Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические условия адаптации вынужденных мигрантов в новой социально-экономической среде: На примере Белгородской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные теоретические положения и выводы исследования освещались в научных сообщениях и докладах на Международной научной конференции «Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства» (г. Тамбов, 2002) — на Международной научной конференции «Проблемы формирования единого полиэтнического культурного пространства» (г. Смоленск, 2003) — на Международной научно-практической конференции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологическая адаптация вынужденных мигрантов как научная проблема
    • 1. 1. Адаптация вынужденных мигрантов как психологическое явление
    • 1. 2. Психологическая характеристика процесса адаптации вынужденных мигрантов
    • 1. 3. Психологические условия оптимизации процесса адаптации вынужденных мигрантов
  • Глава 2. Психологические особенности адаптации вынужденных мигрантов и их психологическая коррекция
    • 2. 1. Психологические факторы успешной адаптации вынужденных мигрантов
    • 2. 2. Содержание психологического тренинга успешной адаптации вынужденных мигрантов
    • 2. 3. Анализ результатов тренинга психологической адаптации вынужденных мигрантов

Психологические условия адаптации вынужденных мигрантов в новой социально-экономической среде: На примере Белгородской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Конец двадцатого века ознаменовался волной вынужденной миграции в бывших республиках СССР. Экономический кризис и политические конфликты в союзных республиках повлекли за собой образование новых суверенных государств, разрыв традиционных социально-экономических и социально-политических связей, вооруженные конфликты. Все это вызвало большое количество социальных проблем, результатом чего стало увеличение числа беженцев в Россию (JI.A. Гордон, P.M. Грановская, Л. Г. Дикая, О. Н. Дудченко, Н. М. Лебедева, А. В. Махнач, Н. Б. Михайлова, С. К. Рощин, Л. А. Шайгерова и др.).

На 90-е годы двадцатого столетия приходится пик вынужденной миграции в Россию. Основные причины переезда связаны, прежде всего, с дискриминацией по этническому, конфессиональному, языковому признаку, а также с военными действиями или беспорядками в регионах бывшего проживания.

Актуальность изучаемой проблемы подчеркивается тем фактом, что в документах, постановлениях Правительства Российской Федерации серьезное внимание обращается на необходимость оказания всесторонней помощи и поддержки вынужденным мигрантам. Вынужденное переселение — это сложная стрессовая ситуация, заставляющая адаптироваться человека к условиям новой социальной среды. Ситуация такой миграции является для человека экстремальной, она требует психологической готовности к жизни в совершенно новой социальной среде.

Анализ научной литературы показал, что проблема психологической адаптации вынужденных мигрантов недостаточно изучена, что процесс взаимодействия личности мигранта и новой социальной среды, в результате которого создаются оптимальные условия не только для приспособления к ней (среде), но и для реализации личностью ее потребностей, целей и ценностей, слабо освещен в психологической науке.

Состояние и степень разработанности проблемы. С шестидесятых годов прошлого столетия заметно активизировался интерес исследователей к изучению адаптации как психологическому процессу. Прежде всего, происходит философско-психологическое осмысление и интерпретация, как термина, так и конкретизация сути и содержания самого процесса адаптации. (Т.И. Алексеева, Г. А Балл, Ф. В Бассин, В. Ю. Верещагин, JI.C. Выготский, Ю. В. Ган, Н. Р. Захарченко, И. Д. Калайков, В. Г. Крысько А.Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Е. И. Шляхина, С. Н. Ениколопов и др.). Структура, принципы, типы адаптации разрабатывались такими учеными, как К.А. Абульханова-Славская, B.C. Агеев, Г. Г. Андреева, В. Г. Асеев, А. А. Бодалев, А. В. Брушлинский, А. А. Деркач, А. И. Донцов, А. Л. Журавлев, В. В. Столин и др. Научные исследования, затрагивающие проблему адаптации личности к новым условиям среды, проводились Ф. Б. Березиным, Л. Г. Дикой, Н. Н. Мельниковой, А. А. Налчаджан и др., адаптация личности в кризисный период жизни изучалась такими учеными, как Ф. Е. Василюк, А. Б. Мулдашева, Н. С. Хрусталева и др.

В общем плане процесс адаптации понимается как приспособление человека к условиям среды, что в ряде неблагоприятных случаев запускает механизм психологической защиты (Г.А. Балл, Л. Х. Гаркави, И. А. Ермоленко, Г. М. Зараковский, В. П. Казначеев, П. В. Кузнецов, В. И. Медведев, Р. Плутчик, Л. Г. Почебут и др.). Отдельными исследователями адаптация рассматривается как первая фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Л. Ф. Бурлачук, Н. Б. Михайлова, А. В. Петровский и др.) — единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции (Ж. Пиаже, С. Бочнер, К. Оберг, К. Фэрнхем и др.) — совокупность биологических и социальных факторов, отражающих все уровни жизнедеятельности человека (В.И. Медведев, В. Н. Мясищев, Т. И. Юферова и др.) — процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности по удовлетворению потребностей и реализации целей (Ф.Б. Березин, И. Б. Дерманова, А. В. Мудрик, М. А. Шабанова и др.) — как один из механизмов социализации (Е.В. Витенберг, И. А. Милославова, Н. С. Хрусталева, Л. В. Корель и др.) — как состояние взаимоотношений личности и социальной среды, позволяющее личности продуктивно осуществлять профессиональную деятельность (Е.Н. Сметанин, Е. Г. Самовичев, Е. А. Климов, Т. Шибутани и др.) — процесс организации социального взаимодействия, помогающей наиболее полной реализации личностного потенциала в окружающей действительности (М.И. Дьяченко, Е. К. Завьялова, B.C. Ротенберг, Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников и др.).

Способность человека к временной мобилизации психических ресурсов рассматривается в рамках исследования адаптации к экстремальным условиям (Ф.Б. БерезинВ.П. Казначеев и др.). Изучение адаптации к изменяющейся среде нашло свое наиболее яркое выражение в концепции культурной адаптации (Е.В. ВитенбергН.С. ХрусталеваВ.В. Гриценко и др.), концепции жизненного пути (К.А. Абульханова-СлавскаяЛ.И. АнцыфероваЛ.Ф. Бурлачук и др.), делающих акцент на свойствах адаптивности личности.

Ряд авторов выделяет типы адаптации (И.Б. Дерманова, М. А. Шабанова и др.), признаки и критерии адаптированности (И.К. Кряжева, Л. Л. Шпак и др.), стадии процесса адаптации (Ф.Б. Березин, Л. В. Корель, И. А. Милославова, Н. С. Хрусталева и др.), важность при адаптации такого качества, как терпимость (А.А. Реан и др.).

В современной отечественной научной литературе немало работ, исследующих процесс адаптации личности в ситуации вынужденной миграции (Д.Р. Азраэл, Г. С. Витковская, В. В. Гриценко, Ж. А. Зайончковская, Н. П. Космарская, Н. М. Лебедева, В. И. Мукомеля, В. В. Степанов, В.Н.

Павленко, С. А. Панарин, В. И. Переведенцев, JLJI. Рыбаковский, В. Ю. Хотинец, Г. И. Филиппов, Е. И. Шлягина и др.).

Психологию переживания и поведения людей в ситуации вынужденной миграции исследовали такие авторы, как Г. У. Солдатова, JI.A. Шайгерова, В. К. Калименко, О. А. Кравцова, которые пришли к выводу, что объективная ситуация вынужденной миграции требует от индивида усилий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы.

Изучение психологии вынужденных мигрантов отражено в работах Г. А. Витковской, С. А. Паранина (проблемы трудоустройства мигрантов, их имущественного положения, обеспечения жильем, взаимоотношения мигрантов и населения принимающих территорий), Н. М. Лебедевой (социально-психологические аспекты адаптации мигрантов), Е. Филипповой (отражение оценок действительности двумя взаимодействующими сторонами — вынужденными мигрантами и новой социальной средой) и др.

Процесс вынужденной миграции характеризуется высокой стрессогенностью (Р. Лазарус, Г. Селье, Ч. Спилбергер, Г. Г. Павловец, Н. М. Лебедева, Н. Б. Михайлова, Н. С. Хрусталева и др.). Сама новая социокультурная среда также может явиться фактором развития стресса. Отсюда важны для исследования психологических особенностей вынужденных мигрантов такие понятия, как «культурный стресс» и «культурный шок» (С. Бочнер, К. Оберг, К. Фэрнхем, и др.).

Однако, несмотря на достаточно большое-число исследований,-на сегодняшний день существует противоречие между теоретическим обоснованием проблемы и практическим оказанием помощи вынужденным мигрантам, между законодательно закрепленными мерами по оказанию помощи мигрантам и недостаточному учету психологических факторов их успешной адаптации и, наконец, между наличием программ психологической поддержки вынужденным мигрантам и отсутствием комплексного подхода по оптимизации адаптационного процесса. Указанные противоречия и обусловили актуальность исследования психологических условий адаптации вынужденных мигрантов в новой социально-экономической среде.

Объект исследования: процесс адаптации вынужденных мигрантов к изменившимся условиям жизни в новой социально-экономической среде.

Предмет исследования: психологические условия оптимальной адаптации вынужденных мигрантов к изменившимся условиям жизни в новой социально-экономической среде.

Цель исследования: изучить психологические условия оптимизации процесса адаптации вынужденных мигрантов в новой социально-экономической среде и проверить эффективность учета данных условий в ходе психологического тренинга.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к пониманию психологической сущности адаптации вынужденных мигрантов в новой социально-экономической среде.

2. Раскрыть структурные компоненты и механизмы психологической адаптации вынужденных мигрантов к изменившимся условиям жизни в новой среде.

3. Исследовать факторы, обеспечивающие успешную психологическую адаптацию мигрантов к изменившимся условиям жизни в новой социально-экономической среде.

4. Разработать психотехнику по оптимизации адаптации вынужденных мигрантов к условиям новой социально-экономической среды.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что психологическая адаптация вынужденных мигрантов к новым условиям социально-экономической среды проходит успешнее, если процесс взаимодействия с данной средой основан на реалистической антиципации возможных трудностей адаптации к новым условиям жизни, опыте позитивного сотрудничества с социальной средой и направленности личности на конструктивное преодоление проблем через взаимодействие с новой социальной группой.

Теоретико — методологическую базу исследования составили фундаментальные принципы психологии — детерминизма и причинно-следственной связи психических явлений, формирования и развития личности, активности субъекта и отражения окружающей действительности в форме индивидуального сознания, системности психических образований (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Е. В. Шорохова и др.) — достижения психологии развития (Б.Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, И. В. Дубровина, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев и др.) — акмеологии (А.П. Деркач, Н. В. Кузьмина, И. Н. Семенов, В. Г. Зазыкин, О. В. Москаленко, и др.), а также деягельностный подход к изучению процесса адаптации (И.К. Кряжева, И. А. Милославова, А. В. Петровский, А, А. Русалинова и др.).

Выбор комплекса методов исследования определяется целями и задачами диссертации. Применялись следующие методы: теоретико-методологический анализ литературных источниковэмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, тестирование. Использовались модифицированный рисуночный тест Розенцвейга, опросник Басса-Дарки, опросник Manaster and Corsini, опросник «Адаптация вынужденных мигрантов» (АВМ). Применялись математико-статистические методы обработки результатов эмпирического исследования — корреляционный, и факторный анализы. Обработка и вычисления проводились с использованием программы SPSS 1105.

Научная новизна исследования. В диссертации раскрыта психологическая специфика процесса адаптации вынужденных мигрантовопределены механизмы психологической адаптации, включающие: осознание и переживание противоречий между потребностным и наличным планом ситуации, идентификацию и вербализацию проблемы, определение круга возможностей выхода из проблемной ситуации, апробацию защитных реакций обостряющего и редуцирующего характера, разработку стратегии решения проблемы, внедрение отобранных тактических действий.

Выявлены психологические условия адаптации вынужденных мигрантов, а также меры по оптимизации данного процесса. Обнаружена группа таких факторов, как фактор социально-экономического статуса, материального благополучия, перспективы самореализации, принадлежности к новой социальной группе и фактор стабильности ситуации, влияющие на успешность адаптации вынужденных мигрантов.

Теоретическая значимость исследования. Доказано, что адаптация является целостным, системным процессом, характеризующим взаимодействие человека с окружающей социальной средой. Конкретизировано содержание используемых терминов: «психологическая адаптация», «адаптированность», «адаптивность», «миграция», «самореализация». Обнаружена зависимость успешности психологической адаптации вынужденных мигрантов к условиям новой среды от специально разработанной программы тренинговых занятий. Систематизированы критерии успешной психологической адаптации к условиям новой социальной среды, важнейшими из которых являются: готовность к социальному сотрудничеству, оптимистическое восприятие жизненных ситуаций, терпимость, уверенность в себе, стремление к самореализации, к личностному и профессиональному росту~.

Практическая значимость результатов исследования. Предложен психолого-акмеологический комплекс методик для диагностики психологической адаптации вынужденных мигрантов. Разработана программа психологического тренинга по оптимизации процесса психологической адаптации вынужденных мигрантов к изменившимся условиям жизни в новой социальной среде. Материалы диссертации составили содержание спецкурса «Психологическая адаптация вынужденных мигрантов», а также были использованы в курсе «Этнопсихология».

Достоверность и надежность полученных результатов исследования определяются современными теоретическими и методологическими предпосылками исследованияопорой на достижения современной психологии и акмеологиирепрезентативностью выборки испытуемыхиспользованием комплекса эмпирических методов для проверки научных результатов исследованиякорректным применением статистических методов.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные теоретические положения и выводы исследования освещались в научных сообщениях и докладах на Международной научной конференции «Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства» (г. Тамбов, 2002) — на Международной научной конференции «Проблемы формирования единого полиэтнического культурного пространства» (г. Смоленск, 2003) — на Международной научно-практической конференции «Экономическая интеграция Белоруссии, Украины, России: опыт, проблемы, перспективы» в рамках II Международного форума Собора славянских народов (г. Белгород, 2003) — на Международной научно-практической конференции «Центральное Черноземье и Украина: проблемы политического, социально-экономического и культурного трансграничного сотрудничества» (г. Воронеж, 2003) — на Международной научно-практической конференции «Социальная работа и партнерство трех секторов: опыт, проблемы, перспективы развития» (г. Тамбов, 2003) — на Всероссийской научной конференции «Народная культура: личность, творчество, досуг» (г. Омск, 2003) — на Всероссийской научно-практической конференции «Духовное воспитание как фактор интеграции образования, культуры, и науки в современном российском обществе» (г. Орел, 2004) — отдельные положения исследования рассматривались на ежегодных научных и конференциях аспирантов и преподавателей Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина «Державинские чтения» (Тамбов, 2001 -2004), на заседаниях кафедры социальной психологии ТГУ им. Г. Р. Державина.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическая адаптация вынужденных мигрантов представляет собой целостный, динамический процесс взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого происходят не только освоение новой социальной среды, но удовлетворение и развитие потребностей, целей и ценностей субъекта адаптации.

2. Психологическая адаптация вынужденных мигрантов к новым условиям социально-экономической среды реализуется успешнее, если процесс взаимодействия с данной средой будет основан на реалистической антиципации возможных трудностей адаптации в новых условиях жизни, опыте позитивного сотрудничества с социальной средой и направленностью личности на конструктивное преодоление проблем через взаимодействие с новой социальной группой.

3. На успешность протекания психологической адаптации вынужденных мигрантов оказывают влияние факторы социально-экономического статуса, материального благополучия, перспективы самореализации, принадлежности к новой социальной группе и стабильности ситуации, детерминирующие адаптационные процессы.

4. Основными механизмами психологической адаптации вынужденных мигрантов к новой социально-экономической среде являются осознание и переживание противоречий между потребностным и наличным планом ситуации, идентификация и вербализация проблемы, определение круга возможностей выхода из проблемной ситуации, апробация защитных реакций обостряющего и редуцирующего характера, разработка стратегии решения проблемы, внедрение отобранных тактических действий, обеспечивающих оптимальное протекание процесса адаптации.

5. Процесс психологической адаптации вынужденных мигрантов, характеризуемый высокой стрессогенностью и нарушением психологического здоровья мигранта в форме негативных реакций, состояния фрустрированности, обособления и противопоставления себя, переживания депрессии, будет проходить успешнее, если путем психологических тренингов формировать готовность мигрантов к сотрудничеству с коренным населением, удовлетворенность новым окружением, позитивную социальную идентичность, межгрупповую толерантность.

Организация исследования.

Базой проведения исследования стали компактные места проживания вынужденных переселенцев в Белгородской области: п. Комсомолец (Белгородский р-н), п.г.т. Маслова-Пристань (Шебекинский р-н), п. Графовка (Шебекинский р-н).

Всего в исследовании приняло 540 вынужденных мигрантов. Исследование проводилось с 2000 по 2004 годы.

Выводы по второй главе.

Изучение особенностей адаптации вынужденных мигрантов к новым условиям проходило в несколько этапов.

На первом этапе эмпирического исследования были выявлены факторы психологической адаптации вынужденных мигрантов. На процесс психологической адаптации вынужденных мигрантов влияют такие факторы, как: социально-экономический статус, материальное благополучие, перспективы самореализации, принадлежность к новой социальной группе и стабильность ситуации, детерминирующие адаптационный процесс.

На втором этапе эмпирического исследования было установлено, что адаптация вынужденных мигрантов характеризуется высокой стрессогенностью и нарушением психологического здоровья мигранта, но данный процесс будет проходить успешнее, если путем психологического тренинга, предполагающего развитие адаптивных качеств при прохождении стадий диагностики, антиципации и реконструкции, объединяющего когнитивный, аффективный и поведенческий планы, формировать готовность мигранта к сотрудничеству с коренным населением, удовлетворенность новым окружением, позитивную социальную идентичность, межгрупповую толерантность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование показало, что в современной психологической науке проблема психологической адаптации вынужденных мигрантов в новой социально-экономической среде конструктивно проработана как в плане содержания, так и в процессуальном аспекте. Однако, несмотря на данный интерес к этой теме и ее актуальность, до сих пор пока еще недостаточно исследована проблема оптимизации процесса адаптации вынужденных мигрантов к изменившимся условиям жизни в новой среде.

В ходе теоретико-методологического исследования была выявлена сущность различной адаптации, в том числе психической, социальной, социально-психологической адаптацииее связи с социализацией личностипонятие адаптированности личности, трех основных типов адаптации, соответствующих трем векторам направленности активности субъекта в социальной среде — направленности на изменение социальной среды, направленности на изменение себя, направленности на уход из ситуации.

Адаптация имеет уровень развития, темпы, устойчивость, факторы, а также стадии.

Выделенные отличительные признаки характеризуют адаптацию, как сложный процесс, где высшей ступенью является объединение индивида и среды в новой системе более высокого уровня организации, возникающей в результате активного взаимодействия индивида и среды и предполагающей взаимные, двусторонние изменения.

Психологическая адаптация вынужденных мигрантов в новой социально-экономической среде — сложный и многомерный процесс взаимодействия представителей разных культур, в результате которого происходит формирование новой позитивной социальной идентичности, адекватной изменившимся социальным условиямпроцесс развития личностного потенциала мигрантов по мере их активного включения в различные виды деятельности (прежде всего в профессиональную деятельность), систему межличностных отношений, социальную и социально-политическую жизнь России, нахождение условий для реализации потребностей в самоуважении и самореализации личности.

Основными механизмами психологической адаптации вынужденных мигрантов к новой социально-экономической среде являются: осознание и переживание противоречий между потребностным и наличным планом ситуации, идентификация и вербализация проблемы,. определение круга возможного выхода из проблемной ситуации, апробация защитных реакций обостряющего и редуцирующего характера, разработка стратегии решения проблемы, внедрения отобранных тактических действий.

Вынужденная миграция — процесс, связанный с целым рядом негативных факторов, имеющих разноплановое воздействие на личность мигранта. Одними из важнейших выступают психологические факторы, так как данный процесс характеризуется высокой стрессогенностью и нарушением психологического здоровья мигранта. Поэтому психологические условия оптимизации данного процесса должны быть направлены на создание централизованной помощи данной группе населения. В процессе оказания психологической помощи вынужденным мигрантам может применяться как индивидуальное консультирование, так и групповая работа с использованием психологических тренингов (таких, например, как тренинги социокультурного взаимодействия, толерантности, стрессоустойчивости и др.), направленных на развитие свойств, которые формируют такое интегративное психологическое качество, как адаптированность.

Результаты эмпирического исследования позволяют сделать вывод, что существует совокупность факторов психологической адаптации вынужденных мигрантов, детерминирующие процесс адаптации. На психологическую адаптацию вынужденных мигрантов влияют такие факторы, как: социально-экономический статус, материальное благополучие, перспективы самореализации, принадлежность к новой социальной группе и стабильность ситуации, оказывающие разноплановое влияние на психологическое здоровье мигранта.

На втором этапе эмпирического исследования было установлено, что процесс психологической адаптации вынужденных мигрантов характеризуется высокой стрессогенностью, дестабилизацией психологического здоровья мигранта, развитием таких неблагоприятных характеристик, как тревожность, агрессивность, враждебность и обиды на окружающих, пессимизм и неуверенность в себе. Однако процесс адаптации будет проходить успешнее, если путем психологического тренинга, предполагающего развитие адаптивных качеств при прохождении диагностической, антиципирующей и реконструирующей стадий, объединяющего когнитивный, аффективный и поведенческий планы, формировать готовность мигранта к сотрудничеству с коренным населением, удовлетворенность новым окружением, позитивную социальную идентичность, межгрупповую толерантность.

Настоящее исследование подтвердило гипотезу о том, что психологическая адаптация вынужденных мигрантов к новым условиям социально-экономической среды будет проходить успешнее, если процесс взаимодействия с данной средой будет основан на реалистической антиципации возможных трудностей адаптации в новых условиях жизни, опытом позитивного сотрудничества с социальной средой и направленностью личности на конструктивное преодоление проблем через взаимодействие с новой социальной группой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 299 с.
  2. Р., Эмири Ф. О целеустремленных системах. М., 1974. 271 с.
  3. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1976 -272 с.
  4. В.Г. Место ценностных ориентации в построении типологии личности//Социологические исследования. 1980. № 1. С.34−43.
  5. .Г. Человек как предмет познания // Избранные труды. В 2-х томах. М, 1980. Т. 1.С. 16−178.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. -371 с.
  7. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. XV. № 1. С. 3−18.
  8. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии // Психологический журнал, 1989. № 1. С. 92−100.
  9. А.В., Стромилова И. А. Предварительные замечания к социологическому анализу падения продолжительности жизни в 1990-е годы в России // Петербургская социология. 1997. № 1. С. 27−37.
  10. Ю.Бассин Ф. В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности // Вопросы психологии. 1972. № 3. СЛ05−124
  11. П.Бассин Ф. В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал 1988. T.IX. № 3. С. 78−86.
  12. Г. А. Стратегии выживания адаптации преуспевания // Социологические исследования. 2001, № 6. С. 44 — 53.
  13. И.Березин Ф. Б. Некоторые механизмы интрапсихической адаптации и психосоматическое соотношение // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978. Т.Н. С. 281−291.
  14. И.Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Д., 1987.-270 с.
  15. М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности. М. 1979.
  16. М.И. Основные направления работы по социально-психологической реабилитации населения, пострадавшего в результате Чернобыльской катастрофы // Психологическое обозрение. 1996. № 1 с.2−14.
  17. В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 1994. № 6. С. 121−128.
  18. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.- 464 с.
  19. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.- 110с.
  20. Д., Педцер Дж. Введение в психотерапию: Принципы и практика психодинамики. М.: Класс, 1998. 386 с.
  21. В.И. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. М., 1976.
  22. М.П., Русалинова А. А. Некоторые вопросы адаптации новичков на производстве // Человек и общество. ЛГУ, 1971.
  23. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.-263 с.
  24. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999.-528 с.
  25. Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. Т. XVI. № 5. С. 104−115.
  26. Л.З., Черепанова Е. М. Организация и сопровождение групп самопомощи для семей беженцев и переселенцев // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. № 4. С. 10−24.
  27. А. Психологическая помощь беженцам в Норвегии // Мигранты из дальнего зарубежья: Информационно-аналитический бюллетень № 3. 2000. С. 48−51.
  28. В.К. К теоретической постановке проблемы стресса // Материалы Вильнюсской конференции психологов. Прибалтики. Вильнюс, 1972. С. 227−228.
  29. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. Д., 1994. 24 с.
  30. Выготский J1.C. Исторический смысл психологического кризиса. Соч. В 6-ти томах. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М., 1982. -С.291−437.
  31. Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение / Под ред. В. А. Тишкова. М., 1997. 308 с.
  32. Вынужденные переселенцы в России // Статист, бюллетень (ФМС России). М., 1995. № 6. С. 97−98.
  33. Ган Ю. В. Проблема социально-психологической адаптации личности: Автореф. дис. д-ра филос наук. — Свердловск, 1982.
  34. В.А. Системные описания в психологии личности. Л., 1984. -175 с.
  35. Л.Х., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов н/Дону., 1979. 120 с.
  36. Н.К. К проблеме этнопсихологической адаптации // Социологические исследования. 1995. № 11. С.63−67.
  37. С.В., Лысков Б. Д. Концепция социального будущего как факта регуляции социального поведения // Вестник СПб ГУ. 1992.
  38. JI.A. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. 1994. № 8−9. С. 3−16.
  39. P.M. Проявление защиты в межнациональных отношениях // Психологическая газета. 6/45/ июнь 1999. С. 16−17.
  40. В.В. Социально-психологическая адаптация вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья в России: Автореферат дисс. докт. психол. наук. М., 2002.
  41. Ф.Д. Детерминация психических состояний // Вопросы психологии. 1971. № 5. С.20−30.
  42. И.Н. Стресс социальных изменений // Петербургская социология. 1997. № 1.С.19−26.
  43. А. А. Измерение социальной напряженности. М., 1992.
  44. И.Б. Особенности психодиагностики в исследовании адаптации студентов: Автореферат дисс. канд. психол. наук. Л., 1980.
  45. Х.В. Положение беженцев в Северной Осетии. Социологический анализ // Вопросы социологии Северной Осетии / Под ред. С. П. Таболова. Владикавказ, 1993.
  46. О.Н., Мытиль А. В. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. 1995. № 6. С. 110−120.
  47. М.И. и др. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск, 1985. 206 с.
  48. Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. СПб., 1994. 80с.
  49. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980. -191с.
  50. Д., Ллойд Б. Портативная студия: арт-терапия и политический конфликт // Практикум по арт-терапии. СПб.: Питер, 2000. С. 382−422.
  51. И. Цивилизация и адаптация М., 1984. 240 с61. Карцева Т. Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал. 1988. Т. IX. № 5.
  52. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. М., 1988. 367 с.
  53. Комплексная социально-психологическая методика оценки личности инженера / Под ред. Э. С. Чугуновой, ЛГУ., 1991.-232с.
  54. Л.В., Шабанова М. А., Шарнина О. В., Чистякова Ю. Б. Социальная адаптация населения Сибири к рынку // Социологические исследования. 1993. № И. С. 22−27.
  55. Л.В. Женщина и рынок: Социальные угрозы и факторы риска // Общество и экономика. 1995. № 5. С.87−101.
  56. Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения // Психологические проблемы самореализации личности. Л., 1997. С. 7588.
  57. А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома // Вопросы психологии. 1995. № 5. С.69−89.
  58. А.А., Сафонов В. К. Психология спорта: теоретические и прикладные проблемы // Вестник Ленинградского университета, 1985. № 3. С. 70−77.
  59. П.В. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.-75с.
  60. Е.С., Прохватилов А. А. О системном подходе к исследованию процесса адаптации // Психологические проблемы повышения эффективной деятельности производственных коллективов. Курган, 1981. С. 155−159.
  61. Е.В. Исследование детерминант свободы несвободы от фрустрации // Психологический журнал. 1997. № 4. С.86−94.
  62. Л.В. Личностный фактор в преодолении стресса // Актуальные проблемы психологической теории и практики. Экспериментальная иприкладная психология / Под ред. А. А. Крылова СПб., 1995. Вып. 14. С.92−99.
  63. Куликов J1. В. Психология настроения личности: Автореферат дисс.. докт. психол. наук. СПб., 1997. 38с.
  64. В. П. Социальный интеллект и социальная компетентность // Б. Г. Ананьев и Ленинградская школа в развитии современной психологии: тезисы научно-практической конференции. СПб., 1995. С. 34−36.
  65. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. М., 1970. С. 178−209.
  66. Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.
  67. В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989. 304 с.
  68. Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. 343 с.
  69. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984.- 200 с.
  70. А.Б., Кузнецова А. С., Психопрофилактика неблагоприятных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.-132 с.
  71. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304с.
  72. Личность: определение и предсказание // Вопросы психологии. 1992. № 3−4. С. 34−42.
  73. М.А. Особенности психологической адаптации детей-мигрантов к русскоязычной школе: Дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 2001.
  74. С.Е., Суворов А. В. Тест рисуночных ассоциаций Розенцвейга (руководство по использованию). СПб., 1993. 64 с.
  75. В.В. Преступность в межнациональных конфликтах // Социологические исследования. 1995. № 4. С. 103−112.
  76. Д. Социальная психология / Научн. ред. А. Л. Свенцицкий. СПб., 1996.-684 с.
  77. Д. Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношения выходов и ситуаций // Психологический журнал. 1983. № 2.
  78. Макарова J1.B. Россия и новое зарубежье: миграционный обмен // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 95−100.
  79. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал, 2001, т. 22, № 1. С. 16 — 24.
  80. В.Л., Платонов К. К., Плотницкий Е. Н. Напряженность в полете. М., 1969. 170 с.
  81. Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. 284 с.
  82. В.И., Зараковский Г. М. Психофизиологический потенциал как фактор устойчивости популяции в условиях глобальных изменений природной среды и климата // Физиология человека, 1994. Т. XX. № 6. С.5−15.
  83. В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. Л., 1984. С.3−16.
  84. В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях // Экологическая физиология человека: адаптация человека к экстремальным условиям среды. М., 1979. С. 525−570.
  85. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад, 1999. Редакторы В. А. Тишков, Е. И. Филиппова. М., 2000. 224 с.
  86. Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации- Автореферат дисс.. канд. психол. наук. СПб, 1999.-24 с.
  87. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. -120с.
  88. Миграция и безопасность в России / Под ред. Витковской Г. А. М. 2000. -341 с.
  89. И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореферат дисс. канд. филос. наук. Л., 1974. 24с.
  90. А.А. Гармония и дисгармония в личности. М., 1990. 222с.
  91. И.Б. Психологическое исследование ситуации эмиграции // Психологический журнал. 2000. Т. I. № 1. С. 26−38.
  92. Г. Ф. Современные миграционные процессы: беженцы и эмигранты // Социологические исследования. 1992. № 3. С. 34−40.
  93. ЮЗ.Мудрик А. В. Социализация как социально-педагогическое явление // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1999. № 4. С. 142 148.
  94. К. Экономическая депривация, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки. СПб., 1997. -42с.
  95. К. Психология ответственности. М., 1983.
  96. В.П. Личность и неврозы. Л., 1960. 526 с.
  97. Н.И. Психическая напряженность. М., 1976. 112 с.
  98. У. Познание и реальность. М., 1981. 232 с.
  99. А.А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван, 1988.-264 с.
  100. Население в России 1995 / Под ред. А. Г. Вишневский. М., 1996. 110 с.
  101. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. T.XVIII. № 5. С. 20−30.
  102. B.C. Профессиональная адаптация и молодежь. М., 1969. ПЗ. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., 1983.166с.
  103. Н.Никифоров Ю. П., Стукалов В. А., Хасбулатова О. А. Проблемы адаптации и развития 'женщин в новых экономических условиях // Женщины России: проблемы адаптации и развития в новых экономических условиях. Иваново, 1995. С.22−29.
  104. Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981. 191 с.
  105. К. Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 45−67.
  106. О.В. О классификации состояний психической напряженности // Материалы III Всесоюзного съезда общества психологов СССР. М., 1968. Т. Ш. Вып. 1. С. 228−230.
  107. Опросник Басса-Дарки // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. С. 6−12.119.0сницкий А.К., Цуйкова Т. С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 92−104.
  108. В.Н., Таглин С. А. Введение в этническую психологию: Учебное пособие. Харьков, 1992. — 246 с.
  109. Г. Г. Современные миграционные явления: беженцы и вынужденные переселенцы в РСО-Алания. Социологический аспект // Работы Северо-Осетинского института социальных исследований. 1998. № 4. С. 3−30.
  110. Г. Г. Психологическая адаптация вынужденных мигрантов: Дисс. докт. психол. наук. СПб.- 1999.
  111. Павловец Г. Г Этнопсихологические особенности беженцев и вынужденных переселенцев из внутренних районов Грузии и Южной Осетии // Бюллетень Центра социальных и гуманитарных исследований ВИУ. Владикавказ, 1999. № 4. С. 100−113.
  112. В.Н., Посохова С. Т., Капустина А. Н. Динамика психологических особенностей человека // Психология человека вусловиях социальной нестабильности / Под ред. Б. Н. Сосновского. М., 1994. С. 10−29.
  113. .Д. Социальная психология. СПб., 1999. 591 с.
  114. JI. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психологический журнал. 1992. Т. I. № 1. С. 126−130.
  115. В.Н. Этнические мигранты и полиэтничная принимающая среда: проблемы толерантности // Социологические исследования. № 7. -2003-с. 84−91.
  116. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. -255с.
  117. В.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. № 3. С. 26−38.
  118. ИО.Поршнев Б. Ф. Функции выбора основа личности // Проблемы личности. М., 1969.
  119. С.Т. Психология адаптирующейся личности. Монография. СПб. 2001.-240 с.
  120. Л.Г., Бородко А. А. Показатели адаптации личности в производственном коллективе // Личность и деятельность: Межвузовский сборник / Под ред. А. А. Крылова, В. А. Ганзена, Е. С. Кузьмина, Н. В. Кузьминой, Л. Г. Почебут. Л., 1982. С. 146−151.
  121. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. Л. Изд-во ЛГУ, 1990. 272 с.
  122. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Под. ред. Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2002. 479 с.
  123. Психология. Словарь / Под общ. ред А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. 494 с.
  124. Психология беженцев и вынужденных переселенцев / Под ред. Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2001. — 279 с.
  125. Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. № 2. М., 2001. 128 с.
  126. Р.С. Эмоциональные реакции и эмоциональный стресс // Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. JL, 1976. С. 5−32.
  127. А.А. О феномене социально-психологической терпимости личности // Психологический журнал. 1991. № 4. С. 181 -182.
  128. А.А. К проблеме социальной адаптации личности. // Вестник СПбУ, 1995. № 3. Серия 6. С. 74−79.
  129. Е.С., Гребенникова JI.P. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи, 1996.
  130. М.В. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Новосибирск, 1995.
  131. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М., 2000.- 430с.
  132. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М: Наука. 1984.-192с.
  133. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. 702с.
  134. В.О., Иванов В. П., Козлов В. В. и др. Социальная напряженность: диагноз и прогноз // Социологические исследования. 1992. № 3. С. 3−32.
  135. Л.Л., Тарасова Н. В. Внутрироссийская миграция населения: нынешняя ситуация и прогноз // Социологические исследования. 1992. № 3. С. 31−39.
  136. Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. М., 1974. С. 95−112.
  137. Е.Г. О способах психологической адаптации личности // Проблемы психологии личности и коллектива. М., 1978. С. 111−119.
  138. А.В. Социальная адаптация человека в условиях НТП // Актуальные вопросы теории прогресса. Куйбышев, 1974. Вып. 2.
  139. Н.А. Социальная адаптация личности в коллективе // Социологические исследования. 1980. № 3. С. 44−51.
  140. Г. Стресс без дистресса. М., 1979. 125 с.
  141. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960. 54 с.
  142. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Д., 1990. 168 с.
  143. П.И., Борисова Г. Г. Психическое здоровье беженцев и мигрантов в Европе // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1994. № 1. С. 75−86.
  144. Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. СПб., 1993. 152 с.
  145. Г. Г. Русская семья в новой межнациональной ситуации // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 101−109.
  146. Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации // Социологические исследования. 1995. № 4. С. 82−87.
  147. Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М., 1996.
  148. В.В., Сусоколов А. А. Русские ближнего зарубежья: проблема адаптации в российской деревне // Российский этнограф. М., 1993. №З.С.З-172.
  149. ГУ. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. -389с.
  150. Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000.142 с.
  151. В.В. Психофизиология стресса. М., 1975. 208 с.
  152. Н.В., Лазебная Е. О. Синдром посттравматического стрессового нарушения: современное состояние проблемы // Психологический журнал. 1992. Т.ХШ. № 2. С. 14−29.
  153. К.Е., Черненко Е. К. Социальная детерминированность биологии человека. М., 1979.
  154. .Т. Русские беженцы: трагедия или издержки имперского сознания?//Социологические исследования. 1992. № 9. С. 59−64,
  155. Е.И. Роль культурных различий в процессе адаптации русских переселенцев // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.
  156. Л.М., Златопольский В. П. Казьмина О.Ю., Челикова Е. Б., Черепанова Е. М. Основные принципы социально-психологической работы с семьями беженцев // Проблемы семьи и семейной политики. М., 1993. С. 47−58.
  157. Н.С. Психология эмиграции. Социально-психологические и личностные проблемы: Автореферат дисс.. докт. психол. наук. СПб., 1996.-3 8с.
  158. В., Шапиро В., Шереги Ф. Межнациональные конфликты и проблемы беженцев. М., 1991.-214 с.
  159. Г. П. Фрустрирующие факторы в современной социокультурной ситуации // Социально-психологические проблемы человека в современной социокультурной ситуации: материалы научной конференции. СПб., 1994, с. 50−51.
  160. М.А. Социальная адаптация в контексте свободы / Социальные исследования, 1995, № 9.
  161. М.А. Ценность и «цена» свободы выбора в процессе социальной адаптации к рынку // Социологические исследования. 1995. № 4. С. 88−97.
  162. Л.А. Кризис идентичности в ситуации вынужденной миграции // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень № 2. М., 2001. с. 75−85.
  163. Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996 г.
  164. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека./ Ю. М. Губачев, Б. В. Иовлев, В. Д. Карвасарский и др. Л., 1976. 224 с.
  165. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  166. Этническая психология и общество / под ред. Лебедевой Н. М. М., 1997.
  167. Этнопсихологический словарь / Под. ред. В. Г. Крысько. М., 1999.
  168. Этносоциальные проблемы сельских миграций / Отв. ред. Сусоколов А. А., Степанов В. В. М., 1990.
  169. Т.И. Поведение аффективных детей в конфликтных ситуациях // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 113−123. 172.
  170. К. Ностальгия и преступление // Собрание сочинений по психопатологии: В 2-х тт., М., 1996. т.1 с.8−122.
  171. Bochner S. The Social Psychology of Cross-Cultural Relations // Cultures in Contact. Oxford, 1982.
  172. Berry J.W. Psychology of acculturation. // J. Berman (Ed.) Cross-Cultural Perspectives / Lincoln, 1990.
  173. Brislin R.W., Landis D., Brandt M.E. Conceptualisations of Intercultural Behavior and Traning // Brislin R.W. (ed.) Handbook of Intercultural Traning. V. 1, Elmsford, N.Y.: Pergamon Press, 1983. P. 1−35.
  174. Furnham A., Bochner S. Culture Shock: Psychological reactions to unfamiliar environments, L., N.Y., 1986.
  175. Lazarus R. Psychological Stress and the Coping Process. New York: McGrow-Hill Book Co., 1966. XIII. 466 p.
  176. Miller L. The Mental Health of Immigrants in Israel // Jams A., Marcus J., etc. Eds. Children and Families in Israel: Some mental Health perspectives. N.Y.I 970.
  177. Piaget J. Biology and Knowledge. Chicago, 1971. XII. 384 p.
  178. Triandis H.C. Culture and Social Behavior, N.Y. 1994.- 326 p.
Заполнить форму текущей работой