The body remembers: Dance/movement therapy with an adult survivor of forture// American Journal of Dance therapy. 2001. Vol. 23. № 1. P. 31−42.
  137. Johnson D. Rolfing und die menschliche Flexibilitat. Essen, 1980.
  138. Leibowitz G. Individual Dance Movement Therapy in an Inpatient Psychiatric Setting // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London &N.-Y., 1992. P. 102−122.
  139. Lewy F. The evolution of modern dance therapy // Journal of Physical Education, Recreation and Dance. 1988. May. Vol. 59. P. 34−41.
  140. MacDonald J. Dance? Of course I can! Dance movement therapy for peoplewith learning difficulties // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London &N. Y., 1992. P. 202−217.
  141. Meekums В. The love bugs: dance movement therapy in a Family Service Unit 11 Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London &N. Y., 1992. P. 18−38.
  142. Melatic V. Body-Space-Expression: The development of Rudolf La-ban's movement and dance concerts. Berlin-N. Y., 1987. 265 p.
  143. Noak A. On a Jungian approach to Dance Movement Therapy // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London &N. Y., 1992. P. 182 201.
  144. Oppikofer R. A journey to «my land». Psychomotricity and growth-process. Los Angeles and Geneva, 1976,1977.
  145. Payne H. Introduction // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London &N.-Y., 1992. P. 1−17.
  146. Payne H. Shut in, shut out: Dance Movement Therapy with Children and Adolescents // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London &N. -Y., 1992. P. 39−80.
  147. Sachs C. World History of the Dance. N. Y., 1997. 497 p.
  148. SchwindP. Alles im Lot: Rolfing. Munchen, 1985.
Заполнить форму текущей работой