Этические и профессиональные принципы деятельности психолога
Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого вида психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению. Руководствоваться Законом Российской… Читать ещё >
Этические и профессиональные принципы деятельности психолога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Специфика деятельности практического психолога определяет важность и необходимость соблюдения принципов, в основе которых лежат ответственность и обязательства в профессиональных взаимоотношениях с другими людьми. Во многих странах мира существуют этические кодексы психолога, регулирующие его профессиональную деятельность. Нарушение стандартов и требований, составляющих такие кодексы, может привести к лишению психолога лицензии, диплома, права на оказание психологических услуг и ведение частной практики.
К сожалению, в нашей стране до сих пор не разработано четко сформулированного свода прав и обязанностей, которые определяли бы меру ответственности психолога-практика при решении профессиональных задач. Этот факт отражает слабость отечественных профессиональных сообществ психологов в отличие, например, от Американской ассоциации психологов, оказывающей своим членам теоретическую, методологическую, методическую помощь, защищаюшей и представляющей их интересы в государственных, судебных и иных организациях, а также внимательно контролирующей соблюдение принятого ею этического кодекса. Проблема отечественной практической психологии состоит не только в разобщенности психологов и отсутствии единого формализованного перечня принципов, регулирующих их профессиональную деятельность, но и в том, что в нашей стране еще нет детально разработанных процедур выдачи лицензий на осуществление частной психологической практики, а также не определены форма и содержание государственного контроля в этой сфере. Именно поэтому в практической психологии в сфере психологического воздействия и коррекции встречаются не только непрофессионалы и дилетанты, но и просто шарлатаны, занимающиеся псевдопсихологией и практиками, не имеющими научного обоснования. В большинстве случаев деятельность подобных «специалистов» имеет негативные и даже опасные последствия. Изменить сложившуюся в практической психологии ситуацию может кодекс этических и профессиональных принципов, который должен быть принят всеми специалистами-психологами.
Надо отметить, что попытки сформулировать основные этические и профессиональные принципы работы практического психолога предпринимались в отечественной психологии неоднократно. Достаточно назвать работы И. В. Дубровиной, В. В. Столина, Ю. Е. Алешиной, Г. В. Бурмснской, О. А. Карабановой, А. Г. Лидерса и др. Каждый из авторов указывает на некие специфические функции и принципы деятельности психолога-практика в отдельных областях и направлениях психологической службы.
Так, В. В. Столиным были сформулированы наиболее общие принципы деятельности психолога в сфере семейного консультирования:
- 1. Принцип анализа подтекста.
- 2. Принцип стереоскопического диагноза.
- 3. Принцип отказа от конкретных рекомендаций.
- 4. Принцип системности.
- 5. Принцип уважения личности клиента.
- 6. Принцип профессиональной мотивированности консультанта [Столин, 1987].
В дальнейшем, опираясь на специфику собственного опыта, психологи обобщали и дополняли этот перечень, детализируя некоторые из обозначенных принципов.
Ю.Е. Алешина в работе «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование» предлагает перечень основных принципов индивидуального и семейного консультирования. Выделим некоторые этические требования, следование которым представляется наиболее важным в работе психолога-консультанта:
- 1. Доброжелательное и безоценочнос отношение к клиенту.
- 2. Ориентация на нормы и ценности клиента.
- 3. Запрет давать советы.
- 4. Анонимность.
- 5. Разграничение личных и профессиональных отношений.
- 6. Включенность клиента в процесс консультирования [Алешина, 1994].
Принципы деятельности практического психолога образования наиболее полно сформулированы в концепции членов творческого коллектива под руководством И В. Дубровиной. По их мнению, психолог обязан соблюдать следующие требования:
- 1. Руководствоваться Законом Российской Федерации «Об образовании», законодательством Российской Федерации, международными и российскими актами об обеспечении зашиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства образования РФ и региональных департаментов образования, Положением о психологической службе образования.
- 2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.
- 3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
- 4. Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.
- 5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.
- 6. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, индивидуализированного подхода к ним. Оказывать необходимую и возможную помошь детям в решении их индивидуальных проблем. Оказывать помощь родителям или заменяющим их лицам в решении их проблем как воспитателей. При обсуждении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «Не навреди!*, т. е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, родителей, педагогов или третьих лиц.
- 7. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого вида психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению.
- 8. Информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учебно-воспитательных учреждений о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 7 настоящего документа.
- 9. Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме.
В учебнике «Общая психодиагностика» под ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина кратко сформулированы десять основных соответствующих международным профессионально-этических стандартов психодиагностической работы психологов:
- 1) ответственность;
- 2) компетентность;
- 3) этическая и юридическая правомочность;
- 4) квалифицированная пропаганда психологии;
- 5) конфиденциальность;
- 6) благополучие клиента;
- 7) профессиональная кооперация;
- 8) информирование клиента о целях обследования;
- 9) морально-позитивный эффект исследования;
- 10) гражданственность и патриотизм [Общая психодиагностика, 1987. С. 22].
Обобщая представленные принципы работы практического психолога, важно выделить именно те, реализация которых является обязательной для психолога-профессионала. Непременным содержанием этического кодекса психолога выступает ряд наиболее важных требований и принципов, имеющих универсальный характер, соблюдение которых является залогом эффективной деятельности практического психолога во всех областях и направлениях его профессиональной практики. Среди этих принципов важно выделить следующие:
- • Уважение фундаментальных прав и достоинства человека.
- • Забота о благополучии клиента.
- • Компетентность.
- • Честность.
- • Запрет на двойные отношения.
- • Ответственность.