Психолого-педагогические факторы и сценарии профессионально-личностного становления студентов ИТ-специальностей
Диссертация
При всех позитивных изменениях в научно-теоретических установках отечественной системы высшего образования реальная практика ее функционирования в области ИТ-специалыюстей не соответствует требованиям современного общества. Не сокращается количество студентов, имеющих низкий уровень нервно-психической устойчивости, коммуникативных способностей и адаптивных возможностей, продолжается разрыв между… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСтаОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 1. 1. Профессионально-личностное становление ИТ-специалиста как психолого-педагогическая проблема
- 1. 2. Образовательное пространство вуза как система условий профессионально-личностного становления будущих ИТ-специалистов
- 1. 3. Условия и факторы, определяющие динамику и специфику профессионально-личностного становления будущих ИТ-специалистов
- 1. 4. Анализ возможных негативных последствий влияния информационных технологий на личностное становление ИТ-специалистов
- 1. 5. Профессионально-значимые характеристики
- ИТ-специалистов и разработка инструментов их диагностики
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- 2. 1. Разработка программы эмпирического исследования
- 2. 2. Психолого-педагогические условия и факторы профессионально-личностного становления студентов ИТ-специальностей в образовательном пространстве вуза
- 2. 3. Анализ условий и факторов построения межличностных отношений студентов ИТ-специальностей в образовательном пространстве вуза
- 2. 4. Сценарии профессионально-личностного становления будущих ИТ-специалистов в образовательном пространстве вуза
- 2. 5. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов
- ИТ-специальностей
- ВЬЮО ДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Типология личности и некоторые задачи психологической службы в вузе Текст. // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. Сборник научных трудов. М.: НИИВО, 1993. — С. 33−43.
- Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии Текст. / А. Адлер- пер. с нем. М.: Когито-Центр, 2002. — 220 с.
- Александрова, Е.А. Культурное самоопределение личности как составляющее индивидуализации Текст. / Е. А. Александрова // Новые ценности образования: культуросообразная школа. — М.: НПО «Школа и демократия», 2003. С. 63−78.
- Аллахвердов, В.М. Сознание как парадокс Текст. / В. М. Аллахвердов. -СПб., 2000. 528 с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т. Текст. / Б. Г. Ананьев. -М. Т. 2. — 1980. — С. 52−103.
- Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста Текст. / Б.Г. Ананьев- под ред. Б. Г. Ананьева и Н. В. Кузьминой // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы- JL: Наука, 1974. -С. 35−43.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. — СПб., 2002. 288 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.
- Анцыферова, ЛИ Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни Текст. / под ред. В. А Бодрова и др. // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала —М., 1991. — С. 27−43.
- Анцыферова, Л.И. Системный подход в психологии личности Текст. / Л. И. Анцыферова // Принцип системности в психологических исследованиях. -М.: Наука, 1990. С. 61−77.
- Аронсон, Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме Текст. / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт- пер. с англ. -5-е изд., испр., доп. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 560 с.
- Артамонов, Г. Т. О противоречиях перехода к информационному обществу Текст. / Г. Т. Артамонов // Вестник ВОИВТ, 1990. № 3. — С. 41.
- Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики Текст. / Е. Ю. Артемьева. М.: Наука, 1999. — 350 с.
- Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А. Г. Асмолов. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
- Асмолов, А.Г. Системно-деятелышстиый подход к разработке стандартов нового поколения Электронный ресурс. / А. Г. Асмолов. Режим доступа!: http://www.kipk.ru/rb-topic.php7t =837. — 15.10.10.
- Асмолов, А.Г. Психология индивидуальности Текст. / А. Г. Асмолов. — М.: Изд-во МГУ, 1986. 95 с.
- Бабаева, Ю.Д. Новые информационные технологии и проблемы одаренности Текст. / под ред. Ю. Д. Бабаевой, А. Е. Войскунского // Гуманитарные исследования в Интернете — М.: Терра-Можайск, 2000. С. 367−420.
- Бабаева, Ю.Д. Одаренный ребенок за компьютером Текст. / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский. М.: Сканрус, 2003. — 336 с.
- Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации Текст. / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал, 1998. Т. 19. -№ 1.-С. 88−100.
- Бабошина, Е.Б. Гуманизация образовательной среды (культурологический подход): метод, пособие для работников образования Текст. / Е. Б. Бабошина, А. К. Ворошилов, А. В. Шатных. Курган: ИПКРО, 2002. — С. 52.
- Бандура, А. Теория социального научения Текст. / А. Бандура- пер. с англ. СПб.: Евразия, 2000. — 320 с.
- Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры Текст. / Э. Берн- пер. с англ. Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. — 576 с.
- Берн, Э. Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии Текст. / Э. Берн- пер. с англ. Екатеринбург: ЛИТУР, 2003. — 272 с.
- Бодалев, A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения Текст. / A.A. Бодалев. М, 1998. — 168 с.
- Бодалев, A.A. Психология о личности Текст. / A.A. Бодалев. М.: МГУ, 1988.- 188 с.
- Бодров, В.А. Информационный стресс: учеб. пособие для вузов Текст. — М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 с.
- Бондаревская, Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие Текст. / Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич. — Ростов н / Д: Учитель, 2003. — 560 с.
- Бондаренко, C.B. Организационно-деятельностная модель психолого-педагогической поддержки личности на этапе вузовского обучения: Дис.. канд. психол. наук (19.00.07 педагогическая психология) Текст. / C.B. Бондаренко. — Ставрополь, 2005. — 191 с.
- Борисова, Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности Текст. / под ред. ЛИ. Анцыферовой // Психология формирования и развития личности / М.: Наука, 1980. — С. 159−177.
- Брушлинский, A.B. Психология субъекта Текст. / A.B. Брушлинский. — СПб.: Алтея, 2003.-268 с.
- Вазина, К.Я. Модель саморазвития человека Текст. / К. Я. Вазина. Н. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 1999. — 256 с.
- Васильева, С.А. Психодиагностика и психокоррекция в вузе Текст. / отв. ред. H.H. Обозов, Н. С. Копеина. // Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе. — Ленинград: ЛГУ, 1985. — С. 163−174.
- Вахромов, Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Текст. / Е. Е. Вахромова. М.: Международная педагогическая академия, 2001. — 160 с.
- Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
- Вербицкий, A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение Текст. / A.A. Вербицкий. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.
- Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика Текст. / С. М. Вишнякова. — М.: Академия, 1999. 538 с.
- Войскунский, А.Е. Гуманитарный Интернет Текст. / под ред. АЕ. Войскунского //Гуманитарные исследования в Интернете. —М.: Терра-Можайск, 2000. — С. 3−10.
- Войскунский, А.Е. Интернет — новая область исследований в психологической науке Текст. / под общ. ред. B.C. Братуся, Д. А. Леонтьева // Ученые записки каф. общей психологии МГУ. Вып. 1. — М.: Смысл, 2002. С. 82−101.
- Войскунский, А.Е. Традиции и перспективы деятелыгостного подхода в психологии: школа А. НЛеонтьева ТЕКСТ. / под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, O.K. Тихомирова. -М.: Изд-во Смысл, 1999. 429 с.
- Волков, И.П. Групповая продуктивность зависимости от характера восприятия и оценки партнера. Психология личности и малых групп Текст. / И. П. Волков, В. В. Васильев. Л., 1977. — 184 с.
- Ганзен, В.А. Системные описания в психологии Текст. / В. А. Ганзен. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 176 с.
- Гаранян, Н.Г. Перфекционизм, депрессия и тревога Текст. / Н.Г. Гара-нян, А. Б. Холмогорова, Т. Ю. Юдеева. // Московский психотерапевтический журнал, 2001. № 4. — С. 18−48.
- Гегель. Энциклопедия философских наук. Наука логики Текст. / Гегель.- М.: Мысль, 1974. 452 с.
- Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования Текст. / Б. С. Гершунский // Педагогика, 2003. № 10. — С. 3−7.
- Гершунский, Б.С. Философия образования: учеб. пособие Текст. / Б. С. Гершунский. М.: МПСИ Флинта, 1998. — 426 с.
- Глушков, В.М. Основы безбумажной информатики Текст. / В.М. Глуш-ков.-М., 1987.-552 с.
- Головей, Л.А. Самооценка как фактор профессионального самоопределения Текст. / JI. А. Головей, П. А. Грищенко, Н. Г. Никифорова // Вестник ЛГУ, 1988.-Сер. 6. -Вьп.4. С. 101−103.
- Грин, Н.М. О профессиональных стандартах в области ИТ Электронный ресурс. / Н. М. Грин. Режим доступа: http://blog.business-analvst.info/20lQ/02/14/o-prof-standartah-it/. -21.02.10.
- Деркач, A.A. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма Текст. / A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина. -М.: РАУ, 1993. 32 с.
- Деркач, A.A. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии Текст. / A.A. Деркач, А. П. Ситников. М.: Росс. Акад. управления, 1993. — 72 с.
- Долгов, Ю.Н. Развитие культуры медиапотребления: социально-психологический подход Текст. / под ред. Г. Н. Малюченко, A.C. Копового.
- Саратов: Изд-во Саратовского университетата, 2009. — 208 с.
- Долныкова, A.A. Психологические особенности супер-программистов Текст. / A.A. Долныкова, Н. В. Чудова // Психологический журнал, 1997. -Т. 18. № 1. — С. 113−121.
- Журавлев, П.В. Персонал. Словарь понятий и определений Текст. / П. В. Журавлев и др. М.: Экзамен, 2000. — 512 с.
- Зазыкин, В.Г. Акмеологические проблемы профессионализма Текст. / В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев. -М.: НИИ ВО, 1993. 207 с.
- Захарова, ИГ. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дис.. докт. пед. наук (13.00.01 общая педагогика, история педагогики и образования) Текст. / И. Г. Захарова. -Тюмень, 2003.-С. 46.
- Зеер, Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности Текст. / Э. Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк//Психологический журнал, 1997. № 6. — С.35 — 44.
- Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование Текст. / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика, 2002 № 3. — С. 16−21.
- Зеер, Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования Текст. / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург, 2000. —258 с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности Текст. / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. -М.: МПСИ / Воронеж: МОДЭК, 2008.-256 с.
- Зейгарник, Б.В. Теории личности в зарубежной психологии Текст. / Б. В. Зейгарник. — М., 1982. 128с.
- Зимина, О.В. Дидактические аспекты информатизации высшего образования Текст. / О. В. Зимина // Вестник Моск. ун-та. — Сер.20 «Педагогическое образование», 2005 № 1. — С. 23.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании Текст. / И. А. Зимняя. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.
- Зинченко, В.П. Рассудок и разум в контексте развивающего образования Текст. / В. П. Зинченко // Человек, 2000 № 4. — С. 16−19. — № 5. — С. 20−35.
- Каян, Э. Информационные технологии. Толковый словарь аббревиатур Текст. / Э. Каян. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. 648 с.
- Килимова, Л.В. Роль информационных технологий в саморазвитии личности Текст. / Л. В. Килимова. Курск: Курск, гос. техн. ун-т, 2003. — 63 с.
- Климов, Д.А. Англо-русский словарь-справочник сокращений аббревиатур и специальных обозначений, принятых в современных компьютерных технологиях Текст. / Д. А. Климов. ТЕИС, 2003. — 781 с.
- Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие Текст. / Е. А. Климов. — М.: Издательство Московского университета, 1995. С. 224.
- Климов, Е.А. О среде обитания человека глазами психолога Текст. / под ред. В. И. Панова // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. М. — Самара: Изд-во МГППИ, 1996. — С. 7−9.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е. А. Климов. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 304 с.
- Климов, Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия Текст. / Е. А. Климов // Вопросы психологии, 1983. -№ 1.-С. 102−108.
- Климов, Е.А. Становление профессионала Текст. / Е. А. Климов. М.: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. — 224 с.
- Клюев, Ф.Н. Управление качеством подготовки инженерно-педагогических кадров: учебно-методическое пособие Текст. / Ф. Н. Клюев. -Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. 144 с.
- Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1989.-256 с.
- Косов, Б.Б. Психологическая поддержка и организация психологической службы вуза Текст. / под науч. ред. А. П. Чернышева // Психологическая служба в вузе. М.: НИИВО. — М., 1994. — 44 с.
- Кравченко, Н.Г. Использование информационных технологий в дополнительном образовании детей по краеведению и экологии Электронный ресурс. / Н. Г. Кравченко. — Режим доступа: http://ito.edu.ru/2007/RostovTTO-Rostov-2007.pdf. 26.05.10.
- Крылова, Н.Б. Образовательная среда Текст. / Н. Б. Крылова //Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. — М.: Инноватор, 1995. С. 91.
- Кузьмина, Н.В. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста Текст. / Н. В. Кузьмина, С. Д. Пожарский, JT.E. Паутов. — СПб.: Евразийский открытый институт, 2008. — 376 с.
- Кузьмина, НВ. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища Текст. / НВ. Кузьмина. —М., 1989. — С. 119.
- Кузьмин, Е.С. Основы социальной психологии Текст. / Е. С. Кузьмин. -Л.: ЛГУ, 1967. 173 с.
- Кузьмин, Е.С. Социально-психологические особенности личности в свете теории отношений Текст. / Е. С. Кузьмин // Экспериментальная и прикладная психология. — Вып. 8. Л., 1977. — С. 23−30.
- Курек, Н.С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь Текст. / Н. С. Курек. М.: Институт психологии РАН, 1996. — 246 с.
- Лазарус, А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия Текст. / А. Лазарус- пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001. — 256 с.
- Левин, К. Уровень притязаний Текст. / К. Левин и др.- пер. с нем. // Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1984. — С. 29−56.
- Левитан, К.М. Личность педагога: становление и развитие Текст. / К. М. Левитан. Саратов, 1991. — 135с.
- Леонтьев, АН. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 352 с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. -М.: 1984. С. 293.
- Ломов, Б.Ф. Системность в психологии |Текст. / Б.Ф. Ломов- под ред. В.А. Ба-рабанщикова, Д. Н. Завалипшпой, В. А. Пономаренко. -М.- Воронеж, 1996. — 384р.
- Лысенко, Е.М. Психолого-педагогическая поддержка профессионального становления личности студентов педвуза: понятийный аспект Электронный ресурс. / Е. М. Лысенко, А. Г. Колчина. Режим доступа: www.rsu.edu.rU/~pedag/3/3/3Pokrov206.pdf. — 15.04.10.
- Любимова, Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов Текст. / Г. Ю. Любимов // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14 «Психология», 2000. — № 1. — С. 48−56.
- Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы Текст. / А. Маслоу- пер. с англ. М.: Смысл, 1999. — 423с.
- Маркова, А.К. Методологические проблемы системно-акмеологического изучения социализации и профессионализации человека. Развитие профессионализма государственных служащих: методология и практика Текст. / А. К. Маркова. — М.: Академия, 2002. — 256 с.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. — М.: Знание, 1996.-308 с.
- Маруга, Э.В. Развитие профессиональных представлений студентов педагогов-психологов как условие их гармоничного развития Текст. / Э. В. Маруга и др. // Проблемы становления гармоничной личности. — Балашов: БГПИ—2000. — С. 72−75.
- Мерлин, Б. Очерк теории темперамента Текст. / Б. Мерлин. — Пермь, 1973.-291 с.
- Миронова, Т.Л. Самосознание профессионала Текст. / Т. Л. Миронова. Улан-Удэ: БГУ, 1999. — 199 с.
- Миронова, Т. Л. Структура и развитие профессионального самосознания: Дис.. д-ра психол. наук (19.00.03 психология труда, инженерная психология, эргономика) Текст. / Т. Л Миронова. — М., 1999. — 436 с.
- Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие Текст. / Л. М. Митина. -М., 2004. 320 с.
- Моисеев, H.H. Экология человечества глазами математика: Человек, природа и будущее цивилизации Текст. / H.H. Моисеев. — М.: Молодая гвардия, 1988.-254 с.
- Московичи, С. Общество и теория в социальной психологии Текст. / под ред. Г. М. Андреевой и др.- пер. с франц. // Современная зарубежная социальная психология. М.: МГУ, 1984.
- Мэй, Р. Искусство психологического консультирования Текст. / Р. Мэй- пер. с англ. Т. К. Кругловой. М.: Независимая фирма «Класс», 1994. — 144 с.
- Найн, А.Я. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект Текст. / А. Я. Найн, Ф. Н. Клюев. — Челябинск: Изд-во Челяб. ин-та разв. проф. образ., 2008. — С. 264.
- Недбаева, C.B. Психологическая служба вуза Текст. / C.B. Недбаева, В. В. Жидкова // Психология в вузе. 2003. — № 3. — С. 49−63.
- Недосека, Л.И. Развитие субъектности студентов в процессе обучения иностранному языку: автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.08 — теория и методика профессионального образования.) Текст. / Л. И. Недосека. — Ро-стов-н-Д, 2005. 192 с.
- Новиков, А.М. Методология учебной деятельности Текст. / А. М. Новиков. М.: Эгвес, 2005. — 256 с.
- Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе Текст. / А. М. Новиков // Парадоксы наследия: векторы развития. — М.: Эгвес, 2000. —272 с.
- Обозов, H.H. Психология межличностных отношений Текст. / H.H. Обозов. К.: Лыбидь, 1990. — 192с.
- Панферов, В.Н. Основы психологии человека: учеб. пособие Текст. / В. Н. Панферов, A.B. Микляева, П. В. Румянцева. СПб: Речь, 2009. — 432с.
- Парсонс, Т. Система современных обществ Текст. / Т. Парсонс- пер. с англ. —M, 1998.
- Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности Текст. / В. А. Петровский. Ростов-н-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
- Петухова, Т.П. Современная парадигма информационного общества как основа стратегии формирования информационной компетенции специалиста Текст. / Т. П. Петухова // Вестник ОГУ. 2005. — № 1. — С. 116−123.
- Поваренков, Ю. П Критерии профессионализации и формирования структуры профессиональных способностей Текст. / Ю. П Поваренков // Развитие и диагностика способностей / под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. -М., 1991. С. 36−40.
- Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека Текст. / Ю. П. Поваренков. -УРАО, 2002. — 160 с.
- Попков, Ю.В. Сценарный подход в социальном познании Текст. / Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. Новосибирск: НГАЭиУ, 2004. — С. 21−28.
- Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение Текст. / Н. С. Пряжников. М., Воронеж: Инст-т практической психологии- НПО «Модек», 1996. — 246 с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учеб. пособие Текст. / под ред. Г. С. Никифорова. СПб: Изд-во СПбГУ, 1991. — 152 с.
- Резник, С.Д. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры: учеб. пособие Текст. / С. Д. Резник. М.: ИНФРА, 2011. — 474 с.
- Рейман, Л. Д. Кооперация вузов, учебных центров и крупных предприятий — эффективное решение проблемы подготовки высококлассных ИТ-специалистов Электронный ресурс. / Л. Д. Рейман: — Режим доступа: http://www.bi.Ianit.ru/events/infocom2004.htm. 17.01.10.
- Роджерс, К. Становление личности Взгляд на психотерапию Текст. / К. Роджерс- пер. с англ. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 272 с.
- Розин, В.М. Философия образования: предмет, концепция направления изучения Текст. / В. М. Розин // Alma-Mater — Вестник высшей школы. — М., 1991 -№ 1.~ С. 48−58.
- Розов, ИХ. Интеллект, окружающий новый мир и новый век Текст. / ИХ. Розов // Вестник Моск. ун-та. Сер.20. — Педагогическое образование, 2005. — № 1. — С. 111.
- Романова, Е.С. Психология профессионального становления личности: дис.. док. пс. наук Текст. / Е. С. Романова. М., 1992. — 611 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учеб. пособие Текст. / С. Л. Рубинштейн. Издательство: Питер-Юг, 2006. — С. 127.
- Ситников, А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии Текст. / А. П. Ситников, А. А. Деркач. — М.: РАУ, 1993. 321 с.
- Соколова, И.В. Проблемы становления информатики как учебной дисциплины Текст. / И. В. Соколова // Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники. М., 1995. — № 4. — с. 19−22.
- Стюарт, Я. Современный трансактный анализ Текст. / Я. Стюарт, В. Джойнс- пер. с англ. — СПб: Социально-психологический центр, 1996. — 330 с.
- Субетто, А. И Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития Текст. / А. И. Субетто. — Тольятти: Филиал Исследоват. центра при МАБиБД, 1995. — 184 с.
- Тоффлер, А. Третья волна Текст. / А. Тоффлер- пер. с англ. — М.: ООО Фирма «Издательство ACT», 1999. с. 784.
- Тумашов, Л.В. Социальные последствия всеобщей компьютеризации и информатизации Электронный ресурс. / Л. В. Тумашов — Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/philosophv/d00005543.html. 12.03.10.
- Тюнис, Л.Ю. Проблема профессионального развития личности в психолого-педагогических исследованиях Электронный ресурс. / Л. Ю. Тюнис // Юридическое образование и наука, 2005 № 3. — Режим доступа: http://www.lawmix.ru/comm/9091. 15.07.10.
- Тюников, Ю.С. Преподаватель и студент: сценарии взаимодействия Текст. / М. А. Мазниченко, Ю. С. Тюников // Высшее образование в России, 2004.-№ 12.-С. 97−108.
- Урсул, А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации Текст. / А. Д. Урсул. -М.: Луч, 1993. 140 с.
- Уэбстер, Ф. Теории информационного общества Текст. / Ф. Уэбстер- пер. с англ. -М.: Аспект-пресс, 2004. 400 с.
- Фонарев, А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации Текст. / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии, 2004. № 6. — С. 72−83.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла Текст./ под ред. Л. Я. Гозмана, ДА. Леонтьева- пер. с англ. -М.: Прогресс, 1990. -368 с.
- Фромм, Э. Бегство от свободы Текст. / общ. ред. и послесл. П.С. Гуре-вича.- пер. с англ. — М.: Прогресс, 1989. — 272 с.
- Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиоиоалыюй деятельности Текст. / В. Д. Шадриков. -М., 1982. 184с.
- Шахматова, О.Н. Личностио ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Науч.-метод, пособие Текст. / О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. — 45 с.
- Шендрик, И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование / И. Г. Шендрик. -М.: АПКиПРО, 2003. С. 41.
- Шкуратова, ИП Мотивация межличностного общения и метод ее диагностики: Методическое пособие по спецкурсу Текст. /ИП. Шкуратова. — РГУ УПЛ, 1998. —35 с.
- Шнейдерман, Б. Психология программирования: человеческие факторы в вычислительных и информационных системах Текст. / Б. Щнейдерман. — М: «Радио и связь», 1984. 304 с.
- Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития: в традиции культурно-исторической теории JI.C. Выготского Текст. / ДБ. Эльконин. М.: Триво-ла, 1994.-168 с.
- Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон- пер. с англ. М.: Флинта, 2006. — 342 с.
- Юдеева, Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: дис.. канд. психол. наук (19.00.04 — медицинская психология) Текст. / Т. Ю. Юдеева. М., 2007. — 275 с.
- Юнг, К. Г. Психологические типы Текст. / под общей ред. В.В. Зеленского- пер. с нем. СПб.: изд-во «Азбука», 2001. — 736 с.
- Ядрышникова, T.JI. Психологический анализ профессионального становления мастера ПТУ: дис.. канд. психол. наук (19.00.07-педагогическая психология) Текст. / T.JI. Ядрышникова. М., 1987. — 258 с.
- Якунин, В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие Текст. / В. А. Якунин. СПб.: Полиус, 1998. — 638 с.
- Якушина, Е.В. Интернет для школьника и начинающего пользователя Текст. / Е. В. Якушина. / под ред. А. А. Журина. -М.: Аквариум, 1997. 256 с.
- Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды Текст. / В. А. Ясвин. -М.: Сентябрь, 2000. С. 11- 14.
- Sonnentag, S. Excellent software professionals: Experience, work activities, and perception by peers // Behaviour & Information Technology, 1995, Vol. 14(5), pp. 289 299.
- Sternberg, R. Thinking Styles. New York: Cambridge University Press, 1999.
- Turkle, S. The Second Self: Computers and the Human Spirit. -N.Y.: Simon and Schuster, 1984.
- Электронный ресурс. / Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/philosophv/5 543 O. html
- Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.rhsmith.umd.edu:8001/ckim/Pat Wallace
- Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.rider.edu/users/suler/psycyber. 17.04.10.
- Электронный ресурс. / Режим доступа: www.komputerra.ru. 19.04.10.
- Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.roditel.ru/news.php?n=4895&c=1001. 24.05.10.
- Электронный ресурс. / Режим доступа: http://dimoning.ru/esche-odna-prichina. 13.02.10.
- Электронный ресурс. / Режим доступа: http://onlife.ru/que.phtml?id=216. 29.02.10.
- Электронный ресурс. / Режим доступа: http://web.mit.edu/sturkle/www. 29.03.10.
- Электронный ресурс. / Режим доступа: http://parä-.bv/download/para.bv/referat/2624 TEXNOCRA.TXT. 20.04.10.
- Электронный ресурс. / Режим доступа: http://ai.obrazec.ru/programmer.htm. 01.01.10.
- Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.psychometrica.ru/index.php?hid=50&-metinfo=396. -01.10.10.
- Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.psvlab.info/%D0%9B%D0%94. 12.03.10.