Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние ориентировки в личностных качествах сверстников на субъектные позиции и статус подростков и юношей в группе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Такая личностная способность испытуемых как резонансность оценивания ими личностных качеств членов группы позволяет нам говорить о том, что их восприятие связано с реальностью имиджа оцениваемых товарищей в группе. В данном случае можно полагать, что имидж того или иного человека в группе является достаточно устойчивым объективным образованием. Именно восприятие каждого члена группы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    • 1. 1. Личность в современной психологии
    • 1. 2. Понятия позиции и роли испытуемого в социальной психологии
    • 1. 3. Межличностные отношения и совместная деятельность
    • 1. 4. Взаимная относительность позиций и функций в г межличностных отношениях и совместной деятельности
      • 1. 5. 0. бшение как ведущая деятельность подросткового возраста и форма реализации индивидуальной субъектной позиции ребенка
    • 1. 6. Имидж как результат субъект-субъектных взаимодействий в
  • Ч) референтной группе
    • 1. 7. Формирование имиджа подростка как необходимое условие его вхождения в группу
    • 1. 8. Имидж как мера социальных отношений
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВКИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ В ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВАХ СВЕРСТНИКОВ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА СУБЪЕКТНЫЕ ПОЗИЦИИ И СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ
    • 2. 1. Методы исследования
      • 2. 1. 0. 060. нование метода матричного анализа в исследованиях личностных характеристик

Влияние ориентировки в личностных качествах сверстников на субъектные позиции и статус подростков и юношей в группе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется значимостью ориентировки человека в личностных качествах окружающих для его успешного включения в совместную деятельность. Успех человека в жизни, в деятельности, в реализации творческих способностей зависит от его умения выстраивать межличностные взаимодействия и адекватно ориентироваться в личностных качествах окружающих. Особенно важную роль играет ориентировка в качествах окружающих для молодых людей, только еще включающихся в продуктивную совместную деятельность и выстраивающих свои отношения в группе.

Известно, что наиболее активно способность человека выстраивать межличностные взаимодействия формируется в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Т. В. Драгунова, B.C. Мухина, A.M. Прихожан, Д. Б. Эльконин и др.). Именно в подростковом возрасте человек начинает активно выстраивать сферу взаимоотношений со сверстниками, которая затем составляет жизненную опору его будущего (В.В. Давыдов, А. И. Донцов, Я. Л. Коломинский, В. В. Рубцов, А. В. Петровский, Л.И. Уманский).

Исследование влияния способности подростков и юношей ориентироваться в личностных характеристиках сверстников на проявление их субъектных позиций во взаимодействии с окружающими позволяет глубже раскрыть психологические основы личности, выявить важные параметры самосознания молодого человека. Исследование способности субъекта. оценивать личностные качества окружающих с проекцией этих оценок на представления окружающих как о самом этом субъекте, так и о тех, кого оценивает данный субъект, позволяет определить конкретные параметры адекватности личностных оценок и способности человека ориентироваться в пространстве группы.

Целью данной работы было выявление зависимости статусного положения индивида в группе и его склонности занимать те или иные субъектные позиции во взаимодействии с окружающими от его способности ориентироваться в личностных качествах членов группы.

Объект исследования — ориентировка молодых людей в личностных характеристиках сверстников, а также их склонность принимать те или иные субъектные позиции во взаимодействии. Испытуемыми в нашем исследовании были подростки 12−15 лет и студенты 2−3 курсов (19−23 лет).

Предмет исследования — влияние ориентировки подростков и юношей в личностных характеристиках сверстников на выбор ими субъектных позиций в межличностных взаимодействиях и на статус этих подростков и юношей в восприятии их другими членами группы.

Гипотеза исследования. Ориентировка в личностных характеристиках сверстников закономерно влияет на принятие подростками и юношами определенных субъектных позиций во взаимодействии и их статус в группе. Существует склонность индивидов с разными типами ориентировки в личностных характеристиках окружающих принимать те или иные субъектные позиции.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. На основании изучения соответствующей литературы, определить некоторые качественные параметры, характеризующие способность личности ориентироваться в личностных характеристиках других людей.

2. Используя принципы матричного анализа, разработать метод, позволяющий количественно оценить качества ориентировки субъекта как в собственных личностных характеристиках, так и в характеристиках других членов экспериментальной группы.

3. Исследовать зависимость оценивания испытуемыми личностных качеств сверстников от общего мнения группы (резонансность оценки), а также зависимость оценок от отношения к оценивающему испытуемому со стороны оцениваемого им сверстника (взаимность). Исследовать особенности ориентировки в личностных характеристиках сверстников у представителей разных возрастных групп: а) выяснить приоритетные личностные качества, на которые ориентируются подростки и юноши в группах своих сверстниковб) выяснить приоритетность ориентировки испытуемых на резонансную или взаимную форму оценки личностных качеств сверстников в разных возрастных группах.

4. На основании данных оценки личностных характеристик испытуемых другими членами группы выяснить статусное положение каждого испытуемого в группе сверстников. Соотнести выявленные особенности ориентировки испытуемых в личностных характеристиках сверстников с их статусным положением в группе.

5. Выделить субъектные позиции, характеризующие особенности взаимодействия человека с другими индивидами. Определить склонность каждого испытуемого занимать определенную субъектную позицию во взаимодействии с другими людьми.

6. Соотнести выявленные на основе метода матричного анализа уровни резонансности и взаимности оценивания испытуемыми личностных характеристик сверстников со склонностью этих испытуемых занимать определенную субъектную позицию в ситуации конфликтного взаимодействия. Выяснить зависимость принятия испытуемыми той или иной субъектной позиции от уровня резонансности и от уровня взаимности оценивания ими качеств окружающих.

Методологическую базу исследования составили положения культурно-исторической концепции JI.C. Выготского, представления о деятельности и личности, разработанные в отечественной и зарубежной психологии.

В исследовании были использованы следующие методы:

1. Метод матричного анализа результатов оценивания испытуемыми личностных характеристик членов группы.

2. Методика выявления субъектных позиций испытуемых в ситуации конфликтного взаимодействия.

3. Методы математической статистики для выявления достоверной корреляции между независимыми и зависимыми рядами данных.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов диссертации обусловлены опорой на теоретико-методологический фундамент культурно-исторического подхода в психологии, адекватностью исследовательских методик поставленным задачам, применением для обработки полученных данных метода матричного анализа и аппарата математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые выделены такие качественные параметры восприятия индивидом личностных качеств другого человека как взаимность и резонансность оценки, разработана техника количественного анализа выраженности взаимности и резонансности в оценках индивидом личностных качеств. На основе метода матричного анализа разработана методика матричного сканирования данных оценки личностных качеств и соотнесения нескольких рядов переменных, выражающих особенности оценивания членами экспериментальных групп личностных качеств друг друга. Установлена корреляционная зависимость принятия подростками и юношами определенных субъектных позиций во взаимодействии от уровней резонансности и взаимности оценивания ими личностных качеств сверстников. Установлена зависимость статусного положения испытуемых юношеского возраста в их восприятии группой от уровня развитости у них резонансности оценок и склонности принимать во взаимодействии субъектную позицию координатора.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем конкретизируются положения психологической теории деятельности о связи личностных качеств человека с его функционированием в роли субъекта деятельности. Впервые выделены и исследованы такие значимые параметры ориентировки человека как взаимность и резонансность оценивания им личностных характеристик окружающих. Раскрывается закономерная зависимость принятия индивидом определенной субъектной позиции от характера его ориентировки в личностных качествах окружающих. Способности подростков и юношей ориентироваться в личностных качествах получили в работе конкретное количественное выражение.

Практическая значимость работы. Разработанная методика матричного анализа способностей членов группы оценивать личностные качества друг друга может найти применение для выяснения характера ориентировки людей в качествах окружающих. Определение уровня резонансности оценивания индивидом личностных качеств членов группы имеет важное значение при подборе руководящего персонала. Выявленные в диссертации зависимости между особенностями ориентировки молодых людей в личностных качествах окружающих и их склонностью принимать во взаимодействии те или иные субъектные позиции должны учитываться при профессиональной подготовке различных специалистов.

Положения, выносимые на защиту:

1. В оценивании субъектом личностных качеств окружающих могут быть выделены такие параметры как резонансность (согласованность оценки с общим мнением группы) и взаимность (зависимость оценки от отношения оцениваемого к данному субъекту). На основе метода матричного анализа выделенные параметры оценивания могут быть представлены количественно в виде уровня резонансности и уровня взаимности оценивания.

2. Высокий уровень резонансности оценивания подростками и юношами личностных качеств сверстников благоприятствует принятию ими на себя функции координатора во взаимодействии со сверстниками и способствует формированию их высокого личностного статуса в группе сверстников. Высокий уровень резонансности оценивания подростками и юношами личностных качеств сверстников не благоприятствует принятию ими на себя функций потребителя и исполнителя во взаимодействии со сверстниками.

3. Высокий уровень взаимности оценивания подростками личностных качеств сверстников не благоприятствует принятию ими на себя функций координатора и исполнителя во взаимодействии со сверстниками, но благоприятствует принятию ими на себя функции оценщика. Высокий уровень взаимности оценивания подростками личностных качеств сверстников, а также склонность демонстрировать в общении субъектную позицию потребителя не благопрйятствуют формированию высокого личностного статуса в группе сверстников.

Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии личности Института психологии им. JT.C. Выготского РГГУ, а также на конференциях «Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможные периодизации» (Москва, РГГУ 1999), «Проблемы психологии развития человека в контексте культурно — исторического подхода» (Москва, РГГУ 2000), «Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика» (Москва, РАО 1999), «Воспитание и развитие: теория и практика конца XX века» (Москва, РАО 1998), «Студенческая весна -2000» (Москва, РАО 2000), «Проблемы современного детства» (Москва, РАО 2001), «Вторые чтения памяти JI.C. Выготского» (Москва, РГГУ, 2002), нашли свое отражение в 5 публикациях автора.

ВЫВОДЫ.

1.Данные, полученные на основании метода матричного анализа позволяют видеть, что характер включения молодого человека в совместную деятельность и его взаимодействие окружающими определяются особенностями его ориентировки в личностных характеристиках участников деятельности. Как резонансность, так и взаимность оценивания личностных качеств окружающих непосредственно влияют на выбор или принятие личностью тех или иных субъектных позиций. Это связано с объективными требованиями, которые предъявляет та или иная субъектная функция к индивидам, принимающим на себя эту функцию.

2.Три параметра: склонность к координации, резонансность оценки и социальный статус — положительно связаны между собой и не зависят от возраста испытуемых. Склонность занимать позицию субъектакоординатора и статусное положение в группе прямо коррелируют с высоким уровнем резонансности оценок. На основании полученных данных, можно утверждать, что высокий уровень резонансности оценок испытуемого является условием успешной координации им совместной деятельности и способствует признанию за этим испытуемым высокого социального статуса среди сверстников.

3.Рассматривая особенности испытуемых подросткового и юношеского возраста в контексте взаимности оценки, можно сказать, что с возрастом у индивидов с разной склонностью принимать те или иные субъектные позиции меняется значение взаимности оценки в организации совместной деятельности. Если для субъекта-координатора и для субъекта-исполнителя, с возрастом, взаимность оценки перестает быть негативным фактором в организации совместной деятельности, то для оценщиков она становится помехой включения в совместную деятельность. Взаимность оценки для потребителя перестает быть фактором, сопутствующим функции потребления.

2.2.4.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В проведенном исследовании выяснялась зависимость между способностью подростков и юношей ориентироваться в личностных характеристиках сверстников и выбором ими субъектных позиций в межличностных взаимодействиях, а также статусом этих подростков и юношей в группе. В результате проведенного нами исследования были выявлены группы зависимостей.

Если учесть корреляцию (не зависящую от возраста) между социометрическим положением испытуемого в группе и уровнем резонансности его оценок, отмеченную ранее (таблица № 4), то можно сказать, что три параметра: социальный статус, склонность к координации и резонансность оценки — положительно связаны между собой и не зависят от возраста испытуемых. Причем, все эти три параметра отрицательно связаны со склонностью испытуемых занимать позицию субъекта потребителя, и не зависят от склонности испытуемых занимать позицию оценщика.

Особенностью испытуемых подросткового возраста является высокая отрицательная корреляция уровня взаимности их оценок со склонностью этих испытуемых занимать позицию субъектакоординатора и положительная корреляция между уровнем взаимности их оценок и склонностью испытуемых занимать позицию субъекта-потребителя.

Тогда как особенностью испытуемых юношеского возраста является отрицательная корреляция уровня взаимности их оценок со склонностью этих испытуемых занимать позицию субъекта-исполнителя, а также более высокое значение отрицательной корреляции уровня резонансности их оценок со склонностью этих испытуемых занимать позицию субъекта-потребителя.

Рассматривая особенности испытуемых подросткового и юношеского возраста в контексте взаимности оценки можно сказать, что с возрастом у индивидов с разной склонностью принимать те или иные субъектные позиции меняется значение взаимности оценки в организации совместной деятельности. Если для субъекта координатора, с возрастом, взаимность оценки перестает быть негативным фактором в организации совместной деятельности, то для исполнителей она становится помехой включения в совместную деятельность. Взаимность оценки для потребителя перестает быть фактором, сопутствующим функции потребления. В любом случае требуется пересмотр значимости параметра взаимности оценки через призму роли резонансности оценки и статусного положения развивающейся личности.

Можно сделать вывод, что склонность ребенка занимать ту или иную позицию как мотивационное основание интимно-личностного общения в процессе общения, как совместной деятельности, приводит к объективному принятию соответствующей субъектной позиции в этой совместной деятельности через изменение взаимности оценки посредством соотнесения этой взаимности оценки с резонансностью оценки. Адекватное соотнесение взаимности с резонансностью оценки, в процессе общения, способствует получению устойчивого статусного положения в структуре личностных характеристик — формированию индивидуального имиджа. В свою очередь, сформированный имидж позволяет человеку найти свое индивидуальное место в структуре общественных отношений за рамками подросткового интимноличностного общения в пространстве взрослых профессиональных отношений.

Полученные данные позволяют видеть как характер включения молодого человека в совместную деятельность или взаимодействие окружающими определяется особенностями его ориентировки в личностных характеристиках участников деятельности. Как резонансность, так и взаимность оценивания личностных качеств окружающих непосредственно влияет на выбор или принятие личностью тех или иных субъективных позиций. Очевидно, это связано с объективными требованиями, которые предъявляет та или иная субъектная функция к индивидам, принимающим на себя эту функцию. А. Н. Леонтьев утверждает в своей теории деятельности, что деятельность детерминирует формирование у индивида определенных личностных качеств. В нашем случае мы можем видеть, что эта детерминация связана с особенностями тех субъектных функций которые принимает на себя индивид. Уже сам характер включения индивида в деятельность определяется некоторыми личностными особенностями, сформированными еще до включения в ту или иную конкретную деятельность или в систему общения в группе. И соответствие личностных особенностей индивида объективным требованиям деятельности выражается в принятии этим индивидом той субъектной позиции, которая наиболее соответствует его личностным особенностям. В нашем случае такими личностными особенностями выступают резонансность и взаимность оценивания личностных качеств окружающих.

Зависимость соответствия личностных качеств индивида объективным требованиям деятельности проявлялось, например, в статусном положении подростков в группе. Например, в подростковых группах, еще только формирующихся и не отличающихся стабильностью, высока роль субъекта координатора. И, соответственно, мы видим высокую корреляцию между статусным положением подростков и их способностью выполнять эту функцию субъекта координатора. Эта способность, в свою очередь, зависит от уровня резонансности оценивания. Снижение же объективной потребности в функции координации взаимодействия к старшему возрасту закономерно приводит и к некоторому снижению степени корреляции между статусным положением и склонностью выполнять функцию субъекта координатора.

Такая личностная способность испытуемых как резонансность оценивания ими личностных качеств членов группы позволяет нам говорить о том, что их восприятие связано с реальностью имиджа оцениваемых товарищей в группе. В данном случае можно полагать, что имидж того или иного человека в группе является достаточно устойчивым объективным образованием. Именно восприятие каждого члена группы в соответствии с его объективным имиджем является залогом успешной координации взаимодействия членов группы. Такая личностная особенность как резонансность оценивания подводит нас к объективной психологической структуре группы или к интерпсихическому полю субъектных взаимодействий. Способность строить свои действия и влиять на действия окружающих в соответствии с этим интерпсихическим полем и есть объективное условие успешной деятельности субъекта координатора.

Более сложное отношение к принятию субъектных позиций проявляет такая личностная особенность испытуемых как взаимность оценивания окружающих. Мы видели, что взаимность оценивания окружающих препятствует принятию функции координатора у подростков функции исполнителя в старшем юношеском возрасте, в то же время взаимность оценивания положительно коррелирует с позицией оценщика в каждом из возрастов. Позиция оценщика — это наиболее отстраненная позиция из всех рассматривавшихся нами, в этой позиции человек не принимает непосредственного участия в действии, не исполняет, не координирует, не заявляет о своих потребностях он как бы со стороны дает оценку дает оценку окружающим, сдерживая себя от непосредственного включения во взаимодействие. Удивительным образом эта позиция коррелирует с высокой зависимостью своих оценок от отношению к себе лично. Здесь появляется безусловная зависимость своих точек зрения от восприятия себя окружающим, что косвенно может быть выражением высокой тревожности и неуверенности в себе. Видимо, не случайно взаимность оценивания отрицательно коррелирует со склонностью принимать и функцию координатора (подростки), и функцию исполнителя юношеский возраст), т. е. препятствует активному включению в совместную деятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Индивидуальная психология / История зарубежной психологии. 30−60 годы XX в. (тексты). — М., 1986.
  2. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1960. -339 с.
  4. .Г., Бодалев А. А., Ковалев А. Г. Взаимовлияние людей в процессе общения и формирование общественной психологии: Вопросы психологии личности и общественной психологии / Ученые записки ЛГПИ. Л., 1969. — 254 с.
  5. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе теоретические ориентации. М., 1978.
  6. Г. М. Специфика подхода к исследованию перцептивных процессов в социальной психологии // Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: МГУ, 1981. — С. 13−25.
  7. Г. М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности: Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1985.
  8. Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // межличностное восприятие в группе. М., 1981.
  9. Г. М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность / Рус. и чешек, яз. Прага, 1981.
  10. Г. М. Социальная психология. М., Наука, 1994. — 324с.
  11. А.Г. Деятельность и уровни установок // Вестник Московского университета / Сер. «Психология». № 1. 1977.
  12. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., МГУ, 1984. — 104 с.
  13. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. — 104 с.
  14. А.Г., Мартова Т. Ю. Роль смены социальной’позиции в перестройке мотивационно-смысловой сферы у онкологических больных //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1985. Т. 85. Вып.12. С. 1846−1851.
  15. А. Г. Петровский В.А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии. № 1. 1978.
  16. М.М. Автор и герой. СПб.: Азбука, 2000.
  17. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1989.
  18. Берне Р Развитие Я-концепции. М. 1986.
  19. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
  20. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.
  21. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — С. 324.
  22. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  23. А.А., Ковалев Т. А. Диалог как форма психологического воздействия // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования. Сб. науч. тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1987. С. 17−27.
  24. Л.И. Проблемы формирования личности. МЛ 995.
  25. Л.И. Изучение личности школьника и проблем воспитания / Психологическая наука в СССР. Т. 2 М.: АПН РСФСР, 1960. — С. 190−218.
  26. Ф.М., Каряк И. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1983.
  27. . С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 3−19
  28. А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.-190 с.
  29. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1967.
  30. В.Л. О значении изменения позиции ребенка для формирования у него новых типов организации действий // Новые исследования в психологии, № 1/20. М.: Педагогика, 1979. — С. 65−69.
  31. И.Е. Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 122−129.
  32. И.П. О социометрической методике в социально-психологических исследованиях. С., 1970.
  33. К.Н. Характеристика межличностных отношений в семьях старших школьников // Материалы 2 Международного конгресса по социальной психологии. Тбилиси, 1970.
  34. Л.С. Детская психология / Выготский Л. С. Собрание сочинений в шести томах. Т. 4. М., 1984.
  35. Л.С. История развития высших психологических функций / Выготский JI.C. Собрание сочинений в шести томах. Т. 2. -М., 1983.
  36. Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. М., 1939.
  37. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  38. П.Я., Кабыльницкая. С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М.- МГУ, 1974. — 102 с.
  39. П.Я. Внимание как самостоятельная форма деятельности / Тезисы советских психологов к 21-му Международному психологическому конгрессу. М., 1976.
  40. П.Я. Формирование творческого мышления В кн.: Деятельность и психические процессы. Тезисы докладов к 5-му Всесоюзному съезду психологов. — М., 1977. — С. 54−55.
  41. П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования // Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: МГУ, 1978. — С. 93−110.
  42. П.Я. Введение в психологию. М., 2000.
  43. Гегель Г. В. Ф. Наука логики // Гегель Г. В. Ф. Собрание сочинений в грех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1970. — 404 с.
  44. Н.И. Обоснованность, надежность и переносимость вопросников // Труды по социологии. Тарту, 1973. Т.2. — С. 159−222.
  45. X., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972.
  46. И.Д., Кондратьев Е. В. Соорганизация различных профессиональных позиций в эргономическом обеспечении проектирования // Психология и научно-технический прогресс. Тезисы докладов к 7 съезду Общества психологов СССР. М., 1989. — С. 75.
  47. Л.Я. Проблема межличностного восприятия в семье // Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: МГУ, 1981. — С. 210−232.
  48. В.П. Обучение эргономистов посредством формирования у них деятельностных позиций // Тезисы докладов к 7 съезду Общества психологов СССР. М., 1989. — С. 106.
  49. В.А. Психокоррекция стиля взаимодействия. Автореф.дис. докт. психол. наук. М., 1996. — 35 с.
  50. Г. Г., Концевая Л. А. Изучение читательской позиции школьников // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 51−59.
  51. Д.В. Изменение психологических характеристик личности в процессе прохождения процедур инициационного типа. Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 2002.53 .Давыдов ВВ. Психология. Ее сегодняшние проблемы // Знание-сила. 1978. №Ю. С. 17.
  52. К.Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивной группы // Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
  53. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1987. -200с.
  54. А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. — 207 с.
  55. Т.В. Подросток. М.: Знание. 1987.
  56. Духовность, художественное творчество, нравственность. (Материалы «круглого стола»). Выступление Л. П. Буевой / Вопросы философии. М., 1996. — № 2. — С.8.
  57. П.Н. Режиссура как практическая психология. М., 1972.
  58. И.С. Изучение влияния конфликтности в семье на формирование личности старшеклассников // Материалы 4 Всесоюзного съезда психологов. Тбилиси, 1971. С. 168.
  59. Ю.М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия // Вестник Московского университета. Психология. 1978. № 1.
  60. Л.В. Становление гуманной педагогической позиции будущего учителя. Автореф. дисс.к. пед. н. Ростов-на-Дону. -24 с.
  61. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982. — 206 с.
  62. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности М., МГУ. 1980. — 155с.
  63. И.А., Малахова В. А., Путиловская Т. С., Хараева Л. А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся: Сб. науч. тр. М.: НИИ ОПП, 1980. — С. 53−64.
  64. А.Н., Заика Е. В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 162−166.
  65. Э.В. Что же такое личность? / С чего начинается личность. М., 1979.
  66. С.А. Поляризированная оценочная позиция как универсальная причина проблем клиентов психологическойконсультации // Вестник Московского ун-та. Сер. «Психология». 1994. № 1. С.7−18.
  67. А.Г. Взаимовлияние людей в процессе общения и формирование общественной психологии // Вопросы психологии личности и общественной психологии. Ученые записки ЛГПИ. Т. 254. -Л., 1969.
  68. Г. А., Радзиховский Л. А. Общение и' проблемы ингериоризации // Вопросы психологии. 1985. № 1.
  69. А. С. Шмелев А.Г. Семантическая структура межличностной оценки самооценки у лиц с нормальным и повышенным артериальным давлением // Психологический журнал. 1983. С. 87−93.
  70. Дж. Психология личности. Теория личностных конструктов. СПб.: Речь, 2000. — 249 с.
  71. Дж. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1978.
  72. А.Ф. О диалогическом понимании психологического контакта // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. Сборник научных трудов / Отв. ред. А.А. Бодалев). М.: Изд-во АПН СССР, 1987. — С. 50−57.
  73. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск: Народная асвета, 1969.
  74. Я.Л. Проблемы личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1979.
  75. Р.Л. Мотивация групп принадлежности и механизм выдвижения в позицию лидера // Новые исследования в психологии. № 1/20. -М.: Педагогика, 1979.-С. 95−101.
  76. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М.,
  77. С.В. Конфликт и насильственное преступление. М.,
  78. Кон КС. Открытие «Я». М.: ИПЛ, 1978. — 366 с.
  79. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  80. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. — С. 109.
  81. Кон КС. Ребенок и общество. М., 1988. — С. 239−240.
  82. Кон К. С. Этнография родительства. М., 1999.
  83. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М. Воронеж, 1997.
  84. А.Ф. О диалогическом понимании психологического контакта // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. Сб. научн. трудов / Отв. ред. А. А. Бодалев. М.: Изд. АПН СССР, 1987. — С.50−5
  85. А.Ф. Особенности психологического консультирования как диалогического общения: Дис.канд. психол. наук. М., 1990 — 182 с.
  86. А.И. Социально-психологическая позиция преподавателя в системе управления учебно-воспитательным процессом. Дисс.к. психол. наук. М., 1986.
  87. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика Общения. М.,
  88. С.В. Конфликт и насильственное преступление. М., 1990.1991.120. М.: «Педагогика», 1979. — С. 95−1С
  89. Р.Л. Мотивация групп ! выдвижения в позицию лидера // Новые1990.1991.
  90. В.Т. Идея историзма в психологии развития (теоретико-методологическое исследование). Автореф. дис.докт. психол наук. М., 1997. — 39 с.
  91. В.Т. Идея субъекта основание единства психологического знания? // Вопросы психологии. № 1. 1999. — С. 123 125.
  92. В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психологический журнал. № 3. 1998. С. 17−33.
  93. В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Ч. I Рига: Эксперимент, 1999. — 160 с.
  94. В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. I. Современное детство и инновации в дошкольном образовании. Дубна: ИЦ семьи и детства РАО, 1997. — 174 с.
  95. В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. 11 Методологические проблемы психологии развития. Дубна: ИЦ семьи и детства РАО, 1997.
  96. В.Т., Синельников В. Б. Проблема саморазвития субъекта деятельности // Психологический журнал. № 4. 1993. С. 172 174.
  97. Е.С. Основы социальной психологии. Л., ЛГУ, 1967.
  98. М.Д. Позиция в структуре профессионального общения. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
  99. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психо-социальная помощь населению / Пер. со шведского. М.: ИСР. С. 95−232.
  100. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. -576 с.
  101. А.А. Общение . как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975.
  102. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  103. М.И. Генезис форм общения у детей. М., 1978.
  104. М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общей и пед. Психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 142 с.
  105. Личность и ее социальные роли И Социология и идеология / Ред., сост. Л. А. Воловик. М.: Наука, 1969. — С. 248−261.
  106. А. В. Психологическая структура действия целеполагания руководителей школ. Автореф. Дис.канд. психол.наук. -М., 2000.
  107. Е.А. Подростковая психотерапия. Л., 1979.
  108. Е.А. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983. — С. 185−201.
  109. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. М.: Наука, 1976. — С. 64−93.
  110. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Фейербах / Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. М., 1970. Т. 3.
  111. К. К критике политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. М., 1970. Т. 13.
  112. А. Мотивация и личность. Нью-Йорк. 1970. Джайджест // В кн. Курс практической психологии / Сост. P.P. Кашапов. Ижевск, 1995.
  113. Т.А. Об умении школьников оценивать свою работу с позиции другого участника деятельности // Теоретическая и прикладная проблема. Психология познания людьми друг друга. Тезисы докладов. -Краснодар: Кубанский университет, 1975. С. 88−90.
  114. Mud М. Культура и мир детства. М., 1988.
  115. А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. -- 365 с.
  116. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 108 с.
  117. А.В. Социализация и воспитание. М., Сентябрь, 1997. -96 с.
  118. B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. — С. 430.
  119. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
  120. B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985.
  121. К. Психология ответсвенности. Л., 1983.
  122. Дж.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958.
  123. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974.
  124. В.Н. Психология отношений. М.-Воронеж. 1995.
  125. Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1974.
  126. Обозов Н. Н Возрастная психология: юность и зрелость. СПб., 2000.
  127. Н.Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979. -152с.
  128. Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М. 1995.
  129. . Д. Климат коллектива как предмет диагностического исследования // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 3.
  130. БД. Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль, 1971.-352 с.
  131. Е.Б. Психология имиджа. М.: Аспект Пресс, 2002. — 223 с.
  132. В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследование индивидуального сознания // Вопросы психологии. № 5. 1982.
  133. Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., МГУ, 1989. — 216 с.
  134. А.В. Опыт построения социально психологической концепции групповой активности // Вопросы психологии. № 5. 1973.
  135. А. В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии. М., 1995.
  136. А.В. Решетка противостояния позиций как принцип диагностики уровня развития межличностных отношений // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 32 — 38.
  137. В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996.
  138. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. № 1. С 61−69.
  139. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 240 с.
  140. A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М.: Сфера, 1999.
  141. A.M. Тревожность у детей и подростков, психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000.
  142. С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т.2 М., 1989.
  143. С.Л. Человек и мир. М. 1997.
  144. Сборник: Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии / Под ред. Асмолова А. Г. М.: Смысл, 1999.
  145. В.И. Общение в семье как фактор формирования личности (Опыт социально-психологического исследования). Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1974.
  146. Словарь. Психология / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского 1990.
  147. Словарь иностранных слов. М., Русский язык, 1982.
  148. О.В. Обратная связь в межличностном общении. -М.1992.
  149. Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.
  150. Теории личности в западноевропейской и американской психологии // Хрестоматия по психологии личности / Под ред. Д. Я. Райгородского Издательский Дом «БАХРАХ», 1996.
  151. Н.Н. Социальная ситуация развития и проблема возраста // Формирование личности в онтогенезе / Под ред. И. В. Дубровиной М., Изд-во АПН СССР, 1991.
  152. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии / Под ред. Асмолова А. Г. М.: Смысл, 1999.
  153. Е.В. Влияние семейных отношений на формирование субъектных позиций у детей: Дисс.. канд. психол. наук. М., 2001. 156 с.
  154. Д.Н. Теория установки. М.-Воронеж, 1997.
  155. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
  156. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
  157. Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. М., 1977.
  158. ЛЛ. К понятию коммуникативной компетентности. Автореф. Дисс.канд. филол. наук. М., 1980. — 25 с.
  159. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.
  160. Д.И. Психология становления личности. М. 1994.
  161. В. Человек в поисках смысла. М. 1990.
  162. Фрейд 3. «Я» и «Оно" — труды разных лет. Тбилиси. 1991.
  163. В.Л. Активное отношение и ориентационная активность в структуре активности // Мир психологии. № 2, 2000. С. 223−228.
  164. А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.
  165. Ш. Н. Некоторые спорные проблемы психологии установки. Тбилиси, 1971.
  166. В.К. Одномоментная (симультанная) категоризация, ее формирование и психологический механизм // Самосознание, речь и мышление. Алма-Ата: КазПИ, 1980. — С. 3−16.
  167. В.К. Формирование быстрой мысли (психологические механизмы „непосредственного“ понимания). -Алма-Ата: Мектеп, 1982. 152 с.
  168. В. К. Формирование и психологические механизмы симультанной категоризации. Диссертация на соискание степени кандидата психолог, наук. М.: МГУ, 1978. — 178 с.
  169. В.К. Взаимоотношения европейского и азиатского менталитетов как отражение глобального „таяния“ социальных структур. „Восток-Запад: диалог культур“. Часть 1. Доклады и выступления 2-го международного симпозиума. Алматы, 1996. — С. 24−33
  170. В.К. Физика планет в периодизации Д.Б. Эльконина // Проблемы психологии развития. Материалы международной психологической конференции „Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможные периодизации“. М., 1999
  171. В.К. Проблема детерминирующего субъекта в концепции „социальной детерминации“ Л.С. Выготского. Материалы конференции, посвященной теории Л. С. Выготского (ноябрь, 2000). Институт психологии им. Л. С. Выготского. РГГУ.1. П£
  172. В.К. Психика как функциональная система (Природа-жизнь-личность: принципы самоорганизации). Учебное пособие. Алма-Ата: Мектеп» 1986. — 272 с.
  173. С. А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. 1991. № 1. С.44−52.
  174. Т. Социальная психология / Пер. с англ. М., 1961.
  175. А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных // Вопросы психологии. № 5. 1982.
  176. А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.
  177. А.Г. Экспериментальная психосемантика. М., 1982.
  178. Я. Элементарные понятия социологии / Пер. с польск. М., 1969.
  179. Д.Б. Избранные психологические труды. М. Международная педагогическая академия, 1995
  180. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. -304 с.
  181. Д. Б. Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение 1967.
  182. Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  183. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
  184. Юнг К. Г. Аналитическая психология. СП&м
  185. Юнг К. Г. Психология бессознательного. i
  186. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.
  187. Юнг К. Г. Либидо его метаморфозы и символы. СПб. 1994.198. lO) iz К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев. 1994.
  188. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-С. 89−105.
  189. S. Е. Forming Impressions of Personalities! h Journal of Abnormal and Social Psychology. 1946. № 41. P. 258−290.
  190. Abel in, L. Some observations and comments on the earliest role of the father. Int J. Psycho-Anal. 1975. № 56. P. 293−302.
  191. Alexander F. Emotional Factors in Essential Hypertension // Psychosomatical Medicine. 1939. № 1 — P. 175.
  192. Barcai A. Normative Family Development 11 Journal of marriage and the family Therapies. 1981. Vol. 7. — № 3 — P. 353−360.
  193. Baumrind D. Current patterns of parental authority // Develop. Psychol. Monoyr. 1971. № 4.
  194. Benjamin L.S. Structural analysis of behaviour // Psychological review. V. 81. 1978.
  195. Boulby P. Child care and the growth of love. Abridged and edited by Trym. London, 1957. — P. 48−59.
  196. Braun, Ch., Nicson, D. Different-age marriages and the Revolution at Home. Piatkus Books, 1980.
  197. Cody M.J., McLaughlin M.L. The Situation as a Construct in Interpersonal Communication Research. In. Handbook of Interpersonal Communication. Ed. By M.L. Knapp, G.R. Miller. Beverly Hills, Sage Publications, 1985. — P. 263−312.
  198. Carrell S.E. Between teens groups. Unpublished master’s seminar paper, Southwest Missouri State University. Springfield, 1991.
  199. Carrell S.E. Group exercises for Adolescents a manual for therapist. Sage Publications, Inc. — London, New Delhi, 2000. 223 p.
  200. Child influences on marital and family interaction: A life-span perspective / Ed. by R.M. Lerner, G.B. Spanier. N. Y., 1978.
  201. Curtis R. Toward an integrative theory of psychological change in individuals and organizations: a cognitiv-affective regulation model // How People change N.Y., 1991. P. 191−210.
  202. Davis, R.D., Millon T. Personality Change: Metatheories and Alternatives // Can personality Change Washington: АРА, 1994. — P. 851 19.
  203. Deutsch M. Interdependence and Psychological Orientation. In: Cooperetion and Helping Behavior. Theories and Research. Ed. by V.J.Derlega & J.Grzelak. N.Y., Academic Press, 1982. — P. 15−42.
  204. Divorce and Separation. Context, courses and consequences / Ed. Levinger g., Moles O.C. N.Y.: Basic Book, 1979. — 337 p.
  205. Erikson E.. Childhood and society. N.Y. Norton, 1963. — P. 446.
  206. Ford D.H., Lerner R.M. Developmental System Theory: An Integrative approach. Newbury Park, С A: Sage, — 1992. — 413 p.
  207. Fromm Erich. Man for himself. London, 1979 — P. 254.
  208. Glass J., Bengstson V.L., Dunha C.C. Attitude similarity in three-generation families: Socialization, status inheritance, or reciprocal influence? // American Sociological Review. 1986. V. 51.
  209. Handbook of ageing and the social sciences / Ed. by R. Binstock, E. Shanas. N.Y., 1985.
  210. How People change / (Ed.) Curtis, R., Strieker, G. New York: Plenum Press, 1991. 398 p.
  211. Jackson D, Weakland J. Conjoint Family Therapy // Psychiatry -1965 -№ 24. P. 345.
  212. Kelley H.H. The Warm-Cold Variable in First Impressions of Personality / Journal of Abnormal and Social Psychology, 1950. № 18. P. 431−439.
  213. Miller S., Nunnaly E., Wakman D. Alive and a ware. Imploving communication in relationships. Minneapolis: ICP, 1985. — 212p.
  214. Milton G.A. A factor analytic study of child-rearing behaviours // Child Development. 1958. -№ 29. — P. 381−393
  215. Overton W. The Arrow of Time and Cycle of Time: Concepts of Change, Cognition, and Embodiment // Psychological Inquiry. 1994, Vol. 5.-№ 3.-P. 215−237.
  216. Pivcevic E. Change and Selves. Oxford, Clarendon Press, 1990. -151 p.
  217. Prochaska J.O., Norcross J.C. System of Psychotherapy: Transtheoretical Analisis/ Pacific Grove: Brooks / Cole Publications. 1994. — 532 p.
  218. Sevell W., Mussen P., Harris C. Relationships among childtraining practices // Amer. Social Rev. № 20. 1955. P. 137−148.
  219. Shaffer E., Bell R. Development of parental attitude research instrument // Child Development. 1958. P. 339−361.
  220. Shaffer E., Brody T. Parental and peer influences on moral development // Parent Child interaction. Theory, research and prospects.-N. Y. Academic Press, 1981. — P. 83−120.
  221. Shapiro F. Eye Movement Desensitization and Reprocessing: Basic Principles, Protocols, and Procedures. N.Y.: The Guilfred Press, 1995. -398 p.
  222. Shapiro F., Forrest M. EMDR: Breakthrough therapy for Overcoming Anxiety, Stress, and Trauma. N.Y.: Basic Books: A Division of Harper Collins Publisher, 1997. — 285 p.
  223. Skolnick A. Early attachment and personal relationships-across the life course // Life-span development and behaviour. V. 7 / Ed. by P.B. Baltes, D.L. Featherman, R.M. Lerner. Hillsdale-L., 1986.
  224. The effect of the infant on its caregiver / Ed. by M. Lewis, L.A. Rosenblum. N.Y., 1974.
  225. Wylie R.C. The self-concept. V. 11 L.: Lincoln, 1979.
Заполнить форму текущей работой