Диагностика способности менеджера к самоуправлению
Для менеджера важно не просто знать, какая именно из перечисленных способностей у него наиболее развита, а воспринимать эти сведения как указание на оптимальный путь развития своего самоуправления. При этом обязательно нужно учитывать, что его подчиненные могут иметь другие пути самоуправления и их тоже нужно развивать и совершенствовать. Инструкция. «На каждый из предъявленных вам… Читать ещё >
Диагностика способности менеджера к самоуправлению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Часто встает вопрос: а может ли человек сознательно управлять собой, или его личностные особенности фатальны? Действительно, зачем «углубляться в себя», если все равно «такой уж я есть» и ничего изменить нельзя? В лучшем случае можно уточнить представление о своих способностях и следовать по «предначертанной» линии. Такие убеждения не содействуют успеху, особенно в такой сложной деятельности, как менеджмент. Желание управлять не только другими, но прежде всего собой и способность к самоуправлению — отличительные черты успешного менеджера (см.: Практикум по психологии профессиональной деятельности…, 2001).
Чтобы управлять собой, менеджер должен обладать следующими способностями (причем уровень их развития должен быть достаточно высоким):
- — самопознания, т. е. достаточно хорошо знать себя, свои достоинства и недостатки — как уровень своих знаний, профессиональных умений, так и личностные качества;
- — самоопределения, т. е. знать свои реальные потребности в общении, в достижениях, видеть реально существующие проблемы и прогнозировать то, что может помешать достигнуть намеченных целей, определить для самого себя задачи как на ближайшее время, так и на перспективу;
- — самоорганизации, т. е. уметь четко планировать свою жизнь, свои дела как на день, неделю, месяц, так и на более длительную перспективу. Быть способным рационально использовать свои силы и время. Организовать свою деятельность так, чтобы получать не только конкретные результаты, но и удовлетворение от самого процесса деятельности; уметь мобилизовать себя на достижение цели и, если это необходимо, расслабиться, снять напряжение, используя приемы аутотренинга, релаксации;
- — самореализации, т. е. уметь проявить себя там, где это необходимо, на пределе своих возможностей. Доказать себе и другим, на что ты способен, опираясь прежде всего на свои творческие способности;
- — самодеятельности, т. е. уметь проявить инициативу, самостоятельность, независимость;
- — самоконтроля — это умение личности оптимально адаптироваться к каждому новому виду деятельности. Используя его, выполнять свои функции с минимальным количеством ошибок, т. е. качественно и эффективно;
- — самооценки — это прежде всего уметь объективно оценивать свои личные качества, т. е. не завышая и не занижая их, а также результаты своей деятельности;
- — самовнушения, т. е. уметь убедить самого себя в чем-либо и на этой основе подчинить свое поведение собственной воле и разуму, снять в необходимых ситуациях эмоционально-нервное напряжение;
- — саморазвития — это уметь активно работать над собой, совершенствуя свои творческие, профессиональные и другие качества.
Весь этот комплекс качеств достаточно полно отражает возможности личности к самоуправлению в различных видах деятельности и общения. Индивидуальный тип способностей к самоуправлению может быть установлен по тому, какие из вышеперечисленных компонентов наиболее развиты.
Опросник для определения уровня и типа самоуправления
(В. И. Андреев)
Инструкция. «На каждый из предъявленных вам вопросов-размышлений необходимо дать один из трех вариантов ответа. Напоминаем, что чем более искренними и точными будут ваши ответы, тем правильнее и достовернее будет полученная информация о ваших способностях к самоуправлению».
Текст опросника
- 1.1. Причины своих неудач я вижу в том, что недостаточно правильно оцениваю свои способности и возможности (1 — очень часто; 2 — часто; 3 — редко).
- 1.2. Я испытываю потребность более глубоко познать себя, свои творческие, профессиональные, управленческие способности, а также другие личностные качества, используя тестовые и другие методики (1 — очень редко; 2 — периодически; 3 — довольно часто).
- 1.3. Я полагаю, что неплохо разбираюсь в людях, не хуже тех, кто имеет психологическое образование (1 — думаю, что нет; 2 — когда как; 3 — да).
- 1.4. Мое поведение и мои поступки часто бывают непредсказуемыми даже для меня самого (1 — да; 2 — когда как; 3 — нет).
- 2.1. Я знаю, чего я хочу и как этого можно добиться в ближайшие два-три года (1 — мои планы и желания часто меняются; 2 — мои планы и желания вряд ли изменятся кардинальным образом; 3 — я точно знаю, что я хочу и как этого достичь).
- 2.2. Мои друзья считают меня человеком целеустремленным (1 — нет; 2 — кто как; 3 — да).
- 2.3. Для меня характерны настойчивость и упорство в достижении цели (1 — скорее нет; 2 — когда как; 3 — да).
- 2.4. Мои суждения и мнения часто не совпадают с мнением коллектива (1 — редко; 2 — периодически; 3 — часто).
- 3.1. Для меня характерны усидчивость и высокая работоспособность (1 — скорее нет; 2 — когда как; 3 — да).
- 3.2. Я тщательно планирую свои дела на день, неделю, месяц, год вперед (1 — нет; 2 — когда как; 3 — да).
- 3.3. Друзья считают меня человеком достаточно ответственным (1 — скорее нет; 2 — кто как; 3 — да).
- 3.4. Я стараюсь рационально и с пользой для дела распределить свое время (1 — мне это не удается; 2 — удается иногда; 3 — чаще всего удается).
- 4.1. Друзья считают меня человеком решительным и энергичным (1 — скорее нет; 2 — кто как; 3 — да).
- 4.2. Мне нравятся люди деловые и рациональные (1 — скорее нет; 2 — когда как; 3 — да).
- 4.3. Мне кажется, что я человек одержимый (1 — нет; 2 — такое иногда со мной бывает; 3 — да).
- 4.4. Мне кажется, все, что я планирую, я в основном выполняю (1 — чаще всего нет; 2 — когда как; 3 — да).
- 5.1. Друзья считают меня человеком самостоятельным, независимым (1 — думаю, что нет; 2 — кто как; 3 — да).
- 5.2. Многие дела в нашем коллективе делаются по моей инициативе (1 — очень редко; 2 — иногда; 3 — очень часто).
- 5.3. Я придерживаюсь точки зрения, что «инициатива наказуема», т. е. если ты что-то предложишь, то тебе же это и поручат сделать. Поэтому со своими идеями лучше не «высовываться» (1 — думаю, что это так; 2 — когда как; 3 — нет).
- 5.4. Мои коллеги по работе считают меня человеком ответственным и обязательным (1 — думаю, что нет; 2 — кто как; 3 — да).
- 6.1. Все, что я делаю, я предпочитаю делать не спеша, аккуратно и качественно (1 — не всегда; 2 — когда как; 3 — это для меня характерно).
- 6.2. Друзья считают меня человеком дисциплинированным и точным (1 — думаю, что нет; 2 — кто как; 3 — да).
- 6.3. Мне часто не хватает самокритичности (1 —да; 2 — когда как; 3 — нет).
- 6.4. Мне не нравится работа, которая требует скрупулезности и точности исполнения (1—я согласен с этим утверждением; 2 — когда как; 3—я способен и на такую работу).
- 7.1. Мне кажется, что при оценке себя я:
- 1 — чаще всего недооцениваю своих способностей;
- 2 — чаще всего переоцениваю свои способности;
- 3 — оцениваю свои способности достаточно правильно и объективно.
- 7.2. Я часто ловлю себя на том, что выполняю работу, которая для меня:
- 1 — не совсем интересна по своему характеру;
- 2 — доставляет много трудностей;
- 3 — интересная и творческая.
- 7.3. Мои педагоги считали (считают), что я учился:
- 1 — значительно ниже своих способностей;
- 2 — несколько ниже своих способностей;
- 3 — в соответствии со своими способностями.
- 7.4. Я думаю, что в жизни добился бы значительно больше, если бы:
- 1 — ставил и решал задачи более сложные;
- 2 — проявлял больше энергии и силы воли;
- 3 — не мешало стечение обстоятельств.
- 8.1. Мои друзья и близкие считают, что я человек с развитым самовнушением:
- 1 — да;
- 2 — точно не знаю;
- 3 — нет.
- 8.2. В случае конфликта или стрессовой ситуации мне удается отвлечься от неприятностей:
- 1 — далеко не сразу;
- 2 — когда как;
- 3 — сравнительно быстро.
- 8.3. Мое настроение меняется:
- 1 — резко и часто;
- 2 — в зависимости от обстоятельств;
- 3 — нечасто.
- 8.4. Приступая к новому виду деятельности:
- 1 — я медленно вхожу в работу;
- 2 — когда как;
- 3 — сравнительно быстро.
- 9.1. Я овладеваю новыми видами деятельности:
- 1 — сравнительно медленно;
- 2 — когда как;
- 3 — сравнительно быстро.
- 9.2. Выполняя работу, я стараюсь:
- 1 — сделать ее как можно быстрее;
- 2 — сделать ее как можно качественнее;
- 3 — ищу возможности, чтобы усовершенствовать способы и методы ее выполнения.
- 9.3. Что я думаю по проблеме самообразования и саморазвития?
- 1 — это для меня трудная проблема;
- 2 — это трудная проблема, но ее можно решить, и я пытаюсь это сделать;
- 3 — для меня это не проблема.
- 9.4. Читая литературу, я предпочитаю:
- 1 — читать больше художественную литературу;
- 2 — читаю больше специальной литературы;
- 3 — стараюсь разнообразить список читаемой литературы.
Обработка и анализ результатов
№ п/п | Уровень способностей к самоуправлению | Сумма баллов |
Очень низкий. | 37—44 | |
Низкий. | 45—52 | |
Ниже среднего. | 53—60 | |
Чуть ниже среднего. | 61—68 | |
Средний. | 69—76 | |
Чуть выше среднего. | 77—84 | |
Выше среднего. | 85—92 | |
Высокий. | 93—100 | |
Очень высокий. | 101—108 |
Сравнивая полученные баллы по отдельно взятым способностям, можно определить и выделить те из них, которые наиболее развиты у данного человека.
№. | Наиболее развитые способности | Тип способностей |
п/п | (номера вопросов) | к самоуправлению |
К самопознанию (1,1; 1,2; 1,3; 1,4). | Самопознающийся. | |
К самоопределению (2,1; 2,2; 2,3; 2,4). | Самоопределяющийся. | |
К самоорганизации (3,1; 3,2; 3,3; 3,4). | Самоорганизующийся. | |
К самореализации (4,1; 4,2; 4,3; 4,4). | Самореализующийся. | |
К самодеятельности (5,1; 5,2; 5,3; 5,4). | Самодеятельный. | |
К самоконтролю (6,1; 6,2; 6,3; 6,4). | Самокритичный. | |
К самооценке (7,1; 7,2; 7,3; 7,4). | Самооценивающий. | |
К самовнушению (8,1; 8,2; 8,3; 8,4). | Самовнушаемый. | |
К саморазвитию (9,1; 9,2; 9,3; 9,4). | Саморазвивающийся. |
Для менеджера важно не просто знать, какая именно из перечисленных способностей у него наиболее развита, а воспринимать эти сведения как указание на оптимальный путь развития своего самоуправления. При этом обязательно нужно учитывать, что его подчиненные могут иметь другие пути самоуправления и их тоже нужно развивать и совершенствовать.