Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностирующая и регулирующая роль юмора в экстремальных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Индивиды с «оптимальным» стилем поведения сами отыскивают и даже формируют наличные ситуации в соответствии со своими личностными диспозициями. Они, следовательно, сами создают собственную ситуационную специфичность, априори ограничивая множество возможных ситуационных влияний, лавируя между ними и расставляя необходимые акценты. Это позволяет предположить, что происходит дискретная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические подходы в исследовании отношения человека к юмористическим произведениям
    • 1. 1. Юмор как составная часть позитивного эмоционального реагирования
    • 1. 2. Психологический анализ переживания смешного
    • 1. 3. Определение роли юмора и его места в поведении человека «
    • 1. 4. Специфические функции юмора
    • 1. 5. Отношение к юмористическим произведениям как отражение аффективно-потребностной сферы человека щ Резюме
  • Глава 2. Методические основания для использования психодиагностических методик оценки юмора в экстремальных условиях
    • 2. 1. Теоретические основания использования юмора в психодиагностике
    • 2. 2. Тест юмористических рисунков 83 ^ 2.3. Описание психодиагностического комплекса
    • 2. 4. Характеристика экстремальных ситуаций
    • 2. 5. Процедура проведения эксперимента 117 Резюме
  • Глава 3. Экспериментальное исследование отношения к юмористическим произведениям у человека в экстремальной ситуации
    • 3. 1. Динамика изменения отношения к юмористическим произведениям в экстремальных условиях
      • 3. 1. 1. Результаты исследования
      • 3. 1. 2. Обсуждение результатов 127 Резюме
    • 3. 2. Исследование индивидуально-специфических стратегий поведения человека в экстремальной ситуации
      • 3. 2. 1. Результаты исследования
      • 3. 2. 2. Обсуждение результатов 139 Резюме
    • 3. 3. Экспериментальное исследование регулятивной функции юмора
      • 3. 3. 1. Результаты исследования
      • 3. 3. 2. Обсуждение результатов 161 Резюме

Диагностирующая и регулирующая роль юмора в экстремальных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Специфика современной жизни, ее стиль и особенности, ставят перед учеными и исследователями серьезные задачи, связанные с диагностикой, контролем и прогнозированием поведения человека в трудных жизненных ситуациях. В отличие от обыденных ситуаций, которые в силу своей обычности воспринимаются людьми как естественные и нормальные, и где человек действует в рамках четко разработанных правил и традиций, возникновение нестандартной, экстремальной ситуации иногда приводит к необходимости нарушения этих законов и правил. К ним относятся такие ситуации, в которых требования внешней среды или внутреннего состояния человека приводят к изменению его поведения и тем самым заставляют индивида проявлять свои особые свойства и качества, которые либо помогают ему выйти за пределы этой ситуации и дают ему возможность наиболее эффективно действовать /Агаджанян Н.А., Катков.

A.Ю., 1990; Андрияко ЛЯ, 1990; Александровский Ю. А., 1976; Голиков Ю. Я., Костин А. Н., 1996 и др./, либо затрудняют его деятельность /Александровский Ю.А., Лобастов О. С., Спивак Л. И., Щукин Б .П., 1991; Кондаш О., 1981; Котик М. А., 1987/.

В общетеоретическом плане актуальность работы обусловлена тем, что в психологии изучение специфических особенностей регу-ляторной функции юмора в экстремальных условиях является одной из наименее разработанных проблем.

Общепсихологические особенности позитивных отношений человека (любви, чувства юмора, эмпатии) в последнее время приобретают большое значение для общества и поэтому оказываются в центре внимания гуманитарной науки /Абульханова-Славская К.А., 1993; Асеев В. Г., 1993; Божович Л. И., 1997; Братусь Б. С., 1999; Гоз-ман Л.Я., 1987; Леонтьев Д. А., 1998; Ломов Б. Ф., 1984; Мясищев.

B.Н., 1996; Рубинштейн С. Л., 1989/. Все это является, по-видимому, компенсацией того, что большинство исследований было направлено на изучение отрицательных отношений человека, таких как агрессивность, негативизм, тревожность и др. /Александровский Ю.А., 1976; Братусь Б. С., 1988; Гримак Л. П., 1987; Наенко Н. И., 1976; Фрейд 3., 1991; Фромм Э., 1990; Хекхаузен X., 1986 и др./. В результате сформировался значительный перекос в сторону анализа негативных аспектов жизнедеятельности человека. Это, во многом, отражает исторически сложившееся в науке и обществе большее внимание к негативным, чем к позитивным моментам человеческой природы.

Научные исследования, таким образом, ограничивались рамками существующих социальных установок и стереотипов. Стрессо-генные, экстремальные ситуации, несомненно, включают в себя помимо негативных также и положительные эмоциональные характеристики человеческого поведения /Василюк Ф.Е., 1984; Грановская P.M., Крижанская Ю. С., 1994; Маслоу А., 1999; Соколова Е. Т., 1989 и др./. Все это позволяет изучать эти сферы в комплексе.

По мнению большинства исследователей /Абаев Н.В., 1989; Асмолов А. Г., 1986; Бахтин М. М., 1990; Борев Ю. Б., 1970; Бороден-ко М.В., 1995; Дмитриев А. В., 1996; Карасев А. В., 1996; Кон И. С., 1988; Лук А. Н., 1977; Маслоу А., 1999; Ночевник М. Н., 1988; Рубинштейн Л. С., 1989; Фрейд 3., 1991; Франкл В., 1990 и др./ субъективное отношение к юмору и юмористическим произведениям чаще всего носит положительный характер. Можно предположить, что психологический анализ юмора в контексте изучения поведения человека в экстремальных условиях позволит получить дополнительные сведения о психологических механизмах, обусловливающих адаптивное поведение.

В то же время необходимо отметить, что специфика большинства научно-исследовательских работ, направленных на изучение особенностей юмора и юмористических произведений заключается в том, что основная их часть относится к области искусствоведения, социологии, эстетики, философии, культурологии, семиотики, лингвистики /Бахтин М.М., 1979; Бергсон А., 1992; Борев Ю. Б., 1970; Дмитриев А. В., 1996, 1998; Карасев А. В., 1989, 1996; Лихачев Д. И., 1984; Лук А. Н., 1977, 1982; Пропп В. Я., 1997 и др./. При этом они почти совершенно не касаются области психологии, психологических закономерностей возникновения и развития этого человеческого качества.

Начиная с древних времен, многие величайшие философы пытались определить и выяснить природу юмора, комизма, а значит и создаваемых с их помощью юмористических произведений (комедий, анекдотов, карикатур и т. д.). Свое отношение и понимание юмора, смеха высказывали не только ученые-философы, но и сами творцы — писатели-юмористы, пародисты, комики, клоуны, шуты. Однако парадокс состоит в том, что хотя определения комического, юмористического столь же стары, как и большинство базовых философских понятий, единого мнения, относительно природы данного явления пока еще не существует.

Одним из главных затруднений в его изучении оказался тот факт, что значимые для каждого в отдельности человека отношения к юмору и юмористическим произведениям, накладывают своеобразный «личностный» отпечаток самого исследователя, во многом, определяя специфику и характер проводимого исследования. Пристальное внимание к изучению и анализу юмористических произведений также вызывает настороженность научной общественности. Каким это образом предметом серьезного научного исследования может быть несерьезный объект, который вызывает смех? Юмор может существовать в этой жизни, но анализировать его, по мнению большинства исследователей, оказывается совершенно невозможно.

Другой трудностью оказывается то, что такие отношения известны каждому человеку по личному опыту и переживанию. Редко встретишь человека, который бы не имел собственного мнения относительно механизма действия юмора, его отсутствия или присутствия в той или иной ситуации. Это означает, что в отличие, например, от физических явлений, право на изучение и интерпретацию которых безоговорочно признается за специалистами, отношение к юмористическим явлениям рассматривается и интерпретируется всеми независимо от профессиональной принадлежности.

Кроме этого, сами исследователи оказываются в двойственном положении: как профессионалы и как «обыкновенные люди», т. е. им приходится проводить как бы два независимых исследования, результаты которых иногда оказываются диаметрально противоположными.

С другой стороны, как бы априори принимая положение о позитивном влиянии юмора и юмористических произведений на поведение человека, его роль и значение ограничиваются определенными рамками существующих в обществе стереотипов. Считается, что нельзя юмористически относиться к эмоционально и аффективно насыщенным явлениям в жизни — человеческой любви или горю, слабости другого человека или величию его подвига и многим сходным явлениям.

Следствием этого становится тот факт, что некоторые сферы человеческой деятельности, на которые может быть направлен юмор, оказываются за пределами научных экспериментов. При этом экстремальные ситуации с их своеобразной эмоциональной насыщенностью и аффективным переживанием рассматриваются чаще всего с одной позиции — отрицательного отношения. В то время как для позитивного отношения — проявлению чувства юмора, юмористического отношения отводится слишком мало места.

Естественное развитие психологической науки предъявляет особые требования к построению целостной модели человеческого поведения, куда необходимым образом включаются столь важные для человека регулятивные позитивные психологические феномены, к которым относится и юмор.

Комплексность, междисциплинарность объекта исследованияюмора — позволяет предположить, что его психологический анализ в контексте изучения поведения человека в экстремальных условиях, позволит получить дополнительные сведения о психологических механизмах обусловливающих такое реагирование. Это даст возможность внести дополнительные коррективы в психологическую науку по сравнению с философскими, литературоведческими, эстетическими и социологическими линиями анализа.

Предметом исследования является отношение к юмористическим произведениям человека в экстремальных условиях.

Объектом исследования является психологическая природа юмора в контексте психодиагностики и регуляции поведения человека в экстремальных ситуациях.

Цель исследования состояла в изучении психодиагностических и регулятивных возможностей юмора в экстремальных условиях, раскрывающихся в отношении человека к юмористическим произведениям и детерминирующих стратегию его адаптации.

Основные задачи:

1. Психологический анализ и обобщение концепций переживания смешного.

2. Систематизация основных функций юмора, ответственных за психологическую диагностику и регуляцию поведения.

3. Разработка диагностического комплекса, направленного на исследование отношения человека к юмористическим произведениям в экстремальных ситуациях.

4. Экспериментальное исследование влияния юмора на поведение человека в экстремальной ситуации.

Гипотеза. Предпочитаемый человеком юмористический образ аккумулирует в себе субъектное начало, включающее специфическую организацию целостной индивидуальности, стратегию поведения и регуляторные способности личности.

Теоретическо-методологическим основанием проведенных исследований служили основные положения концепции C.JI. Рубинштейна, позволяющие определять юмор как устойчивую мировоззренческую установку личности, концепция отношений личности В. Н. Мясищева, теория субъекта психической деятельности К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, концепция целостной индивидуальности Т. Ф. Базылевич, а также основные положения «интегрального» подхода к исследованию юмора /Dixon N.F., Cantor J.R., Bryant J., Zillman D., Leventhal H., Mace W., O’Connell W.E./. Проработка поставленных в диссертации проблем потребовала привлечение отдельных положений теории понимания В. В. Знакова, учета специфических характеристик системного подхода Б. Ф. Ломов, В. А. Барабанщиков, Т. Ф. Базылевич, А. Н. Костин.

Положения, выносимые на защиту.

1. Отношение человека к юмористическим произведениям определяется субъективным отражением его содержания, в котором представлены когнитивная оценка ситуации, эмоциональное переживание и соответствующее поведение.

2. В соответствии со специфическими особенностями юморапротиворечивость, отстраненность от ситуации, условность, «надси-туативность» — он оказывает позитивное воздействие на поведение человека в экстремальных ситуациях.

3. Существенным условием для возникновения юмористического эффекта является преобладание у испытуемого психического состояния, отражающего особенности его внутреннего мира, его отношение к событиям, возбуждающим смех, а также — к актуальной ситуации, в которой он находится.

4. Юмор в экстремальных условиях раскрывает значимость соответствующего уровня аффективно-потребностной сферы, ответственного за оптимальную адаптацию человека и определяющего направленность эффективного способа реагирования.

Научная новизна — впервые предпринято исследование эмоционально позитивного отношения человека, находящегося в экстремальных условиях (изученных на модели депривации сна, нарушении пространственной ориентации), в целях психодиагностики и регуляции психического состояния.

На основе психологического анализа отношения человека к юмористическим произведениям впервые выявлены статистически значимые изменения в аффективно-потребностной сфере и психическом состоянии индивида, которые детерминируют и объясняют направленность процесса адаптации.

Показана диагностирующая и регулирующая роль юмора в деятельности и психическом состоянии человека, находящегося в экстремальной условиях.

Разработана и апробирована — специально для экспериментальных условий — психодиагностическая методика ТЮР (тест юмористических рисунков), которая позволяет определять изменения в аффективно-потребностной сфере человека.

Практическая ценность диссертационного исследования состоит в разработке научно обоснованных и апробированных в эксперименте методов и средств диагностики психических состояний человека, находящегося в экстремальных условиях (на модели депривации сна, нарушении пространственной ориентации). Это позволит осуществлять профилактику нарушений психической дезадаптации людей оказавшихся в неблагоприятных условиях жизнедеятельности. Полученные в экспериментах результаты и разработанная методика ТЮР дают возможность прогнозировать степень успешности адаптационной деятельности человека в стрессогенных условиях.

Материалы исследования используются при разработке и создании спецкурсов для студентов факультета психологии Московского Государственного Социального Университета.

Апробация диссертации. Работа обсуждалась на совместном заседании кафедры общей психологии и кафедры социальной психологии Московского Государственного Социального Университета (2000, Москва). Результаты исследования были также представлены на конференциях: XXI Гагаринские чтения по авиации и космонавтике (1991, Москва), 1-е Международные научные Ломовские чтения (1991, Москва), Психология травмирующего стресса сегодня (1992, Киев), 3-й Международные научные Ломовские чтения (1997, Москва), Российский съезд Общества психологов (1998, Ярославль), Международная научно-практическая конференция (1999, Москва, МГСУ).

Публикации: основное содержание диссертации опубликовано в 13 работах, общим объемом 3.4 п. листа.

Структура диссертации: Работа состоит из 193 страниц. Включает три главы, введение, заключение, библиографию и приложениесодержит 20 таблиц, 10 графиков. В списке используемой литературы — 269 источников, из них 74 на иностранных языках.

Основные выводы:

1. Воздействие юмористического произведения опосредовано активностью самой личности, оно отражается в объективно существующем процессе взаимодействия и взаимовлияния юмористического произведения и личности.

2. Экспериментально показано изменение отношения в экстремальной ситуации к таким юмористическим произведениям, которые затрагивают актуальную для сложившихся условий жизнедеятельности аффективно-потребностную сферу витального уровня.

3. Прослеживается соотнесенность вида экстремальной ситуации и актуализацией показателей соответствующих шкал тестов оценки юмора — для РНД характерными становятся темы — «агрессивность», «интимные отношения» и «естественные потребности», а в условиях нарушенной пространственной ориентации — тема «пищевые потребности».

4. Успешность адаптационного процесса в экстремальной ситуации характеризуется увеличением показателей по шкалам высшего личностного уровня аффективно-потребностной сферы тестов оценки юмора (шкала «эстетическая потребность» и шкала «человеческие отношения»). Выявленная закономерность имеет отношение ко всему комплексу моделируемых экстремальных ситуаций.

5. В экстремальных ситуациях — депривация сна, нарушение пространственной ориентации предъявление юмористических произведений (юмористических рисунков и юмористических фраз) носит регулятивный характер, активизируя разные стороны жизнедеятельности человека.

Заключение

.

Полученные данные позволяют заключить, что успешность поведения человека в экстремальных условиях зависит от очень многих параметров. При этом она определяется не только физиологическими ресурсами человека (активностью — пассивностью, стенично-стью — астенизацией и т. д.), не только совершенством когнитивных стратегий (оценка ситуации по степени опасности, сложности), не видом эмоционального переживания, а, в большей степени, зависит от целостного отношения человека к ней.

Использование юмористических произведений позволило наглядно показать внутреннюю структуру отношения, его отдельные компоненты и взаимосвязи. В результате появляется реальная возможность компенсации трудных, нежелательных психических состояний путем перераспределения человеком собственных ресурсов.

Выделенные три компонента отношения взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. Изменение в одном компоненте отношения продуцирует соответствующие изменения в других компонентах. Своеобразие адаптации человека в экстремальной ситуации определяется спецификой взаимосвязи ее структурных компонентов на разных этапах.

Если на начальном этапе, когда еще недостаточно сформированы навыки адаптивного поведения, деятельность в экстремальных условиях в основном определяется энергетическим потенциалом личности, что обеспечивает ее активность или пассивность в зависимости от условий ситуации (РНД или нарушения пространственной ориентации). Таким образом, психические (психофизиологические) состояния человека характеризуются неоднозначностью картины их возникновения и протекания. Одна и та же причина (в данном случае экстремальная ситуация, но с различной спецификой) может вызвать разные, подчас даже противоположные стратегии поведения, которые могут улучшать или ухудшать профессиональной деятельности человека.

В ситуации режима непрерывной деятельности стеническое состояние предотвращает засыпание и определяет степень приспособления к ее воздействию. В ситуации нарушенной пространственной ориентации астеническое состояние дает возможность человеку оптимальным способом соориентироваться в пространстве.

В тех же случаях, когда профессиональная деятельность оказывается сформированной и ее выполнение не требует высоких энергетических затрат, поведение человека определяется когнитивными аспектами. Они формируют качественно иное поведение, основанное не на физиологических характеристиках человека, а на социально и личностно ориентированные показатели уровня аффектив-но-потреностной сферы. В результате адаптация в экстремальной ситуации осуществляется гораздо быстрей и человек вместо приспособления к ней, начинает эффективно действовать.

В то же время юмористические произведения раскрыли реальную возможность для показа специфики и участия личностных структур высших уровней психики в осуществлении эффективной деятельности. Они позволили не только определять за счет чего, достигаются те или иные показатели в работе человека, но, главным образом, описать механизмы специфического «личностного включения» субъекта в конкретную деятельность, присущую ему как личности.

Появление группы испытуемых с «гибкой» стратегией поведения наглядно показало степень «включенности» высших, личностных уровней. Все это позволяет говорить об образовании своеобразного стиля поведения, который дает возможность испытуемому действовать в экстремальной ситуации соответственно собственному усмотрению.

Индивиды с «оптимальным» стилем поведения сами отыскивают и даже формируют наличные ситуации в соответствии со своими личностными диспозициями. Они, следовательно, сами создают собственную ситуационную специфичность, априори ограничивая множество возможных ситуационных влияний, лавируя между ними и расставляя необходимые акценты. Это позволяет предположить, что происходит дискретная, последовательная смена одного вида деятельности на другой. Степень дискретности и длительность временных интервалов в поведении испытуемого обусловливается доминированием соответствующего уровня аффектино-потребностной сферы.

Анализ полученных результатов выявил определенные тенденции, которые указали на соответствие благоприятному выходу из экстремальной ситуации высшего, личностного уровня аффективно-потребностной сферы человека.

В заключение мы можем предположить о возможном контроле поведения человека с помощью целенаправленно отобранных юмористических произведений. В результате он могут оказать адаптивное действие на индивида.

Ситуация в которой осуществляется восприятие юмористического произведения может оказывать определяющее влияние на то, какая функция юмора будет реализована испытуемым. В нормальной ситуации жизнедеятельности человека юмористические произведения помимо своей развлекательной функции несут также и многие другие. Однако в экстремальной ситуации они включают в себя также и специфическую регулятивную функцию поведения человека, как психотерапевтическую.

Таким образом, развивающая функция юмора заключается в обогащении мировосприятия людей через усвоение и переживание разных взглядов на одни и те же явления действительности. При этом в ситуации взаимодействия с юмористическим произведением изменение поведения происходит «непринужденно», как бы заранее обеспечивая человека опытом и средствами осмысления, переживания и преодоления будущих сложных жизненных ситуаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: Наука, 1989.
  2. Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: КазУ. 1987.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М, 1991.
  4. Абульханова-Славская К. А. Психологические и жизненные потери. //Психология личности в условиях социальных изменений, М, 1993.
  5. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М, 1992.
  6. Агаджанян Н. А, Катков А. Ю. Резервы нашего организма. М.: Знание, 1990.
  7. А. Взаимосвязь между неврозом и остроумием. //Наука жить. Киев, 1997.
  8. А. Наука жить. Киев, 1997.
  9. К.З. Культура смеха. //Пути и средства эстетического воспитания. /Киященко Н. И, Коников И. А. М.: Наука. 1989. С. 179— 189.
  10. А.В. Себя преодолеть. М.: ФиС, 1982. 191с.
  11. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976.
  12. Александровский Ю. А, Лобастов О. С, СпивакЛ. И, Щукин Б. П. Психогении в эстремальных условиях. М.: Медицина, 1991.
  13. И.В. Поведение потребителей. М, 1999.
  14. Л.Я. Психологическая экспертиза критических ситуаций. Новосибирск, 1990.
  15. Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития. //Психологический журнал. Т. 20, № 1, 1999. С. 6−19.
  16. Аристотель Риторика. Поэтика. Минск, 1998.
  17. В.Г. Личность и значимость побуждений. М.: ИПАН, 1993.
  18. А.Г. Личность как предмет психологических исследований. М.: МГУ, 1984.
  19. А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования. //Вопросы психологии, № 1. 1986.
  20. А. Россия: критика исторического опыта (социокультурный словарь). М., 1991.
  21. B.C., Шмелев А. Г. Тест юмористических фраз. //Общая * психодиагностика. /Бодалев А.А., Столин В. В., М.: МГУ, 1987. С.174−178.
  22. Т.Ф. Введение в экологическую психологию индивидуальности. М., 1996.
  23. Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М.: ИПРАН, 1998.
  24. Ф.Б. Проблема бессознательного. М., 1968.
  25. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.'
  26. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура -средневековья и Ренессанс. М., 1990.
  27. Г. С., Лобзин B.C., Копылова И. А. Психогигиеническая саморегуляция. М.: Медицина, 1977, 158с.
  28. В.П., Бутенко И. А. Антология черного юмора. М., 1996. в29: Бергсон А. Смех. М., 1992.
  29. Э. Трансактный анализ в группе. М., 1994.
  30. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука. 1978.
  31. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. М.: МГУ, 1987.34."Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М., 1995.
  32. Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1997.
  33. А. Тайна сна. М., 1989.
  34. Ю. Комическое. М.: Искусство. 1970. в
  35. М.В. Два лица Януса-смеха. Ростов-на-Дону, 1995. *
  36. .С. Аномалии личности. М.: Мысль. 1988.
  37. X., Рихберг И.-М. Беспричинный страх. М., 1998.
  38. А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994.
  39. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наук, думка, 1989.
  40. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
  41. И.А. Из истории «черного» юмора. //Социологические исследования. № 11, 1994. С. 148−153.
  42. Ю.В. Психофизиологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности: оценка и прогноз. Томск: ТГУ, 1992.
  43. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер. 1997.
  44. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: МГУ, 1991.
  45. Ф.Е. Психология переживания. М.'.МГУ. 1984.
  46. A.M. Три трети жизни. М., 1991.
  47. JI.M. Психические процессы. В 3-х томах. Л., 1981.
  48. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.-.МГУ, 1990.
  49. Л.С. Психология искусства. М.:Педагогика, 1987.
  50. В.А. Дифференциальная смертность и норма реакции мужского и женского пола. Онтогенетическая и филогенетическая пластичность. //Журнал общей биологии. 1974. Т. 35. № 3. С. 376 -385.
  51. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
  52. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
  53. Ю.Я., Костин А. Н. Психология автоматизации управления техникой. М., 1996.
  54. Ю.Я., Костин А. Н. Методология и теория психологического анализа проблемностей. //Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. /Дикая Л.Г. М.: ИП РАН, 1999. С. 6−79.
  55. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.
  56. Л.П., Пономаренко В. А. Психические состояния и надежность деятельности оператора. //Эффективность деятельности оператора. М., 1982. С. 145−156.
  57. Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1987.
  58. Л.П. Общение с собой: начала психологии активности. М., 1991.
  59. Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: ЛГУ. 1989.
  60. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1866.
  61. В.Г., Онищенко В. Ф. Инженерная психология в авиации и космонавтике. М., 1972.
  62. Л.Г. РНД как метод моделирования и системного анализа деятельности человек-оператора в экстремальных условиях. //Функциональные состояния и эффективность деятельности человека-оператора в РНД. М.: ИПАН, 1987, С. 145−167.
  63. Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экспериментальных условиях деятельности. //Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990, С. 103−114.
  64. Л.Г. Системно-деятельностная концепция саморегуляции психофизического состояния человека. //Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. /Дикая Л.Г., М.: ИПРАН. 1999. С. 80−105.
  65. Л.Г., Гримак Л. П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека. //Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. М., 1983, с.28−54.
  66. Л.Г., Семикин В. В. Произвольная саморегуляция состояния человека-оператора как вид психической деятельности. //Проблема диагностики и управления состоянием человека-оператора. Тез. научн. сообщ. Всесоюзн. конф. М.:ИПАН, 1984, С.124−126.
  67. Н.П. Тест юмористических рисунков как способ диагностики человека в экстремальных условиях. //Методики анализа и контроля трудовой деятельности и функциональных состояний. М.: ИПРАН, 1992. С.225−231.
  68. Н.П. Регулятивная функция юмора в преодолении человеком критической ситуации. //3-й Международные научные Ломов-ские чтения. М., 1997.
  69. А.В. Социология юмора: очерки. М., 1996. *
  70. А.В. Социология политического юмора. М., 1998. '
  71. Ф.М. Подросток. М., 1997.
  72. .И. Потребности, отношения и направленность личность. //Вопросы психологии. № 5, 1973. С. 18−29.
  73. .И. Эмоция как ценность. М., 1978.
  74. В.Н. Психология семьи. М., 1996. Л
  75. Е.Г., Шор C.JI. Проективная слуховая методика как средство анализа защитных механизмов психики человека. //Методики анализа и контроля трудовой деятельности и функциональных состояний. /Дикая Л.Г., М., 1992. С.218−225.
  76. А.А. Взгляд психолога на активность человека. М., 1991.
  77. О.И., Павлов В. Л. Особенности оценки утомления по субъективному отчету и данным проективных методик. //Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. /Забродин Ю.М., М&bdquo- 1983. С. 136−143.
  78. Ю.М. Методологические проблемы исследования и моделирования функциональных состояний человека-оператора. //Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. /Забродин Ю.М. М., 1983, С.3−29.
  79. Ю.М., Зазыкин В. Г. Основные направления исследований деятельности человека-оператора в особых и экстремальных условиях. //Психологические проблемы деятельности в особых условиях. /Ломов Б.Ф., Забродин Ю. М., М.: Наука. 1985.
  80. Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986.
  81. Н.Д., Пономаренко В. А. Психические состояния человека в особых условиях деятельности. //Психол.журнал, Т 4, № 6, 1983, С.93−105.
  82. Г. М., Ступницкий В. Н. Асомния и процесс непрерывной деятельности. //Психологический журнал. Т. 8. № 3. 1987. С. 53−65.
  83. .В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: МГУ, 1982.
  84. .В. Методологические аспекты исследования личности в патопсихологии. //Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. /Ломов Б. Ф, Абульханова-Славская К. А, М.: Наука, 1990. С. 195−204.
  85. Т.В. Психологические аспекты смеха. //Тезисы Россий- •" ского съезда психологов. М, 1998.
  86. К.Э. Психология эмоций. СПб.:Питер, 1999.
  87. Кандинский В.В.О духовном в искусстве. М, 1992.
  88. Л.В. Парадокс о смехе. //Вопросы философии. № 5. 1989. С.47−65.
  89. Л.В. Философия смеха. М.: Рос.гос.гуманит.ун-т, 1996.
  90. В.И. Анекдот как предмет лингвистического изучения. //Жанры речи. Саратов, 1997.
  91. Карташева Л. А, Чурсинов В. А. Взаимосвязь результативных и процессуальных характеристик операторской деятельности при гравитоинерционных воздействиях. //Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 1991.
  92. Китаев-Смык Л. А, Попов В. А, Чурсинов В. А. Особенности исследований операторской деятельности на плавучих стендах. //Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. /Забродин Ю. М, М, 1983. С.82−92.
  93. Китаев-Смык Л.А. К вопросу об адаптации к невесомости. //Психологические проблемы космических полетов. /Ломов Б. Ф, М.: Наука, 1979, С.135−152.
  94. Г. Л. Воздушная болезнь. М, 1965.
  95. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина. 1988.
  96. О. Переживание: страх перед испытанием. Киев, 1981.
  97. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980, 240с.
  98. М.А. Саморегуляция и надежность человека-оператора. Таллинн: Валгус, 1974, 167с.
  99. М.А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1987.
  100. В.И. Скрытая форма укачивания. //Воен.-мед.журн., 1970, № 10, С. 62−64.
  101. О.Н., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. М., 1972.
  102. Н.Ф. Творческие способности как одна из детерми- • нант проявления юмора в разные возрастные периоды. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. № 2 (4). М.: Педагогика, 1990.
  103. В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
  104. В.В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: МГУ, 1990.
  105. Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психод-рамаЯ.Л. Морено. М., 1994.
  106. А.А., Лебедев В. И. Психологические проблемы межпланетного полета. М., 1975.
  107. Д.А. Введение в психологию искусства. М.: МГУ, 1998.
  108. Д.А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл. 1998.
  109. Д.С., Панченко A.M., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984.
  110. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  111. К. Агрессия (так называемое «зло»). М.: Прогресс. 1994.
  112. А.Ф. Аристофан и его мифологическая лексика. //Статьи и исследования по языкознанию и классической филологии. /Василенко И.А., М., 1965.
  113. И.П. Профессиональная карьера государственных служащих. М., 2000.
  114. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М., 1968. *
  115. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1977.
  116. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982.
  117. С.А., Чураков М. А. Аспекты серьезного и комического в проблеме сареализации личности. //Психологические проблемы самореализации личности. /Реан А.А., Коростылева Л. А. СПб., Вып. 2. 1998. С.231−237.
  118. А. Мотивация и личность. СПб., 1999. •
  119. А.В. Личностные детерминанты динамики психических состояний в экстремальных условиях. //Автореф.канд.дисс., М., 1993.
  120. А.В. Факторный анализ как метод оценки взаимовлияния черт личности и психического состояния. //Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. /Дикая Л.Г. М., 1994. С. 120−137.
  121. Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 1963.
  122. С., Фелибл Р. Юмор путь к успеху. СПб.: Питер, 1997.
  123. О. Методологические вопросы изучения личности и ее саморегуляции. //Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. /Абульханова-Славская К.А., Ломов Б. Ф., М., 1990.
  124. Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. М. 1996.
  125. Н.А. Плоды подсознания. М., 1995.
  126. К. О нарушении оценки юмористических изображений у больных с поражением лобных долей мозга. //Психологические исследования. / Леонтьев А. Н., Хомская Е. Д., Артемьева Ю. А., Асмолов. М.: МГУ, 1974. С.54−62.
  127. В.Н. Психология отношений. М., 1995.
  128. Н.И. Психическая напряженность. М.: МГУ, 1976.
  129. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
  130. Н.Н. Влияние хронической болезни на психику. М.: МГУ, 1987.
  131. М.Н. Человеческое общение. М., 1988. «
  132. С.И. Словарь русского языка. /Шведова Н.Д., М., 1988.
  133. А.Е. К психологической диагностике эмоциональности. //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978, С. 93−105.
  134. М.В. Черная простыня летит по городу или зачем дети рассказывают страшные истории. //Знание-сила, № 10, 1986.
  135. Отчет о научно-исследовательской работе: Исследование эффективности деятельности и функционального состояния операторов в лабораторных и полунатурных условиях в режиме непрерывной 56-ти часовой деятельности. /Дикая Л.Г. М., 1990.
  136. С.Э., Либин А. В. Психология вашего сознания. М., 1991.
  137. С.Н. Законы Паркинсона (настольная книга бизнесмена). М., 1998.
  138. Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. М.: Прогресс, 1992.
  139. Г. Как справиться с кризисом. М.: Педагогика-Пресс. 1995.
  140. В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск: СГУ, 1997.
  141. В.А. Активность субъекта в условиях риска. Дисс. канд. психол. наук. М., 1977.
  142. . Речь и мышление ребенка. СПб.:Союз, 1997.
  143. Л.Дж. Принцип Питера, или почему дела идут вкривь и вкось. М.: Прогресс, 1990.
  144. А.С., Дезорцев Н. В. К клинико-патопсихологическому анализу нарушения чувства юмора. //Вопросы патопсихологии. /Портнов А.А., М., 1970.
  145. С.Т., Марченкова Н. В. Адаптивные возможности комического в подростковом возрасте. //Психологические проблемы самореализации личности. /Реан А.А., Коростылева Л. А. СПб., Вып. 2. 1998. С.238−244.
  146. А.А. Теоретическая поэтика. М: Высшая школа, 1990.
  147. В.Я. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). //Ученые записки ЛГУ, 1939, № 46.
  148. В.Я. Проблемы комизма и смеха. СПб., 1997.
  149. Психология. Словарь. /Петровский А.В., Ярошевский М. Г., М.: Политиздат, 1990.
  150. А.И. Переживание комического в свете более общих закономерностей психической деятельности. //Вопросы психологии. № 2, 1979. С.117−125.
  151. Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. М., 1996.
  152. А.С. Возможности организма человека, его надежность и вопросы самоуправления и управления. //Психическая саморегуляция. /Ромен А.С., М., 1983, С.412−432.
  153. C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика. Т.2, 1989.
  154. В. Зависимость психического напряжения от некоторых характеристик личности. //Актуальные вопросы психологии личности. М., 1988. С. 167−181.
  155. К.Ф. Основы психолингвистики в анекдотах. М., 1998.
  156. Г. От мечты к открытию: как стать ученым. М.: Прогресс, 1987.
  157. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996.
  158. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.
  159. П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. «
  160. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
  161. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.:МГУ, 1989.
  162. М.И. Психология общения. М., 1996. «
  163. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ. 1983.
  164. В.П. Методические и организационные принципы психологической подготовки космонавтов. //Психологическиепроблемы космических полетов. /Ломов Б.Ф., М.: Наука, 1979, С.152−159.
  165. В.А. Стили деятельности. М., 1992.
  166. Е.М., Дукаревич М. З. Художественное восприятие живописи и структура личности. //Творческий процесс и художественное восприятие. Л.:Наука, 1978.
  167. . Учебник психо-хо-терапии: вполне серьезные анекдоты. М.:Класс, 1998.
  168. О.Ю. Детский фольклор. Страшилки, анекдоты, «сади-сткие стишки». Ярославль: Лия, 1998.
  169. Р.А. Диагностика механизмов и функций регуляции переживаний в подростковом возрасте. //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. № 2. 1994. С. 2952.
  170. Ф., Брандсма Д. Провокационная терапия. Екатеринбург, 1996.
  171. И.М. Видеть предвидеть — действовать. М.: Знание, 1986.
  172. В. Человек в поисках смысла. М.-.Прогресс, 1990. *
  173. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. //"Я» и «Оно». Тбилиси. Кн.2. 1991.
  174. Фрейд 3. Юмор. //Художник и фантазирование. М., 1995. •
  175. Э. Иметь или быть? М.:Прогресс, 1990.
  176. Т. Путешествие на Кон-Тики. М.: Худ.литер., 1956.
  177. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. Т.1.
  178. К.Л. Избранные вопросы теории и практики космической медицины с позиции лабиринтологии. Л., 1964.
  179. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс. 1993.
  180. JI., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.:Питер, 1997.
  181. Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М., 1995.
  182. К.И. От двух до пяти. М., 1993.
  183. С.А. Мотивационно-волевые детерминанты адаптации человека к деятельности в условиях депривации сна. //Автореф.канд.псих.наук. М., 1994.
  184. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации. //Психологический журнал. Т. 17. № 1. 1996. С. 19 34.
  185. А.Г., Болдырева B.C. Психосемантика юмора и диагностика мотивов. //Мотивация личности (феноменология, закономерности и механизмы формирования). М., 1982. С. 108−119.
  186. Г. Остроумие и юмор. //Энциклопедия глубинной психологии. Т.1. Зигмунд Фрейд: жизнь работа, наследие. /Боковиков A.M., М., 1998.
  187. Е.М. Физиологические реакции в невесомости. //Авиационная и космическая медицина. М., 1963. С. 496−500.
  188. А.И. Оценка отрицательных праксических состояний человека-оператора на основе данных теста Люшера. //Проблемы инженерной психологии. Вып. 2., Л., 1984. С. 239−241.
  189. Allport G.W. Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961.
  190. Andrews T.G. A factorial analysis of responses to the comic as a study in personality. //Journal of General Psychology, № 28, 1943, 209−224.
  191. Averill J.R. Autonomic response patterns during sadness and mirth. //Psychophysiology, 1969, № 5, 399−414.
  192. Bariaund F. La genese de l’humour chez l’enfant. Paris, 1983.
  193. G. & Loomes G. The Big Red Joke Book. London, 1976.
  194. Bergler E. Laughter and the Sense of Humor. New York: Grune and Stratton. 1956.
  195. Berlyne D.E. Humor and kin. //Psychology of Humor. /Goldstein J.H. & McGhee P.E. (Eds.). New York, 1972.
  196. Blau P. The Dynamic of Bureaucracy. University of Chicago Press, Chicago, 1955.
  197. Blyth R.H. Oriental Humor. Tokyo: Hokuseido Press, 1959.
  198. Brenman M. On Teasing and Being Teased and the Problem of Moral Masochism. //Thychoanalitic Study of the Child. VII, New York, 1952.
  199. Brill A.A. The Mechanisms of Wit and Humour in Normal and Abnormal Psychopathic States, Psychiatric Quastely, № 14, 1971.
  200. Brody E. The Responce of Schizophrenic Patients to Comic Cartoons before airfolia. Psychiatria, Vol. 56, № 5, 1973.
  201. Brownell H, Mitchell D, Powelson J, Gardner H. Suprise but not coherence: sensitivity to verbal humor in right-hemisphere pationts. //Brain and Lang. 1983. Vol. 18. № 2. P. 87−94.
  202. Cantor J. R, Bryant J, Zillman D. Enhancement of humor appreciation by transferred excitation. //Journal of Personality and Social Psychology, 1974, № 30, 812−821.
  203. Cattell R. B, Luborsky L.B. Personality factors in response to humor. //Journal of Abnormal and Social Psychology, № 42, 1947, P. 402−421.
  204. Cattell R.B., Tollefson D.L. The handbook for the IP AT humor test of personality. Champaign, IL: IP AT.
  205. Cousins N. Anatomy of an illness. New York: Norton, 1979.
  206. Eastmen H. Enj oyment and Laughter. New York. 193 6.
  207. Endler N., Magnusson D. Interactional Pschology and Personality. N.Y., 1976.
  208. Eysenck H.J. An experimental analysis of five tests of «appreciation of humor». //Educational and Psychological Measurement, № 35 1943. P.191−214.
  209. Dixon N.F. Humor: A cognitive alternative to stress? //Stress and anxiety. /Sarason I.G. & Spielberger (Eds.). Vol. 7. Washington, D.C.: Hemisphere, 1980.
  210. Duck S. Attitude similarity and interpersonal attraction. //British J. of Social and clinical psychology. 1975. V. 14.
  211. R.H. & Zanna M.P. Attitudinal qualities relating to the strength of the attitude-behavior relationship. //J. of Exper. Soc. Psychology. 1978. V. 14. P. 398−408.
  212. M. & Ajzen J. Belif, attitude, intention and behavior. Massachusetts, 1975.
  213. Frank J. Humor as an intervention strategy during psychological treatment: imagery and incongruity. //Psychology. 1989. V. 26. № 4. p. 34−40.
  214. Fry W.F.Jr. Laughter: Is it the best medicine? Stanford M.D., 1971, 10, 16−20.
  215. Fry W.F.Jr. & Stoft P.E. Mirth and oxygen saturation levels of peripheral blood. //Psychotherapy and Psychosomatics, 1971, № 19, 7684.
  216. Gardner H., Ling P., Flamm L., Silverman J. Comprehension and appreciation of humorous material following brain damage. //Brain. 1975. Vol. 98. № 3. P. 399−412.
  217. Grotjahn M. Beyond Laughter. New York: McGraw Hill. 1957.
  218. Hawkins D., Best R.J., Coney K.A. Consumer Behavior: Implications for Marketing Strategy. 7-th ed. McGraw-Hill, 1997. 650 p.
  219. Koestler A. The Act of Creation. London. 1964.
  220. Kohut H. Forms and Transformation of Narcissism. New York: International Universities Press, 1966.
  221. Krech D., Crutchfield S., Theory and problems in social psychology. N.Y.: McGraw Hill, 1948.
  222. Laird J.D. Self-Attribution of Emotion: The Effect of Expressive Behavior on the Quality of Emotional Experience. //Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 29, № 4, 1974. P. 475−486.
  223. La Piere R.T. Attitude versus action. //Attitude theory and measurement. /Fishbein M., N.Y., 1967.
  224. Lazarsfeld P, Merton R., Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action. //Communication of Ideas. /Bryson. New York. 1978.
  225. Lazarus R.S. A substitutive defense conception of apperceptive fantasy. //Contemporary Issues in Thematic Apperceptive Methods. /Kagan J., Lesser G.S. Springfield, 1961.
  226. Lefcourt H.M., Martin R.A. Humor and Life Stress. Springer, New York, 1986.
  227. Leventhal H., Mace W. The effect of laughter on evaluaton of a slapstick movie. //Journal of Personality, 1970, № 38, 16−30.
  228. Levi L. The urinary output of adrenalin and noradrenalin during pleasant and unpleasant emotional states. //Psychosomatic Medicine, 1965, 27, 80−85.
  229. Maier N.R.F. A Gestalt Theory of Humour. //British Journal of Psychology, № 23, 1932, 69−74.
  230. May R. Man’s search for himself. New York: Norton, 1953.
  231. McDougall W. A New Theory of Laughter. //Psyche. № 2. 1922.
  232. McGhee P.E. On cognitive origins of incongruity humour: Fantasy assimilation versus reality assimilation. //Psychology of Humour. /Goldstein J.H. & McGhee P.E. (Eds.). New York, 1972.
  233. McGhee P.E. Humour: Its origin and development. San Francisco, 1979.
  234. McGhee P.E. Humor and Children’s Development. New York, 1989.
  235. Mead G.H. On Social Psychology. Chicago London, 1965.
  236. Medalie J.H., Goldbourt U. Angina pectoris among 10 000 men: Psychosocial and other risk factors as evidenced by a multivariate analysis of a five year incidence study. //American Journal of Medicine. 1976, 60,910−921.
  237. Murray H.A. Thematic Apperception Test Manual. Cambridge: Harvard University Press, 1943.
  238. Nuckolls K.B., Cassel J., Kaplan B.H. Psychosocial assets, life crisis and the prognosis of pregnancy. //American Journal of Epidemology, 1972, 95,431−441.
  239. O’Connell W.E. The adaptive functions of wit and humor. //Journal of Abnormal and Social Psychology, 61. 1960. P.263−270.
  240. O’Connell W.E. Freudian humour: The eupsychia of everyday life. //Humour and laughter: Theory, research, and applications. /Chapman A.J. & Foot H. (Eds.). London: Wiley, 1976.
  241. O’Connell W.E. Humor: The untapped energy source. //Journal of Individual Psychologist, 16, № 3. 1979. P.28−34.
  242. Oldani J. Is the Pope Catholic? //Humor in Society: resistance and Control. /Powel C. London. 1988.
  243. Olson H. A. The use of humor in psychotherapy. // Journal of Individual Psychologist. 1976. 13. 1. P. 34−37.
  244. Overton W. F., Reese H. W. Models of development: Methodological implications. //Life-Span Developmental Psychology: Methodological Issues. /Nesselroade J. R., Reese H.W., N.Y., 1973.
  245. Powell С. Humor in Society: Resistance and Control. London, 1988.
  246. Rapp A. The Origins of Wit and Humor. New York: Dutton, 1951.
  247. Reik Th. Lust und Leid im Witz. Leipzig, Wien: Internationaler Psy-choanalytischer Verlag. 1929.
  248. Reinach S. Le rire rituel. Cultes, Mythes et Religions, Paris, 1908, IV, P.112−113.
  249. Rim Y. Sense of humour and coping styles. // Person. Individ. Diff. Vol. 9, № 3. P. 559−564, 1988.
  250. Robak A. Sense of Humor Test. //Journal of General Psychology. 1939, № 5, P.209−224.
  251. Rothbart M.K. Laughter in young children. //Psychological Bulletin, 1973, 80, P. 247−256.
  252. Ruch W. Sensation seeking and the enjoyment of structure and content of humor: snability of findings across four samples. //Person. Individ. Diff. Vol. 9, № 5. P. 861−871, 1988.
  253. Sandor F. The Psychoanalisis of Wit and Comical. London, 1950.
  254. Sanford R.N. The effects of abstinence from food upon imaginal processes: A preliminary experiment. //Journal of Psychology, 1937, 3.
  255. Scott W.A. Attitude measurement. //Handbook of social psychology. /Lindzey G., Aronson E., Addison-Wesley Publ., 1968. V. 1.
  256. Seymour-Ure C. The political Impact of Mass media. London, 1974.
  257. Shultz T.R. The role of incongruity and resolution in children’s appreciation of cartoons humor. //Journal of Experimental Child Psychology, 1972, № 13, 456−477.
  258. Sperling S.J. On the Psychodinamics of Teasing. Journal of the American Psychoanalitic Association, 1 (3), 1953.
  259. L.A., Waters E. & Matas L. Contextual determinants of infant affective response. The origins of fear. New York, 1974.
  260. Strozier C. The Soul of Wit: Kohut and the Psychology of Humor. //Psychohistory Review. V. 15, № 3. 1987. P.47−68.
  261. Wolfenstein M. Children’s Humor: A Psychological analysis. Glen-coe, III. Free Press, 1954.
  262. Yarnold J.K., Berkeley M.H. An analysis of the Cattell-Luborsky Humor Test into homogeneous scales. //Journal of Abnormal and Social Psychology, 49, 1954, 543−546.
Заполнить форму текущей работой