В семейном бизнесе коучинг проходит в ситуации переплетения эмоциональных и деловых, родственных и функциональных отношений между ключевыми участниками.
Пример. «Хай-тек или семейные традиции?»[1]
Семейный бизнес — торговое предприятие. Отец, основатель бизнеса, поручает сыну роль своего заместителя, вводит его в управленческую команду, стремится передать ему все больше полномочий. Сыну торговый бизнес неинтересен. В угоду родителям он старательно выполняет свою работу, но «смотрит на сторону» и уверен, что может быть успешен и счастлив, развивая свой собственный бизнес в другой отрасли, в сфере высоких технологий. Естественная в глазах родителей роль преемника его тяготит. В семье и организации нарастает напряжение. «Неблагодарный» сын испытывает огромное давление, в том числе и собственной системы ценностей. Он благодарен родителям и готов еще какое-то время уделять семейному бизнесу в текущей роли. Но терпеть ему становится все труднее.
В работе с коучем основатель бизнеса вспомнил собственные отношения с родителями, которые видели в нем продолжателя дела своего отца, не принимали его в роли нредпринимателя-торговца, болезненно воспринимали его отказ от их ожиданий. Он, хотя и не сразу, «отпустил» наследника. Клиент переосмыслил ситуацию и перераспределил роли в управленческой команде. Уже в процессе перемен компания резко увеличила свой оборот. В семье наладилось взаимопонимание. Сын успешно развивает свой бизнес. Переоценка семейной ситуации благоприятно повлияла на ситуацию в компании.
Обращаясь к коучингу, семейные компании ищут в сиециалисте-коуче одновременно квалифицированного специалиста и доверенное лицо. Ситуация высоких надежд и напряженных ожиданий, эмоциональный накал, необходимость работать с разноречивостью интересов, внутриличностными конфликтами — все это предъявляет высокие требования к профессионализму коуча, его эмоциональной устойчивости, последовательности в соблюдении профессиональных этических норм.
- [1] Коуч — Андрей Королихин.