Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие творческого мышления младших школьников в условиях клубной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ традиционной учебной программы начальной школы показал, не все компоненты структуры творческого мышления развиваются в учебной деятельности традиционного содержания обучения: предметы естественнонаучного, гуманитарного и математического циклов больше направлены на совершенствование самостоятельности, а не беглости, гибкости и оригинальности. Задачи развития творческого мышления младших… Читать ещё >

Содержание

  • А
  • Глава I. Развитие творческого мышления младших школьников как психологическая проблема
    • 1. 1. Основные исследования проблемы творческого мышления в зарубежной психологии
    • 1. 2. Проблема развития творческого мышления в отечественной психологии
    • 1. 3. Развитие творческого мышления у младших школьников в условиях клубной деятельности
  • Выводы
  • Глава II. Организация программы развития творческого мышления младших школьников в условиях клубной деятельности
    • 2. 1. Эмпирическая база исследования и критерии и методы оценки развития творческого мышления у младших школьников
    • 2. 2. Содержание и организация констатирующего этапа исследования
    • 2. 3. Система организации преобразующего эксперимента в условиях клубной деятельности
  • Выводы
  • Глава III. Психологические особенности развития творческого мышления младших школьников в условиях клубной деятельности
    • 3. 1. Состояние проявления творческого мышления у младших школьников на констатирующем этапе исследования
    • 3. 2. Динамика показателей творческого мышления у младших школьников в условиях преобразующего эксперимента
    • 3. 3. Особенности связей вербального и образного творческого мышления с личностными и социально — психологическими характеристиками младших школьников
  • Выводы

Развитие творческого мышления младших школьников в условиях клубной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования обусловлена важной, но малоизученной проблемой развития творческого мышления учащихся начальных классов в условиях внутришкольной клубной деятельности. Вместе с тем, положение о том, что клуб как форма воспитания, обладает большим потенциалом воздействия на социальное и личностное развитие детей, теоретически обосновано во многих работах отечественных психологов и педагогов (Е.В.Трио дин, 1987; Н. В. Алдошина, 2000; О. С. Газман, 2002; Н. Ф. Голованова, 2002; и.

ДР-).

В отечественной психолого — педагогической литературе понятием «творческое мышление» чаще всего описывается психический процесс, для которого характерны создание субъективно нового продукта и новообразования в самой познавательной деятельности (А. В. Петровский, 1990; М. Г. Яро-шевский, 1990). Кроме этого, исследователи выявляют вербальное и образное творческое мышление, а также особые факторы (высокую эмоциональность, социальный статус, уровень тревожности), взаимосвязанные с проявлением творческости личности (Э.Д. Телегина, 1975; А. Н. Лук, 1977; О. К. Тихомиров, 2002). Получены многочисленные данные о возрастных особенностях детей с высокими творческими возможностями (Г.С.Сухобская, 1967; А. В. Запорожец, 1986; В. А. Крутецкий, 1986; Н. Б. Шумакова, 1991; Е. И. Щебланова, 1998; Е. А. Вяхирева, 2000; А. А. Венгер, 1982; 2001; Т. А. Барышева, 2002; О. Е. Озерова, 2005; и др.). Однако исследований, посвященных изучению вербального и образного творческого мышления, а также личностных и социально — психологических характеристик обычных, без особых проявлений одаренности школьников в условиях внутришкольной клубной деятельности явно недостаточно.

Безусловная необходимость актуализации творческого потенциала современных детей связана с задачей организации образовательного процесса начальной школы. Творческая самореализация учащихся декларируется практически во всех официальных документах школьного обучения и воспитания, однако учебные предметы практически не ориентированы на развитие творческого мышления обычного ребенка. Вместе с тем, систематическая клубная деятельность младших школьников остается без внимания исследователей.

На практике чаще всего традиционная система обучения, в основном, не оставляет места для развития творческого мышления детей, поэтому эта задача «перекладывается» на систему дополнительного образования. Однако не у всех учащихся есть возможность посещать кружки, Дома Детского Творчества, художественные и музыкальные школы. Часто и родители не осознают необходимость и значимость такой систематической работы, так как, в первую очередь, беспокоятся о здоровье и оценках школьников.

Таким образом, в современной образовательной системе обнаруживается достаточно серьезное противоречие между декларациями о необходимости развития творческого мышления всех детей уже в начальной школе и реальным состоянием процессов обучения и воспитания. Стремление найти пути разрешения этого противоречия определило выбор темы «Развитие творческого мышления младших школьников в условиях клубной деятельности».

Целью диссертационной работы является теоретическое и экспериментальное обоснование психолого — педагогических условий, необходимых для развития вербального и образного творческого мышления учащихся начальной школы в ситуации внутришкольной клубной деятельности как составной части образовательного процесса в начальной школе.

Объектом исследования выступает образовательный процесс в современной начальной школе.

Предмет исследования — творческое мышление учащихся начальных классов в ситуации внутришкольной клубной деятельности.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что:

Процесс развития творческого мышления младших школьников будет эффективным, если:

— его педагогическая организация учитывает интегральность и специфику когнитивных структурных компонентов творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность, самостоятельность);

— в качестве ведущей организационной формы внутришкольной вне-учебной деятельности используется клубное общение разновозрастного состава учащихся начальной школы и обеспечивается сотрудничество всех участников учебно-воспитательного процесса (учителя, родители, дети).

В соответствии с целью, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать проблему соотношения понятий креативности и творческого мышления, рассмотреть отечественные и зарубежные подходы к изучению структуры творческого мышления.

2. Раскрыть значение внеучебной внутришкольной работы в начальных классах.

3. Провести анализ современной традиционной образовательной системы на предмет выявления потенциала развития творческого мышления младших школьников.

4. Отобрать комплекс диагностических методик для определения проявления творческого мышления, личностных и социально — психологических характеристик детей.

5. Рассмотреть особенности проявления творческого мышления учащихся начальной школы.

6. Разработать и апробировать экспериментальную модель клубной деятельности, способствующую развитию творческого мышления учащихся.

7. Осуществить диагностику вербального и образного творческого мышления, личностных и социально — психологических характеристик школьников.

8. Раскрыть взаимосвязь личностных и социально-психологических характеристик (тревожности, самооценки, социального статуса в группе) младших школьников с их вербальным и образным творческим мышлением.

9. Определить эффективность влияния специально организованных психолого — педагогических условий на развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения:

— теории личности, деятельности и общения (Б. Г. АнаньевJL И. БожовичJL С. ВыготскийА. Н. Леонтьев);

— о психическом развитии ребенка (Б. Г. АнаньевJI. И. БожовичJL С. ВыготскийН. А. МенчинскаяЖ. ПиажеС.Л.РубинштейнВ.Штерн);

— о развитии младшего школьника как субъекта учебной деятельности (Г.И. ВергелесЛ. А. МатвееваА. И. Раев).

— о креативности как сложном психическом образовании (Т. А. БарышеваК. РоджерсЕ. P. Torrance) — о природе творческого мышления (Д.Б. БогоявленскаяА.В.БрушлинскийЛ.А. ВенгерJ. P. GuilfordН.С. ЛейтесA.M. Матюшкин;

A. Я. ПономаревБ. М.ТепловB.C. Юркевич);

— о педагогических основах социализации личности ребенка (О.С.ГазманН. Ф. ГоловановаИ. С. КонМ. МидА.В.Мудрик);

— о личностно — ориентированном образовании (Ш. А. Амонашвили;

B.А.КараковскийА. П. ТряпицынаН. Е. Щуркова);

— о методологии психодиагностического исследования (А. АнастазиА.А.БодалевВ.Н. ДружининС. Н. КостроминаВ.М. МинияровЛ. Н. Соб-чик).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован ряд исследовательских методов: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследованияэмпирические методы: включенное наблюдение, психолого — педагогический эксперимент, психодиагностические методы, анализ школьной документацииметоды математической обработки данных (первичная обработка, дисперсионный анализ.

ANOVA с повторными измерениями, корреляционный анализ).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретическим анализом современных представлений о творческом мышлении младших школьниковсистемным подходом к описанию и изучению объекта и предмета исследованиявыбором соответствующих предмету, цели и задачам методов исследованиярепрезентативностью выборки испытуемых и применением методов обработки данных с использованием программы SPSS 15.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Впервые получены результаты, раскрывающие эффективность влияния специально организованных психолого — педагогических условий внутри-школьной клубной деятельности (учет интегральности и специфики когнитивных структурных компонентов творческого мышления — беглости, гибкости, оригинальности, самостоятельностиклубное общение разновозрастного состава учащихся начальной школысотрудничество всех участников учебно-воспитательного процесса) на развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста.

2. Предпринято исследование взаимосвязи вербального и образного творческого мышления учащихся начальной школы с их личностными и социально — психологическими характеристиками в ситуации внутришкольной внеучебной деятельности.

3. Разработана и реализована модель клубной деятельности и воспитательных ситуаций, необходимая для развития творческого мышления детей.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данное обоснование психолого-педагогических условий клубной деятельности дополняет современные взгляды о психологическом потенциале педагогической системы клубной деятельности и обогащает психологические представления о возможности развития творческого мышления учащихся начальных классов в ситуациях внеучебной деятельности. В результате исследования расширены данные об особенностях проявления творческого мышления младших школьников (низкая вариативность, ситуативность, неадекватность ответов, потребность в общении) в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что представленная поэтапная психолого — педагогическая модель клубной деятельности младших школьников направлена на развитие творческого мышления учащихся. Данная модель, прошедшая верификацию, может быть использована в практике работы образовательных учреждений, при изучении курсов педагогической психологии, теории и технологии воспитания.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель организации развития творческого мышления детей младшего школьного возраста в условиях внутришкольной клубной деятельности обеспечивает интегральность и специфику развития компонентов творческого мышления и создает условия для свободного общения учащихся.

2. В условиях педагогически организованных ситуаций (актуализации опыта творческого мышления, развитии творческого мышления, закреплении опыта творческого мышления) активизируется вербальное и образное творческое мышления, и преобразуются личностные и социально — психологические характеристики детей.

3. В процессе целенаправленного развития творческого мышления младших школьников происходит интеграция связей личностных и социально-психологических характеристик (тревожности, самооценки, социального статуса в группе) детей с вербальным и образным творческим мышлением вследствие соблюдения таких психолого — педагогических условий организации внутришкольной клубной деятельности, как: учет интегральности и специфики когнитивных структурных компонентов творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность, самостоятельность) — использование клубного общения разновозрастного состава учащихся начальной школы, сотрудничество всех участников учебно-воспитательного процесса.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии Санкт — Петербургского государственного университета (2005;2008), на педагогических советах и заседаниях методического объединения Сиверской гимназии (Ленинградская область). Материалы исследования докладывались на научно — практических конференциях «Ананьевские чтения — 2005» и «Ананьевские чтения — 2007». Результаты теоретического и эмпирического исследования нашли отражение в материалах, опубликованных автором. Предложенная программа используется при организации внеурочной деятельности младших школьников в Сиверской гимназии (Ленинградская область).

Структура и объем диссертации

соответствует логике исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений. Текст, изложенный на 169 страницах, иллюстрирован 12 таблицами и 18 рисунками.

Список литературы

включает 227 наименований, из них 9 на иностранных языках.

Выводы по третьей главе:

1. Анализ учебных программ для начальной школы, проведенный в рамках констатирующего этапа исследования, показал, что задачи развития творческого мышления младших школьников в той или иной форме предполагаются в таких предметах как технология, музыка, рисование, чтение. Несмотря на то, что традиционная классно — урочная система обучения декларирует развитие творческого мышления учащихся, учебные программы больше направлены на совершенствование самостоятельности мышления, а не беглости, гибкости и оригинальности.

2. Учителя начальной школы заинтересованы в развитии творческого мышления детей, однако они не обладают достаточными знаниями о сущности и структуре творческого мышления, что мешает им в полной мере говорить об особенностях творческого ребенка. Педагоги нуждаются в специальных методических рекомендациях, как осуществлять работу, направленную на развитие творческого мышления детей.

3. Родители младших школьников полагают, что работа по развитию творческого мышления детей в начальной школе необходима. Также родители выделяют внеклассную деятельность в качестве основной формы работы над данной проблемой.

4. Изучение исходного уровня проявления творческого мышления у младших школьников с помощью критерия и — Манна Уитни на констатирующем этапе исследования в экспериментальной и контрольной группах выявило равные показатели беглости, гибкости, оригинальности, самостоятельности и социально — психологических характеристик учащихся начальной школы.

5. Сравнение проявления творческого мышления на констатирующем и контрольном этапах исследования в экспериментальной и контрольной группах проводилось с помощью Т — критерия Вилкоксона. Были получены значимые различия в проявлении когнитивных показателей творческого мышления и социально — психологических характеристиках учащихся начальной школы данных выборок.

6. Статистическая обработка данных с помощью дисперсионного анализа АИОУА с повторными измерениями показала статистически достоверные различия в изменении (динамике) проявления творческого мышления между учащимися экспериментальной и контрольной групп (достоверность на уровне р<0,05), Созданные психолого — педагогические условия для развития творческого мышления младших школьников в условиях клубной деятельности были больше направлены на развитие именно вербального творческого мышления. Динамика развития творческого мышления младших школьников в условиях клубной деятельности проявляется в реализации воспитательных ситуаций от ситуаций «актуализации» к ситуациям «развития» и «закрепления» творческого мышления в поведении детей младшего школьного возраста.

7. Исследование связей показателей вербального и образного творческого мышления с социально — психологическими характеристиками младших школьников выявило те компоненты тревожности и самооценки, которые занимают ведущее место при развитии творческого мышления учащихся начальной школы: «авторитет среди сверстников», «страх общения с учителями», «страх несоответствовать ожиданиям окружающих».

8. Используемая экспериментальная программа внеклассных занятий для учащихся начальной школы свидетельствует о том, что система клубной деятельности позволяет детям младшего школьного возраста проявлять и развивать творческое мышление. В экспериментальной группе произошло увеличение количества учащихся, которые проявили высокий уровень беглости, гибкости, оригинальности и самостоятельности, а также проявили интерес к взаимодействию со сверстниками, учителями и родителями.

9. Мнение педагогов о проведенной психолого — педагогической работе, направленной на развитие творческого мышления младших школьников в экспериментальной группе, подтвердило, что прогресс в развитии детей оказался очень заметным даже в учебной деятельности на уроках. Результаты эксперимента стали проявляться в общении младших школьников. Учащиеся, которые в начале учебного года старались избегать групповых форм работы, стали обращаться к другим ребятам за помощью, охотнее включались в коллективную деятельность. Педагоги отметили, что дети стали менее агрессивны, тревожны, у них повысилась успеваемость по ряду предметов школьной программы. Большинство учителей почувствовали интерес к данной работе и со стороны родителей.

10. Повторное исследование взглядов родителей на проблему развития творческого мышления их детей показало, что большинство отметило положительные изменения у детей: самостоятельно принятые решения необычных проблем, аргументация своей точки зрения, проявление активности и решительности. Ожидания от систематической работы по развитию творческого мышления у родителей подтвердились. Следовательно, полученные данные позволяют утверждать, что психолого — педагогическая система, в центре которой находится свободное общение и взаимодействие детей, учителей и родителей в условиях клубной деятельности, способствует развитию творческого мышления младших школьников.

11. Констатирующий эксперимент позволил выделить особенности проявления творческого мышления учащихся начальных классов: низкая вариативность (воспроизведение ответов в пределах максимум двух категорий) — ситуативность (зависимость проявления творческости от обстановки, обстоятельств, а не от жизненного опыта и знаний) — неадекватность ответов (повторяющиеся, очевидные способы решения поставленных задач) — общительность (желание поделиться своими ответами со всем классом). Однако на контрольном этапе исследования, после проведения преобразующего этапа, у учащихся экспериментальной группы были отмечены качественные преобразования, которые касались особенностей проявления их творческого мышления: ситуативность творческого мышления учащихся снизиласьнизкая вариативность ответов стала приобретать черты более разностороннего мышленияреакции детей на необычные вопросы и ситуации стали более адекватными.

12. Творческая деятельность и свободное общение в условиях клуба позволили младшим школьникам по — новому оценить себя и свои способности. Именно систематическая внеклассная деятельность помогла детям почувствовать себя значимыми и нужными для других людей, что повлекло за собой положительные изменения самооценки. Анализ результатов эксперимента позволит обосновать эффективность развития творческого мышления младших школьников в условиях клубной деятельности.

Заключение

.

Большой объем научных исследований, посвященных изучению творческого мышления детей, свидетельствует о том, что проблема развития твор-ческости подрастающего поколения является актуальной для современного общества. Однако современная система начального образования в основном направлена на овладение стандартными знаниями, умениями и навыками, на типовые способы решения задач. Поэтому возникает вопрос о поиске наиболее эффективных путей развития творческого мышления детей в образовательном процессе начальной школы.

Развитие творческого мышления младших школьников в процессе внеурочного воспитания, в клубной деятельности, является невостребованным направлением в системе современного начального образования.

В процессе выполнения диссертационного исследования были решены поставленные задачи и подтверждена выдвинутая гипотеза. Так, было изучено понятие «творческое мышление» и сформулировано рабочее определениевыявлено структурно — функциональное единство четырех компонентов (беглости, гибкости, оригинальности и самостоятельности), каждый из которых обладает функциональной заданностьюотмечены социально — психологические характеристики, взаимосвязанные с когнитивными компонентами творческого мышленияобозначены стадии творческого процесса и основные факторы развития творческого мышления учащихся начальной школы.

Анализ традиционной учебной программы начальной школы показал, не все компоненты структуры творческого мышления развиваются в учебной деятельности традиционного содержания обучения: предметы естественнонаучного, гуманитарного и математического циклов больше направлены на совершенствование самостоятельности, а не беглости, гибкости и оригинальности. Задачи развития творческого мышления младших школьников в той или иной форме реализуются в таких предметах как технология, музыка, рисование, чтение. Таким образом, изучение состояние проблемы развития творческого мышления у младших школьников доказало актуальность ее исследования и необходимость создания в современной начальной школе целенаправленной системы, ориентированной на развитие творческости учащихся.

Выделены особенности проявления творческого мышления учащихся начальных классов: низкая вариативность (воспроизведение ответов в пределах максимум двух категорий) — ситуативность (зависимость проявления творческости от обстановки, обстоятельств, а не от жизненного опыта и знаний) — неадекватность ответов (повторяющиеся, очевидные способы решения поставленных задач.

Предложенная и апробированная модель развития творческого мышления учащихся начальных классов в условиях клубной деятельности включает в себя следующие структурные блоки: целевой (развитие в единстве всех структурных компонентов творческого мышления), содержательный (создание условий для свободного общения), диагностический (выявление когнитивных компонентов творческого мышления, личностных и социально — психологических характеристик школьников), технологический (система педагогических операций и коммуникаций).

Выявленная динамика проявления когнитивных компонентов творческого мышления детей младшего школьного возраста указывает на то, что в экспериментальной выборке заметно увеличение вербального и образного творческого мышления практически по всем компонентам, однако по показателю самостоятельность отмечена тенденция к изменениям. В контрольной группе отмечена незначительная динамика по показателям «вербальная беглость», «образная беглость» и «образная гибкость».

Анализ изменений самооценки детей показывает, что по всем параметрам в экспериментальной выборке произошел значительный положительный сдвиг. В контрольной группе была выявлена отрицательная динамика проявления практически всех компонентов самооценки младших школьников, а по показателям «внешность», «ум» «уверенность в себе» заметна лишь тенденция к положительной динамике.

Результаты анализа показателей школьной тревожности указывают на то, в каждой группе направленность динамики разная. По показателям школьной тревожности у учащихся экспериментальной группы снизился уровень проявления тревожности. Для школьников контрольной группы характерно увеличение показателей проявления «страха самовыражения», «страха несоответствия ожиданиям окружающих», «страха проверки знаний».

Обнаружен статистически не значимый сдвиг показателя «социометрический статус» в обеих выборках. В экспериментальной группе расширилось «поле» межличностного взаимодействия: увеличилось число контактов между учащимися разных классов. В контрольной группе взаимодействие осталось на внутриклассном уровне.

Выявлено, что в процессе целенаправленного развития вербального и образного творческого мышления младших школьников происходит интеграция личностных и социально — психологических характеристик детей: самооценки, тревожности. Данные корреляционного анализа свидетельствуют о том, что в условиях внутришкольной клубной деятельности, направленной на развитие творческого мышления учащихся, ведущее место занимают компоненты тревожности и самооценки: «авторитет среди сверстников», «страх общения с учителями», «страх несоответствовать ожиданиям окружающих».

Экспериментальная система клубной деятельности, в центре которой находится свободное общение и взаимодействие детей, учителей и родителей, способствует развитию творческого мышления младших школьников. В экспериментальной группе, с которой была реализована программа клуба, отмечено увеличение количества детей, активно проявляющих творчество и в процессе учебной деятельности в классе, учащиеся актуализировали такие отношения, где присутствует дружеская поддержка, свободное общение по интересам, сотрудничество и сотворчество. Развитие творческого мышления младших школьников обеспечило преодоление тревожности детей и перестроило систему их межличностных отношений. Полученная позитивная динамика показателей творческого мышления доказывает эффективность разработанных психолого — педагогических условий. Результаты позволяют рекомендовать экспериментально проверенную модель организации развития творческого мышления младших школьников в ситуациях клубной деятельности и использовать ее в образовательном процессе начальной школы, в воспитательной практике режима продленного дня.

В качестве совершенствования процесса развития творческого мышления младших школьников может быть предложено осуществление практических рекомендаций:

Потребность в общении и совместной деятельности является источником активности личности ребенка. Поэтому данные категории необходимо учитывать при развитии творческого мышления детей. Педагогический механизм развития творческого мышления детей состоит в том, что педагог должен организовать свободное взаимодействие детей друг с другом, в результате чего у младших школьников проявляется приобретенный ранее опыт продуктивного мышленияразвивается не только творческость, но и самооценка детей, снижается уровень тревожности, меняются социальные роли в группе.

Клубная деятельность, в ходе которой расширяются общие познавательные интересы детей и обогащаются их взаимоотношения, является результативной формой воспитания и развития творческого мышления детей. Поэтому педагогам необходимо обратить внимание на использование данной воспитательной формы работы уже в начальной школе.

Следует использовать предложенную нами структурную модель организации развития творческого мышления младших школьников в условиях клуба, так как ее содержательное наполнение и технологическая реализация доказали необходимость и целесообразность использования специальной программы.

Важной особенностью системы клубной деятельности младших школьников является сотрудничество детей, родителей и учителей, что способствует углублению и расширению совместной деятельности и общения. Важными условиями, необходимыми для стимуляции творческого мышления, являются стимулирование ответственности и независимости, акцентирование самостоятельности в наблюдениях, внимание со стороны родителей и учителей к интересам детей.

Педагогически целесообразно использовать в клубной деятельности ситуации педагогически организованного развития творческого мышления детей, что вызывает эмоционально — положительную реакцию школьников к выполняемой деятельности. Одним из средств развития творческого мышления учащихся начальной школы является система воспитательных ситуаций актуализации (раскрытие накопленного младшими школьниками опыта проявления творческого мышления, проявляющегося в выявлении одного компонента или нескольких компонентов творческого мышления) — развития (организация свободного взаимодействия детей друг с другом) закрепления (проявление творческости детьми не только в условиях внеклассной деятельности, но и в условиях общения с товарищами, близкими, значимыми взрослыми).

В организации процесса развития творческого мышления учащихся начальных классов также необходимо предусмотреть реализацию условия учета многоуровневой структуры творческого мышления в содержании всей работы, что способствовало сведению различных компонентов в единый психологический процесс. В структурно функциональной модели творческого мышления в качестве когнитивных компонентов выделяется беглость (способность человека давать большое количество ответов за единицу времени) — гибкость (способность человека к быстрому переключению от одной категории ответов к другой) — оригинальность (способность давать необычные ответы) — самостоятельность выполнения задания (способность человека работать без помощи посторонних). Среди социально — психологических компонентов стоит обращать внимание на единство специфических качеств личности: самооценка, тревожность, социальный статус младшего школьника. Развитие творческого мышления учащихся должно представлять собой раскрытие накопленного детьми опыта проявления творческого мышления, проявляющегося в выявлении одного компонента или нескольких компонентов сразу.

Полученные результаты позволяют рекомендовать экспериментально проведенную структурную модель организации развития творческого мышления младших школьников в процессе клубной деятельности и использовать ее в образовательном процессе начальной школы, в воспитательной практике режима продленного дня. Материалы и результаты теоретического и эмпирического исследования могут быть использованы в работе образовательных учреждений, а также при изучении курсов теории и технологии воспитания, педагогической психологии.

Выполненное нами исследование не исчерпывает всего содержания поставленных проблем и дает возможность наметить ряд перспективных направлений: изучение особенностей проявления компонентов творческого мышления в зависимости от тендерных и возрастных отличий детей, в зависимости от типа образовательного учреждения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология Текст.: учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова.- Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 624 е.- 10 ООО экз.- 1. BN 5−88 687−064−4 (в пер.).
  2. Н. В. Клуб как форма организации досуговой деятельности младших школьников Текст. / Н. В. Алдошина // Образование и общество, 2000, № 4, с. 28- 32.
  3. Г. С. Как стать гением: Жизн. стратегия творч. Личности Текст. / Г. С. Альтшуллер.- Минск: Белорусь, 1994.-479 е.: ил.- 21 см.-7000 экз. ISBN 985−01−0075.
  4. Ш. А.Созидая человека Текст. / Ш. А. Амонашвили.-М.:Педагогика, 1982.-560с.:ил.-16см.-Библиогр.: с. 94 (5 назв.). 408 000 экз.
  5. . Г. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т./ Б. Г. Ананьев [под ред. А. А. Бодалева, Б.Ф. Ломова]. М.: Педагогика, 1980.22см. Т.1.-1980.-230с. — Библиогр.:с.213−223.-20 000экз. Т.2.-287с. — Библиогр.: с.268−271 .-Предм. указ.: с. 279−284.
  6. Т. И. Захарова А. В. Исследование самооценки младших школьников Текст. / Т. И. Андрющенко, А. В. Захарова // Вопросы психологии.- 1980, № 4, с. 91−97.
  7. Р. Новые очерки по психологии искусства Пер. с англ. / Науч. ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова. [Текст] / Р. Арнхейм.- М.: Прометей, 1994.-352с.: ил.-21см. Библиогр. в конце глав. 4500 экз. — ISBN 5−7042−0581-Х.
  8. Ю.Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие Текст.: Монография. / Т. А. Барышева.- СПб.: Изд во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.-205с.: ил.-20см. Библиогр.: с. 197−205 (205 Ha3B.).-1003k3.-ISBN5−8064−0619−9.
  9. П.Басин Е. Я. Творческая личность художника Текст. / Е. Я. Басин.- М.: Знание, 1988.-61с., [3] с. — 17 см. (Новое в жизни, науке, технике. Эстетика- 3/1988). Библиогр.: с. 63. — Библиогр. в примеч.: с. 61−62.
  10. М. М. Эстетика словесного творчества / Примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. [Текст] / М. М. Бахтин. 2-е изд.- 2-е изд,-М.: Искусство, 1986.- 444 е.- 20 см. Библиогр. в примеч.: с. 404−435. -с. 436−443. — 10 000 экз.
  11. З.Бен А. Психология Текст.: в 2 т./ А. Бэн, пер. с англ., под ред. и с пре-дисл. прив. доц. Моск. ун- та А. С. Белкина. М.: тип. И. А. Баландина, 1902−1906.-416с. Т.1:Москва: тип. И. А. Баландина, 1902−1906,21 см.
  12. Н. А. Самопознание Текст. / Н. А. Бердяев.- JL: Лениздат, 1991.-445с.-21см. Библиогр.: в примеч. с.409−432.- 195 000 экз. ISBN 5−21 200 417−9.
  13. Н. А. Философия свободы. Смысл творчества Текст. / Н. А. Бердяев -М.:Правда, 1989.-607с.: 21 см.-(Из истории отечественной философской мысли).-Библиогр.: в примеч.с.535−600.
  14. Р. Развитие Я- концепции и воспитание Текст. / пер. с англ. изд.: Self-concept development andeducation / Robert В. Burns (London etc.). M.:
  15. Прогресс, 1986.- 421с.: 21 см. Библиогр.: с. 400−415. Имен, указ.: с. 416 421.- 25 000 экз.
  16. Г. А. Современные проблемы психологии мышления Текст. / Г. А. Берулава [Сб. науч. тр.] / Бийс. гос. пед. ин -т.- Бийск: НИЦ БиГПИ, 1994.-86с.-20см. Библиогр. в конце ст. 1200 экз. — ISBN 5−85 127−035−7.
  17. В. С. Мышление как творчество Текст.: (Введение в логику мыслительного диалога) / В. С. Библер. -М.: Политиздат, 1975.- 399с.- 16 см.-80 000экз.
  18. М. 3., Трубанева Н. Н. Программа курса к УМК «Enjoy English» для учащихся 2 — 9 кл. общеобраз. учрежд. Текст. /М. 3. Биболе-това, Н. Н. Трубанева. Обнинск: Титул, 2006.-48с.- 5000экз.- ISBN 586 866-324−1.
  19. Д. Б., Гинзбург Н. Р. К вопросу о личностных аспектах творческого мышления Текст. / Д. Б. Богоявленская, Н. Р. Гинзбург // Советская педагогика, 1977, № 1, с. 17−26.
  20. Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества Текст. / Д. Б. Богоявленская // Исследование проблем психологии творчества.- М., 1983.- с. 182 — 194.- 9300 экз.
  21. Д. Б. Пути к творчеству Текст. / Д. Б. Богоявленская. М.: Знание, 1981.- 96 е.: ил.- 16 см. — 145 760 экз.
  22. Д. Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы Текст. / Д. Б. Богоявленская.- М.: МИОО, 2005.-175 е.- 21 с. Библиогр.: с. 168.172(89 Ha3B.).-30003k3.-ISBN 5−94 898−063−4.
  23. А. А. Личность и общение Текст. / А. А. Бодалев.- М.: Педагогика, 1983.-271с.:ил., 22 см.- Библиогр. с.266−267. Указ. имен.: с. 268−270. -30 000 экз.
  24. Бодалев А. А Психология о личности.- М Текст. / А. А. Бодалев.- М.: Изд во МГУ, 1988.-192с.-20см. Библиогр.: с. 190−191. — 40 000 экз. — ISBN 5211−21−8.
  25. JI. И. Избранные психологические труды Текст. / JI. И. Божо-вич.- М.: Мир, 1995.-223с.-20см. Библиогр.: с. 207−208. 10 000 экз. -ISBN 5−87 977−023−0.
  26. Божович JL И. Личность и ее формирование Текст. / Л. И. Божович .- М.: Просвещение, 1968.-464с.- 24 см. Библиогр.: с. 386−398 (237 назв.) и в подстроч. прим.-ЗООО экз. — ISBN 978−5-91 180−846−4.
  27. Боно Э. Латеральное мышление. Текст. / Э. Боно- Пер. с англ. С. Рысев. -СПб.: Питер, 1997.-316 е.- ил.- 21 см. -15 000 экз. ISBN5−88 782−371−2.
  28. Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. Текст. Пер. с англ. под общ. ред. и послесл. д-ра психол. наук, проф. О. К. Тихомирова. М.: «Прогресс», 1976. — 170 е., 21 см. Библиогр.: в коце кн. — 85 000экз.
  29. Э. Шесть шляп мышления Текст./ Э. Боно- пер. с англ.- Мн.: «Попурри», 2006.- 208с, — 3500 экз.- ISBN-985 483 -635 -5.
  30. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве Текст. / Г. М. Бреслав.- М.: Педагогика, 1990.- 140с.- 22 см. Библиогр.: с. 134−139. 20 000 экз. — ISBN 5−7155−0213−6.
  31. М. Дискуссионный подростковый клуб: опыт интеллектуального общения Текст. / М. Бродский // Воспитание школьника, 2002 № 6, с. 38−41.
  32. А. В. Творческий процесс как предмет исследования Текст. / A.B. Брушлинский // Вопросы философии, 1965, № 7, с. 65 -73.
  33. Васильева 3. И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения Текст. / 3. И. Васильева.- Л.: Изд во ЛГПИ, 1981.- 82 с. 20 см. Биб-лиогр.: с. 80−81 (40 назв.). — 500 экз.
  34. Введение в психологию Текст. / Под ред. А. В. Петровского.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 496 е.- 5000 экз.- ISBN- 5−7695−0219−3
  35. JI. А. Домашняя школа мышления Текст.: монография / JI. А. Венгер, А. Л. Венгер. -М.: Знание, 1982.-95 с. Библиогр.: с. 94. — 407 430 экз.
  36. А. А. Цукерман Г. А. Психологические обследование младших школьников Текст. / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман:.- М.: Владос-пресс, 2001.- 150 с.: ил. — 22 см. 20 000 экз. — ISBN 5−305−17−3.
  37. H. Е. Диалектическое мышление и творчество Текст. / H. Е. Ве-ракса // Вопросы психологии, 1990, № 4, с. 5 14.
  38. М. Продуктивное мышление Текст. = Productive Thinking: Пер. с англ./ М. Вертгеймер- Общ. ред. С. Ф. Горбова, В. П. Зинченко- Авт. выст. Ст. В. П. Зинченко.- М.: Прогресс, 1987.- 337с., ил.- 22 см. Библиогр.: с. 328−334.-25 000 экз.
  39. В. К. Психология эмоциональных явлений Текст. / В. К. Вилю-нас. М.: Изд — во МГУ, 1976.-142 с, 19 см. Библиогр.: с. 138 — 142.22 900 экз.
  40. М. Д., Первин И. В. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников Текст. / М. Д. Виноградова, И. В. Первин. Астрахань: Изд-во АГГТУ, 2000.- 20 с. — 21 см. Библиогр.: с. 20 (4 назв.). — 75 экз. — ISBN 5−88 200−559−0.
  41. И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы Текст. / И. П. Волков.- М.: Просвещение, 1982, — 136 с. 13ил.-22см. Библиогр.: с. 134−135. 200 000 экз.
  42. В. А. Демократизация клубной деятельности Текст. / В. А. Воробьев.- М.: Профиздат, 1990.- 96 е.- 17 см. 410 490 экз. — ISBN 5−25 500 436−7.
  43. Воспитание увлечением: Формирование и деятельность клубных объединений Текст. / Сост. В. Е. Триодин.- М.: Профиздат, 1987.- 144 е.- 20 см. 50 000 экз.
  44. Р. Этапы творческого мышления. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления Текст. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- 400 е.: ил.- 22 см. Библиогр. в конце работ.
  45. JI. С. Мышление и речь Текст. / Л. С. Выготский // [Коммент. B.C. Библера и И.В. Пешкова]. Избранные психологические исследования.- М., 1956 415 е.: ил.-20см. Библиогр.: с. 400−401 и в подстроч. примеч. -5000 экз.
  46. Выготский JL С. Психология искусства Текст. / JI. С. Выготский.- Ростов- н/ Д «Феникс», 1998.-416 е.- 21 см. Имен, указ.: с. 399−406. Библиогр.: с.407−413.-10003k3.-ISBN5−87 604−098−3.
  47. JI. С Собрание сочинений Текст.: в 6 т. / JL С. Выготский.- М.: Педагогика, 1984.- 4 т. 432с.Библиогр.: с. 426 432.
  48. JI. С., Давыдов В. В. Теория развивающего обучения Текст. / Л. С. Выготский, В. В. Давыдов.- М.: ИНТОР, 1996.- 544 с. ил.- 22 см. Указ. предм., имен.: 523−539. 10 000 экз. -ISBN 5−89 404−001−9.
  49. Е. А. Развитие творческого мышления младших школьников Текст. / Вяхирева Е. А.- Под ред. чл.- корр. Рос. акад. образования, д. п. н., проф. Вяткина Л. Г. Балашов: Николаев, 2000.- 114.: ил. 21 см. Библиогр.: с. 22 — 23 (5 назв.).
  50. В.В. Когнитивно-личностные факторы развития творческого мышления младших школьников Текст. / В. В. Гагай. Шадринск: Изд-во Шадр. пед. ин-та, 1999.-145с.- 20 см. Библиогр.: с. 132 145 .Библиогр. :173назв.-400экз.
  51. В.В. Психологические основы развития и формирования творческого мышления младшего школьника Текст. / В. В. Гагай.- Сургут:
  52. СурГПИ, 2004.- 201с. 21 см. Библиогр.: с. 187−199 (247 назв.). 300 экз. ISBN5−93 190−105−1.
  53. О. С. Неклассическое воспитание: От авторитар. педагогики к педагогике свободы Текст. / О. С. Газман.- М.: МИРОСД002.- 294с.- 22 см. Библиогр. в тексте. 1000 экз. -ISBN 5−7084−0230-Х.
  54. О. С. В школу с игрой: Кн. для учителя Текст. / О. С. Газман.-М.-Просвещение, 1991.- 96с.: ил. — 20 см. Библиогр.: с. 96, с. 60−61. — 300 000 экз.- ISBN 5−09−3 467−2.
  55. Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Первый год обучения (для детей 6−8 лет). Методическое руководство Текст. / Ю. Б. Гатанов. — СПб, ГП «ИМАТОН», 1996.- 64 е.: ил.- ISBN 5−7822−109−3.
  56. Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Для детей 9−14 лет. Методическое руководство Текст. / Ю. Б. Гатанов. СПб, ГП «ИМАТОН», 2001.- 60 е.: ил.- ISBN- 57 822−0025−1.
  57. Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Для детей 7−10 лет. Методическое руководство Текст. / Ю. Б. Гатанов. СПб, ГП «ИМАТОН», 1999.- 60 е.: ил.- ISBN- 57 822−0014−6.
  58. Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Для детей 8−12 лет. Методическое руководство Текст. / Ю. Б. Гатанов. СПб, ГП «ИМАТОН», 1998.- 60 с. ил.- ISBN- 57 822−009−5.
  59. Ю. Б. Введение в общую психологию Текст. / Ю. Б. Гип-пенрейтер.- М.: Че Ро, 1998.- 336 с: ил.- 20 см. Библиогр.: с.328−333. 10 0003k3.-ISBN5−88 711−011−2.
  60. . М. Общение и здоровье личности Текст. / Ж. М. Глозман.-М.: Академия, 2002.- 208с.: ил.- 22 см. Библиогр.: с. 180−197. — ЗООООэкз. -ISBN 5−7695−0890−6.
  61. Т. Левиафан Текст. / Т. Гоббс.- М.- Л.: Госсоцэкгиз.-57 е.- 18 см. -С. 3−6: Гоббс / А[ркадий] П[ресс].
  62. Н. Ф. Общая педагогика Текст. / Н. Ф. Голованова: СПб.: Речь, 2005. — 316с.- Библиогр.: в конце гл.- 2500 экз.- ISBN 5−9268−0370−5.
  63. Н. Ф, Социализация и воспитание ребенка Текст. / Н. Ф. Голованова.- СПб.: Речь, 2004. — 268с. Библиогр.: в конце гл.- 4000 экз.-ISBN 5−9268−0249−0.
  64. Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня Текст. / Н. Ф. Голованова: — СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2002.- 160с. .- Библиогр.: с.153- 154.- ЮОООэкз.- ISBN 5−89 814−149−9.
  65. А. А. Образная сфера человека Текст. / А. А. Гостев.- М.: Б. и., 1992.- 194 е.- 20 см. Библиогр.: с. 177−184 (272 назв.). 1000 экз.
  66. С. Т. Формирование мотивации учения школьников Текст. / С. Т. Григорян.- М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982- 89 с.-20 см. Библиогр.: с. 85−88.- 1000 экз.
  67. Дж. Исследование в психологии: методы и планирование Текст. / / Дж. Гудвин.- 3 изд.- СПб.: Питер, 2004.-558 е.: ил. — Библиогр.: с.534−554.-3500 экз.- ISBN 5−94 723−290−1.
  68. JI. Я. Когнитивно личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности Текст. / Л. Я. Гурова //Вопросы психологии, 1991, № 6, с. 14 — 20.
  69. В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте Текст. / В. В. Давыдов// Вопросы психологии. -1992- № 1−2- с. 22−33.
  70. Е.Е. Ценность младшего школьного возраста: Хрестоматия Текст. / сост. И. В. Дубровина и др.: Психол. ин-т РАО.- М.: Academia, 1998.- 312 с. Библиогр.: в конце ст. и в подстроч. прим. -15 000 экз. -ISBN 5−7695−0301−7.
  71. А. И., Дубовская Е. М. Улановская И. М. Разработка критериев анализа совместной деятельности Текст. / А. И. Донцов, Е. М. Дубовская, И. М. Улановская, // Вопросы психологии.- 1998-№ 2, с. 61 71.
  72. В. Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. Текст. / В. Н. Дружинин.- 2-е изд. СПб.: Питер, 2006.- 320 е.: ил. Библиогр.: с. 311- 318.-3500 экз.- ISBN 5−8046−0176−8.
  73. В. Н. Психодиагностика общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин.- М.: Академия, 1996.- 216с.: ил.- 20 см. Библиогр. в конце гл. 7000 экз. — ISBN 5−7695−0053−0.
  74. И. П. Коллективные творческие дела в жизни и воспитании октябрят: Метод. Рекомендации для пион. Вожатых и класс. Руководителей по работе с октябрятами Текст. /И. П. Иванов.- JL: Б.и., 1982.-38с- 21 см. 2000экз.
  75. И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел Текст. /И. П. Иванов.- М.: Педагогика, 1989.-206с.: ил.- 20 см.-ЮОООО экз. ISBN 57 155−0280−2.
  76. Э. В. Об эстетической природе фантазии Текст. / Э. В. Ильенков // Вопросы эстетики. Вып. 6.- М.: Наука, 1983.
  77. Интеллект и творчество Текст. [Сб. науч. тр.] / РАН. Ин-т психологии- Отв. Ред. А. Н. Воронин.- М.: Ин-т психологии РАН, 1999.- 289 е.- 20 см. Библиогр. в конце ст. и в подстроч. прим. -100 экз. ISBN 5−20 102 348−7.
  78. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Текст. Сб. науч. тр. / РАН. Ин т психологии: Ред. Сост. А. Н. Воронин.
  79. М., 2001.-275с.: ил.- 20 см. Библиогр. в конце ст. 100 экз. — ISBN 5−92 700 018−5.
  80. Исследование проблем творчества Текст. / Под ред. Я. А. Пономарева -М.: Наука, 1983.- 335 с. 9300 экз.
  81. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / 3. И. Калмыкова.- М.: Педагогика, 1981.-200с.: ил. — 20 см.- Библиогр.: с. 194−198. 10 000 экз.
  82. А. В. Стать человеком: общечеловеческие ценности — основа целостного воспитательного процесса Текст. / А. В. Караковский. М.: Б. и., 1993.-80c.20 см. 10 000 экз.
  83. В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян Текст. / В. Кёлер. [Перевод с немецкого JL В. Занкова и И. М. Соловьева. Под редакцией и с вступительной статьей JL С. Выготского]. М.: Изд — во коммунистической академии, 1930.- 207с.
  84. В. Н. Проблема креативности личности Текст. / В. Н. Козлен-ко// Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная.-М., 1999, с. 131−148.
  85. Я.Л., Березовин H.A. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. Текст. / Я. Л. Коломинский, Н. А. Березовин. -М., 1977. С.37−63
  86. Я. Л. Социометрия в социально — психологическом исследовании: ее возможности и ограничения Текст. / Я. Л. Коломинский // Методология и методы социальной психологии.- М.: Наука, 1977, с. 72 — 85.
  87. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самопознание Текст. / И. С. Кон.- М.: Академия, 1984.- 335 е.- 20 см. ЮОООО экз.
  88. Кон И. С. Ребенок и общество Текст. / И. С. Кон. М.: Наука, 1988.-269с.-22см.- Библиогр.: с. 244−268. — 25 000 экз.
  89. Комплект учебников «Школа России»: Концепция и программы для нач. кл. Сб. В 2 ч. Ч. 2/ Е. В. Алексеенко, Л. П. Анастасова, В. Г. Горяев и др.2 -е изд.- М.: Просвещение, 2008. 207с. Библиогр. в подстроч. прим. -10 000 экз. -ISBN 5−09−11 713−6.
  90. С. Н. Психология диагностической деятельности в образовании Текст. / С. Н. Костромина.- СПб.: Наука, 2007.- 489 с. Библиогр.: с.423−439.- 1000 экз. — ISBN 978−5-02−25 220−2.
  91. К. Основы психического развития Текст. / К. Коффка.- М.- Д.: Госсоцэкгиз, 1934.- 260 с. Библиогр.: с.237−238.- 5000 экз.
  92. Н. Н. Особенности взаимосвязи эмоций и творческого мышления в младшем школьном возрасте Текст.: Дис. канд. психолог, наук. М, 1997.
  93. Р. JI. Мотивационный потенциал руководителя как фактор мотивации групповой деятельности и удовлетворенности подчиненных групповым членством Текст. / Р. JI. Кричевский // Нов. Исслед. В психол. 1974. № 1 (9), с. 11−18.
  94. В. А. Психология Текст.: Учебник для пед уч-щ.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1986.-335с.: ил.- 22 см. Библиогр.: с. 333. — 275 000 экз.
  95. В. А. Психология математических способностей школьников Текст. / В. А. Крутецкий. -М.: Просвещение, 1968.-432 е.- 21 см. Библиогр.: с.396−409 (212 назв.). -10 000 экз. — ISBN 5−89 112−041−0.
  96. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей Текст.: Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н / Д: Феникс, 2004.-416с.-Библиогр.: с. 410−411.-5000 экз.- ISBN 5−222−5 323−7.
  97. Ю. Н., Сухобская Г.С.Развитие творческого мышления школьников Текст. / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. JL: Общество «Знание», 1967. — 37 с, 20 см.- 17 500 экз.
  98. Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия Текст. /Н. С. Лейтес.- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 448с. Библиогр.х. 433- 446.-ЮОООэкз.- ISBN 5−89 395−042−9.
  99. А. Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Изд во МГУ, 1981.- 584 е.: ил. — 20 см. Библиогр. в примеч.: с. 558 564. — Указ. имен., предм.: с. 565−583. — 35 650 экз.
  100. А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления Текст. / А. Н. Леонтьев.- В кн.: Всесоюзное совещание: Доклады по вопросам психологии. М.: Изд во МГУ, 1954, с. 5−12.
  101. И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей Текст. / И. Я. Лернер.- М.: Просвещение, 1982.- 191с. 6444- 22 см. Библиогр.: с. 189−190. 110 000 экз.
  102. X. И. Групповая работа на уроке Текст. / X. И. Лийметс. М.: Знание, 1975.- 64 с. Библиогр.: с. 63. — 135 920 экз.
  103. Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления Текст. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- 400 е.: ил.- 22 см. Библиогр. в конце работ.
  104. М. И. Общение, личность и психика ребенка Текст. / М. И. Лисина. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 383 е.- 21 см. — Библиогр. в конце гл. — 10 000 экз. — ISBN 5−89 395−027−5.
  105. Лук А. Н. Психология творчества Текст. / А. Н. Лук. М.: Изд-во «Наука», 1978.-127с., 20 см.- 45 000 экз.
  106. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество Текст. / А. Н. Лук.- М.: Искусство, 1977.- 183с., 19 см.- 25 000 экз.
  107. А. А.Учителю о психологии младшего школьника Текст. / А. А. Люблинская. М, 1977.-170 е., 22 см., 400 000 экз.
  108. А. С. Педагогические сочинения Текст.: В 8 т./ А. С. Макаренко- Редкол.: М. И. Кондаков (гл. ред.) и др.- [Коммент. Л. Ю. Гордина,
  109. А. К. Матис Т. А. Орлов А. Б. Формирование мотивации учения Текст. / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 191, 1. е.- 21 см. — Библиогр.: в конце глав. — 100 000 экз. — ISBN 5 09−1 744−1.
  110. А. К. Психология усвоения языка как средства общения Текст. / А. К. Маркова. М., 1974.- 239 е., 19 см. Библиогр.: с. 225 — 236.-ЮОООэкз.
  111. М. В. Мотивация учения младших школьников Текст. / М.
  112. B. Матюхина.- М.: Педагогика, 1984.-144 е.- 20 см. Библиогр.: с. 137 143. — 13 000 экз.
  113. А. М. Одаренность и возраст: развитие творч. потенциала одарен, детей: учеб пособие Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Изд -во
  114. МПСИ- Воронеж: «Модек», 2004.- 191с.: ил., табл.- 20 см. Библиогр. в конце гл. 5000 экз. — ISBN 5−89 502−328−2 (МПСИ). — ISBN 5−89 395−406−8.
  115. А. М. Психология мышления Текст.: сборник переводов с английского и немецкого под ред. А. М. Матюшкина /А. М. Матюшкин.-М.: Прогресс, 1965, 532 е., 20 см. Библиогр.: в конце статей.
  116. А. М. Развитие творческой активности школьников Текст. /А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1991.- 155с., 20 см.- 30 000 экз.
  117. М. И. Вопросы организации процесса проблемного обучения Текст.: Метод, пособие / М. И. Махмутов. Казань.: Изд — во Казан, унта, 1972.-57с., 19 см. Библиогр.: с. 47−56.-1600 экз.
  118. М. И., Шрагина JI. И. Технология творческого мышления: Практ. пособие Текст. / М. И. Меерович, JI. И. Шрагина. Минск: Хар-вит- М.: ACT, 2000.- 430с.: ил.- 21 см. — Библиогр. в подстроч.примеч. -7000 экз. — ISBN 985−13−0078.
  119. Мид М. Культура и мир детства Текст. / М. Мид. [пер. с англ. Ю.А.Асеева]. — М.: Наука, 1988.- 429с.- 22 см. Библиогр.: в примеч.: с.378−397. -30 000 экз.
  120. В. М. Коррекционно диагностическая работа учителя Текст. / В. М. Минияров.- Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 1996.-199с.: ил.- 20 см. Библиогр.: с. 191−199 (144 назв.). — 5000 экз.- ISBN 5−8428−0065−9.
  121. А. В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие Текст.- М: Педагогическое общество России, 2001.-320с.- 5000 экз.-ISBN 5−93 134−141−2.
  122. В. Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н. Мясищев.- JL: Изд -во Ленинг. унив та, 1960, 426 е., 23 см.- 2500 экз.
  123. А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных Текст.: учебное пособие / А. Д. Наследов.- СПб.: Речь, 2004.-392 с. Библиогр.: с. 389−390.- 5000 экз.- ISBN 59 268−0275−7.
  124. Национальный проект «Образование»: Нормативные правовые документы Текст.- М.: ТЦ Сфера, 2006.-80с.- 5000 экз.- ISBN 5- 89 144−721−5.
  125. Р. С. Психология Текст.: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии/ Р. С. Немов.- 3-е изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997,668 с. Библиогр.: в примеч.- 100 000 экз.- ISBN 5−691−93−4.
  126. Е. И. Психология детского творчества Текст. / Е. И. Николаева. СПб: Речь, 2006.- 220с. Библиогр.: с. 205−219.-2000 экз.- ISBN 59 268−0437-Х.
  127. А., Шоу С. Саймон Г. А. Процесс творческого мышления.-Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления Текст. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.400 е.: ил.- 22 см. Библиогр.: в конце работ.
  128. JI. Ф. Возрастная психология: учебник для студентов вузов Текст. / JL Ф. Обухова.- М.: Высш. образование: МГППУ, 2006.- 460 с.: ил.- 21 см. Библиогр.: в конце гл. — 5000 экз. — ISBN 5−9692−0024−7.
  129. О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения / О. Е. Озерова.- Ростов н/ Д.: Феникс, 2005.- 192 с.Библиог.: с. 181 182.- 5000 экз.- ISBN 5−222−7 697−0.
  130. С.Н. Особенности организации и проведения специальных занятий по формированию творческого мышления младших подростков Текст. / С. Н. Орлова // Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия-Германия. Оренбург, 2000. -4.1. — С. 265−271.
  131. С. Н. Развитие творческого мышления личности в процессе когнитивной деятельности Текст. / С. Н. Орлова- М-во образования Рос. Федерации, Сиб. гос. технол. Ун-т.- Красноярск: Сиб. ГТУ, 2001.- 287с.: ил.- 20 см. Библиогр.: с. 237−270. -ЮООэкз.
  132. Педагогическая психология Текст.: учебное пособие / Под ред. А. И. Раева.- Спб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.- 152 с. Библи-огр.: в конце разд.- 2000 экз.- ISBN 5- 8064−0060−3.
  133. . Психология ребенка Текст. / Ж. Пиаже, [пер. с фр. И. Бондарь, А. Голованова]- 18-е изд.- СПб.: Питер, 2003.- 159с. — 16 см. Библи-огр.: в подстроч. прим. — 4000 экз. — ISBN 5−314−172−1.
  134. Я. А. Психология творческого мышления Текст. / Я. А. Пономарев, под ред. действ, чл. АПН РСФСР проф. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, I960.- 352 с. Библиогр.: с. 296−301.- 12 000 экз.
  135. Практикум по возрастной психологии Текст.: учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2005.- 688. Библиогр.: в конце работ.- 5000 экз.- ISBN 5−9268−0046−9.
  136. А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст Текст. / А. М. Прихожан, — 2-е изд.- СПб.: Питер, 2007.-192 с. Библиогр.: с. 181−192.- 3500 экз.- ISBN 978−5-469−1 499−7.
  137. А. М.- Новикова Е. В. Диагностика и коррекция школьной дизадаптации у младших школьников и младших подростков Текст. / А. И. Прихожан, Е. В. Новикова // Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников- М., 1985.- с. 29−34
  138. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (14) Текст.: В 2ч. Ч. 1 [Сост.: Т. В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина]. М.: Просвещение, 2000. — 22 см.- 10 000 экз. — ISBN 5−09−9 733-Х.
  139. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (14) Текст.: В 2ч. Ч. 2. [Сост.: И. А. Петрова, Е. ОЛременко]. -3-е изд. М.: Просвещение, 2002. — 21 см. -с. Библиогр.: в конце разд. — 30 000 экз. -ISBN 5−09−11 205−3.
  140. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1−8 классы Текст.: Под руководством Д. Б. Кабалевского, 3-е изд., М.: Просвещение, 2006.- 224 с- 22 см. Библиогр.: в подстроч. прим. — 5000 экз. — ISBN 5−09−12 212−1.
  141. Психологический словарь Текст.: под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2004.- 479 С.-5000 экз.-ISBN 5−17−23 838-х.
  142. Психология. Словарь Текст.: под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990.-494 с.-400 000 экз.- ISBN 5−250−364−8.
  143. Психология личности: новые исследования сборник.: под ред. К. А. Абульхановой.- М.: Ин-т психологии РАН, 1998.- 346с- 20 см. ISBN 5−201−2 285−5.
  144. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития Текст.: под общей редакцией Реана А. А.- СПб: «Прайм -ЕВРОЗНАК», M.: «OJIMA ПРЕСС», 2005.- 411 с. 2000 экз.- ISBN 593 878−158−2.
  145. Психолого — педагогические особенности развития личности младшего школьника: Межвузовский сборник научных трудов Текст.: под ред. И.П.
  146. Шаховой. — Пенза: ПГПи им. В. Г. Белинского, 1993.- 86 с- 20 см. Библи-огр. в конце ст. 1000 экз.
  147. В. А. Эстетическая деятельность клуба Текст. / В. А. Разумный.- М.: Сов. Россия, 1988.- 152 е.- 21 см. 57 444 экз.
  148. А. 3. Формирование творческого мышления у школьников в процессе учебной деятельности Текст.: учеб. пособие по спецкурсу.-Уфа: БГПИ, 1989.- 167с.:ил. — 22 см. Библиогр.: с. 164−165 (45 назв.). -1000 экз.
  149. А. А. Практическая психодиагностика личности Текст. / А. А. Ре-ан. СПб.: Изд во С — Петер, ун — та, 2001.- 221 с. — 22 см. — Библиогр.: с. 223 и в конце разд. — 5000 экз. — ISBN 5−288−1 749−2.
  150. Н. И. Психология личности Текст. / Н. И. Рейнвальд.- М.: Изд — во ун та дружбы народов. — 1987.- 20с- 22 см. Библиогр.: с. 185−197 (328 назв.). — 8630 экз.
  151. Т. Опыт исследования творческого воображения Текст. / Т. Рибо. СПб.: Изд во Сытина, 1901.- - [2], VI, 232 с. — 20 см.
  152. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст.: [пер. с англ. М.М. Исениной] / К. Роджерс. М.: Тревола, 1994.- 479 с. -20 см.- Библиогр.: в конце частей. -20 000 экз. ISBN 5−01−4 150−2.
  153. А. И. Фантазия и творчество Текст. / А. И. Розов // Вопросы философии, 1966, № 9, с. 112 116.
  154. С. Л. О мышлении и путях его исследования Текст.: монография / С. Л. Рубинштейн — Институт философии АН СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1958.-148 е., 19 см.- 10 000 экз.
  155. В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения Текст. / В. В. Рубцов.- М.: Педагогика, 1987 159, [2] е.: ил.- 20 см. Библиогр.: с. 154−160. — 13 000 экз.
  156. А. И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления. (Для детей) 6−7 лет Текст. / А. И. Савенков.- Ярославль: Акад. развития- Горно-Алтайск: Акад. Холдинг, 2002. 160 с.: ил.- 24 см. — 3000 экз. — ISBN 5−7797−0510−4.
  157. А. И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение Текст. / А. И. Савенков. Ярославль: Академия развития, 2002.- 351 с.: ил. — 20 см. — Библиогр.: с. 351. — 3000 экз. — ISBN 5−77 970 151−2.
  158. И. Н. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления Текст. / И. Н. Семенов.- Запорожье: Б. И., 1992.- 192с. с. Семенов И. Н. А. д. д. М., 1992. С. 43. — № 5.
  159. И. Н. Проблемы рефлексивной природы решения творческих задач. Монография Текст. / И. Н. Семенов / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии.- М.: НИИОПП, 1990.- 215с.-19 см. Библиогр.: с. 210−214 (57 назв.). 500 экз.
  160. Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. /Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2004.- 350с. Библиогр.: с. 309−314.4000 экз. ISBN5−9268−0010−2.
  161. Словарь практического психолога Текст.: сост. С. Ю. Головин.-Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2003.- 800с. 5000 экз.-ISBN 985−13−0374−7.
  162. JI. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики Текст. / JI. Н. Собчик.- СПб.- Речь, 2003.- 621с.: ил.- 24 см. Библиогр.: с. 620−622. 4000 экз. — ISBN 5−9268−0195−8.
  163. Совместная деятельность: методология, теория, практика Текст.: под ред. A. JI. Журавлева и др. М.: Наука, 1988 228, 1. е.- 22 см. Библиогр. в конце ст. 3800 экз. — ISBN 5−02−13 309−4.
  164. Социологический словарь Текст.: сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шульга.- 2 е изд., перераб. и доп.- Минск: Университетское, 1991.- 528 е.- 21 см.-Библиогр. в конце ст. — 10 400 экз. — ISBN 5−7855−0304−2.
  165. А. С. Профилактика детских неврозов: комплексная психодиагностическая коррекция Текст. / А. С. Спиваковская. М.: Изд — во МГУ, 1988.- 145 с.: ил.- 20 см. Библиогр.: с. 197−199. — 30 000 экз. — ISBN 5211−25−0.
  166. . Этика Текст.: Пер. с лат. Я. М. Боровского, H.A. Иванцова- Вступ. ст. Ю. В. Петрова] / Б. Спиноза. СПб.: Азбука, 2001. 347,[2] с.-18 см. — 10 000 экз. .-ISBN 5−267−495−2.
  167. Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка Текст. / Ю. Г. Тамберг. СПб.: Речь, 2002.-173,1. е.- 20 см. — Библиогр.: в конце тем. 5000 экз. — ISBN 5−9268−0101-Х.
  168. Э. Д. Роль мотивов в управлении познавательной деятельностью человека Текст. / Э. Д. Телегина // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека/ Доклады Всесоюзной конференции. М., 1975, с. 168 179.
  169. Э. Д. Роль мотивов учебной деятельности в развитии творческой активности учащихся Текст. / Э. Д. Телегина // Вопросы психологии познавательной деятельности. М., 1980, с. 30 40
  170. . М. Избранные труды Текст.: В 2-х т. Т.1/ Б. М. Теплов.- М.: Педагогика, 1985.-329 с. ил. Библиогр.: с. 316−321.
  171. . М. Избранные труды Текст.: В 2-х т. Т.2 / Б. М. Теплов.- М.: Педагогика, 1985.Т. 2. 359 с. Библиогр.: с. 326−343. — Библиогр. впримеч.: с. 318−325.
  172. О. К. Психология мышления Текст.: учебное пособие для студентов вузов по направлению спец. Психологии / О. К. Тихомиров.-М.: Академия, 2002.- 287с, 22 см. Библиогр.: с. 280−286. — 30 000 экз. -ISBN 5−7695−0922−8.
  173. Э. Принципы обучения, основанные на психологии Текст.: монография/ Э. Торндайк- Пер. с англ. Е. В. Герье- Авт. вступит, ст. JI. С. Выготский. -М.: Работник просвещения, 1926.-240 с.
  174. К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии Текст. / К. А. Торшина // Вопросы психологии, 1998, № 4, с. 123- 132.
  175. А. П. Организация творческой учебно — познавательной деятельности школьников Текст.: учебное пособие / А. П. Тряпицына.-Л.: ЛГПИ, 1989.-91с. 20 см. Библиогр.: с. 89−90. 600 экз.
  176. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: креативные тесты Текст. / Е. Е. Туник. СПб.: Изд -во «Дидактика плюс», 2002.- 48с.-Библиогр.: в конце част.- 500 экз.- ISBN 5−89 239−035−7.
  177. Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса Текст. / Е. Е. Туник.- СПб.: Речь, 2003.- 96 с. Библиогр.: с. 96.- 5000 экз.- .- ISBN 59 268−0164−8.
  178. Тур С. Н., Бокучаева Т. П. Методическое пособие по информатике для учителей 2−4 классов Текст. / С. Н. Тур, Т. П. Бокучаева.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 496 е.: ил. — 24 см. + CD-ROM.3000 экз. ISBN 5−94 157 641−2.
  179. Л. И. Методы экспериментального исследования социально — психологических феноменов Текст. / Л. И. Уманский // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1977. с. 54−71.
  180. Дж. Психология как наука о поведении Текст. / Дж. Уотсон. -Госиздат Украины, 1926.- 398 е., 23 см.
  181. Д. И. Психология взросления. Структурно — содержательные характеристики процесса развития личности Текст. / Д. И. Фельдштейн.- М.: Флинта, 1999 670 с.: ил., портр. — 21 см.Библиогр.: с.649−665. -20 000 экз. — ISBN 5−89 502−096−8.
  182. В. Н. Импровизация.импровизация. Импровизация! Текст. / В. Н. Харышн. ИЧП «Изд -во Магистр», 1997, — 287с.: ил.- 21 см. Библиогр.: с. 260−287. — 5000 экз. — ISBN 5−89 317−065−2.
  183. JI., Зиглер Д. Теории личности Текст. / JI. Хьелл, Д. Зиглер.- 3 — е изд.- СПб.: Питер.- 2003. 606 е.: ил., 24 см. — Библиогр. в концеглав. -4500 экз.- ISBN 5−88 782−412−3.
  184. Т. Физиологическая психология Текст. / Т. Циген.- СПб, 1896.190 е., 21 черт.- 20 см.
  185. Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников Текст. / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии-1998- № 5-с. 68−82.
  186. В. Дифференциальная психология и ее методические основы Текст. / В. Штерн [пер с нем. М. И. Шпильрейн, Т. А. Ребеко]. М.: Наука, 1998.-335с.- 25 см. Библиогр.: с. 242−333. — - 550 экз. — ISBN 5−2 013 636−0.
  187. В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста/ В. Штерн- пер. А. Болтунов, ред. В. Луков. -СПб.: Союз, 1997.-125 с. 20 000 экз.- ISBN 5−87 852−048−6 .
  188. Н. Б. Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников Текст. / Н. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова, Н. П. Щербо // Вопросы психологии, 1991, № 1, с. 27- 32.
  189. Е. И. Динамика когнитивных и некогнитивных личностных показателей младших школьников Текст. / Е. И. Щебланова, // Вопросы психологии, 1998, № 4, с. 111- 123.
  190. Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры Текст. / Н. Е. Щуркова.- М.: Педагогический поиск, 1997.-77с.: ил. — 20 см. Библиогр. в примеч.: с. 76−77. 3000 экз. -ISBN 5−901 030−03−6.
  191. Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиций культуры Текст. / Н. Е. Щуркова М.: ОЦ «Пед. поиск», 1997. — 77, 1. е.: ил.- 20 см. Библиогр. в примеч.: с. 76−77. — 3000 экз. -ISBN 5−901 030−03−6.
  192. Д. Б. Психология обучения младшего школьника.- М: Знание, 1974.- 64с.- 16 см.- 65 000 экз.
  193. П. К. Творческая личность и среда в области технических изобретений Текст. / П. К. Энгельмейер. СПб.: «Образование», 1911.116 с. 24 см.
  194. П. К. Теория творчества Текст. / П. К. Энгельмейер.-СПб.: «Образование», 1910.- 208с.: ил.- 22 см.
  195. Юм Д. Трактат о человеческой природе Текст.: В 2 кн. Кн. 1 Об уме /Пер. с англ. [и предисл.] М.: Канон, 1995.- 396 е.: — 24 см.
  196. Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство Текст. / К. Юнг, Э. Нойманн [пер. с англ.- М.: REFL — book]. К.: Ваклер, 1998. 302 с.: ил. — 21 см. Библиогр.: с. 299−302. — - 10 000 экз. — ISBN 5−87 983−027−6.
  197. В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность Текст.: Кн. Для учителей и родителей / В. С. Юркевич.- М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996.- 128с. е.- 20 см. 30 000 экз. ISBN 5−09−6 431−8
  198. П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека Текст. / П. М. Якобсон .- М.: Просвещение, 1969.- 317 е., 21 см.-7000 экз.
  199. , Е. JI. Психологическое развитие творческого потенциала личности Текст. / Е. JI. Яковлева. — М.: Флинта, 1997. — 224 с.
  200. Е. JI. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста Текст. / Е. JI. Яковлева // Вопросы психологии, 1994, № 5, с. 37- 42.
  201. Яковлева Е. JI Развитие творческого потенциала личности Текст. / Е. JI. Яковлева // Вопросы психологии, 1996, № 3, с. 28 34.
  202. Яковлева Е. JI Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития Текст. / Е. JI. Яковлева // Вопросы психологии, 1997, № 4, с. 20 -27.
  203. М. Г. Руководитель в ролевой структуре первичного коллектива Текст. / М. Г. Ярошевский // Проблемы руководства научным коллективом. М., 1982, с. 50−73.
  204. Atkinson J., Litwin G. Achievement motives and test anxiety conceived as motive to approach success and to avoid failure Текст. / J. Atkinson, G. Litwin // J. Abnormal and social psychology. 1960.-№ 60(1). — 52−63.
  205. Galton F. Hiraditory genius: an inquiry into its lows and consequence Текст. / F. Galton. NY: St Martin’s, 1978 (Original work published 1869)
  206. Guilford J. P. Measurement of Creativity Текст. / J. P. Guilford In: «Explorations in Creativity». N. Y., 1967.
  207. Guilford J. P. Intellectual Factors in Productive Thinking Текст. / J. P. Guilford.- In: ««Explorations in Creativity». N. Y., 1967.
  208. Mednick S. A. The associative basis of the creative process Текст. / S. A. Mednick// Psychol.rev.- N. Y., 1962. Vol. 69.
  209. Skinner B.F. The Science of Learning and Art of Teaching. «Harward Education Review», 1954, Spring, 24.
  210. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in the testing Текст. / E. P. Torrance // R. Stenberg, T. Tardif. The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988.
  211. Wollach M. A., Kogan N. A. A new look at the creativity intelligence distinction Текст. / M. A. Wollach, N. A. Kogan // Journal of Personality. 1965, № 33, p. 348−369.
Заполнить форму текущей работой