Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические механизмы развития и коррекции сферы общения старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты данного исследования могут применяются детскими психологами при групповой и индивидуальной работе с детьми в центрах развития дошкольников, в детских дошкольных учреждениях. Разработанные механизмы развития и коррекции сферы общения детей старшего дошкольного возраста позволяют решить многие проблемы психоэмоционального, поведенческого, социального характера. Данные, полученные при… Читать ещё >

Содержание

  • ШШШШЕ
  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
    • 1. Л. Роль общения в старшем дошкольном возрасте
      • 1. 2. Игра — как специфическая деятельность старших дошкольников
      • 1. 3. Общение в игре старших дошкольников
      • 1. 4. Нарушение общения в игровой деятельности
  • Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Основные критерии развития коммуникативной сферы старших дошкольников
    • 2. 2. Основные принципы и методы развития и коррекции сферы общения детей дошкольного возраста
  • Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЁХАШЗМЮВ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 3. 1. Разработка программы игрового коммуникативного тренинга для детей старшего дошкольного возраста
    • 3. 2. Результаты изменения сферы общения детей прошедших игровой коммуникативный тренинг

Социально-психологические механизмы развития и коррекции сферы общения старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В этом возрасте общение со сверстниками становиться ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений, т. е. социализация. В процессе социализации ребенок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Нарушение общения затрудняет как реализацию игровой деятельности, так и процесс социализации, что оказывает неблагоприятное воздействие в целом на психическое развитие ребенка.

Развитие сферы общения является необходимым условием, как для общего психического развития личности ребенка, так и для его позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности.

В последние годы в системе образования перед педагогами и психологами ставится вопрос о социальной адаптации детей при поступлении их в школу. Отмечена тенденция увеличения детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Такие дети, будучи ограниченными в общении со сверстниками, не имеют эффективного опыта поведения и взаимодействия в детских группах, что сказывается на процессе включения в новый коллектив, на успешности школьного обучения. Кроме того, изменившаяся за последнее десятилетие социальная обстановка в нашей стране диктует новые требования для обучения и развития детей, но программы детских учреждений не всегда учитывают развитие сферы общения детей, обеспечивающую им эффективную социализацию и адаптацию в обществе. Поэтому, изучение социально-психологических механизмов развития сферы общения детей старшего дошкольного возраста и создание на этой основе программ обучения детей коммуникативным навыкам актуально и востребовано.

Цель диссертационного исследования заключается в изучении основных социально-психологических механизмов, позволяющих осуществлять целенаправленное развитие и коррекцию сферы общения детей старшего дошкольного возраста.

Цель диссертационного исследования конкретизируется в следующих задачах.

1. Анализ методологических и теоретических подходов к проблеме общения старших дошкольников.

2. Проведение эмпирического исследования, направленного на выявление и изучение основных критериев, принципов, методов организации и проведения целенаправленной работы по формированию сферы общения детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработка программы по целенаправленному формированию коммуникативной сферы детей — коммуникативного игрового тренинга для старших дошкольников «Школа общения».

Предметом исследования являются социально-психологические механизмы, влияющие на развитие и коррекцию сферы общения старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является коммуникативная деятельность детей 6—7 лет.

Методологической основой исследования является теория деятельности, социально-психологическая теория общения, социальная теория образования, концепция социальной роли детской игры, методические разработки отечественных и зарубежных психологов по изучению общения дошкольников.

Гипотеза исследования состоит в том, что целенаправленное использование социально-психологических механизмов общения в работе с детскими группами, через игровую деятельность и с учетом их возрастных особенностей, дает устойчивые позитивные изменения в коммуникативной сфере старших дошкольников.

Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись диагностические, развивающие и кор-рекционные методы. Из диагностических методов использовались: анкетный опрос родителей детей, педагогов, беседа с дошкольниками о знании основных способов взаимодействия, проективные рисуночные тесты, наблюдение. В качестве развивающих методов использовались специально подобранные дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Кор-рекционные методы включали в себя специальные игровые упражнения, ролевую игру, элементы психодрамы, отдельные техники разных психотерапевтических школ и направлений.

Полученные эмпирические данные анализировались с помощью параметрической статистики: t-критериев Стьюдента.

Положения, выносимые на защиту.

1. Программа по целенаправленному воздействию на формирование коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста должна базироваться на основных положениях, характеризующих данный возраст: ведущая деятельность — игроваяведущая потребность — общение со сверстникамиэмоциональная значимость и привлекательность деятельности;

2. При разработке и проведении коммуникативных развивающих программ для дошкольников должны учитываться: особая роль взрослого-ведущего, опосредованное руководство детскими группами, ситуация социального развития каждого ребенка в группе сверстников.

3. Воздействие должно быть направлено на формирование конкретных навыков и умений, которые составляют основные критерии развития коммуникативной сферы старших дошкольников: адресованность актов общения, доброжелательность общения, аргументированность актов общения, умение слушать партнера.

Научная новизна состоит в выявлении и изучении определенных теоретически, разработанных методически социально-психологических механизмов развития и коррекции сферы общения старших дошкольников. Выделены методы, принципы построения и организации игровой деятельности, учитывающие основные личностные, мотивационные, поведенческие, т. е. социально-психологические особенности рассматриваемого возраста. Положенные в основу тренинга критерии развития коммуникативной сферы детей имеют свое выражение в четких, легко наблюдаемых навыках поведения и взаимодействия. Особая роль ведущего-взрослого регламентируется конкретными обучаемыми способами поведения, ведения им группы и индивидуальной работы с детьми.

Теоретическая значимость работы заключается в подробном анализе различных аспектов проблемы формирования,(развития и коррекции^ сферы общения старших дошкольников, определении основополагающих принципов, критериев организации работы с детской группой и развитием индивидуальной коммуникативной компетенции у детей.

Практическая значимость работы. Результаты данного исследования применяются в работе с детьми в центрах развития дошкольников, в детских дошкольных учреждениях. Элементы коммуникативного игрового тренинга используются практикующими детскими психологами при групповой и индивидуальной работе.

Разработанные механизмы развития и коррекции сферы общения детей старшего дошкольного возраста позволяют решить многие проблемы психоэмоционального, поведенческого характера. Разработанная программа является одним из способов, обеспечивающих процесс социализации каждого ребенка.

Апробация работы. Разработанные в диссертации материалы апробировались поэтапно, начиная с 1993 г. Основные результаты исследований автора изложены в 8 публикациях. Отдельные положения диссертационной работы были обсуждены на научных конференциях («Психолог в системе образования», Ярославль, 1994; «Социально-педагогическое и психологическое обеспечение реформирования региональной системы образования», Ярославль, 2000), заслушивались на совместном методическом семинаре, организуемом кафедрой педагогической психологии и кафедрой политической и социальной психологии. Результаты работы были включены в программу социально-психологической и педагогической подготовки семьи к обучению ребенка в школе на базе НВЦ «Психология. Педагогика. Практика» (в настоящее время в ГУ «Ярославский областной молодежный информационный центр»), а так же на их основе проводились занятия с родителями детей, посещающих игровой коммуникативный тренинг. Разработан спецкурс в рамках курса «Психологические особенности взаимоотношений в детских группах» для студентов 4 курса, специализирующихся на кафедре «Педагогики и педагогической психологии» Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на 147 страницах машинописного текста, списка литературы, включающего 163 наименования, в том числе 12 на иностранном языке, 2 таблиц и 12 приложений, в которых приводится стимульный материал и количественные данные исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Цель исследования заключалась в изучении и выделении основных социально-психологических механизмов (личностных, поведенческих, социальных), позволяющих осуществлять целенаправленное развитие и коррекцию сферы общения детей старшего дошкольного возраста. Она конкретизировалась в следующих задачах: 1) проанализировать теоретические и методологические подходы к проблеме общения старших дошкольников- 2) провести эмпирическое исследование на выявление основных социально-психологических механизмов, влияющих на развитие и коррекцию коммуникативной сферы детей — дошкольников- 3) разработать и апробировать авторскую программу игрового коммуникативного тренинга для старших дошкольников «Школа общения». В результате исследования можно сделать следующие выводы.

1.Изучение психологической литературы показало, что отечественная теория общения разрабатывалась на протяжении нескольких десятилетий, как особый вид человеческой деятельности, и является, по сути, теорией коммуникативной деятельности. Исходя из этой теории, сфера общения детей изучалась как ведущая деятельность дошкольного возраста. Были выделены основные потребности, мотивы, средства, действия, результат данной деятельностикоторые имеют свою возрастную динамику на протяжении дошкольного детства. Исследования доказали, что основной коммуникативной потребностью в старшем дошкольном возрасте становиться потребность в общении со сверстниками. Эта коммуникативная потребность реализуется на фоне другой ведущей деятельности — игровой. Игра является необходимым условием и в тоже время средством для развития сферы общения детей. У игровой деятельности также выделяется своя структура и динамика развития. В старшем дошкольном возрасте она выступает в форме сюжетно-ролевой игры. Игра рассматривается как основной способ развития и коррекции коммуникативной деятельности старших дошкольников. Таким образом, нами для реализации поставленной цели работы были выделены основные положения, характеризующие рассматриваемый возраст, на которых должна базироваться программа по целенаправленному формированию сферы общения дошкольников: 1) игра является ведущей деятельностью- 2) общение со сверстниками выступает основной потребностью- 3) деятельность должна быть эмоционально значима и привлекательна.

2.Проведение эмпирического исследования на выявление основных социально-психологических механизмов, влияющих на развитие и коррекцию коммуникативной сферы детей дошкольников, позволило выделить основные критерии, по которым можно достаточно объективно судить об уровне развития этой сферыосновные принципы организации работы по целевому воздействию на нее, основные методы осуществления воздействия.

Таким образом, были выделены основные социально-психологические механизмы по развитию и коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников: 1) руководство детскими играми должно быть опосредовано детским обществом- 2) роль взрослого должна быть строго регламентирована- 3) необходим учет ситуации социального развития каждого ребенка внутри складывающегося коллектива сверстников- 4) подбор методик должен проводиться с учетом выделенных критериев развития коммуникативной сферы дошкольников.

3.На основании проделанной работы была разработана и апробирована программа игрового коммуникативного тренинга для детей старшего дошкольного возраста «Школа общения». Программа базируется на основных психологических особенностях данного возраста (результаты теоретического анализа) — на выделенных принципах организации и проведения целевых формирующих воздействий, в реализации которых главная роль принадлежит взрослому ведущемуна выведенных критериях, характеризующих развитие сферы общения дошкольников: адресованность, доброжелательность, аргументированность, умение слушать (результаты эмпирического исследования).

По данной программе была проведена первичная апробация с целью определения эффективности работы используемых методик («Карты наблюдения», пакета игр, упражнений, организационных и поведенческих особенностей ведущего-взрослого). По результатам апробации были уточнены основные принципы работы с детьми, организационные и содержательные требования к используемым методикам, определен особый статус ведущего-взрослого. Затем, был организован исследовательский эксперимент, с целью получить объективные данные, по изменению коммуникативной сферы детей при прохождении ими через программу тренинга. Полученные данные с использованием параметрических методов (t-критериев Стьюдента), экспертной оценки, подтвердили первоначальную гипотезу: целенаправленное использование социально-психологических механизмов общения (личностных, поведенческих, социальных) в работе с детскими группами, через игровую деятельность и с учетом их возрастных особенностей, дает устойчивые позитивные изменения в коммуникативной сфере старших дошкольников.

Таким образом, научная новизна проделанной работы состоит в выявлении определенных теоретически, разработанных методически социально-психологических механизмов развития и коррекции сферы общения старших дошкольников. Выделены методы, принципы построения и организации игровой деятельности, включающие основные личностные, моти-вационные, поведенческие особенности рассматриваемого возраста. Кроме того, положенные в основу тренинга критерии развития коммуникативной сферы детей имеют свое выражение в четких, легко наблюдаемых навыках поведения и взаимодействия. Особая роль ведущего-взрослого не просто провозглашается, а регламентируется конкретными обучаемыми способами поведения, ведения им группы и индивидуальной работы с детьми.

Диссертационное исследование является попыткой изучения коммуникативного аспекта социализации личности на ее дотрудовой стадии (дошкольное детство) в контексте социальной психологии. Самостоятельные игровые детские объединения рассматриваются в качестве объекта социального восприятия, в качестве субъектов социальной перцепции. Отношения ребенка со взрослым и его взаимоотношения со сверстниками представляют собой коммуникативную деятельность, в которой происходит процесс социализации и которая является детерминантой социальноперцептивных процессов.

Результаты данного исследования могут применяются детскими психологами при групповой и индивидуальной работе с детьми в центрах развития дошкольников, в детских дошкольных учреждениях. Разработанные механизмы развития и коррекции сферы общения детей старшего дошкольного возраста позволяют решить многие проблемы психоэмоционального, поведенческого, социального характера. Данные, полученные при изучении социально-психологических механизмов развития и коррекции сферы общения старших дошкольников, имеют практическое значение в плане педагогического управления процессами межгруппового взаимодействия на уровне малых групп в детских коллективах. Разработанная программа является одним из конкретных способов, обеспечивающих процесс социализации каждого ребенка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 17−21.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 297 с.
  3. Г. В. Социальная психология образования. Самара, 1983.
  4. Дж. Ландшафт детской души. СПб.: Диалог-Лотаць, 1997. 256 с.
  5. .Г. Человек как предмет сознания. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1968. 339 с.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. 416 с.
  7. Е.А. Вопросы советского дошкольного воспитания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 127 с.
  8. Л.В. Организация взаимовлияний детей в игре // Дошкольное воспитание. 1972. № 6. С. 42−50.
  9. В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии и психотехнике. М., 1992. 96 с.
  10. Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы: НЛП. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1992. 248 с.
  11. Р. Магия в действии. М., 1991. 117 с.
  12. Р., Гриндер Д. Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона с точки зрения НЛП. Симферополь: «Реноме», 1998. 208 с.
  13. Э. Игры в которые играют люди. М.: Лист-Нью- Центр общечеловеческих отношений, 1997. 336 с.
  14. . Любим ли я. СПб.: «Ювента», 1998. 277 с.
  15. А.А. Психология общения: избранные труды. М., 1996.
  16. Л.И. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 212 с.
  17. Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте. М., 1968. 446 с.
  18. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 31−33.
  19. Л. Игры дошкольников с технической игрушкой // Дошкольное оспитание. 1990. № 10. С. 40−43.
  20. . У. Два мира детства. М., 1976. 167 с.
  21. И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М.: Высшая школа, 1989. 176 с.
  22. М.И. Беседы о детской психиатрии: Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1992. 255 с.
  23. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
  24. К. Жизнь с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991. 76 с.
  25. М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. 336 с.
  26. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С 63.
  27. Л.С. Психология искусства. М.:Педагогика, 1987. 344 с.
  28. Л.Н., Смиронова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992. 143 с.
  29. Е.М. Игры на переменах для дошкольников. М.: Физкультура и спорт, 1985. 48 с.
  30. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Масс медиа, 1995. 238 с.
  31. С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. М.: Искусство, 1967. 295 с.
  32. Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. М.: Физкультура и спорт, 1990. 192 с.
  33. Д.Б. Влияние общения со взрослыми на общение детей со сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1980.
  34. Д. Терапевтические метафоры. СПб.: Изд-во «Белый кролик», 1995. 196 с.
  35. Л. Игры с песком и водой // Дошкольное воспитание, 1989. № 6. С. 37−44.
  36. . Что такое психология: в 2-х тт. Т. 2. М.: Мир, 1992. С. 277 316.
  37. P.M. Элементы практической психологии. Спб.: Свет, 1997. 608 с.
  38. Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. 239 с.
  39. Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. М.: Медицина, 1990. 384 с.
  40. Давайте поиграем./ Под ред. А. А Столяра. М.: Просвещение, 1991. 97 с.
  41. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1987. 192 с.
  42. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальтупражнениями. М.: Прогресс, 1993. 336 с.
  43. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. 205 с.
  44. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979. 128 с.
  45. И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. 230 с.
  46. А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
  47. С.Д. Ваш ребенок учиться во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1993. 48 с.
  48. А.И. как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  49. Зворыгина, Комарова. Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание, 1989. № 5. С. 31−40.
  50. Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991. 208 с.
  51. Игра дошкольника / Под ред. О. Л. Новоселковой. М.: Просвещение, 1989. 284 с.
  52. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петру си некого. М.: Прометей, 1991. 219 с.
  53. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой, 1978. 155 с.
  54. Игра? Игра! Ленинград: 1987. 134 с.
  55. Игры обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994. 368 с.
  56. К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. 464 с.
  57. В.Е. Аутизм у детей. Л.: Медицина, 1981. 190 с.
  58. В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991. 256 с.
  59. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
  60. Н.В. Социальная теория образования (ценностно-рефлексивный подход): автореф. дисс. докт. психол. наук. Ярославль: ЯрГУ, 2000. 26 с.
  61. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.
  62. Н.В., Свистун М. А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль: «Содействие», 1992. 68 с.
  63. Я.Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений. Минск: Народная асвета, 1984. 239 с.
  64. Кон И. Открытия «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.
  65. X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 1992. 116 с.
  66. И.П., Фролова Г. В. Чудо воображения. Новосибирск: Наука, 1975.209 с.
  67. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 152 с.
  68. Кряжева H. J1. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1997. 160 с.
  69. В.В., Стовичек Г. В. Лицо человека: анатомия, мимика. М.: Медицина, 1988. 272 с.
  70. Л. Логическая игра. М.: Наука, 1991. 192 с.
  71. Г. Психодрамма: теория и практика. М.: Прогресс 1994. 352 с.
  72. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 368 с.
  73. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  74. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. 584 с.
  75. Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы. М.: Просвещение, 1991. 233 с.
  76. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.
  77. М.И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев: «Штиинца», 1983. 106 с.
  78. М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 384 с.
  79. М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни // Вопросы психологии. 1978. № 5. С. 73−77.
  80. М., Шерьязданова X. Специфика восприятия и общения у дошкольников. Алма-Ата: «Мекткп», 1989. 80 с.
  81. Д. Социальная психология. СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.
  82. Е.В. Тренинг детско-родительского общения: дипломная работа. Ярославль: ЯрГУ, 1998. 100 с.
  83. Е.М., Грибанова Г. В., Московкина А. Г. Профилактика и коррекция психического развития детей при семейном алкоголизме. М.: Просвещение, 1989. 80 с.
  84. Методы психологической экспресс-диагностики в инновационной игре. Ярославль, 1989. 381 с.
  85. Н., Короткова Н. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. 1989. № 4. С.23−29.
  86. Н., Короткова Н. Формирование сюжетной игры у детей шестого года развития // Дошкольное воспитание. 1989. № 8. С.9−16.
  87. З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990. 94 с.
  88. B.C. Психология дошкольника / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1975. 239 с.
  89. Р., Шамесова Л. Развлечения с использованием занимательного математического материала // Дошкольное воспитание. 1989. № 5.
  90. В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: МАПК, 1998.464 с.
  91. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1974.
  92. Одаренные дети / Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. 376 с.
  93. Окленд ер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М.: Независимая фирма «Класс», 1997. 267 с.
  94. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, A.JI. Венгера. М., 1988. 135 с.
  95. М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Спб.: Издательство «Питер», 1999. 288 с.
  96. М.А. Игротерапия общения. М.: Знание, 1995. 46 с.
  97. Н. 33 и одна форма партнерства. М.: Медицина, 1998. 288 с.
  98. . Речь и мышление ребенка. М.: «Педагогика Пресс», 1999. 528 с.
  99. Практическая психодиагностика.- Самара, 1998. 672 с.
  100. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. Н. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. 264 с.
  101. Проблемы дошкольной игры, психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Поддъякова и Н. Михайленко. М.: Педагогика, 1987. 190 с.
  102. Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. 279 с.
  103. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрущевой. Спб.: Ювен-та, 1999. 256 с.
  104. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989. 215 с.
  105. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. Спб.: ЗАО Издательство «Питер», 1999. 416 с.
  106. Дж. Это в ваших силах. М.: Прогресс, 1992. 240 с.
  107. Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. 232 с.
  108. М.С. Введение в психологию. М.: Просвещение, 1991. С. 146−169.
  109. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.
  110. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989. 239 с.
  111. К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993. 368 с.
  112. Н. Народные подвижные игры // Дошкольное воспитание. 1990. № 6. С. 28−33.
  113. Э. Юнг и постюнгианцы. Курс юнгианского анализа. М.: ЧеРо, 1997.416 с.
  114. Л. Игры // Дошкольное воспитание. 1990. № 7. С. 32−33.
  115. Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 123 с.
  116. Е.В. Психодраматический и недирективный подход в групповой работе с людьми. СПб, 1992. 72 с.
  117. Е.В. Экспериментальная групповая психология. СПб., 1993. 152 с.
  118. Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьников // Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972. С. 34−42.
  119. Л.С. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте // Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14.
  120. В.И., Исаев Е. И. Антропологические принципы в психологии развития // Вопросы психологии. 1988. № 6. С.3−18.
  121. А.А. Взаимоотношения в детских группах: Теоретические и методические основы исследования. Ярославль, 1983. 64 с.
  122. Социальная психология: Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. С. 114−167.
  123. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М., 1990. 204 с.
  124. A.C. Игра-это серьезно. М., 1981. 141 с.
  125. А.С. Нарушение игровой деятельности. М.: МГУ, 1980.133 с.
  126. А.С. Профилактика детских неврозов. МГУ, 1988. 198 с.
  127. . Разговор с матерью: Книга о воспитании. М.: Политиздат, 1990. 589 с.
  128. Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976, 144 с.
  129. Е.В. Стиль общения как способ формирования личности ребенка // Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979.
  130. Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев, 1989. 100 с.
  131. Тингей-Михаэлис. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям. М.: Педагогика, 1991. 208 с.
  132. А.П. Руководство творческими играми детей // Игры детей. М., 1948. С. 30−39.
  133. А.П. Игра форма организации и жизни детей // Дошкольное воспитание. 1964. № 4. С. 64−69.
  134. У сова А. П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976. 96 с.
  135. Д. Необычайная психотерапия. СПб.: Изд-во «Белый кролик», 1995. 384 с.
  136. С.Д. Социальные инстинкты у детей и учреждения для их развития. СПб., 1913. 88 с.
  137. В. Игра детская школа нравственности // Дошкольное воспитание. 1989. № 1. С. 29−33.
  138. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995. 554 с.
  139. Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос: Спиритуаль-ные, культурно-исторические и социальные основы педагогики вольдорф-ской школы. Калуга: «Духовное познание», 1992. 108 с.
  140. Шелби Брайн. Открой своего ребенка с помощью тестов. Тюмень: Скорпион, 1997. 127 с.
  141. Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов / Э. Хол. М.: Вече, Персей, ACT, 1995. 432 с.
  142. Фолкен Чак. Психология это просто. М.: ФАИРПРЕСС, 2000. 640 с.
  143. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 144 с.
  144. Э. Искусство любви. Минск.: 1990, 80 с.
  145. Д.Б. Детская психология. М., 1960. 316 с.
  146. Д.Б. Психология игры. -М.: Владос, 1989. 358 с.
  147. М., Росси Э. Человек из февраля. М.: Независимая фирма «Класс», 1995. 256 с.
  148. К. Общая психопаталогия. М.: Практика, 1997. 1053 с.
  149. Allan J., MacDonald R. The use of fantasy enactment in the treatment of an emerging autistic child // Journal of Analytical Psychology. 1975. Vol. 20. P. 57−68.
  150. Allan J., Grandall J. The rosebush: A visualization strategy for possible Identification of child abuse // Elementary School cuidance and Counselling. 1986. Vol. 21. P. 44−51.
  151. Freud A. Normality and Pathology in Childhood, Penguin, Harmond-sworth, 1973.
  152. For techniques for recognizing family games, see J. James, «The Game Plan» // Transactional Analysis Journal. 1973. Vol. 3. № 4. P. 194−197.
  153. James M. Born to Love: Transactional Analysis in the Church. Reading, Mass.: Adisson-Wesley, 1973.
  154. Kellogg, R. Analyzing children’s art. Palo Alto, CA.: Mayfield Publishing Company, 1970.
  155. Klein, M. The psychoanalysis of children. New York: Dell, 1976.
  156. E. ТА with Children. Visual Representations Model of the Ego Staten. New York: Dell, 1976.
  157. Kramer E. The problemof quality in art. In Art therapy in theory and practice / ed. E. Ulman and P. Dachinger, 43−59. New York: Schochen Books, 1975.
  158. Stith M., Connor R. Dependency & helpfulness in young children / Child development. 1962. Vol. 33. № 12.
  159. Tritten G. Art Techniques for children. New York: Reinhold, 1964.
  160. Winnicot D. Playing and Reality. Tavistock, London, 1971.
  161. Levitski A., F.S. Perls, The Rules and Games of Gestalt Therapy // J. Fa-gan, I.L. Shepherd, Eds., Gestalt Therapy Now. Palo Alto: Science and Behavior Books, 1970. P. 140−149.
Заполнить форму текущей работой