Особенности профессиональной самореализации школьного психолога
S Динамическое согласование личностно-профессиональной позиции психолога и ожиданий школы от его деятельности, названное нами профессиональной релевантностью, является решающим фактором самореализации. Разработанная в исследовании методика позволяет определить степень профессиональной самореализации школьного психолога по критерию «релевантность — иррелевантность». S Изучение социальных ожиданий… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы самореализации
- 1. Проблема самореализации в отечественных и зарубежных исследованиях
- 1. 1. Понятие «самореализация»
- 1. 2. Базовое образование для развития самореализации
- 1. 3. Различия в подходах к изучению самореализации в зарубежных и отечественных исследований
- 1. 4. Профессиональная самореализация
- 2. Внешние и внутренние условия профессиональной самореализации. стр
- 2. 1. Профессионализм и профессиональная компетентность
- 2. 2. Уровни и стадии становления профессионала Индивидуально-личностные особенности специалиста
2.3. Отношение специалиста к ситуации успеха — неуспеха в профессиональной деятельности. Удовлетворенность трудом как условие самореализации. 2.3. Роль внутреннего противоречия в самореализации. Понятие профессиональной релевантности.
Глава 2. Профессиональная релевантность школьного психолога
1. Особенности работы школьного психолога, определяющие его самореализацию и профессиональную релевантность.стр.
2. Внешние составляющие профессиональной релевантности школьного психолога. стр.
2.1. Социальные ожидания и представления о профессии психолога.
2.2. Этические нормы в работе психолога.
2.3. Уровень профессиональной подготовки специалистов-психологов. Операционально-организационные умения и навыки психолога.
2.4. Развитие взаимоотношений школьного психолога с педагогами.
3. Внутренние составляющие профессиональной релевантности школьного психолога. стр.
3.1. Индивидуально-типологические особенности школьного психолога.
3.2. Профессионально-личностная позиция школьного психолога.
Глава 3. Эмпирическое исследование факторов профессиональной релевантности школьного психолога.
1. Цели, задачи, методы исследования .стр.
2. Результаты пилотажного исследования.стр.
2.1. Изучение эмоционального отношения школьного психолога к деятельности.
2.2. Выявление основных проблем в профессиональной деятельности школьного психолога.
2.3. Определение перечня наиболее важных профессиональных умений, видов и способов работы школьного психолога.
2.4. Выявление ожиданий школы от деятельности психолога.
3. Подготовка и проведение основного исследования, стр.
3.1. Подготовка методики исследования профессиональной релевантности и ее обоснование.
3.2. Описание процедуры исследования.
3.3. Описание эмпирической базы основного исследования.
3.4. Процедура обработки результатов, полученных при использовании методики профессиональной релевантности.
4. Результаты основного исследования.стр.
4.1. Результаты по общей выборке исследуемых.
4.2 Результаты по выборке исследуемых, с учетом фактора образования (базовое психологическое и базовое педагогическое с переподготовкой по психологии).
4.3 Результаты по выборке исследуемых с учетом их распределения по стажу профессиональной деятельности.
4.4 Результаты по выборке исследуемых с учетом особенностей темперамента.
Выводы
- 1. Проблема самореализации в отечественных и зарубежных исследованиях
Список литературы
- Абрамова С.Г. Введение в практическую психологию. Брест, 1993
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991
- Абульханова Славская К. А. Психология и сознание личности. М. Воронеж, 1999
- Акмеология: методология: методы и технологии. Материалы научной сессии, посвященной 75-летию чл. кор. РАО Кузьминой Н. В., М., 1998
- Аминов Н.А., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов. // Психологический журнал, 1992, № 5
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.1969
- Андреева Г. Н. Социальная психология. М., 1980
- Анохин П.К. 1974 Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1969
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986 Ю. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 198 611. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997
- Бодалев А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. 1993. № 5
- Бодал ев А. А. Вершина в развитии взрослого человека, М. Д998
- Божович Е.Д. Психологическая служба в структуре педагогического процесса//Вопросы психологии № 2 1986
- Божович Е.Д. Психологические принципы подготовки школьных психологов // Советская педагогика. 1991. № 8
- Большой энциклопедический словарь. Под ред. Прохорова A.M., М,-СПб., 1997
- Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности. В кн. «Психология формирования и развития личности» Под ред. Анциферовой ЛИ., М., 1981
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991
- Бороздина JI.B., Видинска Л., Притязания и самооценка // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1986. № 3 с 21−30
- БурмистроваЕ.В. Проектирование профессиональной позиции психолога в образовании. Автореф.канд.психол.наук, М., 1999
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984
- Вачков И. Уровни самоопределения школьного психолога., газета Школьный психолог, 2000, № 16, с. 8−9
- Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Жукова Ю. М. и др. М., 1996
- Верняева Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога. Автореф.канд.психол.наук, СПб., 1998
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976
- Гамезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999
- Гильбух Ю.З. Учитель и психологическая служба школы. Киев, 1993
- Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970
- Головаха Е.И. Психологический возраст личности //Психологический журнал, 1983 № 3
- Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективности профессиональной деятельности. М., 1996
- Деркач А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993
- Деркач А.А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности М., 1995
- Джемс У. Воля к вере, М., 1997 Щ 35. Донцов А. И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представлениястудентов-психологов.// Вопросы психологии № 2 1999
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987
- Идинов И. А. Самореализация личности в непроизводственной сфере общества. Автореф. Канд. дис. Фрунзе, 1990
- ИзардК. Эмоции человека. М., 1980
- Исханов Р.Ф. Социальные ожидания как фактор профессиональной дезадаптации педагогов общеобразовательных школ.
- Автореф.канд.психол.наук, Самара, 1999
- Кала У.В., Раудик В. В. Психологическая служба в школе. М., 1986
- Катвель Т.О. О социально-психологических проблемах удовлетворенности трудом. Таллин, 1974
- Карнозова JI.M. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации. Автор.дисс.канд. психол. наук, М., 1991
- Кашенов М.М. О некоторых проблемах социальной адаптации школьного психолога в педагогическом коллективе // Психологические аспекты гуманизации педагогического процесса: Сб. науч. трудов., Ярославль, 1991
- Китаев-Смык JI. А. Психология стресса. М., 1983
- Климов Е. А. Психология профессионала. М- Воронеж, Изд-во ИПП, 1996
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Мн., 1976
- Кон И.С. В поисках себя. М., 1984
- Коновалова И.В. Портрет школьного психолога. Сборник Юго-Западного окружного управления образования. № 9,1998, стр.30−33
- Коновалова И.В. Взаимоотношения школьного психолога и администрации. Сборник Юго-Западного окружного управления образования. № 23, М., 2000. Стр.56−61
- Коновалова И.В. О понятии «профессиональная релевантность школьного психолога»./ ж. Прикладная психология. М., 2000, № 4, стр. 4551
- Коновалова И.В. Особенности профессиональной адаптации молодых специалистов в образовании./ ж. Психолог в школе. Обнинск, 2000, № 1−2, стр.10−15
- Коростылева JI.A. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // в сборнике Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997
- Красило А.И., Новгородцев А. П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. Москва Воронеж, 1995
- Кроник А. А. Психологические основания типологии индивидуальных стилей жизни. Стиль жизни личности. Киев, 1982
- Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления личности // Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. М., 1985
- Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий развития учителя Автореф канд.психол наук М., 1997
- Кулюткин Ю.Н. Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды. СПб., 1996
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М., 1990
- Кэлвин С. Холл и др., Теории личности. М., 1997
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. С-Пб., 1996
- Ласыгин А. А. Оптимизация личностно-профессионального развития практического психолога. Автор.канд.психол.наук, М., 1999
- Леви Т.С. Психолог и педагогический коллектив. М., «Голос», 1995
- Леонтьев Д.А. Самореализация и и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М, 1997
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984
- Маркова А.К. Сотрудничество учителя и школьного психолога // Педагогика, № 6, 1994
- Маркова А.К. Психология профессионала. М. 1996
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986
- Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. М., 1964
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994
- Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд.// Психологический журнал. 1996, № 1
- Мясшцев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960
- Небылицын в.Д. Основные свойства нервной системы человека, М, ^ 1966
- Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 1984
- Немов Р.С. Психология. В 3- томах, М., 1990
- Оборина Д.В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов.// Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1994, № 2 83.0вчароваР.В. Справочная книга школьного психолога. М., изд-во «Просвещение», 1996
- Орлов А.Б., Радзиховский JI.A. Психолог и учитель: перестройка взаимоотношений // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М., 1987
- Основы общей и прикладной акмеологии. Под ред. А. А. Деркача и др., М&bdquo- 1994
- Организация взаимодействия школьного психолога с педагогическим коллективом. Выпуск 2, Под ред. М. И. Лукьяновой, Ульяновск, 1997
- Т 87. Пантелеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993
- Педагогический словарь. Под ред. Капрова И. А., М., 1960
- Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. 1991. № 1
- Плугина М.И. Влияние деятельности практического психолога на гумманизацию отношений. Автореф.канд.психол.наук, Ставрополь, 1997
- Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя. Автореф.докт.психол.наук, М., 1999
- Практическая психология образования: Материалы первого съезда практических психологов образования России. М.7 1994
- Прихожан A.M. Школьный психолог и психолог консультант: общее и различное // Научно- практические проблемы школьной психологической службы. М., 1987
- Проблемы практической психологии и пути их решения социально-психологическими службами., Новомосковск, 1998
- Пряжников Н.С. Право на нравственность. Этические проблемы практической психологии,// Психологическая наука и образование. № 1, 1999
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Москва-Воронеж, 1997
- Пряжников И. С. Пряжникова Е.С. Принципы организации школьной психологической службы //Вопросы психологии,.№ 2,1994
- Психологические исследования проблемы формирования профессионала. Под ред. Бодрова В. А. М., 1991
- Психологические исследования проблемы формирования профессионала. Под ред. ГуревичаК.М. М., 1974
- Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова, М., 1982
- Психология Личности. Хрестоматия, сост. Куликова Л. В., С.Пб., 2000
- Психологическая служба районного отдела образования (из опыта работы), Пермь, 1994
- Психологическая служба в школе. Под ред. Э. М. Верник и др., Таллин, 1983, т 1,2
- Психология и этика: опыт построения дискуссии., под ред. Б. С. Братуся, М., 1999
- Ю5.Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной, М., 1995
- Юб.Рамек В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности. Автореф канд психол наук., Ростов на Дону, 1997
- Ю7.Реан А. А. Психологическая служба школы. Принципы деятельности и работа с трудными, СПб, 1993
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994
- Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М., 1997
- Романова Е.С., Суворова А. Г. Психологические основыпрофессиографии. М., 1 990 111, Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис, функционирование, диагностика. Мытищи., 1996 И 2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения / по ред. ЯдоваВ.А., Л., Наука, 1979
- Самоукина Н. Практический психолог в школе., М., 1997
- Селье Г. Стресс без дистресса. М., Прогресс, 1982
- Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре значимых качеств школьных психологов Автореф.канд.психол.наук, Иркутск, 1996
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии., С.Пб., 2000
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателей. М., 1994
- Сизова И.Г. Личность и профессиональная деятельность психолога. Социальные представления у различных профессиональных групп. Автор.канд. психол. наук, Тверь, 1999
- Силенюк М.М. Развитие базовых психологических механизмов профессионального взаимодействия психолога-практика как условие профессионализации. Автор.канд. психол. наук, Краснодар, 1999
- Словарь русского языка. Сост. Ожегов С. И., М., 1953
- СтолинВ.В. Самосознание личности. М., МГУ, 1983
- Теплов Б.М. Избранные труды., М., 1985, т 1,2
- ТетенькинБ.С. Психологическая служба школы. Киров, 1991
- Силенюк ММ. Развитие базовых психологических механизмов профессионального взаимодействия психолога-практика как условие профессионализации. Автор.канд. психол. наук, Краснодар, 1999
- Словарь русского языка. Сост. Ожегов С. И., М., 1953
- СтолинВ.В. Самосознание личности. М., МГУ, 1983
- Теплов Б.М. Избранные труды., М., 1985, т 1,2
- Тетенькин Б.С. Психологическая служба школы. Киров, 1991
- Теоретические и прикладные аспекты становления психологической службы. // Материалы Всероссийской научно практической конференции, Бийск, 1997
- Цукерман Г. А. Какая теория нужна школьной психологии? // Вопросы психологии № 1, 1993
- Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации внутренних конфликтов. // Психологический журнал. 1992, № 1
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990
- Франк C.JI. Реальность и человек. М., 1997
- Хеккаузен X Мотивация и деятельность. Под ред. Величковского, В 2-х т. М., 1986
- Хорни К. Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности. М., 1993
- Хрестоматия по философии. Сост. Алексеев В. П., Панин А. В., М., 1998
- Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии, М., 1977 136.1Дадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982
- Швальбе X., Швальбе Б., Личность, карьера, успех, М., 1993
- Школьная психологическая служба: достижения и перспективы. Ульяновск, 1998
- Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии, М., 1979
- Якиманская И.С. Особенности психологического консультирования в работе со школьными учителями, С-Пб., 1997
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации, М., 1969
- Я работаю психологом. Под ред. И. В. Дубровиной, М., 1999
- Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. М., 1998
- Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии, в 2-х томах, СПб., 1996
- Kohlberg L. Revisions in the theory and practice of moral development. New Directions for Child Development, 2. 1978