Психолого-педагогический анализ овладения учащимися теоретическими знаниями на основе обобщенной ориентировки в различных типах объяснений
Диссертация
Трудность представляет уже эмпирическое описание психических явлений и их классификация. Такое описание складывается из трех источников: а) наблюдение за поведением других людей и его результатами в разнообразных ситуацияхб) обширная область интроспективно воспринимаемых явлений, которые доступны только субъекту психического и составляют многообразие феноменологиив) обыденные и научные гипотезы… Читать ещё >
Содержание
- глава 1. анализ описания и объяснения процессов мышления в психологии
- 1. Анализ описания и объяснений процессов мышления в психологии
- 2. Логико-гносеологические и психологические особенности описания и объяснения протекания теоретического мышления
- глава 2. теоретические знания и структурно-функциональные особенности теоретического мышления
- 1. Виды объяснений (теорий) и их особенности
- 2. Анализ функциональных особенностей знаков и символов в теоретических объяснениях и моделях
- 3. Теоретико-психологические основания построения структурно-функциональных моделей теоретического мышления
- глава 3. психологические условия овладения теоретическими знаниями в процессе обучения
- 1. Психолого-дидактические аспекты организации содержания теоретических знаний (теорий)
- 2. Обобщенная рефлексивная ориентировка в теоретических знаниях и ее организация
- 3. Эмпирические исследования и анализ результатов
Список литературы
- Алексеев Н.А. Осознание логической структуры теоретического знания и мышления как условие их эффективного формирования у студентов. Канд. дисс. М., 1982.
- Арсеньев А.С., Библер В. С., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия. М., 1967.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. Воронеж, 1996. — 768 с.
- Бернштейн А.Г. Биомеханика и физиология движений. М. Воронеж, 1997. — 608 с.
- БерулаваГ.А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск, 1993. 240 с.
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону,! 983.
- БрудныйА.А. Семантика языка и психология человека. Фрунзе, 1972. 235 с.
- Брунер Д. Процесс обучения. М., 1962. 84 с.
- Брунер Д. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977. -412с.
- Ю.Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. 230 с. 11. Брушлинский А. В. Субъект, мышление, учение, воображение. М-Воронеж, 1996. — 390 с.
- ВаллонА. От действия к мысли. М., 1956.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. 196 с.
- Веккер JI.M. Психические процессы. Том 1. JI., 1974. 334 с.
- Веккер JI.M. Психические процессы. Том 2. JI., 1976. 342 с.
- Веккер JI.M. Психические процессы. Том 3. JI., 1981. 326 с.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. 336 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. 336 с.
- ВерчД. Голоса разума. Социокультурный подход к опосредованному действию. М., 1996. -176 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. 288 с.
- Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 1. Вопросы теории и истории психологии. М., 1982.-488 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 2. Проблемы общей психологии. М., 1982. 504 с
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 3. М., 1983. 368 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 5. М., 1983. 368 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 6. М., 1984. 397 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 536 с.
- Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М., 1993. 224 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. 45 с. 31 .Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В кн.: Исследования мышления в советской психологии. М., 1966. — с.236−277.
- Гальперин П.Я., Кобыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974. -101 с.
- Гамезо М.В. Знаки и знаковое моделирование в познавательной деятельности. Докт. дисс. М., 1977.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. 464 с.
- Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. М., 1994. 213 с.
- Грязнов Б.С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Теория и ее объект. М., 1973.
- Глотова Г. А. Человек и знак. Свердловск, 1990.
- Граф В., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы организации учебной и самостоятельной работы студентов. М., 1981. 80 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. 423 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 240 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 544 с.
- Дацюк М.А. Психологические условия формирования у учащихся теоретических понятий химии. Канд. дисс. Киев, 1980.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. 464 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. 300 с.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М., 1992. 140 с.
- Ильясов И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. М., 1994. 208 с.
- Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. 476 с.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983. 168 с.
- Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. JI., 1972. 216 с.
- Келасьев В.Н. Структурная модель мышления и проблема генезиса психики. Ленинград, 1984.-216 с.
- КликсФ. Пробуждающееся мышление. М., 1983. 302 с.
- Клочко В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование. Караганда, 1987. 79 с.
- Королькова Е.С. Формирование теоретического мышления школьников 8−9 классов в процессе усвоения гуманитарного знания* Канд.дисс. М., 1993.
- Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997. 432 с.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977. 261 с.
- Леви Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. — 384 с.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. 608 с.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969. 307 с.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997. 287с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997. 365с.
- Леонтьев А.Н. Мышление. // ФЭ т.З. М., 1964.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. 573 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Том 1. М., 1983. 392 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Том 2. М., 1983. 320 с.
- Леонтьев А.Н. Философия психологии. М., 1994. 288 с.
- Линдсей Н., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974. 550 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 444 с.
- ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 374 с.
- ЛурияА.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974. 172с.
- ЛурияА.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975. 253 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979. 320 с.
- Лурия А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956. -94<
- Мальская О.Е. Анализ структуры и формирования деятельности учения. Канд. дисс. М., 1981.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1974. 240 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 208 с.
- Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 1965.
- Миташова Т.Ф. Особенности усвоения знаний при их категориальном обобщении. Канд. дисс. М., 1995.
- Мышление и речь. пр Н. И. Жинкина., Ф. Н. Шемякина. М., 1963. 272 с.
- Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М., 1981. 230с.
- Налчаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. М., 1972. 271 с.
- Налимов В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. М., 1978. 83 с.
- Петухов В.В. Психология мышления. М., 1987. 90 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. 659 с. ЮО.ПиажеЖ. Речь и мышление ребенка. М., 1994. — 528 с.
- Ю1.Подгорецкая Н. А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. М., 1980. 150с. Ю2. Подольский А. И. Становление познавательного действия. М., 1987.
- Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967. 264 с.
- Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М., 1967. 256 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. 280 с.
- Пономарев Я.А. О понятии «психологический механизм решения творческих за-дач». Психологический журнал, № 6, 1996. 19−29с.
- Ю7.Попович М., Садовский М. Теория. И ФЭт.5. М., 1970.
- Проблемы управления учебно воспитательным процессом, п/р Н. Ф. Талызиной. М., 1977. 237 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. 328 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. И4. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 423 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. В 2 томах. М., 1989.
- Рубцов В.В. Психологические особенности введения школьников в область теоретических понятий. М., 1976.
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М. Воронеж, 1996. — 384с. -384 с.
- Рузавин Г. И. Логика и аргументация. М., 1997. 351 с.
- Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М., 1981. 135 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988. 288 с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962. 504 с.
- Северцов А.В. Эволюция и психика. М., 1922. 54 с.
- Семенов И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса. Автореферат докт. дисс. М., 1991.
- Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968. 248 с.
- Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М., 1995. 352 с.
- Солсо P.JI. Когнитивная психология. М., 1996. 600 с.
- Степин B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1995. 384 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. 343 с.
- Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984. 327 с.
- Турчин А.С. Моделирование как условие формирования теоретического мышления. Автореферат канд. дисс. М., 1986.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969. 304 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984. 270 с. 13 5. У правление познавательной деятельностью учащихся, п/р П. Я. Гальперина., Н. Ф. Талызиной. М&bdquo- 1972.-262 с.
- Управление формированием психических процессов, п/р П. Я. Гальперина. М., 1977.
- Усачева И.В., Ильясов И. И. Формирование учебной исследовательской деятельности. Обучение чтению научного текста. М., 1986.
- Флейвелл Д. Генетическая психология Жана Пиаже. М. Д967. 623 с.
- Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск 1 и 2. М., 1966.
- Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. 720с.
- Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. Томск, 1983. 190с. 142-Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972. — 121 с.
- НЗ.ХофманИ. Активная память. М., 1986. 312 с.
- Хьелл Л., 3иглер Д. Теории личности. Основные положения исследования и применение. С-П-б, 1997.-608 с.
- Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М., 1985. Нб. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. М., 1994. 192 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. 320 с.
- Швырев B.C. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988.- 176 с.
- Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М., 1995. 800 с.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления у школьников. М., 1980. 240 с.
- Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. 575 с.
- Ярошевский М.Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991 207с.
- Краевский В.В. Педагогическая теория. Волгоград, 1996. 86 с.