Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников с нарушенным зрением
![Диссертация: Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников с нарушенным зрением](https://westud.ru/work/2522215/cover.png)
Диссертация
На основе выделенных социально-психологических условий и психологических особенностей формирования профессиональных намерений школьников с нарушенным зрением нами была разработана программа по оптимизации профессионального самоопределения этих старшеклассников. Мы понимали оптимизацию как комплекс психолого-педагоги чсских мероприятий, направленных на повышение эффективности процессов… Читать ещё >
Содержание
- 1. 1. Состояние проблемы профессионального самоопределения в зарубежной и отечественной литературе
- 1. 2. Специфика профессионального самоопределения учащихся с нарушенным зрением
- 2. 1. Организация исследования и характеристика испытуе
- 2. 2. Методы и процедура исследования
- 3. 1. Профессиональные намерения старшеклассников с нарушенным зрением и условия их формирования
- 3. 2. Особенности системы ценностных ориентаций старшеклассников с нарушенным зрением
- 3. 3. Особенности образа-Я старшеклассников с нарушенным зрением и их влияние на профессиональное самоопределение этих школьников
- 4. 1. Программа оптимизации профессионального самоопределения учащихся с нарушенным зрением
- 4. 2. Результаты апробации программа по оптимизации профессионального самоопределения старшеклассников с нарушенным зрением
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни- М.:Мысль, 1991.-299с.
- АгсеЕ Е.Д. Организационно-педагогические основы социально-трудовой реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения.: Автореф. дисс.. канд. исд. наук. JL, 1984. 21 с.
- Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями в развитии. Спб.: Образование, 1995.- 192 с.
- Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста.: Автореф. дис.. канд. псих. иаук.-М., 1985.-18с.
- Алехин В.И. Профессиональная ориентация как комплекс, взаимосвязанных мероприятий или возможность проведения профориентациоиной работы в системе ВОС. / В кн.: Проблемы социально-психологической реабилитации слепых.-М.: ВОС, 1981.-С. 73−86.
- Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Известия АПН РСФСР.-М., 1948.-вып.18.-С. 101−1.24.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969.-338 с.
- Андрсяускене В. А. Социальная характеристика слепых и слабовидящих. Вильнюс., 1974.-108 с.
- Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. М., 1953.
- Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе / В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981.-С.3−19.
- Архин И.А. Социализация ребенка-инвалида: опыт, проблемы./ В сб.: Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями в развитии. СПб.: Образование, 1995.-С. 49−54.
- Асмолов А. Г. Братусь Б.Г. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии.-l 979.-№ 14.-С. 35−46.
- БасинФ.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии.-1969.-№ 12.-С.118−125.
- Берне Р. Развитие Я-концспции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.421 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.-l979.-№ 2.-С. 47−57, -№ 4, — С.23−33.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. 1968.-464 с.
- Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение. Личностный аспект. Дисс. .докт. псих. наук.-М. 1995.-411с.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия.-М.: Знание, 1991 .-78с.
- Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963 .-335с.
- Брагина В.Д. Влияние представления о выбранной профессии па профессиональное самоопределение учащейся молодежи.: Автореф. дис. .канд. псих. наук.-М., 1976.-23 с.
- Братусь Б.Г. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Знание, 1977, — 64 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев.: Наукова думка.-1989.-200 с.
- Буткина Г. А. К проблеме социально-психологической адаптации / В сб.: Изучение личности аномального ребенка. Тезисы докладов конференции.-М.: НИИД АПН СССР, 1977, — 132 с.
- Буткина Г. А. Проблемы социально-психологической адаптации дошкольников с глубокими нарушениями зрения / Мат-лы
- Всесоюзного симпозиума, но дошкольному воспитанию детей с глубокими нарушениями зрения.-М.: ВОС, 1980.- С.60−65.
- Быкова Н.И. Особенности самоопределения подрост ков с физическими недостатками.: Лвтореф. дисс.. канд. псих, паук.- М., 1994.- 24 с.
- Бюрклен К. Психология слепых. М., 1934.-261 с.
- Вавилов IO. IL Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников средней школы.: Автореф. дис.. канд. пси. наук.- Ярославль., 1971.- 20 с.
- Валитов М.С. Профориента!гнойные игры как средство активизации психологической готовности оптантов к выбору профессии.: Лвтореф. дис.. канд. псих, наук.- М. 1988, — 18 с.
- Власова Т.А. Воспитание учащихся спецшкол в процессе овладения основами наук.- М., 1979.-263 с.
- Волкова Е.Ю. О некоторых видах нарушения критичности и самооценки у незрячих / В сб.: Проблемы социально-психологической реабилитации слепых.- М.: ВОС, 1981.- С. 83−96.
- Выготский J1.C. Собр. соч. в 6-ти томах.- М.: Педагогика, 1982 1984.
- Выготский Л.С. Дефект и свсрхкомиснсация / В сб.: Умственная отсталость, слепота и глухота, — М., 1927.
- Выготский JI.C. Слепой ребенок./ Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1983., т. 5.-С. 86−100.
- Геращенкова И.А. Совершенствование системы реабилитации детей с отклонениями в развитии / В сб.: Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. Мат-лы научно-практ. конф. .Снб., 1995.-С.21−25.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема.: Дис. .доктю псих. паук. М., 1997.- 462 с.
- Головаха Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение. Киев.: Наукова думка, 1988. — 142 с.
- Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника.-М.: Просвещение, 1979. 118 с.
- Григорьева Л. 11 Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями // Дефектология.-1996.-№ 3.- С. 3−12.
- Гриншпун С.С. Определение критериев трудового становления школьников на этапе выбора профессии.: Автореф. дне.. канд. псих. HavK.-M., 1978.- 16 с.
- Гриншпун С.С. Вопросы активизации профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985.-№ 6.-С. 15−19.
- Гудонис В.П. Социальные и психолого-псдагогичсекис основы интеграции лиц с нарушенным зрением.: Дис.. докт. пед. наук.-М., 1995.- 466 с.
- Гуревич К.К., Борисова Е. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии.-1988.-№ 1 .-С. 77−82.
- Дети с глубокими нарушениями зрения / под ред. М. И. Земцовой и др. -М.: Просвещение, 1967.- 376 с.
- Джемс У. Психология.- Спб.: Знание, 1902.-446 с.
- Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника. М.:Г1едагогика, 1989.
- Ермаков В.П., Жохов В. П., Сагдулаев А. А., Ермилова Л. К. К вопросу о профессиональной ориентации и трудоустройстве слабовидящих школьников // Дсфскгология.-1987.-№ 2.-С.46−50.
- Ермаков В.П. Профессиональная ориентация слепых учащихся / В сб.: Трудовое обучение и профориентация слепых и слабовидящих.-М.: НИИД АПН СССР, 1982.-С. 34 48.
- Ермаков В.П. Основы трудового обучения и профессиональной ориентации слепых и слабовидящих школьников.-М.: ВОС, 1987.-80 с.
- Жохов В.П., Особова Т. З., Чмутова Л. Н. Офтальмологический аспект профессиональной пригодности выпускников спец. школ для слабовидящих детей// Дефектология.-1986.-№ 3.-С. 15−20.
- Жохов В.И., Заеулин А. А., Литвак А. Г., Солнцева Л. И. 1С вопросу организации психологической службы в спец. школах для детей с нарушенным зрением // Дефектология.- 1989.-№ 3.-С. 11−14.
- Жуковская В.И. Профессиональная направленность старшеклассников и мотивы профессионального выбора / В сб.: Профориентация и консультация молодежи.-Киев., 1966.-С.23−35.
- Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускниковсредней школы.-Р.-н-Д., 1987.-149 с.
- Забродин Ю.М. Основы психофизической теории сенсорныхпроцессов.: Автореф. дисс.. докг. исихол: наук. М., 1977. 40с.
- Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии // Психологический журнал.-1980.-№ 2.-С. 5−18.
- Заиченко И.У. Обусловленность личностног о самоопределения юношества социальными условиями жизнедеятельности.: Авгореф. дис.. канд. псих, наук.- М., 1993.-26 с.
- Зсмцова М.И. Обучение слепых и слабовидящих детсй.-М.: ВОС, 1978.-32 с.
- Зотов Л.И. Дефект зрения и психическое развитие личности / В сб.: Психологические особенности слепых и слабовидящих ,-М.: ВОС, 1981.-С. 1−18.
- Зотов А.И., Политова А. В. Комплексное изучение отношений к учению, труду и общественной работе у слабовидящих школьников./ В сб.: Теоретические и методические вопросы обучения слепых ислабовидящих.-М., 1986.-С. 5−13.
- Зыкова Н.Б., Орел В. Е. Изучение структуры мотивов выбора профессии у школьников / В кн.: Психологические закономерности профессионализации.- Ярославль.: ЯГПИ, 1991 .-С. 49−57.
- Исаева Д.Н. Психология больного ребенка.-Спб., 1993.-76 с.
- Йовайша Л.А. Основы подготовки учащихся к выбору профессии.: Автореф. дис.. док. иед. наук.-Вильнюс, 1971.-54 с.
- Кавялис В.Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников спецшкол.: Дис.. док. нсд. наук.- Шауляй., 1987.-442 с.
- Кельмейстер А.Б. Трудоустройство и профессиональное обучение слабовидящих / В кн.: Из опыта обучения и воспитания слабовидящих детей в школе-интернате.-М.: All Л РСФСР. 1959, — С. 23−29.
- Климов Е.А. О принципиальных основах управления процессом профессионализации личности на эт апе выбора профессии / Тезисы XX между! шродIЮ10,1 юих. конгресса.-М. 1972.-С.89−91.
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консулыации.-М.: Знание, 1983.-95 с.
- Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии, — 1985.-№ 4.-С. 5−11.
- Климов Е.А. Профориентация и психология./ Вестник МГУ.-сер. 14.-Психология.-1985.-№ 1 .-С.26−35.
- Климов Е. А- Психологическое содержание труда и вопросы воспитания.-М.: Знание, 1986.-80 с.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий.-Обнинск., 1993.
- Климов Е.А. Профессиональное самоопределение.-М., 1997.- 365 с.
- Кожалиева И.Ь. Особенности становления образа-Я у умственно отсталых подростков.: Автореф. дис.. канд. неих. наук.-М, 1995.-16 с.
- Кон И. С. Открытие Я.-М.: Политиздат, 1978, — 367 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста.-М.: Просвещение, 1979.178 с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание.-М.: Политиздат, 1884.-335 с.
- Кондаков И.М., Сухарев A.I3. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии -1980.-№ 5.-С. 158−164.
- Концепция профессионального самоопределения молодежи: проект./' В. Л. Поляков, С. Н. Чистякова и др. // Педагогика.-1993, — № 5.-С. 33−37.
- КраенoruiaxroRa Л.И. О психологической сути понятия личностного, в том числе и профессионального самоопределения.-М., 1987.-36 с.
- Крегжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов.: Дис.. док. псих. наук.-Вилыпое., 1982.-389 с.
- Крылов Л.И. Образ-Я как фактор развития личности .: Дис.. канд. псих. паук.-М., 1984.-212 с.
- Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптивности личности.: Автореф. дис.. канд. псих. наук.-М. 1980.-21 с.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения // Вопросы психологии.-1983.-№ 2.-С.51−67.
- Кузнецова И.В. Методологические основы исследования процесса выбора профессии / В кн.: Способности и деятельность.- Ярославль., 1989.-С.12−19.
- Кухарчук A.M., Ценцинер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся.-Минск.: Новая асвета, 1976.-128 с.
- Левитов Р.Д. Психология старшего школьника.-М.: Учпедгиз, 1955.214 с.
- Леонтьев A.II. Деятельность, сознание, личность.-М.Политиздат, 1978.-304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-3-е и.зд.-М.: Изд-во МГУ, 1972.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.-в 2-х томах.-М., 1982.
- Либман Е.С. Клинико-офтальмологические аспекты профориентации незрячей молодежи / В сб.: Трудовое обучение и профориентация слепых и слабовидящих.-М.: ВОС, 1982.-С.73−78.
- Липкина А.И. Психология самооценки школьника.: Автореф. лис.. док. псих. наук.-М., 1974.-35 с.
- Лисина М.И. Развитие представления о себе у ребенка первого года жизни / В кн.: Исследования и проблемы возрастной и педагогической психологии.-М., 1980.-С.50−7-.
- Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих.-Л.: Изд-во ЛГИИ, 1972.-225 с.
- Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии.-Л.: Изд-во ЛГПИ, 1973.-154 с.
- Литвак А.Г. О подходе к изучению личности в тифлопсихологии / В кн.: Изучение личности аномального ребенка.-М.Н ИИ Д АПН СССР, 1977.-С. 69−71.
- Литвак А.Г. Слепота и формирование личности / В сб.: Реабилитация слепых.-М.: ВОС, 1982.-С. 5−11.
- Литвак А.Г. Основные проблемы реабилитации инвалидов по зрению / В сб.: Проблемы социальной реабилитации слепых.-М.: ВОС, 1990.-С.3−5.
- Литвак А.Г. Пути реабилитации и интеграции инвалидов, но зрению: коррекция или профилактика? // Дефектология,-1991 ,-№ 5.-С. 9−11.
- Лонина В.А. Цели, задачи и содержание работы тифлонсихолога // Дефектология.-1995 .-№ 1 .-С.21 -29.
- Мальков В.А., Рогулина В. И. Воспитание самосознания необходимый аспект социальной реабилитации и интеграции незрячей молодежи / В сб.: Опыт социальной реабилитации незрячей молодежи средствами трудового обучения и профориентации.М.: ВОС, 1988.-С.З-7.
- Мариновская И.А. О соотношении профессиональной и социальной ориентации школьников / В сб.: Социологические исследования профориентации молодежи.-М., 1975.-С 128−134.
- Массанов А.В. Формирование психологической готовности старших подростков к профессиональному самоопределению.: Авторсф. дис.. канд. псих. наук.-Кисв., 1988.-23 с.
- Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности / Уч. Зап. Пермского нед. ии-та.-т. 77.-вып.6., 1970.-С. 8−213.
- Михайлов И.В. Опыт активизации профессиональною самоопределения старшеклассников.: Авторсф. дис.. канд. псих. наук.-М., 1974.-18 с.
- Моргулис И.С. Общение как средство формирования социального опыта у детей с нарушениями зрения // Дефектология, 1971. — № 6. — С.71−74.
- Морозова II.Г. Особенности интересов слабовидящих старшеклассников / В кн.: Слабовидящие дети.-М.: Просвещение. 1967.-С. 175−215.
- Мошкова Г. Ю. О самоопределении выпускников, закончивших школу для детей с нарушенным зрением / В сб.: Трудовое обучение и профориентация слепых и слабовидящих школьников. М. (982.-С.78−85.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. -М.: МГПИ, 1985.-103 с.
- Мухина B.C. Проблемы формирования ценностных ориентации и активности личности в ее онтогенезе.-М., 1987.
- Навицкис А.Й. Профориентация слепых и слабовидящих школьников // Дефектология.-1988.-№! .-С.56−60.
- Найджел Форман. Ребенок и семья в контексте проблем образования для детей-инвалидов // Школа здоровья.-т.1 .-№ 2.-1994.-С.50−69.
- Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности,-Ерсван.: Изд-во АН АССР, 1988.-253 с.
- Непомнящая Н.И. Ценность как центральный компонент психологической системы структуры личности // Вопросы психологии,-1980.-№ 1 .-С.20−35.
- Обрубов С.А., Скачко Е. А. Психологические особенности детей е прогрессирующей близорукос тью // Школа здоровья .-т. 1 .-№ 1 .-1994.-С.80−85.
- Общая психодиагностика / под ред. Бодалсва Л. А., Столица В. В., -М.: МГУ, 1987.-304 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуалыюсти.-М.: Просвещение, 1991.-286 с.
- Певзнср М.С. Психоневрологическая характеристика учащихся школ для слепых / В кн.: Дети с глубокими нарушениями зрения.-М., 1967.-С. 106−165.
- Перечень показанных и противопоказшшых видов труда для инвалидов с различной патологией.-М.: «Ииформат», 1996.-336 с.
- Петровский В.А. Психология нсадаптивной личности.-М.: ТОО «Горбунок», 1992.-224 с.
- Плаксина Л.И. О работе тифлопедагога // Дефектология.-1983. С.73−75.
- Платонов К.К. Психология личности.-М.: ин-т философии АН СССР, 1986.-17 с.
- Прихожан A.M. Анализ содержания образа-Я в старшем подростковом возрасте у учащихся массовых школ и школ-интернаюв / В кн.: Возрастные особенности и психическое развитие детей.-М., 1982.-С. 137−157.
- Проблемы социальной реабилитации слепых / Мат-лы международного симпозиума.-М.: ВОС, 1990.-101 с.
- Проблемы формирования профпригодности специалиста / Ред. Ю. М. Забродин / М.: Экономика, 1985. — 256с.
- Профессиональная ориентация инвалидов / под ред. Сырникова И, К.- М.: ЦБ НТИ мин. Соц. защиты населения РФ, 1996.-310с.
- Пряжников Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии.-1987,-№ 4.-С.93−99.
- Пряжников П.С. Профессиональное и личностное самоопределение.'-М.-Воронсж, 1996.-256 с.
- Психологические основы трудовою воспитания школьников / под ред. Э. А. Фарапоновой.-М.:1"1едагогика, 1988.-168 с.
- Психологическая служба в школе.-М.: ЛПН СССР, 1984.-153 с.
- Нуочяусксне Г. Б. Взаимосвязь каузальной атрибуции социально-психологического контекста с реабилитацией незрячих.: Авгореф. дис.. канд. псих. наук.-Л., 1989.-24 с.
- Психическое развитие воспитанников детского дома. / Ред. И. В. Дубровина / М.: Педагогика, 1990. -264с.
- Рсйфман М.Р. Профориентация и трудовая подготовка выпускников школ слепых и слабовидящих на предприятия ВОС / В сб.: Трудовое обучение и профориентация слепых и слабовидящих школьпиков.-М., 1982.-С. 110−112.
- Романова Е.С. Психология профессионального становления личности.: Дис.. док. псих. наук.-М., 1992.
- Романова Е.С., Суворова Г. Л. Психологические основы профессиографии.-М.: МПГУ, 1990.-243 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.-М.: Педагогика, J973.-423 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-М.: Учпедгиз, 1946.704 с.
- Самопонимание, самовоспитание. подростка. /Ред. И.В.Дубровина/ -Н.Новгород, 1995.
- Самоукина Н.В. Активизация школьников в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии.-1990.-№ 1 .-С. 11−17.
- Самоукина Н.В. Психологические условия активизации школьников в профессиональном самоопределении.: Дис.. канд. псих. наук.-М., 1988.
- Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности.-Свердловск.: Изд-во СГГШ, 1986.-141 с.
- Сейтешев АЛ. Профессиональная направленность личности.-Алма-Ата.: Наука, 1990.-333 с.
- Селезнева Е.В. Коррекционпая направленность занятий по формированию представлений о себе у дошкольников с нарушенным зрением.: Автореф. дис.. канд. псих. паук.-М., 1995.-23 с.
- Сема С.П. О методике изучения самооценки незрячих учащихся / В сб.: Изучение личности аномальною ребенка. Тезисы докладов конферснции.-М.: НИИД АПН СССР, 1977.-С. 103−104.
- Семаго М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства.: Автореф. дис.. канд. псих. наук.-М., 1992.-23 с.
- Силкин JI.H. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрепию.-М.: ВОС, 1984.-82 с.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии.-)98б.-№ 3.-С. 4−12.
- Слободчиков В.И. Психология человека. М.: Шк.-Пресс., 1995.383 с.
- Смирнов А.А. Профессиографические аспекты принятия решения в процессе выбора профессии // Вопросы психологии. 1987. -№ 3. -С. 14−19.
- Содержание и формы работы по профориентации и организации профессионального обучения в спецшколах для слабовидящих детей.-М.: Мин. Просвещения, 1987.-33с.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.-М. :МГУ, 1989.-215 с.
- Солнцева Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии // Дефектология.-1991 .-№ 5 .-С. 10−14.
- Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М.: Полиграф сервис, 1997. 122с.
- Солодова Н.И. Особенности некоторых нравственных черт личности слабовидящих школьников и коррскционно-воспитательпая работа с ними.: АвтореФ. дис.. канд. нед. наук.-М., 1982.-23 с.
- Столиц В.В. Самосознание личности .-М.: МГ У, 1983.-286 с.
- Суславичюс А.И. Влияние социальных условий на формирование социальных установок и установки к себе у лиц со зрительным дефектом.: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Тарту., 1977.-21 с.
- Сухарев А.В. Психологические критерии профессионального самоопределения.бДис.. канд. псих. наук.-М., 1987.-19 с.
- Теоретические и методические вопросы обучения слепых и слабовидящих / межвуз. Сб. научн. Трудов.-Л.: Мин. Просвещения РСФСР.-ЛГПИ, 1987.-163 с.
- Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема.-М.:Мысль, 1975.-196 с.
- Ткачева НЛО. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста.: Авгоркф. Дис. .канд. псих, наук., — М., 1983.-23 с.
- Укке Ю.В. Психологические концепции профориентации в США.: Автореф. дис.. канд. псих. наук.-М., 1973.-22 с.
- Украинская Е.М. Развитие самооценки слабовидящих школьников / В сб.: Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих.-Л, 1982.-С. 15−26.
- Украинская Е.М., Особова Т. З. Познавательные интересы и профориентация слабовидящих школьников / В сб.: Психолого-педагогические и методические вопросы реабилитации слепых и слабовидящих.-Л., 1984.-С. 3−15.
- Украинская Е.М., Особова Т. З. Некоторые психологические аспекты профориентации слепых и слабовидящих / В кн.: Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящим и.-JI.: Мин. Просвещения РСФСР.-ЛГПИ, 1988.-С. 56−66.
- Учителям о детях с нарушенным зрением / под ред. М. И. Земцовой.-М., 1982.- 124 с.
- Федоришин Б.А. Психологические и методические основы профориентационной работы с учащимися.-Киев, 1979.-23 с.
- Федоришина ИЛ. Влияние образа-Я на особенности профессионального самоопределения старшеклассников.: Дне.. капд. псих. наук.-Киев, 1990.
- Фельдштейн Д.И. Психологические условия ускорения процесса личностного, в том числе и профессионального самоопределения подростков.-М., 1987.-87 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М, '994 -193 с.
- Феоктистова В.Л. Очерки истории зарубежной тифлологии и практика обучения слепых и слабовидящих детей.-Л.: Изд-во ЛГПИ, 1973.-119 с.
- Формирование личности в переходный период от подростковою к юношескому возрасту / иод ред. И. В. Дубровиной.-М.: Педагогика, 1987.-181 с.
- Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я.-М.: «Современные проблемы», 1925.-98 с.
- Фрейд 3. Норма и патология детского развития.-М., 1990.
- Хрусталев С.А. Работа с лицами со сниженной адаптацией.-М.: ВОС, 1990.-47 с.
- Чебышева В.В. Психологические проблемы профориентации // Вопросы психологии.-1971 .-№ 1 .-С. 14−19.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.-М.: наука, 1977.-144 с.
- Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / В кн.: Профессиональное самоопределение и карьера молодежи.-М.: Ин-т Профессионалы-юш самоопределения молодежи РАО, 1993.-С. 3−10.
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.- Тюмень.: ПГУ, 1980.-87 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы сие темогенеза профессиональной деятельности. М.: Паука, 1982. 185с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. ~ М.: Логос, 1994. -319с.
- Шибутани Т. Социальная психология.-М.: Прогресс, 1969.-535 с.
- Шипицина Л.М. и др. Реабилитация дегей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. Спб.: Образование, 1995.-80 с.
- Шорохова Е.В. Проблема Я и самосознание / Проблемы самосознания. Мат-лы симпозиума.-М., 1966.-С. 220−225.
- Шубкин В.И. Социологические опыты.-М.: мысль, 1970.-284 с.
- Шумилин Е.А. Психологические закономерности развития личности в старшем школьном возрасте.: Дис.. док. псих. наук.-М., 1983.
- Ярошснко В.В. Мотивация выбора профессии и особенности се развития у учащихся 6−10 классов общеобразовательных школ.: Автореф. дис.. канд. псих. наук.-Кисв., 1975.-19 с.
- Ярошенко В.В. О возрастных особенностях мотивации выбора профессии / В кн.: Проблема профориентации и нрофконсулыирования в школе.-М. 1969
- Majewski Т. Rehabilitacja psychierna ociemnialych. Warszawa, 1971.
- Majewski T. Zagadnicnca rchabilitacia new-idomych. Warszawa, 1971.
- Mead G.H. Mind, self and sooielv. Chicago: The univ. Chicago press, 1934.-442p.
- Rosenberg M. Socielv and andolescent self-image. Princeton, 1965.
- Rogers С. Л theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client central tramework // Theory of personality. -№ 7. 1965.
- Row A. The psychology of occupations. N.Y. — 1956. 340p.
- Super D. Vocational development. № 7., 1957, 391 p.
- ZillcrR.C. The alimations syndrome: a tradic pattern of self other orientation. Socionietry., 1969, Vol. 32.