Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индивидуальное профориентационное консультирование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве основы для первичного рассказа про профессиональный мир можно взять любую классификацию (Е. А. Климова, Дж. Г. Холланда и др.). Беседа должна строиться как наводящий разговор. Описываются типы профессий, но примеры приводит сам клиент. Например, психолог рассказывает, что такое знаковые системы по классификации Е. А. Климова, что является объектом работы специалиста, в чем заключается… Читать ещё >

Индивидуальное профориентационное консультирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Профориентационное консультирование (в широком смысле) — консультирование, направленное на решение задач, связанных с профессиональным самоопределением, трудовым становлением и карьерным ростом клиента.

В узком смысле профориентационное консультирование разделяют на собственно профориентацию и карьерное консультирование. Профориентационное консультирование (в узком смысле) направлено на решение вопросов профессионального самоопределения субъекта учебной (или учебно-профессиональной) деятельности. Сюда относят: способствование выбору профессионального профиля учащегося, будущей специальности, учебно-профессионального заведения, информирование о будущих карьерных перспективах и возможных местах работы специалистов выбранной области и др. Карьерное консультирование связано с проблемами становления специалиста и особенностями прохождения профессионально-личностных кризисов, профессиональным ростом и поведением в рабочем пространстве и др.

По специфичности запроса и длительности проведения выделяют следующие виды профориентационного консультирования:

  • — экспресс-консультации;
  • — краткосрочные консультации;
  • — длительные (глубинные) консультации. Экспресс-консультации наиболее распространены в школьной профориентационной практике, где на одного психолога приходятся 100 и более учащихся. Такая работа, проводимая в массовом масштабе, трудоемка и неэффективна. Только для 10% учащихся она несет значимую информацию, и то в основном для тех, кто хочет проверить адекватность своего выбора.

Экспресс-консультации включают в себя два основных этапа проведения: 1) диагностика способностей и мотивационно-личностной направленности учащихся и 2) выдача обратной связи по результатам диагностики. Для ее проведения психологу необходимо иметь блок психодиагностических методик (валидных и надежных), прошедших апробацию в условиях профориентационной деятельности. Среди таких методик можно назвать:

  • — дифференциальный диагностический опрос Е. А. Климова;
  • — «Перекресток» — активизирующий опросник И. С. Пряжникова;
  • — «Профориентатор» — мультимедийный опросник А. Г. Шмелева.

По результатам диагностики каждый учащийся получает «профиль профессиональных предпочтений». Пример такого профиля приведен па рис. 9.2. На основе данного профиля психолог проводит информационно-разъяснительную беседу, которая включает:

  • — обратную связь по результатам диагностики;
  • — рекомендации по наиболее предпочтительным для учащегося направлениям его будущей профессиональной деятельности;
  • — предоставление справочной информации о профессиональных учебных заведениях, требованиях к поступлению, вариантах досрочного поступления (например, через олимпиады) и т. п.;
  • — о стратегиях поиска информации о мире профессии; иное.

Пример фрагмента профиля профессиональных предпочтений, баллы.

Рис. 9.2. Пример фрагмента профиля профессиональных предпочтений, баллы.

Время проведения экспресс-консультаций чаше всего не превышает 45—60 мин. Ее хорошо включать в состав длительной профориентационной программы на ее начальном этапе. При помощи экспресс-консультации можно задать направление деятельности участников программы, дать основные инструменты для самостоятельного анализа рынка профессий, способствовать первым шагам к самоопределению учащегося.

Краткосрочное профориентационное консультирование направлено на работу с конкретным запросом клиента. Запрос может варьироваться — от выбора направления будущей профессиональной деятельности до содействия в выборе учебного заведения в России и (или) за рубежом. Краткосрочное профориентационное консультирование может включать в себя диагностический этап, проводимый при помощи тестовых опросников и (или) структурного интервью. Как и в случае экспресс-консультации психолог дает обратную связь по результатам диагностики, предоставляет справочную информацию об учебных заведениях и условиях поступления. Отличительной особенностью является проведение специальной работы, но формированию профессионального маршрута учащегося. Основной задачей психолога является способствование самостоятельному и осознанному выбору подростка, формированию уверенного поведения в отношении поиска информации и подготовки к поступлению, чтобы намерение приобрести профессию переросло в четко выраженное представление о себе и о ней.

На проведение такой работы чаще всего не хватает одной встречи. Краткосрочное профориентационное консультирование обычно включает в себя три встречи. На первой выявляется основной запрос клиента, проводится первичная диагностика, определяется круг задач, с которыми будет проводиться работа, дается домашнее задание. На второй — проверяется домашнее задание и проектируются этапы профессионального маршрута, обсуждаются и прописываются основные шаги, которые должен совершить клиент, дается домашнее задание по практическому применению материала, наработанного на второй консультации. На третьей встрече проверяется домашнее задание, обсуждаются достижения клиента и корректируется его профессиональный маршрут.

Длительное профориентационное консультирование включает в себя в среднем от пяти до восьми встреч. Оно рекомендуется для подростков, находящихся на первом уровне самоопределения или вообще не имеющих представления о том, что такое мир профессий, с чего начать и как подойти к этому «страшному зверю». Основными целями такой работы являются формирование мотивации и готовности к профессиональному выбору, актуализация профориентационных запросов, активизация поисково-познавательной активности и т. п. Такая работа включает в себя несколько основных этапов и уровней: информационно-разъяснительный (или просветительский); информационно-поисковый; аналитический и собственно этап актуализации профессионального выбора (обобщающий). При этом важно отметить, что переход на следующий уровень работы не предполагает полный уход от предыдущего (рис. 9.3). При нехватке информации консультант может прибегать, например, к информационно-разъяснительным формам работы.

Этапы длительной профориентационной консультации.

Рис. 93. Этапы длительной профориентационной консультации.

Информационно-разъяснительный этап. На этом этапе работы консультант в основном занимается просветительской деятельностью. Его основная цель — создать у подростка «образ профессионального мира», дать представление о том где и как можно искать информацию о профессиях, наметить первые шаги действий, заинтересовать подростка и добиться первых самостоятельных вопросов. Начать беседу можно с простых вопросов:

  • — Как у тебя дела?
  • — Что бы ты хотел получить от наших встреч?
  • — В чем, как ты думаешь, будут заключаться наши занятия?
  • — Чье было решение обратиться к психологу?

Каждый из этих вопросов — повод начать беседу, посмотреть на реакцию ребенка (и его родителей, в случае, если он (а) пришел с ним), создать первичное представление об уровне готовности к профессиональному выбору.

В качестве основы для первичного рассказа про профессиональный мир можно взять любую классификацию (Е. А. Климова, Дж. Г. Холланда и др.). Беседа должна строиться как наводящий разговор. Описываются типы профессий, но примеры приводит сам клиент. Например, психолог рассказывает, что такое знаковые системы по классификации Е. А. Климова, что является объектом работы специалиста, в чем заключается специфика его деятельности и т. д. А пот примеры профессий должен приводить сам подросток. Это поможет мобилизовать свои познавательные ресурсы и занять активную позицию в отношении своего профессионального выбора и всего профориентационного процесса. Консультация, превращенная в лекцию, теряет свою эффективность в несколько раз. Монологическое сообщение воспринимается на должном уровне в среднем 7 мин. Затем уровень концентрации внимания (и соответственно качества восприятия информации) слушателя начинает падать. Передача информации в форме диалога увеличивает время и качество ее восприятия.

Проведение диагностической процедуры па этом этапе не рекомендуется. Пока подросток еще не готов к принятию рекомендаций относительно выбора профессионального маршрута. Предоставление такой информации только снизит уровень познавательной мотивации и интереса к поиску информации и актуализации самостоятельного выбора. Сделанный за клиента выбор чаще всего представляет для него незначительную ценность. Решение о своей будущей профессиональной судьбе человек должен принимать сам. В противном случае это будет не его выбор.

В конце первичной консультации (и всех последующих консультаций) рекомендуется давать домашнее задание. Если в процессе консультации удалось обозначить круг профессий, которые привлекают клиента (или точно не привлекают), то домашнее задание касается именно этого набора профессий, даже если большая часть из них впоследствии не будет выбрана. Главная цель — активизация поисковой активности клиента и актуализация интереса к миру профессий.

Информационно-поисковый этап. Встречи с клиентом на этом этапе работы посвящены анализу результатов домашнего задания и совместному поиску информации о мире выбранных профессий. Для работы психологу понадобятся персональный компьютер и выход в Интернет, клиенту — ручка и несколько листов чистой бумаги по количеству выбранных профессиональный областей. Основная задача — поиск и систематизация информации, благодаря которой клиент должен ответить для себя на следующие вопросы:

  • — что? (Что это за профессия?);
  • — как? (Как осуществляется профессиональная деятельность?);
  • — где? (Где могут работать специалисты выбранного профиля?);
  • — сколько? (Какова средняя заработная плата специалистов на разных ступенях карьерной лестницы?).

Перед началом поиска информации по профессии листок расчерчивается клиентом на пять равных частей по количеству вопросов плюс графа примечание, где фиксируются заинтересовавшие его сайты и другая полезная информация (рис. 9.4).

Пример разметки листа для поиска информации по профессии.

Рис. 9.4. Пример разметки листа для поиска информации по профессии.

В качестве домашнего задания клиенту необходимо провести анализ профессий — описать их преимущества и недостатки, но пока не делать выводы относительно того, подходит ему профессия или нет.

Домашнее задание является своеобразным переходом к следующему этапу работы — аналитическому.

Аналитический этап. В начале встречи рекомендуется провести диагностическое профориентационное тестирование, куда обязательно должны входить методики, направленные на диагностику ценностно-мотивационной сферы подростка. Результаты тестирования перед клиентом сразу не раскрываются. Сначала обсуждаются домашнее задание, преимущества, недостатки и возможности, которые предоставляет та или иная профессия. Круг профессий, интересующих клиента, сужается. Обычно на этот этап консультационной работы уходит не меньше двух встреч. В начале второй встречи психолог совместно с клиентом обрабатывает данные тестирования и обсуждает его результаты. Далее совместно с психологом подросток пытается ответить для себя на следующие вопросы:

  • — куда? (Куда можно пойти учиться, какие варианты учебных заведений существуют?);
  • — где? (Где найти информацию?);
  • — что? (Что нужно сделать: какие первые шаги предпринять, для того чтобы определиться с учебным заведением?).

И если первые два вопроса подробно обсуждаются на консультации, то разработка ответа на третий вопрос дается подростку в виде домашнего задания.

Обобщающий этап. Целью обобщающего этапа является выделение от одного до трех профессиональных направлений (если этого не произошло ранее) и построение подробного профессионального маршрута. Желательно, чтобы выбранные профессиональные области были смежными или хотя бы похожими по набору экзаменов, которые необходимо будет сдавать в рамках Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Выбор большого количества разных предметов в качестве экзаменов по выбору значительно усложнит и утяжелит подготовку абитуриента.

На последних встречах подросток совместно с психологом подробно прописывает все шаги, которые ему еще необходимо будет предпринять, чтобы стать профессионалом в выбранной области (рис. 9.5).

Фрагмент .

Рис. 9.5. Фрагмент «дерева» профессионального маршрута:

12.01.2015 — посещение дня открытых дверей в выбранном вузе; 20.03.2015 окончательный выбор и запись на курсы по приоритетному направлению; 14.09.2015 — первое посещение дополнительных занятий; 02.08.2016 — поступление па одно из двух выбранных направлений; 02.07.2020 — получение диплома бакалавра по выбранному направлению; 20.07.2020 (нижняя ветвь) — первый рабочий день после окончание вуза; 01.09.2020 (средняя ветвь) — поступление в магистратуру, продолжение обучения Такое подробное описание маршрута с четким обозначением действий и даты его свершения позволит создать образ будущей учебно-профессиональной и профессиональной деятельности подростка, придать ему уверенность в своих действиях и в своем профессиональном выборе.

Длительное профориентационное консультирование в отличие от других форм профориетационной работы направлено па постепенное прохождение всех уровней профессионального самоопределения подростка: от формирования намерения приобрести профессию до выраженного представления себя в ней. С. И. Чистякова отмечает, что в качестве основных показателей грамотного психологического сопровождения профессионального самоопределения учащегося выступают: ценностно-смысловой, информационный и деятельностно-практические показатели. Ценностно-смысловой показатель указывает на сформированность положительного отношения к профессии, актуализацию мотивации к выбору профессии, появление активной позиции учащегося в отношении своего выбора и т. д., информационный — на умение работать с информационными источниками, полноту знаний о мире желаемых профессий, умение соотносить свои возможности и полученную информацию и др. Деятельностно-практические показатели касаются умения работать с постановкой цели выбора профессии, актуализации своего потенциала и направления его на формирование готовности к принятию решения об учебно-профессиональной и (или) профессиональной деятельности, обретения навыков составления личного профессионального плана действий и т. д. Все это отрабатывается во время работы с клиентом в рамках глубинного профориентационного консультирования. И, что немаловажно, подросток осуществляет свой выбор при содействии значимого для него взрослого, при этом хорошо ориентирующегося в мире профессий и компетентного в области психолого-профессионального сопровождения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой