Ментальные репрезентации базовых эмоций
Диссертация
Проанализировав инвариантный (повторяющийся от испытуемых к испытуемым) компонент представлений о базовых эмоциях, мы обнаружили, что содержание этих представлений включают чаще всего элементы мимики, жестов, особых движений, являющихся характерными для той или ной эмоции, и выступающими на определенном этапе в качестве символа этой эмоции. Нужно отметить и элемент внутреннего переживания… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕНТАЛЬНОЙ ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ ЭМОЦИЙ
- 1. 1. Ментальные репрезентации психических явлений
- 1. 2. Эмоции как объект ментальной представленности
- 1. 2. 1. Природа эмоциональных феноменов
- 1. 2. 2. Понятие базовых эмоций
- 1. 2. 3. Эмоциональное реагирование и эмоциональные 16 ситуации
- 1. 2. 4. Уровни эмоционального реагирования
- 1. 2. 5. Индивидуальные особенности эмоциональной сферы
- 1. 2. 6. Понимание и распознавание эмоций
- 1. 3. Ментальные представления об эмоциях
- 1. 3. 1. Исследование эмоциональных образов и образов 35 эмоций в психологии искусства
- 1. 3. 2. Исследования ментальных представлений об эмоциях 46 в школе А.М. Веккера
- 1. 3. 3. Эмоциональные образы в традиции А.Н.Леонтьева
- 1. 3. 4. Исследования ментальных репрезентаций эмоций в 58 когнитивной психологии
- 1. 3. 5. «Теории психического» как конструкт описания 63 ментальных представлений об эмоциях
- 2. 2. Исследование ментальных представлений об эмоциях 95 через анализ поз, движений на сцене
- 2. 3. Исследование ментальных представлений об эмоциях 113 через анализ рисунков
- 2. 4. Исследование ментальных представлений об эмоциях 124 через анализ описаний детьми жизненных ситуаций
Список литературы
- Абульханова К.А., Гордиенко Е. В. Представления личности об отношении к ней других людей. / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, Е. А. Чудиной. — М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000, — с.3−8.
- Авдеев В. М. Влияние музыкального произведения и его интерпретаций на компоненты музыкального восприятия // Автореф. дис. к.психол.н. М., 1982. -18 с.
- Акишина А.А., Кано X. Национальная специфика коммуникации и словарь русских жестов. В кн.: Словари и лингвострановедение. М., 1982, с. 157−161.
- Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса. М.: Высшая школа, 1984.-211 с.
- Амбарцумова Ж.Ф. Русские словосочетания и их возможная лексикографическая фиксация. В кн.: Словари и лингвострановедение. М., 1982, с.162−168.
- Андреев Л.Г. Импрессионизм. М.: Изд-во МГУ, 1980. 250 с.
- Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной психосемантики / Под. ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука- Смысл, 1999. — 350 с.
- Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2001. -160 с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.- М.: Сов. энциклопедия, 1966. 608 с.
- Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. Спб.:Алетейя, 2002. — 512 с.
- Барабанщиков В.А., Малкова Т. Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений // Вопросы психологии.- 1988. № 5,-с. 131−140.
- Барабанщиков В. А., Малкова Т. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица // Проблема общения в психологии. М., 1981, — с.121−132.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: «Искусство», 1979.
- Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройства личности-СПб.: Питер, 2002. 544 с.
- Белик А.А. Изменённые состояния сознания как междисциплинарная область исследований. В кн.: Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под ред. А. А. Велика. М.: Смысл, 2001, с.523−546.
- Берзницкас А.И. Экспериментальное исследование некоторых характеристик интеллектуальных эмоций // Автореф. дис.. к.психол.н. Л., 1980. — 23 с.
- Блинникова И.В. Роль зрительного опыта в репрезентации окружающей среды // Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: ИП РАН, 1998, с.101−132.
- Блинникова И.В. Роль зрительного опыта в формировании представлений об окружающем пространстве.// Автореф. дис.. к.психол.н. М., 1995
- Блинникова И.В., Капица М. С., Барлас Т. В. Функциональные и эмоциональные искажения в пространственных представлениях // Вестник Московского Университета. Сер. 14, Психология, № 3. М., 2000.
- Борисова А.А. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи // Вопросы психологии. 1989. №>1.
- Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания. М.: «ВЛАДОС», 2000. 191 с.
- Былкина Н.Д., Люсин Д. В. Развитие когнитивных схем эмоций в онтогенезе. В кн.: Познание. Общество. Развитие. М., 1996, с. 77−88.
- В.К.Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. — 288 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребёнка. Спб.: Питер, 2001.
- Ван-Кревелен К проблеме аутизма. В кн.: Детский аутизм / Сост. Л. М. Шипицына. Международный ун-т семьи и ребёнка им. Р. Валленберга, 1997, — с. 1724.26.
- Васильев И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М&bdquo- 1980.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.
- Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. -М.: Смысл, 1998.-685 с.
- Вильсон Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники. М.: «Когито — Центр», 2001. — 384 с.
- Вилюнас В.К. Перспективы развития психологии эмоций // Тенденции развития психологической науки. М., 1988.
- Вилюнас В.К. Предисловие к книге Я.Рейковского «Экспериментальная психология эмоций». М., 1979.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.-288 с. 1976.
- Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю. Б. Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.-288 с.
- Виноградов Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975, -с.88−99.
- Витт Н.В. Речь и эмоции: Учебное пособие к спецкурсу по психологии. М., 1984, — 76 с.
- Волконский С. Человек на сцене. СПб, 1912. — 182 с.
- Волчек О.Д. Музыка и профилактика негативного влияния ограниченного пространства // Проблема инженерной психологии. Bbin. IV: Эргономика. М., 1979, с.48−49.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. М., Лабиринт, 1996. -416 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998.480 с.
- Высотская Н.Е. Изучение индивидуальных качеств, влияющих на успешность овладения профессией артистов балета. // Дис-ция. к.психол.н.- Л., 1975.
- Вяткин Б. А. Дорфман Л.Я. О системном анализе психологических состояний. Сообщение 3. Исследование структуры эмоциональных переживаний, вызванных музыкой / Новые исследования в психологии. М., 1988, № 1 (38), с.3−8.
- Гайлите З.Р. Некоторые аспекты восприятия сонатной композиции // Советская музыка. 1985. № 9, с.66−68.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. Санкт-Петербург: АО «Сфера», 1994, — 160 с.
- Глейтман Г. и др. Основы психологии: Пер. с англ. / Под ред. Большакова В. Ю., Дружинина В. Н. СПб.: Речь, 2001. — 1247 с.
- Гоголь Н.В. Петербургские записки / Собр.соч. Т.7. М.: Русская книга, 1994, -с.482−493.
- Гончаров А.А. Режиссерские тетради. М., 1980.
- Гостев А.А. Дорога из зазеркалья: психология развития образной сферы человека.-М.: Институт психологии РАН, 1998. 216 с.
- Гостев А.А. Образная сфера человека. М., Институт психологии РАН, 1992. — 194 с.
- Готсдинер А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки//Автореф. дисс.. д.п.н.- М., 1989.
- Градовская Н.И. Измерение выраженности тревоги в речи методом контент-анализа Готтшалка-Глезера. В кн.:Психологические исследования дискурса. Сборник научных трудов / Отв.ред. Н. Д. Павлова.- М.: ПЕРСЭ, 2002, с.166−180.
- Гринберг Дж. Квантитативный подход к морфологической типологии языков // Новое в лингвистике. Вып. 111. М., 1963, с.60−94.
- Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний. М.:ИЧП «Изд-во Магистр», 1998. -436 с.
- Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб.: Питер, 2001.-384 с. 5 7. Джемс У. Психология. М., 1991. — Гл. XX1V.
- Доброхотова О. Эмоциональная патология при очаговом поражении головного мозга. М.: Медицина, 1974. 159 с.
- Дорфман Л.Я. Соотношение психологических характеристик эмоциональных переживаний с биоэлектрическими процессами мозга // Актуальныепроцессы психологии в свете современных требований общественной практики. Пермь, 1986, -с.61−62.
- Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997. 424 с.
- Дорфман Л.Я. Эмоциональные стили (на материале художественно-творческой деятельности) // Дис-ция. д.п.н, — М., 1994. 354 с.
- Дункан А. Моя жизнь в танце. М., 1936. — 258 с.
- Ермолаева Е. А. Психосемантический анализ жестикуляции как знакового средства общения // Дис-ция. к.психол.н.- М, 1984. 199с.
- Закаблук А.Г. Возрастные особенности прогнозирования школьниками своих эмоциональных состояний // Дис-ция. к. психол.н.- Л., 1986. 168 с.
- Запорожец А.В. Взаимосвязь развития когнитивного и эмоционального процессов у детей. В кн.: Тезисы научных сообщений Сов. Психологии к XXV Международному психологическому конгрессу. М., 1976.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М: Педагогика, 1986.
- Запорожец А.В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка // Вопросы психологии. 1974. № 6, — с.59−73.
- Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб.: Дельта, 1996. с. 480.
- Захаров Р. Слово о танце. М.: «Молодая гвардия», 1977. — 159 с.
- Зигфрид В. Танец искусство движения: красота как свойство поведения. В кн.: Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: пер. с англ. / Под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д.Эпстайна. — М.: Мир, 1995, — с. 125−155.
- Знаков В.В. Макивеаллизм, манипулятивное поведеине и взаимопонимание, а межличностном общении. // Вопросы психологии.- 2002. № 6, с.45−54.
- Иванченко Г. В. Восприятие музыки и музыкальные предпочтения // Психологический журнал. 2001. Т 22. № 1, с.72−82.
- Иванченко Г. В. Опосредование в восприятии музыки. // Дис-ция. к. психол. н. М., 1995. — 184 с.
- Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. -264 с.
- Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. 464 с.
- Изард К. Эмоции человека / пер. с англ. М., Изд-во: Моск. Ун-та, 1980. 440с.
- Измайлов Ч.А., Титов Н. И. Четырёхмерное пространство восприятия эмоциональной экспрессии. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1999. № 3, с.34−41.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. — 752 с.
- Кан Ф. Человек. Л.:Изд-во «Сеятель», 1929. 164 с.
- Кахиани С.Н. Экспрессивность эмоций человека. Изд-во: Хеловнеба, 1985.
- Князева Т.С., Пашина А. Х. Связь тревожности и эмоционального фона личности с особенностями восприятия // Психологический журнал.- 2001. Т 22. № 1, с.123−128.
- Корж Н.Н., Сафуанова О. В. Динамика перцептивного образа и индивидуально-личностные особенности отражения цветовой среды. В кн.: Ментальная репрезентация: Динамика и структура. М.: Изд-во «Института психологии РАН», 1998, -с.77−90.
- Корнеева Т.В., Бажин Е. Ф. О роли профессионального и полового факторов в аудиторской оценке эмоционально окрашенной речи // Проблемы космической биологии. М&bdquo- 1977. — Т.34, — с.293−299.
- Королёва Э.А. Ранние формы танца. Кишинёв: «Штиница», 1977.
- Костюк А.Г. Восприятие мелодии. Мелодические параметры процесса восприятия музыки. Киев: Наукова думка, 1986.
- Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. -Воронеж: «МОДЭК», 1999.
- Куприянов В.В., Стовичек Г. В. Лицо человека. М.: Медицина, 1988. — 272 с.
- Лабунская В.А. Психологическое исследование условий влияющих на успешность опознавания эмоциональных состояний по выражению лица // Автореф.. к. психол.н.- Л., 1976. 20с.
- Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и личностное познание. -Ростов- на Дону: Феникс, 1999. 592 с.
- Леонова А.Б. Психологические средства оценки и регуляции функциональных состояний человека. М., 1984.
- Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1993. — 123 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, ТГУ, 1974.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика. 1983. Т.2, с.232−239.
- Леонтьев А.Н. Опыт структурного анализа цепных ассоциативных рядов // Русско-немецкий медицинский журнал. 1928. № 1−2.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971.
- Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1972.
- Леонтьев А.Н., Запорожец А. В. Восстановление движения. М., 1945.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. — 487 с.
- Линдслей Д.Б. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. С. С. Стивенса. М., 1960, — с. 629−684.
- Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.
- Лосев А.Ф. Форма-Стиль-Выражение // Сост. А.А. Таха-Годин. М.: Мысль, 1995. -944с.
- Лоуэн А. Психология тела. Перевод Коледа С. В. М., Независимая ассоциация психологов практиков, 1997. — 200 с.
- Лурия А.С. Речь и интеллект деревенского, городского и беспризорного ребёнка. Л., 1930.
- Лурия А.С. Язык и сознание. Под ред. Е. Д. Хомской. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. -416 с.
- Люсин Д.В. Организация знаний об эмоциях: внутренняя структура категории эмоция. В кн.: Познание. Общество. Развитие. М., 1996, — с.88−104.
- Люсин Д.В. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов. В кн.: Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. -М.: ПЕР СЭ, 2002, с.333−346.
- Малкова Т.Н. Восприятие экспрессии человеческого лица // Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981.
- Манёров В.Х. Успешность восприятия говорящего в зависимости от индивидуальных особенностей слушателей // Вопросы психологии.- 1990. № 1, с. 147 153.
- Маренина А.И. Исследование основных явлений человеческого гипноза электрофизиологическими методами // Автореф. .к.психол.н.- Харьков, 1961.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. A.M. Татлыдаевой. СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997. — 430с.
- Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. Спб.: Речь. 2001. — 256 с.
- Миккин X. Кинезика и язык. Труды по психологии. ТГУ, 1976, вып.365, Т.4, — с.3−9.
- Мироненко В.В. История и состояние проблемы психологии выразительных движений // Вопросы психологии.-1975. № 3, с.134−142.
- Морозов В.П. Искусство резонансного пения. ИП РАН. М., 2002. — 496 с.
- Морозов В.П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы // Художественный тип человека. Комплексные исследования. М., 1994.
- Морозов В.П. Эмоциональный слух и методы его исследования // Проблемы психологической психоакустики. М., 1991.
- Мюлленайзен Б. Синдром стресс. Изд-во: Казанского университета, 1993.135с.
- Мюнстерберг Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 1997.
- Нагибина Н.Л. Стратегии восприятия музыки // Дис. к.психол.н.- М., 1995.-217 с.
- Небылицын В.Д. Жизнь и научное творчество / Отв. ред. А. В. Брушлинский, Т. Н. Ушакова, М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1996. 384 с.
- Небылицын В.Д. К вопросу об общих и частных свойствах нервной системы // Вопросы психологии. 1968. № 4, — с.29−43.
- Небылицын В.Д. Темперамент // Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976, — с. 178−186.
- Никитин В.Н. Психология телесного сознания. М.: Алетейа, 1998. — 488 с.
- Николаева Т.М., Успенский Б. А. О новых работах по паралингвистике,-«Вопр. Языкознания», 1965, № 6.
- Николаева Т.М., Успенский Б. А. Языкознание и паралингвистика. В кн.: Лингвистические исследования по общей и славянской типологии. М., «Наука», 1966, -с.63 -74.
- Новвер Ж.Ж. Письма о танце. Ленинград: «Музыка», 1973.
- Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека // Психологический журнал.- 1984. Т.5. № 6, с.79−85.
- Ольшанникова А.Е. К психологической диагностики эмоциональности /Проблема общей, возрастной и пед. Психологии / Под ред. В. В. Давыдова М., 1978, с. 93 -105.
- Ольшанникова А.Е. Новое представление о структуре эмоциональности (Радости и печали её изучения). В кн.: Небылицын В. Д. Жизнь и научное творчество / Отв. ред. А. В. Брушлинский, Т. Н. Ушакова, М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1996. 384 с.
- Ольшанникова А.Е., Пацявичус И. В. Роль индивидуально-типичных характеристик эмоциональности в саморегуляции деятельности // Психологический журнал, 1981. Т 2. № 1, — с.70−81.
- Ольшанникова А.Е., Рабинович Л. А. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности. // Вопросы психологии, — 1974. № 3, -с.65−74.
- Осорина М.В. Экспериментальное исследование образных структур на разных уровнях мыслительной деятельности // Дис-ция. к.психол.н.- Л, 1976. 185 с.
- Павликова М.И., Новикова М. А. Оценка состояния ребёнка по его звуковым сигналам // Психология XXI в.: Тезисы международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. СПб., 2000, — с. 178−179.
- Палей А.И. Соотношение эмоциональных и когнитивных характеристик индивидуальности и их электроэнцефалографические корреляты // Дис-ция. к.психол.н.-М., 1983. 201 с.
- Панасюк А.Ю. Личностный опросник Айзенка. В кн.: Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / Под ред. Беличевой С. А. и др. -М.: Ред.изд. центр: «Социальное здоровье России», с.35−39.
- Парамей Г. В. Контурное изображение лица: могут ли они передать эмоциональное состояние? // Психологический журнал. 1996. № 1, с.70−85.
- Пашина А.Х. О структуре эмоционального слуха // Психологический журнал. 1992. № 3, с.76−83.
- Пашина А.Х., Торопова А. В. Особенности эмоциональной сферы музыкантов с различным уровнем музыкальности // Психологический журнал. 1999. № 1, с.109−115.
- Переверзева И. А. Проявление индивидуальных различий по эмоциональности в функции контроля за эмоциональной экспрессией // Вопросы психологии. 1989. № 1, с.113−117.
- Переверзева И.А. Психофизиологический анализ индивидуальных различий по эмоциональности // Автореф. дис.. к.психол.н. М., 1986.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. -400 с.
- Петренко В.Ф., Мастеров Б. М. К проблеме понимания речевого высказывания // Самосознание, речь и мышление. Алма-Ата, 1981.
- Пинчук В.А. К индивидуальности психической специфике различных типов эмоциональности // Вопросы психологии. 1981. № 4, с.70−79.
- Плоткин А. А. Соотношение базальных модальностей в структуре эмоциональности. //Дис-ция. к.психол.н, — М., 1983.
- Плоткин А.А. Структура качественных индивидуальных особенностей эмоциональности // Вопросы психологии. 1982. № 5, с.114−118.
- Пономарёва И.М. Особенности психического развития учащихся хореографических училищ. //Дис-ция. к.психол.н.- СПб., 1992.
- Попов А.К. Рефлекторные механизмы возникновения эмоционального тона ощущений. // Автореферат, дис.. к.психол.н.- М., 1963.
- Прохоров А.О. Теоретические и практические аспекты проблемы психических состояний личности. Самара, 1991.
- Путляева J1.B. О функциях эмоций в мыслительных процессах // Вопросы психологии. 1979.
- Рабинович J1.A. Дифференциально-психофизиологический анализ эмоциональности как черты личности // Дис-ция. к. психол н, — М., 1974.
- Ражников В.Г. Партитурная транскрипция //Вопросы психологии.- 1980. № 1, с.137−141.
- Ребеко Т.А. Ментальная репрезентация. В кн.: Когнитивная психология / Под ред. В. Н. Дружиниа, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002, — с.115−144.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.:Прогресс, 1979.- 392 с.
- Ришар Ж.Фр. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М.: ИП РАН, 1998.
- Россихина В.П. Беседы о классической музыке. М.: Просвещение, 1980.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии СПб.: Питер Ком, 1998.688с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.424 с.
- Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Смысл, 1992. 36 с.
- Русалов В.М. экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека. М.:Наука, 1979. — 172 с.
- Самарова О.В. Зависимость выразительности речи от эмоциональности человека и различных условий общения. М., 1986.
- Сарт Ж.-П. Очерк теории эмоций. Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960.
- Семёнова А.П. Вопросы мышления детей / Отв. ред. Люблинская. Л., 1962.
- Сергиенко Е.А. Когнитивное развитие. В кн.: Когнитивная психология / Под ред. В. Н. Дружиниа, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002, — с.347−390.
- Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб, ФПБ — ТОО «БИОНТ», 1997. — 64 с.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. В кн.: Психология поведения / Под редакцией М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995, — с.26−131.
- Сикорский И.В. Всеобщая психология с физиогномией. Киев, 1895. — 576с.
- Симонов В.П. Психофизиология эмоций. В кн.: Основы психофизиологии / Отв. ред. Ю. И. Александров. М.: ИНФРА-М, 1997. — 432 с.
- Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975.
- Смирнов А.А. Психология запоминания. М., 1948.
- Смирнов Л.М. Психологический анализ оценки эмоций человека // Дис-ция. к.психол.н, — М., 1980.
- Смирнова Н.И. Невербальные аспекты коммуникации. М., 1973.
- Соснина И.М. Специальные способности артиста балета: природа, структура, диагностика//Дис-ция.. к.психол.н.- Пермь, 1997. 155с.
- Станиславский К.С. Работа актёра над собой. М., 1938.
- Станиславский К.С. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания. Собр. соч. Т. 2. М.- «Искусство», 1954. — 421 с.
- Старчеус М.С. К типологии музыкального восприятия // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования / Отв. ред. Л. И. Дыс. Киев: Изд-во Киевской гос. консерватории им. П. И. Чайковского, 1986, с.29−44.
- Стратерн Э. Эстетическое значение демонстраций: несколько примеров из Папуа -Новой Гвинеи. В кн.: Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: пер. с анг. / Под ред. И. Ренчлера и др.-М.: Мир, 1995, с.300−319.
- Теплов. Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1969.
- Тоом А.И. О восприятии эмоций по лицевой экспрессии // Психологический журнал. 1981. № 4, — с. 150−151.
- Троссей Б., Розенцвейг П. Знания и решения задачи: репрезентации научных понятий //Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Под.ред.
- Т.Галкина, Э.Лоарера. Перевод с франц. И. Блинниковой. М.: Изд-во ИП РАН, 1997, -с. 165−190.
- Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.
- Фейгенберг И.М., Асмолов А. Г. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности // Вопросы психологии. 1994. № 6, — с.74−79.
- Фейгенберг И.М., Асмолов А. Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности // Психологический журнал. -1989. Т.10, № 6, с.58−66.
- Фельденкрайз М. Осознавание через движение / Пер. с англ. М. Папуш М.: Институт Обще гуманитарных Исследований, 2000. — 160 с.
- Филиппов А.В. Звуковой язык и язык жестов. Лингвистический сборник / МОПИ им. Н. К. Крупской, Вып. З, 1975, — с. 14−33.
- Фресс Ж., Пиаже П. Экспериментальная психология. М., 1975.
- Фролов М.В. Контроль функционального состояния человека-оператора. -М.: Наука, 1987.-208 с.
- Холодная М.А. Интеллект. В кн.: Когнитивная психология / Под ред. В. Н. Дружиниа, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002, — с.241−314.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: УМК «Психология», 2002. 416 с.
- Хомская Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. М.: РПА, 1998. 268 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. — 536 с.
- Шипицына Л.М. Детский аутизм. Международный университет семьи и ребёнка им. Р.Валленберга. Спб., 1997. 254 с.
- Эдрюс Т. Магия танца. М: «Ваклер», 1996. 247 с.
- Эйбл-Эйбесфельдт И. Биологические основы эстетики. В кн.: Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: пер. с анг. / Под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д.Эпстайна.-М.:Мир, 1995, с.29−74.
- Эпстайн Д. Соотношения темпов в музыке: везде и всюду одни и те же. В кн.: Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: пер. с анг. / Под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д.Эпстайна. М.: Мир, 1995, — с.97−125.
- Эткинд A.M. Описание субъективной реальности как задача исследования индивидуальности // Психологическая проблема индивидуальности. М., Вып.2. 1984, -с.44−50.
- Эткинд A.M. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала // Вопросы психологии.- 1979. № 1.
- Юдина С.Д. Психологические факторы формирования и развития музыкальных способностей // Дис-ция.. к.психол.н, — М., 1996. 157 с.
- Якобсон П.М. Психология чувств. Л., 1962.
- Якобсон П.М. Об экспрессии в искусстве актёра. // Вопросы психологии.-1977, № 1, — с. 86 -96.
- Яныпин П.В. Эмоциональный цвет. Самара, 1995.
- Ярошевский М.Г. JI.C. Выготский: в поисках новой психологии. СПб, Изд-во: Международного фонда истории науки, 1993. — 300 с.
- Ainsworth M.D. Patterns of infant-mother attachment as related to maternal care // D. Magnusson, V. Allen (eds.) Human developmen: An interactional perspective. N.Y., 1973.
- Almy T.P. Experimental etudes in the irritable color. // Amer. J Med, 1951, N.10.
- Benedetti, R.L. The Actor at Work. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1976.
- Blinnikova I.V., Kapitsa M.S. Indicatiors of the dangerous situations. Paper on The 18-th Congress of Work Psychology. Verona, 1997, April, p.2−5.
- Boone R.T., Cunningham J.G. Children’s expression of emotional meaning in music through expressive body movement // J. Nonverbal Behavior, 2001. V.25. N. l, p. 21−41.
- Borke H. Interpersonal perception of young children: Egocentrism or empathy // Developmental Psychology, 1971, V.5, p.263−269.
- Burt C. The factorial study of emotions. In: Reymert M.L. (ed.) Feelings and emotions. N.Y.: McGrane Hill, 1950, — p. 251−270.
- Carpenter S., Halberstadt A.J. What Makes People Angry? Laypersons' and Psychologists' Categorisations of Anger in the Family // Cognition and emotion, 1996. V.10. N. 6, p.627−656.
- Caspi A., Elder G.H., Bern D. Moving against the world. Life-course patterns of explosive children // Development Psychology, 1988. V.23, p.308−313.
- Charman T. How understanding the role of affect will help us to decide if SAM and ToMM are separable cognitive mechanisms // Cahiers de Psychologie Cognitive, 1994.V.13.N.5, -p569−574.
- Church Т., Katigbak M.S., Reyes A.S., Jensen S.M. Language and organization of Fillipino emotion concepts Comparing emotion concepts and dimensions across cultures // Cognition and Emotion, 1998. V.12. N. l, p.63−92.
- Cunningham J.G., Sterling R.S. Developmental change in the understanding of affective meaning in music // Motivation and emotion, 1988. V.12, p.399−413.
- Cunningham J.G., Leviton, J. M. Preschoolers' understanding of affective meaning in music. Poster presented at the meeting of the Society for Research in Child Development, Seattle, WA, 1991.
- Damaser E., Shor R., Orne M. Psysiological effects during hypnotically requestered emotions // Psychosom. Med, 1963. V.25. N.4.
- Dijk W.W., Zeelenberg M. What do we talk about when we talk about disappointment? Distinguishing outcome-related disappointment from person-related disappointment // Cognition and emotion, 2002. V.16. N.6, p.787−807.
- Dittman A.T. Interpersonal messages of emotion. N.Y. Springer, 1972.
- Dube L., Le Bel J. The content and structure of laypeople’s concept of pleasure// Cognition and emotion, 2003. V.17. N. 2, p.263 — 295.
- Dunn J., Hughes C. Young children’s understanding of emotions within close relationships // Cognition and Emotion, 1998. V.12 (2), p. 171−190.
- Ekman P. Universals and Cultural Differecies in Facial Expression of Emotion. Nebraska symposium on Motivation, 1971.
- Feldman Barret L. Discrete emotions or dimensions? The role of valence focus and arousal focus // Cognition and Emotion, 1998. V.12 (4), p.579−599.
- Feldman Barret L., Fossum Th. Mental representations of affect knowledge // Cognition and Emotion, 2001. V.15. N.3, p.333−363.
- Fodor J. A. A theory of the child’s theory of mind // Cognition, 1992, V. 44. N.3, -p.283−296.
- Fontaine J.R.J, Poortinga Y.H., Setiadi В., Markam S.S. Cognitive structure of emotion terms in Indonesia and The Netherlands // Cognition and emotion, 2002. V.16. N. 1. -p.61−86.
- Genter D., Stevens A.L. (Eds). Mental Models. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1983.
- Goldstein A. Thrills in response to music and other stimuli. // Physiological Psychology, 1980. N 8, p.126−129.
- Graham S., Doubleday C., Guarino, P.A. The development of relations between perceived controllability and the emotions of pity, anger, and guilt // Child development, 1984. V.55,-p.561−565.
- Gromko J.E. Perceptual differences between expert and novice music listeners: A multidimensional scaling analysis // Psychology of Music, 1993. V.21. N. l, p.32−47.
- Hargreaves D.J., Colman A.M. The dimensions of aesthetic reactions to music // Psychology of Music, 1981. V.9. N. l, p.15−20.
- Harris P.L., Johnson C.N., Hutton D., Andrews G. et al. Young children’s theory of mind and emotion. Special issue: Development of emotion-cognition relations // Cognition and Emotion, 1989. V.3. N.4, p.379−400.
- Harten S., Whitesell N. Developmental changes in children emotion concepts. In. C. Saarni & P. L Harris (Eds). Children s under standing of emotions. N.Y.: Cambridge University Press, 1989.
- Harter S., Buddin, B.J. Children’s understanding of the simultaneity of two emotions: A five-stage developmental acquisition sequence // Developmental Psychology, 1987. V.23, p.388−399.
- Hobson R.P. Autism and the development of mind. Hillsdale: Lawrence Erlbaum, 1993.
- Izard C.E. The face of emotion. N.Y.: Appleton — Century — Crofts, 1971.
- Jenkins J.M., Ball S. Distinguishing between negative emotions Children’s understanding of the social-regulatory aspects of emotion. // Cognition and Emotion, 2000. V.14. N.2, p.261−282.
- Johnson-Laird, P.N. Mental models: Towards a cognitive science of language, inference, and consciousness. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1983.
- Kastner M. P., Crowder, R. G. Perception of the major/minor distinction: Emotional communication in young children. Music Perception, 1990. V.8, p.189−202.
- Kopp C.B. Regulation of distress and negative emotions: A developmental view // Developmental Psychology, 1989. V.25, p.343−354.
- Kroskaand Robert A., Goldstone L. Dissociation in the similarity and categorization of emotions. // Cognition and Emotion, 1996. V.10. N. l, p.27−46.
- Lamb W., Watson E. Body Code. London: Routledge and Kegan Paul, 1979.
- Lazarus R. S, Averill J.R., Orton M.E. Towards a Cognitive theory of Emotion // M. Arnoid (ed.) Third International Symposium on Feeling and Emotions. N.Y.: Acad. Press, 1970.
- Lazarus R.S. Thoughts on the relations between emotion and cognition. -American Psychologist, 1982, V.37, p. 1019−1024.
- Leslie A.M. Pretense and representation: The origins of «theory of mind» // Psychological Review, 1987. V.94, p.412−426.
- Levinson R.W. Autonomic nervous system differences among emotions // Psychological Science, 1992. V.3. N. l, p.23−27.
- Lewis, C., Mitchell, P. (Eds). Children’s early understanding of mind: Origins and Development. Hove: LEA, 1994.
- Mandler G. Mind and body: Psychology of emotion and stress. N. Y.: Norton, 1984.
- Manstead A.S., Fisher A.H. Beyond the universality specificity dichotomy // Cognition and Emotion, 2002 V. 16. N. l, — p. 1−9.
- Matsumoto D. American-Japanese Cultural Differences in Judgements of Expression Intensity and Subjective Experience // Cognition and emotion, 1999. V.13. N.2, -p.201−218.
- Matsumoto D., Consolacion Т., Yamada H., Suzuki R., Franklin В., Paul S., Ray R., Uchida H. American-Japanese cultural differences in judgements of emotional expressions of different intensities // Cognition and emotion, 2002. V.16. N.6, p.721−747.
- McClure E.B., Nowicki S. Associations between social anxiety and nonverbal processing skill in preadolescent boys and girls // Nonverbal Behavior, 2001. V.25. N. l, p.3−19.
- Nabi R.L. The theoretical versus the lay meaning of disgust: Implications for emotion research// Cognition and emotion, 2002. V.16. N.5, p.695−703.
- Niedenthal P.M., Setterlund M.B. Emotion congruence in perception // Personality and Social Psychology Bulletin, 1994. V.20, p.401−411.
- Oster H., Ekman P. Facial behavior in child development // Collins W.A. (ed.) Minesota Simposium on child psychology. N.Y., 1968. V.ll.
- Paivio A. Imagery and verbal processes N.Y.: Holt, Rinehart, Winston, 1971,596 p.
- Parkinson B. What we think about when we think about emotion // Cognition and emotion, 1998. V.12. N.4, p.615−624.
- Patterson M.L. Nonverbal behavior: A functional perspective. N.Y.: Springer -Verlag, 1983.
- Perner J. Frith U., Leslie A.M. and Lekman S.R. Exsploration of the autistic child’s theory of mind: Knowledge, belief and cjmmunication. Child development, 1989, 60, p.689−700.
- Perner J. The theory of mind deficit in autism: Rethinking the metarepresentation theory. In S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, & D.J.Cohen (Eds) Understanding other minds: Perspectives from autism. Oxford: Oxford University Press, 1993, p.112−137.
- Plytchik R. Emotion: A psychoevolutionary synthesis. N.Y., Harper and Row, 1980, -p.l 19−127.
- Plytchik R. The emotions: Facts, theories and new model. N.Y. Random Hotise, 1962. — 204 p.
- Schachter S., Singer J.E. Cognitive, social and physiological determinants of emotional states. // Psychological Review, 1962. V.69. N.5, p.379−399.
- Schimmack U. Pleasure, displeasure, and mixed feelings: Are semantic opposites mutually exclusive? // Cognition and emotion, 2001. V.15. N. l, p.81−97.
- Schimmack U., Oishi Sh., Diener E. Cultural influences on the relation between pleasant emotions and unpleasant emotions: Asian dialectic philosophies or individualism-collectivism? // Cognition and emotion, 2002. V.16. N.6, p. 705−719.
- Schutte N.S., Malouff J.M., Simunek M., McKenley J., Hollander Sh. Characteristic emotional intelligence and emotional well-being // Cognition and emotion, 2002. V.16. N.6, p.769−785.
- Stein, N. L., and Trabasso, T. Children’s understanding of changing emotional states // In P. Harris and C. Saarni (Eds.) The development of emotional understanding. N.Y.: Cambridge University Press, 1989, — p.50−80.
- Thompson, R.A. Causal attributions and children’s emotional understanding. In C. Saarni & P.L. Harris (Eds.), «Children's understanding of emotion». N.Y.: Cambridge University Press, 1989.
- Thurstone L.L. The nature of intelligence. N.Y.: Harcourt. Brace and Company, Inc., 1924.
- Tikalsky F.D., Wallace S.D. Culture and the structure of childrens fears // J. of Cross-Cultural Psychology, 1988. V.19. N.4, p.481−492.
- Tomkins S.S. Affect, immagery, consciousness. The positive affects. N.Y.: Springer, 1962. V.l.
- Tomkins S.S. Affect, immagery, consciousness. The positive affects. N.Y.: Springer, 1963. V. II.
- Vinden P.G. Children’s understanding of mind and emotion: A multi-culture study // Cognition and Emotion, 1999. V.13. N. l, p.19−48.
- Wang O. Emotion situation knowledge in American and Chinese preschool children and adults. // Cognition and emotion, 2003. V.17. N.5, p.725−746.
- Wellman H.M. The child’s theory of mind. Cambridge: MIT Press, 1992.
- Woodworth R.S. Experimental psychology. N.Y., Henry Holt and Co, 1938.