Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегии «вынужденного» выбора

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важно признать, что такие призывы могут быть достаточно действенными. Не менее важно понять, какие призывы сейчас актуальны для социально-экономического возрождения страны. В больших социальных и экономических системах большинство населения чувствует себя комфортнее, когда оно объединено какой-то идеей (включая и идеи «общественного призыва»), и наоборот, отсутствие таких идей оказывается… Читать ещё >

Стратегии «вынужденного» выбора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Можно привести множество примеров такого «вынужденного» выбора: трудоустройство в условиях массовой безработицы, трудоустройство многих мигрантов («гастарбайтеров»), работа заключенных в колониях, карьерные выборы под сильным давлением родственников или обстоятельств и др. Часто люди, оказавшись в ситуации такого выбора, понимают, что другого им не дано, особенно когда они добровольно ставят себя в подобные ситуации (мигранты и частично безработные, например, если они добровольно уходят из организаций с невыносимыми моральными условиями) или понимают риск оказаться перед «вынужденным» выбором (правонарушители). Мы относим все это также к традиционалистским парадигмам, поскольку в большинстве случаев работа с данными категориями населения, к сожалению, больше базируется на традициях (уже сложившемся порядке вещей), чем на научно обоснованном поиске новых подходов в помощи таким людям.

Можно кратко обозначить основные перспективные направления работы, которые позволят преодолеть старые традиции в работе с людьми, оказавшимися в ситуации «вынужденного выбора» и, возможно, даже перейти к новым, более гуманным традициям.

Основные перспективные направления работы с безработными и незанятыми. Заметим, что часть из этих направлений уже реализуется (Бендюков, 2006; Красноженова, Симонин, 2008; Кязимов, 2005), но многое еще нуждается в совершенствовании:

прогнозирование и развитие рынка труда (рассредоточение рабочей силы по регионам);

  • — создание новых рабочих мест;
  • — стимулирование малого и среднего бизнеса (через льготные условия);
  • — повышение социальной защищенности безработных;

иногда «вынужденный» выбор как следствие манипулятивного давления на личность (со стороны родственников и обстоятельств) и др.

Основные перспективные направления работы с мигрантами:

  • — установление минимальных нормативов в оплате труда;
  • — повышение ответственности за эксплуатацию мигрантов;
  • — усиление отбора и подготовки мигрантов к работе в России (лучше — через международное сотрудничество с заинтересованными странами).

Основные перспективные направления работы с заключенными (в колониях) и освобожденными из мест заключения:

  • — учет ресурсов осужденных (их профессиональный и жизненный опыт);
  • — увязывание сроков освобождения (и условий содержания) с трудовой мотивацией и реальной работой осужденных;
  • — обеспечение для осужденных профессионального обучения (на добровольной основе) по специальностям, востребованным на рынке труда и др.

Основные направления помощи самоопределяющемуся человеку при сильном манипулятивном давлении со стороны родственников или обстоятельств. Заметим, что иногда родственники «играют на чувствах», чтобы, например, удержать близких людей при себе (и дети отказываются от карьеры, перспективных поездок и командировок), а иногда появляются искусственные обстоятельства, которых могло бы и не быть, например, якобы важность строительства дачи (требующего много денег) или надуманное «лечение». Основное (стратегическое) направление помощи связано:

  • — с расширением свобод данного общества и уменьшением зависимости личности от традиционного воздействия семьи и обстоятельств;
  • — выделением альтернативных вариантов самоопределения через специально организованную консультативную и психотерапевтическую помощь;
  • — просветительской работой, расширяющей представления человека о разных вариантах планирования жизни.

Главная проблема: как «вынужденные» выборы перевести с уровня стихийности и традиционности на уровень современного управления человеческими ресурсами.

Мировоззренческий (воспитательный, идеологический) подход.

Планирование жизненных и карьерных перспектив часто предполагает и формирование определенного «образа мира» (Климов, 1995), и формирование определенной «картины мира» (Павлова, 2010). Нередко в основе здесь лежит «общественный призыв», направленный на мобилизацию части ресурсов общества на решение приоритетных задач (война, экономический рывок, культурное возрождение и т. п.), предполагающий определенный уровень сознательности и чувства долга населения, способного откликаться на такие призывы. Обычно «общественный призыв» воплощается в кратких и понятных для большинства формулировках. Например, в дореволюционные времена это был девиз «Служение царю и отечеству». В первые десятилетия советской власти появились другие призывы: «Все — на стройки пятилетки!»; «Все — на фронт!»; «Все — на поднятие целины!» и т.и. Если раньше эти призывы вывешивали на лозунгах и заборах, то сейчас они скорее существуют виртуально, распространяясь в сознании населения через средства массовой пропаганды. Например, в 1990;е гг. тогдашняя власть фактически призывала всех «идти в бизнес и обогащаться», и многие из тех, кто воспринял этот призыв, за короткое время действительно стали богатыми, хотя у многих судьбы и здоровье оказались искалеченными. Наоборот, многие из тех, кто «не понял специфики исторического момента», не смогли «вписаться» в новые реалии, и их карьеры оказались менее успешными. Правда, остается еще один важный вопрос о том, как быть самоопределяющейся личности, если она внутренне не согласна с призывами, исходящими от власти. Возможна ситуация, когда человек, сознательно отказываясь от сомнительной «успешной» карьеры, будет впоследствии гордиться своим отказом и сохранением своего достоинства. Как могут помочь таким людям про ф к о н с у л ь т, а н т ы ?

Важно признать, что такие призывы могут быть достаточно действенными. Не менее важно понять, какие призывы сейчас актуальны для социально-экономического возрождения страны. В больших социальных и экономических системах большинство населения чувствует себя комфортнее, когда оно объединено какой-то идеей (включая и идеи «общественного призыва»), и наоборот, отсутствие таких идей оказывается губительным для больших систем, что, например, подтверждается развалом СССР. В малых системах власть и население обычно заимствуют такие идеи (и призывы) у более сильных систем, от которых они зависят.

Учитывая важность «общественных призывов» как для развития страны, так и для полноценного самоопределения личности, следует изучить психолого-педагогические условия более эффективного использования подобных призывов в профориентационной работе. Но поскольку эта работа предполагает усиление трудового и патриотического воспитания и формирования полноценного мировоззрения еще с ранних лет, данная парадигма также может быть отнесена к традиционалистским, поскольку во всех культурах традиционно главным условием сохранения и развития общественной системы была понятная и привлекательная для большинства идеология, консолидирующая общество в целом и придающая смысл труду и всей жизни каждого гражданина данного общества.

При этом надо понимать, что часть населения способна воспринимать (или отторгать) такие консолидирующие призывы осознанно, но немалая часть воспринимает их просто на веру, как нечто само собой разумеющееся. Если для первых «общественные призывы» выходят за рамки традиционалистской парадигмы (они думают своей головой и способны сами порождать новые традиции), то для вторых все это укладывается в существующую традицию, и они готовы быть ревностными исполнителями этих призывов. Для стабильности общества важны и те, и другие люди (см. подробнее Пряжникову 20 126, с. 49—65, 277—299).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой