ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π’ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСстирования. 
ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΊΠ°. 
ВСория ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Вторая рСдакция ΡˆΠΊΠ°Π»Ρ‹ Π‘ΠΈΠ½Π΅ послуТила основой Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠ΅ ΠΈ ΡΡ‚Π°Π½Π΄Π°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π² Π‘тэндфордском унивСрситСтС (БША) Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠΉ психологов ΠΏΠΎΠ΄ руководством Π›. М. Π’Π΅Ρ€ΠΌΠ΅Π½Π° (1877—1956). ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ тСстовой ΡˆΠΊΠ°Π»Ρ‹ Π‘ΠΈΠ½Π΅ Π±Ρ‹Π» ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ Π² 1916 Π³. ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅Π» Ρ‚Π°ΠΊ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠΎ ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ с ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π±Ρ‹Π» Π½Π°Π·Π²Π°Π½ Π¨ΠΊΠ°Π»ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Бтэнфорд — Π‘ΠΈΠ½Π΅ (Stanford… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π’ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСстирования. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΊΠ°. ВСория ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠœΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ тСорСтичСскими полоТСниями, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ психологии, ΠΈ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°ΠΌΠΈ психодиагностики прослСТиваСтся тСсная внутрСнняя взаимосвязь. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΎ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ях развития ΠΈ Ρ„ункционирования психики ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΡ‚ΠΏΡ€Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡƒΠ½ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΈ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π΅ психодиагностичСской ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, конструировании психодиагностичСских ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ, ΠΈΡ… ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅.

Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ психодиагностики — это ΠΈ ΠΈΡΡ‚ория появлСния основных психодиагностичСских ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ, ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΊ ΠΈΡ… ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΡŽ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ взглядов ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ ΠΈ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ психичСского. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΉ связи интСрСсно ΠΏΡ€ΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΈΡ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ психодиагностичСскиС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… основных школ психологии.

ВСстовыС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ связаны с Ρ‚СорСтичСскими ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°ΠΌΠΈ Π±ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌΠ°. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ концСпция Π±ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Π»Π°ΡΡŒ Π½Π° Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠΌ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΉ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π΄Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. ΠžΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ, рСагируя Π½Π° ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»Ρ‹ внСшнСй срСды, стрСмится ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ Π² Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ для сСбя сторону ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡΠΏΠΎΡΠ°Π±Π»ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ся ΠΊ Π½Π΅ΠΉ. Π‘ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌ Π²Π²Π΅Π» Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΡŽ повСдСния, понимая Π΅Π³ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ доступных ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌΡƒ наблюдСнию Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ Π½Π° ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»Ρ‹. ПовСдСниС, согласно бихСвиористской ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ, являСтся СдинствСнным ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ изучСния психологии, Π° Π²ΡΠ΅ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠ΅ психичСскиС процСссы Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ ΠΏΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌ повСдСнчСским рСакциям. Π’ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΡΡ‚ΠΈΠΌΠΈ прСдставлСниями Ρ†Π΅Π»ΡŒ диагностики сводилась ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊ Ρ„иксации повСдСния. ИмСнно этим занимались ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ психодиагносты, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π²ΡˆΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ тСстов (Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½ Π€. Π“Π°Π»ΡŒΡ‚ΠΎΠ½ΠΎΠΌ).

ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΌ исслСдоватСлСм, использовавшим Π² ΠΏΡΠΈΡ…ологичСской Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ понятиС «ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ тСст», Π±Ρ‹Π» Π”ΠΆ. М. ΠšΠ΅Ρ‚Ρ‚Π΅Π»Π». Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ послС ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΠΈ ΠšΠ΅Ρ‚Ρ‚Π΅Π»Π»Π° «Π˜Π½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ тСсты ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ», ΠΎΠΏΡƒΠ±Π»ΠΈΠΊΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π² 1890 Π³. Π² ΠΆΡƒΡ€Π½Π°Π»Π΅ Mind («ΠœΡ‹ΡΠ»ΡŒ»), ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Π» ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΡƒΡŽ ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π’ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΠ΅ ΠšΠ΅Ρ‚Ρ‚Π΅Π»Π» писал ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ сСрии тСстов ΠΊ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠΌΡƒ числу ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΡ‚ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΡŒ закономСрности психичСских процСссов ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌ самым ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ ΠΊ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ психологии Π² Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΡƒΡŽ Π½Π°ΡƒΠΊΡƒ. ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΎΠ½ Π²Ρ‹ΡΠΊΠ°Π·Π°Π» ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ научная ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСская Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ тСстов возрастСт, Ссли условия ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ. Π’Π°ΠΊ Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π±Ρ‹Π»Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ·Π³Π»Π°ΡˆΠ΅Π½Π° Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ стандартизации тСстов для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ стало Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ сравнСниС ΠΈΡ… Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ², ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ исслСдоватСлями Π½Π° Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… испытуСмых.

ΠšΠ΅Ρ‚Ρ‚Π΅Π»Π» ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠΈΠ» Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Π° 50 тСстов, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π²ΡˆΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π° измСрСния ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ, Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, Π·Π°Ρ‚Ρ€Π°Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ Π½Π° Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ†Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ², количСства Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ², воспроизводимых послС ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ»ΡƒΡˆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΡ, ΠΈ Π΄Ρ€. Он ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π» эти тСсты Π² ΡƒΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΈ ΠšΠΎΠ»ΡƒΠΌΠ±ΠΈΠΉΡΠΊΠΎΠΌ унивСрситСтС Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ (1891). Но ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСских цСлях для ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·Π° обучаСмости студСнтов оказался Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡Π½Ρ‹ΠΌ: связи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌΠΈ тСстирования ΠΈ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ обучСния ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π΅ ΡƒΠ΄Π°Π»ΠΎΡΡŒ.

ВслСд Π·Π° ΠšΠ΅Ρ‚Ρ‚Π΅Π»Π»ΠΎΠΌ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ амСриканскиС Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ тСстов. Π’ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ»Π° Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Ρ‹ ΠΏΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ этого ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°. Π’ 1895—1896 Π³Π³. Π² Π‘ША Π±Ρ‹Π»ΠΈ созданы Π΄Π²Π° Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠΌΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π°, ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ усилия тСстологов ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСстологичСским Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°ΠΌ.

ΠŸΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ тСстов использовались ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½Ρ‹Π΅ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСскиС испытания. По Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ исслСдования, Π½ΠΎ ΡΠΌΡ‹ΡΠ» ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡ Π±Ρ‹Π» ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ. Π’Π΅Π΄ΡŒ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ психологичСского экспСримСнта являСтся выяснСниС зависимости психичСского Π°ΠΊΡ‚Π° ΠΎΡ‚ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΡ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° восприятия ΠΎΡ‚ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π΄Ρ€Π°ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, запоминания — ΠΎΡ‚ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΈ Ρ€Π°ΡΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ‚. Π΄.

ΠŸΡ€ΠΈ тСстировании психолог рСгистрируСт ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ различия психичСских Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ², оцСнивая ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ критСрия, Π½ΠΈ Π² ΠΊΠΎΠ΅ΠΌ случаС Π½Π΅ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡ условий осущСствлСния этих психичСских Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ².

Новый шаг Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° тСстов Π±Ρ‹Π» сдСлан французским Π²Ρ€Π°Ρ‡ΠΎΠΌ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎΠΌ А. Π‘Ρ‹ΠΊΠ΅ (1857—1911), создатСлСм самой популярной Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ XX Π². сСрии ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… тСстов[1]. Π”ΠΎ Π‘ΠΈΠ½Π΅ Ρ‚Π΅ΡΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, различия Π² ΡΠ΅Π½ΡΠΎΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… качСствах — Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, быстротС Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ‚. Π΄. Но ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π»Π° ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… психичСских функциях, ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈ «ΡƒΠΌ», «ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚». ИмСнно эти Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠ΅ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ слоТной ΠΏΡ€ΠΈΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ, ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ А. Π‘ΠΈΠ½Π΅ вмСстС с Π’. Π‘ΠΈΠΌΠΎΠ½ΠΎΠΌ приступил ΠΊ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ Π² ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ психодиагностики ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ тСста, стал практичСский запрос — ΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΡƒ, с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, способных ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ, Π½ΠΎ Π»Π΅Π½ΠΈΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈ Π½Π΅ ΠΆΠ΅Π»Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ, ΠΎΡ‚ ΡΡ‚Ρ€Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΈ Π½Π΅ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π² Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС. По ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π΅ ΠœΠΈΠ½ΠΈΡΡ‚Π΅Ρ€ΡΡ‚Π²Π° Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования Π€Ρ€Π°Π½Ρ†ΠΈΠΈ Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ XX Π². стали ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ для умствСнно Π½Π΅ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΏΠΎ ΠΈΡ… Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ям ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π΅Ρ‰Π΅ Π΄ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° обучСния, Π½Π° ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠ³Π΅ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹.

Π‘ΠΈΠ½Π΅ ΠΈ Π‘ΠΈΠΌΠΎΠ½ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π»ΠΈ ΡΠ΅Ρ€ΠΈΡŽ исслСдований памяти, внимания, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ³ΠΎ возраста, начиная с Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π»Π΅Ρ‚. ΠŸΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ задания Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ‹ ΠΏΠΎ ΡΡ‚атистичСским критСриям ΠΈ ΡΡ‚Π°Π»ΠΈ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ срСдство выявлСния уровня ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития.

ΠŸΠ΅Ρ€Π²Π°Ρ сСрия тСстов — Π¨ΠΊΠ°Π»Π° ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Π‘ΠΈΠ½Π΅ — Π‘ΠΈΠΌΠΎΠ½Π° (Binet — Simon Intelligence Development Echelle) появилась Π² 1905 Π³. ΠžΠ½Π° Π±Ρ‹Π»Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½Π° для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΎΡ‚ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π΄ΠΎ 11 Π»Π΅Ρ‚ ΠΈ Π²ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚Π²ΠΈΠΈ нСсколько Ρ€Π°Π· ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π»Π°ΡΡŒ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ ΠΈΠ·ΡŠΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ· Π½Π΅Π΅ всС задания, Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния. Π¨ΠΊΠ°Π»Π° Π‘ΠΈΠ½Π΅ — Π‘ΠΈΠΌΠΎΠ½Π° Π² ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… рСдакциях (1908 ΠΈ 1911) Π±Ρ‹Π»Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²Π΅Π΄Π΅Π½Π° ΠΏΠ° Π½Π΅ΠΌΠ΅Ρ†ΠΊΠΈΠΉ ΠΈ Π°Π½Π³Π»ΠΈΠΉΡΠΊΠΈΠΉ языки. Вторая рСдакция (1908) ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°Π»Π°ΡΡŒ Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π½Π΅ΠΉ Π±Ρ‹Π» Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ возрастной Π΄ΠΈΠ°ΠΏΠ°Π·ΠΎΠ½ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ — Π΄ΠΎ 13 Π»Π΅Ρ‚, ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΎ число Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΎ понятиС умствСнного возраста. Π­Ρ‚Π° шкала ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»Π° самоС ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ΅ распространСниС. ПослСдняя, Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΡ, рСдакция ΡˆΠΊΠ°Π»Ρ‹ Π²Ρ‹ΡˆΠ»Π° Π² Π³ΠΎΠ΄ смСрти А. Π‘ΠΈΠ½Π΅ ΠΈ Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅Π»Π° сущСствСнных ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ.

Задания Π² ΡˆΠΊΠ°Π»Π°Ρ… Π‘ΠΈΠ½Π΅ — Π‘ΠΈΠΌΠΎΠ½Π° Π±Ρ‹Π»ΠΈ сгруппированы ΠΏΠΎ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π°ΠΌ (ΠΎΡ‚ 3 Π΄ΠΎ 13 Π»Π΅Ρ‚). Для ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ возраста ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΈΡ€Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ тСсты ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ исслСдования большой Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ (300 Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ). ВСсты ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ возрастной ступСни, Ссли ΠΈΡ… Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π»ΠΎ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ возраста (80—90%). ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Π² ΡˆΠΊΠ°Π»Π°Ρ… Π‘ΠΈΠ½Π΅ Π±Ρ‹Π» умствСнный возраст, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΌΠΎΠ³ Ρ€Π°ΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ с Ρ…ронологичСским. УмствСнный возраст опрСдСлялся ΠΏΠΎ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΡŽ Ρ‚Π΅Ρ… Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ³ Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ. Если, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, Ρ‡Π΅ΠΉ хронологичСский возраст Ρ€Π°Π²Π΅Π½ 3 Π³ΠΎΠ΄Π°ΠΌ, Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ всС Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ для 4-Π»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Ρ‚ΠΎ ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ возраст этого 3-Π»Π΅Ρ‚Π½Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° признавался Ρ€Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ 4 Π³ΠΎΠ΄Π°ΠΌ. НСсовпадСниС умствСнного ΠΈ Ρ…ронологичСского возрастов ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π»ΠΎΡΡŒ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ Π»ΠΈΠ±ΠΎ умствСнной отсталости (Ссли умствСнный возраст Π½ΠΈΠΆΠ΅ хронологичСского), Π»ΠΈΠ±ΠΎ одарСнности (Ссли умствСнный возраст Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ хронологичСского).

Вторая рСдакция ΡˆΠΊΠ°Π»Ρ‹ Π‘ΠΈΠ½Π΅ послуТила основой Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠ΅ ΠΈ ΡΡ‚Π°Π½Π΄Π°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π² Π‘тэндфордском унивСрситСтС (БША) Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠΉ психологов ΠΏΠΎΠ΄ руководством Π›. М. Π’Π΅Ρ€ΠΌΠ΅Π½Π° (1877—1956). ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ тСстовой ΡˆΠΊΠ°Π»Ρ‹ Π‘ΠΈΠ½Π΅ Π±Ρ‹Π» ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ Π² 1916 Π³. ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅Π» Ρ‚Π°ΠΊ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠΎ ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ с ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π±Ρ‹Π» Π½Π°Π·Π²Π°Π½ Π¨ΠΊΠ°Π»ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Бтэнфорд — Π‘ΠΈΠ½Π΅ (Stanford — Binet Intelligence Scale). ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ²Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠΎ ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ с Ρ‚Сстами Π‘ΠΈΠ½Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π΄Π²Π°: Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ показатСля ΠΏΠΎ Ρ‚Ссту коэффициСнта ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (Intelligence Quotient — IQ), выводящСгося ΠΈΠ· ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ умствСнным ΠΈ Ρ…ронологичСским возрастами, ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ критСрия ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ тСстирования, для Ρ‡Π΅Π³ΠΎ вводилось понятиС статистичСской Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹[2].

Π¨ΠΊΠ°Π»Π° Бтэнфорд — Π‘ΠΈΠ½Π΅ рассчитана Π½Π° Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π΅ ΠΎΡ‚ 2,0 Π΄ΠΎ 18 Π»Π΅Ρ‚. Она состояла ΠΈΠ· Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΉ трудности, сгруппированных ΠΏΠΎ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ критСриям. Для ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ возраста Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‚ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ, срСдний ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ выполнСния Π±Ρ‹Π» Ρ€Π°Π²Π΅Π½ 100, Π° ΡΡ‚атистичСская ΠΌΠ΅Ρ€Π° рассСяния, отклонСния ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΎΡ‚ ΡΡ‚ΠΎΠ³ΠΎ срСднСго, Π° Ρ€Π°Π²Π½ΡΠ»Π°ΡΡŒ 16. ВсС ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΏΠΎ Ρ‚Ссту, попадавшиС Π² ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π²Π°Π» Ρ… ± ΠΎ (Ρ‚.Π΅. ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ числами 84 ΠΈ 116), ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ, ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ возрастной Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ выполнСния. Если тСстовый ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ Π±Ρ‹Π» Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ тСстовой Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ (Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ 116), Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ считался ΠΎΠ΄Π°Ρ€Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ, Π° Π΅ΡΠ»ΠΈ Π½ΠΈΠΆΠ΅ 84, Ρ‚ΠΎ ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎ отсталым.

Π¨ΠΊΠ°Π»Π° Бтэнфорд — Π‘ΠΈΠ½Π΅ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»Π° ΠΏΠΎΠΏΡƒΠ»ΡΡ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π΅. Она ΠΈΠΌΠ΅Π»Π° нСсколько Ρ€Π΅Π΄Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ (1937, 1960, 1972, 1986, 1998). Π’ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ Ρ€Π΅Π΄Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΎΠ½Π° примСняСтся ΠΈ Π² Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя. ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ IQ, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΉ ΠΏΠΎ Π¨ΠΊΠ°Π»Π΅ Бтэнфорд — Π‘ΠΈΠ½Π΅, Π½Π° Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΈΠ΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ стал синонимом ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°. Π’Π½ΠΎΠ²ΡŒ создаваСмыС ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ тСсты стали ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚ΡŒΡΡ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ сопоставлСния с Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌΠΈ Π¨ΠΊΠ°Π»Ρ‹ Бтэнфорд — Π‘ΠΈΠ½Π΅.

  • [1] Π‘ΠΌ.: Π¨ΡƒΠ»ΡŒΡ† Π”., Π¨ΡƒΠ»ΡŒΡ† Π‘. Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ соврСмСнной психологии; Π―Ρ€ΠΎΡˆΠ΅Π²ΡΠΊΠΈΠΉ Π›. Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ психологии. М., 1966.
  • [2] Π‘ΠΌ.: Π¨ΡƒΠ»ΡŒΠΈ, Π”., Π¨ΡƒΠ»ΡŒΠΈ, Π‘. Π£ΠΊΠ°Π·. соч.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ