Основные закономерности формирования поведения
Основные компоненты, формирующие поведение: инстинкты, обучение, рассудочная деятельность; Анализировать роль разных способов регуляции поведения в той или иной форме поведения; Выделять из биологической формы поведения животного отдельные унитарные реакции; В чем заключается роль каждого из этих компонентов в эволюции поведения; Представлениями о биологических основах формирования поведения… Читать ещё >
Основные закономерности формирования поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
В результате изучения материалов данной главы студент должен:
знать
- • принципы формирования целостного поведения животных;
- • основные компоненты, формирующие поведение: инстинкты, обучение, рассудочная деятельность;
- • в чем заключается роль каждого из этих компонентов в эволюции поведения;
уметь
- • анализировать роль разных способов регуляции поведения в той или иной форме поведения;
- • выделять из биологической формы поведения животного отдельные унитарные реакции;
- • ориентироваться в литературе, посвященной изучению формирования биологических форм поведения животных разных систематических групп;
владеть
- • навыками проведения сравнительного анализа поведения животных разных систематических групп;
- • представлениями о биологических основах формирования поведения.
Основные составляющие поведения
Еще в XIX в. ученые указывали на различное происхождение разных поведенческих актов. Так, в частности, Ч. Дарвин четко выделил три основные категории поведения: инстинкт, способность к обучению и элементарную «способность к рассуждению». Эта классификация представляется наиболее верной и является общепринятой и в наши дни. В предыдущих главах мы достаточно подробно рассмотрели каждую из данных категорий. Основная задача настоящей главы состоит в том, чтобы определить удельный вес каждой из этих категорий в формировании всего комплекса поведения.
Поведенческий акт
Пищевой, половой, оборонительный, материнский и некоторые другие рефлексы являются, согласно положению павловской школы, той врожденной основой, на которой строится все дальнейшее поведение. Это четкое выделение группы врожденных рефлексов совершенно необходимо и оправдано при изучении рефлекторной деятельности. Однако когда мы переходим от изучения закономерностей рефлекторной деятельности нервной системы к изучению закономерностей поведения, то проводить четкое разделение актов поведения на условные и безусловные оказывается невозможным.
Представим себе довольно обычную ситуацию, которую, вполне возможно, приходилось наблюдать многим владельцам домашних собак. Итак, предположим, что у мирно спящей на своем месте собаки возникла жажда. Эта мотивация заставляет ее пойти на кухню, где обычно стоит ее миска с водой. Однако миска оказывается пустой, и собака не может удовлетворить свою потребность. Она начинает гонять пустую миску по полу, чтобы привлечь внимание хозяина. Тот же, сидя в удобном кресле, смотрит телевизор и не обращает никакого внимания на шум, производимый собакой. Тогда она бежит к хозяину, скребет его лапой, скулит и пытается позвать за собой, но он не реагирует и на это. После всех безуспешных попыток поднять хозяина из кресла, собака бежит к входной двери и начинает свирепо лаять, делая вид, что за дверью кто-то есть. Когда хозяин идет к двери, она перестает лаять и бежит на кухню к водопроводному крану.
Эту картину можно разбить на несколько фрагментов: возникновение жажды и поиск воды — безусловно-рефлекторные реакции. Когда собака идет к миске на кухню — это уже целая цепь условно-рефлекторных реакций. Дальнейшие действия собаки не укладываются в представление об обычных условных рефлексах. Попытка обратить на себя внимание хозяина с помощью лапы и скуления — это сложная условно-рефлекторная ассоциация. Но когда собака имитирует наличие постороннего за дверью — это уже явно разумное действие.
Таким образом, любой поведенческий акт является сложным переплетением безусловных, условных рефлексов и элементов рассудочной деятельности, четкое разделение которых оказывается возможным далеко не всегда.