Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование самоотношения как технология психопрофилактики девиантного поведения в безнадзорной подростковой среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют основные положения социокультурного подхода, в рамках которого психическое развитие рассматривается как процесс качественных изменений, происходящих в психике людей в ходе усвоения ими социального опыта (культурноисторическая концепция JI.C. Выготского) — отдельные положения психолого-педагогических концепций и теорий развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологические аспекты изучения феномена самоотношения
    • 1. 1. Теоретический анализ основных подходов к пониманию самоотношения
      • 1. 1. 1. Анализ взглядов на природу самоотношения
      • 1. 1. 2. Самоотношение как иерархическая структура
      • 1. 1. 3. Функция самоотношения в структуре личности
    • 1. 2. Психологические особенности формирования самоотношения подростков
      • 1. 2. 1. Проблема формирования самосознания в подростковом возрасте
      • 1. 2. 2. Психолого-педагогические условия становления самоотношения
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Психологический анализ специфики безнадзорной среды
    • 2. 1. Теоретико-методологический анализ проблем подростковой беспризорности и безнадзорности
      • 2. 1. 1. Психолого-педагогический портрет современного беспризорника
    • 2. 2. Причины и социальные последствия детской беспризорности и безнадзорности
      • 2. 2. 1. Специфика личностных особенностей подростков, лишенных родительского попечительства
    • 2. 3. Девиантное поведение в контексте анализа ситуации развития в подростковом возрасте
      • 2. 3. 1. Виды и факторы возникновения девиантного поведения в подростковой среде
    • 2. 4. Технологии и методы психопрофилактики девиантного поведения в подростковой среде
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Эмпирическое исследование динамики самоотношения в процессе реализации программы психопрофилактики девиантного поведения подростков из безнадзорной среды
    • 3. 1. Обоснование и описание модели комплексной программы по формированию самоотношения в целях психопрофилактики девиантного поведения подростков из безнадзорной среды
    • 3. 2. Логика исследования и описание процедуры
    • 3. 3. Обработка результатов
    • 3. 4. Результаты исследования и их обсуждение
  • Выводы по третьей главе

Формирование самоотношения как технология психопрофилактики девиантного поведения в безнадзорной подростковой среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в российской системе школ-интернатов и коррекционных образовательных учреждений широко распространяется практика социально-психологической службы, среди направлений деятельности которой особое место занимают программы коррекции социальных дезадаптаций. Вместе с тем вне поля профессиональной деятельности психологов и социальных педагогов оказывается большая группа детей и подростков из неблагополучных, неполных или приемных семей, которые большую часть времени фактически проводят на улице. «Уличная» социальная среда способствует развитию следующих видов девиантного поведения: функциональной безграмотности, употребления психоактивных веществ, асоциального поведения и др., а также значительно затрудняет адаптацию подростков в современном обществе. Несмотря на большое количество научных работ по психологии подросткового возраста (JI.C. Выготский, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Б. Д. Эльконин, И. С. Кон, В. В. Столин, С. Р. Пантилеев, И. И. Чеснокова, А. А. Реан, B.C. Мухина, A.M. Прихожан, JI.A. Регуш, И. А. Зимняя, А. Ю. Агафонов, Р. Берне, К. Роджерс, Г. Крайг и др.), а также исследований, посвященных изучению отклоняющегося поведения (А.А. Реан, Б. С. Братусь, Е. Т. Соколова, С. А. Беличева, Г. К. Валицкас, Е. В. Змановская,.

B.Ф.Пирожков, В. Т. Кондрашенко, А. В. Гоголева, М. Раттер, К. С. Лисецкий,.

C.В. Березин и др.), существует дефицит научно-практических разработок, связанных с технологиями психопрофилактики девиантного поведения детей из асоциальных групп. В этой связи подростки, развивающиеся в безнадзорной среде, представляют собой особый объект изучения. В современной науке существует множество исследований данной группы детей с точки зрения различных подходов — медицинского, социально-правового, педагогического и др. Но изучение психологических особенностей безнадзорных подростков, а также факторов, влияющих на возникновение отклоняющегося поведения этих детей, является актуальной проблемой.

Безнадзорность и беспризорность являются отражением негативных процессов, происходящих в современном обществе. Поэтому, помимо углубления и расширения психологических знаний о развитии подростка и механизмах формирования девиантного поведения, актуальность исследования продиктована социальной востребованностью разработки мер профилактики отклоняющегося поведения в безнадзорной подростковой среде.

Цель исследования: обоснование и эмпирическая проверка эффективности комплексной программы психопрофилактики девиантного поведения подростков из безнадзорной среды.

Объект исследования: девиантное поведение.

Предмет исследования: формирование самоотношения как фактора коррекции девиантного поведения подростков.

Гипотезы исследования:

1. Развитие самоотношения является значимым фактором психопрофилактики девиантного поведения у подростков.

2. Эффективность программы психопрофилактики девиантного поведения подростков определяется позитивной динамикой их самоотношения.

Задачи исследования:

1. Произвести теоретико-методологический анализ проблемы развития самоотношения у подростков.

2. Изучить состояние проблемы социально-психологических детерминант и особенностей подростковой безнадзорности в отечественной и зарубежной литературе.

3. Проанализировать проблему девиантного поведения в контексте анализа ситуации развития в подростковом возрасте.

4. Разработать и апробировать программу психопрофилактики девиантного поведения подростков из безнадзорной среды.

5. Провести эмпирическое исследование динамики самоотношения в процессе реализации программы психопрофилактики девиантного поведения подростков из безнадзорной среды.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют основные положения социокультурного подхода, в рамках которого психическое развитие рассматривается как процесс качественных изменений, происходящих в психике людей в ходе усвоения ими социального опыта (культурноисторическая концепция JI.C. Выготского) — отдельные положения психолого-педагогических концепций и теорий развития личности в подростковом возрасте (П.Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Д. И. Фельдштейн, Б. Д. Эльконин, И. С. Кон, А. А. Реан и др.) — концепция Р. В. Габдреева о соотношении регулятивных и когнитивных механизмов в реализации поведения и деятельноститеории самоотношения (Н.И. Сарджвеладзе, В. В. Столин, С. Р. Пантилеев, Р. Берне и др.), а также теоретические взгляды на проблему подростковой безнадзорности (A.M. Прихожан, М. А. Алемаскин, А. В. Гоголева, A.M. Нечаев, С. Мориц, П. Петерик и др.).

Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотез исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов, включающий теоретический анализ философской, методологической, психологической и педагогической научной литературы по анализируемой проблеме, формирующий эксперимент, метод опроса, диагностический метод, метод экспертных оценок, методы математико-статистической обработки данных.

В качестве конкретных методик сбора эмпирических данных применялись:

• личностный опросник Ё. Пирса, Д. Харриса (в адаптации A.M. Прихожан, 2002г);

• стандартизированный тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантилеева;

• методика программированного наблюдения Д. Стотта. «Карта наблюдения».

Достоверность выводов обеспечивается методологической обоснованностью теоретических позиций, на которые опирается исследование, адекватностью методов и методик целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки, содержательным анализом эмпирического материала и статистической обработкой данных.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. впервые описаны нарушения психического развития безнадзорных подростков, исходя из концепции самоотношения;

2. созданная и апробированная программа психопрофилактики девиантного поведения подростков из безнадзорной среды учитывает как специфику развития личности в подростковом возрасте, так и социальную ситуацию, сложившуюся в современном российском обществе.

Теоретическая значимость определяется выявлением специфических личностных особенностей, которые значимо влияют на процесс социализации безнадзорных подростков.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанной комплексной программы психопрофилактики девиантного поведения безнадзорных подростков, направленной на формирование их самоотношения. Результаты исследования могут быть включены в учебные курсы по педагогической психологии и психологии отклоняющегося поведения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Самоотношение является одним из центральных факторов, определяющих поведение подростков.

2. Поскольку структура девиантного поведения безнадзорных подростков обусловлена несформированным или негативным самоотношением, формирование позитивного самоотношения является одной из главных задач профилактики девиантности.

3. Программа психопрофилактики девиантного поведения подростков должна базироваться на концепции формирования самоотношения.

Этапы исследования:

Первый этап (2002;2003 гг.) состоял из разработки плана диссертации, обоснования актуальности и формулирования проблемы исследования, определения объекта и предмета исследования, постановки целей и задач работы.

На втором этапе (2003;2004 гг.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогических исследований по теме работы, сформулирована гипотеза и разработана психопрофилактическая программа по работе с девиант-ными подростками.

В рамках третьего этапа (2004 г.) работы был разработан план эмпирического исследования, проведен анализ и подбор адекватных диагностических средств для его реализации.

Четвертый этап (2004;2005 гг.) исследования состоял из эмпирического исследования эффективности психопрофилактической работы по преодолению девиантного поведения подростков из безнадзорной среды, основанной на позитивной динамике их самоотношения.

На пятом этапе (2005;2006 гг.) обобщены данные, полученные в ходе исследования, выверены результаты с помощью методов математической статистики, подведены итоги и сформулированы выводы диссертации.

База исследования. Муниципальное учреждение (МУ) социальный приют «Ровесник» г. Самары (дневное и стационарное отделение). Испытуемые: подростки 12−16 лет. Объем выборки — 123 человека (70 юношей и 53 девушки).

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были апробированы на заседаниях кафедры общей психологии и психологии развития Самарского государственного университета, на международной конференции «Интеграция науки в высшей школе» (Самара, 2001), на международной межвузовской научно-практической конференции «Психология: грань между целым» (Самара, 2001), на III Международной научнопрактической конференции «Проблемы и теории юридической практики в России», секция «Вторые антинаркотические чтения» (Самара, 2006).

Материалы исследования также были представлены и обсуждались на ежегодных студенческих научно-практических конференциях (Самара, 2000, 2001, 2002 гг.), на международных конференциях: научно-практической конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов» (Москва, МГУ, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 гг.), межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2003, 2004, 2005 гг.), IX Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект» (Калуга, КГПУ, 2004 г.), зимней психологической школе (Санкт-Петербург, 2004 г.), летней школе практической психологии (Самара, 2001, 2002,2003,2004,2005 гг.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографии, включающей 223 источника, из них 25 на иностранном языке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Важным показателем негативных социальных процессов, происходящих в России, стала та волна детской и подростковой безнадзорности, которая захлестнула страну, начиная с 90-х годов 20 века. Это было связано с теми социальными и политическими процессами, которые происходили в обществе. Психологи, педагоги, социальные работники, а также правоохранительные органы оказались неготовыми к решению таких проблем, как употребление алкоголя, наркотиков и токсических веществ, преступное поведение, бродяжничество, функциональная безграмотность и т. д. Им пришлось заново разрабатывать и осваивать методики работы с подобными явлениями. Актуальность проблемы подростковой безнадзорности и девиантного поведения в обществе является причиной обращения к данной теме в научном исследовании.

В психолого-педагогической литературе широко представлены исследования девиантного поведения подростков, но результаты данных научных разработок не могут быть в полной мере перенесены на те специфические условия, в которых растут безнадзорные дети. Поэтому изучение психологических особенностей безнадзорных подростков, а также факторов, влияющих на возникновение отклоняющегося поведения в данной группе, является актуальной проблемой. Новизна и теоретическая значимость данной работы обуславливается выделением самоотношения как центрального фактора, определяющего поведение безнадзорных подростков.

В психологической практике существуют различные технологии и методы психопрофилактической работы с девиантными подростками. Однако стоит обратить внимание на нехватку программ превенции отклоняющегося поведения безнадзорных подростков, направленных на развитие их личностных особенностей. Таким образом, существует серьезная необходимость в разработке, апробации и оценке эффективности программ психопрофилактики девиантного поведения детей, лишенных родительского попечительства. Обозначенные противоречия обусловили актуальность данного исследования.

Опираясь на данные проведенного теоретического анализа психолого-педагогической литературы, а также на результаты эмпирического исследования, мы пришли к следующим выводам:.

1. Теоретический анализ феномена самоотношения позволил установить, что существует явная взаимосвязь между самоотношением подростка и различными видами его девиантного поведения. Особенности же его возрастного и социального развития могут влиять на силу и направленность этой взаимозависимости. Таким образом, особенности самоотношения влияют на развитие девиантного поведения, и их позитивная динамика является важнейшим фактором, детерминирующим социализацию безнадзорных подростков.

2. Рассматривая проблемы, посвященные девиантному поведению в отечественной психолого-педагогической литературе, важно отметить, что они связаны главным образом с трудными подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска. Выделяют различные факторы, влияющие на возникновение девиантного поведения подростков: социальные, биологические, психологические. Понимание взаимодействия и взаимообусловленности этих факторов между собой в процессе формирования личности необходимо для успешной реализации профилактической работы по предупреждению возникновения девиантного поведения подростков.

3. Показано, что беспризорность и безнадзорность являются очевидной причиной роста правонарушений, проституции, наркомании и токсикомании среди детей и подростков. В результате анализа существующих технологий и методов психопрофилактической работы с девиантными подростками можно отметить дефицит программ, направленных на развитие личностных особенностей детей и подростков из безнадзорной среды. Существует необходимость таких способов психопрофилактической работы, которые можно использовать в условиях социальных приютов и учреждений для детей, лишенных родительского попечительства.

Исходя из теоретического анализа данной проблемы, следует вывод о том, что превенция девиантного поведения подростков из безнадзорной среды может осуществляться с помощью психопрофилактической программы, которая базируется на концепции формирования позитивного самоотношения.

4. В процессе исследования была разработана и апробирована комплексная психолого — педагогическая программа по формированию самоотношения в целях психопрофилактики девиантного поведения подростков из безнадзорной среды. Эффективность воздействия данной программы определяется двумя условиями: формирование тех аспектов самоотношения личности, которые влияют на поведениесоциально — психологическая подготовка к эффективному участию в социальной реальности. Эти знания и умения ориентироваться в социальной среде выступают тем фоном, на котором возможно формирование системы самоотношения личности безнадзорного подростка.

5. Проведено эмпирическое исследование динамики самоотношения в процессе реализации программы психопрофилактики девиантного поведения подростков из безнадзорной среды. Факты, полученные в результате исследования, свидетельствуют о направленном воздействии данной программы на особенности самоотношения личности безнадзорного подростка, а также об отсутствии влияния личности психолога и групповой динамики на ее эффективность.

6. Самоотношение является одним из центральных факторов, опосредующим девиантное поведение подростков. Наиболее тесно связанными со степенью социальной дезадаптации являются такие его аспекты, как самоуважение, самопринятие, саморуководство, самопонимание и самообвинение. Взаимосвязь аутосимпатии и самоинтереса со степенью социальной дезадаптации по результатам исследования оказалась противоречивой, поэтому необходимо ее дальнейшее изучение.

7. Установлено, что позитивная динамика выделенных особенностей самоотношения способствует понижению степени выраженности девиантного поведения у подростков из безнадзорной среды.

Отметим, однако, что за рамками нашего исследования оказалось большое количество научных проблем, решение которых представляет собой перспективу дальнейших исследований в таких направлениях, как:

• изучение эффективности данной программы при работе с благополучными подростками;

• определение роли психолога в управлении общественными процессами в сфере профилактики девиантного поведения в безнадзорной подростковой среде;

• создание обучающих программ для сотрудников системы социальных приютов по основам профилактики девиантного поведения безнадзорных детей и подростков.

Материалы диссертационного исследования используются в обучающем спецкурсе «Психологические аспекты работы с безнадзорными подростками» для студентов-психологов, в психопрофилактических программах системы социальных приютов г. Самары, в реализации программы повышения квалификации и переподготовки кадров при учебном центре Самарского государственного университета, а также в работе психологов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  2. К.А. Психология и сознание личности. Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1999.
  3. А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем. Дисс. канд. псих. наук. Казань, 2000.
  4. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  5. А.А. Цели и задачи психотерапии при основных типах деликвентного поведения у подростков. «Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно психических заболеваниях». Сб. научных трудов. Л., 1988.
  6. Ф. Социальные, педагогические и психологические аспекты проблемы «уличных» детей и подростков в России // Магистр. М., 1999.-№ 6.-С.1−5.
  7. Е.В., Регуш Л. А. Наш проблемный подросток. СПб., 1999.
  8. М.А. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей / Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. -М., 1968.
  9. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1980.
  10. Г. М., Хелкама К., Дубовская Е. М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрас-те./ЛЗестник МГУ, серия № 14, № 4,1997.
  11. С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван. Луис, 1980.
  12. А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
  13. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
  14. Л.И. Роль семьи и сверстников в правовой социализации несовершеннолетних. Дисс. канд. психол. наук. М., 1981.
  15. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1999.
  16. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.
  17. К. Психология криминального поведения. СПб., 2004.
  18. В.В. Психологические условия формирования ответственного действия в подростковом возрасте. Дисс. канд. психол. наук. М., 2000.
  19. И.И. Содержание работы педагога-психолога с подростками по развитию психологической устойчивости к кризисным ситуациям. Дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 2001.
  20. Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник МГУ, серия № 14, № 4,1997.
  21. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
  22. С.А. Сложный мир подростка. Свердловск. Средне-Уральск, 1984.
  23. С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1989.
  24. О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших школьников // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 31 38.
  25. С.В., Лисецкий К. С. Серебрякова М.Е. Предпосылки подростковой наркозависимости. Самара, 2001.
  26. С.В., Лисецкий К. С., Назаров Е. Н. Психология наркотической зависимости и созависимости. М., 2001.
  27. Р. Развитие Я- концепции и воспитание. М., 1986.
  28. B.C., Херсонский Б. Г., Дворяк С. В., Глушков В. А. Наркомания у подростков. Киев, 1989.
  29. П.П. Трудные школьники. М., 1920.
  30. Р. Психология криминального поведения. СПб., 2004.
  31. Е.Н., Тюмасева З. И. Образовательные системы и системное образование. Калуга, 2003.
  32. А.А. Личность в общении. М., 1983.
  33. А.А., Карлинская И. М., Пантилеев С. Р., Столин В. В. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М., 1985.
  34. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. М., 1987.
  35. Л.И., Благодежина Л. В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  36. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под. ред. Д. И. Фельдшейна. М., 1995.
  37. Бол отовский И. С. Наркомании. Токсикомании. Казань, 1989.
  38. Большаков А. Г О некоторых клинико-патогенетических' закономерностях формирования синдрома бродяжничества у детей и подростков // Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981. !
  39. Дж. Привязанность. М., 2003.
  40. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника. Дисс. докт. пед. наук. М., 1991.
  41. .С. Аномалии личности. М., 1988.
  42. .С., Павленко В. Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномалии развития // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 146 154.
  43. Л.Ф., Морозов СМ. Словарь справочник по психодиагностике. СПб., 1999.
  44. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990.
  45. Д.Б. Психологическая коррекция самоотношения как механизм адаптации неблагополучных подростков // Психологические исследования: Сборник научных трудов. Самара, 2005. С. 73 77.
  46. А.В., Шульга Т. И. Психологическая служба в учреждениях социально педагогической поддержки детей и подростков. М., 2001.
  47. Д. Искусство психотерапевта. СПб., 2002.
  48. Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей //Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 45−57.
  49. Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал. 1997. Том 18. № 2. С. 58−79.
  50. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984.
  51. Г. А. Нравственно-психологический климат и мастерство учителя. Ижевск, 1995.
  52. JI.C. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6-ти т. Т.5. М., 1983.
  53. JI.C. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Московского университета. 1991. Серия 14. № 4. С.5−18.
  54. JI.C. Психология возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т.4. М., 1984.
  55. Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. М., 2001.
  56. Т.П. Диагностика в личностном консультировании подростков. // Психологическая наука и образование. № 2,1997.
  57. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959.
  58. В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб., 1994.
  59. М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом возрасте. / Мир психологии, № 1, 1998.
  60. А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. М., 2004.
  61. Л.Я., Алешина Ю. А. Взаимосвязь отношения к себе и другим // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982. № 4. С. 21 29.
  62. В. Особенности Я концепции как фактора формирования аддиктивного поведения, 2000 // club.fom.ru
  63. И.А. Влияние семьи на формирование деликвентности у подростков // Психологический журнал. 1994. Том 15. № 2.
  64. Государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации». М., 1994.
  65. Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.
  66. А.Н. Типы трудных детей. Л., 1930.
  67. Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
  68. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  69. Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения. /Вопросы психологии. № 5, 1995.
  70. У. Психология. М., 1991.
  71. Ф.Э. Детская беспризорность и ВЧК // Избр. статьи и речи. М., 1947.
  72. Т.В. Некоторые общие вопросы изучения личности подростка. «Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении». М., 1968.
  73. Н.П., Кудрявцев В. Н. Генетика поведения, ответственность: о природе антиобщественных поступках и путях их предупреждения. М., 1989.
  74. В.В., Стяжкин В. Д. Наркомании и токсикомании. Л., 1990.
  75. Ю.В. Новые пути интеграции проблемных детей в школьный социум: Автореф. дисс. докт. псих. наук. М., 2002.
  76. В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов, 1980.
  77. О.В., Зуева С. П., Нижегородова М. Н. «Путешествие во времени». Методические рекомендации по курсу профилактических занятий для подростков. Серия «Работающие программы». Выпуск 4. М., 2000.
  78. В.М. О работе центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи с безнадзорными детьми // Вестник образования. 1998. № 11/12. С. 67−78.
  79. Е.В., Крейдун Н. П., Ячина Д. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. 1990. № 9. С. 83−90.
  80. В.К., Дубровина В. Н., Ослов В. И., Холмогорова А. Б. Пути решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. Монография. -М., 2002.
  81. А.И. Психотерапия у детей и подростков. М., 1982.
  82. О. Молодежь: поведение, отклоняющееся от нормы //Народноеобразование. 1999. № 9. С. 233−235.
  83. .В. Психология личности: норма и патология. М., 2003.
  84. И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.
  85. Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). М., 2004.
  86. К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974.
  87. Е.П. Эмоции и чувства. М., 2002.
  88. Д.Н. Девиантное поведение детей и подростков. www.narcom.ru
  89. Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии неврозов в свете психологии отношений.
  90. Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях". Сб. научных трудов. JL, 1988.
  91. О. Беспризорные дети. Практика работы опытной станции. М., 1926.
  92. .Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998.
  93. О. Система учреждений социальной профилактики детской безнадзорности в дореволюционной России // Мое Отечество. 1999.
  94. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 1994.
  95. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
  96. Ю.А., Дружинин О. П., Руденский Е. В. Психология девиантного поведения. М., 2001.
  97. Е.А. Психология профессионала. М., 1996.
  98. С.Г. Компания пьяных подростков // Вопросы психологии. 1967. №З.С.110−119.
  99. В.В., Авербах. Я.К., Вишнякова Ю. С., Заиров Г. К., Кура-пова Г. М., Семенов С. Ф., Сосюкало О. Д., Шахматов Н. Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981.
  100. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
  101. Кон И. С. Девиантное поведение. Психология ранней юности. М., 1992.
  102. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности.// Психологический журнал. Т.8. № 4,1987.
  103. М.Ю. Особенности психосоциального развития подро-стков//Вопросы психологии. № 3.1997.
  104. В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.
  105. Г. Психология развития. СПб., 2000.
  106. С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.
  107. В.Н. Причины правонарушений. М., 1976.
  108. JI.B. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб., 2002.
  109. В.И. Причины детской беспризорности // Вестник просвещения. 1924. № 9. С. 118−134.
  110. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1987.
  111. Д.А., Бузин В. В. Особенности смысловой структуры мировоззрения при хроническом алкоголизме // Вестник Моск. ун-та Сер. 14. Психология. 1992. № 3. С. 22−30.
  112. Е.В., Лисецкий К. С. Критика общепринятой концепции профилактики наркотизма // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы III Всероссийского съезда психологов 25−28 июня 2003: В 8 т. СПб., 2003. Т.5. С.133−136.
  113. А. Дети без родителей, М., 1987.
  114. А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при разных типах акцентуации характера у подростков «Саморазрушающее поведение у подростков», Л., 1991.
  115. А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. Л., 1991.
  116. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. В. С. Мухиной. М., 1991.
  117. В.В. Личностные условия мотивации преступного поведения //Криминальная мотивация, М., 1986.
  118. А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
  119. Н.М. Методология и методика свободного воспитания. Самара, 1996.
  120. А. С. Педагогические сочинения в 8 т., М., 1983.
  121. Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков//Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 93−99.
  122. А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
  123. A.M. Психология мышления и механизмы целеообразо-вания // Вопросы психологии. 1981. № 4.
  124. А.С., Кузьнецова М. А., Никитина С. Р. Организация психолого-педагогической помощи учащимся с отклонениями в нравственном развитии и поведении // Вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 1985. С. 12−16.
  125. Э. Профилактика безнадзорности детей и подростков // Правозащитник. 1999. № 2. С. 17.
  126. Методы и педагогические приемы воспитательной работы с трудными подростками. Киров, 1978.
  127. А.В. Отчуждение в подростковом возрасте и проблема его преодоления: Автореф. дисс. канд. псих. наук. Москва, 1999.
  128. Г. М. Особенности классификации несовершеннолетних преступников // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1970.
  129. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Вопросы психологии. № 4,1997.
  130. Ю. Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный механизм. СПб., 1999.127с.
  131. К. Психология ответственности. М., 1983.
  132. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000.
  133. В .Н. Психология отношений. Воронеж, 1995.
  134. А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988.
  135. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб., 2001.
  136. В.М. Педагогическая диагностика отклонений в нравственном развитии подростков. Дисс. канд. пед. наук. М., 1973.
  137. Общая психодиагностика. / Под ред. Бодалева А. А., Столина В. В. СПб., 2000.
  138. Л.Я., Чепурных Е. Е., Шульга Т. И., Быков А. В. Инновации в работе специалистов социально-психологических учреждений. М., 2001.
  139. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.
  140. С.Р., Столин В. В. Методика исследования самоотношения // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1989. № 1.
  141. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону., 1996.
  142. В.Ф. Криминальная психология. В 2-х кн. М., 1998.
  143. Ю.В. Особенности психотерапии при ранней алкоголизации и токсикоманическом поведении подростков с психопатическими расстройствами. «Психологические исследования и психотерапия в наркологии», Л., 1989.
  144. Г. М., — Алемаскин М.А. Методика предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних. М., 1987.
  145. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. М., 2001.
  146. A.M., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб., 2005.
  147. А.В. Социально-психологические детерминанты и особенности подростковой безнадзорности. Дисс. канд. псих. наук. М., 2005.
  148. Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.2000.
  149. .Ф. Условия и причины возникновения и развития отклонений в поведении детей и подростков. Волгоград, 1986.
  150. М. Помощь трудным детям. М., 1987.
  151. А.А. Социальные, педагогические и психологические аспекты проблемы уличных детей и подростков в России // Социологические исследования. 2000. С. 1−5.
  152. А.А. Психология подростка. Полное руководство. СПб., 2003.
  153. В.А. Некоторые практические аспекты групповой психотерапии при токсикоманическом поведении у подростков. «Психологические исследования и психотерапия в наркологии». Д., 1989.
  154. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
  155. Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 23−33.
  156. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  157. И.А. Основные направления исследования самопознания в зарубежной психологии // Психологический журнал, 2001. № 1. С. 102−112.
  158. C.JI. Основы общей психологии. СПБ., 1998.
  159. К. Групповая психотерапия. СПБ., 1999.
  160. Н.И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности //Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.
  161. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1974.
  162. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2001.
  163. Т.П. Доверие к миру как фундаментальное условие толерантности. Ростов-на-Д., 2002.
  164. Н.Дж. Социология. Типы девиации. М., 1992.
  165. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
  166. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности. Научно-методическое пособие для работников социальных приютов. М., 1997.
  167. А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
  168. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
  169. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  170. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс. докт. псих. наук. М., 1985.
  171. А.В., Степанов И. Л., Струкова А. Н., Луговской С. С., Хал-деева Н.И. Этнофункциональный подход к психологическим показателям адаптации человека // Психологический журнал. 1997. Т. 18. N 6. С. 84−96.
  172. В.А. Трудные судьбы. М., 1967.
  173. Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
  174. Технология формирования социальных навыков. Методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ / Под общ. ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. Самара, 2001.
  175. М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. № 1,1987.
  176. Д.Н. Установка у человека / Психология личности. Т.2. Самара, 2000.
  177. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М., 1999.
  178. Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
  179. Д.И. Трудный подросток. Душанбе, 1972.
  180. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 13.01.2001». № 1. М., 2001.
  181. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  182. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М, 1989.
  183. Э. Душа человека. М., 1998.
  184. К. Ваши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. СПб., 1997.
  185. С.Н. Самооценка недисциплинированных подростков и их оценочное отношение к окружающим // Психологические особенности самосознания подростка. Киев, 1980.
  186. И.И. Проблемы самосознания в психологии. М., 1977.
  187. И. Психодиагностика психического развития. Прага, 1978.
  188. Ф.Э., Арефьев А. Л., Вострожнутов Н. В., Зайцев С. Б., Никифоров Б. А. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М., 2001.
  189. Т.И., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми группы риска // www.ergeal.ru.
  190. Э.Г., Кулаков С. А., Черемисин О. В. Исследование образа «Я» у подростков с аддиктивным поведением. «Психологические исследования и психотерапия в наркологии». Л., 1989.
  191. .Д. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва-Воронеж, 1995.
  192. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
  193. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  194. Н. Ребенок- бродяга: социальный портрет // Домашнее воспитание. 2002. № 2. С. 5−9.
  195. Юнг К. Г Конфликты детской души. М., 1995.
  196. В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994.
  197. Adams C.R., Gullotta Т. and Clancy M.A. Homeless adolescents: a descriptive study of similarities and differences between runaways and throwaways. Adolescence- 1985- vol.20- p: 715−724.
  198. Anarfi J.K. Vulnerability to sexually transmitted disease: street children in Accra. Health Transil.Rev.- 1997- vol.7 Suppl- p: 281−306.
  199. Aneci Rosa C.S., Borba E.S., and Ebrahim G.J. The street children of Recite: a study of their background. J.Trop.Pediatr.- 1992- vol.38- p: 3440.
  200. Bananji M.R., Prentice D.A. The Self in Social Context // Annual Review of Psychology. 1994. Vol.45, p: 297−332.
  201. Bartek J.K.,. McNamee M.J., Baldwin J.N. and Meade C.S. The sheltered homeless and medications: Implications for health care. J.Am.Acad.Nurse. Pract.- 1996- vol.8- p: 571−576.
  202. Britt T. W. The Self-Consiouness scale: on the stability of the three factor structure // Personality and Social Psychology Bull, 1992, v.18. p: 144.
  203. Carney T. and Tait D. Caught between two systems? Guardianship and young people with a disability. Int.J.Law Psychiatry- 1997- vol.20- p: 141−166.
  204. Coopersmit S. The antecendents of self-esteem. N.Y.: Freeman, 1967.
  205. Dadds M.R., Braddock D., Cuers S., Elliott A. and Kelly A. Personal and family distress in homeless adolescents. Community Ment. Health J.- 1993- vol.29- p: 413−422.
  206. Erikson E.H. Childhood and Society, 2nd ed., New York: W.W. Norton, 1963, Part 1.
  207. Filstead W.J., Parella D.P., Ebbitt J. High-risk situations for engaging substance abuse behavior // J.Stud.Alcoh. Vol.49., 1988. p: 144.
  208. Gaetz S. and Lee J. Developing dental services for street youth. Ont. Dent- 1995- vol.72- p: 34−37.
  209. Hartmann H. Ego psychology and the Problem of adaptation. N-Y., 1958.
  210. Herman D.B., Susser E.S., Struening E.L. and Link B.L. Adverse childhood experiences: are they risk factors for adult homelessness? Am.J.Public Health- 1997- vol.87- p: 249−255.
  211. Kamieniecki G.W. Prevalence of psychological distress and psychiatric disorders among homeless youth in Australia: a comparative review. Aust.N.Z.J.Psychiatry- 2001- vol.35- p: 352−358.
  212. Kaplan H.B. Self-Attitudes and Deviant Behavior. Pacific Palisades, Calif., 1975.
  213. Kaplan R.M., Sallis J.F., Patterson T. L. Health and human behavior. USA, 1993- p: 56−58.
  214. Kelly E. Homeless young people in cities. Midwife. Health Visit.Community Nurse- 1978- vol.14- p: 357−358.
  215. Kidd S.A. and Krai M.J. Suicide and prostitution among street youth- a qualitative analysis. Adolescence- 2002- vol.37- p: 411−430.
  216. Kostetlitz J. No home, no help. Natl.J.(Wash.) — 8−9-1990- vol.22- p: 2120−2123.
  217. Leary M.R., Nezlek J.B. Self-presentation in everyday interactions: effects of target familiarity and gender composition.// Journal of Personality and Social Psychology, 1994, v.61, N 4- p: 156.
  218. Marsh H.W., Parada R.H., Yeung A.S., Healry J. Aggressive school troublemakers and victims: a longitudinal model examining the pivotal role of self-concept // Journal of educational psychology. 2001. V.93. № 2- p: 411−419.
  219. Roux J. and Smith C.S. Is the street child phenomenon synonymous with deviant behavior? Adolescence- 1998- vol.33- p: 915−925.
  220. Rosenberg M. Conceiving the self. N.Y., 1979.
  221. Wylie R.C. The self-concept. L.: Linkoln, 1974.
Заполнить форму текущей работой