Развитие коммуникативной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации
![Диссертация: Развитие коммуникативной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации](https://westud.ru/work/5258989/cover.png)
Диссертация
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: системный и комплексный подходы к изучению личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Б. Ф. Ломов, В.Д. Шадриков) — положения концепции человека как активного субъекта жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, В.П. Зинченко) — концепция доверительных отношений личности (Т.П. Скрипкина) — основные… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
- 1. 1. Специфика взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника
- 1. 2. Характеристика психологической компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения
- 1. 3. Роль коммуникативной компетентности в профессиональ ной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения
- 1. 4. Возможности развития коммуникативной компетентности педа гога дошкольного учреждения в системе повышения квалификации
- Выводы по I главе
- ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
- 2. 1. Организация и процедура исследования
- 2. 2. Анализ и интерпретация данных эмпирического изучения особенностей коммуникативной компетентности педагога дошкольных образовательных учреждений
- 2. 3. Программа развития коммуникативной компетентности дош кольного педагога
- Выводы, но 2 главе
Список литературы
- Абакнрова Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности: Дисс.. канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. 191 с.
- Агеев B.C. Механизмы социального восприятия // Психологический журнал, 1989. № 2. С. 63−71.
- Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М., 1983.
- Алтунина И.Р. Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей (с помощью видеотренинга): Дисс.. канд. психол. наук. М., 1999. 213 с.
- Аминов Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 88−99.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избр. психол. труды. Т. 12. М., 1980.
- Андреева Г. М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. С. 152−166.
- Апцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 2.
- Аргешпова Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности // Психологический журнал. 1984. № 6. С. 130−133.
- Артамонова О.В. Формирование у старших дошкольников отношения к творческому началу в личности взрослого человека. М., 1992.
- А смолов А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. С. 206 220.
- Асмолов А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности // Психология с человеческим163лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997.
- Атлосова О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. педнаук. СПб., 1995.
- Балдышок Д.И. Системное исследование культуры общения педагога: Автореф. дис. канд. филос. наук. Тбилиси, 1968.
- Барабанщиков В.А., Кольцова В. А. Гуманизм, системность, общение // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 3. С. 6−13.
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д, 2000.
- Батаршев А.В. Психодиагностика способностей общения или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Туманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 176 с.
- Батчева Х. Х-М. О профессиональной культуре учителя: Сб. науч. тр. // Развивающаяся личность в системе высшего образования России. Ч. 2. Ростов н/Д, 2002.
- Безносое С.П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004.
- Березовин Н.А. Влияние учителя на межличностные отношения учащихся в начальных классах: дис.. канд. пед. наук. М. 1971. 250 с.
- Берестова JI.H. Социально-психологическая компетентность как основа эффективности управленческой деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1994.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 420 с.
- Богословский В.Н. и др. Информационные потребности студентов педагогического вуза и учителей в контексте профессиональной (информационной) культуры и компетентности // Наука и школа. 1999. № 6.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
- Бодалев А.А., Ковалев А. Г. О познавательных процессах в общении // Когнитивная психология. М., 1986. С. 195−205.
- Бодалев А.А., Криволап JI.M. О воздействии стиля общения педагога с учащимся на их эмоциональный опыт // Проблемы общения и воспитания. Ч. 1. Тарту, 1974.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Болотов В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. 2003. № 10. С. 8- 14.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991.
- Борисова Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения активных методов обучения в институте повышения квалификации: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1987.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М., 1990.
- Брудный А.А. К теории коммуникативного воздействия // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. С. 32−49.
- Буре Р.С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. М., 1985.
- Буров В., Дулииова Ю., Куликовская А. Психологическая культура и образование в XXI веке // Высшее образование в России. 2000. № 2.
- Бычкова Н.И. Социальное обучение взрослых в условиях неформального образования: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. Сочи, 2004.
- Васильев Г. С. Коммуникативные способности и их диагностика // Научные доклады XXVII Герценских чтений. Л., 1974.
- Ващенко Н.М. Педагогические основы повышения квалификации кадров // Советская педагогика. 1986. № 2. С. 46 49.
- Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51 55.
- Вегерчук Н.Э. Понимание как ключевой компонент в социально-перцептивной компетентности руководителя // Мир психологии. 2001. № 3.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
- Вергелес Г. И., Расе А. И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности // Подготовка специалиста в области образования / Отв. ред. Г. А. Бордовский. СПб.: Образование. 1994.
- Верипоеский С.Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. 2003. № 8. С. 3−8.
- Виноградова Н.Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993.
- Волкова Е.В. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. дис.. д-ра наук. М., 1998.
- Воронова А.А. Применение методов активного социально-психологического обучения педагогов в системе школьной психологической службы // Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. М., 1984.
- Гапоненко С.А. Диагностика и условия развития психолого-педагогической компетентности преподавателя педагогического колледжа: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1999.
- Гаспарова Е.М. Психологические особенности смены содержания игровой деятельности на рубеже раннего и дошкольного возраста: Автореф.. канд. психол. наук. М., 1985.
- Гаспарова Е.М. Режиссерские игры дошкольника // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. М., 1989. С. 111 120.
- Гейхмаи Л.К. Социально-психологический тренинг как средство анализа и коррекции индивидуального стиля общения // Системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991. С. 98−100.
- Глуханюк Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации. Дисс.. д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2001.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. № 1. С. 100−110.
- Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал. 1997. № 6.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.
- Грипюк Методы активизации обучения слушателей ИПК // Проблемы совершенствования организации учебного процесса в условиях ИПК. Рига, 1975.
- Гришечко О.С. Влияние психологической компетентности на профессионально-личностный рост учителя иностранного языка: Дисс.. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1999.
- Гудова Н.В. Влияние личностных характеристик субъекта на его представления об идеальном партнере по общению // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 3. С. 28−37.
- Гуськова Т.В. Развитие самостоятельности как свойства личности на ранних этапах онтогенеза // Новые исследования в психологии. 1988. № 1.1. С. 56−60.
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М., 1976.
- Денисенкова Н.С. Формирование познавательной направленности у детей шестилетнего возраста на занятиях в детском саду: Автореф. канд. психол. наук. М., 1991.
- Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. М., 2000.
- Доверие людей в процессе общения // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов н/Д, 1990.
- Долгополова Н.Ф. Развитие коммуникативных умений студентов менеджеров в условиях университета: Дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 1998. 188 с.
- Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ. М., 1995.167
- Доманов А.Г. Индивидуальные особенности оценочной деятельности педагога: дис. канд. психол. наук. СПб., 1991.
- Доценко E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1996.
- Дроздова И.И. Кодирование и интерпретация экспрессии эмоциональных состояний субъектами педагогического общения: Дис.. канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2003.
- Дубов И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990. № 5.
- Дьяченко Е.В. Особенности самосознания педагога в процессе профессионализации. Пермь, 2002.
- Емельянов Ю.Н. Обучение общению в учебно-тренировочной группе // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 2. С. 81−87.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис.. д-ра психол. наук. Л., 1991. 375 с.
- Ершова ЛД. Особенности перцептивных отношений учителя II Психология труда и личности учителя. Л., 1977.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Растянннков П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1991.
- Запорожец А.В. Развитие общения у дошкольников: Характеристика основных форм общения со взрослыми от рождения до 7 лет / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., 1979.
- Звездина Г. П. Субъектность учителя как детерминанта устойчивости личности к деструктивному влиянию профессиональной деятельности: Дисс. канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2006.
- Зеленская О.В. Стиль педагогического общения и его проявления в процессе самореализации педагогов ДОУ: Дис.. канд. психол. наук. 19.00.01 (Общая психология, психология личности, история психологии). Пермь, 2004.
- Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб пособие. Ростов н/Д., 1997.
- Змеев С. И. Технология обучения взрослых. М., 2002.
- Иванова B.C. К вопросу о коммуникативной активности личности. Формирование творческой активности личности ученика и студента. Омск, 1978.
- Иванова Е.Ю. Межличностное восприятие в педагогическом общении // Психология учителя: Материалы VII съезда Общества психологов СССР. М., 1989.
- Игнатьева Г. А. Самообучающаяся организация как модель развивающего обучения педагога в системе повышения квалификации // Психологическая наука и образование. 2005. № 4. С. 47 57.
- Игра и развитие личности дошкольника: Сб. научных трудов / Под ред. Г. Г. Кравцова и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.
- Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателей. М.-Белгород, 1993.
- Кабрын В.И. Психология коммуникативного развития человека как личности: Дисс.. д-ра психол. наук. СПб., 1993. 427 с.
- Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т. В. Антоновой. М., 1995.
- Каминская М.В. Педагогическая деятельность как феномен культуры // Психологическая наука и образование. 2002. № 3.
- Кап-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
- Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование. Дис. канд. психол. наук. JL, 1981. 199 с.
- Климов Е.А. Коммуникативные способности //Энциклопедия профессионального образования. М.: РАО Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. 568 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.
- Клищевская М.В. К проблеме профессионального развития // Вестник московского университета. Сер. 14. Психология. 2002. № 4. С. 3 11.
- Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000.
- Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 41 — 49.
- Козина А.В. Формирование эмпатии будущих педагогов средствами филологического образования: Дис.. канд. пед. наук. 13.00.08 (Теория и методика профессионального образования). Ставрополь, 2004.
- Козырева О.А. Компетентность современного учителя: Современная проблема определения понятия // Стандарты и модернизация образования. 2004. № 2. С. 48−51.
- Колесникова И.А. Основы андрогогики. М., 2003.
- Кондратьева А.С. Связь когнитивной компетентности с проявлением внушаемости и ригидности в социальной перцепции // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1979. № 2.
- Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1980. № 5.
- Коробицына М.Б. Анализ жестовых воздействий в деятельности педагога // Психологические трудности в общении: диагностика и коррекция. Тезисы докладов науч.-практ. конференции. Ростов н/Д, 1990.
- Коростылева JI.A. Самореализация личности в профессиональной сфере- генезис затруднений: Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. Вып. 5. СПб., 2001.
- Котова И.Б., Шыянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов н/Д., 1997.
- Кравцова Е.Е. Развитие произвольного общения у дошкольников со взрослыми и его значение для формирования психологической готовности к школьному обучению // Новые исследования в психологии. 1980. № 1.
- Крижанская Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М., 1999.
- Крухлет М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности. СПб., 1995.
- Кузнецова Е.В. Личность в межличностном общении: Методические аспекты исследований: Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д.: Проф-Пресс, 2002.
- Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий профессионального развития учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997.
- Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М., 2001.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя //Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 21−30.
- Кулюткин Ю. Н, Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. М., 1981.
- Кулягинова О.А. Возрастные и социальные особенности семантики психологической поддержки: Автореф. дис.. канд. психол. наук. 19.00.07 (Педагогическая и возрастная психология). Ростов н/Д., 1994.
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей: Пер. с англ. М., 1992.
- Лабунская В.А. Психологический портрет субъекта затрудненного общения // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 14−22.
- Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д.
- Лабунская В.А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М.: Академия, 2001.
- Латыпова В.В. Стили речевой коммуникативного поведения: структура и детерминанты // Психологический журнал. 1995. № 6. С. 90 100.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 2004. 303 с.
- Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. M.-J1., 1948. С. 4−15.
- Лефрансуа Ги. Прикладная педагогическая психология СПб., 2003.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.- Воронеж, 1997.
- Лисина М.И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка к школе. Кишинев, 1987.
- Ломтева Г. Н. Когнитивное развитие взрослых в зарубежных андрогоги-ческих теориях / Психология и педагогика развития личности. М., 2002.
- Лукьянова З.Н. Влияние самооценки внешности учащегося на его общение с другими людьми // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 69−71.
- Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. Ульяновск, 2002.
- Лурье Л.И. Региональная проблема модернизации системы повышения квалификации работников образования // Труды Всероссийской научно-практической конференции: Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество. М., 2002.
- Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980.
- Магомедов Н.М. Методология и методика свободного воспитания. Самара, 1995.
- Маэ/сар Н. Е. Теоретические возможности развития творческой индивидуальности учителя: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1996.172
- Макаревич Р. А. Влияние психической напряженности на процесс общения с учащимися // Психология учителя. М., 1989.
- Максимов Е.А. Смысл жизни как фактор педагогического творчества (психологический аспект): Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2001.
- Максимова Н.Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника// Вопросы психологии. 1983. № 5. С. 42−47.
- Маркова А.К. Психологические проблемы повышения квалификации // Педагогика. 1992. № 9 10. С. 65 — 67.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.
- Маствилискер Э.И. Индивидуальный стиль общения в совместной деятельности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1985. С. 14−30.
- Машекуашева М.Х. Психологические особенности формирования смысловой саморегуляции студентов будущих педагогов: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2004.
- Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н. А. Казариновой, В. Н. Польши. СПб., 2001.
- Миккин Х.Х. Роль коммуникативных движений в межличностном общении: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1977. 17 с.
- Митина A.M. Зарубежные исследования учебной мотивации взрослых // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2004. № 12. С. 56 65.
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.
- Митрофанов К.В. Смысловое пространство профессиональной педагогической деятельности и возможности построения типологии индивидуальных стилей педагогического общения // Системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991.
- Михайлов АЛ. Содержание повышения квалификации // Вербицкий А. А. Игровые формы контактного обучения. М., 1983.
- Московцев Н.Г. Образование взрослых как творческий процесс / Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Психология и педагогика в общественной практике. СПб., 2000. С. 143 145.
- Мрякииа Ю.В. Формирование и развитие коммуникативных способностей в процессе дифференциального обучения. Дисс.. канд. психол. наук. Самара, 1997. 133 с.
- Музыченко Е.А. Методы направленного совершенствования деятельности преподавателей в условиях повышения квалификации: Дисс.. канд. пед. наук. JL, 1983.
- Мухина B.C. Возрастная психология (от рождения до старости). М., 1995.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995. 356 с.
- Никитенко В.Н. Синтез психолого-педагогических знаний в практической деятельности учителя: Дис. канд. пед. наук. J1., 1978.
- Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя: Дис. канд. психол. наук. М., 1986.
- Новосельская И.Б. Работа над собой: ваша программа личностно-профессиопального развития // Обучение и карьера. 2004. № 3.
- Нурахунова А.А. Психологическая коррекция аффективных проявлений у детей старшего дошкольного возраста: Автореф.. канд. психол. наук. М., 1991.
- Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания. М., 1981.
- Онушкин В.Г., Кулюткин Ю. Н., Кричевский В. Ю. Повышение квалификации педагогических кадров в системе непрерывного образования // Вестник высшей школы. 1998. Декабрь.
- Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 16−26.
- Орлов О.М. Профессиональная компетентность будущего специалиста // Вестник ОГУ. 2002. № 2.
- Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования / Под ред. Т. А. Репиной. М., 1978.
- Охотникова В.В. Развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса в высших учебных заведениях. Дисс.. канд. психол. наук. Омск, 2000. 169 с.
- Панасюк А.Ю. Система повышения квалификации и перестройки кадров. М., 1990.
- Панферов ЯН. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей//Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 139−141.
- Панфилова А.П. Проблемы формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста. Хабаровск, 1998. 96 с.
- Парамонова JI.A., Тарасова КВ., Алиева Т. Н. Ребенок 5−6 лет в системе дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2005. № 2. С. 12- 17.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
- Петровский А.В. Значение и роль психологии в учебном процессе педагогического вуза // Вопросы психологии. 1971. № 2.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
- Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993.
- Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов н/Д., 1993. 67 с.
- Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 17−30.
- Петровский В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д, 1995. 85 с.
- Пищик В.И. Транслирование менталитета в процессе общения воспитателя и ребенка: Дис. канд. психол. наук. 19.00.07. Ростов н/Д., 1997.
- Плохий З.П. Путь гуманизации педагогического процесса детского сада // Гуманизация воспитания и обучения детей дошкольного возраста: Тезисы докладов научно-практ. конф. Ровно, 1992.
- Поваренков Ю.В. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.
- Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996.
- Подымов Н.А. Психологические барьеры в педагогической деятельности учителя: Дис. д-ра психол. наук. М., 1999.
- Подымов Н.А. Психологические барьеры в педагогической деятельности. М., 1998.
- Пономарева В.В. Психологическая подготовка студентов педагогического вуза к осуществлению личностно-развивающего образования. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ставрополь, 2001.
- Попова А.А. Формирование коммуникативной компетентности студентов педвузов средствами психологической практики. Дис.. канд. психол. паук. Ростов н/Д., 2004. 217 с.
- Практическая психология для преподавателей. М., 1997. 328 с.
- Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. М.: Новая школа, 1993.47 с.
- Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского. М., 1995.
- Психология профессиональной деятельности учителя / Сост. И. А. Баева, А. А. Боричев, П. Н. Виноградов, Б. Г. Ребзуев, Д. В. Ронзин, И.И. Скри-пюк. Л., 1990.
- Психология человека: от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана, М., 2002.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М. 2002. 393 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.
- Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.
- Реан А.А., Коломинский Я. А. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
- Регуш JI.A. Тренинг педагогической наблюдательности // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 86- 92.
- Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: Дисс. д-ра психол. наук. Казань, 1999.
- Рождественская Я.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 69−76.
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.
- Рубин К.Х., Роуз-Крэснор Л. Решение межличностной проблемы и социальная компетентность в поведении детей // Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. СПб., 201. С. 396 450.
- Рубинштейн С.Л. О воспитании привычек у детей. М., 1996.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.
- Руководителю дошкольного учреждения: Справочник. Изд. 2-е. М., 2002.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1990.
- Рыданова И.И. Основы педагогического общения. Минск: Белорусская навука, 1998.319 с.
- Рюмишна Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов // Вопросы психологии. 2000. № 1.
- Сенашенко В., Пахомов С., Клейменов А. Модернизация послевузовского профессионального образования // Высшее образование в России. 2004. № 12.
- Симонова Н.М. Профессиональная деформация в педагогической деятельности учителя // Психология сегодня. 1996. Т. 2. Вып. 3.
- Скрипкина Т.П. Психологические особенности доверия к людям в старшем школьном возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984.
- Скрипкина Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов н/Д., 1997.
- Скрипкина Т.П. Психология доверия. М., 2000.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
- Смирнова Е.О. Влияние общения ребенка со взрослыми на эффективность обучения дошкольников: Автореф. канд. психол. наук. М., 1977.
- Смирнова Е.О. Использование метода «доверенных лиц» при изучении общения дошкольников // Новые исследования в психологии. 1981. № 1. С. 27−31.
- Совершенствование профессиональных знаний и умений учителя в процессе повышения квалификации / Под ред. Т. Г. Браже, А. Я. Марона. М., 1982.
- Состояние, проблемы и стратегии развития педагогического образования / Под ред. А. А. Вербицкого, М. Н. Костиковой. М.- 1996.
- Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М., 1976.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
- Сухобская Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развития воспитательной активности взрослых учащихся // Вопросы психологии. 1984. № 5.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1971.
- Творческая направленность деятельности педагога / Под. ред. Ю.Н. Ку-люткина, Г. С. Сухобской. Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1987.
- Улыбииа Е.В. Проблемы агрессии учителя- профессионала // Становление личности учителя- профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь, 1993. Разд. 2- С. 75- 76.
- Учимся общаться с ребенком / В. А. Петровский и др. М., 1993.
- Форматок Т.В. Синдром «эмоционального сгорания учителя» // Вопросы психологии. 1994. № 4.
- Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск: ФМЗ, 1996.
- Цукермаи Г. А., Ермакова И. В. Развивающие эффекты системы Д.Б. Эль-конина В. В. Давыдова // Психологическая наука и образование. 2003. № 4. С. 56−70.
- Чалдшш Р. Психология влияния. Серия «Мастера психологии». 1999.
- Чудновскый В.Э. Проблема субъективности в свете современных задач психологии воспитания // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 15 25.
- Швайко А.П. Педагогические условия формирования коммуникативных качеств у студентов в процессе профессиональной подготовки: Дисс.. канд. психол. наук. Уфа, 1997. 171 с.
- Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. 1991. № 1.
- Шерьяздаиова Х.Т. Психологические основы профессиональной подготовки педагогов и психологов: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1999.
- Шкуратова И.Г. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д., 1994.
- Шорохова О.А. Психолого-педагогические затруднения воспитателей в развитии связной монологической речи дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. № 1. С. 9 15.
- Штеймец А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Дис. д-ра псих наук. СПб., 1999.
- Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. Ростов н/Д., 2005.
- Щербакова Т.Н. Развитие психологической компетентности учителей в системе повышения квалификации. Путь в науку: Сб. науч. статей. Вып. 4. Ростов н/Д., 2003.
- Щербакова Т.Н., Гаииева Р. К. Педагог как носитель и транслятор субъектности. Ростов н/Д., 2006.
- Щербакова Т.Н., Гаииева Р. Х. Психологическая компетентность педагога: транслирование личностных характеристик в общении с учениками. Ростов н/Д., 2003.
- Зльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
- Юдина Е.Г., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Нужно ли стране дошкольное образование? // Психологическая наука и образование. 2005. № 2. С. 51 -61.
- Юсупов Ф.М. Педагог, ищущий новое: штрихи к психологическому портрету // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 53−59.
- Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. № 6.
- Якунин В.А., Липов Е. Н. Психология педагогической деятельности. JI., 1990.
- Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке учителей. Киев, 1987.
- Adler A. The practice and theory of individual psychology. N.Y., 1925.
- Allport G.W. Patterns and Growth in Personality. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1961.
- Asch S.E. Social psychology. N.Y., 1952.
- Brachfeld Child Sheila, Schiavo R.Steven. Interactions of preschool and kindergarten friends and acquaintances // J.Genet. Psychol. 1990. V. 151. № 1. P. 45−57.
- Hall E.T. Our Silence Language // Science Digest. 1962. — Vol. 52. — N 2.
- Kelly G.A. The Psychology of Personal Constructs. -N.Y.: Norton, 1955.
- Lindsey G. (ed.). Handbook of Social Psychology. Vol. 2. — L. 1959.
- Lourenco O. Children’s appraisals of antisocial acts: A Piagetian perspective // British Journal of Developmental Psychology. 2004. V. 21. P. 1, 45 58.
- Maier V., Bernier A., Pekrun R., Zimmermann P., Grossmann K. Attachment working models as unconscious structures: An experimental test // International Journal of Behavioural Development. 2004. V. 28 (2). P. 180 189.
- Marcus H. The effect of mere presence of social facilitation: An unobtrusive test // Journal of Experimental Social Psychology. 1978 (July). — Vol. 14 (4).
- Persson G. Developmental perspectives on prosocial and aggressive motives in preschooler’s peer interaction // International Journal of Behavioural Development. 2005. V. 29 (1). P. 80−91.
- Peterson C., Siegal M. Mindreading and moral awareness in popular and rejected preschoolers // British Journal of Developmental Psychology. 2004. V. 20. P. 2,205−224.
- Reeve J., Bolt E., Cay Y. Autonomy Supportive Teachers: How They Teach and Motivate students // Journal of Educational Psychology. — Washington, DC: АРА, 1999. — Vol. 91. — № 3. — P. 537 — 548).