Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стадия решения проблемы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При проявлении эмоций уместно проявление поддержки и эмпатии, стимулирующее их выражение. («По-видимому, тогда это вас очень расстроило» или «Это решение, по-видимому, было очень трудным для вас»). Такие высказывания сообщают клиенту, что в отличие от большинства людей, вы способны говорить об их чувствах. Убедитесь, что вы проявляете именно эмпатию, а не симпатию. «Я вижу, как вам трудно… Читать ещё >

Стадия решения проблемы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель стадии — формулирование гипотез относительно природы проблем клиента и их проверка посредством сбора дополнительной информации и применения адекватных техник.

На этом этапе психолог дает первую щадящую, лояльную обратную связь, чтобы она окрыляла клиента. Главное — ПРИНЯТИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТОМ. Для этого нужно:

  • • четкое формулирование проблемы (об «этом же», но другими словами);
  • • внушение клиенту уверенности в том, что он может ее решить;
  • • стимулирование желания клиента работать над решением проблемы.

В ходе консультирования важно помочь клиенту решить его проблему не на уровне здравого смысла и житейского опыта, а на основании знаний общих закономерностей общения, строения психики, психологических основ современной жизни.

Если психолог получает необходимую информацию, то он сохраняет минимум контроля. Если же рассказ клиента малосодержателен, то стоит занять более активную позицию. Не бойтесь проявлять контроль. Клиент нормально реагируют, когда его вежливо прерывают. Порой клиент скатывается на малозначимые темы, или слишком подробно излагает несущественные детали. Хотя иногда такие малозначимые темы могут вывести на значимые области, однако чаще они лишь съедают весьма ограниченное время первой встречи.

Контроль за ходом беседы — это проявление ответственности консультанта. Только лишь слушания, даже самого чуткого, в большинстве ситуаций недостаточно. Проявление активности в ограничении содержания речи клиента и удержание фокуса на определённых жалобах, темах, ситуациях позволяет консультанту формулировать и проверять начальные гипотезы относительно клиента и его проблем, тем самым с максимальной пользой использовать потенциальную возможность их решения.

Когда вы придерживаетесь определённой линии исследования и появляется важная, но не связанная с ней информация, отметьте её про себя и убедитесь, что вы закончили текущую тему, прежде чем перейти к новой теме. Перейти к новой теме можно, например, следующим образом: «Когда вы говорили о ваших чувствах к мужу; вы упомянули о смерти вашей матери и это, как мне показалось, очень важно для вас. Не могли бы вы больше рассказать об этом». Перед тем как увлечься новой темой, важно закончить предыдущую линию исследования. Увлечение новой темой является часто встречаемой ошибкой, которая приводит к спутанному и поверхностному пониманию проблем клиента.

В ситуации резкого перехода клиентом к изложению новой темы прямое проявление контроля со стороны консультанта может выглядеть, например, следующим образом: «Я понял, что это важно для вас, но не могли бы мы вернуться к тому, что вы сказали ранее о ваших проблемах на работе и рассказать о них?».

Представляйте новые темы клиенту, чтобы он понимал, куда движется беседа {"Вы упомянули о ссорах с матерью. Поэтому я бы хотел сейчас обратиться к обсуждению вашей семьи и тех проблем, которые связаны с ней. Вероятно, мы бы могли начать с вашей матери — не могли бы вы больше рассказать мне о ней?"). Изучайте вместе с клиентом каждую тему: начинайте с открытых вопросов, далее в случае необходимости используйте прояснение, отражение чувств, конфронтацию, интерпретацию и другие техники. Использование техник на первой сессии носят характер пробного вмешательства. То, как клиент реагирует на пробные вмешательства консультанта, говорит нам о степени готовности использовать терапевтический потенциал консультирования, то есть тех средств, которые может предложить ему консультант. Откликаемость клиента на пробные вмешательства отражает уровень открытости-закрытости, способность входить в контакт со своими чувствами, умение использовать иную точку зрения для понимания своих проблем, и тому подобные важные факторы при оценки уместности того или иного вида консультирования.

Работа с разными вариантами решения данной проблемы подразумевает творческий характер подхода к данной задаче, поиск альтернатив во избежание ригидности и выбор среди этих альтернатив. Данный этап может включать длительное исследование личностной диспозиции. Всегда следует прояснять диагностические и психологические «ярлыки». Например, если клиент упоминает о депрессии, консультант может сказать: «Вы сказали, что были в депрессии. Не могли бы вы своими собственнъьми словами сказать, что именно вы чувствовали?».

При проявлении эмоций уместно проявление поддержки и эмпатии, стимулирующее их выражение. («По-видимому, тогда это вас очень расстроило» или «Это решение, по-видимому, было очень трудным для вас»). Такие высказывания сообщают клиенту, что в отличие от большинства людей, вы способны говорить об их чувствах. Убедитесь, что вы проявляете именно эмпатию, а не симпатию. «Я вижу, как вам трудно говорить об этом» — это эмпатия. А «О боже, как же вам не повезло» или «Не знаю как бы я сам справился в этой ситуации» — это симпатия. Проблема с симпатией в том, что она выражает снисходительную позицию консультанта и предполагает смиренную роль клиента. Симпатия часто воспринимается клиентом как проявление жалости. Поэтому, если клиент упоминает о жалости, следует понять, не скатились ли вы с эмпатии на симпатию. Эмпатия — это проявление участия одного человеческого существа другому и признание его чувств, а не просто автоматическая реакция симпатии и сожаления. Если же говорить на языке терапевтических интервенций, то для выражения эмоций лучше всего подходят такие техники, как отражение чувств («В вашем голосе слышится разочарование. Вы чувствовали, что преодолели все эти проблемы, и вдруг появляется чувство вины и замешательства»), обратная связь («У вас на глазах появились слёзы, по-видимому, это очень печалит вас») и вопросы («Не могли бы вы больше сказать о том, что вас злит?»).

Умелое определение проблемы поможет избежать бесцельного разговора, задаёт направление беседы. Необходимо чётко уяснить позитивные возможности клиента. На этом этапе осуществляется работа с символами клиента, выздоровление и ощущение способности к самостоятельному решению проблемы. Можно полгода работать по теме «Нервничаю на работе», а затем выясняется, что у клиента сильная проблема в семье. Если сразу засучить рукава и лезть в главную проблему, то клиент убежит: ему противно смотреть на свою проблему. Клиент будет неоднократно «соскальзывать» с главной темы, нужно ее «выколупывать» до тех пор, пока у него не появятся слезы, адекватные его рассказу.

Технические рекомендации:

  • • Используйте прямое проявление контроля.
  • • Представляйте каждую новую тему.
  • • Начинайте каждую тему с открытых вопросов.
  • • Используйте закрытые вопросы в конце темы.
  • • Суммируйте, если потеряно направление.
  • • Обращайте внимание на новую информацию.
  • • Избегайте жаргона и проясняйте слова и фразы, которые могут иметь один смысл для психолога и другой для клиента.
  • • Для выражения гипотез используйте интерпретацию.
  • • Если существуют противоречия, используйте конфронтацию.
  • • Для стимуляции выражения эмоций используйте отражение чувств и обратную связь.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой