Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Божович Л. И. в работе Этапы формирования личности в онтогенезе установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л. С., Лисина М. И., Эльконин… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
    • 1. 1. Детско-родительские отношения в психологии
    • 1. 2. Классификация стилей воспитания в психологии
    • 1. 3. Личностные особенности родителей в воспитании
    • 1. 4. Семья как фактор развития ребенка
  • РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЯ И ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
    • 2. 1. Цели, задачи, гипотеза исследования
    • 2. 2. Ход исследования
    • 2. 2. Анализ полученных результатов теста-опросника родителей
  • Выводы по практической части
  • Заключение
  • Литература

Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым. Задачей данной работы является обзор основных современных подходов к исследованию детско-родительских отношений, исследование специфики родительского отношения, описание предложенного метода исследования и изложение предварительных результатов.

Актуальность темы

: в настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, 1983; Т. В. Архиреева, 1989; Н. Н. Авдеева, 1994; А. И. Захаров, 1986; А. И. Спиваковская, 1988; А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980 и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т. д.

Научная новизна работы, состоит в теоретическом анализе особенностей воспитания детей в семье; в выявлении факторов, обусловливающих позитивные/негативные взаимоотношения детей с родителями; в изучении и использовании прогрессивного опыта народной педагогики.

Родительские установки, или позиции, один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А. С. Спиваковская (1988) понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30-х гг. были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека», а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

Методологической основой работы является — учение о влиянии семьи как социальной среды на развитие личности ребенка; теория развития личности; положение о педагогизации семейно-бытовой микросреды; положение о самоорганизующей сущности личности ребенка.

Практическая значимость курсовой работы заключается в раскрытии процессов оптимизации семейного воспитания путем выработки рекомендаций для родителей в условиях выявления взаимосвязи стиля воспитание с личностными качествами детей.

Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния семьи, и взаимоотношении родителей и детей.

Объектом исследования определили детско-родительские отношения, как фактор развития ребенка.

Предметом исследования обусловили процесс взаимоотношений и формирование самостоятельности детей.

Гипотеза — в детско-родительские отношения, влияют на развитие ребенка.

Вопросы, посвященные пролеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л. И., Выготский Л. С., Дубровина И. В., Лисина М. И., Леонтьев А. Н., В. С. Мухина, Хоментаускас Г. Т., Эльконин Д. Б и многие другие.

Божович Л.И. в работе Этапы формирования личности в онтогенезе установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л. С., Лисина М. И., Эльконин Д. Б разрабатывая проблему периодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему. Дубровина И. В. в работе Семья и социализация ребенка рассматривает семью как главный источник социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание это процесс социальный в самом широком смысле.

Итак, для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детскородительских отношений в семье.

Проблемность вопроса заключается в следующем: каковы основные направления психологической помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка в неполной семье.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и надеется на их защиту. Одна из самых значителных сил, с которой дети должны научиться справляться, это стресс, вызываемый страхом и тревогой. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Решение этой проблемы требует как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики.

Цель исследования изучить возможности и основные направления помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка.

Исследования А. Н. Леонтьева (1977), А. Р. Лурии (1980), Д. Б. Эльконина (1976) и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.

При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка. Необходимо отметить, что в настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности детей выделяются факторы семейного воспитания, и прежде всего система взаимоотношений «мать ребенок» (Н.М. Гордецова, 1978; А. И. Захаров, 1988; А. С. Спиваковская, 1988; В.С. Манова-Томова, 1981; М. Раттер, 1987 и др.).

Очевидно, что социальная нестабильность, потеря (или угроза потери) взрослыми своей социальной позиции, неуверенность в себе, в завтрашнем дне, чувство вины за то, что обеспечиваешь семью хуже, чем другие, порождает у некоторых взрослых стремление выместить это на детях, что и проявляется во многих случаях жестокого обращения с детьми (Bandura A., Walters R.H., 1959; Бютнер К., 1991, Раттер М, 1987 и др.), провоцируя появление ситуаций, вызывающих тревогу у детей.

В связи с этим целью курсовой работы, стало изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье. Мы предположили, что неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, способствуют проявлению тревожности, что, в свою очередь, сказывается на восприятии ребенком системы семейных отношений.

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

1.1. Детско-родительские отношения в психологии

Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (Э.Эриксон, К. Хорни, др.). Наибольшую популярность завоевала теория привязанности (Д.Боулби, М. Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности является «внутренняя рабочая модель», которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте, понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности.

В современных исследованиях, данного вопроса, происходит переориентация с изучения самосознания ребенка к исследованию его поведения, которое чаще всего описывается в терминах социальной адаптации и компетенции. Привязанность рассматривается уже не как отношение, а как стратегия поведения с родителями. E. Moss и др., (1998), отмечают положительную корреляцию между «надежным» типом привязанности и школьной адаптацией, гармоничной коммуникацией в детско-родительской диаде. В исследовании P. Crittenden (1996) показана прямая зависимость стратегии поведения школьников и подростков от качества привязанности к матери.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 2000. — 240с.
  2. Л.Я., Шлягина Е. И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии — 1985. — № 2. — С. 186 — 187.
  3. Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. — Екатеренбург: АРД ЛТД, 1997. — 150с.
  4. И.В. Воспитательный климат семьи. — М.: Знание, 1976. — 40с.
  5. А. Е. Подростковая психиатрия. — М.: Медицина, 1985. — 416с.
  6. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986. 128 с.
  7. Г. Как воспитать ребенка удачника? //Дошкольное воспитание. 1997. № 1, С. 73.
  8. А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 486 с.
  9. Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т. А. Маркова, М., 1979. — 318 с.
  10. И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. — 1999. — № 2. — С. 17.
  11. Г. С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис. канд. псих. наук. Улан-Удэ, 1998. 166 с.
  12. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. — 2е изд. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 576 с.
  13. .П., Никитина Л. А. Мы и наши дети. — М.: Молодая Гвардия, 1980. — 223 с.
  14. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995. — 360 с.
  15. А. В. Дети и тактика семейного воспитания. — М.: Знание. 1981. — С. 95.
  16. Теория личности в западно-европейской и американской психологии./Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара, 1996. — 480с.
  17. Формирование взаимоотношение дошкольников в детском саду и семье. /Под ред. В. К. Котырло. М.: Педагогика, 1987. — 342 с.
  18. Г. Т. Семья глазами ребенка. — М.: Педагогика, 1989. — 160с.
  19. Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход// Психологический журнал.1999.Т.20, № 5
  20. А. Эго и механизмы защиты//Теория и практика детского психоанализа. — М., 1999. — Т.1
  21. Фрейд З. .Основные психологические теории в психоанализе: Сб. статей. — М., 1927
  22. З. Методика и техника психоанализа. — М.; СПб., 1923
  23. З. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989
  24. Э. Искусство любить /ред. Д. А. Леонтьев. — 2-е изд. — СПб: 2001. — 224 с.
  25. Э. Психоанализ и этика. — М., 1993
  26. Г. Т. Семья глазами ребенка. — М., 1989. — 322 с.
  27. Ю.Г., Щевченко С. М. У одиночества характер крут. — М., 1990. — 238 с.
  28. Э. Г., Юстицкий В. В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. — М., 1994. — 96 с.
  29. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999. — 656 с.
Заполнить форму текущей работой