Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте
Диссертация
Общий уровень эмоционального интеллекта подростков из таких социальных групп, как подростки из православной гимназии, подростки из московской общеобразовательной школы, девиантные подростки, подростки-спортсмены футбольного клуба и подростки из социально неблагополучных семей, сходный, несмотря на различия по некоторым признакам эмоционального интеллекта. Подростки православной гимназии показали… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические и методические аспекты изучения эмоционального интеллекта подростков
- 1. 1. Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности
- 1. 2. Подходы зарубежных и отечественных учёных к пониманию сущности, структуры и способов измерения эмоционального интеллекта
- 1. 3. Абстрактный, практический, социальный и эмоциональный интеллект личности: общее и специфическое в понятиях социальный и эмоциональный интеллект
- 1. 4. Аспекты изучения половых и тендерных различий в сфере эмоционального интеллекта
- 1. 5. Особенности интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сферы подростков: общее и специфическое для разных социальных групп
- Глава 2. Эмпирическое изучение эмоционального интеллекта подростков
- 2. 1. Программа, методы исследования, характеристика выборки
- 2. 2. Обработка и анализ результатов
- 2. 3. Обсуждение особенностей эмоционального интеллекта подростков
Список литературы
- Gardner, H. Multiple intelligences: The theory in practice. New York: Basic Books. 1993.
- Goleman, Daniel. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1995. P. 359.
- Goleman, Daniel. Working with emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1998. P. 384.
- Goleman, Daniel. Destructive Emotions: A Scientific Dialogue with the Dalai Lama Bantam Books, 2003. P. 448.
- Goleman, Daniel. The Emotionally Intelligent Workplace. Jossey-Bass. 2001. P. 384.
- Ivcevic, Z., Brackett, M. A. & Mayer, J. D. Emotional intelligence and emotional creativity. Journal of Personality, 2007. 75, 199−235.
- Intelligence: Knowns and Unknowns / U. Neisser et all // American Psychologist. 1996. Vol. 51. № 2. P. 77−101.
- Jones, K. & Day, J. D. Discrimination of two aspects of cognitive? social intelligence from academic intelligence. Journal of Educational Psychology, 1997. P. 89, 486−497.
- The handbook of emotional intelligence: theory, development, assessment, and application at home, school, and in the workplace / Reuven Bar-On, James D.A. Parker, editors. San Francisco, CA: Jossey-Bass, c 2000. P. 528.
- Lopes P.N. et al. Emotional intelligence and social interaction // Pers. and Soc. Psychol. Bull. 2004. V. 30. P. 1018−1034.
- Mayer, J. D., Salovey, P. What is emotional intelligence // P. Salovey, D. Sluyter (Eds.). Emotional development and emotional intelligence: Implications for educators. New York: 1997. Basic. P. 435.
- Mayer, J. D., Caruso D. R., Salovey P. Emotional Intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999. V. 27. P. 267−298.
- Mayer J.D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: A component of emotional intelligence//J.Pers. Assessment. 1990. V. 54. N 3, 4. P.772−781.
- Mayer, J. D. & Ciarrochi, J. Clarifying concepts related to emotional intelligence: A proposed glossary. In J. Ciarrochi, J. P. Forgas, & J. D. Mayer (Eds.) Emotional intelligence and everyday life. New York: Psychology Press. 2006. pp. 261−267.
- Mayer, J. D. A new field guide to emotional intelligence. In J. Ciarrochi, J. P. Forgas, & J. D. Mayer (Eds.) Emotional intelligence and everyday life. New York: Psychology Press. 2006. pp. 3−26.
- Mayer, J. D., Barsade, S. G., & Roberts, R. D. Human abilities: Emotional intelligence. Annual Review of Psychology, 2008. 59, 507−536.
- Mayer, J. D., Salovey, P., & Caruso, D. R. Emotional intelligence: New ability or eclectic traits? American Psychologist, 2008. 63, 503−517.
- Matthews, Gerald. Emotional intelligence: science and myth / Gerald Matthews, Moshe Zeidner, and Richard D. Roberts, 2002. P. 697.
- The wisdom in filling: psychological processes in emotional intelligence / edited by Lisa Feldman Barrett, Peter Salovey- foreword by John D. Mayer. New York: Guilford Press, c. 2002. P.444.
- Peter Salovey, John D. Mayer & David Caruso. The positive Psychology of Emotional Intelligence // Handbook of positive psychology / edited by C.R. Snyder, Shane J. Lopez. Oxford- New York: Oxford University Press, 2002, page 159−171.
- Philip Carter. The complete dppk of intelligence tests. / Published by John Wiley & Sons Ltd. The Atrium, Southern Gate, Chichester, West Sussex P019 8SQ, England, 2005, Page 114−143.
- Алдер Г. Техника развития интеллекта. СПб.: Питер, 2001. — 192 с.
- Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие / В. А. Аверин. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998.-379 с.
- Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф. 6−7 ноября 2002 г., г. Минск. Минск, 2003. С. 194−196.
- Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. -2006. —№ 3 — С.78−86.
- Андреева И.Н. Тендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта// Психологический журнал. -2008. — № 1. — С.39−43.
- Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. — 2008. — № 5 — С. 83.
- Антюфеева М.А. Христианская антропология как методология педагогики // СОФИЯ Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. № 5/2002 Электронная версия. http://virlib.eunnet.net/sofia/05−2002/ [дата обращения 26.01.2011].
- Бабаева Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 91−96.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996. 472 с.
- Боровиков В. 81айзиса. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов 2-е изд. — СПб. 2003. — 344 с.
- Бохарт А.К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологией // Иностранная психология. Т. 1. 1993. № 2. С. 57−64.
- Бхарвани Г. Важнее чем 1С)! ЕС>: эмоциональный интеллект. Тренинг «секретного интеллекта», который даёт эффективность в любом деле. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. — 218 с.
- Бреслав Г. М. Психология эмоций. М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2004. — 544 с.
- Вассерман Л. И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике: учеб. пособие / Л. И. Вассмерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Роминицына. СПб.: Речь, 2004. -256 с.
- Вайсбах X., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998- 160 с.
- Вилюнас В. Психология эмоций: Хрестоматия / авторсоставитель В. Вилюнас. СПб.: Питер, 2004. -496 с.
- Вилюнас В.К. Предисловие к книге Я. Рейковского «Экспериментальная психология эмоций». — М., 1979. — 392 с.
- Воронцов Д.В. Социальная психология пола. Методические указания к спецкурсу «Основы тендерной психологии». Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2003.-34 с.
- Выготский. Л. С. Психология М. ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
- Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX века // Вопр. психол. 1968. № 2. С. 157−159.
- Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX века // Вопросы психологии. 1968. № 2. С.157−159.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд.2-е, стереотипное. Т. 1: Пер. с франц. М. 1999. — 496 с.
- Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки- Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 300 с.
- Гоулман Д. Деструктивные эмоции // Пер. с англ. О. Г. Белошеев. Мн., ООО «Попурри», 2005. — 672 с.
- Деревянко С.П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов // Инновационные образовательные технологии, 2007. — № 1 (9). С. 92−95.
- Деревянко С.П. Эмоциональный интеллект: проблемыкатегориальности.// Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции / Смол, гос. ун-т. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. — Ч. 1. — С. 108−112.
- Занюк, С.С. Психология мотивации / С. С. Занюк. — К.: Эльга-н- Ника Центр, 2002. — 352 с.
- Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Дубна: Изд. центр <�Феникс>, 1997. — 272 с.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3-е изд., испр. — СПб.: «Издательство Союз», «Лениздат». — 2000.-224 с.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд. Свято-Владимирского Братства, 1993.
- Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося развития) / Е. В. Змановская. — Москва, 2001 280 с.
- Зубова Л.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности. Монография. — Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2002. 175 с.
- Иващенко A.B., Зубова Л. В., Щербинина O.A. Внутренняя позиция личности подростка: понятие, условия формирования и развития: монография. Оренбург: ГУ РЦРО, ГОУ ОГУ, 2008. — 153 с.
- Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуниктивный навык // Журнал практической психологии и психоанализа .2000, № 1 Электронный ресурс. URL: http://www.psyjournal.ru [дата обращения 02.01.2011].
- Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб. 1999. 464 с.
- Изотова Е.И., Никифорова E.B. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. — М.: «Академия», 2004. — 288 с.
- Ильин Е.П. Чувства и эмоции. СПб. 2001. — 752 с.
- Карпенко JI.A. История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. JI.A. Карпенко //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 784 с.
- Ке де Ври Манфред. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта- Пер. с англ. — М. 2003. 276 с.
- Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения : учеб. пособие для вузов / Ю. А. Клейберг, — М. Сфера, 2004. 192 с.
- Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей и подростков-М., 1981- 11−23.
- Ковалев В.В. Патологические формы девиантного поведения у детей и подростков (критерии систематики, принципы терапии и коррекции) // Патолог, формы девиантного поведения у детей и подростков: Тез. докл. VII междунар. симп.- М., 1986-С. 38−40.
- Кондратенко ВТ. Девиантное поведение у подростков -Минск, Беларусь, 1988.- 206 с.
- Колодич, E.H. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков: Учебно-методические пособия / E.H. Колодич. — Мн.: ОООпФУАинформ", 2002. 128 с.
- Коростелева A.A. Формирование духовных ценностей старшеклассников. Автореф. дисс. на соискание уч. степени к.п.н. М., 1992. С. 14.
- Корчагина Ю.В. «Социально-психологическое сопровождение неблагополучных семей с целью профилактики социального сиротства» -М.: МГПИ, 2008. 44 с.
- Кравцов Г. Г. Единство аффекта и интеллекта в теории и на практике // Л. С. Выготский и современность / Под ред. Минск, 1996. Т. 1. С. 25−29.
- Кулагина И.Ю. «Возрастная психология» (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1997. -176 с.
- Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М., Фолиум 1996. — 70 с.
- Куломзина С.С. Наша церковь и наши дети. М., 1993. 190 с.
- Куломзина С.С. Семья — малая церковь. Записки православной матери и бабушки. — М., 1997. — 48 с.
- Кучма В.Р., Сухарева Л. М., Павлович К. Э. Подросток: Физиолого-гигиенические и психологические основы обучения и воспитания. М.: МИОО, 2004. — 280 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии, 1972. -№ 12.-С. 137−140.
- Лосский Н.О. Органическое и неорганическое миропонимание. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Терра — Книжный Клуб. 1995. 408 с.
- Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. М., 2004. С. 29−36.
- Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоциональногоинтеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3−22.
- Лунева, О. В. История исследования социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 4. С. 177−182.
- Лямочкина Е.В. Субъективная картина девиации у подростков разных социальных групп. — дипломная работа — Москва, 2006.
- Маклакова Н.В. Эмоциональный интеллект как интегративный показатель целостного развития личности. / Материалы Международной конференции «Языковая семантика и образ мира», посвященная 200-летию Казанского университета Казань 7−10 октября 1998.
- Малышева, Л. В. (2006) Модели интеллекта: 100 лет развития. М.: Изд-во Моск. Психолого-социального ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006 280 с.
- Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся .- Псков: ГТГПИ, 2004. 140 стр.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие.- М.: МЕДпресс, 2001.- 432 с.
- Митрополит Амфилохий (Радович) Основы православного воспитания. Пермь, 2000. — 106 с.
- Мозговая Т.П. Формирование девиантного поведения у подростков (психопатологический и психологический аспекты) // Журн. неврологии и психиатрии-2000- № З.-С. 24−27.
- Носенко Э.Л., Коврига Н. В. Емоцшний штелект: концептуaлiзaцiя феномену, основш функцй. Moнoгpaфiя. — К.: Вища школа, 2003. — 126с.
- Носенко Е.Л., Коврига Н. В. «Емоцшна розумнють» як детермшанта усшшноТ життeдiяльнocтi людини 1 шляхи п операцюншпзацп // В1сник Дншропетров. ун-ту. Педагопка 1 психолопя. 2000. Вип. 6. С. 3−7.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. — М., 1999.-442 с.
- Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. Спб.: Изд-во «Речь», 2003. — 296 с.
- Орлов А.Б., Хазанова М. А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 68−73.
- Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М.: «КСП +», 2003. — 272 с.
- Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. СПб: Сатись, 2008. В 2-х томах — 1250 с.
- Петракова Т.И. Цель и объект духовно-нравственного воспитания. Заметки о религиозном образовании // Вестник ПСТГУ Педагогика и психология. 2008, 2 (9), стр. 40−57.
- Подросток на перекрестке эпох/ сборник. М. Генезис, 1997. —288 с.
- Познание в структуре общения / Под. Ред. В. А. Барабанщикова, Е. С. Самойленко. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 365 с.
- Практикум по возрастной психологии/ Под ред. JT.A. Головей, Е. Ф. Рыбалко, М.: Речь, 2001. 688 с.
- Практический интеллект Р.Дж.Стернберг, Дж.Б.Форсайт, Дж. Хедланд и др. — Спб.: Питер, 2002. — 272 с.
- Психология подростка. Полное руководство./ Под ред. A.A. Реана, СПб: Прайм-Еврознак, 2003 432.
- Психология современного подростка / Под ред. Регуш JI.A., СПб, «Речь», 2005. 400с.
- Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. — СПб, 2001. 512 с.
- Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 248−250.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс. 8-е международное изд. — СПБ.:Изд-во «Питер», 2000. — 624 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 320 с.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. С. 133−179.
- Ричи Ш. Управление мотивацией / Ш. Ричи, П. Мартин- под ред. проф. Е. А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 399 с.
- Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 428-^30.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.416с.
- Рыбалко М.И. Организационные принципы коррекции отклонений поведения у детей и подростков // Материалы Всесоюз. научно-практ. конф. Вильнюс, 1989-С. 184−186.
- Сапин М.Р., Никитюк Д. Б. Анатомия человека. В 3 томах -М. 1998. Т.3.-528 с.
- Семенова Н.Д. Возможности психологической коррекции алекситемии // Телесность человека: Междисциплинарные исслед. М.: Филос. об-во СССР, 1991. С. 89−96.
- Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб. 2003. — 347 с.
- Славина Л.С. Трудные дети / Л. С. Славина — Москва, 199. — 490 с.
- Слепкова В.И., 1ле1 Т. Бе Упез-ОеегуПе!-. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. науч. тр. Минск, 1997. С. 130−137.
- Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия. — Сочинения в 2-х томах. 2-е издание. Том 1. М., 1990. С. 47—548.
- Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — 351 с.
- Спасибенко С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека// Соц.-гуманитарные знания. 2002. № 2. С. 109−125. ,
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. М., 1996. — 320 с.
- Степанов И.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта личности и тендерной идентичности личности // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.12 (88). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — С.110−115.
- Сурова Л.В. Искание высот: сборник статей по духовному воспитанию и развитию личности. Клин: Христианская жизнь, 2004. — 158.
- Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности История педагогики в России: Хрест Сост. Ф. Егоров. М.: Академия, 1999.- 400 с.
- Тамберг Ю. Г. Развитие интеллекта ребенка / Ю. Г. Тамберг. -Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 224 с.
- Тарасар К. Православное образование в исторической перспективе. К пониманию культурного контекста православного образования. Томск, 1995. С 47−54.
- Тхостов А.Ш., Колымба И. Г. Феноменология эмоциональных явлений //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 3−14.
- Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения. М. Владос, 2004.-319 с.
- Холмогорова А.Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопр. психол. 1999. № 2. С. 61—74.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Томск: Изд-во Том, ун-та.- Москва: изд-во «Барс», 1997. 392 с.
- Хухлаева О. В. Психология подростка: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. М.: Академия, 2004. — 160 с.
- Чеботарь А.И. Эмоциональный интеллект как основа успешности жизнедеятельности человека // Вюник Дшпропетров. ун-ту. Педагопка 1 психолопя. 1999. Вип. 4. С. 129−134.
- Чудина Е.А. Представления психологов и психотерапевтов об эмоционально зрелой личности // Потенциал личности: комплексная проблема. Материалы второй всероссийской интернет-конференции. Тамбов, 2003. С.93−97.
- Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами опытных и начинающих психологов. // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 3 Электронный ресурс. URL: http://www.psyjournal.ru [дата обращения 26.12.2010].
- Шнейдер Л. Б Девиантное поведение детей и подростков. М. Академический проект 2005. — 336 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: ЗАО «Издательство „Питер“», 1999. 651 с.
- Этчегоен Г. Эмпатия. // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 1. Электронный ресурс. URL: http://psyjournal.ru/index.php [дата обращения 14.07.2008].
- Юсупов И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. д-ра. психол. наук. СПб.: С.-Петерб. Гос. Ун-т. 1995.
- Ягнюк К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 1. Электронный ресурс. URL: http://www.psyjournal.ru [дата обращения 26.12.2010].
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М. 2001. —596 с.
- Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития //Вопр. психол. 1997. № 4. С. 20−27.