Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические трансформации личности в пенсионном возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования определяется чем, что наличие обоснованных знаний о психологических трансформациях личности в пенсионном возрасте позволяет' выявлять причины возникающих у лиц пенсионного возраста психологических проблем, оказывающих воздействие на удовлетворенность и качество их жизни. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования знаний… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологический анализ психологических трансформаций личности
    • 1. 1. Трансформации личности как предмет научного исследования в отечественной психологии
    • 1. 2. Трансформации личности как предмет научного исследования в зарубежной психологии
  • Выводы по главе
  • 2. Психологические особенности личности, имеющей статус пенсионера
    • 2. 1. Психологические особенности пенсионного возраста как) тапа жизнедеятельности человека
    • 2. 2. Психологическая адаптация личности к статусу пенсионера
  • Выводы по главе
  • 3. Эмпирическое изучение психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте
    • 3. 1. Цель, задачи, гипотезы и методы эмпирического исследования психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте
    • 3. 2. Структура, динамика и содержательные характеристики психологических трансформаций личности в пенсионном возрас те
  • Выводы по главе

Психологические трансформации личности в пенсионном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Проблема психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте является в настоящее время одной из самых актуальных не только для психологической науки, но и для общества в целом. Это обусловлено тем, что психологический комфорт и устойчивость большой группы пожилых людей, которая увеличивается в последние десятилетия, служа'!' важными показателями общественного устройства и фактором социальной стабильности.

Традиционно психология больше внимания уделяла развитию ребенка (Л. И. Божович, Я. Л. Коломинский, А. А. Люблинская, В. С. Мухина, 11. И. Непомнящая, Д. И. Фельдштейн и др.). но в последнее время интерес исследователей сместился к проблеме развития взрослого человека (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, А. А. Реан, Е. Ф. Рыбалко и др.). За последние десятилетия в ряде стран мира значительно увеличилась продолжительность жизни человека, многие достигают возраста 90 и более ле1. В результате тгого. счарший возраст человека представляется психологам уже не как короткий и тягостный отрезок жизни больных и беспомощных людей, а как длительный по своей продолжительности и социально-психологической значимости период индивидуального пути личности, не желающей существовать па «обочине» жизни. В данной ситуации в его онтогенетическом развитии представляется необходимым переосмысление значения пенсионного возраста и закономерностей развития. Системное комплексное исследование проблемы вхождения личности в пенсионный период и, как следствие, психологических трансформаций личности в широкой перспективе позволит наметить обоснование путей оптимизации процесса старения, как отдельного индивида, так и общества в целом. Это позволит раздвинуть рамки активного трудоспособного возраста, повысить статус пожилых граждан в обществе, сделать жизнедеятельность пожилого человека благополучной, активной и полноценной, предоставить ему возможности не только для достаточно долгой жизни, но и для дальнейшего раскрытия собственного потенциала и самореализации.

В психологической науке существуют два подхода к проблеме возрастного развития в пенсионном возрасте: в первом выдвигается гипотеза о потенциале личности для последующего развития в позднем возрасте (Б. Г. Ананьев, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман, Э. Эриксон и др.) — во втором — гипотеза о потенциале для компенсации (П. Балтес, В. Бунак, Дж. Биррен, Ш. Б юл ер и др.).

В настоящее время в психологической науке и практике актуализируются задачи исследования переходных моментов в жизни человека — качественных трансформаций как прогрессивного. 1ак п инволюционного характера, переломных, критических моментов развития. Это необходимо для построения теории индивидуального развития человека. В отечественной и западной психологии анализ возрастных кризисов составляет одно из важнейших направлений изучения динамики развития в период взрослости (Б. С. Братусь. Г. А. Вайзер, Ф. Е. Василюк. Б. Ливехуд, М. Ш. Магомед-Эминов, О. Тоффлер и др.). Возрастные кризисы определяются как особые, относительно непродолжительные по времени возрастные периоды, возникающие при переходе 01 одной возрастной ступени к другой, связанные с систематическими качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, К. Н. Поливанова и др.).

Степень разработанности проблемы исследования. В истории развития психологического знания накоплен достаточно емкий научно-теоретический материал, касающийся вопросов трансформаций личности в онтогенезе (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова. А. Г. Асмолов,.

A. В. Брушлинский, И. Б. Котова, А. Маслоу, А. Б. Орлов, А. В. Петровский,.

B. А. Петровский, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, и др.).

Сформированы подходы к пониманию сущности адаптации человека, как значимой де1ерминанiы процесса трансформации. В чапносш, адашацию рассматривают как приспособительный процесс, обеспечивающий жизнедеятельное i ь человека в новых условиях (11. К. Лпохин, Р. М. Баевский, В. В. Богословский, А. Б. Георгиевский, М. И. Дьяченко, J1. Ф. Желешяк, В. П. Казначеев, С. В. Казначеев, В. И. Медведев, Ф. 3. Меерсоп, 1. Селье, и др.) и как процесс активною усвоения личное i ыо социального опыта, овладения новыми социальными ролями (Ь. I. Ьубип,.

A. Д. Глоточкип, Л. Г. Ггоров, Ю. С. Колесников, В. II. Ковалев, М. Г1. Коробейников, Г. П. Медведев, Ф. И. Минюшев, К. К. Платонов,.

B. Я. Яблочко и др.).

Исторически сложившиеся идеи исследования личности отразились в опыте построения целостных психологических концепций личности, сочетающих в себе философский и конкрегно-исихоло] ическип аспекты: концепция изучения человека как интегрального феномена, характеризующегося лот ико-значимой взаимосвязью всех существенных компонентов его личности (П. А. Сорокин) — концепция развинти личности путем психических превращений и преобразований внутренних личностных форм (М.М.Троицкий) — идея целостной личности и ее пространственных границ (Л. I (. Карсавин) — попытка понять специфику познающею мир субъекта (JI. И. Шестов) — учение о «вечном» человеке и о человечестве как едином существе (В.С.Соловьев) — метафизическая трактовка личности (Н. Я. Грот) — «цельные учения о человеке» (В. М. Бехтерев) — намеченный JI. С. Выготским путь преодоления разрыва межд> описательной и объяснительной психологией в трактовке личности как «вершинной проблемы» психологииопыт построения общепсихологической ieopmi личности Д. Н. Узнадзетеория «Я» как активного деятеля в среде М. Я. Басоват ипология личности А. Ф. Лазурского и др.

Психологические трансформации личности, связанные с вхождением в новый возрастной период — это реальный, но чрезвычайно сложный процесс, связанный с проблемами личности и ее субъектпости, нравственности, кадровой динамики, профессионализма и преемственности поколений и т. д. Знание специфики протекания кризиса у людей пожилого возраста, возможностей профессиональной деятельности, степени и характера включенности пожилых в общественные отношения чрезвычайно важно для понимания процесса психологических трансформаций личности пенсионера, процесса адаптации к изменению их социального статуса.

Особая роль социального статуса в организации жизнедеятельности личности подтверждается исследованиями отечественных и зарубежных психологов (Е. Л. Ануфриев, Ф. Дэвис, 10. Л. Левада, Д. Майерс, А. А. Налчаджян, Б. Д. Парыгин, В. И. Слободчиков и др.). К настоящему времени выделены основные тенденции влияния социального статуса па развитие личности в пространстве социально-психологических отношений (И. А. Волошина, О. В. Голицына, В. А. Гребенников. Г. А. Знакова, Л. Г. Дикая, А. В. Мохнач, К. Леана, Д. Фельдман и др.).

Но, необходимо отметить, что на данном этапе развития научной психологической мысли отсутствуют описания системной характеристики, учитывающей влияние как субъективных, так и средовых факюров на психологические трансформации личности в пенсионном возрасте, недостаточно изучены конструктивные и деструктивные тенденции дальнейшего поведения личности в связи с изменением социального статуса. Проблема изучения психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте является актуальной, что связано с трудностями переживания людьми пенсионного возраста окончания карьеры, с изменением социального статуса, то есть потерей значимой социальной роли, с отделением от своей референтной группы, с сужением круга общения, с изменением структуры психологического времени.

Анализ психологической, философской и социологической литературы позволил обнаружить следующие противоречия: между особенностями данного возраста и недостаточной разработанностью проблемы психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте;

— между двумя противоположными позициями в отношении к пенсионному возрасту — финалистской и акмеистской: в первом случае выход на пенсию рассматривается как начальный этап старости, во втором случае — как высшая стадия зрелости.

Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы структура, динамика и содержательные характеристики психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте?

Цель исследования — изучить психологические трансформации личности в пенсионном возрасте.

Объект исследования — психологические особенности лиц пенсионного возраста, а его предмет — психологические трансформации личности в пенсионном возрасте.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования был выдвинут ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования:

Основная гипотеза исследования: психологические трансформации личности в пенсионном возрасте имеют компонентную структуру и маркированы критериями инвариантной, то есть общей для психологических трансформаций личности и вариативной, специфичной для психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте, составляющих.

Частные гипотезы исследования:

1. Инвариантная составляющая психологических трансформаций включает темперамент, характер, общие способности и направленность личности. Эти показатели являются неизменными, отвечают за устойчивость, стабильность и целостность личности в процессе ее жизнедеятельности.

2. Пенсионный возрас] можно разделить на ряд периодов, каждый из которых содержит значимые изменения в вариативной част, связанные с психологическими трансформациями личности.

3. Вариативная составляющая психологических фансформаиий лиц пенсионного возраста включает: когнитивный комнонеш, представленный показателями самопринятия, принятия других, самопонимания и самообвинения, а также ожиданием отношений со сюропы другихаффективный компонент представлен показателями переживания потери социального статуса и снижения социальной активности, переживанием по поводу ухода из реального взаимодействия с референтной группойконативный компонент представлен показателями адагиации, иптерпалыюсти локуса контроля, готовности и активности.

Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи исследования:

Теоретические: осуществить ¡-еорет ическое обоснование психологических трансформаций личности как предмета научного исследованияпроанализировав психологические особенное I и личное 1 и, имеющей статус пенсионера;

Методические:

— подобрать комплекс методик для выявления психологических трансформаций личное! и;

— разработать процедуру эмпирического изучения психоло! ических трансформаций личности в пенсионном возрасте.

Эмпирические:

— осуществить эмпирическое исследование структуры и динамики психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте;

— изучить влияние харак! ера адаптации к новом) социальному статусу на психологические трансформации личное! и пенсионеравыявить системообразующий фактор психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте.

Методы и источники исследования. Для решения исследова1ельских задач были использованы следующие i руины методов.

1. Теоретические методы: сравнительно-сопостви тельный анализ психологической литературы по изучаемой проблемеметоды сбора и интерпретации теоретического и фактологического материала.

2. Эмпирические методы: метод наблюдения, метод беседы, биографический метод, метод тестирования.

3. Методы обработки полученных результатов включали в себя методы качественной (сравнение, представление в табличной и графической форме, методы содержательной интерпретации) и количественной обработки первичных данных (методы математико-статисгическо! о анализа: у непараметрический (критерий ^" -Пирсона, S-критерий тенденций Джонкира, критерия тч-Спирмена), корреляционный анализ показателей (профамма SPSS v. 14.0).

В качестве тестового инструментария привлекались следующие психодийгностические методики: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник «Готовность к возрастным изменениям» Н. С. Глухашок, Т. В. Гершкович, опросник самоотношения В. В. Столица и С. Р. Пантелеева, опросник «Самочувствие, активность, настроение (САН)», методика «Оценка адаптационного потенциала», методика «Шкала одиночества» Д. Рассела, J1. Пепло, М. Фергюсона, методика «Шкала оценки качества жизни», тест смысложизненных ориентаций (СЖО), тсст-опросник уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера.

Эмпирическую базу исследования составили 50 человек в возрасте от 55 до 75 лет.

Исследование проводилось в че тыре взаимосвязанных ti ana в период с 2004 г. по 2010 г.

На первом этапе (2004;2005 гг.) осуществлялся выбор, теоретическое осмысление проблемы и темы исследования, изучение отечественной и зарубежной литературы по проблеме психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте, подбор методов и экспериментальных методик.

На втором этапе (2005;2006 гг.) разрабатывались формы и методы эмпирического исследования, проведены пилотажные исследования, в результате чего были конкретизированы гипотезы и задачи исследования, определены структура и содержание методического инструментария для выявления психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте.

На третьем этапе (2006;2008 гг.) проводилось эмпирическое исследование психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте, осуществлялось обобщение основных количественных результатов, были выявлены структура, динамика и содержательные характеристики психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте.

На четвертом этапе (2008;2010 гг.) обобщен и интерпретирован эмпирический материал исследования, сформулированы теоретические выводы, определены перспективы дальнейшего исследования, оформлена рукопись диссертации.

Методологической основой исследования явились ведущие принципы психологической пауки: принцип детерминизма, определяющий зависимость психических явлений от порождающих их факторов (А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, М. Г. Ярошевский и др.) — принцип деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. JI. Рубинштейн, В. В. Рубцов и др.), принцип системного подхода (Б. Г. Ананьев, И. В. Дубровина, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.) — принцип развития (Л. С. Выготский, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, и др.) — принцип активности, раскрывающий понимание человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в этом мире.

К. А. Абульхапова-Славская, А. Г. Асмолов, И. В. Дубровина,.

А. В. Петровский, В. А. Петровский и др.), принципы аксиологического подхода (А. Г. Асмолов, М. Н. Берулава, Л. В. Лидак, Д. С. Лихачев и др.), принципы гуманистической трактовки человека как интегральной, многоуровневой и саморазвивающейся системы (Б. Г. Ананьев. ?VI. Я. Басов, Г. А. Берулава, А. В. Брушлинский, Н. А. Климов, И. Н. Семенов и др.).

Теоретической основой исследования явились концепция личности как субъекта жизни С. Л. Рубинштейнаисторико-эволюционная концепция личности А. Г. Асмолова, концепция субъскшости личност и А. В. Петровского и В. А. Петровскогоконцепция стратегии жизни К. А. Абульхановой-Славскойконцепция трансформации личности М. Ш. Магомед-Эминоваосновные положения гуманистических вз! лядов самоактуализации А. Маслоу, личностного роста К. Роджерса.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и научная новизна исследования. Проведенное исследование расширяет научные представления о понятии «трансформации личности». В работе впервые выявлена структура психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте, включающая когнитивный. аффективный и конатнвный компоненты.

Установлены релевантные пенсионному возрасту показатели психологических трансформаций личности, среди которых следующие: показатели, относящиеся к когнитивному компоненту — самоприня I ие, принятие других, самопонимание, самообвинение, а также ожидание отношений со стороны другихпоказатели, относящиеся к аффективному компоненту — переживание потери социального статуса и снижения социальной активности, переживание по поводу ухода из реального взаимодействия с референтной группойпоказа ¡-ели, относящиеся к конативному компоненту — адаптация, локус контроля, готовность к возрастным изменениям и активность, интернальность.

В работе установлено, что в содержании и структуре психологических трансформаций личности в пенсионном возраие при переходе от одного периода к другому происходят значимые изменения. Различия в уровнях показателей этих изменений являются индикаторами психологических трансформаций личности в пенсионном возрасме и группируются вокруг таких показателей как переживание, но поводу ухода из реального взаимодействия с референтной группой и снижения социального статуса, а также тесно связаны с адаптацией, самопринятием, принятием других, самоинтересом и качеством жизни.

В диссертационном исследовании выявлена динамика психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте при переходе от одного его этапа к другому, имеющая в каждом из компонентов ряд тенденций положительного, отрицательного, гетерохронного п неизменного характера.

Существенность отличий в новизне научных положений от результатов, полученных другими авторами, заключается в существенном расширении имеющихся в психологии личности преде явлений о психологических особенностях личности пенсионера. На основе проведенного теоретического анализа осуществлена операпионали? ация понятия психологических трансформаций личности применительно к лицам пенсионного возраста. Обобщены подходы к определению классификационного признака деления пенсионного возраста па периоды, и среди них выделен ключевой. Показаны значимые изменения в содержании и структуре психологических трансформаций личности внутри пенсионного возраста. Выявлена динамика психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте, позволяющая осуществлять прогнозирование изменений в данном возрасте.

Теоретическую значимость имеют разработанные в результате исследования типичные модели личности для четырех периодов пенсионного возраста, включающие инвариантную и вариативную составляющие, а также содержательная модель вариативном составляющей психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте.

Практическая значимость исследования определяется чем, что наличие обоснованных знаний о психологических трансформациях личности в пенсионном возрасте позволяет' выявлять причины возникающих у лиц пенсионного возраста психологических проблем, оказывающих воздействие на удовлетворенность и качество их жизни. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования знаний об особенностях пенсионного возраста как этапа жизнедеятельности человека и психологических эффектах, возникающих во внутренней п внешней активности личности в процессе ее адаптации к статусу пенсионера. Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы в практике подготовки психологов-консультантов социальных служб. центров социальной защиты и пенсионного фонда, а также практических психологов, работающих в русле геронтопсихологии, общей, возрастной и социальной психологии.

Соответствие темы, а также результатов работы требованиям паспорта специальностей ВАК (по психологическим наукам): тема диссертационного исследования, а также результаты работы соответствуют требованиям паспорта специальностей ВАК (по психологическим наукам).

Положения, выносимые на защиту: психологические трансформации личности пенсионера представляют собой динамический процесс преобразования или замены одних личностных свойств другими.

— динамика психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте является результатом изменений условий жизнедеятельности личности в связи с приобретением нового социального статуса — скттуса пенсионера. психологические трансформации сопряжены с основными возрастными этапами в жизни пенсионера — этапом адаптации, этапом реализации замыслов, этапом освоения новых видов деятельности, ггапом корректировки социальной ситуации.

— структура психологических трансформаций личности пенсионера складывается из инвариантной и вариативной составляющих, включающих аффективный, когнитивный и конативный компоненты.

— инвариантная составляющая психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте представляет собой стабильные, неизменные показатели, отвечающие за устойчивость, стабильность, цельность личности пенсионера, проявляющиеся в его жизнедеятельное! и (темперамент, характер, общие способности и направленность личности). вариативная составляющая психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте представлена релевантными данному возрасту показателями когнитивного компонента (самопринятие, принятие других, самопонимание, самообвинение, ожидание отношений со стороны других) — аффективного компонента (переживание потери социального статуса и снижения социальной активности, переживание по поводу ухода из реального взаимодействия с референтной группой) и конативного компонента (адаптация, интернальность, локус контроля, готовность к возрастным изменениям и активность).

— в содержании и структуре личности в пенсионном возрасте происходят значимые психологические трансформации. которые группируются вокруг таких показателей как переживание потери социального статуса и самообвинение и тесно связанными с ними такими показателями, как адаптация, самопринятие, принятие других, самоинтерес и качество жизни.

— динамика психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте при переходе от одного его этапа к другому имеет в каждом из компонентов тенденции положительного, отрицательного, гетерохронного и неизменного характера.

— положительной динамике подвержены показатели, относящиеся к когнитивному (самопонимание и принятие других). аффективному (самоинтерес) и конативному (готовность к возрастным изменениям, интернальность, локус контроля, ориентированный на жизнь) компонен там.

— отрицательной динамике подвержены в когнитивном компоненте показатель самообвиненияв аффективном — показатель переживания потери социального статусав конативном — локус контроля, ориентированный на себя.

— гетерохромной динамикой характеризуются показатели конативного компонента — адаптация и активность, а также показатель качества жизни аффективного компонента.

— при переходе от одного периода пенсионного возраста к другому остаются неизменными в когнитивном компоненте показатели самопринятия и ожидания отношения других, а в конативном компоненте показатель саморуководства.

Личный вклад автора заключается в теоретическом обосновании структуры, динамики и содержательных характеристик психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте.

Публикации. По теме исследования опубликовано 12 работ, включая монографию и 2 статьи в научных журналах «Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета» и «Гуманизация образования», утвержденных ВАК в перечне ведущих рецензируемых журналов РФ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается комплексностью теоретического анализа проблемы при определении исходных принципов ее исследования, применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, методологической обоснованностью выбора комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных, использованием методов математической статистики, репрезентативностью выборки испы туемых.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации обсуждались на учебно-методических семинарах и заседаниях кафедры прикладной психологии и педагогики Северо-Кавказского социального института (г.Ставрополь), заседаниях кафедр обшей и социальной психологии Минераловодского филиала Московской открытой социальной академии (г.Минеральные Воды) — на научно-практических конференциях «Россия на рубеже тысячелетий: общество, наука, образование» (Минеральные Воды, 2004;2010) — на V межрегиональной научно-практической конференции: Развитие личности как стратегия гуманизации образования (Ставрополь, 2006).

Результаты исследования отражены в содержании учебных дисциплин «Психология развития и возрастая психология» и «Геронтопсихология», которые читаются студентам социально-психологического факультета Минераловодского филиала Московской открытой социальной академии.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 245 источников, 17 приложений. В текст диссертации включены 12 таблиц и 5 рисунков. Содержание работы изложено на 161 странице.

Выводы по главе.

В результате проведенного эмпирического исследования выявлены общеличностные или ядровые психические образования личности, которые как раз и остаются постоянными, неизменными, не претерпевая изменений в связи с трансформациями среды (внешней и внутренней). Именно эти образования придают личности целостность, стабильность, устойчивость. И трансформация личности, в той форме и смысле, в которых мыслится слово «трансформация» (как «переделка»), не происходит при переходе от одного этапа онтогенеза к другому.

Однако при этой, так называемой инвариантной части личности, существует и вариативная её часть, которая и создаёт индивидуальность личности, её особенность и непохожесть на себе подобных. Именно эти изменения и явились предметом нашего интереса, сложившись в структуру трансформаций личности в пенсионном возрасте, то есть на интересующем нас этапе онтогенеза.

В процессе экспериментальной работы выяснено, что наиболее существенными личностными характеристиками, связанными со спецификой пенсионного возраста, являются (по компонентам): адаптация, интерпальность, готовность к смене социального статуса, саморуководство, активность и локус контроля — для конативного критерияпереживание потери социального статуса и снижения социальной активности, переживание по поводу ухода из реального взаимодействия с референтной группой — для аффективного критериясамоприиятие, принятие других, ожидание отношений других, самообвинение и самопонимание — для когнитивного критерия. Эти факты выявлены в ходе определения значимости влияния каждого из элементов всей совокупности показателей, так или иначе связанных с пенсионным возрастом, представленных в теоретической части работы.

В ходе корреляционного анализа, направленного на установление значимых связей внутри критериев психологических трансформаций личности и между ними, выявлены показатели, вокруг которых в большинстве своём группируются наибольшее количество связей или, что в содержании то же самое, — формируются психологические особенности исследуемого возрастного периода (его этапа), — это показатели «одиночество» и «самообвинение», а также с немного меньшим вкладом в это формирование — показатели «адаптация», «самопринятис», «принятие других», «самоиптсрес» и «качество жизни».

Заключение

.

Материалы и результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы.

Детерминантами психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте выступают инвариантная и вариативная составляющие, а структурными компонентами — когнитивный, аффективный и копативный. Инвариантная составляющая представлена ядровыми психическими образованиями личности, которые остаются постоянными, неизменными, не претерпевая изменений в связи с трансформациями внешней и внутренней для личности среды. Именно эти образования придают личности целостность, стабильность, устойчивость.

Вариативная составляющая создаёт индивидуальность личности, её особенность и непохожесть на себе подобных. Она является специфичной для психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте и представлена релевантными данному возрасту показателями. Показатели когнитивного компонента — самопринятие, принятие других, самопонимание, самообвинение, а также ожидание отношений со стороны других. Показатели аффективного компонента — переживание потери социального статуса и снижения социальной активности, переживание по поводу ухода из реального взаимодействия с референтной группой. Показатели конативного компонента — адаптация, интерналытость, локус контроля, готовность к возрастным изменениям и активность.

При переходе от одного периода пенсионного возраста к другому в содержании и структуре психологических трансформаций личности происходят значимые изменения. Различия в характеристиках этих изменений являются индикаторами психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте, ключевыми показателями которых выступают переживание по поводу ухода из реального взаимодействия с референтной группой, снижение социального статуса, характер адаптации, самопринятие и принятие других.

Динамика психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте при переходе от одного его этапа к другому в каждом из компонентов может быть положительной, отрицательной, гетерохронной и неизменной.

Положительной динамике подвержены показатели когнитивного (самопонимание и принятие других), аффективного (самоинтерес) и конативного (локус контроля, ориентированный на жизнь, готовность к возрастным изменениям, интернальность как качество личности).

Отрицательной динамике подвержены показатели самообвинения в когнитивном компоненте, переживания по поводу ухода из реального взаимодействия с референтной группой — в аффективном компонентелокус контроля, ориентированный на себя — в конативиом компоненте.

Гетерохронной динамикой характеризуются показатели конативного компонента — адаптация и активность, а также показатель качества жизни в аффективном компоненте.

При переходе от одного периода пенсионного возраста к другому остаются неизменными показатели самопринятия и ожидания отношения других в когнитивном компоненте, а также показатель саморуководства в конативном компоненте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е. К. Персоналистическая психология |Тскст| / Е. К. Абашидзе. Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1962.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская. — М., Наука, 1980.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. -М.: Наука, 1988.-С. 137- 145.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М., 1991. — 237 с.
  5. , К. А. Время личности и время жизни Текст. / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. СПб., 2001. — 240 с.
  6. Акмеология Текст. / Под ред. А. А. Деркача. М., 2002.
  7. , М. Д. Очерки психофизиологии старения Текст. / М. Д. Александрова. Л., 1965.
  8. , М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии Текст. / М. Д. Александрова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974, — 112 с.
  9. , Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) Текст. / Ю. А. Александровский. М., 1976. — 272 с.
  10. , Ф. И. Психологические факторы сохранения адаптивности к профессии у лиц пенсионного возраста: Авгореф. дисс. канд. психол. Наук Текст. / Ф. И. Алексеева. СПб. — 2002.
  11. Альманах психологических тестов Текст. М.: «КСП», 1995. С. 179−180.
  12. , В. Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет Текст. / В. Д. Альперович. М., 1998. — 196 с.
  13. , Б. Г. О системе возрастной психологии Текст. / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. 1957. — № 5. — С. 24 — 68.
  14. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1968. — 286 с.
  15. , Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых Текст. / Б. Г. Ананьев. М., 1972. — 146 с.
  16. , Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. ¡-Текст. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М., 1980. — Т. 1.
  17. , Б. Г. Психология и проблемы человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М. Воронеж: МПСИ, 1996.
  18. , Е. М. Возможные причины колебаний продолжительности жизни в России в 90-е годы Текст. / Е. М. Андреев. Вопросы статистики. 2002. —№ 11. -С.3−15.
  19. , Д. А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе Текст. / Д. А. Андреева // Человек и общество, Выи. Х1-П, — М., 1973, — С. 25−27.
  20. , П. К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование Текст. / П. К. Анохин. М., 1963.
  21. , Л. И. Новые стадии поздней жизни- время теплой осени или суровой зимы? Текст. / Л. И. Анциферова // Психологический журнал, 1994.-Т. 15. — № 3. — С. 23 — 26.
  22. , Л. И. Поздний период жизни человека- типы старения и возможности поступательного развития личности Текст. / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. 1996. — Т. 6. № 1 7. — С. 1 7 — 22.
  23. , Л. И. Психология старости- особенности развития личности в период поздней взрослости Текст. / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. 2001. -№ 3. — С. 32−42.
  24. , С. Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии Текст. / С. Д. Артемов // Молодежь и труд М., 1970. С. 135−136.
  25. , И. А. Основы возрастной периодизации Текст. / И. А. Аршавский // Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975. — С. 5−67.
  26. , В. Т. Мотивация поведения и формирование личности Текст. / В. Т. Асеев. М.: Мысль, 1976.
  27. , А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990.-306 с.
  28. , Р. А. Биографические кризисы личности: Дис. канд. психол. наук Текст. / Р. А. Ахмеров. М.: Ин-т психологии РАН, 1994. -210 с.
  29. , П. Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни Текст. / П. Б. Балтес // Психологический журнал. 1994. — № 1. — С. 21−26.
  30. , С. А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти Текст. / С. А. Белоусов // Психология зрелости и старения. — 1998. № 4. С.47—64.
  31. , Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека Текст. /Ф. Б.Березин. Л., 1988. — 270 с.
  32. , А. А. Вершина в развитии взрослого человека Текст. / А. А. Бодалев. М.: Наука, 1998. — 248 с.
  33. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте
  34. Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968.- 435 с.
  35. , Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1976. № 6. С.45−53.
  36. , Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович // Вопросы психологии. — 1978. — № 4.
  37. , В. В. Изменение личности у престарелых, проживающих в домах-интернатах.: Автореф. дис. канд. психол. наук Текст. / В. В. Болтенко- МГУ. -М., 1980.
  38. , Л. В. Особенности самооценки в позднем возрасте Текст. / Л. В. Бороздина, О. П. Молчанова // Вестник Московского университета. Сер. 14. -Психология. — 1988. -№ 1. — С.23−41.
  39. , Б. С. Изучение смысловой сферы личности Текст. / Б. С. Братусь // Вестник МГУ. Сер Л 4, 1981, -№ 2. — С. 46−56.
  40. , Б. С. Аномалии личности Текст. / Б. С. Братусь. -М.: Мысль, 1988.
  41. , Г. В. Возрастно-психологическое консультирование Текст. / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере. — М.: Изд-во МГУ, 1990.
  42. , Г. А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека Текст. / Г. А. Вайзер // Психологический журнал. 1988. — т. 19. — № 5. — С. З-14.
  43. , Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций Текст. / Ф. Е. Василюк. — М.: Изд-во МГУ, 1984.
  44. , Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Текст. / Е. Е. Вахромов. М.: Международная педагогическая академия, 2001.
  45. , Т. Н. Производственная адаптация рабочих кадров Текст. / Т. Н. Вершинина // Социально-экономические проблемы груда на промышленном предприятии Новосибирск, 1979.- С. 238−263.
  46. , Д. Г. Старшее поколение как фактор экономического развития Текст. / Д. Г. Владимиров // Социс. 2004. — №.4 (240) — С.57−60.
  47. , В. П. Психологическая помощь в центре социального обслуживания пенсионеров и инвалидов Текст. / В. П. Волкова // Работник социальной службы. 2002. — № 3. — С.44−56.
  48. , А. И. Адаптация и компенсация универсальный биологический механизм приспособления Текст. / А. И. Воложин, Ю. К. Субботин. — М.: Прогресс, 1987.
  49. , О. А. Внутриличностный конфликт и социально-психологическая работа с ним в условиях дома-интерната для престарелых Текст. / О. А. Воронина // Психология зрелости и старения. — 1999. — № 2(6). С.22−26.
  50. , Л. С. Избранные психологические исследования Текст. / Л. С. Выготский. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
  51. , Л. С. Дефект и сверхкомпенсация Текст. / Л. С. Выготский // Проблема дефектологии. М., 1996.
  52. , Л. С. Проблема возраста Текст. / Л. С. Выготский / Хрестоматия по детской психологии. М.: ИПП, 1996, с. 4−20.
  53. , Л. А. Пожилые люди в России Текст. / Л. А. Гаврилов, Н. С. Гаврилова // Цитология, 1994. № 7.
  54. , М. В. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие Текст. / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Г. Г. Горелова, Л. М. Орлова. М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999.
  55. , Н. С. Механизмы формирования толерантности к старению в условиях современной России Текст. / Н. С. Глуханюк, Т. Б. Гершкович. Екатеринбург: УрГУ, 2002.
  56. , Н. С. Поздний возраст и стратегии его освоения Текст. / Н. С. Глуханюк, Т. Б. Гершкович. Изд. 2-е, дополненное. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, 112 с.
  57. , Е. И. Психологическое время личности Текст. / Е. Л. Головаха, А. А. Кроник. Киев: Наукова думка, 1984.
  58. , А. А. Позитивные и негативные эмоции: взаимосвязь и ее зависимость от уровня субъективного развития индивида Текст. /
  59. A. А. Горбатков // Психологический журнал. 2001. — т.22. — № 1. — С.61 — 72.
  60. , М. Старение и работа: человеческий и экономический потенциал Текст. / М. Греллер // Иностранная психология. — 1996. — № 7. — С.55−60.
  61. , И. В. Геронтология Текст. / И. В. Давыдовский. -М., 1966.
  62. , И. В. Что значит стареть Текст. / И. В. Давыдовский. М.: Знание, 1967.
  63. , В. Д. Слово о старости Текст. / В. Д. Данилец. — М: Просвещение, 1998.
  64. B.М.Бехтерева, 1986.— т. 14. -С.76−81.
  65. , Н. Ф. Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах: Методические рекомендации Текст. / Н. Ф. Дементьева, Е. Ю. Шагалова. — М., 1992.
  66. , Н. Ф. Методологические аспекты социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарныхучреждениях социального обслуживания Текст. / Н. Ф. Дементьева // Психология зрелости и старения, 1998.-№ 2.
  67. , Н. Ф. Подходы к вопросу медико-социальной реабилитации пожилых людей в семье и обществе Текст. / Н. Ф. Дементьева // Психология зрелости и старения. 1998. — № 4. — С.22−23.
  68. , Н. Ф. Жизненные условия пожилых и качество их жизни Текст. / Н. Ф. Дементьева // Психология зрелости и старения. 1999. -№ 4(7−8). -С. 133−137.
  69. , И. Ф. Психология развития и возрастная психология Текст. / И. Ф. Демидова. Таганрог, 2003.
  70. , Т. А. Демографический потенциал России в условиях глобализации Текст. / Т. А. Демченко // РЭЖ. 2003. — № 1. — С.75−84.
  71. , В. П. Экспериментальная психология. Учебное пособие Текст. / В. Н. Дружинин. СПб: Питер, 2000.
  72. , А. А. Здоровье и труд в пожилом возрасте Текст| / А. Л. Дыскин, А. Л. Решетов. М., 1988.
  73. , М. Э. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества Текст. / М. Э. Елютина, Э. Е. Чеканова // Социс. 2003. — № 7(231). — С.43−49.
  74. , О. Ю. Математическая статистика для психологов Текст. / О. Ю. Ермолаев. М: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002.
  75. , М. В. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости Текст. / М. В. Ермолаева // Психология зрелости и старения. 1999. — № 1(5). — С.22−48.
  76. , М. Практическая психология старости Текст. / М. Ермолаева. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 320 с.
  77. , Н. Л. Социальная адаптация молодых советских рабочих в социалистическом производственном коллективе: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Текст. / Н. А. Ермоленко. Ростов н/Д, 1975.- С. 10.
  78. , В. Л. Депрессии в пожилом возрасте |Текст| / В. Л. Ефименко. Л.: Медицина, 1975.
  79. , А. С. Возрастная психология. Краткий курс лекций Текст. / А. С. Жаворонкова. М.: Аллель, 2009. — 64 с.
  80. , Т. В. К проблеме профилактики психических расстройств пожилого возраста Текст. / Т. В. Зозуля // Психология зрелости и старения. -2000, —№ 2(10).-С.115−123.
  81. , Н. В. Психология пожилого возраста в аспекте психологической и социальной работы Текст. / Н. В. Зоткин. Самара: Изд-во СГУ, 1996.-С.7−12, 33−34.
  82. , О. И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности Текст. / О. И. Зотова, И. К. Кряжева // Психологические механизмы регуляции социального поведения М., 1979.- С. 220
  83. , Э. В. Что такое личность? Текст. / Э. В. Ильенков, — В кн.: Психология личности. Тексты М., МГУ, 1982.
  84. , Е. Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций Текст. / Е. Н. Каменская. Изд. 3-е, перераб. и доп. -Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 251 с.
  85. , Т. В. Социальная детерминация возрастных фаз человека Текст. / Т. В. Карсаевская // Соотношение биологического и социального в человеке. М, 1975. — С.747−756.
  86. , Т. В. Философские аспекты геронтологии Текст. / Т. В. Карсаевская, А. Т. Шаталов. —• М: Наука, 1978.
  87. , Т. В. Этапы жизненного цикла человека: зрелость, старость: Социально-философский аспект ¡-Текст. / Т. В. Карсаевская // Психология зрелости и старения. 1997. — № 1. -С.8−12.
  88. , И. Легко ли не стареть? Текст. / И. Кемпер. М.: Прогресс, 1996.
  89. , С. Г. Социальное обслуживание вклад в социальное благополучие граждан пожилого возраста Текст. / С. Г. Киселев // Работник социальной службы. — 1999. -№ 1−2(5−6). — С.9−15.
  90. , М. Одиночество в старости Текст. / М. Кларк, Б. Гэллатин // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. -С. 453−485.
  91. , A.A. Старость: социальная разобщенность или целостность? Текст. / А. А. Козлов // Мир психологии, 1999, № 2, с. 80−96.
  92. , А. А. Теории и традиции западной социальной геронтологии Текст. // Психология старости и старения: хрестоматия / Составители О. В. Краснова, А. Г. Лидере. М.: Изд. Центр «Академия», 2003.-416 с.
  93. , Т. 3. Переживания времени пожилыми россиянами (Текст. / Т. 3. Козлова // Психология зрелости и старения. — 2000. ¦— № 2.
  94. , Т. 3. Пенсионеры о себе Текст. / Т. 3. Козлова. М.: Институт социологии РАН, 2001.
  95. , Т. 3. Пенсионеры оценивают свою прошлую жизнь Текст. / Т. 3. Козлова // Психология зрелости и старения. 2001. —№ 2.
  96. , Т. 3. Самооценка пенсионеров Текст. / Т. 3. Козлова // Социологические исследования. 2003. -№ 4(228). — С.58−63.
  97. , В. П. Пожилой человек как социокультурный тип Текст. / В. П. Козырьков // Пожилые люди взгляд в XXI век / Под ред. 3. М. Саралиевой. — Н. Новгород: НИСОЦ, 2000. — С. 140−143.
  98. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и самосознание Текст. / И. С. Кон. М., Политиздат, 1984.
  99. Кон, И. С. Социология личности Текст. / И. С. Кон, — М., 1967.383 с.
  100. Кон, И. С. Социализация Текст. / И. С. Кон.- БСЭ, 3-е изд., Т.24.1. С. 221.
  101. , Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи Текст. / Т. К. Кончанин // Коммунистическое воспитание студенчества (материалы конф.). Ч.2.- Тарту, 1971 -- С- 89−91.
  102. , О. В. Преждевременное старение человека ¡-Текст. / О. В. Коркушко, Е. Г. Калиновская, В. И. Молотков. Киев: Здоровье, 1979.
  103. , Г. В. Взаимосвязь субъективного представления целостности и удовлетворенности жизнью с состоянием когнитивных функций у людей разного возраста Текст. / Г. В. Коробейников // Психология зрелости и старения. -2001. -№ 1(13). -С.97−11 1.
  104. , Н. К. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте Текст. / Н. К. Корсакова, Е. Ю. Балашова // Вестник Московского университета. Сер. 14. -Психология. -1995.-№ 1.-С.18−23.
  105. , Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000.
  106. , О. В. Социально-психологические основы старения / О. В. Краснова//Клиническая геронтология, — 1995. -№ 2- 1997. -№ 3.
  107. , О. В. Адаптация пожилых людей к современной социальной ситуации: Автореф. дисс. канд. психол. Наук Текст. / О. В. Краснова. М., 1996.
  108. , О. В. Исследование идентификации пожилых людей Текст. / О. В. Краснова // Психология зрелости и старения. 1997. — № 3. — С. 68−84.
  109. , А. П. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей Текст. / А. П. Леонтьев, А. Г. Лидере // Психология зрелости и старения. — 1998. —№ 4. — С. 13−22.
  110. , Б. Кризисы жизни шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью Текст. / Б. Ливехуд. — Калуга, 1994.
  111. , А. Г. Кризис пожилого возраста: Гипотеза о его психологическом содержании Текст. / А. Г. Лидере // Психология зрелости и старения. -2000.№ 2(10)-С. 6−11.
  112. , Э. А. Концепция качества жизни и возможности психологической коррекции с людьми пожилого возраста. Методические рекомендации Текст. / Э. А. Лоскутова. Йошкар-Ола, 2003.
  113. , Э. А. Психологическая и психотерапевтическая коррекция с людьми пожилого и старческого возраста в условиях стационарного проживания. Методические рекомендации Текст. / Э. А. Лоскутова. Йошкар-Ола, 2003.
  114. , Э. А. Психосоматическое здоровье человека в позднем онтогенезе и его сохранение (на примере пансионатов и домов-интерпатов). Автореф. канд. психол. наук. Текст. / Э. А. Лоску това — Казань, 2003.
  115. , Э. А. Социально-психологическая коррекция с людьми пожилого и старческого возраста в условиях пансионатов и домов-интернатов. Методические рекомендации Текст. / Э. А. Лоскутова. — Йошкар-Ола, 2003.
  116. Магомед-Эминов, М. Ш. Новые аспекты психотерапии посттравматического стресса Текст. / М. Ш. Магомед-Эминов и др. Харьков, 1990.
  117. Магомед-Эминов, М. Ш. Трансформация личности Текст. / М. Ш. Магомед-Эминов. М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998. — 496 с.
  118. , Т. А. Геронтологическое отделение: практика работы Текст. / Т. А. Макаренко // Работник социальной службы. — 2001. № 3. -С.36−41.
  119. , С. Г. Социально-психологические и биологические аспекты жизнеосуществления старших возрастных групп Текст. / С. Г. Максимова. — Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1997.
  120. Малкина-Пых, И. Г. Кризисы пожилого возраста. Справочник практического психолога Текст. / И. Г. Малкина-Пых. — М: Изд-во Эксмо, 2005.
  121. , Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте Текст. / Т. Д. Марцинковская // Психология зрелости и старения. 1999. — № 3 (7,8)-С. 13−17.
  122. , А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.
  123. , В. И. О проблеме адаптации Текст. / В. И. Медведев // Компоненты адаптационного процесса. Л.:Наука, 1984. — С.3−16.
  124. , Г. П. Введение в социальную геронтологию Текст. / Г. П. Медведева. М.: МПСИ НПО «МОДЭК», 2000.
  125. , С. Психология развития: методы исследования Текст. / С. Миллер. СПб: Питер, 2002.
  126. , И. А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР Текст. / И. А. Милославова // Философия и социальная психология: Науч. докл. Л., 1979, — С. 132−136
  127. , М. Р. Личностные типы и социальные контакты людей позднего возраста Текст. / М. Р. Минигалиева // Психология зрелости и старения. -2000.-№ 2(10).-С. 75−88.
  128. , О. Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта Текст. / О. Н. Молчанова // Мир психологии, 1999. — № 2, — С. 133−141.
  129. , Г. М. Социально-культурная активность пенсионеров и их здоровье Текст. / Г. М. Москалец // Геронтология и гериатрия: Пожилой человек, медицинская и социальная помощь. Киев, 1982. — С. 149−152.
  130. , В. Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н. Мясищев. -Л., ЛГУ, 1960.
  131. , А. А. Социально-психологическая адаптация личности. (Формы, механизмы и стратегии) Текст. / А. А. Налчаджян. -Ереван, 1988. 263 с.
  132. , Т. А. Специфика социально-психологических факторов генезиса эмоций и их проявление в позднем возрасте Текст. / Т. А. Немчин // Вестник ЛГУ. Сер. 6. — Вып. 4. — 1987. — С. 43−51.
  133. Основы геронтологии Текст. / Под ред. А. Бинэ и Ф. Бурльера: пер. с фр. М.: Медгиз, 1960.
  134. Основы психологии: Практикум Текст. / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Изд. 5-е. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2004. — 704 с.
  135. , Н. В. Проблемы социальной адаптации пожилых людей к статусу пенсионера: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Текст. / Н. В. Панина. М., 1980.
  136. , Н. В. Роль семьи в проведении досуга пенсионеров и их социальной адаптации Текст. / П. В. Панина // Геронтология и гериатрия: Пожилой человек, медицинская и социальная помощь. Киев, 1982. — С. 156 160.
  137. , Г. А. Пожилой человек в семье |Текст. / Г. А. Парахонская // Социс. 2002. — № 6(218).-С. 103−1 10.
  138. , Б. Д. Основы социально-психологической теории Текст. / Б. Д. Парыгин. М., 1971.- 351 с.
  139. Г1епло, Л. Н. Одиночество и самооценка Текст. / Л. 11. Пепло, М. Мицелии, Б. Мораш // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. — С. 169—191.
  140. , A.B. Проблема развития личности с позиции социальной психологии Текст. / В. А. Петровский // Вопросы психологии. 1984. № 4.
  141. , В. А. Личность: феномен субъектности Текст. / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону, 1993.
  142. , A.B. Образ пожилых в современной России Текст. / А. В. Писарев // Социс. -2004. -№ 4(240). С.51−56.
  143. , Л. И. Клуб для пожилых людей как инновационная форма работы в Центре социального обслуживания Текст. / Л.И.Платонова// Работник социальной службы. 2003. — № 2. — С.21−25.
  144. , К. П. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие Текст. / К. Н. Поливанова, М., 2000.161 .Популярная энциклопедия пожилого возраста Текст. Самара, 1996.
  145. , Ю. А. Адресная поддержка пенсионеров в условиях переходной экономики Текст. / IO. А. Потанина // Население России сегодня. М, 1999.
  146. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие Текст. / Под ред. JL А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. — 694 с.
  147. , Н. С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте Текст. / Н. С. Пряжников // Мир психологии. 1999. № 2, с. 1 1 1−123.
  148. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития Текст. / под ред. А. А. Реана. СПб., 2003.
  149. , К. Взгляд на психотерапию Текст. / К. Роджерс. — М.: Mass Media, 1993.
  150. , К. Клиенто-центрированная терапия: Пер. с англ. Текст. / К. Р. Роджерс. М: «Рефл-бук», 1997.
  151. , Т. Н. «Значимые события» как метод психологического консультирования пожилых людей Текст. / Т. Н. Розова // Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной защиты. — Ульяновск, 1995. -С.57−62.
  152. , С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека Текст. / С. И. Розум. СПб.: Речь, 2006. — 365 с.
  153. , К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте: Автореф. дис. канд. психол. Наук Текст. / К. Рощак. М, 1990.
  154. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., Учпедгиз, 1946.
  155. , С. Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., Педагогика, 1976.
  156. , С. Л. Человек и мир Текст. / С. J1. Рубинштейн. -М.: Наука, 1997.
  157. , Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие Текст. / Е. Ф. Рыбалко. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
  158. , Б. Я. Старение. Адаптация. Обратимость: Морфологические аспекты Текст. / Б. Я. Рыжавский, Г. Б. Ковальский. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1992.
  159. Саралиева, 3. М. Пожилой человек в Центральной России Текст. / 3. М. Саралиева, С. С. Балобанов // Социологические исследования. — 1999. -№ 12. -С.54−65.
  160. , Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой Текст. / Н. И. Сарджвеладзе.
  161. Са'1ина, Л. В. Психотерапевтическая работа с пожилыми в состоянии горя: группы «Тяжелой утраты»: расширенный реферат Текст. / Л. В. Сатина // Психология зрелости и старения, — 2000. — № 4(12). -С.95−103.
  162. , Л. В. Депрессия позднего периода жизни: горе и осложнения, связанные с ним в пожилом возрасте: Расширенный реферат Текст. / Л. В. Сатина // Психология зрелости и старения. — 2001. № 1(13). -С.90−96.
  163. , Н. Н. К вопросу изучения взаимосвязи между состоянием здоровья пожилых людей и их семейным положением Текст. / Н. Н. Сачук // Здравоохранение РФ. 1984. -№ 5. — С. 19−23.
  164. , В. И. Психология развития человека ¡-Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: «Школьная пресса», 2000.
  165. , П. А. Психология и человек Текст. / П. А. Сорокун. -Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2000. 252 с.
  166. , М. Я. Пожилой человек в семье и обществе Текст. / М. Я. Сосин, А. А. Дыскин. М., 1984.
  167. Старость. Справочник. Пер с польского. Текст. / Под ред. Л. И. Петровской. М.: Большая российская энциклопедия, 1996.
  168. , В. В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. -М., МГУ, 1983.
  169. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения Текст. / Я. Стюарт-Гамильтон. — СПб.: Питер, 2002.
  170. , А. И. Концепция организации психологической помощи одиноким пожилым людям в структуре Министерства труда и социального развития Текст. / А. И. Тащева // Психология зрелости и старения. 1998. -№ 4. — С.75−87.
  171. , А. У. Восстановительная терапия психически больных позднего возраста Текст. / А. У. Тибилова. JL, 1991.
  172. , А. В. Опыт конкретно-исторической психологии личности Текст. / А. В. Толстых. СПб., 2000.
  173. , Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни Текст. / Г. Томэ // Принцип развития в психологии. М: Наука, 1978. С. 173−196.
  174. , Л. В. Социальное обслуживание пожилых людей: новые, шаги к инновационным технологиям и созданию благоприятной обстановки Текст. / Л. В. Топчий // Работник социальной службы. 2002. — № 1. — С, 4957.
  175. Топчий, J1. В. Социальное обслуживание пожилых людей: конкретные шаги к становлению учреждений нового типа Текст. / Л. В. Топчий // Работник социальной службы. 2002. — № 2. — С.26−35.
  176. Федеральный закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Организация пенсионного обеспечения. Пенсионное обеспечение. 1997. — № 1.
  177. , Д. И. Психология взросления Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИ, «Флинта», 1999.
  178. , К. А. Старость в современном обществе: Руководство по социальной геронтологии Текст. / К. А. Феофанов, К. Виктор // Социальная геронтология: Современные исследования. — М.:ИНИОН РАН, 1994.-С.41−57.
  179. , А. А. Терапия творческим самовыражением как аспект психологической помощи в домах-интернатах Текст. / А. А. Филозоп // Психология зрелости старения. Ежеквартальный научно-практический журнал.-2002.-№ 3,-С. 151−162.
  180. , А. А. Некоторые особенности процесса социализации пожилого человека Текст. / А. А. Филозоп // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2004. —№ 2. — С.41−47.
  181. , Дж. Генетическая психология Жана Пиаже.: Пер. с англ. Текст. / Дж. Флейвелл. М., 1967.- 623 с
  182. , В. В. Долголетие: действительное и возможноеТекст. / В. В. Фролькис. Киев: Наукова Думка, 1989.
  183. , Т. К. Последний этап: Исторические аспекты зрелости и старости Текст. / Т. К. Харевен // Социальная геронтология: Современные исследования. М.:ИНИОН РАН, 1994. — С. 104−111.
  184. , Е. И. Пожилой человек в обществе Текст. / Е. И. Холостова. М., 1999. — ч. 1.
  185. , О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений Текст. / О. В. Хухлаева. М.: Академия, 2001.
  186. , О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Текст. / О. В. Хухлаева. МлАкадемия, 2002.
  187. , Л. Теории личности Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 1999.-608 с.
  188. , Д. Ф. Геронтология и гериатрия Текст) / Д. Ф. Чеботарев. М.: Знание, 1992.
  189. , С. С. Адаптационные возможности лиц старшей возрастной группы. Автореф. дисс. канд. психол. наук. |Тексг. / С. С. Чернякова. — СПб, 2003−19 с.
  190. , С. С. Геронтология: причины старения и долголетия Текст. / С. С. Чернякова // Актуальные проблемы современной психологии: Ученые записки. СПб.: ЛГОУ им. A.C. Пушкина, 2003. — т. VIII. Вып.1. -С.155−156.
  191. , С. С. Медико-психологическая коррекция лиц пожилого возраста в условиях дневного стационара Текст. / С. С. Чернякова, С. В. Чермянин // СПб.: ЛГОУ, 1999. T.IV. — С.282−284.
  192. , В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни Текст. / В. Э. Чудновский // Мир психологии. 1992. — № 2. — С.74−80.
  193. , В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни Текст. / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. —- 2003. — № 3. С.3−14.
  194. , В. Д. Человек на пенсии: Социальные проблемы и образ жизни Текст. / В. Д. Шапиро. М.: Мысль, 1980.
  195. , В. Д. Социальная активность пожилых людей в СССР Текст. / В. Д. Шапиро. — М: Наука, 1983.-С.51.
  196. , И. В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте /Текст. / И. В. Шаповаленко // Психология зрелости и старения. -1999. -№ 6.
  197. , И. В. Возрастная психология Текст. / И. В. Шаповаленко. М.: Гардарики, 2004. — 349 с.
  198. , Н. Ф. Принципиальные положения в определении понятия «психическое старение» Текст. / Н. Ф. Шахматов // Современные вопросы геронтологии и гериатрии / Тезисы V Закавказской конференции, но геронтологии и гериатрии. Баку, 1987.
  199. , Н. Ф. Психическое старение Текст. / Н. Ф. Шахматов. М.: Медицина, 1996.
  200. , Н. Ф. Старение — время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей Текст. / Н. Ф. Шахматов // Психология зрелости и старения. 1998. — № 2. — С. 14 — 20.
  201. , O.A. Работа психолога с пенсионерами в отделении дневного пребывания Текст. / О. А. Шелест // Работник социальной службы. 2003. -№ 4.-С.46−65.
  202. , А. Е. Психика. Сознание. Бессознательное. К обобщенной теории психологии Текст. / А. Е. Шерозия. Тбилиси, Мецниереба, 1979.
  203. , Т. Социальная психология Текст. / Т. Шибутани. -М., Прогресс, 1969
  204. , Л. С. Факторы социальной адаптации пожилых в условиях реформ Текст. / Л. С. Шилова // Психология зрелости и старения. — 1998. — № 3.-С.60−74.
  205. , Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста Текст. / Г. Шихи. СПб., 1999.
  206. Фрейд, 3. Лекции по введению в психоанализ Текст. / 3. Фрейд. М., 1989.
  207. Хекхаузен. Мотивация и деятельность Текст. / Хекхаузен. М., Педагогика, 1986, т. 1, 2231. Чхартишвили, Ш. Н. Установка и сознание Текст. / Ш. Н. Чхартишвили. Тбилиси, Мецниереба, 1975
  208. , Э. Детство и общество Текст) / Э. Эриксон.- СПб.: Речь, 2000.
  209. Юнг, К. Г. Архетип и символ Текст. / К. Г. Юнг. М&bdquo- 1991.
  210. Юнг, К. Г. О перерождении Текст. / К. Г. Юнг / В кн. Синхрония, 2-е изд., испр. и доп. / перевод Г. А. Бутузова. Ваклер: Рефле-бук, 2003.-320 с.
  211. , Р. С. Социальная геронтология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Р. С. Яцемирская, И. Г. Беленькая. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 224С.
  212. Allport, G. Pattern and Growth in Personality N. Y., Holt, Rinchart and Winston, 1964
  213. Erikson, E.H. Childhood and society (2nd ed.). New York: Norton., 1963
  214. Erikson, E. H. Identity: Youth and crisis. New York: Norton., 1968
  215. Freud, S. Beyond the pleasure principle // Standardedition / Ed, by
  216. A.Strachey. Vol. 18. London, 1955.
  217. Jung, C. G. The stages of life // In Collected Works, 1931, vol. 8.
  218. Maslow, A. Dominance, Self-Esteem, Self-Actualization. California, 1973.
  219. Maslow A. H. Notes on Being Psychology. In: Readings in Humanistic Psychology (Ed. by A. Sutich and M. A. Vich). — N. Y., Free Press, 1969, pp. 51−80
  220. Peck, R. C. Psychological developments in the second half of life. In
  221. B. L. Neogarten. Middle age and aging. Chicago: University of Chicago Press, 1968.
  222. Rogers, C. R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework. In S. Koch (Ed.). Psychology: A study of a science (Vol. 3, pp. 184−256). New York: McGraw-Hill, 1959.
Заполнить форму текущей работой