Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культурная антропология родственных отношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование доли родственных отношений в общем объеме отношений, в которые вступает современный человек, проведенное с помощью «проективного теста социального атома» Якоба Морено показывает, что эта доля составляет от 39 до 69% общего объема социальной сети человека1. 1] Матрехина II. В. Социальная сеть как модель межличностных взаимодействий //Интегративный подход в психологии. СПб.: Изд-во… Читать ещё >

Культурная антропология родственных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Родственные отношения — это регламентированные нормами культуры и заданные априори отношения, в кругу лиц, имеющих общего предка или породненных через брак. Они стали предметом культурной антропологии уже в самом начале ее формирования, в работах одного из ее основоположников Л. Моргана. Причиной особого интереса к родственным отношениям была в том, что они рассматривались исследователями как первая культурная матрица и исторический прообраз всех других социальных отношений человека. Представление о социальной сути родственных отношений сохраняется в научном мировоззрении и поныне. Выражаясь языком Юнга, они представляют архетипические русла движения всех психических энергий человека: любви, заботы, кооперации, подчинения и власти, скрытой вражды и открытой агрессии. Понимание культурных правил регламентации родственных отношений позволяет более глубоко понять корни отношений, в которые вступает современный человек в контактах вне семейной сферы, осознать закономерности взаимоотношений, которые воспроизводятся в рабочих, дружеских, религиозных, творческих группах.

У родственных отношений есть некоторые свойства, которые выделяют их из круга других человеческих отношений. Они заданы изначально по факту рождения. Рождаясь, человек автоматически попадает в родственные отношения с тетушками, бабушками, кузенами и другими родными. В этом смысле родственная заданность отношений сходна с другими экзистенциальными параметрами существования, которые у Л. Бинсвангера получили название «заброшенность-в-мир». Поскольку человек включен в них с рождения, они мало поддаются рефлексии, осознанию. (На вопрос: «Почему вы поддерживаете родственные отношения?» — люди отвечают: «Так надо».).

Родственные отношения, будучи основанными на конвенциальных нормах, консервативны, почти не меняются во времени и у современного человека потенциально тот же набор родственников, что и у его предка периода Киевской Руси, но круг родных, с которыми поддерживаются отношения, значительно уже. Содержанием родственных отношений является изначальная доброжелательность, сплоченность, готовность к помощи, лояльность и долженствование. Норма взаимопомощи является исторически наиболее древней и экономически оправданной, поскольку она обеспечивает выживание группы. Лояльность — терпимость и готовность прощать родственнику то поведение, которое, будучи проявленным чужаком, непременно бы каралось, обеспечивает сплоченность родственной группы. Толерантность к девиантному поведению родного человека выше, но до определенного предела, за которым начинается отчуждение. Своеобразный, символический «счет взаимных услуг», может достигать такого дисбаланса, при котором поддерживать отношения становится крайне затруднительным. В самом деле, никакие другие отношения не могут быть настолько отягощающими, как некоторые родственные. Сочетание норм доброжелательности, терпимости и долженствования делают родственные отношения амбивалентными по определению.

Исследование доли родственных отношений в общем объеме отношений, в которые вступает современный человек, проведенное с помощью «проективного теста социального атома» Якоба Морено показывает, что эта доля составляет от 39 до 69% общего объема социальной сети человека1.

Мобильность современного человека приводит к тому, что круг родных, с которыми поддерживаются отношения, неминуемо уменьшается и заменяется другими значимыми отношениями, в основном дружескими и рабочими, сближающимися по содержанию с дружескими. Это обстоятельство приводит к противоречию между реальностью и традицией. Например, когда на свадебной церемонии семьи жениха и невесты должны представить друг другу круг своих родных, оказывается, что такого круга нет, так как родственные связи утрачены. На базе этого противоречия в современной Индии развивается бизнес под названием «Аренда родственников»: в конторе можно одолжить прилично одетых, симпатичных «родных» — мужчин, женщин и детей — разного возраста и в разном количестве для свадебной церемонии[1][2].

  • [1] Матрехина II. В. Социальная сеть как модель межличностных взаимодействий //Интегративный подход в психологии. СПб.: Изд-во РГПУ, 2003. С. 212—219.
  • [2] Аренда родственников. URL: http://top.rbc.ru/wildworld/17/08/2005/69 540.shtml (дата обращения: 25.07.2015).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой