Конфликты детско родителеских отношений
Кризисность и трудность подросткового возраста обусловлены резким взрослением, скачком из детства в новую возрастную фазу, в новое знание. Подросток сталкивается с неведомыми ему ранее противоречиями во взаимоотношениях между людьми, он обнаруживает в себе новые чувства и побуждения. Естественно, что внутренние процессы развития в подростковом возрасте (как и в любом другом) нельзя рассматривать… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДЕТСКОРОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
- 1. 1. Семья как фактор становления личности подростка
- 1. 2. Особенности развития в подростковом возрасте
- 1. 3. Конфликтность и ее проявление в подростковом возрасте
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- 2. 1. Построение и методы исследования
- 2. 2. Диагностика стиля детско-родительских отношений
- 2. 3. Анализ результатов исследования конфликтности в аспекте связи со стилем детско-родительских отношений
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА III. РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ В СИТУАЦИИ КРИЗИСА
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- ПРИЛОЖЕНИЕ
Семья для ребенка это первая социальная микросреда, один из социальных институтов общества. В условиях нарастающего материального и социального расслоения общества происходят изменения в семейном воспитании и в семье в целом. Материальная нестабильность, стремление обеспечить благополучие семьи, значительно сокращают время, силы и внимание родителей к воспитанию детей, что приводит к игнорированию их психологических потребностей, чрезмерности или недостаточности требований обязанностей, требований — запретов к нему, увеличивает строгость санкций за нарушение требований ребенком, приводит к неустойчивости стиля воспитания в семье.
Известно, что нарушение внутрисемейных отношений патогенно влияет на развитие личности ребенка. При этом одной из основных причин, способствующих формированию психопатологических черт личности, обычно называют детско-родительское отношение матери и отца к своему ребенку, которое проявляется в чрезмерной холодности и требовательности, чрезмерном рационализме, эмоциональном отвержении ребенка или в неумеренной аффектации.
Актуальность: В данный момент наблюдается значительный рост исследований, посвященных детско-родительским отношениям и развитию подростка в семье. Однако проблема связи детско-родительских отношений и конфликтности подростков до сих пор не была конкретным предметом изучения. Поэтому данное исследование направлено на поиск связей между стилями детско-родительских отношений (конструктивными и деструктивными) и конфликтностью в подростковом возрасте. Актуальность его заключается в выявлении скрытых механизмов, которые лежат в основе подростковой конфликтности.
Научная новизна исследования состоит в установлении связи детско-родительских отношений и конфликтности в подростковом возрасте.
Практическая значимость: Полученные данные могут быть использованы при разработке психопрофилактических программ, целью которых является:
1) оптимизация детско-родительских отношений;
2) гармоничное развитие подростков в семье.
Гипотезы исследования: Мы исходили из предположения о связи детско-родительских отношений и конфликтности в подростковом возрасте, которая может быть выражена следующим образом: а) высокие модальности отношений негативного характера детерминируют высокую конфликтность;
б) низкая конфликтность детерминируется гармоничным типом детско-родительских отношений;
в) воспитательная конфронтация, выраженная в противоречивых показателях отношений отца и матери, опосредует конфликтность подростков.
Список литературы
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире.//Вопросы психологии.- 2002.-№ 1.
- Агейко О.В. Историческая эволюция типов детско-родительских отношений.//Развитие психологии в Беларуси: история и современность. Сборник статей Республиканской научной конференции. Часть 2. Мн.: 2001.
- Актуальные проблемы социально-психологтческой помощи семье: теория и практика: Материалы международной научн. практич. конференции. Мн.: 2000.
- Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ, 1999.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
- Бубнова И.А. Проблемы современной семьи и их влияние на развитие подростка.// Гуманитарно-экономический вестник.- 2001.- № 2.
- В мире подростка./Под ред. А. А. Бодалева.- М., Медицина, 1982.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т.- М., 1984.- Т.4.
- Горьковая И.А. Нарушения поведения у подростков как социально-психологическая проблема.// Адукацыя i выхаванне.- 1997.- № 7.
- Гришина Н.В. Психология конфликта.- СПб.: Издтельство «Питер», 2000.
- Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей.// Социологические исследования.- М.: «Наука», 1996.- № 3.
- Джинотт Х.Дж. Между родителем и подростком.- М.: Издательство «Прогресс».- 2000.
- Казак Т.В. Социально-психологические вопросы изучения и профилактики конфликтов среди подростков с асоциальным поведением.- Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001.
- Катаева-Венгер А. А. Трудный возраст: Подростки сегодня.- М.: Школьная пресса, 2002.
- Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие)/ Пер. с фр.- М.: Педагогика, 1991.- Пер. изд.: Бельгия, 1986.
- Комиссаренко Т.И., Колесник Н. Т. Особенности семейного воспитания и их влияние на личность ребенка.// Материалы международной научно практ. конференции. Мн., 1999.
- Костенич О. Каков он, современный подросток?// Матэрыялы Рэспубликанскай студэнцкай навук.- практычн. канферэнцьй, прысвеч. стагоддзю з дня на-раджэння Л. С. Выгоцкага. Мн., 1996.
- Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Издательство «Питер», 2000.
- Крук А.Н. Стили и методы воспитания в семье: преимущества и недостатки.//Адукацыя i выхаванне.- 1998.- № 10.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л., 1983.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.- СПб.: Издательство «Речь», 2000.
- Метелица А.С., Папко М. В. Особенности личности и взаимоотношений в семьях подростков с отклоняющимся от нормы поведением.// Тезисы докладов международной научно практич. конференции.- Мн., 1997.
- Мицкевич Ж.И. Проблемы детско-родительского взаимодействия.// Психа-лот.-2002.-№ 3.
- Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка.- СПб.: Питер, 2002.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения.- Л.: Издательство ЛГУ, 1979.
- Популярная психология для родителей./Под. ред. А. С. Спиваковской.- СПб.: СОЮЗ, 1997.
- Прихожан A.M. Проблема подросткового кризиса / Психологическая наука и образование.-1997.- № 1.
- Розин М.В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре.//Психология конфликта.- СПб.: Питер, 2001.
- Сезнева Т.А. Роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков.//Адукацыя i выхаванне.- 2000.- № 11.
- Сенько Т.В. Поведение родителей и социальная успешность детей.//Адукацыя i выхаванне.- 2000.- № 11.
- Сермяжо Е.И. Семейная педагогика в вопросах и ответах: Пособие.- Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2001.
- Спиваковская А.С. Как быть родителями.- М., 1988.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности.- М.: Мысль, 1987.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1991.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.- Л.: Медицина, 1990.