Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности интерпретации жизненных ситуаций детьми с разным уровнем тревожности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования: В работе впервые описаны стратегии интерпретации жизненных событий детьми с разным уровнем личностной тревожности («утрирование негативных аспектов ситуации», «игнорирование б негативных аспектов ситуации», «фатальный исход»). Выделены значимые параметры описания жизненных ситуаций, в отношении которых проявляются качественные различия интерпретации событий… Читать ещё >

Содержание

  • Введение

ГЛАВА 1. Теоретические представления о тревоге и тревожности -111.1. Философские представления о тревоге -111.2. Общий обзор проблематики тревоги и тревожности -131.3. Проблема тревожности в основных психологических концепциях -361.3. Современные представления о природе тревожности —

ГЛАВА 2. Роль тревожности в поведении и деятельности -81-Конструктивная тревожность -81-Связь тревожности и самооценки -84-Связь тревожности и уровня притязаний -87-Тревожность и школьное обучение -89-Тревожность и интеллектуальная деятельность -92-Тестовая тревожность -94-Предэкзаменационная тревоясность -97-Тревоясность и когнитивные процессы -99-Тревожность и соматические состояния -100-Тревоясность и общение -101-Тревоясность и социальная перцепция —

ГЛАВА 3. Психологические факторы интерпретации жизненных -105-ситуацт! детьми и подростками. Обоснование гипотез исследования

ГЛАВА 4. Эмпирическое исследование особенностей интерпрета- -121-ции жизненных ситуации детьми с разным уровнем тревожности

4.1. Описание эмпирического исследования -1214.2. Результаты эмпирического исследования -1324.3. Анализ результатов эмпирического исследования -160-Заключение -180-Сиисок использованной литературы -182-Приложеиие 1. Методика определения уровня личностной тревоясно- -202-сти

Особенности интерпретации жизненных ситуаций детьми с разным уровнем тревожности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование посвящено анализу особенностей интерпретации жизненных ситуаций детьми с разным уровнем тревожности.

Актуальность темы

исследования. Эмоциональные трудности, связанные с нарушениями поведения и затруднениями социальной адаптации, достаточно часто проявляются в детском возрасте и требуют своевременной коррекции. Тревожные расстройства являются наиболее распространенными среди эмоциональных расстройств детского и подросткового возраста. В научной литературе отмечается рост тревожности среди детей и подростков. На настоящее время количество тревожных детей близко к 15% [Психотерапия детей и подростков, 2002]. Распространенность тревожности, с одной стороны, и ее очевидное негативное воздействие на развитие и социальную адаптацию личности, с другой — определяют актуальность настоящего исследования.

Основной интерес нашего исследования сосредоточен на проблеме взаимосвязи тревожности с особенностями интерпретации жизненных ситуаций. Современные исследования обнаруживают ведущую роль тревожности в повышении готовности к восприятию стимулов среды как угрожающих [Мэй Р., 2001; Carleton R., Collimore К.- Christensen P. et al., 2003; Hayward C. et al., 2008; Shultz S. et al., и др.]. Несмотря на значительное количество исследований в данной области, существуют непроясненные вопросы по проблематике связи тревожности с толкованием жизненных событий. Всегда ли тревожность приводит к восприятию стимулов среды как негативных? Существует ли некая специфика трактовки жизненных ситуаций, характерная нетревожным детям? Влияют ли возрастные психологические особенности и контекст ситуации на специфику толкования ее детьми и подростками?

В настоящем исследовании была сделана попытка изучения особенностей интерпретации жизненных ситуаций детьми с разным уровнем тревожности. Главные вопросы, поставленные в исследовании, связаны с выяснением того, каковы общие особенности толкования жизненных ситуаций, при3 сущие тревожным детям, и в чем их конкретная спецификакакие факторы заставляют интерпретировать ситуацию как повод к переживанию тревоги? Существуют ли, в свою очередь, специфические стили толкования реальности, присущие нетревожным детям? В чем принципиальные различия между особенностями интерпретации жизненных ситуаций тревожными и нетревожными школьниками.

Цель исследования — выявление особенностей интерпретации жизненных ситуаций детьми и подростками с разным уровнем тревожности, и изучение факторов и условий, определяющих особенности интерпретации жизненных ситуаций детьми и подростками с разным уровнем личностной тревожности.

Цель исследования предполагала решение следующих задач:

1) теоретический анализ по проблеме тревожности, ее детерминации и типологии, связи с особенностями поведения и деятельности личности;

2) разработка методического инструментария для исследования особенностей интерпретации жизненных событий детьми выбранной возрастной группы;

3) анализ связи структуры тревожности с возрастно-психологическими особенностями ребенка (проверка эмпирической гипотезы 1.1).

4) анализ связи возрастно-психологических особенностей со спецификой интерпретации жизненных ситуаций детьми и подростками с разным уровнем тревожности (проверка эмпирической гипотезы 1.2);

5) анализ особенностей интерпретации жизненных ситуаций детьми и подростками с разным уровнем тревожности и выявление основных стратегий интерпретации жизненных ситуаций детьми и подростками с разным уровнем тревожности на основании выделения значимых параметров интерпретации жизненных ситуаций (проверка эмпирических гипотез 2.1, 2.2).

Объектом эмпирического исследования служил уровень личностной тревожности детей младшего школьного — младшего подросткового возраста (8−13 лет).

Предметом исследования выступали особенности интерпретации жизненных ситуаций детьми и подростками с разным уровнем тревожности. Исходя из учения JI.C. Выготского о психологическом возрасте, теории ведущей деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым и Д. Б. Элькониным, а также на основании анализа данных о роли личностной тревожности в поведении и деятельности нами были выдвинуты следующие гипотезы:

Общая гипотеза 1: существуют возрастно-психологические особенности структуры тревожности и сензитивности к тревогогенным аспектам жизненных ситуаций.

Первая общая гипотеза конкретизируется в частных гипотезах:

1.1. Структура тревожности обусловлена возрастно-психологическими особенностями ребенка: ведущей деятельностью и социальной ситуацией развития. В младшем школьном возрасте в структуре тревожности преобладает школьная тревожность, что обусловлено значимостью учебной деятельности как ведущей. В младшем подростковом возрасте в структуре тревожности более выражена самооценочная и межличностная тревожность, что обусловлено значимостью интимно-личностного общения как ведущей деятельности.

1.2. Тревогогенная сензитивность ребенка к контексту жизненной ситуации связана с возрастно-психологическими особенностями. Младшие школьники обнаруживают повышенную сензитивность к негативному контексту школьных ситуаций, а младшие подростки — к негативному контексту ситуаций эмоционально-личностного общения и одиночества.

Общая гипотеза 2: уровень личностной тревожности детей и подростков взаимосвязан с различными стратегиями интерпретации жизненных событий.

Вторая общая гипотеза конкретизируется в частных гипотезах:

2.1. Для детей с выраженной личностной тревожностью характерны непродуктивные стратегии интерпретации жизненных событий, заключающиеся в неадекватной интерпретации ситуации — преувеличении или игнорировании ее негативных аспектов.

2.2. Для нетревожных детей и подростков характерна стратегия адекватной интерпретации эюизненных событий, особенности которой — адекватная оценка объективного значения угрозы и соответствующая оценка эмоционального контекста жизненных ситуаций.

Теоретико-методологическая база исследования: учение о психологическом возрасте и закономерностях развития ребенка JI.C. Выготского и Д. Б. Эльконина, принципы деятельности, детерминизма, системности, развития (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, В. В. Давыдов, Б.Ф. Ломов) — основные теоретические подходы и эмпирические исследования структуры и генезиса личностной тревожности у детей и подростков (В.М. Астапов, Г. Ш. Габдрее-ва, А. И. Захаров, A.M. Прихожан, Ю.Л.Ханин). Методы исследования:

1) Беседа и опрос.

2) Анкетирование уровня личностной тревожности с использованием шкалы личностной тревожности A.M. Прихожан.

3) Метод экспертной оценки уровня тревожности испытуемых.

4) Проективная авторская рисуночная методика исследования особенностей интерпретации жизненных ситуаций.

5) Пакет компьютерных статистических программ SPSS-13.

Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие 227 испытуемых в возрасте от 8 до 13 лет, учащиеся московских школ ГОУ СОШ № 2000, 940 и АНО СОШ «Эллада».

Научная новизна исследования: В работе впервые описаны стратегии интерпретации жизненных событий детьми с разным уровнем личностной тревожности («утрирование негативных аспектов ситуации», «игнорирование б негативных аспектов ситуации», «фатальный исход»). Выделены значимые параметры описания жизненных ситуаций, в отношении которых проявляются качественные различия интерпретации событий, связанные с уровнем личностной тревожности ребенка (общая оценка события, оценка эмоций участников события, оценка предполагаемого исхода события). Установлено, что особенности интерпретации жизненных ситуаций связаны с уровнем личностной тревожности: для нетревожных школьников характерны продуктивные, а для тревожных — непродуктивные стратегии интерпретации жизненных ситуаций. Показано, что тревогогенная сензитивность к негативному контексту жизненных ситуаций обусловлена возрастно-психологическими особенностями: младшие школьники сензитивны к негативным аспектам школьных ситуаций, а младшие подростки — к негативным аспектам ситуаций межличностного общения и одиночества. Разработана оригинальная авторская проективная рисуночная методика исследования особенностей интерпретации жизненных ситуаций.

Теоретическая значимость исследования: в исследовании реализован возрастно-психологический подход в изучении функционального генеза тревожности и ее структуры. Показана связь структуры тревожности с возрастно-психологическими особенностями: ведущей деятельностью и социальной ситуацией развития. Изучена связь особенностей интерпретации жизненных событий с психологической структурой возраста (ведущей деятельностью, социальной ситуацией развития). Результаты исследования расширяют представления о психологическом содержании детской тревожности и ее проявлениях в представлениях о себе, значимых других и мире. Показано, что особенности интерпретации жизненных событий тревожными детьми носят псевдозащитный характер, состоящий в оправдании и поддержании сложившейся картины мира, образа себя и стиля взаимодействия с окружающими.

Положения, выносимые на защиту:

1. Возрастно-психологические особенности детей и подростков обуславливают структуру тревожности, что находит отражение в преобладании школьной тревожности в младшем школьном возрасте и межличностной и самооценочной тревожности — в младшем подростковом возрасте.

2. Чувствительность ребенка к негативному контексту жизненной ситуации связана с возрастно-психологическими особенностями и находит отражение в преувеличении значения негативных аспектов ситуации. Младшие школьники сензитивны к негативному контексту школьных ситуаций, младшие подростки — ситуаций эмоционально-личностного общения и ситуаций одиночества.

3. Существует связь между уровнем личностной тревожности детей и подростков и особенностями интерпретации ими жизненных ситуаций, которая находит отражение в различных стратегиях интерпретации событий. Стратегия интерпретации жизненных ситуаций определяется оценкой общего контекста события, особенностями оценки сигналов угрозы или безопасности, эмоций участников события и оценкой предполагаемого исхода события.

4. Дети и подростки с умеренным уровнем личностной тревожности преимущественно используют стратегию адекватной интерпретации жизненных событий, характеризующуюся такими чертами, как: соответствие представлений о событии значимым параметрам ситуациисоответствие эмоций участников контексту события, интенсивности тревоги — объективным признакам угрозылогическая соотнесенность предполагаемого завершения ситуации с ее оценкой и с действиями участников.

5. Дети и подростки с выраженной личностной тревожностью склонны к использованию стратегий искажения эмоционального значения ситуации (это «утрирование» и «игнорирование негативных аспектов» ситуации, «фатальный исход»). Стратегия утрирования негативных аспектов ситуации представляет собой переоценку объективного значения сигналов угрозы. Стратегия игнорирования негативных аспектов" ситуации проявляется в недооценке объективного значения сигналов угрозы. Данные стратегии толкования жизненных событий могут сочетаться со стратегией «фатального исхода», заключающегося в недооценке роли собственной активности и переоценке роли обстоятельств и действий других. 6. Стратегии «утрирования негативных аспектов ситуации», «игнорирования негативных аспектов ситуации» и ожидания «фатального исхода», характерные для тревожных детей, выполняют функцию псевдозащитного регулирования образа себя и окружающих.

Практическая значимость исследования: полученные в исследовании данные могут использоваться для прогнозирования и коррекции непродуктивного социального поведения тревожных детей и подростков. Разработанная проективная рисуночная методика может использоваться для оценки особенностей интерпретации жизненных событий детьми младшего школьного — младшего подросткового возраста.

Апробация исследования. Результаты работы обсуждались на заседании кафедры возрастной психологии психологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, на Всероссийской научно-практической конференции «Школьное образование и социальное взросление растущего человека: поиски и перспективы» (Нижний Новгород, 2006), межвузовской конференции «Философский, психологический и педагогический аспекты рефлекса цели в контексте психологии безопасности» (2007), научно-практических конгрессах III Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России» (Москва, 2007), XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2007», Пятой городской научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья школьников» (Москва, 2008), заседаниях лаборатории педагогической психологии Окружного Учебно-Методического центра ЮАО, педагогических советах ГОУ СОШ № 2000, 940, НОУ СОШ «Эллада» г. Москвы. По теме исследования опубликовано семь публикаций. 9.

Структура работы. Работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы из 396 источников, в том числе 28 на английском языке, 3 приложений. Во введении обоснованы актуальность, определены предмет, объект, цели, задачи работы, сформулированы гипотезы, представлены методические основания и эмпирические методы исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы. В первой главе «Теоретические представления о тревоге и тревожности» изложены основные философские, классические и современные представления по названной теме. Вторая глава посвящена «Роли тревожности в поведении и деятельности». Показана значительная роль тревожности в специфическом восприятии социальной действительности. Третья глава «Психологические факторы интерпретации жизненных ситуаций. Обоснование гипотез исследования» раскрывает теоретические и методологические основы исследования. В четвертой главе «Эмпирическое исследование особенностей интерпретации жизненных ситуаций детьми с разным уровнем тревожности» на основании разностороннего, количественного и качественного анализа данных показано наличие возрастно-психологической обусловленности структуры тревожности, сензитивности детей и подростков к негативному контексту жизненных ситуаций, выделены стратегии адекватной и искаженной интерпретации событий («утрирование негативных аспектов», «игнорирование негативных аспектов», «фатальный исход»). В заключении подводятся общие итоги исследования, свидетельствующие о том, что поставленные цели и задачи исследования были реализованы на теоретическом, эмпирическом и прикладном уровне в полном объеме. Содержание работы изложено на 222 страницах, включая приложения. В приложениях приведены методические материалы исследования.

4.2.8. Результаты исследования сензитивности к тревогогенному контексту детей с разным уровнем тревожности 4.2.8.1. Нетревожные испытуемые.

Заключение

.

Работа продолжает ряд работ, посвященных изучению особенностей мировосприятия тревожных лиц. Поставленные цели и задачи исследования реализованы на теоретическом, эмпирическом и прикладном уровне в полном объеме. В исследовании был осуществлен анализ особенностей интерпретации жизненных ситуаций детьми и подростками с разным уровнем личностной тревожности. Проведенное исследование позволило установить наличие специфики в интерпретации жизненных ситуаций детьми и подростками, связанной с одной стороны с их возрастно-психологическими особенностями, с другой — с уровнем их личностной тревожности. Общие выводы исследования могут быть представлены следующим образом:

1. Существуют возрастно-психологические особенности уровня и структуры личностной тревожности у детей младшего школьного и младшего подросткового возраста. Младшие подростки характеризуются сравнительно более высоким уровнем личностной тревожности, чем младшие школьники. Для младших подростков характерно преобладание в структуре тревожности межличностной и самооценочной тревожности. Для младших школьников характерно преобладание в структуре тревожности школьной тревожности. Это связано с ведущим значением в младшем подростковом возрасте интимно-личностного общения и самоопределения, а в младшем школьном возрасте — учебной деятельности. Таким образом, психологические особенности возраста находят свое отражение в структуре личностной тревожности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста.

2. Сензитивность детей и подростков к негативным аспектам жизненных ситуаций связана с возрастно-психологическими особенностями. Младшие школьники, в силу повышенной значимости учебной деятельности, сензитивны к негативным аспектам школьных ситуаций и чаще склонны интерпретировать их как неблагополучные и тревогогенные. Младшие подростки более чувствительны к негативным аспектам ситуаций межличностного го общения и одиночества, что связано с повышенной значимостью для них интимно-личностного общения и самоопределения.

3. Основные параметры, в отношении которых проявляются различия в интерпретации жизненных ситуаций детьми и подростками, это — оценка общего контекста события, оценка эмоциональных переживаний участников события и оценка предполагаемого исхода события.

4. Выявлены различия в особенностях интерпретации жизненных ситуаций, связанные с уровнем личностной тревожности детей и подростков.

5. Дети и подростки с высоким уровнем личностной тревожности склонны к использованию стратегий искаженной интерпретации жизненных ситуаций — это «утрирование негативных аспектов ситуации», «игнорирование негативных аспектов ситуации» и «фатальный исход». Утрирование негативных аспектов ситуации предполагает преувеличение объективного значения угрозы и, соответственно, интерпретацию ситуации как неблагополучной и тревогогенной. Игнорирование негативных аспектов ситуации связано с недооценкой объективного значения угрозы. Ожидание фатального исхода состоит в преувеличении роли обстоятельств и других в разрешении ситуации. Роль данных стратегий состоит в псевдозащитном поддержании сложившегося образа себя и мира.

6. Дети и подростки с низким и умеренным уровнем личностной тревожности преимущественно используют стратегию адекватной интерпретации жизненных событий, состоящую в реалистичной оценке объективной угрозы, переживаний участников, предполагаемого исхода ситуации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , JI. А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Пермь, 1993.
  2. , Е. Г. Психоневрологические и психологические особенности детей с патологией органов пищеварения // Педиатрия. 1993. — № 1. — С. 99−102.
  3. , Н. Н., Хаймовская, Н. А. Развитие образа себя и привязанности у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М., 2003.
  4. , Е. Р. Факторы социальной категоризации молодежных политических групп. автореф. дисс. канд. психол. наук — Москва, 2008.
  5. , В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические вопросы. М., 1990. — 239 с.
  6. , В. С. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Андреевой Г. М. и Яноушека Я. М., — 1987. — 282 с.
  7. , А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  8. , В. Н. Индивидуальные различия по импульсивности в соотношении с типологическими свойствами нервной системы человека: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.
  9. , Г. И. Исследование вегетативных сдвигов под влиянием стрессовой ситуации. // Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. Л.: Наука, 1969.
  10. , В. Игровая терапия. М., 2000.
  11. , Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. / Пер. с англ. С. Могилевского. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
  12. , Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М.: Медицина, 1993.
  13. , Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). М.: Наука, 1976.
  14. , А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / Пер. с англ. М.: Апрель Перс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  15. , А. Психологическое тестирование: В 2 т. М., Педагогика. 1982.
  16. , Г. М. К проблеме психологии социального познания. М., 1999.
  17. , Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 1997. — 288 с.
  18. , Г. М. Социальная психология. Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  19. Антология тендерной теории / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск, 2000.
  20. , Ю. В., Карпина, JL М. Аффективные нарушения и расстройства желудочно-кишечного тракта у детей и подростков // Педиатрия. 1997. — № 3. — С. 52−57.
  21. , Ю. Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков // Российский психиатрический журнал. 1998. — № 3. — С. 63−67.
  22. , Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. — № 1.- С. 3−16.
  23. , Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. — № 2. — С. 3−16.
  24. , М., Фернхем, А., Грахам, Дж. Концепт ситуации в различных областях психологии // Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001.
  25. , И. А. Мы все равноправны друг перед другом (Воспоминания об А. А. Ухтомском. Смысл и судьба доминанты нравственности). -Рига, Педагогический центр «Эксперимент», 2002.
  26. , В. М. Тревожность у детей. М.: Изд-во ПЕР СЭ, 2008.
  27. , В. М. Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001.
  28. , В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1995. — № 2. — С. 42−48.
  29. , Н. И. Психологические особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1988.
  30. , А. К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников / Типологические исследования по психологии личности // B.C. Мерлин. Пермь, 1967.
  31. , В. А., Малкова Т. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица //Проблема общения в психологии. М., — 1981. — С. 121 — 132.
  32. , Т. В. Тендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006.
  33. , Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Медицина, 1998.
  34. , Ф. Б., Безносюк, Е. В., Соколова, Е. Д. Психологические механизмы психосоматических заболеваний // Российский мед. журнал. -1998.-2.-С. 43−49.
  35. , Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М.: Педагогика, 1986
  36. , М. Р. Социальная психология. М., Эксмо-пресс, 2001.
  37. , А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. -199 с.
  38. , А. А. О состоянии и задачах разработки психологии познания людьми друг друга // Психология межличностного познания. М., 1981.183
  39. , А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л., 1970.
  40. , А. А., Столиц, В. В. и др. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы семейного консультирования. М., 1989.
  41. Божович, JL И. Изучение качеств личности и аффективной сферы ребенка // Тезисы докладов на 2-м съезде Общества психологов. М., 1963. — Вып. 6.
  42. Божович, JL И. К развитию аффективно потребностной сферы человека //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М., 1978.
  43. , JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Прогресс, 1968.
  44. , Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. М., Воронеж, 1995.
  45. , Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. 1979. — № 2 — с.72−79.
  46. , Л. И., Неймарк, М. С. «Значащие переживания» как предмет психологии // Вопросы психологии. 1972. — № 2.
  47. , Л. В., Видинска, Л. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1986. № 3. С. 21—30
  48. , Л. В., Залучёнова, Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии.- 1993.-№ 1.-С. 104−113.
  49. , Д. Создание и нарушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В. В. Старовойтова. 2-е изд. — М.: Академический проспект, 2006.
  50. , Д. Теория привязанности. М., 2003.
  51. , Д., Джонс, Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  52. , X., Рихберг, И.-М. Беспричинный страх. М.: Изд-во «Сигма-Пресс», Изд-во «Феникс». — 2998.
  53. , К. Полное руководство по детской психотерапии / Пер. с англ. Ю. Брянцевой. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
  54. , Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., Педагогика, 1990.
  55. , Л. Ф., Морозов, С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб.- 1999.
  56. , Б. Э. Кьеркегор. М. Мысль, 1972.
  57. , А. Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1987.
  58. , А. О. Связь тревожности и некоторых личностных характеристик подростка // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета Серия «Гуманитарные науки». -2005. -№ 2(14).
  59. , Ф. Е. Психология переживаний. Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  60. , Ф. Е. Структура образа //Вопросы психологии. 1993. — № 5. -С. 5- 19.
  61. Введение в тендерные исследования. Харьков, СПб. — 2001.
  62. , А. М., Окнин, В. Ю., Хаспекова, Н. Б., Федотова, А. В. Состояние механизмов вегетативной регуляции при артериальной гипотензии // Журнал неврологии и психиатрии. 1998. — 4. — С. 20−24.
  63. , A. JI. Психическое развитие детей в процессе совместной деятельности //Вопросы психологии. 2001. — № 3. — с. 17−26.
  64. , О. В. Повышение коммуникативной компетенции школьников как один из методов снятия эмоциональной напряженности // Вестник Ставропольского ун-та. 1998. — Вып. 16.
  65. , В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций. -М.: Педагогика, 1988.
  66. , В. К. Психология эмоциональных явлений. М., изд-во Моск. ун-та, 1976.
  67. , Т. А., Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.
  68. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. -М., 1967.
  69. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в ВУЗе (Под ред. проф. Н.Н. Обозова). Л.: ЛГУ, 1984.
  70. , Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации// Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М.: Педагогика, 1995, с.8−11.
  71. , Л. С. Кризис семи лет // Переживание как единица личности и среды // Собр. соч., т. 4, М., 1984. С. 380−383.
  72. , Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическими состояниями у студентов с высоким уровнем тревожности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1991.
  73. , P. X. Основы самоуправления психическим состоянием. / Проблемы самоуправления в системе психологической службы ВУЗов.-Казань, 1983, с. 68−85.
  74. , Т. П. Роль эмпатии в формировании нравственных мотивов у детей // Некоторые актуальные психолого-педагогические вопросы воспитания и воспитывающего обучения. М., — 1976. — С. 41 — 46.
  75. , С. С. Восприятие человека по голосу и речи //Проблемы психологического познания людьми друг друга. М., — 1979. — С. 48 — 53.
  76. , Л. Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — с. 101−115.185
  77. , JI. Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — с. 28−37.
  78. , М. В., Домашенко, И. А. Атлас по психологии. М. Просвещение, 1986.
  79. , В. И. Практическая психотерапия. СПб.: АО Сфера, 1994.
  80. , В. И., Захаров, А. И., Исаев, Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. JL: Медицина, 1977.
  81. , Е. В. Артериальная гипотензия // Клиническая медицина. -1997.- 1.-С. 56−60.
  82. , Ж.М., Зоткин, В. В. Исследование уровня тревожности у больных // Вестник Московского университета. Психология. 1983. — № 1 -с.58−62.
  83. , Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.2: Пер. с франц. М.: Мир, 1996.
  84. , JI. Я. Психология эмоциональных состояний. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987.
  85. , О. В. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций // Вопросы психологии. 1994. — № 6.
  86. , О. В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995. -№ 2-е. 137−149.
  87. , JI. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989.
  88. , Н. В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 1997. -№ 1.-С. 121−132.
  89. , Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992.
  90. , Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М., 1998.
  91. , Н. Ф. Аффект тревоги в клинике психических заболеваний: Методические рекомендации. -М., 1981.
  92. , Ю. М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения // Вопросы психологии. — 1995. -№ 5.
  93. Деятельность и взаимодействие дошкольников. / Под ред. Т. А. Репиной. -М&bdquo- 1987.
  94. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников.: Учеб. пособие /Я. JI. Коменский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. Мн., 1997.
  95. Диагностика школьной дезадаптации. / Под ред. С. А. Беличевой. М.: Педагогика, 1993.
  96. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б. Дерманова. СПб., 2002.
  97. , JI. Г., Махнач, А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал. 1996. — № 3. — С. 137−146.
  98. , Б. И. В мире эмоций. Киев, 1995.
  99. , О. Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб.: 1996.
  100. , О. В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии 1993. — № 1 — с. 86 — 92.
  101. , Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте // Вопросы психологии. 2000. — № 1.-е. 53−57.
  102. , И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 1975.
  103. , А. К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. -1982.-№ 3.
  104. , Ю. Н. Исследование и проектирование межличностных ситуаций как теоретико-прикладное направление социальной психологии // Вестник ЛГУ. Сер.6, Вып. 1. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — С. 55−62.
  105. , Н. С. Психология взаимопонимания. СПб.: Питер, 2004.
  106. , Н. В. Единство антиципации и рефлексии как психологический механизм регуляции мышления студента в контекстном обучении: Дис. канд. психол. наук. -М., 2000.
  107. Н. Н, Петрухнн, А. С. и др. Школьная дезадаптация: нейропсихологическое исследование// Вопросы психологии. 1999. -№ 4. — с.56−65.
  108. , А. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. Ильясова И. И., Ляудис В. Я. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981.
  109. , А. В., Неверович, Я. 3. и др. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.
  110. , А. В., Неверович, Я. 3. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. М., 1977.
  111. , А. И. Детские неврозы. Спб., 1995.
  112. ИЗ. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Издательство «Союз», 2004.
  113. , А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995.
  114. , А. И. Как преодолеть страхи у детей. М., Педагогика, 1986.
  115. , А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3-е изд., испр- СПб: Союз, 1997.
  116. , А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М., 2000.
  117. , А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Медицина, 1982.
  118. , А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. -СПб.: СОЮЗ, 1998.
  119. , Ф. Застенчивость. -М., 1991.187
  120. , Ф., Ляйппе, М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001. — 448 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  121. , Р. А., Келасьев, В. Н. Самореализация человека: введение в че-ловекознание: Учеб. пособие. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001.
  122. , К. Эмоции человека. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  123. , Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002.
  124. , Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002.
  125. , Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования Тб.: изд. ГрПУ им. Ш. Руставели, 1986- 176 с.
  126. , Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. Тбилиси, 1983.
  127. , Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. Санкт-Петербург, 1996.
  128. , Д. Н. Психосоматические расстройства у детей. Санкт-Петербург, 2000.
  129. , В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет // Вопросы психологии, 2000. № 2. С. 65−69.
  130. , В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. — № 4.
  131. , В. Г. «Психологические барьеры» прошлого опыта //Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М., 1973. — С. 74 — 83.
  132. , В. Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. СПб.: Питер, 2006.
  133. Калоева, 3. Д., Казиева, Ф. М., Дзилихова, К. М. Вегетативно-гормональные механизмы сниженной резистентности организма у детей с первичной артериальной гипотензией // Педиатрия. 1993. — 3. — С. 57— 59.
  134. , Н. Восприятие ситуаций: прототипы ситуаций и прототипы «человека-в-ситуации» // Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001.
  135. , А. Я. Человек тревожный (Homo anxius): в поисках гармонии. Материалы VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Стресс и поведение», 28 февраля 2003.
  136. , Г. И., Сэдок, Б. Дж. Клиническая психиатрия. В 2 т. Т. 2. Пер. с англ. М.: Медицина, 1998.
  137. , О. А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции Дис.. д-ра психол. наук М., 2002.
  138. , О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
  139. , Б. Д. Клиническая психология. Часть III. Глава 12. Нейропсихология.
  140. , И. И. Личностные особенности детей старшего дошкольного возраста с трудностями в развитии: Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1993.
  141. , А. Экзистенциальная психиатрия. М., 1998
  142. , В. Р. К вопросу об эмоциональном отношении школьника к коллективу // Вопросы психологии. 1971. — № 1.
  143. Кнтаев-Смык, Л. А. Психология стресса. М., 1983.
  144. Кле, М. Психология подростка (психосексуальное развитие). М., 1991.
  145. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н. Д. Твороговой. М.: ПЕР СЭ, 2007. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского).
  146. , Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1996.
  147. , В. Т. Диагностика лабильности мыслительно-речевой деятельности по тестам и самооценке. //Вопросы психологии-1983 № 4 — с. 89−96.
  148. , Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности. Минск, 1976. — 350 с.
  149. , О. С., Суслова, Е. А., Заикин, Е. В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопросы психологии. 1995. -№ 3.-с. 119−132.
  150. , М. Психология от, А до Я: Словарь-справочник, 2000
  151. , Е. Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации // В сб.: Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой: Вып. 4. СПб.: 2000.
  152. , Б. И., Новикова, Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1996
  153. , Б. И., Новикова, Е. В. Ярлыки для тревожности // Семья и школа" 1988 — № 9.
  154. , Г. Психология развития. СПб.: 2000.
  155. , В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.
  156. , Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
  157. , О. Г. Профессиональные особенности межличностного познания //Вопросы психологии межличностного познания и общения: сб. науч. тр. Краснодар, 1983. — С. 100 — 115.
  158. , В. Н. Межличностное общение. СПб, 2001.
  159. , В. Н., Казаринова, Н. В., Поглльша, В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб., 2001.
  160. , Н. А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Автореф.дис.. канд. наук. — СПб., 1997.
  161. , Н. Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни // Вопросы психологии. 1993. — № 3. — С. 17−23.
  162. , С. Страх и трепет: Пер. с дат. М.: Республика, 1993.
  163. , В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Рост. н/Д, 1986. — 135 с.
  164. , В. А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения //Вопросы психологии. -1987. -№ 3. С. 70−77.
  165. , В. А. Психология экспрессивного поведения. М.: «Знание», 1989.
  166. , В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Рост. н/Д, 1999.
  167. , М. А. Факторы принятия обратной связи в деловом общении. автореф. дисс. канд. психол. наук — М., 2009.
  168. , И., Матейчнк, 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
  169. , К. С., Райская, М. М. Подростки с нарушениями в аффективной сфере.- М.: Педагогика, 1988.
  170. , Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.- СПб.: Университетская книга, 2000.
  171. , Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.
  172. , К. Акцентуированные личности. М., 1982.
  173. , А. Б., Кузнецова, А. С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1993.
  174. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избранные психологические произведения. М., 1983.
  175. , А. Н. Избр. психол. произв.: В 2-х т. М., 1983.
  176. , А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. // Психология эмоций. Тексты. Под ред. Вилюнаса В. К., Гиппенрейтер Ю. Б. М., Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  177. , А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  178. , Д. А. Личностный смысл и трансформация психического образа// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1988. № 2. С. 3−14.
  179. , И. В. Функциональная кардиоваскулярная патология у детей с отягощенной по ишемической болезни сердца наследственностью и возможности профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // Рос. вест, перинатол. и педиатр. 1994. — 3. — С. 34−36.
  180. , А. Г. Семья как психологическая система. М., — Обнинск, 2004.
  181. , М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста//Вопр. психол. 1961. № 3. С. 117— 124.190
  182. , М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни // Вопр. психол. 1978. № 5. С. 72 — 78.
  183. , М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: «Педагогика», 1986.
  184. , М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  185. , М. И., Сильвестру, А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
  186. Лич, П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет. М.: Педагогика, 1992.
  187. , А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1983.
  188. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984.
  189. , Д. В. Эмпирический анализ категоризации эмоций // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — с. 38−47.
  190. , Е. К., Монина, Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррек-ционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревоясными и аутич-ными детьми. М.: Генезис, 2000.
  191. , Д. Требуется: психология ситуаций. // В кн.: Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001.
  192. , Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПБ.: Питер, 1997.
  193. , Л. В. Тревоясность и возмоясности ее сниясения у детей, начинающих посещать детский сад. // «Психологическая наука и образование» 1998 — № 2.
  194. , В. X. Успешность восприятия //Вопросы психологии. 1990. -№ 1.-С. 68−72.
  195. , С. В., Волгина, С. Я. Особенности психовегетативного состояния при хроническом гастродуодените у детей старшего школьного возраста // Педиатрия. 1996. — 4. — С. 38−41.
  196. , Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью: Дис. д-ра психол. наук. Киев, 1988.
  197. , В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1986.
  198. , В. С. Очерк теории темперамента. Пермь, 1973.
  199. , А. В., Румянцева, П. В. Школьная тревоясность. Диагностика и коррекция- Спб: Речь. — 2000.
  200. , И.С. Рефлексия как социально-психологический механизм повышения эффективности учебно-познавательной деятельности студентов // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов". Вып. 2.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
  201. , В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1966.
  202. , В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Педагогика, 1986.191
  203. , Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ серия Психология — 1988- № 1.
  204. Нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии, 1999, № 4, с. 21−28.
  205. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2002.
  206. , Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии 2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  207. , А. В. Проблемы в общении тревожных подростков // Психология XXI в: Тезисы международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. СПб., 1996. — С. 33−35.
  208. , И. М., Грановская, P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000.
  209. , Н. Развитие личности ребенка. 8-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 2002.
  210. , Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М.: Высшее образование- МГППУ, 2006.
  211. , Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы — М.: Российское педагогическое агентство. 1996.
  212. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.
  213. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М., 1990.
  214. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1974.
  215. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1985.
  216. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М.: Педагогика, 1987.
  217. , Р. В. Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ «Сфера», 1996.
  218. , О. В., Пунг, Э. Ю. Экспериментальное исследование эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена / Психологические исследования. М., 1985 — № 4 — с.112−119.
  219. , А. Е. К психологической диагностике эмоциональности. / Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. М.: Педагогика, 1988, с.246−262.
  220. , М. В. Влияние фрустраций на социализацию подростков: Дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. СПб., 2004.
  221. Основные направления современной психотерапии. — М.: «Когито-Центр», 2000.
  222. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет./Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М.: Педагогика, 1988.192
  223. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, A.JI. Венгера. М., 1988.
  224. , Т. А. Психологические причины конфликтных отношений с ровесниками у старших дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000.
  225. , А. И. Гипотеза сомато-психического диссонанса: неврозологи-ческие, наркологические и психотерапевтические аспекты // Вопросы психологии. 1993. — № 1.-е. 78−85.
  226. , Н. Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. 1996 — т. 17 — № 1 — с. 169−174.
  227. , Е. А. Визуальная психосемиотика общения : Дис. д-ра психол. наук Москва, 2000.
  228. , Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989.
  229. , К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2001.
  230. , Ю. Ф., Солоед, К. В. Развитие инициативности у детей первого года жизни в условиях материнской депривации // Вопросы психологии. 2000. — № 4. — с. 9−18.
  231. Популярная психология для родителей- 2-е изд., испр. / Под ред. А. С. Спиваковской.- СПб: Союз, 1997 г.
  232. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ.сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова- под ред. И. В. Дубровиной. -М.- Издательский центр «Академия», 1998.
  233. , А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дис.. канд. психол. н.- М., МГУ, 1977.
  234. , А. М. К построению коррекционных программ по преодолению тревожности у подростков и юношей // Научные основы прикладной психологии М.: Московский социально-психологический институт- Воронеж: МОДЭК, 2000.
  235. , А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // «Психологическая наука и образование». 1998 — № 2.
  236. , А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной.-М., 1990.
  237. , А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.
  238. , А. М., Толстых, Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. -М.: Знание, 1997.
  239. , А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань, 1991.
  240. , М. Б. К вопросу о типологически обусловленном индивидуальном стиле в решении арифметических задач у младших школьников /Вопросы теории темперамента, Пермь, 1984.
  241. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. -М.: Новая школа, 1996.
  242. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1999.
  243. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983.
  244. Психологический словарь. Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М., Политиздат, 1990.
  245. Психология аномального развития ребенка. Под ред. Лебединского В. В., Бардышевской М. К. М., ЧеРо, 2002.
  246. Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001.
  247. Психология эмоций. Тексты. Под ред. Вилюнаса В. К., Гиппенрейтер Ю. Б. М., изд-во Моск. ун-та, 1984.
  248. Психология. Учебник. Под ред.А. А. Крылова.- М.:Проспект, 1999.
  249. Психотерапия детей и подростков. 2-е изд. / Под ред. Ф. Кендалла. -СПб.: Питер, 2002.
  250. Психотренинги по методу Альберта Эллиса. Изд-во Питер, 1999.
  251. Развитие личности ребенка / П. Х. Массен и др. М.: Прогресс, 1982.
  252. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. под ред. Запорожца А. В., Не-верович Я.З. М., Педагогика, 1986.
  253. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., 1974.
  254. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986.
  255. , В. Н. Психологические факторы успешности учебной и научной работы аспирантов технического вуза: Дис. канд. психол. наук. -СПб., 1992.
  256. , М. Помощь трудным детям. М., 1987.
  257. Реан, А.А., Коломинский, Я. Л. Социально-педагогическая психология. СПб., 1999.
  258. , Я. Экспериментальная психология эмоций. М., Прогресс, 1979.
  259. , X. Детская и подростковая психиатрия / Пер. с нем. Т. Н. Дмитриевой. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  260. , X. Психотерапия детей и подростков. М.: Мир, 2000.
  261. Роббер, М.-А., Тильман, Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр. / Предисл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1988.
  262. , Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996.194
  263. , Е. И. Эмоции и воля. М., Владос, 2001.
  264. , К. Клиентоцентрированная терапия. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997.
  265. , Н. А. Роль стереотипов в познании человека человеком //Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 69 — 76.
  266. , Н. А. Способы межличностного познания: психолого-педагогический аспект. М.: Изд-во ПЭР СЭ, 2004.
  267. Росс, JL, Нисбетт, Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологи / Пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова, B.C. Магуна- М.: Аспект Пресс, 2000.
  268. , А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.
  269. , С. JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М, 1957.
  270. , Н. А. Семантические образования в восприятии другого человека.: Автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. М., 1 983.
  271. , Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема тендерных исследований //Личность. Культура. Общество. Т. V. — Вып. 1−2 (15−16). -С. 120−139.
  272. , Е., Шанина Н. Тревожные дети // «Дошкольное воспитание" — 1996-№ 4.
  273. , Н. В. Биотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии. 1999.
  274. , Ж. П. «Экзистенциализм это гуманизм». В кн. «Сумерки богов» / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. — М.: Политиздат, 1989.
  275. , У. С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. / Ред. и сост. У. С. Сахакиан. Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  276. , А. М. Психотерапия: пособие для врачей. СПб.: Издательство «Питер», 2000.
  277. , Т. В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения // Вопросы психологии. 1991. № 4.
  278. , В. Азы общения. СПб.: Питер, 2002.
  279. , Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. -М., 1985.
  280. , Т. П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий // Вопросы психологии. 1999. — № 5. — с. 21−30.
  281. , Ф. Беспокойство. Путешествие в себя. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2003.
  282. , JI. С. Трудные дети. М.: Воронеж, 1998.
  283. , А. Н. Интерпретация как предмет психологического исследования //Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 3. — С.78 -88.
  284. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Хар-вест, 1998.-800 с.
  285. , В. А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. 1985. — № 4.
  286. , В. Е. Психология юношеского возраста. М., 1992.
  287. , Е. О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах JI.C. Выготского и М. И. Лисиной // Вопросы психологии. 1996. — № 6. -с. 76−87.
  288. , Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — с. 5−15.
  289. , Е. О., Калягина, Е. В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — с. 50−60.
  290. , Е. О., Собкин, В. С., Асадулина, О. Э., Новаковская,
  291. А.А. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, ясиву-щих в неполной семье (на материале детских рисунков) // Вопросы психологии. 1999. — № 6. — с. 18−28.
  292. , Е. О., Утробина, В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. — 1996. № 3. — с. 5−13.
  293. , Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент. В журн. Вопросы психологии, 1999, № 1.
  294. , Л. Н. Личностная основа пограничных психических расстройств // Московский психологический ясурнал. 2000. — № 3.
  295. Современная бурясуазная философия и религия. Под ред. А. С. Богомолова. М., Полтииздат, 1977.
  296. , Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989.
  297. , А. С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
  298. , В. Г. Закономерности перцептивной деятельности школьников и взрослых // Вопросы психологии. 1992. — № 1.-е. 42−51.
  299. , С. С. Беспокойство его причины и следствия // Школьный психолог. — 2004. — № 8.
  300. , С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога родителям. — Москва: Педагогика — Пресс, 1995 г.
  301. , С. С. Попытка словаря трудностей // «Семья и школа» -1994-№ 1.
  302. , В. В. Самосознание личности. М.: Изд -во Моск. ун-та, 1983.
  303. , В. В., Голосова, Н. И. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку //Психологический ясурнал. 1982. — № 2.- С. 62 67.
  304. , Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.
  305. , Е. В. Концепция Л.С. Выготского о высших и низших психических функциях и современные исследования познавательного развития в младенчестве // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — с. 88−91.
  306. , Н. К. Синдром «выгорания» у учителей как фактор дезадаптации детей с ЗПР // Ананьевские чтения 98: Тезисы научно-практической конференции. — СПб.: 1998. — С. 209−210.
  307. , Ю. Ю. Изучение связи личностной тревожности с электрофизиологическими показателями развития ночного сна / автореф. дисс. .канд.биол.н. Астрахань, 2008.
  308. , Г. М. Проблема человека во французском экзистенциализме. Критический анализ. М., Наука, 1977.
  309. , П. С. Острая философия: Выдающиеся сюжеты овладения неизвестным. Симферополь, «Реноме», 1998.
  310. , Н. Д. Страх и тревожность / Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. М.: ВУНМЦ, 1998.
  311. Техники детской терапии. 2-е изд. / М. Четик. СПб.: Питер, 2003.
  312. , В. Я. Семья и формирование личности. М., 1987.
  313. , О. К. Психология мышления. М., 1984.
  314. , О. К. Структура мыслительной деятельности человека. -М., 1969.
  315. , А. И. О восприятии эмоций по лицевой экспрессии //Психологический журнал.-1981.- № 4.
  316. , А. Ш., Колымба, И. Г. Феноменология эмоциональных явлений.-М., 1999.
  317. , Н.А. Личностные и ситуационные факторы выбора вербальных техник самопрезентации. автореф. дисс. канд. психол. наук -М., 2007.
  318. , С. Н. Социально-психологические особенности восприятия субъективной сложности ситуации. М., 2006.
  319. А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб, Питер, 2001.
  320. , Л. Теория когнитивного диссонанса: Пер. с англ. СПб.: «Ювента», 1999.
  321. , Н. П. Психологическое изучение учебной и спортивной деятельности. Л., 1979.
  322. , Е. В. К вопросу о восприятии и определении эмоционального состояния по выразительным движениям //Психол. журн. 1981 — Т. 2. -№ 2. — С. 142 — 146.
  323. , А. В., Ковалев, С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. 1986. — № 1. — С. 14−21.
  324. , Л. И. Философская антропология Жан-Поля Сартра. М., Наука, 1977.
  325. Философский словарь. Под ред. М. М. Розенталя. Изд-е 3-е. М., Политиздат, 1975.
  326. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  327. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Педагогика, 1989.
  328. , А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.197
  329. , Э. Иметь или быть? М., 1990.
  330. , У. Восприятие и реакции на рабочую ситуацию // В кн. Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. -СПб.: Питер, 2001.
  331. , Д. Формирование учебных навыков. -М.: Педагогика, 1986.
  332. , А.У. Принципы деятельности в исследованиях межличностного восприятия // Вопросы психологии. 1980. — № 3.
  333. , X. Мотивация и деятельность. СПб., 2003.
  334. , К. С., Линдсей, Г. Теории личности. М., КСП+, 1997.
  335. , А. Б., Гаранян, Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — с. 61−74.
  336. , Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
  337. , Е. Д., Ефимова, И. В., Будыка, Е. В., Ениколопова, Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. -М., 19 997.
  338. , К. Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности. М., Смысл. 1997.
  339. , Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 1997.
  340. , Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — с. 17−30.
  341. , Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1999.
  342. , Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования: М.: Педагогическое общество Росии, 1998.
  343. , М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г.
  344. , С. А. Межполушарная асимметрия в переработке эмоционально окрашенной информации // Вопросы психологии. 2000. — № 3. -с. 102−116.
  345. , К. Д. Влияние объективных и субъективных факторов на оценку психического состояния человека по экспрессии //Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977.-С. 57 82.
  346. , И. А. Возрастная динамика психического здоровья дошкольников и факторы, ее определяющие: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983.
  347. , И. и кол. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
  348. , С. Л. Формирование действий анализа ситуации интеракции у детей и взрослых. автореф. дисс. канд. психол. наук — М., 2003.
  349. , Л. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне) М.: Прогресс — Гнозис, 1992.
  350. , Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969.
  351. , Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — с. 69−78.
  352. , П. Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования //Психологические вопросы социального регулирования поведения. М., — 1976. — С. 278 — 295.
  353. , В. А. Защитные механизмы: от личности к группе // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — с. 54−60.
  354. , Е. В. Страх: враг или друг? СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2004.
  355. , Ю. В. Психология страха. М., 1999
  356. , Ю. В., Ивлева, Е. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 1998
  357. , А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии.-1984.-№ 3.-С.60−66
  358. , А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоциональных состояний человек/ Вопросы психологии 1984 — № 3.
  359. , Г. Страхи здоровых детей. М.: Знание, 1981.
  360. , Э. Г., Юстицкис, В. В. Семейная психотерапия. JL, 1990.
  361. , Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. Давыдова В. В. и Зинченко В. П. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
  362. Эмоциональное развитие дошкольника. Под ред. Кошелевой А. Д. М., Просвещение, 1985.
  363. , Э. Детство и общество. Спб., 1996.
  364. , П. М. Изучение чувств у детей и подростков. -М.: АПН, 1961.
  365. , П. М. Эмоциональная жизнь школьника.- М., изд-во Моск. ун-та, 1966.
  366. , Г. М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания. / Психология. Учебник под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1999. с. 442−453.
  367. , И. Дар психотерапии / Пер. с англ. Ф. Прокофьева. М.: Эксмо, 2008. — 352 с. — (Практическая психотерапия).
  368. , М. Г., Петровский, А. В. Психология (словарь). М.: Политиздат, 1990.
  369. Ames, D., Morris, М. W., Menon Т. Culturally Conferred Conceptions of Agency: A Key to Social Perception of Persons, Groups, and Other Actors / Stanford: Stanford University Research Papers, 2000.
  370. Bhogal, K. S., Baldwin, D. S. Pharmacological treatment of social phobia // Psychiatry, article in press.
  371. Blanchette, I., Richards, A.- Cross, A. Anxiety and the interpretation of ambiguous facial expressions: The influence of contextual cues. The Quarterly Journal of Experimental Psychology, Vol 60(8), Aug 2007. pp. 1101−1115.
  372. Bokhost, C. L., Westenberg, P. M., Oosterlaan, J., Heyne, D. A. Changes in social fears across childhood and adolescence: age-related differences in the factor structure of the fear survey // Journal of Anxiety Disorders, article in press.
  373. Broman-Fulks, J., Storey, К. M. Evaluation of a brief aerobic exercise intervention for high anxiety sensitivity. Anxiety, Stress & Coping- Jun2008, Vol.21 Issue 2, pi 17−128,
  374. Carleton, R .N., Collimore, К. C., Gordon, J. G. Corrigendum to social anxiety and fear of negative evaluation. Construct validity of the FFNE-II // Journal of Anxiety Disorders, article in press.
  375. Christensen, P. N., Stein, M. В., Means-Christensen, A. Social Anxiety and Interpersonal perception: a Social Relations Model analysis // Behavior Research and Therapy. Volume 41, Issue 11, November 2003, p. 1355−1371.
  376. Ciccett, D., Toth, Sh. L. Developmental Psychopathology and Disorders of Affect // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry / Volume 24 (5). p 501−565.
  377. Crost, N. W.- Pauls, C. A.- de Wacker, J. Defensiveness and anxiety predict frontal EEG asymmetry only in specific situational contexts. Biological Psychology- Apr2008, Vol. 78 Issue 1, p43−52,
  378. Felim, L., Schneider, G., Hoyer, J. Is post-event processing specific for social anxiety? // Journal of Behaviour Therapy and Experimental Psychology / Volume 38, Issue 1, March 2007, p. 11−22.
  379. Grant, K.-A., McMahon, C., Austin, M.-P. Maternal anxiety during the transition to parenthood: A prospective study. Journal of Affective Disorders- May2008, Vol. 108 Issue ½, plOl
  380. Gregory, A. M.- Lau, J.- Eley, T.C. Finding gene-environment interactions for generalised anxiety disorder. European Archives of Psychiatry & Clinical Neuroscience- Apr2008, Vol. 258 Issue 2, p69−75,
  381. Hayward, C., Wilson, K., Lagle, A., Kraemer, K., KiIIen, J.D., Taylor, C., Barr. The developmental psychopathology of social anxiety in adoles-cents.Depression & Anxiety (1091−4269) — 2008, Vol. 25 Issue 3, p200−206,
  382. Heerey, E. A., Kring, A. M. Interpersonal Consequences of Social Anxiety // Journal of Abnormal Psychology. Volume 116, Issue 1, February 2007, p. 125−134.
  383. Hircli, C. R., Holmes, E. A. Mental imagery in anxiety disorders // Psychiatry. Volume 6, Issue 4, April 2007, p. 161−165.
  384. Hoerold, D. D., O’Keeffe, P., Bates, F., PertI, H., Robertson, M. Neuropsychology of self-awareness in young adults. Experimental Brain Research- Apr2008, Vol. 186 Issue 3, p509−515,
  385. Khawaja, Nigar G. Brooks, Belinda Armstrong, Kerry A. Relationship between the dimensions of anxiety sensitivity and the symptoms of anxiety in clinical and non-clinical populations. Australian Journal of Psychology- May2008, Vol. 60 Issue 1, p53−61
  386. Kimbrel, N. A., Cobb, A., Mitchell, J. Т., Hundt, N. E., Nelson-Gray, R. Sensitivity to punishment and low maternal care account for the link between bulimic and social anxiety symptomology. Eating Behaviors, Vol 9(2), Apr 2008. pp. 210−217.
  387. King, P. R., Endler, N. S. The Trait Anxiety-Perception Score: A Composite Predictors for State Anxiety // Journal of Personality and Social Psychology. Volume 58, Issue 4, April 1990, p. 679−684.
  388. Moscovitch, D .A., Hoffman, S.G. When ambiguity hurts: Social standards moderate self-appraisals in generalized social phobia // Behavior Research and Therapy. Volume 45, Issue 5, May 2007, p. 1039−1052.
  389. Moser, J. S., Huppert, J. D., Duval, E., Simons, R. F. Face processing biases in social anxiety: An electrophysiological study. Biological Psychology- Apr2008, Vol. 78 Issue 1, p93−103, 1 lp
  390. Rodarte-Luna, В.- Sherry, A. Sex differences in the relation between statistics anxiety and cognitive/learning strategies. Contemporary Educational Psychology- Apr2008, Vol. 33 Issue 2, p327−344
  391. Schulz, S. M., Alpers, G. W., Hofmann, S. G. Negative self-focused cognitions mediate the effect of trait social anxiety on state anxiety. Behaviour Research & Therapy- Apr2008, Vol. 46 Issue 4, p438−449,
  392. Spokas, M. E., Rodebaugh, T. L., Heimberg, R. G. Cognitive biases in social phobia // Psychiatry, article in press.
  393. Thorpe, S. J., Brosnan, M. J. Does computer anxiety reach levels which conform to DSM-IV criteria for specific phobia? // Computers in Human Behavior. Volume 23, Issue 3, May 2007, p. 1258−1272.
Заполнить форму текущей работой