Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностика способности менеджера к самоуправлению

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для менеджера важно не просто знать, какая именно из перечисленных способностей у него наиболее развита, а воспринимать эти сведения как указание на оптимальный путь развития своего самоуправления. При этом обязательно нужно учитывать, что его подчиненные могут иметь другие пути самоуправления и их тоже нужно развивать и совершенствовать. Инструкция. «На каждый из предъявленных вам… Читать ещё >

Диагностика способности менеджера к самоуправлению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Часто встает вопрос: а может ли человек сознательно управлять собой, или его личностные особенности фатальны? Действительно, зачем «углубляться в себя», если все равно «такой уж я есть» и ничего изменить нельзя? В лучшем случае можно уточнить представление о своих способностях и следовать по «предначертанной» линии. Такие убеждения не содействуют успеху, особенно в такой сложной деятельности, как менеджмент. Желание управлять не только другими, но прежде всего собой и способность к самоуправлению — отличительные черты успешного менеджера (см.: Практикум по психологии профессиональной деятельности…, 2001).

Чтобы управлять собой, менеджер должен обладать следующими способностями (причем уровень их развития должен быть достаточно высоким):

  • — самопознания, т. е. достаточно хорошо знать себя, свои достоинства и недостатки — как уровень своих знаний, профессиональных умений, так и личностные качества;
  • — самоопределения, т. е. знать свои реальные потребности в общении, в достижениях, видеть реально существующие проблемы и прогнозировать то, что может помешать достигнуть намеченных целей, определить для самого себя задачи как на ближайшее время, так и на перспективу;
  • — самоорганизации, т. е. уметь четко планировать свою жизнь, свои дела как на день, неделю, месяц, так и на более длительную перспективу. Быть способным рационально использовать свои силы и время. Организовать свою деятельность так, чтобы получать не только конкретные результаты, но и удовлетворение от самого процесса деятельности; уметь мобилизовать себя на достижение цели и, если это необходимо, расслабиться, снять напряжение, используя приемы аутотренинга, релаксации;
  • — самореализации, т. е. уметь проявить себя там, где это необходимо, на пределе своих возможностей. Доказать себе и другим, на что ты способен, опираясь прежде всего на свои творческие способности;
  • — самодеятельности, т. е. уметь проявить инициативу, самостоятельность, независимость;
  • — самоконтроля — это умение личности оптимально адаптироваться к каждому новому виду деятельности. Используя его, выполнять свои функции с минимальным количеством ошибок, т. е. качественно и эффективно;
  • — самооценки — это прежде всего уметь объективно оценивать свои личные качества, т. е. не завышая и не занижая их, а также результаты своей деятельности;
  • — самовнушения, т. е. уметь убедить самого себя в чем-либо и на этой основе подчинить свое поведение собственной воле и разуму, снять в необходимых ситуациях эмоционально-нервное напряжение;
  • — саморазвития — это уметь активно работать над собой, совершенствуя свои творческие, профессиональные и другие качества.

Весь этот комплекс качеств достаточно полно отражает возможности личности к самоуправлению в различных видах деятельности и общения. Индивидуальный тип способностей к самоуправлению может быть установлен по тому, какие из вышеперечисленных компонентов наиболее развиты.

Опросник для определения уровня и типа самоуправления

(В. И. Андреев)

Инструкция. «На каждый из предъявленных вам вопросов-размышлений необходимо дать один из трех вариантов ответа. Напоминаем, что чем более искренними и точными будут ваши ответы, тем правильнее и достовернее будет полученная информация о ваших способностях к самоуправлению».

Текст опросника

  • 1.1. Причины своих неудач я вижу в том, что недостаточно правильно оцениваю свои способности и возможности (1 — очень часто; 2 — часто; 3 — редко).
  • 1.2. Я испытываю потребность более глубоко познать себя, свои творческие, профессиональные, управленческие способности, а также другие личностные качества, используя тестовые и другие методики (1 — очень редко; 2 — периодически; 3 — довольно часто).
  • 1.3. Я полагаю, что неплохо разбираюсь в людях, не хуже тех, кто имеет психологическое образование (1 — думаю, что нет; 2 — когда как; 3 — да).
  • 1.4. Мое поведение и мои поступки часто бывают непредсказуемыми даже для меня самого (1 — да; 2 — когда как; 3 — нет).
  • 2.1. Я знаю, чего я хочу и как этого можно добиться в ближайшие два-три года (1 — мои планы и желания часто меняются; 2 — мои планы и желания вряд ли изменятся кардинальным образом; 3 — я точно знаю, что я хочу и как этого достичь).
  • 2.2. Мои друзья считают меня человеком целеустремленным (1 — нет; 2 — кто как; 3 — да).
  • 2.3. Для меня характерны настойчивость и упорство в достижении цели (1 — скорее нет; 2 — когда как; 3 — да).
  • 2.4. Мои суждения и мнения часто не совпадают с мнением коллектива (1 — редко; 2 — периодически; 3 — часто).
  • 3.1. Для меня характерны усидчивость и высокая работоспособность (1 — скорее нет; 2 — когда как; 3 — да).
  • 3.2. Я тщательно планирую свои дела на день, неделю, месяц, год вперед (1 — нет; 2 — когда как; 3 — да).
  • 3.3. Друзья считают меня человеком достаточно ответственным (1 — скорее нет; 2 — кто как; 3 — да).
  • 3.4. Я стараюсь рационально и с пользой для дела распределить свое время (1 — мне это не удается; 2 — удается иногда; 3 — чаще всего удается).
  • 4.1. Друзья считают меня человеком решительным и энергичным (1 — скорее нет; 2 — кто как; 3 — да).
  • 4.2. Мне нравятся люди деловые и рациональные (1 — скорее нет; 2 — когда как; 3 — да).
  • 4.3. Мне кажется, что я человек одержимый (1 — нет; 2 — такое иногда со мной бывает; 3 — да).
  • 4.4. Мне кажется, все, что я планирую, я в основном выполняю (1 — чаще всего нет; 2 — когда как; 3 — да).
  • 5.1. Друзья считают меня человеком самостоятельным, независимым (1 — думаю, что нет; 2 — кто как; 3 — да).
  • 5.2. Многие дела в нашем коллективе делаются по моей инициативе (1 — очень редко; 2 — иногда; 3 — очень часто).
  • 5.3. Я придерживаюсь точки зрения, что «инициатива наказуема», т. е. если ты что-то предложишь, то тебе же это и поручат сделать. Поэтому со своими идеями лучше не «высовываться» (1 — думаю, что это так; 2 — когда как; 3 — нет).
  • 5.4. Мои коллеги по работе считают меня человеком ответственным и обязательным (1 — думаю, что нет; 2 — кто как; 3 — да).
  • 6.1. Все, что я делаю, я предпочитаю делать не спеша, аккуратно и качественно (1 — не всегда; 2 — когда как; 3 — это для меня характерно).
  • 6.2. Друзья считают меня человеком дисциплинированным и точным (1 — думаю, что нет; 2 — кто как; 3 — да).
  • 6.3. Мне часто не хватает самокритичности (1 —да; 2 — когда как; 3 — нет).
  • 6.4. Мне не нравится работа, которая требует скрупулезности и точности исполнения (1—я согласен с этим утверждением; 2 — когда как; 3—я способен и на такую работу).
  • 7.1. Мне кажется, что при оценке себя я:
  • 1 — чаще всего недооцениваю своих способностей;
  • 2 — чаще всего переоцениваю свои способности;
  • 3 — оцениваю свои способности достаточно правильно и объективно.
  • 7.2. Я часто ловлю себя на том, что выполняю работу, которая для меня:
  • 1 — не совсем интересна по своему характеру;
  • 2 — доставляет много трудностей;
  • 3 — интересная и творческая.
  • 7.3. Мои педагоги считали (считают), что я учился:
  • 1 — значительно ниже своих способностей;
  • 2 — несколько ниже своих способностей;
  • 3 — в соответствии со своими способностями.
  • 7.4. Я думаю, что в жизни добился бы значительно больше, если бы:
  • 1 — ставил и решал задачи более сложные;
  • 2 — проявлял больше энергии и силы воли;
  • 3 — не мешало стечение обстоятельств.
  • 8.1. Мои друзья и близкие считают, что я человек с развитым самовнушением:
  • 1 — да;
  • 2 — точно не знаю;
  • 3 — нет.
  • 8.2. В случае конфликта или стрессовой ситуации мне удается отвлечься от неприятностей:
  • 1 — далеко не сразу;
  • 2 — когда как;
  • 3 — сравнительно быстро.
  • 8.3. Мое настроение меняется:
  • 1 — резко и часто;
  • 2 — в зависимости от обстоятельств;
  • 3 — нечасто.
  • 8.4. Приступая к новому виду деятельности:
  • 1 — я медленно вхожу в работу;
  • 2 — когда как;
  • 3 — сравнительно быстро.
  • 9.1. Я овладеваю новыми видами деятельности:
  • 1 — сравнительно медленно;
  • 2 — когда как;
  • 3 — сравнительно быстро.
  • 9.2. Выполняя работу, я стараюсь:
  • 1 — сделать ее как можно быстрее;
  • 2 — сделать ее как можно качественнее;
  • 3 — ищу возможности, чтобы усовершенствовать способы и методы ее выполнения.
  • 9.3. Что я думаю по проблеме самообразования и саморазвития?
  • 1 — это для меня трудная проблема;
  • 2 — это трудная проблема, но ее можно решить, и я пытаюсь это сделать;
  • 3 — для меня это не проблема.
  • 9.4. Читая литературу, я предпочитаю:
  • 1 — читать больше художественную литературу;
  • 2 — читаю больше специальной литературы;
  • 3 — стараюсь разнообразить список читаемой литературы.

Обработка и анализ результатов

№ п/п

Уровень способностей к самоуправлению

Сумма баллов

Очень низкий.

37—44

Низкий.

45—52

Ниже среднего.

53—60

Чуть ниже среднего.

61—68

Средний.

69—76

Чуть выше среднего.

77—84

Выше среднего.

85—92

Высокий.

93—100

Очень высокий.

101—108

Сравнивая полученные баллы по отдельно взятым способностям, можно определить и выделить те из них, которые наиболее развиты у данного человека.

№.

Наиболее развитые способности

Тип способностей

п/п

(номера вопросов)

к самоуправлению

К самопознанию (1,1; 1,2; 1,3; 1,4).

Самопознающийся.

К самоопределению (2,1; 2,2; 2,3; 2,4).

Самоопределяющийся.

К самоорганизации (3,1; 3,2; 3,3; 3,4).

Самоорганизующийся.

К самореализации (4,1; 4,2; 4,3; 4,4).

Самореализующийся.

К самодеятельности (5,1; 5,2; 5,3; 5,4).

Самодеятельный.

К самоконтролю (6,1; 6,2; 6,3; 6,4).

Самокритичный.

К самооценке (7,1; 7,2; 7,3; 7,4).

Самооценивающий.

К самовнушению (8,1; 8,2; 8,3; 8,4).

Самовнушаемый.

К саморазвитию (9,1; 9,2; 9,3; 9,4).

Саморазвивающийся.

Для менеджера важно не просто знать, какая именно из перечисленных способностей у него наиболее развита, а воспринимать эти сведения как указание на оптимальный путь развития своего самоуправления. При этом обязательно нужно учитывать, что его подчиненные могут иметь другие пути самоуправления и их тоже нужно развивать и совершенствовать.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой