Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Причины тревожно-фобических расстройств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Безусловно, периодами повышенного риска возникновения и усугубления тревожно-фобических состояний являются периоды смены или усложнения системы отношений «человек — человек» (В. Н. Мясищев, А. М. Прихожан). В дошкольном возрасте таким эмоционально-стрессовым фактором, провоцирующим возникновение тревожно-фобических реакций, является период первичной адаптации ребенка к образовательному… Читать ещё >

Причины тревожно-фобических расстройств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Некоторые исследователи[1] рассматривают развитие эмоции страха как функцию качества привязанности ребенка к матери. В качестве «естественных сигналов» опасности Дж. Боулби (J. Bowlby) называет четыре фактора: боль, одиночество, внезапное изменение стимуляции и стремительное приближение объекта[2]. Человек биологически предрасположен реагировать на них страхом.

Дж. Боулби первым заговорил о первичном носителе заботы или объекте привязанности как об источнике базового чувства безопасности, с одной стороны, и чувства неуверенности, страха — с другой[3]. Известно, что сопереживание может ослабить страх. Дети со сформированным чувством безопасности менее восприимчивы к страху, пока у них сохраняется доверие к объекту привязанности. Несформированность базового чувства безопасности является причиной некоторых детских фобий. Страх и тревога ребенка очень часто являются прямым отражением родительского страха. Мать «привязывает» к себе ребенка, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость. Иногда воспитание основывается на завышенных требованиях, нередко родители культивируют «правильность» поведения: отношение к ребенку может заключать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В этих случаях тревожность ребенка может порождаться страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми.

Тревожность ребенка может вызываться превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок взрослых. Могут возникнуть ситуации, которые вызывают детскую тревожность, прежде всего это ситуация неприятия со стороны значимого взрослого или сверстников, ребенок начинает думать, что в нелюбви есть его вина. Заслужить любовь ребенок будет стремиться с помощью положительных результатов, успехов в деятельности. Если его стремление не оправдается, тревожность ребенка увеличится. Ведут к появлению тревожности ситуации соперничества, конкуренции, а также повышенной ответственности: когда тревожный ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежд, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.

Безусловно, периодами повышенного риска возникновения и усугубления тревожно-фобических состояний являются периоды смены или усложнения системы отношений «человек — человек» (В. Н. Мясищев, А. М. Прихожан). В дошкольном возрасте таким эмоционально-стрессовым фактором, провоцирующим возникновение тревожно-фобических реакций, является период первичной адаптации ребенка к образовательному учреждению, а также поступление в школу (Н. Д. Ватутина, А. И. Захаров, А. А. Налчаджян, Р. В. Тонкова-Ямпольская).

Можно выделить социально-культурные и биологические предпосылки возникновения страха.

К социально-культурным можно отнести следующие факторы.

  • 1. Наличие страхов у родителей, главным образом тревожность матери в отношениях с ребенком.
  • 2. Излишняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей.
  • 3. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные угрозы со стороны взрослых в семье.
  • 4. Отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола в случае развода родителей (преимущественно у мальчиков), создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе. Как отсутствие отца способствует появлению у мальчиков чувства незащищенности и неуверенности в себе, что сказывается на увеличении числа страхов, так и чрезмерно опекающее, замещающее отца, отношение матери ведет к несамостоятельности и инфантильности. У девочек ролевая идентификация с матерью нарушается не прямо, а косвенно, так как они могут быть не согласны с матерью как инициатором развода и переживать уход отца из семьи, с которым у них были, в отличие от матери, хорошие эмоциональные отношения.
  • 5. Конфликтные отношения между родителями или неопределенность в их отношениях, причем эмоциональная чувствительность детей к конфликту родителей, по мнению А. И. Захарова, имеет тенденцию увеличиваться с возрастом, ошибки воспитания[4].
  • 6. Психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность к тем или иным страхам, которые фиксируются в эмоциональной памяти при встрече со всем тем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.
  • 7. Психологическое заражение в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми преимущественно вследствие безотчетного подражания.

В качестве биологических предпосылок возникновения страха выделяют некоторые типологические свойства высшей нервной деятельности, прежде всего эмоциональную чувствительность и тесно связанную с ней впечатлительность, которая, подобно эмоциональной памяти, приводит к яркому, образному запечатлению тех или иных событий жизни. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний — они «все держат в себе» .

  • [1] См.: Bowlby J. Attachmentandloss. Vol. 2. Separation: Anxiety and anger. N. Y.: Basic Books, 1973.
  • [2] Cm.: Bowlby J. Attachmentandloss. Vol. 1. Attachment. N. Y.: Basic Books, 1969.
  • [3] Ibid.
  • [4] См.: Гарбузов В. И. Нервные дети: советы врача. Л.: Медицина, 1990; Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка СПб.: СОЮЗ, 2000; Мишина Т. М. Исследования семьи в клинике и коррекция семейных отношений // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983; Мягер В. К. Диэнцефальные нарушения и неврозы. Л.: Медицина, 1976; и др.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой