Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общий уровень эмоционального интеллекта подростков из таких социальных групп, как подростки из православной гимназии, подростки из московской общеобразовательной школы, девиантные подростки, подростки-спортсмены футбольного клуба и подростки из социально неблагополучных семей, сходный, несмотря на различия по некоторым признакам эмоционального интеллекта. Подростки православной гимназии показали… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методические аспекты изучения эмоционального интеллекта подростков
    • 1. 1. Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности
    • 1. 2. Подходы зарубежных и отечественных учёных к пониманию сущности, структуры и способов измерения эмоционального интеллекта
    • 1. 3. Абстрактный, практический, социальный и эмоциональный интеллект личности: общее и специфическое в понятиях социальный и эмоциональный интеллект
    • 1. 4. Аспекты изучения половых и тендерных различий в сфере эмоционального интеллекта
    • 1. 5. Особенности интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сферы подростков: общее и специфическое для разных социальных групп
  • Глава 2. Эмпирическое изучение эмоционального интеллекта подростков
    • 2. 1. Программа, методы исследования, характеристика выборки
    • 2. 2. Обработка и анализ результатов
    • 2. 3. Обсуждение особенностей эмоционального интеллекта подростков

Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Феномен эмоционального интеллекта признаётся во всем мире всё большим числом исследователей. Важность, и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту индивида и влияющих на его успешность в жизни, также неоспоримы. Интеллектуальные тесты, популярные в начале XX века, в настоящее время всё реже применяются в целях отбора соискателей на определённую работу или школьников в соответствующие специализированные классы, хотя первоначально были созданы именно для этого. Возникла потребность в новом подходе к оценке успешности личности. Ответом на практический запрос стала концепция эмоционального интеллекта, которая активно развивается в рамках зарубежной и отечественной психологии.

Ранее интеллектуальная сторона жизни человека противопоставлялась эмоциональной составляющей личности. В настоящее время признаётся, что эмоция, как особый тип знания, может дать человеку возможность успешно адаптироваться к условиям окружающей среды и соотносится с категорией интеллект. Эмоции и интеллект способны объединиться в своей практической направленности. Данная интеграция необходима для гармоничного развития личности.

Большую разработанность проблема эмоционального интеллекта получила в рамках зарубежной психологии. Теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо, теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена, некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она представляют интересные решения многих теоретических и практических проблем эмоционального интеллекта. Г. Г. Гарскова, И. Н. Андреева, Д. В. Люсин, Э. Л. Носенко, Н. В. Коврига, О. И. Власова, Г. В. Юсупова, М. А. Манойлова, Т. П. Березовская,.

А.П.Лобанов, A.C. Петровская и другие учёные работают над проблемой в рамках отечественной психологии.

Проблема исследования сводится к недостаточной изученности структуры эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, а также роли социальных факторов в проявлении его особенностей. В настоящее время большинство работ посвящено изучению эмоционального интеллекта уже состоявшейся, зрелой личности, либо личности юношеского возраста. Однако в подростковом возрасте наблюдаются существенные перемены в интеллектуально!!, эмоциональной и мотивационной сферах личности, которые требуют адекватного психологического сопровождения, коррекции и целенаправленного развития.

Цель исследования — выявить сущность эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, его признаки, функции и особенности проявления с учётом внешних (социальное окружение) и внутренних (поло-ролевые и возрастные особенности) факторов.

Объект исследования — эмоциональный интеллект как интегральная категория в структуре интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности.

Предмет исследования — структура, сущностные признаки, функции и особенности проявления эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.

Гипотезы исследования заключаются в предположениях о том, что:

— эмоциональный интеллект как интегральная категория в структуре личности оформляется к подростковому возрасту;

— особенность проявления эмоционального интеллекта в подростковом возрасте выражается в устойчивости и гетерогенности его структуры, наличии поло-ролевых различий как в общем показателе, так и в признаках эмоционального интеллектасуществуют общее и специфическое в социальном и эмоциональном интеллекте младшего подростка;

— подростки, принадлежащие к разным социальным группам, демонстрируют особенности развития. отдельных признаков эмоционального интеллекта.

Поставленная цель и выдвинутые гипотезы предопределили необходимость решения следующих задач:

1. Выявить общее и специфическое в подходах учёных к категории эмоциональный интеллект в отечественной и зарубежной психологии: рассмотреть эмоциональный интеллект личности, его сущностные признаки, функции.

2. Изучить структуру эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, особенности его проявления и развития с учётом поло-ролевого и возрастного факторов на основе лонгитюдного исследования.

3. Выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта с абстрактным, практическим и социальным интеллектомэмпирически обосновать общее и специфическое в социальном и эмоциональном интеллекте младшего подростка.

4. Изучить роль фактора включённости подростка в социальную группу в проявлении особенностей эмоционального интеллекта и его признаков в подростковом возрасте.

Теоретическая и методологическая основа диссертации. В данной работе применены научные принципы, позволившие изучить категорию эмоциональный интеллект. Принцип системности дал возможность рассмотреть эмоциональный интеллект в структуре интеллектуально-эмоциональной сферы личности человека и увидеть взаимосвязь интеллекта и эмоций. Принцип развития позволил изучить динамику развития эмоционального интеллекта и его особенности в подростковом возрасте. Принцип детерминизма дал возможность рассмотреть процесс развития эмоционального интеллекта и предложить практические рекомендации по улучшению его показателей.

Теоретическую основу исследования составили положения зарубежной психологии об эмоциональном интеллекте (теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузотеория эмоциональной компетентности Д. Гоулменанекогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она) — представления о практическом и социальном интеллекте (Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд, Дж. Гилфорд) — подходы отечественных учёных к категории эмоциональный интеллект (Г.Г. Гарскова, И. Н. Андреева, двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. В. Люсина и М.И. Манойловой) — основные положения возрастной психологии и психологии подростка (JI.C. Выготский, Л. И. Божович, Ж. Пиаже, Ю. А. Клейберг, А. И Захаров, С.А. Кулаков).

Методы исследования. Комплекс методов исследования определяется многоплановым характером поставленных задач. Использовались как общенаучные методы, так и психологические:

— методы теоретического исследования: анализ первоисточников по проблеме исследованиясравнение, абстрагирование, систематизация, аналогия и классификация позиций различных исследователей, представителей разных научных школобобщение и интерпретация научных данных;

— методы эмпирического исследования: опрос, тестирование. С целью диагностики эмоционального интеллекта применялась методика-М.А. Манойловой и Н. Холла, с целью диагностики социального интеллекта применялась методика Дж. Гилфорда;

— математические методы обработки данных: статистические методы (t-критерий Стьюдента, критерий Крускала-Уоллиса, критерий Вилкоксона, критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ, факторный анализ) с использованием пакетов Statistica for Windows 7.0. и Statgraphics.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключаются в следующем:

— установлено, что эмоциональный интеллект является устойчивой интегральной категорией в структуре интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности, основные функции которой сводятся к обеспечению успешности деятельности и процессов внутриличностного и межличностного взаимодействия. Сущностными признаками эмоционального интеллекта являются: осознание своих чувств, эмоциональная осведомлённостьуправление своими чувствами, эмпатия, самомотивация и распознавание эмоций и чувств других людей, которые в свою очередь образуют два фактора: внешний — «понимание эмоций» и внутренний — «эмоциональная саморегуляция»;

— обнаружены поло-ролевые различия эмоционального интеллекта и его признаков в подростковом возрасте, а также выявлены особенности его развития с учётом пола: выявлен более высокий уровень развития эмоционального интеллекта у девочек в связи с тем, что признаки эмоционального интеллекта, нагружающие фактор «понимание эмоций» (эмоциональная осведомлённость, эмпатия и распознавание эмоций других людей), у девочек выше, чем у мальчиков;

— выявлены общее и специфическое в эмоциональном и социальном интеллекте в младшем подростковом возрастеустановлено, что в данный возрастной период это две формы интеллекта, некоторые признаки которых взаимосвязаны (прямая связь между самомотивацией* и межличностным взаимодействиемпрямая связь между эмпатией и пониманием и интерпретацией невербального поведенияпрямая связь между распознаванием эмоций и пониманием чувств, мыслей, намерений участников коммуникации) — объединяющими категориями являются «общение», «познание» (понимание) и «деятельность»;

— установлено, что при наличии различий в ряде признаков эмоционального интеллекта общий уровень развития эмоционального интеллекта у подростков изученных социальных групп сходный.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что:

— осуществлённое в ней комплексное исследование эмоционального интеллекта доказывает его гетерогенную структуру, которая остаётся устойчивой на протяжении всего подросткового возраста;

— теоретически обосновано и эмпирически подтверждено наличие поло-ролевых различий в сфере эмоционального интеллекта, проявляющихся как в общем показателе эмоционального интеллекта, так и в выраженности таких признаков, как эмоциональная осведомлённость, эмпатия и распознавание эмоций других людей, которые составляют фактор «понимание эмоций»;

— выявлено как общее, так и специфическое в эмоциональном и социальном интеллекте в младшем подростковом возрасте;

— изучена роль фактора включённости подростка в социальную группу в проявлении особенностей эмоционального интеллекта подростков.

— осуществлённое в работе системное изучение эмоционального интеллекта подростков вносит определённый вклад в общую, дифференциальную, социальную, возрастную, педагогическую, тендерную психологию и психологию личности.

Практическая ценность исследования заключается в том, что:

— обоснована необходимость целенаправленного развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте;

— даны рекомендации по развитию сущностных признаков с учётом поло-ролевых, возрастных и социокультурных различий на основе полученных данных.

— отдельные теоретические положения и эмпирические результаты используются в лекционных и специальных курсах по возрастной психологии и психологии развития, современным проблемам психотерапии, психологическому консультированию, читаемых автором в Международном независимом эколого-политологическом университете и Российском университете дружбы народов;

— результаты исследования применяются в работе по методу иппотерапии с элементами игротерапии и сказкотерапии с детьми и подростками с особенностями развития (аутизм и аутоподобное поведение, гиперактивность, задержка психического развития, задержка психо-речевого развития), детьми из социально неблагополучных семей, усыновлённых в КСК «Битца» с целью коррекции и развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (2004 — 2005 гг.) изучалась научная литература по проблеме исследования, обосновывалась цель, определялись задачи, разрабатывались гипотезы исследования, подбирались адекватные целям и задачам методы и методики исследования.

На втором этапе (2005 — 2006 гг.) подведены итоги лонгитюдного исследования эмоционального интеллекта подростков.

На третьем этапе (2008 — 2009 гг.) выявлено общее и специфическое в социальном и эмоциональном интеллекте школьника младшего подросткового возраста.

На четвёртом этапе (2008 — 2010 гг.) изучены особенности эмоционального интеллекта и его сущностных признаков у подростков разных социальных групп, обобщены результаты всех этапов исследования, сформулированы выводы, оформлена диссертационная работа.

Положения, выносимые на защиту:

1. Эмоциональный интеллект в подростковом возрасте является устойчивой гетерогенной категорией, функциями которой являются обеспечение успешности деятельности, оптимизация и гармонизация процессов внутриличностного и межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта и его сущностных признаков носит количественный характер: к старшему подростковому возрасту большее число детей демонстрируют высокую способность распознавать эмоции других людей и проявлять эмпатию. Факторный анализ позволил выделить в его структуре два фактора: внешний — «понимание эмоций» и внутренний — «эмоциональная саморегуляция».

2. В подростковом возрасте существуют поло-ролевые различия эмоционального интеллекта. Общий показатель эмоционального интеллекта выше у девочек, и это различие сохраняется весь подростковый период. Более высокий уровень развития эмоционального интеллекта у девочек связан с тем, что признаки эмоционального интеллекта, нагружающие фактор «понимание эмоций» (эмоциональная осведомлённость, эмпатия и распознавание эмоций других людей), у девочек выше, чем у мальчиков.

3. Эмоциональный и социальный интеллект в младшем подростковом возрасте представляют собой формы практического интеллекта, имеющие ряд общих черт. Так, установлена прямая связь между самомотивацией и межличностным взаимодействиемпрямая связь между эмпатией и пониманием и интерпретацией невербального поведенияпрямая связь между распознаванием эмоций и пониманием чувств, мыслей, намерений участников коммуникации.

4. Общий уровень эмоционального интеллекта подростков из таких социальных групп, как подростки из православной гимназии, подростки из московской общеобразовательной школы, девиантные подростки, подростки-спортсмены футбольного клуба и подростки из социально неблагополучных семей, сходный, несмотря на различия по некоторым признакам эмоционального интеллекта. Подростки православной гимназии показали низкий уровень развития эмоциональной осведомлённостиподростки из социально неблагополучных семей имеют низкие результаты по управлению эмоциями, в то время как девиантные подростки — самые высокиедевиантные подростки и подростки из футбольного клуба показали самые высокие результаты по уровню развития самомотивации.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ города Москвы. Всего на разных этапах исследования в нём приняли участие 249 подростков в возрасте 11−15 лет, из них 128 мальчиков и 74 девочек. В 3-летнем лонгитюдном исследовании приняли участие 32 человека, из которых 14 мальчиков и 18 девочек, учащиеся ГОУ «Центр образования № 1272». Наблюдение за испытуемыми проводилось с 6-го по 8-й класс. Возраст испытуемых на момент исследования составлял 11−14 лет. Метод отбора — неслучайный целевой отбор. В исследовании особенностей эмоционального интеллекта подростков разных социальных групп приняли участие подростки из НОУ Гимназии «Свет», где наряду с общеобразовательными предметами гармонично встроено в программу православное воспитание (38 человек из 6−8 классов, из них 15 мальчиков и 23 девочки), учащиеся 6−8 классов средней общеобразовательной школы № 683 (60 человек, из них 30 мальчиков и 30 девочек), учащиеся Московской специальной школы № 8 для детей и подростков с девиантным поведением (12 человек, из них 9 мальчиков и 3 девочки), учащиеся 6 класса ГОУ Школы-интерната № 33 с углублённым изучением физической культуры (60 мальчиков, из них: 30 — дети из социально неблагополучных семей, 30 — участники спортклуба «Буревестник»). Количество испытуемых на этом этапе исследования составило 170 человек. В исследовании общего и специфического в понятиях социальный и эмоциональный интеллект младшего подросткового возраста приняли участие подростки 6-х классов общеобразовательных школ Москвы № 1997 и № 1716 (47 человек: из них 25 мальчиков и 22 девочки, возраст испытуемых на момент исследования составлял 12−13 лет).

Объективность и достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечиваются реализацией методологических, логико-научных принципов и соблюдением нормативов теоретического и эмпирического исследованиярепрезентативностью выборок, отобранных и. уравненных по возрастным и социально-демографическим характеристикам. В работе использовались адекватные целям и задачам исследования методы, конкретные методики и способы статистической обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии и педагогики филологического факультета Российского университета дружбы народов и на следующих научных конференциях: Межвузовских психологических чтениях студентов, аспирантов и молодых учёных (г. Москва, РУДН, 2004, 2005, 2007, 2009, 2010 гг.).

Результаты исследования внедрены в учебно-методические программы курсов по возрастной психологии и психологии развития, современным проблемам психотерапии, психологическому консультированию, читаемых в Международном независимом эколого-политологическом университете и Российском университете дружбы народов.

Результаты исследования используются в работе по методу иппотерапии с элементами игротерапии и сказкотерапии с детьми и' подростками с особенностями развития (аутизм и аутоподобное поведение, гиперактивность, задержка психического развития, задержка психо-речевого развития), детьми из социально неблагополучных семей, усыновлённых в КСК «Битца» с целью коррекции и развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности.

По теме диссертационного исследования опубликовано 9 статей: 3 статьи — в научных рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведённого теоретического и эмпирического изучения сущности эмоционального интеллекта, его признаков, структуры, функций и особенностей проявления в подростковом возрасте с учётом отдельных внешних и внутренних факторов были сформулированы следующие выводы, подтверждающие гипотезы исследования и положения, выносимые на защиту.

1. Эмоциональный интеллект можно соотнести с такими понятиями, как «интеллект» и «эмоции» и представить в структуре интеллектуально-эмоциональной сферы личности человека в качестве интегральной категории. В подростковом возрасте эмоциональный интеллект имеет сложную структуру, сущностные признаки устойчиво группируются в два фактора: внешний аспект, или «понимание эмоций», и внутренний аспект, или «эмоциональная саморегуляция». Основные функции эмоционального интеллекта видятся в обеспечении успешности деятельности, а также гармонизации процессов внутриличностного и межличностного взаимодействия.

2. Существуют поло-ролевые особенности эмоционального интеллекта, которые связаны с социальными ролями, групповыми ожиданиями, социальными нормами и тендерными установками. Лонгитюдное исследование подтвердило, что общий показатель эмоционального интеллекта у девочек выше, чем у мальчиков, и это различие сохраняется весь подростковый период. Более высокий уровень развития эмоционального интеллекта у девочек связан с тем, что признаки эмоционального интеллекта, нагружающие фактор «понимание эмоций» (эмоциональная осведомлённость, эмпатия и распознавание эмоций других людей), у девочек развиты лучше. Развитие эмоционального интеллекта в подростковом возрасте носит количественный характер. Так, развитие эмпатии и навыка распознавать эмоции других людей в подростковом возрасте проявляется увеличением числа испытуемых, показавших большую степень выраженности этого признака эмоционального интеллекта. Девочки также демонстрируют статистически достоверное ухудшение способности управлять своими эмоциями. Среди мальчиков не обнаружено никаких статистически значимых изменений в значениях общего показателя эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект в подростковом возрасте нуждается в целенаправленном развитии.

3. В младшем подростковом возрасте эмоциональный интеллект имеет ряд связей с социальным интеллектом. В качестве объединяющих категорий выступают «общение», «познание» (понимание) и «деятельность».

4. Изучение роли включённости подростка в определённую социальную группу в проявлении особенностей эмоционального интеллекта на примере пяти социальных групп подростков: подростков из православной гимназии, подростков из московской общеобразовательной школы, девиантных подростков, подростков-спортсменов из футбольного клуба и подростков из социально неблагополучных семей, подтвердило, что общий уровень развития эмоционального интеллекта подростков сходный, несмотря на различия по некоторым признакам.

Основные положения и результаты исследования изложены в следующих публикациях автора:

1. Давыдова Ю. В. Особенности эмоционального интеллекта подростков // Вестник РУДН. — Серия: Психология и педагогика. —2007. — № 2. — С. 92−100.

2. Давыдова Ю. В. Тендерный аспект изучения эмоционального интеллекта подростков // Вестник РУДН. — Серия: Психология и педагогика. — 2010. — № 4. — С. 113−118.

3. Давыдова Ю. В. Общее и специфическое в структуре эмоционального интеллекта подростков различных социальных групп // Вестник университета (Государственный университет управления). — 2010.-№ 21.-С. 37−39.

4. Давыдова Ю. В. Составляющие эмоционального интеллекта // Психолого-педагогические аспекты формирования и развития личности: Материалы Межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых учёных / Сост. и науч. ред.: A.B. Иващенко, A.B. Гагарин, И. А. Тютькова. — М.: 2004. — С. 23−25.

5. Давыдова Ю. В. Эмпирическое исследование влияния уровня эмоционального интеллекта на статус ученика в классе и его успешность в учёбе // Психолого-педагогические аспекты формирования и развития личности: Материалы Межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых учёных /Сост. и науч. ред.: A.B. Иващенко, A.B. Гагарин, И. А. Тютькова. — М.: 2004. — С. 94−98.

6. Давыдова Ю. В. Изучение компонентов эмоционального интеллекта подростков // Психолого-педагогические аспекты становления личности в современных условиях: Материалы Межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых учёных / Сост. и науч. ред.: Иващенко A.B., Иванова Г. П., Гагарин A.B.- М.: 2005. — С. 124−127.

7. Давыдова Ю. В. Изучение особенностей эмоционального интеллекта подростков // Личность в современном обществе: психолого-педагогические и эколого-психологические аспекты формирования и развития: Материалы Межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых учёных. 24 апреля 2007 / Сост. и науч. ред.: Иващенко A.B., Гагарин А.В.-М.: 2007.-С. 88−90.

8. Давыдова Ю. В. О соотношении понятий академический, практический, социальный и эмоциональный интеллект II Личность в Природе и Обществе: Научные труды молодых учёных. — Серия: Психология и педагогика. — Выпуск 12. — М.: РУДН, 2009. — С. 30−33.

9. Давыдова Ю. В. Особенности эмоционального интеллекта подростков различных социальных групп: эмпирический аспект // Личность в Природе и Обществе: Научные труды молодых учёных. — Серия: Психология и педагогика.- Выпуск 13. — М.: РУДН, 2010. — С. 36−38.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Gardner, H. Multiple intelligences: The theory in practice. New York: Basic Books. 1993.
  2. Goleman, Daniel. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1995. P. 359.
  3. Goleman, Daniel. Working with emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1998. P. 384.
  4. Goleman, Daniel. Destructive Emotions: A Scientific Dialogue with the Dalai Lama Bantam Books, 2003. P. 448.
  5. Goleman, Daniel. The Emotionally Intelligent Workplace. Jossey-Bass. 2001. P. 384.
  6. Ivcevic, Z., Brackett, M. A. & Mayer, J. D. Emotional intelligence and emotional creativity. Journal of Personality, 2007. 75, 199−235.
  7. Intelligence: Knowns and Unknowns / U. Neisser et all // American Psychologist. 1996. Vol. 51. № 2. P. 77−101.
  8. , K. & Day, J. D. Discrimination of two aspects of cognitive? social intelligence from academic intelligence. Journal of Educational Psychology, 1997. P. 89, 486−497.
  9. The handbook of emotional intelligence: theory, development, assessment, and application at home, school, and in the workplace / Reuven Bar-On, James D.A. Parker, editors. San Francisco, CA: Jossey-Bass, c 2000. P. 528.
  10. Lopes P.N. et al. Emotional intelligence and social interaction // Pers. and Soc. Psychol. Bull. 2004. V. 30. P. 1018−1034.
  11. Mayer, J. D., Salovey, P. What is emotional intelligence // P. Salovey, D. Sluyter (Eds.). Emotional development and emotional intelligence: Implications for educators. New York: 1997. Basic. P. 435.
  12. Mayer, J. D., Caruso D. R., Salovey P. Emotional Intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999. V. 27. P. 267−298.
  13. Mayer J.D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: A component of emotional intelligence//J.Pers. Assessment. 1990. V. 54. N 3, 4. P.772−781.
  14. , J. D. & Ciarrochi, J. Clarifying concepts related to emotional intelligence: A proposed glossary. In J. Ciarrochi, J. P. Forgas, & J. D. Mayer (Eds.) Emotional intelligence and everyday life. New York: Psychology Press. 2006. pp. 261−267.
  15. Mayer, J. D. A new field guide to emotional intelligence. In J. Ciarrochi, J. P. Forgas, & J. D. Mayer (Eds.) Emotional intelligence and everyday life. New York: Psychology Press. 2006. pp. 3−26.
  16. Mayer, J. D., Barsade, S. G., & Roberts, R. D. Human abilities: Emotional intelligence. Annual Review of Psychology, 2008. 59, 507−536.
  17. Mayer, J. D., Salovey, P., & Caruso, D. R. Emotional intelligence: New ability or eclectic traits? American Psychologist, 2008. 63, 503−517.
  18. Matthews, Gerald. Emotional intelligence: science and myth / Gerald Matthews, Moshe Zeidner, and Richard D. Roberts, 2002. P. 697.
  19. The wisdom in filling: psychological processes in emotional intelligence / edited by Lisa Feldman Barrett, Peter Salovey- foreword by John D. Mayer. New York: Guilford Press, c. 2002. P.444.
  20. Peter Salovey, John D. Mayer & David Caruso. The positive Psychology of Emotional Intelligence // Handbook of positive psychology / edited by C.R. Snyder, Shane J. Lopez. Oxford- New York: Oxford University Press, 2002, page 159−171.
  21. Philip Carter. The complete dppk of intelligence tests. / Published by John Wiley & Sons Ltd. The Atrium, Southern Gate, Chichester, West Sussex P019 8SQ, England, 2005, Page 114−143.
  22. Г. Техника развития интеллекта. СПб.: Питер, 2001. — 192 с.
  23. , В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие / В. А. Аверин. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998.-379 с.
  24. И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф. 6−7 ноября 2002 г., г. Минск. Минск, 2003. С. 194−196.
  25. И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. -2006. —№ 3 — С.78−86.
  26. И.Н. Тендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта// Психологический журнал. -2008. — № 1. — С.39−43.
  27. И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. — 2008. — № 5 — С. 83.
  28. М.А. Христианская антропология как методология педагогики // СОФИЯ Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. № 5/2002 Электронная версия. http://virlib.eunnet.net/sofia/05−2002/ [дата обращения 26.01.2011].
  29. Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 91−96.
  30. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996. 472 с.
  31. В. 81айзиса. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов 2-е изд. — СПб. 2003. — 344 с.
  32. А.К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологией // Иностранная психология. Т. 1. 1993. № 2. С. 57−64.
  33. Г. Важнее чем 1С)! ЕС>: эмоциональный интеллект. Тренинг «секретного интеллекта», который даёт эффективность в любом деле. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. — 218 с.
  34. Г. М. Психология эмоций. М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2004. — 544 с.
  35. Л. И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике: учеб. пособие / Л. И. Вассмерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Роминицына. СПб.: Речь, 2004. -256 с.
  36. X., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998- 160 с.
  37. В. Психология эмоций: Хрестоматия / авторсоставитель В. Вилюнас. СПб.: Питер, 2004. -496 с.
  38. В.К. Предисловие к книге Я. Рейковского «Экспериментальная психология эмоций». — М., 1979. — 392 с.
  39. Д.В. Социальная психология пола. Методические указания к спецкурсу «Основы тендерной психологии». Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2003.-34 с.
  40. . Л. С. Психология М. ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
  41. Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX века // Вопр. психол. 1968. № 2. С. 157−159.
  42. Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX века // Вопросы психологии. 1968. № 2. С.157−159.
  43. . Что такое психология: В 2-х т. Изд.2-е, стереотипное. Т. 1: Пер. с франц. М. 1999. — 496 с.
  44. Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки- Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 300 с.
  45. Д. Деструктивные эмоции // Пер. с англ. О. Г. Белошеев. Мн., ООО «Попурри», 2005. — 672 с.
  46. С.П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов // Инновационные образовательные технологии, 2007. — № 1 (9). С. 92−95.
  47. С.П. Эмоциональный интеллект: проблемыкатегориальности.// Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции / Смол, гос. ун-т. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. — Ч. 1. — С. 108−112.
  48. , С.С. Психология мотивации / С. С. Занюк. — К.: Эльга-н- Ника Центр, 2002. — 352 с.
  49. Д.А. Управление чужим поведением. Дубна: Изд. центр <�Феникс>, 1997. — 272 с.
  50. А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3-е изд., испр. — СПб.: «Издательство Союз», «Лениздат». — 2000.-224 с.
  51. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд. Свято-Владимирского Братства, 1993.
  52. , Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося развития) / Е. В. Змановская. — Москва, 2001 280 с.
  53. Л.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности. Монография. — Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2002. 175 с.
  54. A.B., Зубова Л. В., Щербинина O.A. Внутренняя позиция личности подростка: понятие, условия формирования и развития: монография. Оренбург: ГУ РЦРО, ГОУ ОГУ, 2008. — 153 с.
  55. Дж. Базисная эмпатия как коммуниктивный навык // Журнал практической психологии и психоанализа .2000, № 1 Электронный ресурс. URL: http://www.psyjournal.ru [дата обращения 02.01.2011].
  56. К.Э. Психология эмоций. — СПб. 1999. 464 с.
  57. Е.И., Никифорова E.B. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. — М.: «Академия», 2004. — 288 с.
  58. Е.П. Чувства и эмоции. СПб. 2001. — 752 с.
  59. JI.A. История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. JI.A. Карпенко //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 784 с.
  60. Ке де Ври Манфред. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта- Пер. с англ. — М. 2003. 276 с.
  61. Ю.А. Социальная психология девиантного поведения : учеб. пособие для вузов / Ю. А. Клейберг, — М. Сфера, 2004. 192 с.
  62. В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей и подростков-М., 1981- 11−23.
  63. В.В. Патологические формы девиантного поведения у детей и подростков (критерии систематики, принципы терапии и коррекции) // Патолог, формы девиантного поведения у детей и подростков: Тез. докл. VII междунар. симп.- М., 1986-С. 38−40.
  64. ВТ. Девиантное поведение у подростков -Минск, Беларусь, 1988.- 206 с.
  65. , E.H. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков: Учебно-методические пособия / E.H. Колодич. — Мн.: ОООпФУАинформ", 2002. 128 с.
  66. A.A. Формирование духовных ценностей старшеклассников. Автореф. дисс. на соискание уч. степени к.п.н. М., 1992. С. 14.
  67. Ю.В. «Социально-психологическое сопровождение неблагополучных семей с целью профилактики социального сиротства» -М.: МГПИ, 2008. 44 с.
  68. Г. Г. Единство аффекта и интеллекта в теории и на практике // Л. С. Выготский и современность / Под ред. Минск, 1996. Т. 1. С. 25−29.
  69. И.Ю. «Возрастная психология» (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1997. -176 с.
  70. С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М., Фолиум 1996. — 70 с.
  71. С.С. Наша церковь и наши дети. М., 1993. 190 с.
  72. С.С. Семья — малая церковь. Записки православной матери и бабушки. — М., 1997. — 48 с.
  73. В.Р., Сухарева Л. М., Павлович К. Э. Подросток: Физиолого-гигиенические и психологические основы обучения и воспитания. М.: МИОО, 2004. — 280 с.
  74. А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии, 1972. -№ 12.-С. 137−140.
  75. Н.О. Органическое и неорганическое миропонимание. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Терра — Книжный Клуб. 1995. 408 с.
  76. Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. М., 2004. С. 29−36.
  77. Д.В. Новая методика для измерения эмоциональногоинтеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3−22.
  78. , О. В. История исследования социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 4. С. 177−182.
  79. Е.В. Субъективная картина девиации у подростков разных социальных групп. — дипломная работа — Москва, 2006.
  80. Н.В. Эмоциональный интеллект как интегративный показатель целостного развития личности. / Материалы Международной конференции «Языковая семантика и образ мира», посвященная 200-летию Казанского университета Казань 7−10 октября 1998.
  81. , Л. В. (2006) Модели интеллекта: 100 лет развития. М.: Изд-во Моск. Психолого-социального ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006 280 с.
  82. М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся .- Псков: ГТГПИ, 2004. 140 стр.
  83. В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие.- М.: МЕДпресс, 2001.- 432 с.
  84. Митрополит Амфилохий (Радович) Основы православного воспитания. Пермь, 2000. — 106 с.
  85. Т.П. Формирование девиантного поведения у подростков (психопатологический и психологический аспекты) // Журн. неврологии и психиатрии-2000- № З.-С. 24−27.
  86. Э.Л., Коврига Н. В. Емоцшний штелект: концептуaлiзaцiя феномену, основш функцй. Moнoгpaфiя. — К.: Вища школа, 2003. — 126с.
  87. Е.Л., Коврига Н. В. «Емоцшна розумнють» як детермшанта усшшноТ життeдiяльнocтi людини 1 шляхи п операцюншпзацп // В1сник Дншропетров. ун-ту. Педагопка 1 психолопя. 2000. Вип. 6. С. 3−7.
  88. Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. — М., 1999.-442 с.
  89. К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. Спб.: Изд-во «Речь», 2003. — 296 с.
  90. А.Б., Хазанова М. А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 68−73.
  91. Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М.: «КСП +», 2003. — 272 с.
  92. Н.Е. Современная практика православного благочестия. СПб: Сатись, 2008. В 2-х томах — 1250 с.
  93. Т.И. Цель и объект духовно-нравственного воспитания. Заметки о религиозном образовании // Вестник ПСТГУ Педагогика и психология. 2008, 2 (9), стр. 40−57.
  94. Подросток на перекрестке эпох/ сборник. М. Генезис, 1997. —288 с.
  95. Познание в структуре общения / Под. Ред. В. А. Барабанщикова, Е. С. Самойленко. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 365 с.
  96. Практикум по возрастной психологии/ Под ред. JT.A. Головей, Е. Ф. Рыбалко, М.: Речь, 2001. 688 с.
  97. Практический интеллект Р.Дж.Стернберг, Дж.Б.Форсайт, Дж. Хедланд и др. — Спб.: Питер, 2002. — 272 с.
  98. Психология подростка. Полное руководство./ Под ред. A.A. Реана, СПб: Прайм-Еврознак, 2003 432.
  99. Психология современного подростка / Под ред. Регуш JI.A., СПб, «Речь», 2005. 400с.
  100. Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. — СПб, 2001. 512 с.
  101. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 248−250.
  102. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс. 8-е международное изд. — СПБ.:Изд-во «Питер», 2000. — 624 с.
  103. X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  104. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. С. 133−179.
  105. Ш. Управление мотивацией / Ш. Ричи, П. Мартин- под ред. проф. Е. А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 399 с.
  106. К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 428-^30.
  107. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.416с.
  108. М.И. Организационные принципы коррекции отклонений поведения у детей и подростков // Материалы Всесоюз. научно-практ. конф. Вильнюс, 1989-С. 184−186.
  109. М.Р., Никитюк Д. Б. Анатомия человека. В 3 томах -М. 1998. Т.3.-528 с.
  110. Н.Д. Возможности психологической коррекции алекситемии // Телесность человека: Междисциплинарные исслед. М.: Филос. об-во СССР, 1991. С. 89−96.
  111. Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб. 2003. — 347 с.
  112. Л.С. Трудные дети / Л. С. Славина — Москва, 199. — 490 с.
  113. В.И., 1ле1 Т. Бе Упез-ОеегуПе!-. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. науч. тр. Минск, 1997. С. 130−137.
  114. В. С. Оправдание добра. Нравственная философия. — Сочинения в 2-х томах. 2-е издание. Том 1. М., 1990. С. 47—548.
  115. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — 351 с.
  116. С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека// Соц.-гуманитарные знания. 2002. № 2. С. 109−125. ,
  117. В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. М., 1996. — 320 с.
  118. И.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта личности и тендерной идентичности личности // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.12 (88). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — С.110−115.
  119. Л.В. Искание высот: сборник статей по духовному воспитанию и развитию личности. Клин: Христианская жизнь, 2004. — 158.
  120. В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности История педагогики в России: Хрест Сост. Ф. Егоров. М.: Академия, 1999.- 400 с.
  121. Ю. Г. Развитие интеллекта ребенка / Ю. Г. Тамберг. -Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 224 с.
  122. К. Православное образование в исторической перспективе. К пониманию культурного контекста православного образования. Томск, 1995. С 47−54.
  123. А.Ш., Колымба И. Г. Феноменология эмоциональных явлений //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 3−14.
  124. И.А. Психология детей с нарушениями поведения. М. Владос, 2004.-319 с.
  125. А.Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопр. психол. 1999. № 2. С. 61—74.
  126. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Томск: Изд-во Том, ун-та.- Москва: изд-во «Барс», 1997. 392 с.
  127. О. В. Психология подростка: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. М.: Академия, 2004. — 160 с.
  128. А.И. Эмоциональный интеллект как основа успешности жизнедеятельности человека // Вюник Дшпропетров. ун-ту. Педагопка 1 психолопя. 1999. Вип. 4. С. 129−134.
  129. Е.А. Представления психологов и психотерапевтов об эмоционально зрелой личности // Потенциал личности: комплексная проблема. Материалы второй всероссийской интернет-конференции. Тамбов, 2003. С.93−97.
  130. Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами опытных и начинающих психологов. // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 3 Электронный ресурс. URL: http://www.psyjournal.ru [дата обращения 26.12.2010].
  131. Шнейдер Л. Б Девиантное поведение детей и подростков. М. Академический проект 2005. — 336 с.
  132. Э.Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: ЗАО «Издательство „Питер“», 1999. 651 с.
  133. Г. Эмпатия. // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 1. Электронный ресурс. URL: http://psyjournal.ru/index.php [дата обращения 14.07.2008].
  134. И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. д-ра. психол. наук. СПб.: С.-Петерб. Гос. Ун-т. 1995.
  135. К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 1. Электронный ресурс. URL: http://www.psyjournal.ru [дата обращения 26.12.2010].
  136. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М. 2001. —596 с.
  137. Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития //Вопр. психол. 1997. № 4. С. 20−27.
Заполнить форму текущей работой