Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Традиционные методы профориентации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы планирования карьеры и перспектив профессионального развития: 1) построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющих наглядно (на листочке) представить клиенту и профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека; 2) построение системы различных вариантов действий клиента (в виде… Читать ещё >

Традиционные методы профориентации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методы формирования ценностно-смысловой основы самоопределения: 1) просветительские беседы о ценности труда, профессиональной ответственности и совести; 2) дискуссии (диспуты) по проблемным вопросам профессионального и личностного самоопределения; 3) методики, которые мы относим к группе активизирующих методов (см. подпараграф 8.1.4, в частности, такие методики, как «Торг», «Самооценка нравственности, гражданственности», «Три судьбы», «Болван», «Сударь-государь» и др.).

Следует отметить, что данные методы еще требуют дальнейшей разработки и на сегодняшний день их явно не достаточно, как не достаточно специалистов-профконсультантов, которые могли бы эффективно их использовать.

Методы информационно-справочной работы: 1) профессиограммы — краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспринимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий); 2) справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации); 3) информационно-поисковые системы (далее — ИПС) для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы; бывают «ручные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т. п.), компьтеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ); эффективность таких методов возрастает, когда не жалеют средств для постоянного обновления информационной базы, что предполагает реальную связь консультационных центров со всеми организациями и учебными заведениями на уровне города, региона, а в идеале — и страны; соответственно, эффективность падает, когда у каждого центра есть «своя», очень ограниченная база; это заставляет клиента бегать по разным центрам, чтобы получить полную картину рынка труда; 4) профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена); 5) экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);

6) встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов, но профессии); 7) познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; 8) профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные мероприятия); 9) учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для России, так как показывать почти нечего, каждый удачный фильм о профессии — большая редкость); 10) использование СМИ может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (жанр общения с телеаудиторией, требующий не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения производить впечатление на разные аудитории, неизбежность сокращения «объема» профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода редакторским правкам и «цензуре»); 11) различные «ярмарки профессий» и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и выпускникам школ.

Методы профессиональной психодиагностики и профотбора: 1) беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); 2) открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование); 3) опросники профессиональной мотивации; специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т. е. пригодные для большинства, это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии (Шмелев, 1996; Резапкина, 2000); 4) опросники профессиональных способностей; требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий «профпригодность формируется в самой трудовой деятельности» (по Е. А. Климову); 5) «личностные» опросники; требуется особая подготовка профконсультантов при их использовании, понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников в профконсультации; по-настоящему личность нельзя просчитать (возникает масса проблем); настоящий личностный тест — это поступок человека в ответственные моменты жизни (например, на референдумах и при голосованиях, когда испытывается способность противостоять изощренной пропаганде; примечательно, что иногда о человеке можно много сказать по его поведению в общественном транспорте (своеобразный тест на «жлобство»); таким образом, получается, что тест на «личностность» — это, с одной стороны, поступок глобального масштаба, но, с другой стороны, проявление своей нравственной позиции в мелочах жизни, т. е. очень сложно оценить личность в обыденном, усредненном режиме жизни; 6) проективные личностные тесты (требуется особая подготовка и особая стажировка профконсультанта для их использования); 7) методы наблюдения — это один из основных научно-практических методов работы психолога, но Е. А. Климову (при условии владения этим методом, т. е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.); 8) сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, родителей и товарищей, педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не ставит знакомых и друзей интересующего нрофконсультанта человека в положение доносчиков); 9) психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности); 10) «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе по типу «F-теста» японского профессора Фукуямы (Укке, 1990; Фукуяма, 1992), что обычно требуют очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение заинтересованности фирм и организаций и т. п.) и, к сожалению, не очень подходит к условиям современной России; 11) использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур {Диагностические материалы для профессиональной ориентации, 2014);

12) исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с «испытательным сроком»); 13) использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.

Методы морально-эмоциональной поддержки самоопределяющейся личности: 1) группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем); своеобразным развитием подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали «клубы ищущих работу» и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы; 2) тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах); 3) сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (нейролингвистическое программирование, гештальт-группы, логотерапия и др.); иногда они позволяют клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта; 4) «пламенные» публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов, по в других случаях способны стать сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов; 5) профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; 6) личное обаяние профконсультанта (то, что от природы, и то, что можно самостоятельно в себе развивать); 7) различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться нрофконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем; 8) «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т. е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не торжественное заорганизованное мероприятие).

Методы помощи в принятии решения: 1) использование различных опросников по определению или уточнению профессиональных намерений, о чем уже говорилось выше; 2) карточные информационно-поисковые методики («профессьянсы»); в частности, профессьянсы «Формула», «Кто? Что? Где?», «Молекулы профессии» (Пряжников, 2012а, с. US- 134), кратко эти методики описаны также в подпараграфе 8.1.4; правда, одновременно их можно отнести и к активизирующим; 3) использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности (обычно используются на заключительных этапах консультации); 4) профконсультационная беседа, когда в ходе специально организованной консультации уточняются намерения клиента, который с помощью консультанта сам подходит к осознанному выбору.

Методы планирования карьеры и перспектив профессионального развития: 1) построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющих наглядно (на листочке) представить клиенту и профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека; 2) построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить оптимальные варианты перспектив; 3) при оказании помощи в планировании карьеры и жизни нередко используют методики Е. А. Головахи и А. А. Кроника «Линия жизни» и «Каузометрия», основанные на событийном подходе, когда профессиональная карьера строится из значимых жизненных событий (Головаха, Кроиик, 1984); 4) определенную эффективность для оказания помощи в планировании жизни и карьеры, в работе как со старшеклассниками, так и с молодыми клиентами студенческого возраста, показали карточные игровые технологии, в частности индивидуальная консультационная игра «Человек — судьба — чёрт» и игра с микрогруппой «Страшный суд», и даже настольные игры («Илиили»), краткая характеристика данных методик представлена в подпараграфе 8.1.4, а их полное описание — в других наших пособиях (Пряжников, 2012а, с. 135−153; Пряжников, 2014, с. 204—226); эти методики также можно отнести и к группе активизирующих методов; 5) большой потенциал для формирования у клиентов готовности к самостоятельному и осознанному планированию жизненных и профессиональных перспектив имеется и в таких играх и игровых упражнениях, как «Три судьбы», «Эпитафия», «Ловушки-капканчики» (Пряжников, 2012а, с. 87—104), краткое описание которых можно найти в подпараграфе 8.1.4. Несмотря на то что эти методики мы больше относим к активизирующим, их можно использовать в общих профориентационных программах работы со школьниками.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой