Психологическая коррекция адаптационных затруднений профессионального становления военного руководителя
![Диссертация: Психологическая коррекция адаптационных затруднений профессионального становления военного руководителя](https://westud.ru/work/5001431/cover.png)
Одной из актуальных проблем психологического сопровождения профессионального становления военных руководителей является поиск и внедрение подходов и методов, активизирующих процессы их профессиональной адаптации. Перспективным средством, способствующим более эффективной адаптации на этапе профессионального становления в различных условиях военной службы является психологическая коррекция… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВОЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Теоретические основы исследования затруднений профессионального становления военных кадров
- 1. 2. Личностно-профессиональные детерминанты ф затруднений руководящего состава
- 1. 3. Организационно-методические основы психокоррекционной работы в период профессионального становления офицерских кадров. 5Э
- 1. 4. Методика психологической диагностики затруднений профессионального становления офицеров
Глава 2. ПУТИ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ АДАПТАЦИОННЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ. i 2.1. Анализ эффективности индивидуально-психологической коррекции профадаптационных затруднений руководящего состава
2.2. Социально-психологический тренинг как средство групповой психокоррекции адаптационных затруднений военных руководителей
2.3. Условия продуктивной психокоррекции адаптационных затруднений управленческих кадров
Список литературы
- Абдурахманов P.A. Психологические трудности общения и их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане: Дис... канд. психол. наук, — М.: ВПА, 1994. -223 с.
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Брест: Изд-во Брестского гос. пед. ин-та, 1993. 143 с.
- Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. — 128 с.
- Абульханова К. А., Бодалев А. А., Деркач А. А., Кузьмина Н. В., Лаптев Л. Г. Акмеология вчера, сегодня, завтра// Практическая психология и психоанализ.-1997.-N1.-С.12−27.
- Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 336 с.
- Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Феликс, 1992. — 128 с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: НПО «Прагма», 1993. — 175 с.
- Айзенк Г. Сорок дней спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии.// Психологический журнал. -1994. -Т. 14. -N 4. -С. 3- 19. ¦
- Александров А. И. Психологический анализ формирования профессиональной направленности личности курсантов ВВПУ: Дис.. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1977. — 213 с.
- И. Алексеев Н. Г. Методологические принципы анализа концептуальных схем деятельности.:В кн. Эргономика. -М., 1979.-С.49 57.- 160
- Алдашева A.A. Психологическая адаптация специалистов ВМФ к условиям деятельности: Автореф.дисс. д-ра психол. наук: Бишкек, 1995. 37 с.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства, — (Руководство для врачей). М.: Медицина, 1993. -400 с.
- Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1986. — 151 с.
- Аминов H.A., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. -1992. N 1. -С. 74−83.
- Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. -Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 384 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. — 324 с.
- Андреева Д.А. О понятии адаптации // Человек и общество. Вып. 13, Л.: 1973.-С. 62−69.
- Анисимов 0. С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. М.: РАГС, 1995. — 272 с.
- Анисимов О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии. М.: РАГС, 1995. — 272 с.
- Анохин П.К. Вступительная статья // Гельгорн 3. Регу- 161 ляторные функции автономной нервной системы. М.: Медицина, 1948. -с. 79.
- Анцупов А.Я. Социально-психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров: Дис. д-ра психол. наук. -М.: ВПА, 1993. 440 с.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. -1994. -Т. 15. -N 1. -С. 3- 18.
- Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.:"REFL -book", 1994. 314 с.
- Баева И.А. Социально психологическая адаптация молодых рабочих в производственном коллективе: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1985. -21 с.
- Баклицкая О.П. Социально-психологическая адаптация молодого рабочего в трудовом коллективе (на материалах радиопромышленности): Дис. канд. психол. наук. -Гродно: ГПУ, 1987. 192 с.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. — N 1. -С. 92−100.
- Барлас Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психологический журнал. 1994.' - Т. 15. — N 6. -С. 116−120.
- Батурин H.A. Успех, неудача и результативность деятельности. // Психологический журнал. -1987 -т. 8. -N3. С. 87−93.
- Беличева С.А., Кондратьев М. Ю., Лущук В. Социаль- 162 но-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993. -114 с.
- Белкин П.Г. Социально-психологические факторы адаптации молодого специалиста в научном коллективе: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1985. — 23 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. — 400 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 421 с.
- Биочинский И. В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск. Автореф. Дис.. докт. пед. наук. М.: РАО, 1993. -40 с.
- Бобошко М. Ю. Автоматизированный профессионально психологический отбор: опыт применения / Труды НИИ гражданской авиации. Вып. 23. 1986. — С. 124 — 141.
- Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения, — М.: Фианта-Наука, 1998.-168 с.
- Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Моск. психотерапевт. журнал. 1993. — N 1. -С. 63−76.
- Братусь Б.С. Аномалии личности.- М.: Мысль, 1988. -301 с.
- Братусь Б.Г. К проблеме человека в психлогии. // Воп- 163 росы психологии. -1997. -N5. С. З — 19.
- Бурега В. В. Профессиограмма ротного политработника: научно- психологические основы разработки содержания и применения: Дис... канд. псих. Наук. М.: ВПА. 1989. — 186 с.
- Бурлакова Н.С., Соколова Е. Т. О некоторых результатах внутридиалогического анализа психотерапии.// Мир психологии. -1996. N3. -с. 75−82.
- Бурлачук Л.Ф., Коржова Е. Ю. Индивидуально-психологические особенности больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в процессе их социальной адаптации // Психологический журнал. -1992. Т. 13. — N 3. -С. 112−120.
- Бурлачук Л.Ф., Коржова Е. Ю. К построению теории «измеренной индивидуальности» в психодиагностике // Вопросы психологии. 1994. — N 5. — С. 5−11.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности: понятийный аппарат и методы исследований: Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени д-ра психол. наук., -Киев: Киевский ГУ, 1989. -38 с.
- Бурно М.Е. К вопросу о клинической (медицинской) психотерапии // Моск. психотер. журнал. -1993. -И 4. -С. 213−220.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. — 186 с.
- Бутенко Г. П. Практическая консультативная психология // Вопросы психологии.- 1988. N 1. — С. 180−181.
- Буянов В.И. Психологическая коррекция затруднений социально-психологической адаптации молодых офицеров к условиям службы в воинской части. Дисс. канд.психол.наук. -М., 1996.С.39.
- Васина Н.В. Возрастная динамика творческой продуктив- 164 ности профессиональной деятельности руководителей системы образования: Дис.канд.психол.наук.-М.:РАГС, 1997.-220 с.
- Василкж Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций М.: МГУ, 1984. — 200 с.
- Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. — Т.16. -N5.-0. 104- 114.
- Вдовюк В. И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М.: ВПА, 1971. — 271 с.
- Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы ПСИХОЛОГИИ. -1994. -К 4. С. 82−92.
- Военная психология и педагогика/ Под ред. В. Ф. Кулакова.- М.: Совершенство, 1998.-320 с.
- Воинский труд: наука, искусство, призвание. Монография. Под общ. ред. В. Н. Яковлева.-М.: Совершенство, 1998.-472 с.
- Волковицкий Г. А. Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров: Дис. канд. психол. наук. -М.: ВПА, 1994. 287 с.
- Воробьев Г. Г. Оценка кадров специалистов с помощью профессиограмм и тестов в научно-исследовательских и проектных учреждениях. М., 1975. — 147 с.
- Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопросы психологии. -1995. -И 2. С. 19−30.
- Вудкон М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика. Пер. с англ.- М.:Дело, 1991. 320 с.
- Введение в профессию (Учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов). М.: Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований Вооруженных Сил, 1992. — 128 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во1. МГУ, 1976. 148 с.
- Ган Ю. В. Проблема социальной адаптации личности: Ав-тореф. дис. канд. филос. наук. Свердловск: Уральский гос. университет, 1982. -18 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1. Пер. с Франц. М.: Мир, 1992. — 496 с.
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. Пер с англ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 464 с.
- Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 320 с.
- Гройсман А.Л. Коллективная психотерапия. М.: Медицина, 1969. — 212 с.
- Групповая психотерапия./ Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. М.: Медицина, 1990. — 384 с.
- Гусев В. В., Петров В. А., Федоренко С. А. Аудит профессионала // Сборник научных трудов. Орел: ВИПС, 1997. — С. 8−22.
- Гусева А. С. Гуманитарные технологии в системе развития профессионализма госслужащих / В сборнике «Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы». М.: Изд-во РАГС, 1996. — С. 86 — 118.
- Гусева A.C. Теоретико-методологические основы гуманитарно-технологического развития госслужащих. Автореф. дисс. докт. психол. наук.-М.: РАГС, 1997.- 54 с.- 166
- Девятко B.B. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными: Дис. канд. психол. наук.- М.: ВПА, 1991. -241 с.
- Деркач A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. -М.: Луч, 1993. -71 с.
- Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров госслужбы / В сборнике «Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы.» М.: Изд-во РАГС, 1996. — С. 20 — 38.
- Джаманова М. Б. Социальные условия и факторы адаптации молодого рабочего в трудовом коллективе: Автореф. дис. канд. философ, наук. Алма-Ата: Казахский гос. унив., 1982. -20 с.
- Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Тран-сакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ./ Общ. ред. и послесл. Л. А. Петровской. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс Универс», 1993. — 336 с.
- Дичев Т.Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровья человека (методы и социальные аспекты). -М.: Медицина, 1976. 284 с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене- 167 общения. М.: Просвещение, 1986. — 206 с.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984.207 с.
- Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. -1993. N 4. -С.3−13.
- Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Институт психологии РАН, 1993. — 120 с.
- Дудин С. М. Произвольная психическая саморегуляция как средство повышения надежности наводчика орудия танка: Авто-реф. дис.. канд. психол. наук, М.: ВУ, 1995. — 22 с.
- Дьяченко М.И. Адаптация // Советская военная энциклопедия, Т.1. М., Воениздат, 1976. -С. 109−110.
- Дьяченко М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. М.: ВПА, 1974. -С. 22−28.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск: БГУ, 1976. С. 73−86.
- Егоров Л. Г. Социальная адаптация молодежи в социалистических воинских коллективах (Социологический анализ): Ав-тореф. дис. канд. филос. наук: М.: ВПА, 1975. — 24 с.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 96 с.
- Желявис Р.В. Групповая психологическая коррекция предневротических состояний при акцентуациях характера у подростков и юношей: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л.: Изд-во Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1988. 17 с.
- Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической- 168 адаптированности личности в новых условиях жизнедеятельности и общения: Дис. канд. психол. наук. М., 1989. — 249 с.
- Жмыриков А.Н., Бузмаков В. И. Взаимосвязь мотивации учения и адаптированности учащихся в первичных группах. в сб.:Мотивация учебной деятельности. -Новосибирск, 1983, стр.49−68.
- Здравомыслова О.М., Арутюнян М. Ю. Российская семья:: стратегии выживания. // Семья в России. 1995. — N 3−4. -С.88.100.
- Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.:"Экономика", 1990. 335 с.
- Зотова О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М: Наука, 1979.-С. 219−232.
- Иванова Е.И. Основы изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. 208 с.
- Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петру-синского. М.: «Прометей», 1991. — 219 с.
- Кабанов М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции.-Л.:Медицина, 1983. 312 с.
- Калита Л.В. Общественно-политическая активность и критерии адаптации личности в производственном коллективе //
- Устойчивость и развитие производственного коллектива. Минск: Наука и техника, 1975. С. 140−155.
- Калмыкова Е.С. Исследования психотерапии за рубежом: некоторые методологические проблемы // Психологический журнал. -1992. -Т 13. -N 4. С. 54−62.
- Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. В 2-х т. Т. 1. Пер. с англ. М.: Медицина, 1994. — С.585.591.
- Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. В 2-х т. Т. 2. Пер. с англ. М.: Медицина, 1994. — С. 49−109.
- Капустин С.А. Поляризованная оценочная позиция как универсальная причина проблем клиентов психологической консультации. * 109 Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. -1994. N 1. -С. 7−18.
- Капустин В.Б. Профессиональная компетентность советских офицерских кадров. М., 1992. — 59 с.
- Карпова Н.Л. Диалогическое общение и возможности преобразования личности.// Мир психологии. -1996. N3. -С. 89−94.
- Калитеевская Е.Р., Ильичева В. И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии // Психологический журнал. -1995. -Т 16. -N 1. С. 115−121.
- КараяниА.Г. Обеспечение социально-психологической устойчивости воинских подразделений: Дис. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1993. — 207 с.
- Карцев И. Д., Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1968. — 94 с.
- Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. Пер с англ. М.: Независимая фирма «КЛАСС», 1993. — 222 с.
- Кирильцева A.A. Психологические особенности произ- 170 водственной адаптации выпускников ПТУ и средних школ: Авто-реф. дис. канд. психол. наук. -М.: АПН СССР. НИИ общ. и пед. психол., 1981. 16 с.
- ИЗ. Киселев И. Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах. М.: Экономика, 1968. — 154 с. 116.
- Китов А.И. Психология управления. М.: Изд. академии МВД СССР, 1979. — 521 с.
- Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Пер. с англ. Киев: ПАН Лтд., 1994. — 283 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-наДону:"Феникс", 1996. — 512 с.
- Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 1987. -N 3. -С. 41−49.
- Ковалевский В. Ф. Философско-социологический анализ проблемы военной профессионализации: дис.. докт. филос. наук. М.: ВПА, 1992. — 349 с. 123.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, изд-во БГУ, 1976.-118 с.
- Кондрашенко В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия . Минск: Навука 1 тэхн1ка, 1993. — 478 с.
- Конопкин O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности человека. (Структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. — N 1. -С. 5−12.
- Кончанин Т.Л. Адаптация молодых специалистов на производстве // Актуальные проблемы науки. Ростов-на-Дону, 1970. -С. 109−110.
- Конюхов Н. И. Психологические проблемы биографического исследования курсантов: дис.. канд. психол. наук.1. М.:ВПА, 1982. 244 с.
- Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники //Моск. психотерапевт, журнал. 1992. — N 1. — С. 33−48.
- Копьев А.Ф. Психологическое консультирование : опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии.- 1990, — N 3. -С. 17−25.
- Корди X., Кэхеле X. Изучение результатов психотерапии.// Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — N 3. — С. 102−114.
- Корнилов А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома // Вопросы психологии. -1995. -N 5. -С. 69−78.
- Коробейников М.П. Современный бой и вопросы психологии. -М.: Воениздат, 1972. 240 с.
- Корчемный П.А. Психологические аспекты повышения эффективности деятельности летных экипажей по обучению курсантов: Дис. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1979. — 185 с.
- Королюк Н.И. Психическая саморегуляция как средство повышения успешности учебной деятельности курсантов и слушателей ВВУЗов: Автореф. дис. канд. психол. наук.- М.: ГА ВС, 1994. 27 с.
- Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1983, — С. 263−264.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты.- М.: Изд-во МГУ. 207 с.
- Криппнер С. Духовные измерения психотерапии и цели-тельства.// Вопросы психологии. 1994. — N 6. — С. 118−133.- 172
- Криппнер С., де Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологический журнал. -1993. -Т. 14. N 2. — С. 113−126.
- Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики. М.: МГУ, 1991. — 56 с.
- Кроль J1.M., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М.: ТОО «Независимая фирма „Класс“, 1993.- 160 с.
- Крук В.М. Предупреждение неуставных взаимоотношений военнослужащих срочной службы в первичном воинском коллективе: (социально психологическое исследование). Автореф. дис. канд. психол. наук. — М.: ВПА, 1988. — 23 с.
- Кряжева И.К. Социально психологические факторы адаптированности личности. Автореф. дис. канд. псих. наук.- М.: АН СССР Институт психологии, 1980. 24 с.
- Кузнецов Л.Н. Формирование состояния психической готовности к боевым действиям у воина-оператора в процессе боевого дежурства: Автореф. дис. канд. психол. наук, — М.: ВПА, 1989. 21 с.
- Кузьменко Б.В. Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анализа и управления. М.: ВПА, 1990. — 70 с.
- Кузьмина Е.И. Исследование детерминант свободы-несвободы от фрустрации.// Вопросы психологии. -1997. -N 4. -С. 86−94.- 173
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. М., 1970.-176 с.
- Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: НИЦРТМ, 1993. — 52 с.
- Кухарева Т.А. Адаптация молодых специалистов-инженеров: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л.: ЛГУ, 1980. -20 с.
- Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо: простая и эффективная психотерапия сексуальных проблем и трудностей во взаимоотношениях, — Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1993. 256 с.
- Лаптев Л.Г. Акмеологические основы оптимального воинского труда, М.: ИТАР-ТАСС, 1998.-268 с.
- Лаптев Л.Г. Оптимизация управленческой деятельности военных кадров: Дис. д-ра. психол. наук&- М.: РА ГС, 1995. — 430 с. * 143
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей. -Л.: 1924. -290 с.
- Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. 304 с.
- Леви В. Искусство быть собой. Изд. обновл. М.:знание, 1991. — 256 с.
- Лейтц Г. Психодрамма: теория и практика. Классическая психодрамма Я. Л. Морено. Пер. с нем./ Общ. ред. и пре-дисл. Е. В. Лопухиной и А. Б. Холмогоровой. М.: Издатель- 174 екая группа „Прогресс“, „Универс“, 1994. 352 с.
- Лекрон Л. Добрая сила (Самогипноз). Пер. с англ. -М.:"Вокруг света», 1992. 63 с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности.: Пер. с нем. Киев: Вища школа, 1981. — 392 с.
- Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. 1979. — N 2. — С. 3−13.
- Ливенхуд Б. Кризисы жизни шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью / Перевод с нем. Э. М. Радской, редактор Л. Н. Банзелюк. — Калуга: «Духовное познание», 1994. -224 с.
- Линде Н.Д. Медитативная психотерапия. М.: Изд-во Института молодежи, 1994. — 108 с.
- Личность. Общение. Групповые процессы. М.: ИНИОН АН СССР, 1991. — 161 с.
- Лобанова Т.Н., Кокурина И. Г. Использование психодиагностической информации в коррекции мотивационной структуры руководителей. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. -1992. N 1. — С. 41−50.
- Лобзин B.C., Рештников М. М. Аутогенная тренировка: (Справочное пособие для врачей).- Л.:Медицина, 1986, — 280 с.
- Лозанов Г. К. Суггестология и суггестопедия: Автореф. дис. д-ра мед. наук. София, 1970. — 64 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 448 с.
- Лопушинская H.A. Современные направления психотерапии и их клиническое применение.// Мир психологии. -1996. -N3. -С. 157−159.
- Лукашевич Н.П. Производственная адаптация молодых рабочих в условиях перестройки: Дис. д-ра филос. наук.- 175
- М.: МГУ, 1989. -С. 20−27,252−255.
- Луков Г. Д. Психология. (Очерки по вопросам обучения и воспитания советских воинов). М.: Воениздат, 1960. -С.209−239.
- Лэйнг Р. Разделенное Я.(Экзистенциональное исследование душевного здоровья и сумасшедствия) // «Логос». 1992. -N 3. -С. 165−176.
- Макдональд В. Руководство по субмодальностям. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1994, — 89 с.
- Маклаков А.Г., Положенцев С. Д., Руднев Д. А. Психологические механизмы поведения типа, А у молодых людей в период адаптации к длительным психоэмоциональным нагрузкам // Психологический журнал. 1993. — Т.14. — N 6. -С. 86−95.
- Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование как средство повышения психологической культуры кадров управления: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: РА ГС, 1995. 19 с.
- Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. -М.: «Совершенство», 1998. -207 с.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Маслоу А. Самоактуализация (Психология личности). -М., 1982. 291 с.
- Матрос Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. -Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992. 159 с.
- Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире. // Семья в России. 1995. -N 3−4. -С.25−35.- 176
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: «Наука», 1981. — 278 с.
- Мей Р. Искусство психологического консультирования/ Пер. с англ. Т. К. Кругловой. М.: Независимая фирма «Класс», 1994. -144 с.
- Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома // Вопросы психологии. -1995. -N 5. -С. 61−68.
- Мерлин В. С. Очерк интеллектуального исследования индивидуальности. М., 1986. — 182 с.
- Методические приемы усовершенствования в области психотерапии (социально-психологический тренинг, тренинговые группы, балинтовские группы). СПб.: Изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1992. 17 с.
- Микадзе Ю.В. Методологические принципы психологического анализа нарушений поведения. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. — N 2. — С. 12−17.
- Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. канд. филос. наук. -J1.: ЛГУ, 1974. 19 с.
- Милославова H.A. Адаптация как социально-психологическое явление //Социальная психология и философия. Вып. 2.- Л.: ЛГУ, 1973, — С. 119.
- Мильман В.Э. Компоненты и уровни в функциональной структуре деятельности // Вопросы психологии. 1991. — M 1.- С. 25−39.
- Миндел А. Работа со сновидящим телом. // Моск. психотерапевт. журнал. 1992. — NN 1−4.
- Миславский Ю.А. Природа и структура системы саморегуляции и активности личности: Автореф.дис. на со- 177 иск. учен. степ. докт. псих. наук. М., 1991.-43 с.
- Михайловский В. Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров (Монография). М.: РАГС, ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. — 260 с.
- Мольц М. Я это Я, или Как стать счастливым: Пер. с англ./ Предисловие В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунова. — СПб.: Лениздат, 1992. — 192 с.
- Муцинов С.С. Молодые воины: воспитание и адаптация в коллективе. М.: Ин-т военной истории, 1989. — 88 с.
- Мы живем среди людей: Кодекс поведения / Авт.-сост. И. В. Дубровина. -М.: Политиздат, 1989. 383 с.
- Надирашвили Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1974. — 170 с.
- Налчаджян А.О. Социально психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия). — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. -263 с.
- Научно-исследовательские работы: Исследование научно-практических аспектов социально ориентирующих технологий воспитания курсантов и слушателей ВИПС: Отчет о НИР «Сотев». Орел: ВИПС, 1997. — 74 с.
- Научно-исследовательские работы по проблемам подготовки военнообученного резерва для войск ПС и разработке предложений по ее совершенствованию: Отчет о НИР «Ре-зерв-94″.-М.: ФАПСИ, 1995, — 163 с.
- Научно-исследовательские работы по психологии управления и разработке организационно-управленческих и программно-технических основ рейтинговой системы оценки знаний: Отчет о НИР „Рейтинг“. Орел: ВИПС, 1996. — 101 с.
- Научно-исследлвательские работы попроблемам диагностики профессионально важных качеств у слушателей Военного- 178 института в ходе образовательного процесса: Отчет о НИР „Парус“. Орел: ВИПС, 1997. — 84 с.
- Научно-исследовательские работы по проблемам развития творческих способностей военных руководителей: Отчет о НИР „Творчество“.-Орел: ВИПСЛ997, — 180 с.
- Нечаев H.H. Моделирование и творчество// Психолого-педагогические проблемы проектной подготовки в высшей школе. М.: Знание, 1987. -С. 3−33.
- Нечаев H.H. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности.-М.: МГУ, 1988. 166 с.
- Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси, 1975. — 243 с.
- Общая психодиагностика / Под. ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: МГУ, 1987. — 304 с.
- Общение как объект деятельности практического психолога. -М.: Изд-во МО РФ, 1992. 34 с.
- Овдей C.B. Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации молодых учителей: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л.: ЛГУ, 1978. 21 с.
- Овчинникова О.В., Насиновская Е. Е., Иткин Н. Г. Гипноз в экспериментальном исследовании личности. М.: МГУ, 1989. — 232 с.
- Огинская М.М., Розин М. В. Мифы психотерапии и их функции // Вопросы психологии. 1991. — N 4. — С. 10−18.
- Олейников B.C. Методологический анализ социально -психологической адаптации личности: Дис. канд. филос. наук. Л.: ЛГУ, 1977. -156 с.- 179
- Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М.: Онега, 1994. 272 с.
- Орлов А.Б. Личность и сущность человека: внешнее и внутреннее в человеке // Вопросы психологии. -1995. N 2. -С. 5−19.
- Основы общей и прикладной акмеологии /Под.ред. А. А. Деркача, А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой и др. М.: Российская академия государственной службы, ВА им. Ф. Э. Дзержинского. — 1995. — 386 с.
- Основы военной акмеологии. Учебное пособие для высших военно-учебных заведений/ Под редакцией П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского и др.: В 2 ч. М.: МО РФ, 1996. — ч. 1.-314 с. — ч.2.- 415 с.
- Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ. / Под ред. B.C. Иванова, М.: Физкультура и спорт, 1990. — 176 с.
- Панасюк А.Ю. Управленческое мышление. М.: „Экономика“, 1990. — 112 с.
- Парилис С.Э., Либин А. К. Психология вашего сознания. -М.: Мысль, 1991. -219 с.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем.-М.: Смысл, 1993. 332 с.
- Перевалов В.Ф. Подготовка офицеров к управленческой деятельности. М.: ВПА, 1991. — 204 с.
- Петров В. А., Федоренко С. А. Аудит профессионала / Материалы Первой Всероссийской конференции „Психология сегодня“. М., 1996. — Выпуск 2. — Том 2. — С. 195 — 196.
- Петров В. А., Федоренко С. А., Щекотихин В. М. Теоретико-методические вопросы разработки профессиограмм выпускников ВИПС // Сборник научных трудов ВИПС. Орел: ВИПС, 1996. 4. — С. 7 — 13.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально- психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга.- М.: Изд-во МГУ, 1982. 168 с.
- Печень Л. В. Проблемы профессионализации Вооруженных Сил России: Дис.. канд. филос. наук. М.: ГАВС, 1992. -190 с.
- Пиз А. Язык жестов. Перевод с англ. Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1992. — 218 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пос. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высшая школа, 1984. -С. 7, 105, 138, 153.
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения.- М.: Наука, 1983. 309 с.
- Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности.: Теоретико-методологический аспект. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. — 184 с.
- Подоляк Я.В. Практические вопросы военной психологии. -М.: Воениздат, 1987. -С. 79−82. *203
- Проблемы социальной дезадаптации детей и подростков и принципы ее профилактики / Под. ред. Г. Н. Сердюковой и др.- М.: Изд-во НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора России, 1993.221 с.
- Прутченков A.C. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий.-М.:Новая школа, 1993. 49 с.
- Психотерапевтическая эцикловедия/ Под ред. Б.Д. Кар-васарского. -СПб.:Питер Ком, 1998. -752 с.- 181
- Психологическая консультация, профилактики и коррекция в работе войскового психолога. М.: Изд-во МО РФ, 1992. — 37 с.
- Психология. Словарь / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Райнаи Г., Столин В. В. Психотерапия в обыденном сознании и в сознании психотерапевтов // Вопросы психологии.1989. N 4. — С. 125−134.
- Растова J1.M. К вопросу о соотношении социализации и социальной адаптации личности // Труда Алтайского политехнического института. Барнаул: 1974, вып. 37. — С. 113−119.
- Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. Ф. Е. Василюка. М.: Прогресс, 1992. — 240 с.
- Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. йсениной Е.И. -М.: „Прогресс“, „Универс“, 1994. 480 с.
- Романова Е.С., Потемкина С. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
- Ротенберг В.С. Психологические проблемы психотерапии// Психологический журнал. 1986.-Т.7.-N3.-С. 111−118.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — С. 289.
- Рудестам К. Групповая психотерапия.- М.: Прогресс, 1990. 368 с.
- Рудик Г. А. Прогнозирование и проектирование профессионально-технического образования в условиях перехода к ры- 182 ночной экономике: дис.. докт. пед. наук в форме научного доклада. Казань: КГПИ, 1994. — 59 с.
- Руководство по психотерапии / Под. ред. В.Е. Рожно-ва.-2-е изд., доп. и перераб. Т.: Медицина, 1979. — 639 с.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352 с.
- Садовникова Л.Б. Влияние профессиональной среды на процесс вхождения выпускников ПТУ в трудовой коллектив: Ав-тореф. дис. канд. психол. наук. -М.: АПН СССР. НИИ общ. и пед. психол., 1981. 15 с.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974. — 277 с.
- Савенко Ю.С. „Психиатрическая“ и „психологическая“ психотерапия путь к единству // Моск. психотер. журнал, -1993. — N 4. — С.5−9.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993. — 144 с.
- Санчес В. Учение дона Карлоса. Практическое применение произведений Карлоса Кастанеды. М.: „0сь-89″, 1995. -240 с.
- Сартр Ж.-П. Воображение / „Логос“. 1992, — N 3. -С.98 -116.
- Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в коллективе //Соц.иссл. -1980. -И 3.- С. 50.
- Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда, 1992. — 109 с.
- Семикина Т.А. Социально-психологические аспекты укрепления семьи офицера: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: ВПА, 1990. 21 с.- 183
- Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (Уроки гипноза)/ Редакция и коментарии Дж. К. Зейга- Пер. с англ. Т. К. Кругловой. М.: Независимая фирма „Класс“, 1994. — 336 с.
- Семичев С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987. — 184 с.
- Семке В.Я. Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — 237 с.
- Семья авиатора: проблемы взаимоотношений.-М.: Вое-низдат, 1990. -80 с.
- Сенокосов Ж.Г. Социально психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе: Дис. канд. психол. наук. -М.: ВПА, 1989. — 264 с.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. -М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. -428 с.
- Ситников А.П. Современные прикладные психотехнологии.- М.: РАУ, 1992. -266 с.
- Ситников А.П. Теоретические и прикладные основы ак-меологического тренинга програмно-целевой направленности: Автореф. дис. д-ра. психол. наук. М.: РАГС, 1995. — 56 с.
- Слесарев Г. А., Субочева А. Д. Уровни производственной адаптации молодых рабочих //Соц. иссл.- 1981, — N 4. С. 135.
- Слободяник А.П. Психотерапия, внушение, гипноз. Киев: „Здоровья“, 1977. -480 с.
- Смелзер Н. Социология/ Пер с англ. М.: Феникс, 1994. — 688 с.- 184
- Снегирева T.B. Процесс социально-психологической адаптации в условиях специализации учебной деятельности: Ав-тореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978. — 23 с.
- Советский энциклопедический словарь. М.:"Советская энциклопедия“, 1982. -1600 с.
- Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. — 432 с.
- Содержание и организация деятельности центров психолого-педагогической помощи населению./ Под. ред. Л. С. Алексеевой. -М.: НИИ семьи, 1997. 272 с.
- Соколова Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств // Вопросы психологии. 1995. — N 2, — С. 92−105.
- Соколова Е.Т., Бурлакова Н. С. К обоснованию метода диалогического анализа случая.// Вопросы психологии. -1997. -N 2. С. 61−75.
- Соловьев A.B. Зрелая личность: понятийный анализ // Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во „Прометей“ МГПУ им. В. И. Ленина, 1992. -С. 132−141.
- Солодова Г. Г. Педагогические основы социальной адаптации молодых рабочих в первичном производственном коллективе промышленного предприятия: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1981. — 16 с.
- Солонин В.М. Адаптация выпускников профессионально-технических училищ на производстве: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: АПН СССР. НИИ труд. обуч. и профес. ориентации, 1981. 17 с.
- Спиваковская А.С. Комплексная психологическая кор- 185 рекция в профилактике детских неврозов: Дис. доктора пси-хол. наук М., 1989. -439 с.
- Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психологический журнал. 1994. — Т.15. — N 6. — С. 121−127.
- Столин В.В. Исследование эмоционально-целостного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции// Психологический журнал.- 1981.-Т.2, — N3.-С.104−116.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ./ Под ред.Н. Ф. Талызиной. -М.: Педагогика, 1984. 472 с.
- Судаков В.И. Адаптация личности: философско социологический анализ: Дис. канд. фил. наук. — Свердловск: Уральский Государственный университет, 1983. -170 с.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972. — 429 с.
- Съедин С.И., Григорьев А. Н. Применение некоторых количественных методов в конкретных психолого-педагогических исследованиях. Киев: Изд-во Киевского ВВМПУ, 1990. — 69 с.
- Таранов Е.В. Социально психологические проблемы адаптации молодого рабочего: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М.: 1976. -19 с.
- Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга. М., 1993.-14с.
- Ткаченко Ю.В. Обеспечение социально-психологической устойчивости командиров экипажей армейской авиации в летной деятельности: Дис.. канд. психол. наук.-М.: ВПАЛ993. 204 с.
- Тхостов А.Ш. Болезнь как семиотическая система //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1993. — N 1. -С. 3−16, — N 4. — С.3−13.
- Тюриков А.Г. Отклонения в социальном поведении молодых офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации и их преодоление в современных условиях: Автореф. дис. канд. социолог. наук. М.: ГА ВС, 1994. -19 с.
- Уваров Л.Н. Индивидуальная воспитательная работа командира с подчиненными.-М:ВА им. Ф. Э. Дзерж., 1987. -40 с.
- Уваров Л.Н. Повышение эффективности самовоспитания слушателей военных академий: Дис. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1981. — 245 с.
- Уткин В.Г. Система воспитания личного состава Вооруженных Сил США. -М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1993. 27 с.
- Утлик Э.П. Психология дисциплины. М.: ГА ВС, 1992. — 186 с.
- Утлик Э.П. Психологические основы дисциплины. М.: Издво МО РФ, 1993. — 238 с.
- Ушаков Г. К. Систематика пограничных нервно-психических расстройств // Неврозы и пограничные состояния. -Л., 1972. -С. 10−11.- 187
- Фанч Ф. Преобразующие диалоги: Пер. с англ. К.: Ника-Центр, 1997. -384 с.
- Фанч Ф. Пути преобразования. Общие модули процессин-га: Пер. с англ. К.: Ника-Центр, 1997. -368 с.
- Феденко Н.Ф. Влияние уставного порядка на формирование советского воина // Дьяченко М. И., Феденко Н. Ф. Основы психологии: Учебное пособие. М.: ВПА, 1962. -С. 267−275.
- Феденко Н.Ф. Социально-психологические явления и их учет заместителем командира полка (корабля) по политической части в работе с личным составом части.// Военная психология. Часть 1. -М.: ВПА, 1984. -С. 49.
- Федоренко С. А. Социально-биографический метод изучения личности военнослужащих в прогнозировании их профессиональной деятельности. Орел: ВИПС, НИЦ профотбора и проф-сопровождения, 1995. — 10 с.
- Федоренко С. А., Белоусова 0. Л. Опыт профессионального становления офицерских кадров в зарубежных военно-учебных заведениях. Орел: ВИПС, НИЦ профотбора и профсопровождения, 1997. — 16 с. 205.
- Федоренко С. А., Замышляева Е. М. Проблема первичной адаптации курсантов военно-учебного заведения/ Материалы Межвузовской научно-практической конференции „Проблемы современного высшего образования“.-Орел:ОГИИК, 1997.-С.88 89.
- Федоренко С. А., Петров В. А., Белоусова 0. Л. Комплексная оценка профессиональной готовности выпускников ввуза- 188
- Материалы Международной конференции „Информатизация правоохранительных систем“. М., 1997. — Часть 1. — С. 93 — 94.
- Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегородцева. М.: Мысль, 1975. -227 с. *265
- Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1983. -С. 12−13.
- Флоренская Т.А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно ориентированный подход) // Психологический журнал. 1994. — Т.15. — N 5. — С. 44−55.
- Франкл В. Человек в поисках смысла : Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева- Вст. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1993. -144 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений/ Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. -М.: Просвещение, 1989. 448 с.
- Фридман Л.Н., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
- Фромм Э. Иметь или быть ?: Пер. с англ./ Общ ред. и поел. В. И. Добреньков. М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с.- 189
- Фрустрация, конфликт, защита // Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники: Проблемы психологии личности. М.: Школа-Пресс, 1992. — С. 81−106.
- Харрис Т. Я хороший, ты хороший. Пер. с англ. М.: „Соль“, 1993, — 176.
- Ходаков А.И. Социально-психологические условия адаптации молодых рабочих в производственном коллективе: Авто-реф. дис. канд. психол. наук. М.: 1976. -25 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ: Пер. с англ. / Общ ред. Г. В. Бурменской. М.: Издательская группа „Прогресс“ — „Универс“, 1993. — 480 с.
- Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта//Моск.психотер.журнал.-1992.-N 2.-С. 5−40.
- Чечулин A.A. Социальная психология первичного научного коллектива. Новосибирск: Наука, 1992. -С. 90−121.
- Шавердян Г. М. Функции социальной установки в процессе адаптации: Дис. канд. психол. наук. Ереван, 1989. -173 с.
- Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. — 320 с.
- Шерток Л. Гипноз / Пер. с франц. М.: Медицина, 1992. -224 с.
- Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1969. -535 с.
- Шибалис A.M. Социальная адаптация как фактор развития трудовой и общественно политической активности молодых рабочих в промышленном коллективе: Автореф. дис. канд. фи-лос. наук. — Минск: 1985. — 19 с.
- Шорохова Е.В., Бобнева М. И. Проблемы изучения психо- 190 логических механизмов регуляции различных видов социального поведения.// Психологические механизмы регуляции социального поведения. М: Наука, 1979. -С. 3−19.
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек манипулятор / Перевод с англ. А. Малышевой. — МН.: ТПЦ „Полифакт“, 1992. -128 с.
- Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты: Пер. с англ./ Предисл. Ю. В. Пахомова, М.: Издательская группа „Прогресс“, „Универс“, 1993. — 272 с.
- Щербинин В.В. Психолого-педагогические проблемы профессиональной адаптации выпускников средних общеобразовательных школ на производстве: Автореф. дис. канд. психол. наук, Тбилисси: Инст. пс. им. Д. Н. Узнадзе, 1987. — 15 с.
- Эверли Дж. С., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. Пер. с англ. М.: Медицина, 1985. -224 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989. 192 с.
- Эриксон М. Гипнотическая техника „рассеивания“ для коррекции симптомов и облегчения боли // Московский психотерапевтический журнал. -1992. -N 1.-С. 97−122.
- Эткинд A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. -1987. N 6. -С. 20−30.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени.: Пер. с нем./ Предисл. A.B. Бурменского. М.: Издательская группа „Прогресс“ — „Универс“, 1994. — 336 с.
- Юферева Т.И. Поведение аффективных детей в конфликтных ситуациях // Вопросы психологии. -1975. -N 2. -С. 113−123.- 191
- Яблонько В.Я. Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях вуза: Дис. канд. психол. наук.- М.: ВПА, 1982. -233 с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара:"Самарский университет», 1995. -331 с.
- Ellis.A. The Impossibility of Achiving Consistenly Good Mental Health //Amer. Pslchol. 1987. V. 42. N 4.
- Enciclopedia of Psychology. H.J. Eyzenk, W. Arnold and R. Meili (EDS), Herder & Herder, N.Y., 1972, vol.1, p. 25.
- Kobasa S.K., Maddi S.R., Kahn S. Hardiness and Health: A Prospective Study// J. Pers. and Soc. Psychol. 1982. V. 42. N 1. P. 109.
- Levin K. A dinamic theory of Personality. N.Y., 1955.
- Philips L. Human adaptation and his failures. Academic Press, N.Y. L London, 1968.
- Streiau J. Rola temperamentu w rozwoju psychicznym. Warszawa. 1982.
- Wechsler D. The Measurement and Apraisal of Adult Intelligence.-Baltimore:Williams and Wilkins, 1958. 297 p. йрМОВД^
- Психологическое исследование «Помощь"1. П11. АНКЕТА Дорогой друг!
- Приглашаем Вас принять участие в нашем важном и интересном исследовании. Главная его задача сделать нашу жизнь в гарнизоне интересней и помочь чувствовать себя увереннее в любых жизненных ситуациях. Подписывать анкету не нужно.1. Заранее благодарны !
- ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННОГО НИЖЕ СПИСКА СУЖДЕНИЙ ДВА -ТРИ, КОТОРЫЕ НАИБОЛЕЕ ТОЧНО СООТВЕТСТВУЮТ ВАШЕМУ ОТНОШЕНИЮ К ЖИЗНИ В НАШЕМ ГАРНИЗОНЕ: обведите в кружок номера выбранных суждений)
- Меня можно считать довольно адаптированным (ной) (приспособленным, привыкшим) к жизни в нашем гарнизоне.
- Я приспособился (лась) к тому новому, что есть в сегодняшней жизни только частично, в душе сумятица и неразбериха.
- Пока еще много неясного и противоречивого в современной жизни потому к ней трудно приспособиться.
- Не совсем уверен (а), что правильно понимаю смысл и содержание системы современных ценностей и норм жизни.
- Жизнь в гарнизоне потеряла для меня всякий смысл.
- Жизнь сегодня не хуже и не лучше той, что было раньше.
- Все же в современной жизни есть немало того, что придает ей смысл и значимость.
- В сегодняшней системе жизненных ценностей я как рыба в воде.
- У меня часто такое ощущение, что многое в современной жизни мне как бы чужое.
- Принимаю и одобряю современные жизненные реалии.- 193
- ОПРЕДЕЛИТЕ НАЛИЧИЕ (ИЛИ ОТСУТСВИЕ) У СЕБЯ ПЕРЕ -ЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ, (отметьте цифру наличия той или иной черты для каждой пары)
- Итак «Я скорее ., чем. «
- Обаятельный.3.2.1. 0. 1. 2. 3. Непривлекательный
- Слабый.. 3. 2.1... 0.1. 2.3Сильный
- Разговорчивый. .3.2.1.0.1.2.3. Молчаливый
- Безответственный.3.2.1.0.1.2.3 Добросовестный
- Упрямый.3.2.1.0.1. 2. 3... Уступчивый
- Замкнутый. 3. 2.1. 0. 1. 2. 3. Открытый
- Добрый.3.2.1.0.1.2. 3Эгоистичный
- Зависимый. 3. 2.1.'. 0. 1. 2. 3. Независимый
- Деятельный.3.2.1.0.1.2.3 Пассивный
- Черствый.3.2.1.0.1.2. 3. Отзывчивый
- И. Решительный. 3. 2.1. 0. 1. 2. 3. Нерешительный
- Вялый.. 3. 2.1. 0. 1. 2. 3... Энергичный- 194
- Справедливый. 3. 2.1. 0. 1. 2. 3. .Несправедливый
- Расслабленный.3.2.1. 0. 1. 2. 3. Напряженный
- Суетливый.3.2.1.0.1.2.3.Спокойный
- Враждебный.3.2.1.0. 1.2.3.Дружелюбный
- Уверенный.3.2.1.0... 1. 2. 3.. Неуверенный
- Нелюдимый.3.2.1.0. 1. 2. 3. Общительный
- Честный.3.2.1. 0.1. 2.3.Неискренний
- Несамостоятельный.3.2.1.0.1.2.3. Самостоятельный
- Раздражительный.3.2.1. 0. 1. 2. 3. Невозмутимый
- КАКИЕ МОТИВЫ ВЫ СЧИТАЛИ И СЧИТАЕТЕ ДЛЯ СЕБЯ ВАЖНЫМИ? (обведите в кружок номера выбранных суждений)
- Достичь определенного социального положения
- Материальная заинтересованность3. Патриотический долг
- Следовать семейной традиции
- Получение социальных льгот
- Достижение высокого профессионального мастерства
- УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВАШИ ПОТРЕБНОСТИобведите в кружок номера выбранных суждений)1. В денежном обеспечении2. В жилье3. В устройстве членов семьи
- СКОЛЬКО РАЗ ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ВХОДИТЬ В НОВЫЙ КОЛЛЕКТИВнапишите)1. Школьный .2. Трудовой .3. Иные. напишите какие)
- ОПЫТ ВАШЕГО ВХОЖДЕНИЯ В НОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫобведите в кружок номера выбранных суждений)1. Всегда успешный2. Чаще успешный
- В зависимости от различных обстоятельств4. Чаще неуспешный5. Всегда очень болезненный
- ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ МНЕНИЙ ПРОСИМ СООБЩИТЬ СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ: а. Семейное положение б. Возраст летв. Место работы (учебы)1. Дата заполнения
- БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО !
- Пример заполнения социоматрицы:
- N Кто выбирает (Ф.И. 0.) Кого в ы б и р, а й т (I)1 2 3 4 5 6 7 81 Акимова A.A. X + + + - 2 Быкова Б. Б. + X + + -
- Винокурова В.В. + X — + + -
- Григорьева Г. Г. + X + - +
- Дмитриева Д.Д. + - + X — +
- Евдокимова Е.Е. + + - - X +7 Жилина Ж.Ж. + + - + X
- Захарова 3.3. + - + - + X
- Полученные выборы + 4 4 3 4 2 3 3 1- 3 «2 4 2 3 3 3 41. Всего 7 6 7 5 5 6 6 5
- Количество взаимных выборов + 3 2 2 2 1 2- 2 2 2 2 1 3 1 1
- Где: + -положительный выбор- —отрицательный выбор--взаимный положительный выбор- —взаимный отрицательный выбор.1. Вариант для жен в/с:
- С целью определения Ваших коммуникативных способностей ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. В случае положительного ответа в специальной колонке слева от вопроса ставите знак «+», в случае сомнения «о», а в случае несогласия1. И II
- Вам предстоит встреча с начальником. Выбивает ли Вас это из колеи?
- Не откладываете ли Вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?
- Вызывает лм у Вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, инфрормаци-ей на каком-либо совещании?
- Вам предстоит ехать в командировку в незнакомый город. С удовольствием ли Вы это сделаете?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
- Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время и т. д.)?
- Согласны ли Вы, что проблема «отцов» и «детей» надумана и что люди разных поколений вполне могут понять друг друга?
- Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть 10 тысяч рублей, которые занял несколько месяцев назад?
- В кафе или столовой Вам подали недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы лишь сердито отодвинув тарелку?
- Оказавшись с незнакомым человеком наедине, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
- Вас приводит в ужас любая очередь, где бы она ни была. Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения, чем встать в хвост и томиться в ожидании?
- Согласились бы Вы участвовать в составе товарищеского суда?
- Промолчите ли Вы, услышав в «кулуарах» явно ошибочную точку зрения по хорошо известному Вам вопросу?
- Легко ли Вы соглашаетесь с чужим мнением, если оно достаточно аргументировано,. но противоречит вашим воззрениям?
- Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином сложном вопросе?
- Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в устной форме, чем в писменной?1. Подпись: звание, фамилия, инициалы
- Благодарим за участие в исследовании!1. Вариант для жен в/с:
- Укажите, пожалуйста, место Вашей работы, фамилию и инициалы
- Сколько лет Вы состоите в браке
- Предлагаем Вам ответить на ряд вопросов, выполнив при этом два задания:
- Объектом эксперимента определен процесс психологической адаптации ЧСВ, а предметом- возможности ИПП и ГАТ для обеспечения этой адаптации.1. Частные гипотезы:
- Индивидуальная психокоррекция помощь является эффективным средством разрешения адаптационных проблем ЧСВ.
- Групповой адаптационный тренинг является адекватным средством решения проблем социального научения в целях более эффективной психологической адаптации членов семей военнослужащих к изменяющимся условиям.
- Для проведения эксперимента в части проверки первой частной гипотезы привлечь членов семей военнослужащих с различными адаптационными проблемами. В целях проверки второй частной гипотезы определить такие группы, как: — контрольные 1- экспериментальные 2
- При проведении эксперимента выделялись следующие основные этапы:
- Результирующий обработка данных и написание экспериментальной части диссертации — октябрь декабрь 1997 года.