Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте
Диссертация
В процессе исследования на основе типологического и корреляционного анализов был выделен симптомокомплекс личностного самоопределения, в который входят следующие показатели: эмоционально — волевые особенности личности (уровень эмоциональной устойчивости, степень тревожности, чувства вины, степень напряженности, фрустрированности, уровень самоконтроля поведения) — особенности социальной ориентации… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
- 1. 1. Отечественные и зарубежные авторы о личностном самооопределении
- 1. 2. Личностное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте
- 1. 3. Профессиональное самоопределение и его становление в раннем юношеском возрасте
- 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Объем и условия исследования. Обоснования методического подхода
- 2. 2. Характеристика методик
- 2. 2. 1. Методики, изучающие различные аспекты личностного самоопределения
- 2. 2. 2. Методики, изучающие различные аспекты профессионального самоопределенеия
- 2. 3. Математико-статистическая обработка и оценка результатов исследования
- 3. АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ
- 3. 1. Анализ показателей методик для изучения различных аспектов личностного самоопределения
- 3. 1. 1. Анализ ценностных ориентации
- 3. 1. 2. Анализ данных, полученных с помощью опросника Р. Кеттелла
- 3. 1. 3. Анализ показателей силы побуждения к развитию личностных качеств
- 3. 1. 4. Анализ самостоятельности
- 3. 1. 5. Анализ психологического возраста
- 3. 1. 6. Анализ целеполагания
- 3. 1. 7. Анализ школьной успешности
- 3. 2. Анализ показателей методик для изучения различных аспектов профессионального самоопределения
- 3. 2. 1. Анализ профессиональных типов личности
- 3. 2. 2. Анализ мотивов выбора профессии
- 3. 2. 3. Анализ сформированности профессионального плана
- 3. 2. 4. Анализ соответствия профессионального плана преобладающему профессиональному типу
- 3. 3. Типологический анализ данных
- 3. 4. Корреляционный анализ данных
- 3. 4. 1. Корреляционный анализ данных для показателей личностного самоопределения
- 3. 4. 2. Корреляционный анализ данных для показателей профессионального самоопределения
- 3. 4. 3. Корреляционный анализ данных для показателей личностного и профессионального самоопределения
- 3. 1. Анализ показателей методик для изучения различных аспектов личностного самоопределения
Список литературы
- Абульханова — Славская Н. А. Стратегия жизни. М., 1991.
- Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. /Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы./Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. Л., 1974. Вып.2
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л, 1968.
- Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии.// Вопросы психологии 1996. N 1.
- Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования.//Психологический журнал 1992. Т. 13. N5.
- Анцыферова Л.И. Новые аспекты развития личности в процессе целостного жизненного пути.// Принцип системности в современной психологической науке и практике: в 4 Т. т.2. М, 1996.
- Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Болтунов А.П. Система профориентационной работы в выпускных классах общеобразовательной школы./ История советской психологии труда. М., 1983.
- Борисова Е.М., Гуревич К. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии 1988. N 1.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991. П. Боровикова А. Факторы выбора профессии./Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. -Пб., 1991.
- Братусь Б.С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М., 1984.
- Бубнова С. Психологические аспекты профессиональной консультации. //Психологический журнал 1990. Т.П. N 1.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев, 1989.
- Вакулова И.Н., Проскуряков В. А., Соловьев А. С. Возрастная динамика профессиональных интересов учащихся старших классов. Л., 1979.
- Возрастные аспекты онтопсихологии./Под ред. А. А. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. С- Пб., 1993.
- Веселова В.В. Билет в будущее. М., 1990.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. //Вопросы психологии 1988. N 2. 2б. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка.//Мир психологии и психология в мире, 1995, N 3.
- Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. ЗО. Головей Л. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дисс… доктор псих, наук — С- Пб., 1996.
- Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьников. М., 1979.
- Грищенко Н.А., Головей Л. А. К разработке теоретических и прикладных проблем профориентации. // Психологический журнал, т.8, N 1, 1987. ЗЗ. Грищенко Н. А., Головей Л. А., Лукомская А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ. Л., 198 8.
- Додонов Б.Н. Структура и динамика мотивов деятельностиУ/Вопросы психологии 1984. N4.
- Жизненный путь личности./Под ред. Сохань Л. В. Киев, 1987.
- Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск, 1978.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1991. 41. Иовайша А. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М., 1983.
- Каверина Р.Д. Психологическая систематика профессий типа «человек-человек» в целях профессиональной ориентации. Л., 1981.
- Как построить свое «я» /Под ред. В. П. Зинченко. М., 1991.
- Карпов А.В. Психологические основы принятия решений в профориентационной работе. Учебное пособие. М., 1986. 45. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1990.
- Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа //Психологический журнал 1994. Т.4. N 4.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.
- Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.
- Кондаков И.М., Сухарев А. В. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития// Вопросы психологии 1989. N 5.
- Колесов Д.В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М., 1986.
- Корнеева Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции в профессиональной деятельности. //Вестник ЛГУ, сер. б, вып.4, N 27.
- Кудрявцев Т.В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения.// Вопросы психологии 1985. N 1 .
- Крягжде СП. Психологическое формирование профессиональных интересов. Вильнюс, 1982.
- Крягжде СП. Управление формированием профессиональных интересов.//Вопросы психологии 1985. N 3.
- Лейтес Н. С Об изучении проблемы склонностей в русле идей Б.М. ТепловаУ/Вопросы психологии 1976. N 5.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации./Под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992. бО. Маслоу А. Самоактуализация.//Психология личности. Тексты. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырева. М., 1982.
- Мельников В.М., Ямпольский П. Г. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
- Михайлов И.В. Проблема профессиональной . зрелости в трудах Д.Е.Сьюпера//Вопросы психологии 1975. В 5. бЗ. Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М., 1971.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста.// Вопросы психологии 1996. N 1.
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии./Под ред. А. А. Крылова. Л., 1990.
- Принцип развития в психологии./М.: Просвещение, 1979.
- Прихожан A.M. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте /Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984.
- Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи/Под ред. СН. Чистяковой, А. Я. Журавковой. М., 1993.
- Прошицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии// Школа и производство, 1993, N4.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Москва — Воронеж, 1997.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва — Воронеж, 1996.
- Пряжникова Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов//Вопросы психологии, 1994, N 6.
- Психология личности и образ жизни./Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1987.
- Психология современного подростка./Под ред. Д. И. Фельдштейна М., 1987. 7 8. Психологические проблемы самореализации личности./Под ред. Л. А. Коростылевой, А. А. Крылова. С- Пб., 1997.
- Психологическая теория коллектива./Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
- Рабочая книга школьного психолога. /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.
- Розов B.C. Психология судьбы: программирование или творчество.//Вопросы психологии 1992. N 1.
- Рубинштейн Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастные изменения внутрифункциональных отношений в связи с фактором учебной успешности./ Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1976. Вып.7.
- Рыбалко Е.Ф. Становление личности. /Социальная психология личности. /Под ред. А. А. Бодалева. Л., 1974.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.
- Сазонов А.Д., Симоненко В. Д., Аванесов B.C., Бухалов Б. И., Профессиональная ориентация учащихся. М., 1988.
- Сафин В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности.// Психологии журнал 1984. Т. 5. N 4.
- Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога./Под ред. А. А. Кроника. М., 1993.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972.
- Стиль жизни личности./Под ред. Сохань Л. В. Киев, 1982.
- Учителям и родителям о психологии подростка./Под ред. И. А. Аркелова, М., 1990. 9б. Укке Ю. В. Диагностика сознательного выбора профессии у японских школьников./ТВопросы психол.1990. N 5.
- Укке Ю.В. Разработка психологических проблем в профессиональной ориентации в США.//Вопросы психологии 1970. N 1.
- Федоришин Б.А. Система профориентационной работы со старшеклассниками. Киев, 1988.
- Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности. /Психология личности. Тексты./Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырева. М., 1982.
- Ю.Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. М., 1993. lll. Ericson E.H. Identity, youth and crisis. L.: Faber and Faber, 1968.
- Harrington T.F., О Shea A.J. Career desision-making sistem. Odessa, Florida, 1987.
- Holland J.L. Career options finder /The Self — Directed Search Psychological Assessment Resources Inc., 1990.
- Holland J.L. Exploring career options. Psychological Assessment Resources hie. 1990.
- Holland J.L. Making vocational choice: a theory of careers/ Englewood Cliffs, N. J.: Prentice Hall, 1973.
- Marcia J.E. Identity in adolescence //Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. N.Y.: John Wiley, 1980.