Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Соотношение уровня притязаний, мотивации достижения и самооценки на этапе профессионального становления личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Зарубежные исследования, посвященные изучению личностных детерминант академической успешности, накопили обширный, но далеко неоднозначный эмпирический материал, собранный в рамках самых разнообразных исследовательских традиций и методологических парадигм (П. Клайн, А. Гейл (1971) — Н. Энтвистл (1972) — Г. Айзенк (1976) — Д. Го, К. Моор (1978) — С. Джиндал, С. Панда (1982) — Дж. Феррари, Дж… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки изучения уровня притязаний и его мотивационно-оценочных детерминант на этапе профессионального становления личности
    • 1. 1. Факторы учебно-профессиональной успешности студентов как предмет психологических исследований
    • 1. 2. Уровень притязаний как репрезент мотивации достижения и самооценки
    • 1. 3. Уровень притязаний в структуре факторов академической успешности
    • 1. 4. Педагогическая оценка в формировании мотивационно-целевых свойств личности
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. Методологические аспекты исследования уровня притязаний как фактора учебно-профессиональной успешности студентов
    • 2. 1. Концепция исследования
    • 2. 2. Описание психодиагностических методик
    • 2. 3. Особенности организации и проведения исследования
    • 2. 4. Характеристика обследованной выборки
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. Учебно-профессиональная успешность и соотношение уровня притязаний, мотивации достижения и самооценки студентов
    • 3. 1. Уровень притязаний как фактор учебно-профессиональных достижений студентов
    • 3. 2. Зависимость уровня притязаний от мотивации достижения и самооценки
    • 3. 3. Статистическая модель прогноза и изменения в структуре факторов академической успешности
    • 3. 4. Влияние оценочного стиля педагога на мотивацию и уровень притязаний студента
  • Выводы по главе 3

Соотношение уровня притязаний, мотивации достижения и самооценки на этапе профессионального становления личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Знаменитый французский философ и историк Эрнест Ренан (1823−1892 гг.) писал: «Вопрос об образовании есть для современных обществ вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит их будущее» (цит. по [120, с. 254]). Современные проблемы образования также как и во времена Ренана не утратили своей государственной значимости. От их решения зависит статус страны в мировом сообществе, экономическое благополучие и социальная стабильность, а, в конечном счете, — судьба народа, нации.

В последние годы в теории и практике вузовского образования возникло противоречие между оставшейся прежней системой подготовки специалистов и новыми требованиями к их квалификации, личностному статусу и профессиональной зрелости. Данное противоречие породило ряд взаимосвязанных между собою проблем, которые в общем виде можно обозначить, как несоответствие традиционной вузовской педагогики тем психологическим закономерностям, по которым в действительности и осуществляется профессиональное становление личности.

Решение данной проблемы высшего профессионального образования прежде всего предполагает ее всестороннее научное осмысление, одной из сторон которого может являться акмеологическое исследование, направленное на поиск психологических механизмов успешной учебно-профессиональной деятельности.

Данная диссертационная работа представляет собой вариант акмеоло-гического изучения таких психологических детерминант успешности учебно-профессиональной деятельности, как уровень притязаний, мотивация достижения и самооценка, в их взаимосвязи и социальной обусловленности. Этим определяется актуальность ее темы.

Состояние изученности проблемы. Проблемам успешности на этапе профессионального становления личности, посвящено множество психологических и педагогических исследований. Зарубежные исследования по этим проблемам накопили обширный, но далеко неоднозначный эмпирический материал. Зарубежная литература, посвященная изучению связей между личностными характеристиками и показателями академической успешности, весьма обширна, но до конца еще не систематизированав ней представлены работы, выполненные в рамках самых разнообразных исследовательских традиций и методологических парадигм (П. Клайн, А. Гейл (1971) — Н. Энтвистл (1972) — Г. Айзенк (1976) — Д. Го, К. Моор (1978) — С. Джиндал, С. Панда (1982) — Дж. Фер-рари, Дж. Паркер (1992) — А. Фернхем, С. Медхерст (1995) — М. Бокартс (1996) — Ф. Де Фрюи, И. Мервильд (1996) — Б. Де Раад, Г. Шаувенбург (1996) и др.).

В отличие от зарубежных, отечественные исследования в этой области менее подвержены теоретической вариативности, вследствие чего более согласованы и менее противоречивы. В отечественной психологии успешность профессионального становления изучалась многоаспектно:

— во-первых, со стороны факторной и полифакторной обусловленности (Б.Г. Ананьев (1973) — Н. А. Довгалевская (1974) — А. В. Смирнов (1975) — Л. Ю. Образцова (1979) — Н. Н. Обозов (1976) — В. А. Якунин, Н. И. Мешков (1991));

— во-вторых, с точки зрения системного и индивидуального подходов (В.А. Аверин (1991) — P.P. Бибрих, И. А. Васильев (1987) — Л. В. Бороздина, Е. С. Рощина (1987) — В. М. Поляруж (1989));

— в-третьих, в контексте возможностей прогнозирования академической успешности в процессе профессиональной подготовки (Р.Л. Хомерики (1988) — В. А. Аверин (1995) — О. Л. Андреева (2001)).

Несмотря на столь широкий спектр исследований, посвященных психологическим механизмам учебно-профессиональной успешности, роль уровня притязаний в этих явлениях изучалась совсем не значительно. Обычно на первый план выходили другие мотивационные свойства личности или самооценка (В.И. Шкуркин (1981) — О. М. Анисимова (1984) — JI.B. Бороздина, Е. С. Рощина (1987) — В. М. Поляруж (1989) — В. А. Аверин (1991, 1995) — Е.А. Залуче-нова (1992)).

Сам по себе уровень притязаний широко исследовался в разное время зарубежными и отечественными учеными-психологами: Ф. Хоппе (1930) — К. Левин, Т. Дембо, JI. Феспннгер (1931;1944) — Дж. Фрэнк (1935) — М. Юкнат (1937) — Р. Гоулд (1939) — С. Эскалона (1940) — П. Сире (1941) — Б. Г. Ананьев (1935) — В. Н. Мясищев (1935) — В. А. Серебрякова (1956) — B.C. Мерлин (1968, 1970) — В. К. Гербачевский (1970) — Н. Л. Коломинский (1972) — М. В. Ласко (1976) — М. Л. Гомелаури (1978) — Н. А. Батурин (1980) — А. Н. Капустин (1980) — P.P. Бибрих (1987) — Л. В. Бороздина (1987, 1993) и др.

Связь уровня притязаний с академической успешностью предметно исследовалась в трудах зарубежных ученых: П. Сире (1940), Д. Сиверстен (1957), В. Робинсон (1962) и некоторых др.

Обращает на себя внимание сравнительно небольшое количество работ по этой теме, что свидетельствует о недостаточной изученности уровня притязаний как фактора успешности на этапе профессионального обучения. Особенно сильно в этой связи выделяется проблема социального влияния на мотивацию и уровень притязаний профессионально формирующегося субъекта. Затронутая в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев (1960), С. П. Безносов (1982), Ш. А. Амонашвили (1984), Л. М. Фридман, К. Н. Волков (1985), Е. Я. Захарова (1989), В. А. Аверин (1995), В. А. Якунин (1998), Г. Ю. Ксензова (1999), она так и остается не до конца раскрытой, хотя и имеет большое теоретическое и практическое значение.

По перечисленным выше причинам целью нашего исследования стало изучение роли уровня притязаний как возможного фактора успешности учебно-профессиональной деятельности.

Достижение поставленной цели исследования предполагало решение следующих задач:

1. Теоретически и экспериментально проверить обоснованность рассмотрения уровня притязаний как фактора учебно-профессиональной успешности.

2. Определить наиболее оптимальный уровень притязаний, необходимый для высокоуспешной учебно-профессиональной деятельности.

3. Раскрыть характер связи уровня притязаний с мотивацией достижения и самооценкой.

4. Выявить особенности влияния оценочного стиля преподавателя на мотивацию и уровень притязаний студента.

Объектом исследования является учебно-профессиональная успешность студентов.

Предмет исследования — обусловленность учебно-профессиональной успешности уровнем притязаний и связанных с ним мотивацией достижения и самооценкой.

Основная гипотеза исследования: учебно-профессиональная успешность студента обусловлена степенью развития притязаний, мотивации достижения и самооценки.

Исследовательская позиция диссертации формировалась на терети-ко-методологической базе, которую составили идеи Б. Г. Ананьева, В. А. Аверина, В. К. Гербачевского, M.JI. Гомелаури, Ф. Хоппе, К. Левина, В. А. Якунина, Д. Сиверстен, П. Сире, В. Робинсон и С. П. Безносова. Разработка научной концепции осуществлялась с привлечением трудов по общей, экспериментальной, педагогической, социальной, возрастной, дифференциальной психологии и акмеологии. Исследование строилось на основе системного подхода.

Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались: теоретический анализ научной литературы по проблемам исследованиянаблюдениедиагностирующий эксперимент, реализованный при помощи анкеты и следующих методик: для определения уровня притязаний студентов:

— моторная проба Шварцландера;

— опросник по оценке уровня притязаний В. К. Гербачевскогодля изучения учебно-мотивационных особенностей студентов:

— методика измерения потребности в достижении Ю. М. Орлова;

— методика изучения мотивации обучения в вузе Т. П. Ильинойдля диагностики самооценки:

— методика С. А. Будасси;

— диагностический эксперимент на самооценку учебных возможностей студентов.

В качестве показателя учебно-профессиональной успешности студентов использовался средний балл, вычисляемый по последним пяти экзаменам.

С целью изучения влияния оценочного стиля преподавателя на мотивацию и уровень притязаний студентов был организован и проведен отдельный эксперимент, в котором использовались:

— для определения оценочного стиля — методика оценочной биполяри-зации в варианте С. Токарского;

— для изучения учебно-мотивационной структуры и уровня притязаний студентов — модифицированный опросник В. К. Гербачевского.

Статистическая обработка данных производилась на ПЭВМ при помощи программных продуктов Excel 2000 и Statistica 6.0. Она включала:

— описательную статистику;

— индексный метод;

— двухвыборочный t-тест Стьюдента для связанных и несвязанных выборок;

— корреляционно-регрессионный анализ;

— нелинейные методы оценивания;

— методы математического моделирования.

Исследование проводилось на базе двух вузов: Северо-Западной академии государственной службы (СЗАГС) и Санкт-Петербургского государственного аграрного университета (СПбГАУ). Всего в исследовании приняли участие 384 человека. Сбор материала осуществлялся на протяжении двух лет, в течение 2001;2003 учебных годов.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позицийприменением апробированных психодиагностических методик, адекватных задачам исследованияиспользованием современных средств статистической обработки и анализа данныхсравнением полученных результатов с результатами других авторов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Показано влияние уровня притязаний на успешность учебно-профессиональной деятельности студентов;

2. Определен наиболее оптимальный уровень притязаний, необходимый для высокоуспешной учебно-профессиональной деятельности студентов;

3. Установлена зависимость учебно-профессиональной успешности от степени интеграции уровня притязаний с самооценкой и мотивацией достижения у студентов;

4. Выявлены особенности влияния оценочного стиля преподавателя на мотивацию и уровень притязаний студента.

В целом, материалы исследования углубляют и расширяют представления об уровне притязаний как факторе успешности учебно-профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется возможностью учета выводов при планировании и организации учебной работы в системе высшего профессионального образования. Результаты исследования могут способствовать оптимизации и совершенствованию преподавания в вузах, в том числе, предоставляя педагогам дополнительные возможности для психологической коррекции уровня притязаний студентов и прогнозирования их учебно-профессиональной успешности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Академические достижения студентов обусловлены интеграцией уровня притязаний с мотивацией достижения и самооценкой.

2. Мотивация и уровень притязаний студента на конкретных занятиях связаны с оценочным стилем педагога.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры общей и прикладной психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии (СПбГПМА, 2004 г.), на заседаниях кафедры психологии и социальной работы СЗАГС (2002, 2003 гг.). Материалы исследования докладывались на Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (СПбГУП, 2002) и на научной конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов СПбГАУ «Проблемы стабилизации, развития и управления» (СПбГАУ, 2001).

По материалам исследований сделано 5 публикаций. Полученные результаты внедрялись в практику обучения студентов СЗАГС и СПбГПМА.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст работы изложен на 183 страницах. Он содержит 26 таблиц, 13 рисунков и 16 формул. Библиография содержит 181 источник, из них 60 на иностранном языке.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

Статистическое изучение результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Академическая успешность студентов детерминируется их уровнем притязаний. Причем, учебная деятельность студентов более успешна в том случае, если она детерминируется уровнем притязаний близким к умеренному. Тем самым подтверждается первая промежуточная гипотеза исследования.

2. Если выделять общий уровень притязаний и уровень притязаний в учебной деятельности как частный и рассматривать их как отдельные факторы академической успешности студентов, то академическая успешность в большей степени детерминируется общим уровнем притязаний, при этом уровень притязаний в учебной деятельности является сопутствующей частью общего уровня притязаний.

3. Особенности взаимодействия мотивации достижения и самооценки отражаются на уровне притязаний. При этом ведущая роль в этом взаимодействии, особенно у успешных студентов, отведена самоооценке. Это подтверждает вторую и третью промежуточные гипотезы исследования.

4. Акмеологическую ценность представляют две статистические модели прогноза академической успешности, разработанные в результате статистического изучения уровня притязаний и других факторов учебной успешности студентов. Модели позволяют прогнозировать академическую успешность различных групп студентов по их уровню притязаний и сопутствующим параметрам.

5. В процессе анализа этих моделей была установлена определенная вариативность их факторной системы, свидетельствующая о тенденции к дезинтеграции свойств мотивации и самосознания у неуспешных студентов.

6. Результаты проведенного эксперимента показали, что директивный оценочный стиль преподавателя способен негативно влиять на мотивацию и учебно-ситуативный уровень притязаний студентов, что подтверждает четвертую промежуточную гипотезу исследования.

Главным выводом статистического изучения результатов исследования является положение о том, что личности успешного студента присуща интеграция уровня притязаний с мотивацией достижения и самооценкой. Данное положение является подтверждением основной гипотезы исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование соотношений уровня притязаний, мотивации достижения, самооценки и учебно-профессиональной успешности студентов позволяют сделать следующие выводы:

1. Отечественные исследования позволили взглянуть на проблемы академической успешности студентов с разных сторон:

— со стороны факторной и полифакторной обусловленности (Б.Г. Ананьев (1973) — Н. А. Довгалевская (1974) — А. В. Смирнов (1975) — Л. Ю. Образцова (1979) — Н. Н. Обозов (1976) — В. А. Якунин, Н. И. Мешков (1991));

— с точки зрения системного и индивидуального подходов (В.А. Аверин (1991) — P.P. Бибрих, И. А. Васильев (1987) — Л. В. Бороздина, Е. С. Рощина (1987) — В. М. Поляруж (1989));

— в контексте возможностей прогнозирования академической успешности в процессе профессиональной подготовки (Р.Л. Хомерики (1988) — В. А. Аверин (1995) — О. Л. Андреева (2001)).

2. Зарубежные исследования, посвященные изучению личностных детерминант академической успешности, накопили обширный, но далеко неоднозначный эмпирический материал, собранный в рамках самых разнообразных исследовательских традиций и методологических парадигм (П. Клайн, А. Гейл (1971) — Н. Энтвистл (1972) — Г. Айзенк (1976) — Д. Го, К. Моор (1978) — С. Джиндал, С. Панда (1982) — Дж. Феррари, Дж. Паркер (1992) — А. Фернхем, С. Медхерст (1995) — М. Бокартс (1996) — Ф. Де Фрюи, И. Мервильд (1996) — Б. Де Раад, Г. Шаувенбург (1996) и др.).

3. В столь многочисленных научных трудах, посвященных психологическим механизмам учебно-профессиональной успешности, роль уровня притязаний изучалась совсем не значительно (исключение могут составить работы П. Сире (1940) — Д. Сиверстен (1957) — В. Робинсон (1962)). Обычно на первый план выходили другие мотивационные свойства личности или самооценка (В.И. Шкуркин (1981) — О. М. Анисимова (1984) — Л. В. Бороздина, Е.С. Ро-щина (1987) — В. М. Поляруж (1989) — В. А. Аверин (1991, 1995) — Е. А. Залученова (1992)).

4. В общей психологии изучение уровня притязаний осуществлялось, главным образом, по двум направлениям: анализ поведения, направленного на реализацию избранной цели (Дж. Фрэнк (1935), Р. Гоулд (1939), П. Сире (1941)), и порождение новых целей (М. Юкнат (1937), С. Эскалона (1940), JI. Фестингер (1942)). Много внимания было также уделено изучению личностных детерминант уровня притязаний (Ю. Роттер (1945), Ф. Робайе (1957), В. К. Гербачевский (1969)).

В исследованиях были обозначены два наиболее распространенных способа трактовки уровня притязаний: как показателя мотивации, связанной с достижением (Дж. Фрэнк, Б. Г. Ананьев, В. С Мерлин, X. Хекхаузен, В.К. Гербачевский), и как проявление самооценки в деятельности субъекта (Ф. Хоппе, М. Юкнат, В. Н. Мясищев, Н. А. Серебрякова, Н.Л. Коломинский).

Интегрируя данные взгляды на определение уровня притязаний, было предложено рассматривать данный концепт как репрезент мотивации достижения и самооценки.

Анализ исследований, посвященных связям академической успешности с мотивацией и самооценкой, дает основания полагать, что учебно-профессиональная успешность студентов может в значительной степени детерминироваться не только одной мотивацией или самооценкой, но и их тесным взаимодействием, которое инициирует наиболее оптимальный для этого уровень притязаний.

5. Уровень притязаний естественным образом может быть представлен как в направленности личности, так и в индивидуальном стиле деятельности субъекта, т. е. в тех системообразующих факторах, которые определяют учебную успешность студентов, согласно исследованиям В. А. Аверина. В этом случае уровень притязаний может рассматриваться как достаточно значимый фактор учебно-профессиональной успешности студентов.

6. Анализ влияния педагогической оценки на мотивационно-целевые особенности личности (выполненный по исследованиям Б. Г. Ананьева, С. П. Безносова, Ш. А. Амонашвили, JI.M. Фридмана, К. Н. Волкова, Е. Я. Захаровой, В. А. Аверина, В. А. Якунина, Г. Ю. Ксензовой) показал, что индивидуальный оценочный стиль педагога может рассматриваться как детерминанта и одно из средств внешнего воздействия на учебную мотивацию и притязания студента.

7. Указанные выводы можно считать теоретическими предпосылками для выдвижения ряда гипотез и их последующей экспериментальной проверки.

В этой связи уровень притязаний рассматривался как личностное образование, способное детерминировать учебно-профессиональную успешность студентов, проявляя себя в направленности и стиле их деятельности.

Выделяя общий внеситуативный уровень притязаний (уровень «Я») и частный (уровень притязаний в учебной деятельности), мы склонны рассматривать их как сопутствующие друг другу факторы, совместно детерминирующие академическую успешность студента. При этом учебный уровень притязаний включен в структуру общего как его структурный элемент. В свою очередь учебный уровень притязаний складывается из более частных ситуативных притязаний, касающихся отдельных дисциплин, занятий и заданий.

На ряду с этим, мы полагаем, что сам уровень притязаний формируется на базе мотивации достижения и самооценки, которые также отражаются на учебной успешности студента. Интеграционное единство уровня притязаний с мотивацией достижения и самооценкой обеспечивает наивысший потенциал академической успешности.

Индивидуальный оценочный стиль преподавателя может рассматриваться как детерминанта и одно из средств социального влияния на уровень притязаний студента.

7. С целью проверки исследовательских гипотез было организовано собственное исследование, которое предполагало использование психолого-экспериментальных и статистико-математических методов.

8. В результате статистического описания исследуемой выборки студентов было установлено, что успешные и неуспешные студенты значимо различаются по стремлению к получению знаний, самооценке учебных возможностей и мотивации самоуважения, дополнительными факторами академической успешности могут также выступать стремление к овладению профессией и потребность в достижениях.

9. Более подробное статистическое изучение результатов исследования показало, что академическая успешность студентов детерминируется их уровнем притязаний. Причем, учебная деятельность студентов более успешна в том случае, если она детерминируется уровнем притязаний близким к умеренному.

Если выделять общий уровень притязаний и уровень притязаний в учебной деятельности как частный и рассматривать их как отдельные факторы учебной успешности студентов, то академическая успешность в большей степени детерминируется общим уровнем притязаний, при этом уровень притязаний в учебной деятельности является сопутствующей частью общего уровня притязаний.

10. Было установлено, что уровень притязаний зависит от характера взаимодействия мотивации достижения и самооценки. При этом академические достижения студентов обусловлены интеграцией уровня притязаний с мотивацией достижения и самооценкой. Уровень притязаний высокоуспешных студентов имеет более прочную связь с самооценкой.

11. Акмеологическую ценность имеют две статистические модели прогноза академической успешности студентов. Модели позволяют прогнозировать академическую успешность различных групп студентов по их уровню притязаний и сопутствующим параметрам.

В процессе анализа этих моделей была установлена определенная вариативность их факторной системы, свидетельствующая о тенденции к дезинтеграции свойств мотивации и самосознания у неуспешных студентов.

12. Результаты эксперимента показали, что директивный оценочный стиль преподавателя способен негативно влиять на мотивацию и учебно-ситуативные притязания студентов.

Главным выводом исследования является положение о том, что личности успешного студента присуща интеграция уровня притязаний с мотивацией достижения и самооценкой, что является признаком зрелости его мотива-ционно-целевой сферы. Данное положение является подтверждением основной гипотезы исследования.

Нам представляется чрезвычайно важным проведение дальнейших исследований, посвященных проблемам успешности на этапе профессионального становления личности. Выводы настоящего исследования не исчерпывают всего многообразия психолого-акмеологических явлений, связанных с уровнем притязаний, мотивацией достижения и самооценкой. Вместе с тем они могут являться поводом для дальнейшего их изучения, перспективы которого нам видятся в оптимизации и совершенствовании системы профессиональной подготовки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Итоги вступительных испытаний в высшие учебные заведения // Научный работник. 1927. № 10. — С. 48−53.
  2. В.А. Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 137 с.
  3. В.А., Бухарина T.JI. Психология медицинского образования: Опыт акмеологического исследования. СПб.: ППМИ, 1995. 167 с.
  4. Г .И., Бодалев А. А., Дворяшина М. Д., Обозов Н. Н. Дифференциально-психологические исследования студентов // Комплексные социальные исследования / Под ред. А. С. Пашкова. JI., 1976. С. 173−196.
  5. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция педагогической оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. 296 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II. / Под ред. А. А. Бодалева и др. М., 1980. Т.1 — 230 е.- Т.2 — 213 с.
  7. .Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. JI., 1974. С. 3−7.
  8. .Г. Проблемы комплексного изучения развития интеллекта и личности // В кн. Человек и общество. Вып. 13. JL, 1973. С. 124−136.
  9. .Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935. 146 с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 341 с.
  11. П.Андреева О. Л. Социальная технология прогнозирования успешности профессиональной подготовки специалистов: Автореф. дисс. канд. социол. наук. Орел., 2001. 26 с.
  12. О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1984. 17 с.
  13. Н.А., Курганский Н. А. Уровень притязаний как метод исследования личности // Диагностика психических состояний в норме и патологии. Л., 1980.-С. 43−47.
  14. .И. Исследование эмоционально-волевой сферы психически больных методом «уровень притязаний» // Психологические исследования в клинике. Л., 1967. С. 24−29.
  15. С.П. Особенности оценочного стиля личности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Д., 1982. 18 с.
  16. С.П. Сущность феномена ACO как частной характеристики индивидуального оценочного стиля // Личность и деятельность: Экспериментальная и прикладная психология / Под ред. А. А. Крылова. Вып. 2. Л., 1982. С. 86−89.
  17. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 422 с.
  18. P.P. Исследование видов целеобразования. Кишинев: Изд-во «Штиинца», 1987.-132 с.
  19. P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1987. № 2. С. 20−30.
  20. В.М. Исследование уровня притязаний // Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976. С. 28−31.
  21. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта-Наука, 1998. 134 с.
  22. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. -164.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. -464 с.
  24. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2001.-352 с.
  25. Л.И., Славина Л. С. Случаи неправильного взаимоотношения ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности // Вопросы психологии. 1976. № 1. С. 61−63.
  26. JI.В. Данилова Е. Е. О различии в характеристиках уровня притязаний мужчин и женщин // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1987. № 2.- С. 59−62.
  27. Л.В. Дифференциация уровня притязаний по признаку возраста и пола // Психологическая наука и практика. Новосибирск, 1987. С. 4144.
  28. Л.В. Исследование уровня притязаний: Учеб. пособие / Рос. АН, Ин-т психологии. М., 1993. 141 с.
  29. Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вести. Моск. унта. Серия 14. Психология. 1986. № 3. С. 21−30.
  30. Л.В., Залученова Е. А. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. № 2. С. 84−87.
  31. Л.В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопр. Психологии. 1993. № 1.-С. 104−133.
  32. Л.В., Рощина Е. С. Влияние уровня самооценки на продуктивность учебной деятельности студентов. // Новые исслед. в психологии / АПН СССР. 1987. № 1. С. 23−26.
  33. .С. Психологические особенности уровня притязаний в выборе целей при психопатиях // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1976. № 12. С. 42−45.
  34. СЛ. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1987. 19 с.
  35. Л.В. Исследование уровня притязаний у детей-олигофренов // Вопросы экспериментальной патопсихологии. М., 1965. С. 56−61.
  36. Вовчик-Блакитная М. В. Мотивационный аспект развития учебной деятельности студентов // Воспитание, обучение, психическое развитие: Тезисы докладов к IV Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. 4.2. М., 1983.-С. 63−65.
  37. В.К. Индивидуальные особенности поведения в ситуации выбора в связи с некоторыми характеристиками интеллекта // Исследование личности в клинических и экстремальных условиях. JI., 1969. С. 7478.
  38. В.К. Исследование уровня притязаний в связи с индивидуально-типическими характеристиками эмоциональности и интеллекта: Ав-тореф. дисс. канд. психол. наук. JL, 1970. 20 с.
  39. Гин А. А. Приемы педагогической техники. 2-е изд. М.: Вита-Пресс, 2000. -88 с.
  40. А.Д., Каширин В. П. Социально-психологические аспекты самоутверждения личности в коллективе // Психол. журн. 1982. № 4. С. 77−81.
  41. M.JI. Уровень притязаний и эффект установки // Бессознательное. Природа. Функции. Методы. Исследования. Т. 3. Тбилиси, 1978. С. 143−152.
  42. В. Уровень притязаний и его роль в психологической подготовке спортсмена И Теория и практика физической культуры. 1972. № 1. С. 2628.
  43. М.Д., Владимирова Н. М. Интеллектуальное развитие и успешность обучения: Комплексное исследование проблем обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием. JL, 1980. -С. 51−56.
  44. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Сочинение в пяти томах. Т. 2. М.: РАГС, 1999−2001. 533 с.
  45. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. 117 с.
  46. А.А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. М.: МПА, 1998. 133 с.
  47. А.А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М., 1995. 152 с.
  48. Н.А. Системный анализ факторов учебной успешности: Ато-реф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1974. 19 с.
  49. До донов Б. И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. 1973. № 5. С. 99−102.
  50. И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. 480 с.
  51. П.Л. Исследование интеллектуального развития студентов, поступающих на педагогический факультет Воронежского университета // Научный работник. 1927. № 7. С. 26−31.52.3алученова Е. А. Самооценка в деятельности студентов. М., 1992. 52 с.
  52. А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993. 145 с.
  53. И.Н., Тарасов С. В. Творческий потенциал и квалификационный профиль педагога (методология и технология диагностики квалификациипедагогов, работающих с новым поколением учебных материалов): Информационный бюллетень. Выпуск IV. СПб., 1995. 61 с.
  54. Изучение самооценки школьников и студентов. Стимульный материал / Под. ред. JI.M. Дубового. Пенза: Изд-во ПГПИ, 1990. 47 с.
  55. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 361 с.
  56. А.Н. Исследование уровня притязаний в условиях психического стресса в связи со свойствами нервной системы и темперамента: Автореф. дисс. канд. психол. наук. JI., 1980. 15 с.
  57. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965. 254 с.
  58. A.M. Опыт сравнительного анализа учебной успешности студентов на I-II курсах высшей школы (на материалах ЛГУ) // Соврем, психолого-педагогические проблемы высш. шк. 1974. С. 162−167.
  59. Н.Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательных школ в учебной деятельности и межличностных отношениях: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Минск, 1972. 17 с.
  60. Р.Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности // Акмеология. 2001. № 1. С. 24−27.
  61. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999. 121 с.
  62. Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: ИЦПКС, 2001. 115 с.
  63. Н.В., Зимичев A.M. Проблемы развития акмеологических наук. СПб.: МААН, 1996. 124 с.
  64. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: Политехника, 1993. 77 с.
  65. Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб.: Изд-во «Наука», 1994. 119 с.
  66. Н.С. Экспериментально-психологическое исследование особеностей целенаправленного поведения у больных шизофренией с разной степеньювыраженности дефекта // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1981. № 12. С. 121−124.
  67. М.В. О возможности прогнозирования эффективности деятельности в условиях высокой мотивации по характеристикам уровня притязаний // Проблемы медицинской психологии. Л., 1976. С. 45−47.
  68. А.И. Самооценка школьника. М., 1976. 76 с.
  69. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. -184 с.
  70. Личность студента и успешность его обучения в вузе: монография / Под ред. В. В. Шкарина, В. А. Аверина. Н. Новгород: изд-во ННГУ, 1991. 126 с.
  71. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1989.-449 с.
  72. Д. Социальная психология / Перев. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 1999.-688 с.
  73. Р.И., Кондратская К. М. Уровень притязаний у детей истериков // Психологические особенности трудновоспитуемых и умственно отсталых детей. Л., 1936. С. 31−35.
  74. Р. Структура личности // Экспериментальная психологгия. Вып. 5. М., 1975.-С. 64−68.
  75. О.Г. Изучение уровня притязаний в комплексном психофизиологическом исследовании // Экспериментальные и прикладные исследования. Вып. 3 Л., 1971. 23 с.
  76. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. 123 с.
  77. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  78. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Вып. 6. Пермь, 1970. 84 с.
  79. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Вып. 5. Пермь, 1968. 67 с.
  80. Н.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости. Саранск. 1991. 63 с.
  81. В.Н. Работоспособность и болезни личности // Невропатология, психиатрия и психогигиена. Т. 4. Вып. 9−10. 1935. С. 15−18.
  82. Н.Н. Социально-психологические характеристики студентов // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л., 1976. С. 209−221.
  83. Л.Ю. Особенности индивидуально-дифференцрованного подхода к студентам младших курсов: Автореф. дисс. канд. пед наук. Л., 1979. -19 с.
  84. Общая и прикладная акмеология. Ч. 1, 2. / Под ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2001. 4.1 — 275 е.- 4.2 — 208 с.
  85. Ю.М., Шкуркин В. И., Орлова Л. П. Построение тест-опросника для измерения потребности в достижении: Экспериментальная психология и ее история. М., 1974. С. 64−72.
  86. А.Н., Мухина Г. В. Особенности учебной мотивации курсантов юридических вузов МВД // Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1996. С. 115−116.
  87. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. 163 с.
  88. В.М. Влияние направленности личности студента на его учебную деятельность: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1989. 18 с.
  89. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной спихологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. // Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб: Изд-во «Питер», 2000. 560 с.
  90. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. Л.: ЛГУ, 1983.-112 с.
  91. П.Д., Нуждина М. П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей // Вопр. психологии. 1987. № 6. С. 112−115.
  92. Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности: Психологическая служба в вузе. Казань, 1981.-163 с.
  93. А. А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб, 1996.-110 с.
  94. А.А. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова, 1999. -211с.
  95. Я. Личность и ее подверженность влиянию эмоций проблема эмоциональной устойчивости // Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. — С. 27−29.
  96. К. Клиент-центрированная психотерапия / Пер. с англ. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 512 с.
  97. СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 705 с.
  98. ЮЗ.Рузер Е. И. Исследование умственного утомления // Научное слово. 1930. № 10.-С. 51−54.
  99. А.И. Исследование настойчивости студентов в процессе выполнения учебных заданий по иностранному языку // Учен. Записки Рязанского гос. пед. ин-та (Труды каф. психологии). Т. 54. М., 1965. С. 2326.
  100. Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников // Учен, записки Тамбовского пед. ин-та. 1956. Вып. 10. С. 41−73.
  101. JI.H. Определение лекционной усвояемости // Научный работник". 1928. № 12. С. 105−110.
  102. А.В. Факторы успешности обучения студентов математике: Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1975. 19с.
  103. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: Учеб. пособие для слушателей ФПК. М.: Аспект Пресс, 1995. 271 с.
  104. Е.И. Опыт комплексного изучения человека в ленинградской школе психологов // Психологический журнал. 1994. № 5. С. 131−136.
  105. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. СПб., 1995. -78 с.
  106. Ш. Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб., 1997.-125 с.
  107. Е.И. Человек: возраст, труд, образование // Вопросы психологии. 1986. № 1.-С. 12−16.
  108. ПЗ.Стеркина Р. Б. Особенности формирования уровня притязаний у детей-олигофренов // Психологические исследования. Вып. 4. М., 1973. С. 114−117.
  109. Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
  110. X. Мотивация и деятельность. В 2 т. М.: Педагогика, 1986. -Т.1 -408 е.- Т.2−398 с.
  111. X. Психология мотивации достижения / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2001.-240 с.
  112. P.JI. Прогнозирование успеваемости при обучении студентов // Труды Тбил. ун-та. 1988. № 9. С. 77−82.
  113. О.Н. Авторитет преподавателя и его влияние на учебную успешность студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1986. 15 с.
  114. В.И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медвуза: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1981. 19 с.
  115. Энциклопедия мысли: Сборник мыслей, изречений, афоризмов. М.: ТЕРРА- «Книжная лавка-РТР», 1996. 496 с.
  116. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998. 638 с.
  117. Anderson С., Brandt H. Study of motivation involving self-announced goals of fifth grade children and the concept of level of aspiration // J. soc. Psychol. 1939. V.lO.Pp. 57−62.
  118. Atkinson J., Feather H. A Theory of Achievement Motivation. N.Y., 1966. 215 p.
  119. Bar-Tal D., Kfir D., Bar-Zohar I., Chen M. The relationship between locus of control and academic acheivement. anxiety and level of aspiration // British J. Ed. Psychol. 1980. V. 50. Pp. 93−98.
  120. Boekaerts M. Personality and the psychology of learning // European Journal of Personality. 1996. V.10. Pp. 377−404.
  121. Braden J. Intelligence and personality in school and educational psychology / In Saklofske D., Zeidner M. (eds) International Handbook of Personality and Intelligence. New York: Plenum Press, 1995. Pp. 621−650.
  122. Cantor N. The Dynamics of Learning. Buffalo: Foster and Stewart, 1946. Pp. 83−84.
  123. Child D. The relationship between introversion-extraversion, neuroticism and performance in school examinations // British Journal of Educational Psychology. 1989. V.34. Pp. 178−196.
  124. Combs A. The Professional Education of Teachers. Boston: Mass.: Allyn and Bacon, 1965. 251 p.
  125. De Fruyt F., Mervielde I. Personality and interests as predictors of educational streaming and achievement // European Journal of Personality. 1996. V.10. Pp. 405−425.
  126. De Raad В., Schouwenburg H. Personality in learning and education: a review //European Journal of Personality. 1996. V.10. Pp. 303−336.
  127. Dembo T. Der Arger als dynamisches Problem // Psychol. Forsch. 1931. B. 15. Ss. 1−114
  128. Entwistle N. Personality and academic attainment // British Journal of Educational Psychology. 1972. V.42. Pp. 137−151.
  129. Escalona S. The effect of success and failure upon level of aspiration and behavior in manic-depressive psychoses // Univ. Iowa Stud. Child Welf. 1940. V. 16. N. З.Рр. 199−302.
  130. Everett A. The self-concept of high, medium and low academic achievers // Personality and Educational Achievement / Educational Achievement Series. Sydney, N.Y., London, Toronto, 1977. Vol. 2. Pp. 164−170.
  131. Eysenck H. The biological basis of personality. Springfield, IL: Charles C. Thomas, 1976. 285 p.
  132. Eysenck H. The Structure of Human Personality. London, 1971. 234 p.
  133. Eysenck H., Himmelweit H. An experimental study of the reactions of neurotics to experiences of success and failure // J. Gen. Psychol. 1946. V. 35. Pp. 84−87.
  134. Ferrari J., Parker J. High-school achievement, self-efficacy and locus of control as predictors of freshman academic outcomes // Psychological Reports. 1992. V.71.Pp. 515−518.
  135. Festinger L. A theoretical interpretation of shifts in level of aspiration // Psychol. Rev. 1942b. V. 49. Pp. 235−250.
  136. Frank J. Individual differences in certain aspects of the level of aspiration // Am. J. Psychol. 1935a. V. 47. P. 118.
  137. Frank J. Recent studies of the level of aspirations // Psychol. Bull. 1941. V. 38. Pp. 36−43.
  138. Frank J. Some psychological determinants of the level of aspiration // Am. J. Psychol. 1935c. V. 47. Pp. 285−293.
  139. Furnham A., Medhurst S. Personality correlates of academic seminar behaviour, a study of four instruments // Personality and Individual Differences. 1995. V.19.Pp. 197−208.
  140. Furnham A., Mitchell J. Personality, needs, social skills and academic achievement: a longitudinal study // Personality and Individual Differences. 1991. V.12.Pp. 1067−1073.
  141. Gardner J. The use of the term «level of aspiration» // Psychol. Rev. 1940. V. 47. Pp. 164−169.
  142. Gilinsky A. Relative self-estimate and the level of aspiration // J. Exp. Psychol. 1949. V. 39. Pp. 53−57.
  143. Gitelson Y., Peterson A., Tobin-Richards M. Adolescent’s expectances of success, self-evaluations, and attributions about performance on spatial and verbal tasks // Sex Roles. 1982. V. 8. Pp. 81−87.
  144. Goh D., Moore C. Personality and academic achievement in three educational levels //Psychological Reports. 1978. V.43. Pp. 71−79.
  145. Gould R. An experimental analysis of «level of aspiration» // Genet. Psychol. Monogr. 1939. V. 21. Pp. 51−58.
  146. Hausmann M. A test to evaluate some personality traits // J. Gen. Plychol. 1933. V. 9. Pp. 163−164.
  147. Heckhausen H. Allgemeine Psychologie in Experimenten. Gottingen, 1969. 231 s.
  148. Heckhausen H., Roelofsen I. Anfange und Entwicklung der Leistungsmotiva-tion: (I) im Wetteifer des Kleinkindes // Psychol. Forsch. 1962. 26. Ss. 313 397.
  149. Heckhausen H., Wagner I. Anfange und Entwicklung der Leistungsmotiva-tion: (П) in der Zielsetzung des ffleinkindes. Zur Genese des An-spruchsniveaus//Psychol. Forsch. 1965. 28. Ss. 179−245.
  150. Holt R. Level of aspiration: ambition or defense? // J. Exp. Psychol. 1946. V. 36. Pp. 274−288.
  151. Hoppe F. Erfolg und Misserfolg // Psychol. Forsch. 1930. B. 14. Ss. 1−62.
  152. Hutchins R. Education and democracy. // School and Society, 1949. 69. Pp. 425−428.
  153. Jersild A. In Search of Self. New York: Teachers College, Columbia University, 1952. 185 p.
  154. Jindal S., Panda S. A correlation study of achievement motivation, anxiety, neuroticism and extraversion of school-going adolescents // Journal of Psychological Researches. 1982. V.26. Pp. 110−114.
  155. Jucknat M. Leistung, Anspruchsniveau und Selbstbewusstsein // Psychol. Forsch. 1937. B. 22. Pp. 89−179.
  156. Karsten A. Aspiration level / Eysenck H. et. al. (eds.). Encyclop. of Psychol. V. 1. L., 1972. Pp. 15−26.
  157. Kline P., Gale A. Extraversion, neuroticism and performance in a psychology examination // British Journal of Educational Psychology. 1971. V.41. Pp. 9094.
  158. Lewin K. A Dynamic Theory of Personality. N.Y., 1935. 286 p.
  159. Lewin K., Dembo Т., Festinger L., Sears P. Level of aspiration / J. Hunt (Ed.). Personality and the Behavior Disorders. V. 1. N.Y., 1944. Pp. 333−378.
  160. McClelland D., Atkinson J., Clark R., Lowell E. The Achievement Motive. N.Y., 1953. 375 p.
  161. Meyer W.-U., Heckhausen H. Validierungskorrelate der inhaltsanalytisch er-fassten Leistungsmotivation guter und schwacher Schuler des dritten Schul-jahres //Psychol. Forsch., 1965. V.28. Ss. 301−328.
  162. Mohanty Y. Sex differences in shifts and rigidity in level of aspiration experiments // J. Psychol. Research. 1978. V. 22 (Jan). Pp. 234−241.
  163. Mtiller A. Uber die Entwicklung des Leistungs-Anspruchsniveaus // Z. Psychol. 1958. 162. Ss. 238−253.
  164. Munn N., Fernald L., Fernald P. Level of aspiration / Introduction to Psychology. Boston, 1974. 267 p.
  165. Murray H. Explorations in Personality. N.Y., 1938. 321 p.
  166. СГMai ley P., Bachman J. Self esteem and education // Journal of Personality and Social Psychology. 1979. V.37. Pp. 53−59.
  167. Oakland J. Measurement of personality correlates of academic achievement in high school // Personality and Educational Achievement / Educational Achievement Series. Sydney, N.Y., London, Toronto. 1972. V.2. Pp. 94−110.
  168. Robaye F. Niveaux d’aspiration et d’expectatlon. Paris, 1957. 311 p.
  169. Robinson W. An experiment to investigate the relationship between a level of aspiration and achievement in academically successful and unsuccessful boys //Unpublished manuscript. Univer. of Hull. 1962. 315 p.
  170. Rotter J. Level of aspiration as a method of studying personality: IV. The analysis of patterns of response //J. Soc. Psychol. 1945. V. 21. Pp. 315−359.
  171. Sears P. Level of aspiration in academically successful and unsuccessful children // J. Abn. Soc. Psychol. 1940. V.35. Pp. 498−536.
  172. Sears P. Level of aspiration in relation to some variables of personality: clinical studies // J. Soc. Psychol. 1941. V. 14. Pp. 152−164.
  173. Siversten D. Goal setting, the level of aspiration and social norms // Acta Psychol. 1957. V. 13. Pp. 93−98.
  174. Smith G. Person-Uiy correlates of academic performance in three dissimilar populations / American Psychology Association, Washington, D.C. 1969. 2351. P
  175. Staines J. The self picture as a factor in the classroom // British Journal of Educational Psychology. 1958. 28. 2. Pp. 97−11.
  176. Steiner I. Self-perception and goal-setting behavior // J. Pers. 1957. V. 25. Pp. 344−355.
  177. МОТОРНАЯ ПРОБА ШВАРЦЛАНДЕРА Таблица 11. УП11. УД1
Заполнить форму текущей работой