Особенности интерпретации жизненных ситуаций детьми с разным уровнем тревожности
Научная новизна исследования: В работе впервые описаны стратегии интерпретации жизненных событий детьми с разным уровнем личностной тревожности («утрирование негативных аспектов ситуации», «игнорирование б негативных аспектов ситуации», «фатальный исход»). Выделены значимые параметры описания жизненных ситуаций, в отношении которых проявляются качественные различия интерпретации событий… Читать ещё >
Содержание
- Введение
ГЛАВА 1. Теоретические представления о тревоге и тревожности -111.1. Философские представления о тревоге -111.2. Общий обзор проблематики тревоги и тревожности -131.3. Проблема тревожности в основных психологических концепциях -361.3. Современные представления о природе тревожности —
ГЛАВА 2. Роль тревожности в поведении и деятельности -81-Конструктивная тревожность -81-Связь тревожности и самооценки -84-Связь тревожности и уровня притязаний -87-Тревожность и школьное обучение -89-Тревожность и интеллектуальная деятельность -92-Тестовая тревожность -94-Предэкзаменационная тревоясность -97-Тревоясность и когнитивные процессы -99-Тревожность и соматические состояния -100-Тревоясность и общение -101-Тревоясность и социальная перцепция —
ГЛАВА 3. Психологические факторы интерпретации жизненных -105-ситуацт! детьми и подростками. Обоснование гипотез исследования
ГЛАВА 4. Эмпирическое исследование особенностей интерпрета- -121-ции жизненных ситуации детьми с разным уровнем тревожности
4.1. Описание эмпирического исследования -1214.2. Результаты эмпирического исследования -1324.3. Анализ результатов эмпирического исследования -160-Заключение -180-Сиисок использованной литературы -182-Приложеиие 1. Методика определения уровня личностной тревоясно- -202-сти
Список литературы
- Абрамян, JI. А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Пермь, 1993.
- Аванесова, Е. Г. Психоневрологические и психологические особенности детей с патологией органов пищеварения // Педиатрия. 1993. — № 1. — С. 99−102.
- Авдеева, Н. Н., Хаймовская, Н. А. Развитие образа себя и привязанности у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М., 2003.
- Агадуллина, Е. Р. Факторы социальной категоризации молодежных политических групп. автореф. дисс. канд. психол. наук — Москва, 2008.
- Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические вопросы. М., 1990. — 239 с.
- Агеев, В. С. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Андреевой Г. М. и Яноушека Я. М., — 1987. — 282 с.
- Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
- Азаров, В. Н. Индивидуальные различия по импульсивности в соотношении с типологическими свойствами нервной системы человека: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.
- Акинщикова, Г. И. Исследование вегетативных сдвигов под влиянием стрессовой ситуации. // Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. Л.: Наука, 1969.
- Акслайн, В. Игровая терапия. М., 2000.
- Александер, Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. / Пер. с англ. С. Могилевского. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
- Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М.: Медицина, 1993.
- Александровский, Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). М.: Наука, 1976.
- Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / Пер. с англ. М.: Апрель Перс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Анастази, А. Психологическое тестирование: В 2 т. М., Педагогика. 1982.
- Андреева, Г. М. К проблеме психологии социального познания. М., 1999.
- Андреева, Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 1997. — 288 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология. Изд-во Моск. ун-та, 1980.
- Антология тендерной теории / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск, 2000.
- Антропов, Ю. В., Карпина, JL М. Аффективные нарушения и расстройства желудочно-кишечного тракта у детей и подростков // Педиатрия. 1997. — № 3. — С. 52−57.
- Антропов, Ю. Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков // Российский психиатрический журнал. 1998. — № 3. — С. 63−67.
- Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. — № 1.- С. 3−16.
- Анцыферова, Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. — № 2. — С. 3−16.
- Арганл, М., Фернхем, А., Грахам, Дж. Концепт ситуации в различных областях психологии // Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001.
- Аршавскнй, И. А. Мы все равноправны друг перед другом (Воспоминания об А. А. Ухтомском. Смысл и судьба доминанты нравственности). -Рига, Педагогический центр «Эксперимент», 2002.
- Астапов, В. М. Тревожность у детей. М.: Изд-во ПЕР СЭ, 2008.
- Астапов, В. М. Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001.
- Астапов, В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1995. — № 2. — С. 42−48.
- Бабнч, Н. И. Психологические особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1988.
- Банметов, А. К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников / Типологические исследования по психологии личности // B.C. Мерлин. Пермь, 1967.
- Барабанщиков, В. А., Малкова Т. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица //Проблема общения в психологии. М., — 1981. — С. 121 — 132.
- Бендас, Т. В. Тендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006.
- Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Медицина, 1998.
- Березин, Ф. Б., Безносюк, Е. В., Соколова, Е. Д. Психологические механизмы психосоматических заболеваний // Российский мед. журнал. -1998.-2.-С. 43−49.
- Берне, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М.: Педагогика, 1986
- Битянова, М. Р. Социальная психология. М., Эксмо-пресс, 2001.
- Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. -199 с.
- Бодалев, А. А. О состоянии и задачах разработки психологии познания людьми друг друга // Психология межличностного познания. М., 1981.183
- Бодалсв, А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л., 1970.
- Бодалев, А. А., Столиц, В. В. и др. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы семейного консультирования. М., 1989.
- Божович, JL И. Изучение качеств личности и аффективной сферы ребенка // Тезисы докладов на 2-м съезде Общества психологов. М., 1963. — Вып. 6.
- Божович, JL И. К развитию аффективно потребностной сферы человека //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М., 1978.
- Божович, JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Прогресс, 1968.
- Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. М., Воронеж, 1995.
- Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. 1979. — № 2 — с.72−79.
- Божович, Л. И., Неймарк, М. С. «Значащие переживания» как предмет психологии // Вопросы психологии. 1972. — № 2.
- Бороздина, Л. В., Видинска, Л. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1986. № 3. С. 21—30
- Бороздина, Л. В., Залучёнова, Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии.- 1993.-№ 1.-С. 104−113.
- Боулбн, Д. Создание и нарушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В. В. Старовойтова. 2-е изд. — М.: Академический проспект, 2006.
- Боулби, Д. Теория привязанности. М., 2003.
- Брайт, Д., Джонс, Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
- Браш, X., Рихберг, И.-М. Беспричинный страх. М.: Изд-во «Сигма-Пресс», Изд-во «Феникс». — 2998.
- Бремс, К. Полное руководство по детской психотерапии / Пер. с англ. Ю. Брянцевой. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
- Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., Педагогика, 1990.
- Бурлачук, Л. Ф., Морозов, С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб.- 1999.
- Быховский, Б. Э. Кьеркегор. М. Мысль, 1972.
- Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1987.
- Василенко, А. О. Связь тревожности и некоторых личностных характеристик подростка // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета Серия «Гуманитарные науки». -2005. -№ 2(14).
- Васнлюк, Ф. Е. Психология переживаний. Изд-во Моск. ун-та, 1984.
- Васнлюк, Ф. Е. Структура образа //Вопросы психологии. 1993. — № 5. -С. 5- 19.
- Введение в тендерные исследования. Харьков, СПб. — 2001.
- Венн, А. М., Окнин, В. Ю., Хаспекова, Н. Б., Федотова, А. В. Состояние механизмов вегетативной регуляции при артериальной гипотензии // Журнал неврологии и психиатрии. 1998. — 4. — С. 20−24.
- Венгер, A. JI. Психическое развитие детей в процессе совместной деятельности //Вопросы психологии. 2001. — № 3. — с. 17−26.
- Вильгоцкая, О. В. Повышение коммуникативной компетенции школьников как один из методов снятия эмоциональной напряженности // Вестник Ставропольского ун-та. 1998. — Вып. 16.
- Внлюнас, В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций. -М.: Педагогика, 1988.
- Внлюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. М., изд-во Моск. ун-та, 1976.
- Власова, Т. А., Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. -М., 1967.
- Вопросы практической психодиагностики и консультирования в ВУЗе (Под ред. проф. Н.Н. Обозова). Л.: ЛГУ, 1984.
- Вострокнутов, Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации// Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М.: Педагогика, 1995, с.8−11.
- Выготский, Л. С. Кризис семи лет // Переживание как единица личности и среды // Собр. соч., т. 4, М., 1984. С. 380−383.
- Габдреева, Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическими состояниями у студентов с высоким уровнем тревожности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1991.
- Габдреева, P. X. Основы самоуправления психическим состоянием. / Проблемы самоуправления в системе психологической службы ВУЗов.-Казань, 1983, с. 68−85.
- Гаврнлова, Т. П. Роль эмпатии в формировании нравственных мотивов у детей // Некоторые актуальные психолого-педагогические вопросы воспитания и воспитывающего обучения. М., — 1976. — С. 41 — 46.
- Галагудзе, С. С. Восприятие человека по голосу и речи //Проблемы психологического познания людьми друг друга. М., — 1979. — С. 48 — 53.
- Галигузова, Л. Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — с. 101−115.185
- Галнгузова, JI. Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — с. 28−37.
- Гамезо, М. В., Домашенко, И. А. Атлас по психологии. М. Просвещение, 1986.
- Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия. СПб.: АО Сфера, 1994.
- Гарбузов, В. И., Захаров, А. И., Исаев, Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. JL: Медицина, 1977.
- Гембицкий, Е. В. Артериальная гипотензия // Клиническая медицина. -1997.- 1.-С. 56−60.
- Глозман, Ж.М., Зоткин, В. В. Исследование уровня тревожности у больных // Вестник Московского университета. Психология. 1983. — № 1 -с.58−62.
- Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.2: Пер. с франц. М.: Мир, 1996.
- Гозман, JI. Я. Психология эмоциональных состояний. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987.
- Гордеева, О. В. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций // Вопросы психологии. 1994. — № 6.
- Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995. -№ 2-е. 137−149.
- Гримак, JI. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989.
- Гришина, Н. В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 1997. -№ 1.-С. 121−132.
- Данилова, Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992.
- Данилова, Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М., 1998.
- Дементьева, Н. Ф. Аффект тревоги в клинике психических заболеваний: Методические рекомендации. -М., 1981.
- Десятникова, Ю. М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения // Вопросы психологии. — 1995. -№ 5.
- Деятельность и взаимодействие дошкольников. / Под ред. Т. А. Репиной. -М&bdquo- 1987.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольников.: Учеб. пособие /Я. JI. Коменский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. Мн., 1997.
- Диагностика школьной дезадаптации. / Под ред. С. А. Беличевой. М.: Педагогика, 1993.
- Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б. Дерманова. СПб., 2002.
- Дикая, JI. Г., Махнач, А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал. 1996. — № 3. — С. 137−146.
- Додонов, Б. И. В мире эмоций. Киев, 1995.
- Долгинова, О. Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб.: 1996.
- Доронина, О. В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии 1993. — № 1 — с. 86 — 92.
- Дубинко, Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте // Вопросы психологии. 2000. — № 1.-е. 53−57.
- Дубровина, И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 1975.
- Дусавицкий, А. К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. -1982.-№ 3.
- Емельянов, Ю. Н. Исследование и проектирование межличностных ситуаций как теоретико-прикладное направление социальной психологии // Вестник ЛГУ. Сер.6, Вып. 1. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — С. 55−62.
- Ефимова, Н. С. Психология взаимопонимания. СПб.: Питер, 2004.
- Жукова, Н. В. Единство антиципации и рефлексии как психологический механизм регуляции мышления студента в контекстном обучении: Дис. канд. психол. наук. -М., 2000.
- Заваденко Н. Н, Петрухнн, А. С. и др. Школьная дезадаптация: нейропсихологическое исследование// Вопросы психологии. 1999. -№ 4. — с.56−65.
- Запорожец, А. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. Ильясова И. И., Ляудис В. Я. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981.
- Запорожец, А. В., Неверович, Я. 3. и др. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.
- Запорожец, А. В., Неверович, Я. 3. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. М., 1977.
- Захаров, А. И. Детские неврозы. Спб., 1995.
- ИЗ. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Издательство «Союз», 2004.
- Захаров, А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995.
- Захаров, А. И. Как преодолеть страхи у детей. М., Педагогика, 1986.
- Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3-е изд., испр- СПб: Союз, 1997.
- Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М., 2000.
- Захаров, А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Медицина, 1982.
- Захаров, А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. -СПб.: СОЮЗ, 1998.
- Зимбардо, Ф. Застенчивость. -М., 1991.187
- Зимбардо, Ф., Ляйппе, М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001. — 448 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Зобов, Р. А., Келасьев, В. Н. Самореализация человека: введение в че-ловекознание: Учеб. пособие. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001.
- Изард, К. Эмоции человека. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.
- Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002.
- Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002.
- Имедадзе, Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования Тб.: изд. ГрПУ им. Ш. Руставели, 1986- 176 с.
- Имедадзе, Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. Тбилиси, 1983.
- Исаев, Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. Санкт-Петербург, 1996.
- Исаев, Д. Н. Психосоматические расстройства у детей. Санкт-Петербург, 2000.
- Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет // Вопросы психологии, 2000. № 2. С. 65−69.
- Каган, В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. — № 4.
- Казанская, В. Г. «Психологические барьеры» прошлого опыта //Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М., 1973. — С. 74 — 83.
- Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. СПб.: Питер, 2006.
- Калоева, 3. Д., Казиева, Ф. М., Дзилихова, К. М. Вегетативно-гормональные механизмы сниженной резистентности организма у детей с первичной артериальной гипотензией // Педиатрия. 1993. — 3. — С. 57— 59.
- Кантор, Н. Восприятие ситуаций: прототипы ситуаций и прототипы «человека-в-ситуации» // Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001.
- Каплан, А. Я. Человек тревожный (Homo anxius): в поисках гармонии. Материалы VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Стресс и поведение», 28 февраля 2003.
- Каплан, Г. И., Сэдок, Б. Дж. Клиническая психиатрия. В 2 т. Т. 2. Пер. с англ. М.: Медицина, 1998.
- Карабанова, О. А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции Дис.. д-ра психол. наук М., 2002.
- Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
- Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология. Часть III. Глава 12. Нейропсихология.
- Кауненко, И. И. Личностные особенности детей старшего дошкольного возраста с трудностями в развитии: Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1993.
- Кемпннскм, А. Экзистенциальная психиатрия. М., 1998
- Кисловская, В. Р. К вопросу об эмоциональном отношении школьника к коллективу // Вопросы психологии. 1971. — № 1.
- Кнтаев-Смык, Л. А. Психология стресса. М., 1983.
- Кле, М. Психология подростка (психосексуальное развитие). М., 1991.
- Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н. Д. Твороговой. М.: ПЕР СЭ, 2007. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского).
- Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1996.
- Козлова, В. Т. Диагностика лабильности мыслительно-речевой деятельности по тестам и самооценке. //Вопросы психологии-1983 № 4 — с. 89−96.
- Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности. Минск, 1976. — 350 с.
- Копина, О. С., Суслова, Е. А., Заикин, Е. В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопросы психологии. 1995. -№ 3.-с. 119−132.
- Кордуэлл, М. Психология от, А до Я: Словарь-справочник, 2000
- Коржова, Е. Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации // В сб.: Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой: Вып. 4. СПб.: 2000.
- Кочубей, Б. И., Новикова, Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1996
- Кочубей, Б. И., Новикова, Е. В. Ярлыки для тревожности // Семья и школа" 1988 — № 9.
- Крейг, Г. Психология развития. СПб.: 2000.
- Крысько, В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.
- Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
- Кукосян, О. Г. Профессиональные особенности межличностного познания //Вопросы психологии межличностного познания и общения: сб. науч. тр. Краснодар, 1983. — С. 100 — 115.
- Куницнна, В. Н. Межличностное общение. СПб, 2001.
- Куницына, В. Н., Казаринова, Н. В., Поглльша, В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб., 2001.
- Курдюкова, Н. А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Автореф.дис.. канд. наук. — СПб., 1997.
- Кушнир, Н. Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни // Вопросы психологии. 1993. — № 3. — С. 17−23.
- Кьеркегор, С. Страх и трепет: Пер. с дат. М.: Республика, 1993.
- Лабунская, В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Рост. н/Д, 1986. — 135 с.
- Лабунская, В. А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения //Вопросы психологии. -1987. -№ 3. С. 70−77.
- Лабунская, В. А. Психология экспрессивного поведения. М.: «Знание», 1989.
- Лабунская, В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Рост. н/Д, 1999.
- Ладноненко, М. А. Факторы принятия обратной связи в деловом общении. автореф. дисс. канд. психол. наук — М., 2009.
- Лангмейер, И., Матейчнк, 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
- Лебединская, К. С., Райская, М. М. Подростки с нарушениями в аффективной сфере.- М.: Педагогика, 1988.
- Левинас, Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.- СПб.: Университетская книга, 2000.
- Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.
- Леонгард, К. Акцентуированные личности. М., 1982.
- Леонова, А. Б., Кузнецова, А. С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1993.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избранные психологические произведения. М., 1983.
- Леонтьев, А. Н. Избр. психол. произв.: В 2-х т. М., 1983.
- Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. // Психология эмоций. Тексты. Под ред. Вилюнаса В. К., Гиппенрейтер Ю. Б. М., Изд-во Моск. ун-та, 1984.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
- Леонтьев, Д. А. Личностный смысл и трансформация психического образа// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1988. № 2. С. 3−14.
- Леонтьева, И. В. Функциональная кардиоваскулярная патология у детей с отягощенной по ишемической болезни сердца наследственностью и возможности профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // Рос. вест, перинатол. и педиатр. 1994. — 3. — С. 34−36.
- Лидере, А. Г. Семья как психологическая система. М., — Обнинск, 2004.
- Лисина, М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста//Вопр. психол. 1961. № 3. С. 117— 124.190
- Лисина, М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни // Вопр. психол. 1978. № 5. С. 72 — 78.
- Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: «Педагогика», 1986.
- Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
- Лисина, М. И., Сильвестру, А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
- Лич, П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет. М.: Педагогика, 1992.
- Лнчко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1983.
- Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984.
- Люсин, Д. В. Эмпирический анализ категоризации эмоций // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — с. 38−47.
- Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррек-ционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревоясными и аутич-ными детьми. М.: Генезис, 2000.
- Магнуссон, Д. Требуется: психология ситуаций. // В кн.: Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001.
- Манере, Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПБ.: Питер, 1997.
- Макшанцева, Л. В. Тревоясность и возмоясности ее сниясения у детей, начинающих посещать детский сад. // «Психологическая наука и образование» 1998 — № 2.
- Маларов, В. X. Успешность восприятия //Вопросы психологии. 1990. -№ 1.-С. 68−72.
- Мальцева, С. В., Волгина, С. Я. Особенности психовегетативного состояния при хроническом гастродуодените у детей старшего школьного возраста // Педиатрия. 1996. — 4. — С. 38−41.
- Машбнц, Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью: Дис. д-ра психол. наук. Киев, 1988.
- Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1986.
- Мерлин, В. С. Очерк теории темперамента. Пермь, 1973.
- Микляева, А. В., Румянцева, П. В. Школьная тревоясность. Диагностика и коррекция- Спб: Речь. — 2000.
- Морозова, И.С. Рефлексия как социально-психологический механизм повышения эффективности учебно-познавательной деятельности студентов // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов". Вып. 2.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
- Мясищев, В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1966.
- Небылицин, В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Педагогика, 1986.191
- Нсжнова, Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ серия Психология — 1988- № 1.
- Нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии, 1999, № 4, с. 21−28.
- Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2002.
- Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии 2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
- Никитина, А. В. Проблемы в общении тревожных подростков // Психология XXI в: Тезисы международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. СПб., 1996. — С. 33−35.
- Никольская, И. М., Грановская, P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000.
- Ныоскомб, Н. Развитие личности ребенка. 8-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 2002.
- Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М.: Высшее образование- МГППУ, 2006.
- Обухова, Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы — М.: Российское педагогическое агентство. 1996.
- Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.
- Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М., 1990.
- Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1974.
- Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1985.
- Общение и формирование личности школьника / Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М.: Педагогика, 1987.
- Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ «Сфера», 1996.
- Овчинникова, О. В., Пунг, Э. Ю. Экспериментальное исследование эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена / Психологические исследования. М., 1985 — № 4 — с.112−119.
- Ольшанннкова, А. Е. К психологической диагностике эмоциональности. / Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. М.: Педагогика, 1988, с.246−262.
- Оршанская, М. В. Влияние фрустраций на социализацию подростков: Дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. СПб., 2004.
- Основные направления современной психотерапии. — М.: «Когито-Центр», 2000.
- Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет./Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М.: Педагогика, 1988.192
- Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, A.JI. Венгера. М., 1988.
- Павленко, Т. А. Психологические причины конфликтных отношений с ровесниками у старших дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000.
- Палей, А. И. Гипотеза сомато-психического диссонанса: неврозологи-ческие, наркологические и психотерапевтические аспекты // Вопросы психологии. 1993. — № 1.-е. 78−85.
- Пасынкова, Н. Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. 1996 — т. 17 — № 1 — с. 169−174.
- Петрова, Е. А. Визуальная психосемиотика общения : Дис. д-ра психол. наук Москва, 2000.
- Петровская, Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989.
- Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2001.
- Поляков, Ю. Ф., Солоед, К. В. Развитие инициативности у детей первого года жизни в условиях материнской депривации // Вопросы психологии. 2000. — № 4. — с. 9−18.
- Популярная психология для родителей- 2-е изд., испр. / Под ред. А. С. Спиваковской.- СПб: Союз, 1997 г.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ.сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова- под ред. И. В. Дубровиной. -М.- Издательский центр «Академия», 1998.
- Прихожан, А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дис.. канд. психол. н.- М., МГУ, 1977.
- Прихожан, А. М. К построению коррекционных программ по преодолению тревожности у подростков и юношей // Научные основы прикладной психологии М.: Московский социально-психологический институт- Воронеж: МОДЭК, 2000.
- Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // «Психологическая наука и образование». 1998 — № 2.
- Прихожан, А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной.-М., 1990.
- Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.
- Прихожан, А. М., Толстых, Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. -М.: Знание, 1997.
- Прохоров, А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань, 1991.
- Прусакова, М. Б. К вопросу о типологически обусловленном индивидуальном стиле в решении арифметических задач у младших школьников /Вопросы теории темперамента, Пермь, 1984.
- Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. -М.: Новая школа, 1996.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1999.
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983.
- Психологический словарь. Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М., Политиздат, 1990.
- Психология аномального развития ребенка. Под ред. Лебединского В. В., Бардышевской М. К. М., ЧеРо, 2002.
- Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001.
- Психология эмоций. Тексты. Под ред. Вилюнаса В. К., Гиппенрейтер Ю. Б. М., изд-во Моск. ун-та, 1984.
- Психология. Учебник. Под ред.А. А. Крылова.- М.:Проспект, 1999.
- Психотерапия детей и подростков. 2-е изд. / Под ред. Ф. Кендалла. -СПб.: Питер, 2002.
- Психотренинги по методу Альберта Эллиса. Изд-во Питер, 1999.
- Развитие личности ребенка / П. Х. Массен и др. М.: Прогресс, 1982.
- Развитие личности ребенка. Пер. с англ. под ред. Запорожца А. В., Не-верович Я.З. М., Педагогика, 1986.
- Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., 1974.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986.
- Раскин, В. Н. Психологические факторы успешности учебной и научной работы аспирантов технического вуза: Дис. канд. психол. наук. -СПб., 1992.
- Раттер, М. Помощь трудным детям. М., 1987.
- Реан, А.А., Коломинский, Я. Л. Социально-педагогическая психология. СПб., 1999.
- Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций. М., Прогресс, 1979.
- Ремшмидт, X. Детская и подростковая психиатрия / Пер. с нем. Т. Н. Дмитриевой. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Ремшмидт, X. Психотерапия детей и подростков. М.: Мир, 2000.
- Роббер, М.-А., Тильман, Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр. / Предисл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1988.
- Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996.194
- Рогов, Е. И. Эмоции и воля. М., Владос, 2001.
- Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997.
- Рождественская, Н. А. Роль стереотипов в познании человека человеком //Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 69 — 76.
- Рождественская, Н. А. Способы межличностного познания: психолого-педагогический аспект. М.: Изд-во ПЭР СЭ, 2004.
- Росс, JL, Нисбетт, Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологи / Пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова, B.C. Магуна- М.: Аспект Пресс, 2000.
- Рояк, А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.
- Рубинштейн, С. JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М, 1957.
- Русина, Н. А. Семантические образования в восприятии другого человека.: Автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. М., 1 983.
- Рябова, Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема тендерных исследований //Личность. Культура. Общество. Т. V. — Вып. 1−2 (15−16). -С. 120−139.
- Савина, Е., Шанина Н. Тревожные дети // «Дошкольное воспитание" — 1996-№ 4.
- Самоукина, Н. В. Биотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии. 1999.
- Сартр, Ж. П. «Экзистенциализм это гуманизм». В кн. «Сумерки богов» / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. — М.: Политиздат, 1989.
- Сахакиан, У. С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. / Ред. и сост. У. С. Сахакиан. Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Свядощ, А. М. Психотерапия: пособие для врачей. СПб.: Издательство «Питер», 2000.
- Сенько, Т. В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения // Вопросы психологии. 1991. № 4.
- Сергеечева, В. Азы общения. СПб.: Питер, 2002.
- Сшмерницкая, Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. -М., 1985.
- Скрипкина, Т. П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий // Вопросы психологии. 1999. — № 5. — с. 21−30.
- Скэрдеруд, Ф. Беспокойство. Путешествие в себя. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2003.
- Славина, JI. С. Трудные дети. М.: Воронеж, 1998.
- Славская, А. Н. Интерпретация как предмет психологического исследования //Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 3. — С.78 -88.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Хар-вест, 1998.-800 с.
- Смехов, В. А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. 1985. — № 4.
- Смирнов, В. Е. Психология юношеского возраста. М., 1992.
- Смирнова, Е. О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах JI.C. Выготского и М. И. Лисиной // Вопросы психологии. 1996. — № 6. -с. 76−87.
- Смирнова, Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — с. 5−15.
- Смирнова, Е. О., Калягина, Е. В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — с. 50−60.
- Смирнова, Е. О., Собкин, В. С., Асадулина, О. Э., Новаковская,
- А.А. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, ясиву-щих в неполной семье (на материале детских рисунков) // Вопросы психологии. 1999. — № 6. — с. 18−28.
- Смирнова, Е. О., Утробина, В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. — 1996. № 3. — с. 5−13.
- Смирнова, Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент. В журн. Вопросы психологии, 1999, № 1.
- Собчик, Л. Н. Личностная основа пограничных психических расстройств // Московский психологический ясурнал. 2000. — № 3.
- Современная бурясуазная философия и религия. Под ред. А. С. Богомолова. М., Полтииздат, 1977.
- Соколова, Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989.
- Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
- Степанов, В. Г. Закономерности перцептивной деятельности школьников и взрослых // Вопросы психологии. 1992. — № 1.-е. 42−51.
- Степанов, С. С. Беспокойство его причины и следствия // Школьный психолог. — 2004. — № 8.
- Степанов, С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога родителям. — Москва: Педагогика — Пресс, 1995 г.
- Степанов, С. С. Попытка словаря трудностей // «Семья и школа» -1994-№ 1.
- Столиц, В. В. Самосознание личности. М.: Изд -во Моск. ун-та, 1983.
- Столиц, В. В., Голосова, Н. И. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку //Психологический ясурнал. 1982. — № 2.- С. 62 67.
- Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.
- Субботскнй, Е. В. Концепция Л.С. Выготского о высших и низших психических функциях и современные исследования познавательного развития в младенчестве // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — с. 88−91.
- Сурогина, Н. К. Синдром «выгорания» у учителей как фактор дезадаптации детей с ЗПР // Ананьевские чтения 98: Тезисы научно-практической конференции. — СПб.: 1998. — С. 209−210.
- Сысоева, Ю. Ю. Изучение связи личностной тревожности с электрофизиологическими показателями развития ночного сна / автореф. дисс. .канд.биол.н. Астрахань, 2008.
- Тавризян, Г. М. Проблема человека во французском экзистенциализме. Критический анализ. М., Наука, 1977.
- Таранов, П. С. Острая философия: Выдающиеся сюжеты овладения неизвестным. Симферополь, «Реноме», 1998.
- Творогова, Н. Д. Страх и тревожность / Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. М.: ВУНМЦ, 1998.
- Техники детской терапии. 2-е изд. / М. Четик. СПб.: Питер, 2003.
- Тнтаренко, В. Я. Семья и формирование личности. М., 1987.
- Тихомиров, О. К. Психология мышления. М., 1984.
- Тихомиров, О. К. Структура мыслительной деятельности человека. -М., 1969.
- Тоом, А. И. О восприятии эмоций по лицевой экспрессии //Психологический журнал.-1981.- № 4.
- Тхостов, А. Ш., Колымба, И. Г. Феноменология эмоциональных явлений.-М., 1999.
- Федорова, Н.А. Личностные и ситуационные факторы выбора вербальных техник самопрезентации. автореф. дисс. канд. психол. наук -М., 2007.
- Федотова, С. Н. Социально-психологические особенности восприятия субъективной сложности ситуации. М., 2006.
- Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб, Питер, 2001.
- Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса: Пер. с англ. СПб.: «Ювента», 1999.
- Фетнскнн, Н. П. Психологическое изучение учебной и спортивной деятельности. Л., 1979.
- Фетисова, Е. В. К вопросу о восприятии и определении эмоционального состояния по выразительным движениям //Психол. журн. 1981 — Т. 2. -№ 2. — С. 142 — 146.
- Филиппов, А. В., Ковалев, С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. 1986. — № 1. — С. 14−21.
- Филиппов, Л. И. Философская антропология Жан-Поля Сартра. М., Наука, 1977.
- Философский словарь. Под ред. М. М. Розенталя. Изд-е 3-е. М., Политиздат, 1975.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
- Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Педагогика, 1989.
- Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.197
- Фромм, Э. Иметь или быть? М., 1990.
- Хакер, У. Восприятие и реакции на рабочую ситуацию // В кн. Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. -СПб.: Питер, 2001.
- Хамблин, Д. Формирование учебных навыков. -М.: Педагогика, 1986.
- Хараш, А.У. Принципы деятельности в исследованиях межличностного восприятия // Вопросы психологии. 1980. — № 3.
- Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность. СПб., 2003.
- Холл, К. С., Линдсей, Г. Теории личности. М., КСП+, 1997.
- Холмогорова, А. Б., Гаранян, Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — с. 61−74.
- Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
- Хомская, Е. Д., Ефимова, И. В., Будыка, Е. В., Ениколопова, Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. -М., 19 997.
- Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности. М., Смысл. 1997.
- Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 1997.
- Цукерман, Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — с. 17−30.
- Чалдини, Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1999.
- Чиркова, Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования: М.: Педагогическое общество Росии, 1998.
- Чистякова, М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г.
- Шапкин, С. А. Межполушарная асимметрия в переработке эмоционально окрашенной информации // Вопросы психологии. 2000. — № 3. -с. 102−116.
- Шафраиская, К. Д. Влияние объективных и субъективных факторов на оценку психического состояния человека по экспрессии //Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977.-С. 57 82.
- Шашкова, И. А. Возрастная динамика психического здоровья дошкольников и факторы, ее определяющие: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983.
- Шванцара, И. и кол. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
- Шелнна, С. Л. Формирование действий анализа ситуации интеракции у детей и взрослых. автореф. дисс. канд. психол. наук — М., 2003.
- Шестов, Л. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне) М.: Прогресс — Гнозис, 1992.
- Шибутани, Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969.
- Шильштейн, Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — с. 69−78.
- Шихирев, П. Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования //Психологические вопросы социального регулирования поведения. М., — 1976. — С. 278 — 295.
- Штроо, В. А. Защитные механизмы: от личности к группе // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — с. 54−60.
- Шубина, Е. В. Страх: враг или друг? СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2004.
- Щербатых, Ю. В. Психология страха. М., 1999
- Щербатых, Ю. В., Ивлева, Е. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 1998
- Щетинина, А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии.-1984.-№ 3.-С.60−66
- Щетинина, А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоциональных состояний человек/ Вопросы психологии 1984 — № 3.
- Эберлейн, Г. Страхи здоровых детей. М.: Знание, 1981.
- Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис, В. В. Семейная психотерапия. JL, 1990.
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. Давыдова В. В. и Зинченко В. П. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
- Эмоциональное развитие дошкольника. Под ред. Кошелевой А. Д. М., Просвещение, 1985.
- Эрисксон, Э. Детство и общество. Спб., 1996.
- Якобсон, П. М. Изучение чувств у детей и подростков. -М.: АПН, 1961.
- Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника.- М., изд-во Моск. ун-та, 1966.
- Яковлев, Г. М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания. / Психология. Учебник под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1999. с. 442−453.
- Ялом, И. Дар психотерапии / Пер. с англ. Ф. Прокофьева. М.: Эксмо, 2008. — 352 с. — (Практическая психотерапия).
- Ярошевскнн, М. Г., Петровский, А. В. Психология (словарь). М.: Политиздат, 1990.
- Ames, D., Morris, М. W., Menon Т. Culturally Conferred Conceptions of Agency: A Key to Social Perception of Persons, Groups, and Other Actors / Stanford: Stanford University Research Papers, 2000.
- Bhogal, K. S., Baldwin, D. S. Pharmacological treatment of social phobia // Psychiatry, article in press.
- Blanchette, I., Richards, A.- Cross, A. Anxiety and the interpretation of ambiguous facial expressions: The influence of contextual cues. The Quarterly Journal of Experimental Psychology, Vol 60(8), Aug 2007. pp. 1101−1115.
- Bokhost, C. L., Westenberg, P. M., Oosterlaan, J., Heyne, D. A. Changes in social fears across childhood and adolescence: age-related differences in the factor structure of the fear survey // Journal of Anxiety Disorders, article in press.
- Broman-Fulks, J., Storey, К. M. Evaluation of a brief aerobic exercise intervention for high anxiety sensitivity. Anxiety, Stress & Coping- Jun2008, Vol.21 Issue 2, pi 17−128,
- Carleton, R .N., Collimore, К. C., Gordon, J. G. Corrigendum to social anxiety and fear of negative evaluation. Construct validity of the FFNE-II // Journal of Anxiety Disorders, article in press.
- Christensen, P. N., Stein, M. В., Means-Christensen, A. Social Anxiety and Interpersonal perception: a Social Relations Model analysis // Behavior Research and Therapy. Volume 41, Issue 11, November 2003, p. 1355−1371.
- Ciccett, D., Toth, Sh. L. Developmental Psychopathology and Disorders of Affect // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry / Volume 24 (5). p 501−565.
- Crost, N. W.- Pauls, C. A.- de Wacker, J. Defensiveness and anxiety predict frontal EEG asymmetry only in specific situational contexts. Biological Psychology- Apr2008, Vol. 78 Issue 1, p43−52,
- Felim, L., Schneider, G., Hoyer, J. Is post-event processing specific for social anxiety? // Journal of Behaviour Therapy and Experimental Psychology / Volume 38, Issue 1, March 2007, p. 11−22.
- Grant, K.-A., McMahon, C., Austin, M.-P. Maternal anxiety during the transition to parenthood: A prospective study. Journal of Affective Disorders- May2008, Vol. 108 Issue ½, plOl
- Gregory, A. M.- Lau, J.- Eley, T.C. Finding gene-environment interactions for generalised anxiety disorder. European Archives of Psychiatry & Clinical Neuroscience- Apr2008, Vol. 258 Issue 2, p69−75,
- Hayward, C., Wilson, K., Lagle, A., Kraemer, K., KiIIen, J.D., Taylor, C., Barr. The developmental psychopathology of social anxiety in adoles-cents.Depression & Anxiety (1091−4269) — 2008, Vol. 25 Issue 3, p200−206,
- Heerey, E. A., Kring, A. M. Interpersonal Consequences of Social Anxiety // Journal of Abnormal Psychology. Volume 116, Issue 1, February 2007, p. 125−134.
- Hircli, C. R., Holmes, E. A. Mental imagery in anxiety disorders // Psychiatry. Volume 6, Issue 4, April 2007, p. 161−165.
- Hoerold, D. D., O’Keeffe, P., Bates, F., PertI, H., Robertson, M. Neuropsychology of self-awareness in young adults. Experimental Brain Research- Apr2008, Vol. 186 Issue 3, p509−515,
- Khawaja, Nigar G. Brooks, Belinda Armstrong, Kerry A. Relationship between the dimensions of anxiety sensitivity and the symptoms of anxiety in clinical and non-clinical populations. Australian Journal of Psychology- May2008, Vol. 60 Issue 1, p53−61
- Kimbrel, N. A., Cobb, A., Mitchell, J. Т., Hundt, N. E., Nelson-Gray, R. Sensitivity to punishment and low maternal care account for the link between bulimic and social anxiety symptomology. Eating Behaviors, Vol 9(2), Apr 2008. pp. 210−217.
- King, P. R., Endler, N. S. The Trait Anxiety-Perception Score: A Composite Predictors for State Anxiety // Journal of Personality and Social Psychology. Volume 58, Issue 4, April 1990, p. 679−684.
- Moscovitch, D .A., Hoffman, S.G. When ambiguity hurts: Social standards moderate self-appraisals in generalized social phobia // Behavior Research and Therapy. Volume 45, Issue 5, May 2007, p. 1039−1052.
- Moser, J. S., Huppert, J. D., Duval, E., Simons, R. F. Face processing biases in social anxiety: An electrophysiological study. Biological Psychology- Apr2008, Vol. 78 Issue 1, p93−103, 1 lp
- Rodarte-Luna, В.- Sherry, A. Sex differences in the relation between statistics anxiety and cognitive/learning strategies. Contemporary Educational Psychology- Apr2008, Vol. 33 Issue 2, p327−344
- Schulz, S. M., Alpers, G. W., Hofmann, S. G. Negative self-focused cognitions mediate the effect of trait social anxiety on state anxiety. Behaviour Research & Therapy- Apr2008, Vol. 46 Issue 4, p438−449,
- Spokas, M. E., Rodebaugh, T. L., Heimberg, R. G. Cognitive biases in social phobia // Psychiatry, article in press.
- Thorpe, S. J., Brosnan, M. J. Does computer anxiety reach levels which conform to DSM-IV criteria for specific phobia? // Computers in Human Behavior. Volume 23, Issue 3, May 2007, p. 1258−1272.