Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Статусная структура ученической группы в представлении педагога

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Деловые, официальные отношения взаимной зависимости, взаимного контроля, взаимной ответственности, возникающие и объединяющие детей в процессе разнообразной совместной деятельности. Межличностные отношения избирательного характера, складывающиеся на почве взаимной симпатии, взаимного тяготения, общих интересов отдельных детей. Ученические сообщества — это официально созданные группы с единой… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УЧЕНИЧЕСКИХ ГРУППАХ
    • 1. 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЙ «УЧЕНИЧЕСКАЯ ГРУППА» И «УЧЕБНАЯ ГРУППА»
    • 1. 2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЧЕСКИХ ГРУПП КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ
    • 1. 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
  • ГЛАВА II. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ
    • 2. 1. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В УЧЕНИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
    • 2. 2. ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В УЧЕНИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
    • 2. 3. ЛИДЕР, АУТСАЙДЕР И СРЕДНЕСТАТУСНЫЙ ЧЛЕН УЧЕНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
  • ГЛАВА III. ПРОГРАММА, МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В УЧЕНИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
    • 3. 1. ПРОГРАММА И ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ВЫВОДЫ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Статусная структура ученической группы в представлении педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УЧЕНИЧЕСКИХ ГРУППАХ.

1.1 Психолого-педагогическая специфика понятий «ученическая группа и «учебная группа».

Современный школьный класс представляет собой органическое единство двух коллективов — педагогов и учащихся. Их функционирование — взаимообусловленный процесс: ученическая группа не может успешно развиваться без целенаправленного воздействия педагогов. Педагогическое сообщество имеет свои признаки, позволяющие рассматривать его как самостоятельное образование. Он стабилен по составу, действует в системе единых установок, обусловленных профессиональной направленностью деятельности. В нем нет той разветвленности связей, которая существует в ученическом сообществе. Соподчиненность в условиях педагогического коллектива осуществляется на сознательном уровне принятия принципов функционирования коллектива. Система отношений ответственной зависимости устанавливается в среде взрослых людей, имеющих равный служебный статус, осуществивших свой профессиональный выбор 2.

В подростковом возрасте, наблюдается мощный всплеск неформальных взаимоотношений. По данным В. Г. Хроменка (1968), среди черт личности подростка, выступающего как объект симпатии, выделяются в первую очередь эмоциональные качества (63%), во вторую очередь — волевые качества личности (23%), в третьюинтеллектуальные (14%). «Популярные» подростки характеризуются высокой степенью социабельности (соответствие поступков моральным нормам и ценностям коллектива). Поведение «непопулярных» подростков характеризуется асоциабельностью — они не могут ответить требованиям коллектива, не руководствуясь ими в своём поведении.

Ученические сообщества — это официально созданные группы с единой целью, направленной на выполнение, прежде всего, учебных задач.

В данном определении можно обнаружить большое сходство понятий «ученическая группа» и «учебная группа» (первоначальная формальность организации и выполнение учебных задач). Однако эти 2 понятия существенно различаются.

Главная причина различий учебных и ученических групп заключена в факторе деятельности. Если в учебном объединении всё подчинено только учебной деятельности, то в ученических сообществах кроме непосредственно учебной, существуют и другие формы деятельности, напрямую даже не связанные с учебным процессом. Так, например, учащиеся, входящие в одну учебную группу могут вместе проводить свободное время: при этом, это будет ученическая группа, но не учебная. Ученическое и учебное сообщества различаются интрагрупповым распределением ролей и личностным поведением членов этих групп. Примат неформальных межличностных отношений над деловыми, четкая иерархия ролей и определение степени влияния на группу её членов, особенно характерно для подросткового возраста.

В структуре ученической группы выделяют 3 типа отношений [19:

1. Деловые, официальные отношения взаимной зависимости, взаимного контроля, взаимной ответственности, возникающие и объединяющие детей в процессе разнообразной совместной деятельности.

2. Неофициальные межличностные отношения взаимной заинтересованности, объединяющие детей, как членов одного коллектива.

3. Межличностные отношения избирательного характера, складывающиеся на почве взаимной симпатии, взаимного тяготения, общих интересов отдельных детей.

Если в учебной группе приоритет отдаётся системе деловых, официальных отношений, то в ученической группе наибольшее значение приобретают неформальные межличностные отношения. Таким образом, ученическая группане всегда учебная, но учебная группавсегда будет и ученической.

Специфичность ученической группы определяется и тем, что все внутригрупповые процессы и неформальные межличностные отношения сдерживаются рамками официальной учебной деятельности. Учитель же, работая со школьным коллективом, всегда имеет дело, как с учебной группой, так и с ученической. 19 Чтобы эффективно вести образовательный процесс, педагогу, работающему с школьным классом, особенно важно знать статусную структуру ученичеческого сообщества и особенности распределения неформальной власти в классе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. М. Социальная психология. 5-е изд. — М.: Аспект Пресс, 2002.- 363 с.
  2. С.А. Влияние стиля классного руководства на межличностные отношения в классе. М.: Советская педагогика, 1985.- 60−63 с.
  3. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.
  4. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Под ред. Д. Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой- М.: Просвещение, 1967−360 с.
  5. Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования. — М.: Вопросы психологии № 4., 1985- 9−16 с.
  6. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1987
  7. Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — М.: Минск, 2000.- 193−194 с.
  8. М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. — М.: Питер, 2005.
  9. М. Ю. Социальный психолог в общеобразовательной школе.- М.: 2007.
  10. М.Ю., Кондратьев Ю. М. Психология значимых отношений. — М.: Питер, 2005.
  11. Р. Л., Дубовская Е. М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении. Психология межличностного познания. Под. ред. А. А. Бодалева. — М., 1981. -. 92−110 с.
  12. Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: учебное пособие для вузов.- М.: Аскет Пресс, 2001−318 с.
  13. И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. Учебное пособие. — М.: Издательство РОУ, 1996. — 180с.
  14. Е. И. Положение подростка в различных коллективах и его поведение. Ребенок в системе коллективных отношений. — М.: 1972. — 127−129 с.
  15. А. В. Психология и воспитание: учебно-методическое пособие. Российская академия образования. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. — 471 с.
  16. В. С. Психология детства и отрочества.- М.: 1998.- 409−414 с.
  17. Н. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности.- М.: Народное образование, 2006, № 9, с. 21−26
  18. Л. И. Детский коллектив и подросток. — М., 1979.-с. 5−11; 20−23.
  19. А. В. Развитие личности в системе межличностных отношений — М.: Социальная психология. М., 1987.
  20. Психология развивающейся личности. Под ред. А. В. Петровского. — М.:1997.
  21. М. Н. К проблеме соотнесенности интрагруппового статуса развивающейся личности и этапа ее вхождения в ученическую группу. Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики. Вып. 6. М. — М.: 2006
  22. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — М.: Питер, 2001
  23. К. О соотношении понятий «социализация» и «развитие личности»: Гуманизация и гуманитаризация образования. — М.: «Alma mater» («Вестник высшей школы»). — 2003. — № 7. — С. 32−35.
  24. М.Е. Статусно-релевые отношения и интрагрупповое структурирование в ученических группах. Учебно-методическое пособие — М.: Компания Спутник, Москва, 2005
  25. М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса. — М.: Москва, 2002.
  26. Г. Социализация, воспитание, развитие : современная наука о понятиях. Воспитание школьников. — М.: 1999. — № 6. — С.2−7.
  27. А.Г. Основы социологии. Курс лекций.- М.: Общество «Знание» России, 1994.
Заполнить форму текущей работой