Представления о своем возрасте и отношение к перспективе взросления у детей 6-8 лет
Диссертация
Отметим, что все дети, участвующие в нашем исследовании, могли ответить на вопрос: «Сколько тебе лет?», однако, значительная часть испытывала трудности при необходимости сравнить и определить свое место между «ребенком» и «взрослым». Для исследования количественных оценок возраста потребовалась разработка специальных процедур, позволяющих зафиксировать степень адекватности оценки своего возраста… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Особенности восприятия и оценки своего возраста детьми и взрослыми
- 1. 1. Психологический возраст личности
- 1. 1. 1. Понятие «Психологическое время» и «психологический возраст»
- 1. 1. 2. Восприятие и оценка своего и чужого возраста у взрослых людей
- 1. 1. 3. Измерение психологического возраста у взрослых людей
- 1. 1. 4. Недовольство своим возрастом. Смещение центра «Я» в прошлое или будущее
- 1. 1. 5. Тендерные различия в оценках психологического времени и психологического возраста
- 1. 2. Исследование представлений о возрасте у дошкольников и младших школьников
- 1. 3. Возрастные особенности детей 6−8 лет
- 1. 1. Психологический возраст личности
- ГЛАВА II. Экспериментальное изучение представлений о своем возрасте у детей 6−8 лет и отношения к перспективе взросления
- 2. 1. Методики исследования
- 2. 2. План исследования
- 2. 3. Результаты исследования
- 2. 3. 1. Результаты, полученные по методике «Возрастная линейка» в предварительном исследовании (2004−2006 гг.)
- 2. 3. 2. Результаты основного этапа исследования (2007−2010 гг.)
- 2. 4. Валидность исследовательских методик
- ГЛАВА III. Анализ результатов исследования оценки своего возраста детьми 6−8 лет и отношения к перспективе взросления
- 3. 1. Динамика представлений о возрасте взрослого и ребенка
- 3. 2. Оценка детьми своего возраста
- 3. 3. Отношение к перспективе взросления
- 3. 4. Критерии оценки возраста других людей
- Выводы
Список литературы
- Абраменкова В.В. Полоролевая дифференциация и сексологизация детской субкультуры, или горький вкус запретного плода // Мир психологии. — 2000. № 1. — с.143−154.
- Абульханова Славская К. А. Личностная регуляция времени/ Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. — с.279−297.
- Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 304 с.
- Абульханова К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. — СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. — 320 с.
- Андрущенко Т. Ю., Шашлова Г. М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога. M.: Academa, 2003. — 96 с.
- Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. — М.: Прогресс, 1977. -237 с.
- Архиреева Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2008. — 158 с.
- Архиреева, Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии. 2006. № 3.-с. 67−77.
- Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я // Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста. / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — с. 56−65.
- Башкова С.А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов: Автореф. канд. психол. наук. М., 1999. 152 с.
- Белинская Е.П. Временные аспекты Я концепции и идентичности. // Мир психологии. — 1999. № 3. — с. 40−46.
- Белопольская H.JI. Психологическое исследование возможностей половозрастной идентификации у детей с интеллектуальной недостаточностью (компл.). -М.: Когито-Центр, 2002. 20 с.
- Березина Т.Н. Неосознаваемые особенности личностной организации времени: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1997. — 166 с.
- Берн Ш. Тендерная психология. М.: Прайм-Еврознак, 2004. — 320с.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. Пер. с англ. / Под ред. Пилиповского В. Я. -М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -СПб.: Питер, 2008.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в отногенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4. — с. 23 — 33.
- Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М.: Педагогика, 1972.
- Болотова А.К. Некоторые особенности восприятия времени в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. — 1977. № 22.-е. 65−67.
- Бороздина Л.В., Спиридонова И. А. Возрастные изменения возрастной транспективы субъекта // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 2.-с. 40−50.
- Бурменская Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М.: МГУ, 1990. — 136 с.
- Валитова И.Е. Психологические особенности осознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте: Автореф. канд. психол. наук. М.: 1990. — 245 с.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.: Владос Пресс, 2004. -160 с.
- Венгер АЛ., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 160 с.
- Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия./ Под ред. B.C. Мухиной, A.A. Хвостова. -М.: Академия, 2000. 624 с.
- Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. М.: 1984. Т. 4. — с. 244−268.
- Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: в 6 т. М.: 1984. Т. 4. -с. 376−385.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. -с. 244−385.
- Гамезо М.В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие длястудентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003.-512 с.
- Гареев Е.М. Особенности формирования субъективной оценки времени в онтогенезе человека // Вопросы психологии. 1977. № 5 — с. 114−120.
- Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 489 с.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. / Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — с. 256−259.
- Головаха Е.И., Кроник A.A. Понятие психологического времени// Категории материалистической диалектики в психологии. / Под ред. Л. И. Анциферовой. -М.: Наука, 1988. с. 199−210.
- Горбунова Г. П Психологическое время в структуре самосознания взрослого человека// Вестник Кемеровского Государственного Университета. 2005. № 2 (22). — с. 63−71.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004.-208 с.
- Гуткина Н. И., Прихожан А. М. Особенности самосознания // Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту/ под редакцией И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. — с. 65−95.
- Данн Д.У. Эксперимент со временем. М.: Аграф, 2000. — 224 с.
- Дмитриева Е. Н. Особенности временной перспективы детей и подростков с детским церебральным параличом: Дис.. канд. психол. наук. Томск. 2006.-211 с.
- Дмитриева Е. Н., Левицкая Т. Е. К проблеме изучения эмоционального фона в структуре временной перспективы детей и подростков сДЦП. URL: http://psy.tsu.ru/data/pdf/212.pdf.
- Ермолова Т. В., Комогорцева И. С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопр. психол. 1995. № 2. с. 47—59.
- Ермолова Т.В., Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. 1999. № 1. — с. 50−60.
- Жаров A.M. Восприятие времени, психическое настоящее и неопределенность // Фактор времени в функциональной организации деятельности живых систем / Под ред. Н. И. Моисеевой. Л.: — 1980. -с. 124−128.
- Зайнагабдинов И.Р. Динамика временной трансспективы в становлении «образа я» подростка: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 2007.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды в 2-х т. М.: Педагогика, 1986. Т. 2.-286 с.
- Захарова A.B., Нгуен Тхань Тхой. Развитие знаний о себе в младшем школьном возрасте. Сообщ. 1. // Новые исследования в психологии. -1987. № 1/36.-с. 61−63.
- Захарова A.B., Нгуен Тхань Тхой. Развитие знаний о себе в младшем школьном возрасте. Сообщ. 1. // Новые исследования в психологии. -1987. № 2/37.-с. 22−24.
- Зейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. -М.: МГУ, 1981. 118 с.
- Иванов Е.С., Борисова Ю. В. Соотношение прошлого и будущего в психологической автобиографии подростков-сирот с задержкой психического развития //Дефектология. 2005. № 2. — с.27−31.
- Каган М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии. 1982. № Ю. — с. 117−124.
- Камнева Е.В. Исследование содержания временной перспективы в образе «Я» субъекта в юности и ражей молодости методом семантического дифференциала / Языки и картина мира. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. — Тула: ТулГУ, 2002.
- Камнева Е.В. Психологическое содержание временной перспективы в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет / Известия ТулГУ. Серия «Психология». Тула: ТулГУ, 2003. № 3.
- Камнева Е.В. Анализ психологического содержания временной перспективы в образе Я субъекта (в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет): Дисс. .канд. психол. наук. Калуга, 2002.
- Клецина, И.С. Тендерная социализация: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 92 с.
- Клименко И.Ф., Некрасова Е. В. Об особенностях осознания себя во времени старшеклассниками // Проблемы формирования ценностных ориентации и активности личности в ее онтогенезе: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ им. Ленина, 1987. — с 71−78.
- Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. — М.: 1985.- с. 179- 185.
- Ковалев В.И. Личностное время как предмет психологического исследования // Психология личности и время. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-теоретической конференции. — Черновцы: 1991. Т. 1. с. 4−8.
- Козлова Т.З. Особенности социальной идентификации на разных стадиях жизненного цикла личности// Социальная идентификация личности. -М.: 1993. с. 107−124.
- Комогорцева И.С. Психологическое время личности ребенка на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов: Автореф. канд. дис. М., 1993.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.-271 с.
- Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника: монография. Волгоград: Перемена, 2001. — 240 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению к школе. М.: Педагогика, 1991. — 145 с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2001. — 992 с.
- Кроник A.A., Ахмеров P.A. Мотивационная недостаточность как критерий деформации картины жизненного пути // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М.: Инс-т психологии РАН, 1988, — с. 136−140.
- Кроник A.A., Ахмеров P.A. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. — М.: Смысл, 2003.-284 с.
- Кроник A.A., Головаха Е. И. Психологический возраст личности // Психологический журнал. М. 1983. № 5. — с.57−65.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М.: Сфера, 2003. — 464 с.
- Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор, 2000. — 368 с.
- Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. Алматы: Казак университет, 2001. -172 с.
- Луцковская С.Д. Представление о времени в опыте дошкольников.// Вопросы психологии. М.: 2000. № 4. — с. 19−28.
- Любинская Л.Н., Лепилин СВ. Проблема времени в контексте междисциплинарных исследований. М.: Прогресс-Традиция, 2002. -304 с.
- Малкина Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога — М.: Эксмо, 2005. — 896 с.
- Масгутова К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы. Автореферат дис. .канд. психол. наук. М., 1988.
- Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М.: Владос, 1998:-272 с.
- Москвин В.А., Попович В. В. Философско-психологические аспекты исследования категории времени // Credo. 1998. № 6(12).
- Москвин В.А., Попович В. В. Нейропсихологические аспекты исследования временной перцепции у здоровых лиц//I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сб. докладов под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М.: Изд-во РПО, 1998. — с. 160−166.
- Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. -М.: МГУ, 1981. 82 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. -М.: Академия, 2002. -456 с.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1986.-104 с.
- Назаренко К.В. Формирование системы представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни): Дис. .канд. психол. наук. Киев, 1974. 163 с.
- Наследов А.Д. SPSS 15. Профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2008. — 416 с.
- Некрасова Е.В. Психологическое время в системе самосознания в раннем юношеском возрасте: Дис. .канд. психол. наук. М., 1988. 220 с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
- Нуркова, В.В. Роль автобиографической памяти в структуре идентичности личности / В. В. Нуркова // Ежегодник российского психологического общества. Специальный выпуск. -М.: 2005. Т. 1.-е. 25−27.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1998.-352 с.
- Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.: МГУ, 1981.-191 с.
- Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста/Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988.-136 с.
- Поливанова К.Н. Периодизация психического развития как проблема// Другое детство. Сборник научных статей. М.: МГППУ, 2009. — с.326−339
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. — М:. Academa, 2000. 180 с.
- Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2003. -272 с.
- Прихожан A.M. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007. — 192 с.
- Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности: монография / ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009.-316 с.
- Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана. — СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. 368 с.
- Пулккинен Л. Лонгитюдное исследование ориентации на, будущее у подростков // Психология личности и образ жизни. М.: 1987. — с. 153 158.
- Развитие личности ребенка. Пер. с англ. / Под ред. А. М. Фонарева. -М.: Прогресс, 1987.
- Ральникова И.А. Субъективное переживание времени личностью как предмет научного психологического исследования «Известия алтайского государственного университета». — 2001. № 2 (20). с. 1521.
- Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). — СПб.: Речь, 2006. — 320 с.
- Ремншидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 320 с.
- Романова Е.С. Графические методы в психологической диагностике (Психологический практикум). М.: Речь, 2001. — 416с.
- Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. — М.: 1991. — 68 с.
- Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6−7 летнего возраста // Вопросы психологии. -1986. № 4. с. 36−43.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.
- Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
- Сикирич Е. Философия возраста. Загадочные циклы в жизни человека// Человек без границ. — 2006. № 1. — с. 4−21.
- Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). -СПб.: Химиздат, 2001. 288 с.
- Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога) / Под ред. А. А Кроника. -М.: Школа-Пресс, 1993. 112 с.
- Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2. — с. 37−50.
- Слугина Л. Б. Динамика временной перспективы как психологическая характеристика перехода от младшего школьного к подростковому возрасту: Автореф. канд. дис. М., 1999.
- Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003. 366 с.
- Снегирева Т.В. Структура Я: время и пространство // Формирование личности старшеклассника /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989.-е. 98−127.
- Субботский E.B. Представления дошкольника о некоторых свойствах пространства и времени Вестник Моск. ун-та. — М.: Психология, 1990. № 14(1). с. 3−13.
- Тимошенко Е.П. Психологическое время в структуре самосознания шестилетнего ребенка. Автореф. канд. дис. М., 1989.
- Толстых A.B. Возрасты жизни. — М.: Молодая гвардия, 1988. 223 с.
- Толстых H.H. Возрастные и половые различия в представлениях подростков о своей будущей семейной жизни// Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. М.: 1980. — с. 68−79.
- Толстых H.H. Отношение к будущему // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987. — с. 42−65.
- Толстых H.H. Хронотоп: культура и онтогенез. Смоленск-Москва: Универсум, 2010. — 292 с.
- Толстых H.H. Динамика возрастных изменений представлений о своей будущей семейной жизни у мальчиков и девочек// Семья и личность (психолого-педагогические, социологические и медико-психологические проблемы). -М.: 1981.-е. 208−209.
- Тюрин Ю.Н., Макаров A.A. Статистический анализ данных на компьютере/ под редакцией В. Э. Фигурнова. М.: Инфра, 1998. — 519 с.
- Филимоненко Ю.И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализацииличности / Под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб.: Издательство С. — Петербургского университета, 1997. — с. 63.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. -М.: Флинта, 1997. 160 с.
- Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1970. — 196 с.
- Чекалина А.А. Самореализация и тендерная идентичность человека// Сборник научных трудов. Краснодар: КГУ МРЦПК, 2001.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. -144 с.
- Эпштейн М. К философии возраста. Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов // Звезда. 2006. № 4. — с.200−211.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 2002. — 416 с.
- Ames L.B. The development of the sense of time in the young children// Journal of Genetic Psychology. -1946. -Vol.68. P. 97- 125.
- Barak B. Perceptions of Age Identity: A Cross-Cultural Inner-Age Exploration// Psychology & Marketing. 2001.
- Barnes-Farrell J. L., Piotrowski, M. J. Workers' perceptions of discrepancies between chronological age and personal age: You’re only as old as you feel// Psychology and Aging. 1989.
- Barrett A.E. Socioeconomic status and age identity: The role of dimensions of health in the subjective construction of age //Journal of Gerontology. 2003.
- Borzumato-Gainey C., Kennedy A.- McCabe B- Degges-White S. Article: Life satisfaction, self-esteem, and subjective age in women across the life span// Adultspan Journal. 2009.
- Fruhauf C. The relationship of age and subjective well-being// Thesis. — 2002.
- Galambos N.L., Albrecht, A.K., Jansson, S.M. Dating, sex, and substance use predict increases in adolescents' subjective age across two years. International Journal of Behavioral Development. 2009.
- Hubley A. M, Gadermann, A., Russell, L., & Palepu, A. (Oct., 2008). Subjective age, age satisfaction, and self-rated health in adults who are homeless or vulnerably housed// International Conference on Urban Health (ICUH). -Vancouver, 2008.
- Kastenbaum R, Derbin V" Sabatini P, Artt SThe Ages of Me": Toward Personal and Interpersonal Definitions of Functional Aging// Aging and Human Development. -1972.
- Kolberg L. A cognitive-developmental analysis of children’s sex-role concepts and attitudes // The development of sex differences. -Stanford, 1966.
- Montepare J. M. Subjective age: Toward a guiding lifespaniramework. International Journal of Behavioral Development. -2009.
- Montepare J.M., Lachman, M.E. «You're only as old asyou feel»: Self-perceptions of age, fears of aging, and life satisfaction from adolescence to old age// Psychology and Aging. 1989.
- Nishimoto M., Azuma Y., Miyamoto N., Fujisawa T. X, Nagata N. Subjective Age Estimation using Speech Sounds: Comparison with Facial Images// International Conference on Systems, Man and Cybernetics. -2008.
- Teuscher U. Subjective age bias a motivational and information processing approach.// International Journal for Behavioral Development. -2009.
- Westerhofl G., Barrett A. Age Identity and Subjective Weil-Being: A Comparison of the United States and Germany// Journal of Gerontology: Social sciences. 2005. No. 3