Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Внимание, восприятие, память и мышление

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внимание Функция внимания является при СДВГ закономерно нарушенной. Это выражается прежде всего в трудностях сосредоточения и удержания внимания, что объясняется как повышенной отвлекаемостью (в том числе на незначительные стимулы), так и истощаемостью вследствие церебральной астении и отсутствием достаточной мотивации. Мышление Интеллектуальная деятельность ребенка с СДВГ циклична: произвольная… Читать ещё >

Внимание, восприятие, память и мышление (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Внимание Функция внимания является при СДВГ закономерно нарушенной. Это выражается прежде всего в трудностях сосредоточения и удержания внимания, что объясняется как повышенной отвлекаемостью (в том числе на незначительные стимулы), так и истощаемостью вследствие церебральной астении и отсутствием достаточной мотивации.

Так, Э. Голдберг указывает, что данные проблемы наиболее ярко проявляются при субъективно «неинтересных» занятиях, но отсутствует при интересных, когда ребенка увлекает задача и он получает от ее выполнения удовольствие (в особенности когда за успешным решением следует немедленное вознаграждение). Автор утверждает, что в некоторых случаях дефицит внимания может парадоксально сосуществовать со способностью к планированию[1].

Это требует создания положительной мотивации, обязательной постановки цели, которую ребенок должен достичь, поощрения и анализа успешности ее достижения со стороны взрослых.

Тенденция к ухудшению внимания актуализируется в непривычных условиях, когда ребенок вынужден действовать самостоятельно. Страдает переключаемость внимания, поэтому быстро сменяющие друг друга виды деятельности осуществляются редуцированно, некачественно и фрагментарно. Важно отметить, что при указании на ошибки дети с СДВГ стараются их исправить[2].

Восприятие По мнению О. И. Политика, выраженные нарушения в сфере познавательных процессов у детей с СДВГ связаны с расстройствами слухового гнозиса[3]. Эти нарушения проявляются в неспособности правильно оценить звуковые комплексы из серии последовательных звуков, невозможностью их воспроизведения и недостатками зрительного восприятия, на которое влияют сиюминутные импульсы.

Память Память может соответствовать нормативным показателям в соответствии с возрастом. Однако, вследствие неустойчивости внимания, как указывает Л. А. Ясюкова, наблюдаются пробелы в усвоенном материале[4].

Возможны нарушения кратковременной памяти, выражающиеся в недостаточном объеме запоминания, повышенной тормозимости следов памяти, замедленном запоминании. При этом положительная мотивация и соответствующая возможностям ребенка организация материала дает компенсаторный эффект, что свидетельствует о сохранности корковой функции памяти.

Мышление Интеллектуальная деятельность ребенка с СДВГ циклична: произвольная продуктивная работа не превышает 5—15 минут, после чего теряется контроль над дальнейшей умственной активностью, когда в течение 3—7 минут мозг накапливает энергию для следующего рабочего цикла[5].

В периоде восстановления ребенок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать информацию, поэтому может не помнить, что он в это время делал, и не замечать таких перерывов. Умственная утомляемость в большей степени свойственна девочкам, для мальчиков характерны более мягкие ее проявления, которые обычно становятся наиболее заметными к младшему школьному возрасту. У девочек также более существенно снижен уровень словесно-логического мышления[6].

Значительное влияние на мышление оказывают нарушения речи (задержка ее развития, моторная артикуляционная, недостаточность, нарушение речевого дыхания и др.), в особенности ее регулирующей функции, что затрудняет последовательное выполнение интеллектуальных операций. Ребенок не замечает своих ошибок, забывает поставленную задачу, легко переключается па побочные, несущественные раздражители.

Также О. И. Политика указывает на то, что среди детей с СДВГ встречаются действительно талантливые дети, но и случаи задержки психического развития не являются редкостью[7].

  • [1] Голдберг Э. Управляющий мозг: лидерство и цивилизация. М., 2003
  • [2] Брязгунов И. П. Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М., 2008
  • [3] Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гииерактивностью. СПб., 2008
  • [4] Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения н развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. СПб., 2000
  • [5] Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. СПб., 2000
  • [6] Завадепко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». 2000. Вып. 5
  • [7] Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой