Социально-психологические механизмы развития и коррекции сферы общения старшего дошкольного возраста
Диссертация
Результаты данного исследования могут применяются детскими психологами при групповой и индивидуальной работе с детьми в центрах развития дошкольников, в детских дошкольных учреждениях. Разработанные механизмы развития и коррекции сферы общения детей старшего дошкольного возраста позволяют решить многие проблемы психоэмоционального, поведенческого, социального характера. Данные, полученные при… Читать ещё >
Содержание
- ШШШШЕ
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 1. Л. Роль общения в старшем дошкольном возрасте
- 1. 2. Игра — как специфическая деятельность старших дошкольников
- 1. 3. Общение в игре старших дошкольников
- 1. 4. Нарушение общения в игровой деятельности
- 1. Л. Роль общения в старшем дошкольном возрасте
- 2. 1. Основные критерии развития коммуникативной сферы старших дошкольников
- 2. 2. Основные принципы и методы развития и коррекции сферы общения детей дошкольного возраста
- 3. 1. Разработка программы игрового коммуникативного тренинга для детей старшего дошкольного возраста
- 3. 2. Результаты изменения сферы общения детей прошедших игровой коммуникативный тренинг
Список литературы
- Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 17−21.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 297 с.
- Акопов Г. В. Социальная психология образования. Самара, 1983.
- Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб.: Диалог-Лотаць, 1997. 256 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет сознания. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1968. 339 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. 416 с.
- Аркин Е.А. Вопросы советского дошкольного воспитания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 127 с.
- Артемова Л.В. Организация взаимовлияний детей в игре // Дошкольное воспитание. 1972. № 6. С. 42−50.
- Баскаков В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии и психотехнике. М., 1992. 96 с.
- Бендлер Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы: НЛП. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1992. 248 с.
- Бендлер Р. Магия в действии. М., 1991. 117 с.
- Бендлер Р., Гриндер Д. Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона с точки зрения НЛП. Симферополь: «Реноме», 1998. 208 с.
- Берн Э. Игры в которые играют люди. М.: Лист-Нью- Центр общечеловеческих отношений, 1997. 336 с.
- Беттельгеймер Б. Любим ли я. СПб.: «Ювента», 1998. 277 с.
- Бодалев А.А. Психология общения: избранные труды. М., 1996.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 212 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте. М., 1968. 446 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 31−33.
- Бочкарева Л. Игры дошкольников с технической игрушкой // Дошкольное оспитание. 1990. № 10. С. 40−43.
- Бронфенбреннер. У. Два мира детства. М., 1976. 167 с.
- Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М.: Высшая школа, 1989. 176 с.
- Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1992. 255 с.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
- Бьютнер К. Жизнь с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991. 76 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. 336 с.
- Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С 63.
- Выгодский Л.С. Психология искусства. М.:Педагогика, 1987. 344 с.
- Галигузова Л.Н., Смиронова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992. 143 с.
- Геллер Е.М. Игры на переменах для дошкольников. М.: Физкультура и спорт, 1985. 48 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Масс медиа, 1995. 238 с.
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. М.: Искусство, 1967. 295 с.
- Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. М.: Физкультура и спорт, 1990. 192 с.
- Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослыми на общение детей со сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1980.
- Гордон Д. Терапевтические метафоры. СПб.: Изд-во «Белый кролик», 1995. 196 с.
- Горшкова Л. Игры с песком и водой // Дошкольное воспитание, 1989. № 6. С. 37−44.
- Гофруа Ж. Что такое психология: в 2-х тт. Т. 2. М.: Мир, 1992. С. 277 316.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. Спб.: Свет, 1997. 608 с.
- Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. 239 с.
- Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. М.: Медицина, 1990. 384 с.
- Давайте поиграем./ Под ред. А. А Столяра. М.: Просвещение, 1991. 97 с.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1987. 192 с.
- Джемс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальтупражнениями. М.: Прогресс, 1993. 336 с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. 205 с.
- Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979. 128 с.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. 230 с.
- Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
- Забрамная С.Д. Ваш ребенок учиться во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1993. 48 с.
- Захаров А.И. как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Зворыгина, Комарова. Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание, 1989. № 5. С. 31−40.
- Зимбардо Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991. 208 с.
- Игра дошкольника / Под ред. О. Л. Новоселковой. М.: Просвещение, 1989. 284 с.
- Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петру си некого. М.: Прометей, 1991. 219 с.
- Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой, 1978. 155 с.
- Игра? Игра! Ленинград: 1987. 134 с.
- Игры обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994. 368 с.
- Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. 464 с.
- Каган В.Е. Аутизм у детей. Л.: Медицина, 1981. 190 с.
- Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991. 256 с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
- Клюева Н.В. Социальная теория образования (ценностно-рефлексивный подход): автореф. дисс. докт. психол. наук. Ярославль: ЯрГУ, 2000. 26 с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.
- Клюева Н.В., Свистун М. А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль: «Содействие», 1992. 68 с.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений. Минск: Народная асвета, 1984. 239 с.
- Кон И. Открытия «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.
- Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 1992. 116 с.
- Короленко И.П., Фролова Г. В. Чудо воображения. Новосибирск: Наука, 1975.209 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 152 с.
- Кряжева H. J1. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1997. 160 с.
- Куприянов В.В., Стовичек Г. В. Лицо человека: анатомия, мимика. М.: Медицина, 1988. 272 с.
- Кэррол Л. Логическая игра. М.: Наука, 1991. 192 с.
- Лейтц Г. Психодрамма: теория и практика. М.: Прогресс 1994. 352 с.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 368 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. 584 с.
- Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы. М.: Просвещение, 1991. 233 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.
- Лисина М.И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев: «Штиинца», 1983. 106 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 384 с.
- Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни // Вопросы психологии. 1978. № 5. С. 73−77.
- Лисина М., Шерьязданова X. Специфика восприятия и общения у дошкольников. Алма-Ата: «Мекткп», 1989. 80 с.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.
- Малютина Е.В. Тренинг детско-родительского общения: дипломная работа. Ярославль: ЯрГУ, 1998. 100 с.
- Мастюкова Е.М., Грибанова Г. В., Московкина А. Г. Профилактика и коррекция психического развития детей при семейном алкоголизме. М.: Просвещение, 1989. 80 с.
- Методы психологической экспресс-диагностики в инновационной игре. Ярославль, 1989. 381 с.
- Михайленко Н., Короткова Н. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. 1989. № 4. С.23−29.
- Михайленко Н., Короткова Н. Формирование сюжетной игры у детей шестого года развития // Дошкольное воспитание. 1989. № 8. С.9−16.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990. 94 с.
- Мухина B.C. Психология дошкольника / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1975. 239 с.
- Непомнящая Р., Шамесова Л. Развлечения с использованием занимательного математического материала // Дошкольное воспитание. 1989. № 5.
- Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: МАПК, 1998.464 с.
- Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1974.
- Одаренные дети / Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. 376 с.
- Окленд ер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М.: Независимая фирма «Класс», 1997. 267 с.
- Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, A.JI. Венгера. М., 1988. 135 с.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Спб.: Издательство «Питер», 1999. 288 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.: Знание, 1995. 46 с.
- Пезешкян Н. 33 и одна форма партнерства. М.: Медицина, 1998. 288 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: «Педагогика Пресс», 1999. 528 с.
- Практическая психодиагностика.- Самара, 1998. 672 с.
- Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. Н. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. 264 с.
- Проблемы дошкольной игры, психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Поддъякова и Н. Михайленко. М.: Педагогика, 1987. 190 с.
- Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. 279 с.
- Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрущевой. Спб.: Ювен-та, 1999. 256 с.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989. 215 с.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. Спб.: ЗАО Издательство «Питер», 1999. 416 с.
- Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. М.: Прогресс, 1992. 240 с.
- Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. 232 с.
- Роговин М.С. Введение в психологию. М.: Просвещение, 1991. С. 146−169.
- Романова Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.
- Роттенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989. 239 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993. 368 с.
- Ряховская Н. Народные подвижные игры // Дошкольное воспитание. 1990. № 6. С. 28−33.
- Самюэльс Э. Юнг и постюнгианцы. Курс юнгианского анализа. М.: ЧеРо, 1997.416 с.
- Сарак Л. Игры // Дошкольное воспитание. 1990. № 7. С. 32−33.
- Сартан Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 123 с.
- Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подход в групповой работе с людьми. СПб, 1992. 72 с.
- Сидоренко Е.В. Экспериментальная групповая психология. СПб., 1993. 152 с.
- Славина Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьников // Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972. С. 34−42.
- Славина Л.С. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте // Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Антропологические принципы в психологии развития // Вопросы психологии. 1988. № 6. С.3−18.
- Смирнов А.А. Взаимоотношения в детских группах: Теоретические и методические основы исследования. Ярославль, 1983. 64 с.
- Социальная психология: Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. С. 114−167.
- Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М., 1990. 204 с.
- Спиваковская A.C. Игра-это серьезно. М., 1981. 141 с.
- Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. М.: МГУ, 1980.133 с.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. МГУ, 1988. 198 с.
- Спок Б. Разговор с матерью: Книга о воспитании. М.: Политиздат, 1990. 589 с.
- Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976, 144 с.
- Субботский Е.В. Стиль общения как способ формирования личности ребенка // Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979.
- Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев, 1989. 100 с.
- Тингей-Михаэлис. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям. М.: Педагогика, 1991. 208 с.
- Усова А.П. Руководство творческими играми детей // Игры детей. М., 1948. С. 30−39.
- Усова А.П. Игра форма организации и жизни детей // Дошкольное воспитание. 1964. № 4. С. 64−69.
- У сова А. П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976. 96 с.
- Хеши Д. Необычайная психотерапия. СПб.: Изд-во «Белый кролик», 1995. 384 с.
- Холл С.Д. Социальные инстинкты у детей и учреждения для их развития. СПб., 1913. 88 с.
- Шевченко В. Игра детская школа нравственности // Дошкольное воспитание. 1989. № 1. С. 29−33.
- Шеванрдин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995. 554 с.
- Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос: Спиритуаль-ные, культурно-исторические и социальные основы педагогики вольдорф-ской школы. Калуга: «Духовное познание», 1992. 108 с.
- Шелби Брайн. Открой своего ребенка с помощью тестов. Тюмень: Скорпион, 1997. 127 с.
- Фаст Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов / Э. Хол. М.: Вече, Персей, ACT, 1995. 432 с.
- Фолкен Чак. Психология это просто. М.: ФАИРПРЕСС, 2000. 640 с.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 144 с.
- Фромм Э. Искусство любви. Минск.: 1990, 80 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. 316 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Владос, 1989. 358 с.
- Эриксон М., Росси Э. Человек из февраля. М.: Независимая фирма «Класс», 1995. 256 с.
- Ясперс К. Общая психопаталогия. М.: Практика, 1997. 1053 с.
- Allan J., MacDonald R. The use of fantasy enactment in the treatment of an emerging autistic child // Journal of Analytical Psychology. 1975. Vol. 20. P. 57−68.
- Allan J., Grandall J. The rosebush: A visualization strategy for possible Identification of child abuse // Elementary School cuidance and Counselling. 1986. Vol. 21. P. 44−51.
- Freud A. Normality and Pathology in Childhood, Penguin, Harmond-sworth, 1973.
- For techniques for recognizing family games, see J. James, «The Game Plan» // Transactional Analysis Journal. 1973. Vol. 3. № 4. P. 194−197.
- James M. Born to Love: Transactional Analysis in the Church. Reading, Mass.: Adisson-Wesley, 1973.
- Kellogg, R. Analyzing children’s art. Palo Alto, CA.: Mayfield Publishing Company, 1970.
- Klein, M. The psychoanalysis of children. New York: Dell, 1976.
- Kleinswiese E. ТА with Children. Visual Representations Model of the Ego Staten. New York: Dell, 1976.
- Kramer E. The problemof quality in art. In Art therapy in theory and practice / ed. E. Ulman and P. Dachinger, 43−59. New York: Schochen Books, 1975.
- Stith M., Connor R. Dependency & helpfulness in young children / Child development. 1962. Vol. 33. № 12.
- Tritten G. Art Techniques for children. New York: Reinhold, 1964.
- Winnicot D. Playing and Reality. Tavistock, London, 1971.
- Levitski A., F.S. Perls, The Rules and Games of Gestalt Therapy // J. Fa-gan, I.L. Shepherd, Eds., Gestalt Therapy Now. Palo Alto: Science and Behavior Books, 1970. P. 140−149.