Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Речь как средство общения и как инструмент мышления людей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одно из удачных исследований на эту тему было проведено в начале 1970;х гг. американскими зоопсихологами супругами Гарднерами. Б. Т. Гарднер и Р. А. Гарднер обучали в течение трех лет шимпанзе женского пола пользоваться некоторыми жестами, заимствованными из американского языка глухонемых людей (так называемый жестовый язык). Обучение началось, когда обезьяне было около года. Все, кто в течение… Читать ещё >

Речь как средство общения и как инструмент мышления людей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первичная филогенетическая и онтогенетическая функция речи — коммуникативная. Она связана с использованием речи в качестве средства обмена информацией между людьми.

В пользу такого утверждения говорит факт наличия языка и своеобразной речи у многих животных, использования ими языка для внутривидового общения. У шимпанзе, например, обнаруживается высокоразвитые язык и речь, которые в некоторых отношениях (звуковой состав, жесты и мимика) чем-то напоминают речь человека. Выразительные движения можно обнаружить не только у антропоидов, но также и у многих других животных. Это, например, движения частей тела, связанные с так называемыми социальными эмоциями (виляние хвостом у собак, поднятие хвоста и трение головой и телом о другое живое существо у кошек и т. д.).

Некоторые высшие животные, как показывают наблюдения за ними, хорошо разбираются в жестах и мимике друг друга. При помощи жестов они выражают не только свои эмоциональные состояния, но и побуждения. Самый распространенный способ общения между собой шимпанзе, например, состоит в том, что они начинают то движение или действие, которое хотят воспроизвести или к которому желают побудить другое животное. Этой же цели служат их хватательные движения, выражающие желание получить от другого животного какой-либо предмет.

Для многих животных характерна связь выразительных эмоциональных движений со специфическими голосовыми реакциями. Таким образом, язык и речь для животных являются не только совокупностью эмоционально-выразительных реакций, но также средством обеспечения психологического контакта и обмена друг с другом информацией.

Ту же роль язык и речь первоначально выполняли и у человека. Первые звуки, произнесенные первобытными людьми, жесты и мимика, которыми эти звуки сопровождались, вероятно, мало, чем отличались от жестов, мимики и звуков речи человекообразных обезьян. Вначале они обозначали потребности и внутренние состояния людей, информацией о которых они делились со своими сородичами. Как средство организации процесса мышления речь стала использоваться людьми, по-видимому, на относительно позднем этапе филогенетического развития.

Аналогичную картину мы может наблюдать в процессе индивидуального развития ребенка. Первые жесты, мимика, звуки и слова, демонстрируемые ребенком, — это средство общения с окружающими людьми. Даже тогда, когда ребенок начинает сам говорить и у него быстро развивается речь (от года до трех лет), она по-прежнему в основном используется детьми как средство обмена информацией. Употреблять свою речь для управления процессом мышления дети начинают с появления у них предметных игр и эгоцентрической речи, т. е. не раньше двух-трех лет. Следовательно, и в онтогенезе коммуникативная функция речи выступает как ее главная и первичная функция.

Наличие у человека и животных общей коммуникативной функции речи, а также обнаружение много общего в ее развитии и использовании побудило ученых попытаться научить высших животных пользоваться человеческой речью. Эти попытки начались еще на рубеже XIX и XX вв. и были стимулированы успехами в изучении интеллекта животных (в это время было доказано, что у человекообразных обезьян имеется человекоподобный интеллект и речь, чем-то, по крайней мере звуковым составом и сопровождающими ее жестами, напоминающая человеческую речь).

Однако практически все попытки подобного рода, предпринятые в течение нескольких десятков лет, закончились неудачей. Ученым, которые при обучении животных пользовались методикой обучения речи человека, так и не удалось ничего добиться: животные — и это было очевидно — оказались неспособными освоить не только письменную, но и устную речь человека, даже отдельные слова и разумно пользоваться ими в общении с человеком. После неоднократных неудач подобного рода ученые прекратили соответствующие попытки и задумались над вопросом о том, почему они закончились неудачей. На этот вопрос со временем были найдены следующие гипотетические ответы:

  • • у животных в отличие от человека нет в мозге специализированных центров речи. У человека это, например, центры Брока и Вернике, расположенные соответственно в височной части КГМ и задних отделах передней доли КГМ;
  • • устная и письменная речь человека, основанная на знании языка, предполагает восприятие языка как абстрактной знаковой системы, различение самого знака и того, что он обозначает. Животным, по-видимому, не дано восприятие знаковых систем именно таким образом, поскольку никаких аналогов знаковых систем типа человеческого письма у животных нет. То, что они (например, человекообразные обезьяны или дельфины) изображают с помощью предлагаемых им пишущих средств, совершенно не похоже на какие-либо осмысленные знаки;
  • • слово в речи человека — это не набор звуков, а понятие, несущее в себе обобщенную мысль. У человека — по крайней мере в тех видах речи, которым животных поначалу пытались обучать — мысль и слово неразрывно слиты друг с другом. У животных есть мышление и речь, но они разделены. Животные не в состоянии понять и освоить слово как понятие; для этого необходимо, чтобы они, как и человек, владели словесно-логическим мышлением;
  • • у человека существует сенситивный период освоения речи. С учетом того, что шимпанзе живут примерно в два раза меньше, чем человек (30—35 лет), их сенситивный период развития речи (если бы он был) должен был бы приходиться примерно на возраст от нолугода до полутора лет. Между тем во всех экспериментах их авторы пытались научить пользоваться человеческой речью обезьян, которые были старше одного года. Если бы человека начали учить пользоваться речью только после двух-трех лет, то и у него возникли бы проблемы с ее освоением. Следовательно, одной из причин неудач в обучении животных могло стать слишком позднее начало их обучения.

Тем не менее попытки обучения речи животных все же продолжались (с учетом, естественно, прошлых неудач) и в конечном счете привели к некоторым успехам. Познакомимся с результатами соответствующих исследований.

Одно из удачных исследований на эту тему было проведено в начале 1970;х гг. американскими зоопсихологами супругами Гарднерами. Б. Т. Гарднер и Р. А. Гарднер обучали в течение трех лет шимпанзе женского пола пользоваться некоторыми жестами, заимствованными из американского языка глухонемых людей (так называемый жестовый язык). Обучение началось, когда обезьяне было около года. Все, кто в течение четырех лет обучения ухаживал за животным, должны были в общении с ним пользоваться языком жестов. Поначалу экспериментатор активно подкреплял любые самостоятельные попытки обезьяны использовать эти же жесты в общении с людьми. Позднее, после того как экспериментатор, взяв передние лапы обезьяны в свои руки, сам в нужные моменты складывал из ее пальцев необходимые жесты (для этого понадобился очень долгий период обучения), обезьяна научилась ими пользоваться и к четырем годам освоила около 130 жестов. Эту обезьяну звали Уоши. Примечательно, что в данном и в других подобных экспериментах удалось научить пользоваться человеческой жестовой речью только обезьян женского иола. Этот факт может свидетельствовать о том, что у живых существ женского пола задатки к освоению речи развиты лучше, чем у существ мужского пола.

Положительный результат в обучении антропоидов жестовой речи был получен и другим зоопсихологом — Ф. Г. Патерсон, которая обучала гориллу. Эта обезьяна по имени Коко за период с 1 года до 7 лет освоила и научилась пользоваться в общении с людьми примерно 375 жестами.

Данные этих исследований, конечно, еще не доказывают, что животные в состоянии осваивать речь человека, по крайней мере в ее высших, соединенных с мышлением формах, т. е. понимать человеческую речь и пользоваться ею на уровне понятий. Эти данные показывают, кроме того, что те знаки, которые животные за длительный срок освоили, в практике их использования так и не вышли за пределы коммуникативной функции речи. Более того, до сих пор нет убедительных фактов, свидетельствующих о том, что животные в состоянии складывать из освоенных ими знаков целые предложения, менять в них порядок слов для выражения одного и того же содержания.

Одна из главных функций речи у современного человека состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове, как в понятии, заключено гораздо больше информации, чем может нести в себе простое сочетание звуков. Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с его речью, доказывается психофизиологическими исследованиями, свидетельствующими об активном участии голосового аппарата в решении умственных задач.

Электромиографическое исследование работы голосового аппарата в связи с мыслительной деятельностью показало, что в самые сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность его голосовых связок. Эта активность выступает в двух формах: фазической и тонической. Первая в электромиограмме (технически выполненная запись активности мышц голосового аппарата) фиксируется в виде высокоамплитудных и нерегулярных вспышек речедвигательных потенциалов, а вторая — в форме постепенного нарастания амплитуды электромиограммы.

Экспериментально доказано, что фазическая форма речедвигательных потенциалов связана со скрытым проговариванием человеком слов про себя, в то время как тоническая — с общим повышением речедвигательной активности. Также оказалось, что все виды мышления человека, связанные с необходимостью использования более или менее развернутых рассуждений, сопровождаются усилением речедвигательной импульсации, а привычные и повторные мыслительные действия — ее снижением. Существует, по-видимому, некоторый оптимальный уровень интенсивности речедвигательных реакций человека, при котором мыслительные операции выполняются наиболее успешно.

Речь как инструмент мышления используется в форме диалога между людьми, когда какую-либо задачу они решают совместно. При этом единый процесс мышления как бы оказывается распределенным между людьми. Более того, именно мышление в его диалогической форме является первичным по отношению к мышлению человека в форме внутреннего монолога. Дети, например, сначала научаются решать задачи в общении с взрослыми людьми и только затем переходят к их самостоятельному решению.

Интеллектуальная функция речи проявляется еще в одном: в ней сосредоточены все знания людей о мире и о себе, представленные в виде разнообразных текстов или передаваемые из уст в уста. Устная и письменная речь человека выступают как хранители и выразители его интеллектуальных достижений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой