ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π½ΠΈΠΈ Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

НСсоотвСтствиС выпуска спСциалистов потрСбностям общСства. ΠžΡ‚Π΅Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ исслСдоватСли ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ явлСниС, ΠΊΠ°ΠΊ отсутствиС Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ… образования ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‰Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ваТнСйшиС стороны ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° (Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ Π½Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‹ лишь Π½Π° ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΡƒ читатСля, Π° ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ всС большС Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ, Ρ‡Π΅ΠΌ Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ); явный Π΄Π΅Ρ„ΠΈΡ†ΠΈΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π½ΠΈΠΈ Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ ΠΎΡ‚СчСствСнной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ воспитания ΠΈ Π΅Π³ΠΎ ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΠΎΠΌ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎΠ΅ врСмя выступало всСстороннСС ΠΈ Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ личности. ΠœΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ‚Π΅ΠΌ, Ссли идСя всСстороннСго воспитания ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π² Ρ‡Π΅ΠΌ-Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π°, Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ΄Π΅Ρ всСстороннСго ΠΈ Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития личности Π² ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ΅ нСосущСствима. И Π΄Π΅Π»ΠΎ здСсь Π½Π΅ ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² Π»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΡΡ‚ичСском казусС (Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Π΅Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π±Ρ‹ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ «Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½Π΅Π΅», Π° Π½Π΅ «Π²ΡΠ΅ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½Π΅Π΅» Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅, ΠΈΠ±ΠΎ количСство всСх сторон Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π΄ΠΎ ΡΠΈΡ… ΠΏΠΎΡ€ остаСтся Π·Π°Π³Π°Π΄ΠΊΠΎΠΉ), сколько Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ для осущСствлСния всСстороннСго развития Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ условия. Но ΡΠ°ΠΌΠΎΠ΅ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π» Π’. Π’. Π—Π΅Π½ΡŒΠΊΠΎΠ²ΡΠΊΠΈΠΉ Π΅Ρ‰Π΅ Π² 1950;Π΅ Π³Π³., «Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ построСн Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅ Π½Π΅ Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈ, Π° ΠΈΠ΅Ρ€Π°Ρ€Ρ…ичСски». Π­Ρ‚ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ находится Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…; Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ, Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, усилСнноС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ гибСльно отраТаСтся Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π½Π΅ Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ, ритмичСского развития всСх сторон Π΅Π³ΠΎ сущСствования, Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° постоянно ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ мСсто аритмия, дисгармоничноС нСсоотвСтствиС ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… сторон Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ[1].

Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ отСчСствСнныС исслСдоватСли ΠΏΡ‹Ρ‚Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΈΡΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ ΠΊ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ наполнСнию понятия " всСстороннСС ΠΈ Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ личности" . НапримСр, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³ Π’. Π‘. Π§ΡƒΡ€Π±Π°Π½ΠΎΠ², ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠΈΠ² Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚: ΠΊΡ‚ΠΎ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ всСстороннС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ — ΠœΠΎΡ†Π°Ρ€Ρ‚, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π±Ρ‹Π» «Π²ΡΠ΅Π³ΠΎ лишь» ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ, ΠΈΠ»ΠΈ Π‘ΠΎΡ€ΠΎΠ΄ΠΈΠ½, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π±Ρ‹Π» Π΅Ρ‰Π΅ ΠΈ Π½Π΅Π·Π°ΡƒΡ€ΡΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΌ-Ρ…ΠΈΠΌΠΈΠΊΠΎΠΌ? — ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΡƒΡŽ Π°Π±ΡΡƒΡ€Π΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ постановки вопроса Π² Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅. Π‘. И. Π”ΠΎΠ΄ΠΎΠ½ΠΎΠ² ΡƒΠ±Π΅Π΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²ΡΠ΅ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Π° Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π° Π±Π°Π·Π΅ односторонности, Ρ‚. Π΅. Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ развития стСрТнСвого качСства ΠΈΠ»ΠΈ увлСчСния Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π›. И. Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡, Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ личности ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΡƒΡŽ ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ сознаниСм Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ Π΅Π³ΠΎ Π±Π΅ΡΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ психологичСскими процСссами, ΠΈΠ½Π°Ρ‡Π΅ говоря, ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π·Π½Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌΠΈ нСосознаваСмыми[2].

К ΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π΄ΠΎΠ±Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ Π°Ρ€Π³ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚: всС стороны личности ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ нс Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ. Π£ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, наряду с ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ, Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ стороны. Π­Ρ‚ΠΈ послСдниС ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π· слСдуСт Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΈΡΠΊΠΎΡ€Π΅Π½ΡΡ‚ΡŒ, Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΌΠΈΠΊΡˆΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… «ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΌ». ΠŸΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅ΠΌ ΡˆΠΈΡ€Π΅ ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΌΠ½Π΅Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ†Π΅Π»ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ достигнуты Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ спСциалистов Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ уровня, Ρ‚Π΅ΠΌ Π² ΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ стСпСни эти Ρ†Π΅Π»ΠΈ Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠ³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ.

Из ΡΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ Π΄Π²Π° Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Π°. Π’ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, ΠΏΡ€ΠΈ использовании ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ понятия, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ являСтся «Π²ΡΠ΅ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½Π΅Π΅ ΠΈ Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ личности», слСдуСт ΠΏΠΎΡΡΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ имССтся Π² Π²ΠΈΠ΄Ρƒ Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΌ случаС. Π’ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎΠΌ Ρ‚ΠΎΠ»ΠΊΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ понятия, ΡƒΠ±Π΅Π΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½ΠΎΠΉ нСдостиТимости всСстороннСго ΠΈ Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития личности Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΠΎΠ±ΠΎΠ·Ρ€ΠΈΠΌΠΎΠΌ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΌ, Π½ΠΎ ΠΈ Π² Π²Π΅ΡΡŒΠΌΠ° ΠΎΡ‚Π΄Π°Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ пСрспСктивС, ΠΎΠ½ΠΎ Π΅Π΄Π²Π° Π»ΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ воспитания. ΠŸΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ Ρ†Π΅Π»ΡŒ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ Π΅Π΅ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ², Ρ‚ΠΎ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΠ½Π° Π±Ρ‹Π»Π° сформулирована ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎ, достиТимо, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π»Π° Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ этапности Π² Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ, разумССтся, Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚. ΠŸΡ€ΠΈ этом идСя всСстороннСго ΠΈ Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ΄Π΅Π°Π», ΠΊΠ°ΠΊ своСго Ρ€ΠΎΠ΄Π° Атлантида, Π³Ρ€Π°Π΄ ΠšΠΈΡ‚Π΅ΠΆ, Π³ΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚, Π½ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΡŽΠ΄ΡŒ Π½Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ воспитания.

ΠšΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ образования

БистСмный Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· кризиса образования ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… Π² ΠΌΠΈΡ€Π΅ осущСствил Π€ΠΈΠ»ΠΈΠΏΠΏ ΠšΡƒΠΌΠ±Ρ Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅, ΠΎΠΏΡƒΠ±Π»ΠΈΠΊΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π² 1968 Π³. (русский ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ΄ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π» Π² 1970 Π³.). Автор рассматриваСт ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ кризиса[3]:

  • β€’ Π½Π°ΠΏΠ»Ρ‹Π² учащихся, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ постоянно увСличиваСтся, Π² Ρ‚ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π²Ρ‹ΡƒΡ‡ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ всСх. Π’ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… условиях, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΡ‚ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° зависит ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ΅, Π½Π΅Π²Ρ‹ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ прСдставляСт ΡƒΠ³Ρ€ΠΎΠ·Ρƒ для общСства, для функционирования всСх систСм производства ΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΡ;
  • β€’ острая Π½Π΅Ρ…Π²Π°Ρ‚ΠΊΠ° срСдств ΠΈ ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ с Π½Π΅ΠΉ рост стоимости образования. По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ΅ΠΌΠΊΠΎΠΉ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΡΠ»ΡŒΡŽ, всС Π΅Ρ‰Π΅ находящСйся Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ рСмСслСнного производства. Π­Ρ‚ΠΎ наглядно ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ любая ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠ° ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ качСство обучСния с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ²;
  • β€’ нСсоотвСтствиС выпуска спСциалистов потрСбностям общСства. ΠžΡ‚Π΅Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ исслСдоватСли ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ явлСниС, ΠΊΠ°ΠΊ отсутствиС Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ… образования ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‰Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ваТнСйшиС стороны ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° (Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ Π½Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‹ лишь Π½Π° ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΡƒ читатСля, Π° ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ всС большС Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ, Ρ‡Π΅ΠΌ Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ); явный Π΄Π΅Ρ„ΠΈΡ†ΠΈΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ, связанных с ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΎΠΉ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ ΠΊ ΡΠ΅ΠΌΠ΅ΠΉΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.

БистСма образования Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ‚Π΅Π½Π΅Π²ΡƒΡŽ структуру цСнностСй. «Π•ΡΠ»ΠΈ постоянно Π΄ΡƒΠΌΠ°ΡŽΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΎ, говорят Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ΅, Π° Π΄Π΅Π»Π°ΡŽΡ‚ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠ΅ — это отраТаСтся Π½Π° Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ повСдСния ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… формируСтся Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ подраТания ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Π°ΠΌ повСдСния Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΡƒΠΌΠ΅» , — ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΠΊ М. И. ΠœΠ°Ρ…ΠΌΡƒΡ‚ΠΎΠ²[4].

Π€. ΠšΡƒΠΌΠ±Ρ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ кризиса образования, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ½Π΅Ρ€Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π΅ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π˜Π½Π΅Ρ€Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰Π°ΡΡΡ Π² Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌ обучСния, способам ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΎΡ€Π° ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… ΠΊΠ°Π΄Ρ€ΠΎΠ², ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌ управлСния ΠΈ Ρ‚. ΠΏ., сдСрТиваСт процСсс приспособлСния образования ΠΊ Π±Ρ‹ΡΡ‚Ρ€ΠΎ ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΡΡ условиям. БоврСмСнная ситуация Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ Π³ΠΈΠ±ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, способного ΠΊ Π±Ρ‹ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ, пСрСсмотру ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ичСскому Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π½Ρ‹Ρ… прСдставлСний, ΠΊ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΡŽ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ, Π½Π΅Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ. Π­Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ Π² Π½Π΅ΠΌΠ°Π»ΠΎΠΉ стСпСни прСпятствуСт ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρƒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² тСхнократичСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΈ Π΅Π³ΠΎ воспроизводство систСмой образования.

Анализируя Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹ кризиса образования, Π’. П. Π—ΠΈΠ½Ρ‡Π΅Π½ΠΊΠΎ поднял вопрос ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…одимости ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡƒΡ‚ΡŒ тСхнократичСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, Π΄Π°Π±Ρ‹ Π½Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·ΠΌΡ‹ΡˆΠ»ΡΡ‚ΡŒ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅ΠΌΡƒ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΎΠ½ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΎ. Π’Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ свойствСнно ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΡƒ, ΠΈ ΡΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠΈΡΡ‚Ρƒ, ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ, ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Ρƒ, ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ искусства, Π° Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ прСдставитСлям тСхничСского знания. Π£Ρ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΉ опрСдСляСт тСхнократичСскоС ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ·Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅, сущСствСнными Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ срСдства Π½Π°Π΄ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ, Ρ†Π΅Π»ΠΈ — Π½Π°Π΄ смыслом ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌΠΈ интСрСсами, смысла — Π½Π°Π΄ Π±Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ями соврСмСнного ΠΌΠΈΡ€Π°, Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠΈ, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΡ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠΈ (Π² ΡƒΡΡ‚Π°Ρ… психолога этот тСзис Π·Π²ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ особСнно сильно!) — Π½Π°Π΄ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ ΠΈ Π΅Π³ΠΎ цСнностями. ВСхнократичСскоС ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ — это Рассудок, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡ΡƒΠΆΠ΄Ρ‹ Π Π°Π·ΡƒΠΌ ΠΈ ΠœΡƒΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Для тСхнократичСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Π½Π΅ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΉ нравствСнности, совСсти, чСловСчСского пСрСТивания ΠΈ Π΄ΠΎΡΡ‚оинства[5]. Из Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ опрСдСлСния слСдуСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈ тСхнократичСском ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ воспринимаСтся ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ всСвозмоТных манипуляций, Π° Π½Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ присущи ΡΠ°ΠΌΠΎΠ΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π° волСизъявлСния ΠΈ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ирования Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствС Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

ΠžΡ‚Π΅Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ философскиС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ образования, ΠΊΠ°ΠΊ глобализация ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅; Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΈ ΠΌΠ΅ΡΡ‚ΠΎ образования Π² ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡΡ ΠΌΠΈΡ€Π΅; Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π² ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠΉ; отставаниС образования ΠΎΡ‚ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ; ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ своСй сущности ΠΈ Π΄Ρ€.

  • [1] Π‘ΠΌ.: Π—Π΅Π½ΡŒΠΊΠΎΠ²ΡΠΊΠΈΠΉ, Π’. Π’. На ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠ³Π΅ зрСлости. — Πœ., 1991. — Π‘. 6.
  • [2] Π‘ΠΌ.: Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡, Π›. И. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ формирования ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия личности. — Πœ., 1981.
  • [3] Π‘ΠΌ.: ΠšΡƒΠΌΠ±Ρ, Π€. ΠšΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ образования Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π΅. — Πœ.: ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π΅ΡΡ, 1970. — Π‘. 189−191.
  • [4] ΠœΠ°Ρ…ΠΌΡƒΡ‚ΠΎΠ², М. И. Π˜Π½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π» россиян: ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ ослаблСния // ПСдагогика. — 2001. — № 10. — Π‘. 91−100.
  • [5] Π‘ΠΌ.: Π—ΠΈΠ½Ρ‡Π΅Π½ΠΊΠΎ, Π’. П. ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°, сознаниС // Ѐилософия образования для XXI Π²Π΅ΠΊΠ°. — Πœ. 1992. — Π‘. 92−93.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ