Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические элементы структурного аттрактора болезни у детей школьного возраста: по результатам мониторинга психического и психосоматического здоровья школьников Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ряде работ, посвященных изучению психосоматических соотношений подчеркивается особая роль в развитии психосоматических расстройств базовых, формирующихся в детском возрасте психофизиологических структур реагирования, которые могут стать в дальнейшем основой формирования многоуровневых функциональных патологических систем, так называемых «структурных аттракторов болезни» (САБ) (Ананьев В. А… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние здоровья в свете современных научных представлений об этиопатогенезе болезней адаптации
    • 1. Концепции этиопатогенеза болезней адаптации
    • 2. Стресс, адаптация и нарушения здоровья у школьников
    • 3. Распространённость и проявления болезней адаптации у детей
  • Глава 2. Методологические основы исследования. Характеристика обследованных групп, методики и методы исследования
    • 1. Методологические аспекты эмпирического исследования психосоматических взаимоотношений в процессе адаптации
    • 2. Социально-демографические, половозрастные характеристики обi следованных детей и подростков
    • 3. Характеристика методов исследования и используемых методик
  • Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
    • 1. Сравнительный анализ психосоматических характеристик детей из разных регионов проживания
    • 2. Заболеваемость среди школьников
    • 3. Исследование био-генетической предрасположенности к развитию психосоматических расстройств у школьников
    • 4. Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста
    • 5. Индивидуально-психологические особенности часто болеющих и хронически больных детей подросткового возраста
    • 6. Индивидуально — психологические особенности больных детей с различными нозологическими формами
    • 7. Систематизация социально-психологических признаков определяющих динамику формирования структурного аттрактора болезни у школьников
  • Глава 4. Разработка рекомендации по ранней психологической диагностике и профилактике нарушений здоровья у школьников ]

Психологические элементы структурного аттрактора болезни у детей школьного возраста: по результатам мониторинга психического и психосоматического здоровья школьников Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Социально-экономические преобразования в России за последние 10−15 лет, как показывают многочисленные исследования, сопровождаются непрерывным ухудшением основных показателей здоровья населения. (Смирнов Н.К., 1998; Громов М. Ю., 1999; Казин Э. М. с соавт., 2000; Кулеев И. С., 2001; Волошин В. М. с соавт, 2002; Шевченко Ю, 2003; Ананьев В. А., 2004; Несте-ренко О.Б., 2005 и др.). Текущие изменения социальной формации затрагивают практически все сферы жизнедеятельности человека, а из-за новизны и растянутости реформ во времени, наличия латентного периода и эффекта последействия, возникает трудность идентификации реальной силы деструктивного воздействия подобных трансформаций на конкретного человека. По данным Минздрава РФ за последние годы в стране значительно выросли показатели заболеваемости непсихотическими психическими расстройствами, к числу которых относятся невротические расстройства, реактивные состояния и психосоматические заболевания. Особенно тревожно обстоят дела в детском здравоохранении: практически здоровыми могут быть признаны лишь 9−10% школьников. Причем, как показали последние скрининговые обследования, отклонения в состоянии здоровья у детей к окончанию школы увеличиваются в 3,7 раза (Ананьев В.А., Горская Е. А., 2005).

Современные научные подходы к профилактике заболеваний основаны на биопсихосоциалыюй модели болезни, в соответствие с которой развитие заболевания обусловлено сочетанным действием разнородных факторов: биологических, психологических, социальных (в том числе и неизвестных) вредностей, перенесенных индивидуумом (G.L. Engel, 1977, Губачев Ю. М., Стаб-ровский Е.М., 1981, Lipovski Z.J., 1984, Th. Uexkull, 1990, Ананьев В. А., 1998, Урванцев Л. П., 1998, Исаев Д. Н., 2002, Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С., 2002, М. Перре, У. Бауманн, 2002 и др.).

В ряде работ, посвященных изучению психосоматических соотношений подчеркивается особая роль в развитии психосоматических расстройств базовых, формирующихся в детском возрасте психофизиологических структур реагирования, которые могут стать в дальнейшем основой формирования многоуровневых функциональных патологических систем, так называемых «структурных аттракторов болезни» (САБ) (Ананьев В.А., Симаненков В. И., 1998). Составляющими структурного аттрактора болезни как функциональной системы реагирования на средовые воздействия, являются биологический, психологический и социальный компоненты. В последнее время в ряде научных работ была предпринята попытка анализа и изучения отклонений здоровья донозоло-гического уровня, так называемого «общего девиантного синдрома адаптации». (Ананьев В.А., Захаров С. Я.). Вместе с тем, мало изучен характер взаимодействия патогенных факторов с индивидуально-психологическими и конституциональными особенностями организма в процессе адаптации к условиям жизни и деятельности, а также процессы, способные приводить к определённым формам заболеваний. Также в большинстве научных исследований остается мало освещенным вопрос «перехода» ребенка от здоровья к болезни. И хотя термин «часто болеющий ребенок» широко употребляется в психологической литературе, недостаточно эмпирических данных для научного отнесения таких детей к группе риска по возникновению психосоматических расстройств.

Актуальной научной задачей, имеющей важное практической значение является, таким образом, исследование и анализ психологических факторов, детерминирующих состояние здоровья школьников, а также вклада иидивиду-альпо-психологических особенностей детей и подростков в формирование патологической психосоматической функциональной системы.

Цель настоящего исследования — определить психологические элементы структурного аттрактора болезни у школьников в связи с задачами профилактики психического и психосоматического здоровья.

Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Обоснование и разработка этапов исследования психического и психосоматического здоровья школьников;

2. Сравнительный анализ индивидуально-психологических характеристик школьников с разным уровнем здоровья;

3. Сравнительный анализ индивидуально-психологических характеристик школьников, проживающих в разных макросоциальных условиях;

4. Изучение возрастной динамики индивидуально-психологических характеристик здоровых и больных школьников;

5. Изучение индивидуально — психологических особенностей больных детей с различными нозологическими формами;

6. Систематизация социально-психологических факторов, участвующих в формировании психологического компонента САБ у детей;

7. Разработка практических рекомендаций по ранней диагностике и профилактике психосоматических и нервно-психических расстройств у школьников.

Предметом исследования являются нарушения в эмоционально-поведенческой сфере у детей школьного возраста, а именно: тревожность, агрессивность, алекситимия, психопатологическая симптоматика, конфликтность, а также анамнестические характеристики, уровень соматизации школьников.

Объектом исследования были: дети, обучающиеся в общеобразовательных школах различных регионов РФ (г. Санкт-Петербург, г. Москва, г. Псков, г. Рига, г. Хабаровск, г. Чебоксары) в количестве 597 человек (179 детей младшего школьного возраста, 175 ребенка младшего подросткового возраста и 243 ребенка старшего подросткового возраста), а также 200 родителей обследованных детей.

В качестве теоретико-методологической основы настоящего исследования приняты: разработанные в отечественной и зарубежной психологии концепции педагогической психологии и психологии развития детей (Божович Л. И. Выготский J1.C., Эльконин Д. Б., Erikson Е.Н., Piaget, J.), медицинской и клинической психологии (Карвасарский Б.Д., Мясищев В.Н.)., теории общего адаптационного синдрома (Г. Селье), саногенетические концепции профилактической медицины (Ананьев В.А., Алехин А. Н., Петленко В. П., Никифоров Г. С.), комплексный подход к изучению человека (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, B.C. Мерлин) — биопсихосоциальная модель болезни и психосоматический подход в современной медицине и психологиисистемно-теоретический подход (Ehrenfels, Gunthern, Von Bertalanffy, теория функциональных систем П. К. Анохинатеория адаптации и компенсации А.И. Всложи-на и IO.K. Субботина, онтогенетическая концепция структурного аттрактора i болезни В.А. Ананьева).

Рабочей гипотезой исследования явилось следующее положение: эмоционально-поведенческие нарушения являются элементами структурного аттрактора болезни и могут выступать в качестве психоирофилактических «мишеней».

Научная новизна исследовании:

Исследована возрастная динамика структурного аттрактора болезни (САБ) у детей и подростков с различным уровнем соматизации. Описаны особенности раннего формирования САБ на биогенетическом, психологическом и макросо-циальном уровнях.

Выявлены и описаны основные типы эмоционального реагирования у часто болеющих и хронически больных детей.

Доказано, что на ранней стадии формирования, психологические элементы САБ не являются специфичными для той или иной нозологической формы, что обусловливает важность общих психопрофилактических мероприятий.

Научно обоснован и разработан диагностический алгоритм, позволяющий выявлять признаки раннего формирования САБ у детей на донозологическом уровне, а также прогнозировать степень хронизации болезни и определять психологические мишени для психокоррекционной работы.

Доказана возможность выявления ранних признаков формирования САБ на донозологическом уровне у детей, что позволяет снизить уровень заболеваемости детей и подростков с помощью психопрофилактических методов. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении концептуальных представлений об этиологии и патогенезе психосоматических заболеваний, как болезней адаптации и в дальнейшей разработке концептуальных представлений о структурном аттракторе болезни, как основном детерминирующем факторе заболевания, и формирующемся в онтогенезе его психологическом компоненте.

Практическая значимость исследования определяется обоснованием методических подходов к комплексной оценке функционального состояния здоровья школьников, ранней диагностике нарушений адаптации, содержанию и направлениям психологической работы в системе профилактических мероприятий.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием адекватных теоретико-методологическим основаниям методик исследования, репрезентативностью обследованных выборок учащихся, использованием адекватных процедур статического анализа данных. Положения выносимые на защиту:

1.Формирование структурного аттрактора болезни в детском и подростковом возрасте вариабельно. Вариабельность определяется на био-генетическом и психологическом уровнях, и в большей степени обусловлено возрастными параметрами и степенью соматизации, нежели нозологическими формами;

2.Существуют психологические признаки, которые являются индикаторами раннего формирования структурного аттрактора болезни у школьников па донозологическом уровне, выявление и коррекция которых позволяет снизить уровень заболеваемости детей и подростков;

3.Характер эмоционального реагирования часто болеющих детей определяет степень риска хронизации психосоматического заболевания;

4.Донозологический уровень психосоматической патологии характеризуется признаками эмоционально-поведенческих нарушений, психологически проявляющимися в двух типах эмоционального реагирования: астеническом и сте-ническом.

5.0бщим признаком нарушений адаптации школьников является тревога, которая на этапе формирования донозологических нарушений здоровья является важнейшим психологическим элементом структурного аттрактора болезни. 6. Психосоматическое здоровье матери, а также качество эмоционального контакта матери и ребенка в перенаталыюм периоде выступают в качестве онтогенетических предпосылок формирования психологических элементов структурного аттрактора болезни у ребенка. Апробация и внедрение результатов:

Полученные в исследовании данные обсуждались на 1-ой Международной научно-практической конференции «Профилактика потребления психоактивных веществ» в 2002 г., на межрегиональной научно-практической конференции «Психическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков» в 2002, на научно-практической конференции «Ананьевские чтения» в 2004 г. Результаты диссертационного исследования неоднократно докладывались на аспирантских семинарах кафедры клинической психологии психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена в 2003 — 2004 г. г. Материалы исследования вошли в научные проекты кафедры клинической психологии, выполняемые по гранту Минобразования РФ в 2003;2004 г. г. в рамках научной программы «Федерально-региональная политика в науке и образовании».

Материалы диссертации отражены в 7 публикациях по теме исследования общим объемом 2 печатных листа.

Результаты исследования семейной сферы с помощью опросника FES показали более высокие уровни конфликтности и экспрессивности (р<0,05) у детей мегаполисов. В семьях же малых городов сохраняются больше традиционные патриархальные отношения.

Заключение

.

Анализ теоретических и экспериментальных исследований по проблеме психосоматических расстройств в детском и подростковом возрасте, показал, что в патогенезе психосоматического расстройства важную роль играют базовые, формирующиеся в детском возрасте психофизиологические структуры эмоционального реагирования, которые могут стать в дальнейшем базовым компонентом в формировании многоуровневых функциональных патологических систем — «структурных аттракторов болезни». В настоящее время проблема психосоматических расстройств изучается с точки зрения современных концепций психосоматических и соматопсихических взаимоотношений. Практически во всех концепциях признается мультифакторная природа психосоматических заболеваний, что делает необходимым изучение и учет достаточно большого количества показателей, характеризующих разносторонность этих взаимосвязей.

При этом, вне рамок рассмотрения остаются вопросы связанные с системным анализом причин возникновения нарушений процессов адаптации у детей и подростков на донозологическом уровне, которые складываются в патологическую, психосоматическую, функциональную многоуровневую систему с различными составляющими: физиологическими, психологическими, патопсихологическими и социальными.

Эти результаты послужили основой для формирования рабочих гипотез нашего исследования, которые заключались в следующем:

1) эмоционально-поведенческие нарушения являются элементами патологической психосоматической функциональной системы — структурного аттрактора болезни, и могут выступать в качестве психопрофилактических «мишеней».

2) существуют психологические признаки, которые являются индикаторами раннего формирования структурного аттрактора болезни у детей на донозологическом уровне.

Исследование включало следующие этапы:

1. Разработка методического инструментария, организация и осуществление пилотажного исследования уровня психосоматического здоровья детей школьного возраста;

2. Коррекция методического инструментария по результатам пилотажного исследования;

3. Проведение мониторинга психического и психосоматического здоровья школьников различных регионов РФ;

4. Описание и обсуждение результатов.

Исследование многоуровневой функциональной патологической системы проводилось в двух диагностических плоскостях: био-генетической (определение уровня физического развития подростков на основании антропометрических данных, определение группы здоровья, оценка тяжести имеющегося заболевания) и психологической (исследование личностных характеристик, таких как тревожность, агрессивность, уровень алекситимии, а также выявление признаков эмоционально-поведенческих нарушений) и предполагало:

• Анализ психологических и соматических проявлений нарушения здоровья школьников РФ;

• Изучение возрастной динамики индивидуально-психологических характеристик здоровых и больных школьников и анализ их значения при нарушениях здоровья;

• Сравнительный анализ индивидуально-психологических характеристик в изучаемых группах школьников («часто болеющие», здоровые и больные);

• Изучение индивидуально — психологических особенностей больных детей с различными нозологическими формами;

• Систематизация социально-психологических факторов, участвующих в формировании психологического компонента САБ у детей.

В исследовании приняли участие дети, обучающиеся в общеобразовательных школах Санкт-Петербурга, Москвы, г. Пскова, г. Калуги, г. Хабаровска, г. Чебоксары. Всего было обследовано 597 школьников, а также 200 родителей.

В результате проведённых исследований было установлено, что наиболее распространенной патологией среди обследованных детей младшего школьного возраста являются заболевания системы пищеварения и аллергические заболевания. Наиболее распространенной патологией среди обследованных детей младшего подросткового возраста являются офтальмологические заболевания и заболевания системы пищеварения. На первом месте среди наиболее распространенных заболеваний у старших подростков стоят нарушения зрения, далее следуют нарушения системы пищеварения. Данные свидетельствуют об увеличении количества часто болеющих детей с возрастом от 17,8% в младшем школьном возрасте до 20,9% в старшем подростковом. Также можно говорить о тенденции к увеличению с возрастом числа детей, страдающих хроническими заболеваниями зрительной и желудочно-кишечной системы. В результате проведённых исследований было установлено, что такие заболевания как гастрит и ревматоидный артрит чаще встречаются у школьников, живущих в мегаполисах (Санкт-Петербург и Москва), по сравнению с детьми, живущими в малых городах и области. В ходе исследования были обнаружены следующие специфические психологические особенности, характерные для детей — жителей центральных городов: повышенный уровень семейной конфликтности и экспрессивности, агрессивности, как компонента в структуре темпераментаболее выражена обсесивно-компульсивная и психотическая симптоматикаотмечается высокий уровень выраженности депрессивной симптоматики, высокие значения по шкалам «реактивное поведения» и «агрессивное поведение».

Школьники из малых городов и сельской местности обнаруживают более (высокий уровень алекситимии по сравнению с жителями мегаполисов, что может объясняться скудностью словарного запаса, слабой рефлексией своих состояний, традиционной сдержанностью в демонстрации своих недомоганий лиц живущих в малых городах.

Экспериментальный материал, полученный нами с использованием многомерной статистики, позволил обнаружить первичные признаки отклонения в адаптации у школьников, участвующие в развитии соматической патологии, а также выделить группу часто болеющих детей, находящихся на донозологическом уровне и обнаруживающих индивидуально-психологические характеристики, отличающие их от здоровых и хронически больных детей. Анализ полученных данных позволяет констатировать, что в подростковом возрасте формирование структурного аттрактора болезни вариабельно и зависит как от характера и уровня соматизации, так и от возрастного развития ребенка. Так, обнаружено, что в младшем подростковом возрасте выявленные отклонения в адаптации на донозологическом уровне группируются в два сочетающихся симптомоком-плекса, характерных для часто болеющих детей: астено-невротический (нарушения аттентивно-мнестических процессов, тревожность, утомляемость, сниженное настроение, интернальность нарушений) и симптомокомплекс аффективно-поведенческих нарушений (агрессивность, трудности социальной адаптации, нарушения внимания, делинквентное поведение). С возрастом совокупность наблюдаемых патопсихологических проявлений становится более дифференцированной, а удельный вклад каждого включенного признака возрастает: часто болеющие старшие подростки демонстрируют стенический радикал реагирования (признаки гиперактивности, проблем социализации, делинквент-ного поведения, агрессивности), а хронически больные — астенический (признаки самоизоляции, тревоги, депрессии, соматизации).

Обнаруженные нарушения в группе часто болеющих детей младшего школьного возраста можно объединить в «эмоционально-поведенческий» паттерн реагирования, при котором симптоматика проявляется как в виде сниженного па-строения, повышенной тревожности, вегетативных реакциях, жалобах на нарушения сна, аппетита и беспричинные боли, так и в неадекватных поведенческих реакциях, повышенной импульсивности, формировании навязчивостей. Описанные нарушения при наличии выраженной клинической симптоматики и субъективных переживаний можно отнести к пограничным психическим расстройствам.

Изучение возрастной динамики индивидуально-психологических характеристик здоровых и больных школьников показал, что к старшему подростковому возрасту показатель личностной тревожности становится индикаторным признаком степени психосоматизации ребенка, так как достоверно различается во всех трех группах здоровья, причем самая высокая выраженность тревожности обнаруживается у хронически больных детей. Такой результат может как от-i ражать возрастные особенности формирования рефлексии, так и говорить о более зрелых механизмах антиципации, прогностических функциях у этой группы подростков. В данном возрасте усиливается дефицит информации в прогнозировании своего социального и психологического роста в связи с наличием очерченного, верифицированного заболевания, возможно ограничивающего ближайшую зону развития ребенка.

Изучение алекситимических черт, показало, что часто болеющие дети не зависимо от возраста чаще, чем их здоровые сверстники испытывают трудности при осознавании, дифференциации и выражении своих эмоций. Подобные i трудности в подростковом возрасте могут существенно осложнять коммуникацию со сверстниками и взрослыми, быть основой для возникновения конфликтных ситуаций в межличностном общении и замедлять личностное развитие подростка.

Экспериментальные данные доказывают существование достоверных различий в уровне агрессии у здоровых детей и детей, находящихся на донозологиче-ском уровне соматизации — часто болеющих. Так, показано, что значения по показателю «агрессия как реакция на текущие события» у часто болеющих достоверно выше, чем у здоровых старших подростков. Из клинической пракI тики известно, что основной причиной немотивированных агрессивных реакций (в т.ч. и раздражительности) в подростковом возрасте является общая ас-тенизация подростка, т. е. немотивированная агрессивность входит в неврастенический паттерн поведения.

Достоверно значимые различия во всех трех группах здоровья получены и по параметру «аутоагрессия». Самый высокий уровень аутоагрессии выявлен у подростков, страдающих соматическими заболеваниями, самый низкий у здоровых школьников. Полученные данные косвенно подтверждают результаты как классических исследований психосоматиков прошлого века (Александер Ф.), так и современных исследователей (Ананьев В.А., Исаев Д. Н., Горская Е. А. и др.), в которых аутоагрессия чаще всего выявляется у лиц, относящихся к пассивно-гетерогенному типу личности. Такие люди чаще, чем остальные обнаруживают аутоагрессивные тенденции, что может выражаться как непосредственно в формировании идей самообвинения, так и косвенно — в раздражительности, упрямстве, рискованном поведении и пр. Аутоагрессия может выступать также и в качестве компенсаторного механизма, который способствует элиминации выраженного напряжения, тревоги.

Таким образом, эмоционально-поведенческие признаки, такие как тревожность, агрессивность и аутоагрессия, алекситимия, наличие обсессивно-компульсивной депрессивной симптоматики являются психологическими элементами САБ и могут быть диагностическими критериями состояния психосоматического здоровья на донозологическом уровне и риска хронизации психосоматического расстройства.

Исследование индивидуально — психологических особенностей больных детей с различными нозологическими формами не обнаружило существенных различий в психологических элементах структурного аттрактора болезни и дало основания рассматривать подростков, страдающих различными по нозологии хроническими заболеваниями как однородную группу хронически больных детей. Полученные данные свидетельствуют о том, что аффективно-поведенческий уровень эмоционального реагирования оказывается более предпочтительным, чем астено-невротический, так как последний в большей степени способствует хронизации болезни. В связи с этим, при разработке психопрофилактических программ для школьников, важно делать акцент па повышении спонтанности в выражении эмоций и обучении осознания своих чувств, что может способствовать контролю поведения, но при этом не блокировать выход отрицательных эмоций у детей. Сходность структуры психологического компонента САБ у детей с различными заболеваниями, выводит на первый план важность неспецифической профилактики психосоматических расстройств у школьников, мишенями для которой могут являться описанные индивидуально-психологические характеристики.

Полученные в ходе настоящего исследования результаты и их анализ позволяют сделать следующие выводы:

1. Обнаруженные эмоциональные отклонения, такие как повышенный уровень агрессивностивыраженность обсессивно-компульсивной, психотической и депрессивной симптоматики, а также повышенный уровень семейной конфликтности и экспрессивности, выступают в качестве психологических элементов структурного аттрактора болезни школьников;

2. К ранним детерминантным признакам формирования САБ у детей и подростков относятся наличие соматических жалоб, тревоги, агрессии и аутоагрессии. Данные особенности эмоциональной сферы детей и подростков выступают в качестве «мишеней» для первичной психопрофилактики психосоматических расстройств;

3. Соматическое и психологическое здоровье матери, а также качество эмоционального контакта матери с ребенком в перенатальном периоде выступают в качестве онтогенетических предпосылок при формировании психологического компонента САБ у детей;

4. Эмоционально-поведенческое реагирование часто болеющих детей младшего подросткового возраста описывается двумя основными типами: астеническим (сниженная работоспособность, тревожность, утомляемость, гипотимия, интрапунитивность, повышенная рефлексивность) и стеническим (повышенная отвлекаемость внимания, агрессивность, конфликтность, девиантность, экстрапунитивность);

5. Астенический тип эмоционального реагирования повышает риск хрони-зации заболевания у часто болеющих младших подростков. Данная категория младших подростков выступает в качестве группы высокого риска, требующая своевременных превентивных интервенций;

6. Содержание психологических элементов САБ у часто болеющих и хронически больных старших подростков различно. Для часто болеющих детей характерен стенический радикал реагирования (признаки гиперактивности, проблем социализации, делинквентного поведения, агрессивности), а для хронически больных — астенический (признаки самоизоляции, тревоги, психосоматических нарушений);

7. Возрастная динамика формирования САБ в детско-подростковом возрасте характеризуется усложнением психологических проявлений нервно-психического неблагополучия и увеличением удельного веса, т. е. вклада каждого патологического признака (тревожности, агрессивности, аутоаг-рессии, обсессивно-компульсивной симптоматики, соматизации) в структуру САБ;

8. Сравнительный анализ психологических констелляций личности больных подростков с различными нозологическими формами не выявил специфических характеристик в профиле личности подростков тех или иных групп заболеваний, что подчеркивает важность разработки программ неспецифической психопрофилактики психосоматических расстройств у школьников;

9. Выявленные особенности формирования психологических элементов САБ у детей на донозологическом уровне позволяют прогнозировать риск возникновения психосоматических расстройств или хронизации симптомов «общего девиантного синдрома адаптации» у часто болеющих детей и подростков;

10. Макросоциальные условия оказывают влияние на формирование психологических элементов САБ у детей. Доказано, что школьники, проживающие в мегаполисах, по сравнению с детьми, проживающими в «малых» городах обнаруживают худшие показатели по психосоматическим характеристикам, а именно: повышенный уровень семейной конфликтности и экспрессивности, агрессивностиболее выражена обсессивно-компульсивная, депрессивная и психотическая симптоматикаотмечаются высокие значения по шкалам «расстройства поведения» и «агрессивное поведение». Школьники из «малых» городов и сельской местности обнаруживают более высокий уровень алекситимии по сравнению с жителями мегаполисов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. А., Пезешкиан X. Позитивная психотерапия в психосоматике. -Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 1993. 116 с.
  2. Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение, М., 2002
  3. Ю. А. К вопросу о механизмах развития невротических расстройств (идеи И. П. Павлова и современность). М.: ГЭОТАР, Медицина, 1999.-32с.
  4. Ю. А. Пограничные психические расстройства: Учебное пособие. М.: Медицина, 2000. — 496с.
  5. Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // Русский мед. журн.-1996, Т. 3, № 11С. 689−694).
  6. Алекситимия и методы ее определения при пограничных психосоматических расстройствах: Метод, пособие / Ин-т им. В. М. Бехтерева: сост. Д. Б. Ересько, Г. Л. Исурина, У. И. Кайдановская и др. СПб., 1994. — 18с.
  7. В.Ю. и др. Часто болеющие дети /В.Ю. Альбицкий, А. А. Баранов, И. А. Камаев, M. J1. Огнева.- Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2003.-180с
  8. А.Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения.-М.:б/и, 1980.-48 с.
  9. Г. Психосоматическая терапия. СПб.: Речь, 2000. — 238с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности в трудах отечественных психологов. / Сост. Куликов Л. В. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. -с.48−54.
  11. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М., 1980
  12. З.Ананьев В. А, В. И. Симаненков Психосоматическая медицина. Введение. Пермь. 1994. С. 25.
  13. Н.Ананьев В. А В. И. Симаненков Концептуальные основы онтогенетической психосоматики. Сб. Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. К 100-летию со дня рождения В. Н. Мясищева. СПб., ин-т им. В. М. Бехтерева. 1994. С. 180−188.
  14. Ананьев В. А Основные принципы взаимодействия адаптационно-компенсаторных механизмов при формировании и динамике психосоматической и пограничной нервно-психической патологии. // Вестник Балтийской Академии. Вып.20. СПб., 1998. -С.50−73.
  15. В.А., Кириянова М. Ю. Динамическая оценка психосоматического состояния детей 3-х классов, (в сооавт. С. 15−17. //1У Всероссийская научно-практическая конференция «Образование и здоровье»: Тезисы докладов. -Калуга: КГПУ, 1998.
  16. Ананьев В. А Человек как психосоматическая система. / кн. Валеология Человека. Ред. В.П.ПетленкоА Т. 1, СПб., ПЕТРОК., 1996. С. 108−11 1, 131 -157.
  17. Ананьев В. А Социальная детерминация болезней адаптации.// Вестник Балтийской Академии. Вып.21. СПб., 1998. -С.73−81.
  18. Ананьев В. А Психологическая адаптация и компенсация при заболеваниях внутренних органов. Автореферат диссертации доктора психологических наук, СПб., 1999
  19. Ананьев В. А, Никифоров Г. С., Гурвич И. Н. Психология здоровья. СПб, 2000. СПбГУ. 500С.
  20. В.А., Малыхина Я. В., Васильев М.А Социально-психологический мониторинг школьной среды как элемент первичной профилактики аддик-тивного поведения, (монография)// СПб., 2002. -177с.
  21. Ананьев В. А Особенности дискретного типа личности в этиопатогенезе психосоматических расстройств, //журн. Вестник психотерапии. СПб, 2003. -№ 10(15). -с.45−55
  22. А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2003. -688с.
  23. Антропов 10. Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков: (клиника, патогенез, систематика и дифференцированная терапия). М., 1997. — 198с.
  24. Ю. Ф., Шевченко 10. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб.: Речь, 2002. — 560с.
  25. Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Этиология и патогенез психосоматических расстройств // Психопатология детского возраста. Хрестоматия / Под ред. А. 10. Егорова. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. — с.272−283.
  26. В.В., Ротенберг B.C. Поисковая активность и ее влияние на экспериментальную и клиническую патологию// Журн. высшей нервной деятельности, 1976, № 2, т. 26, с. 424−428
  27. О. А. Психическое здоровье нации и клиническая психология / Пульс медицины. 2002. — № 2. — с. 18−20.
  28. P.M., Берсенева А. П., Максимов АЛ. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека.-Магадан: МНИЦ «Арктика» ДВО РАН, 1996.-56с
  29. ЗКБарбараш Н. А., Кувшинов Д. Ю., Тульчинский М. И. и др. Конституциональные аспекты психоэмоциональных стрессов юношеского возраста // Физиология человека. 2000. — т.26, № 4. — с. 140−142.32.Батуев А. С, 1999
  30. М. Ф. Психосоматические расстройства сердечно-сосудистой системы (клинические, социально-психологические и реабилитационные аспекты): Автореф. дисс. д-ра мед. наук. Томск, 2000. -41с.
  31. М. А. Факторы риска психической дезадаптации и ее распространенность у педагогов общеобразовательных школ: Автореф. канд.. мед. наук. СПб., 1996. — 22с.
  32. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.Л.: Наука, 1988.-270 с.
  33. Ф.Б., Барлас Т.В.Социально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах, // Журн. Невропат, и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1994, т. 94, N 6, с. 38−43.37.Березин Б. Ф., 1983
  34. А. Ю. Психосоматические и соматоформные расстройства (аналитический обзор)/Российский психиатрический журнал. 2001. — № 4. -с.51−63.
  35. Н. А. Психосоматические нарушения, выявляемые психиатром в рамках амбулаторного приема // 13 съезд психиатров России. Мат. Съезда. Москва, 10−13 окт. 2000.-М., 2000.-с.114−115.
  36. Н. А. Психосоматические расстройства у детей и подростков. Диагностика и лечение в условиях детской поликлиники (на модели гастероэнтеро-логической патологии): Автореф. канд.. мед. наук. М., 2001. — 21с.
  37. Л. И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Куликов J1. В. СПб.: Питер, 2000. — с. 160−166.
  38. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2003. — 672с.
  39. В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн., М., 1999
  40. И. П., Михайлов А. Н. Диагностика неэкспрессивных эмоций для использования в терапии психосоматических заболеваний у детей // 13 съезд психиатров России. Мат. Съезда. Москва, 10−13 окт. 2000. М., 2000. — с. 115.
  41. Бурлачук J1. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб.: Питер Ком, 1999. 528с.
  42. К. М. и Курцин И. Т., Кортико-висцеральная патология, Л., 1960
  43. О. А., Красильникова М. Н. К психодиагностике предболезненных состояний /13 съезд психиатров России. Мат. съезда. Москва, 10−13 окт. 2000. -М., 2000. -с.75.
  44. О. С. Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учебное пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2001.-352с.
  45. Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 16, 31— 58
  46. Л. И., Беребин М. А. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ: Пособие для врачей и психологов. С.-Петерб. НИИ им. В. М. Бехтерева. — СПб., 1997. — 52с.
  47. Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. СПб.: «Речь», 2004. — 256с.
  48. Л. П. О нозологической диагностике психосоматической дезадаптации /13 съезд психиатров России. Мат. съезда. Москва, 10−13 окт. 2000. -М., 2000. с. 75 — 76.
  49. A.M., Соловьева А. Д., Колосова О. А. Вегетососудистая дистония.-М.:Медицина, 1981.-320 е.-
  50. А. И. Субботин 10. К. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления. М., 1998.-479с.
  51. В. М., Казаковцев Б. А., Шевченко 10. С. и др. Состояние и перспективы развития детской психиатрической службы в России: Мат. конгресса по детской психиатрии: Москва 25−28.09.2001. -М., 2001. -с. 5−9.
  52. В.М., Коновалова H.J1. О профилактике и терапии нарушений психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. № 1. — С. 71−72.
  53. В.М. Психическая адаптация как проблема медицинской психологии и психиатрии./Юбозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева.-1993.-№ 2.-C.33−39
  54. Выготский J1. С. Основные проблемы современной дефектологии // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общ. ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2001. — с. 10−47.
  55. Выготский J1. С. Педология подростка // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю. И. М.: Российское Педагогическое Агенство, 1997. -с.232−285.
  56. С. Ю. Социально психологическая адаптация школьников с нарушениями соматического и нервно-психического здоровья: Автореф. канд. .псих. наук. — Ставрополь, 2000. -20с.
  57. В. И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология (над-нозологическая диагностика и терапия психосоматических заболеваний). -СПб.: «Сотис», 1999. 320с.
  58. Ю.Б., Романова В. Я., М., 1980, с. 21−23
  59. В.Я. Справочник: соматогенные и соматоформные психические расстройства (клиника, дифференциальная диагностика, лечение). М., «Триада-Х», 2000. 256с.
  60. В., Александрович 10. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) новый инструмент оценки развития детей. — СПб.: Речь, 2001.-200с.
  61. Е.А. Психологические особенности детей и подростков, больных 1 бронхиальной астмой (в связи с задачами профилактики психосоматическихрасстройств). Автореф. дисс. На соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб, 2005
  62. Ю. М. «Три круга» психосоматики / II Клинические Павловские чтения: Сборник работ. Выпуск второй «Психосоматика». СПб.: Изд-во «Петрополис». -2001.- с.6−9.
  63. Ю. М. Стабровский Е. М. Клинико- физиологические основы психосоматических соотношений. JI., 1981. — 216с.
  64. Е. Г. Аномальное развитие личности у подростков и юношей с делинквентным и криминальным поведением: Автореф. дисс.. д-ра псих, наук. СПб., 2000.-48с.
  65. В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Изд. — во «Питер», 2000.-320с.
  66. В. В. Психиатрия и психосоматическая медицина. СПб.: РИФ «Интеграф», 1995. — 115с.
  67. М. В. Психосоматические соотношения в клинике, диагностике и, лечении внутренних болезней на примере бронхиальной астмы:: Автореф.канд. мед. наук. СПб., 2000. — 18с.
  68. Ю. А. Диагностика предболезненных явлений психосоматических расстройств у детей: Дисс. канд. мед. наук. -СПб., 1994. 125с.
  69. А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 1998. — 324с.
  70. Т. И., Медведева С. Ф. Особенности этиологии психосоматических расстройств в условиях современной экономической ситуации // Актуальные вопросы внутренней патологии. -2001. -с.40−41.
  71. Н. М. Детско-подростковые психические расстройства. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.-80с.
  72. Н. М., Северный А. А. Депрессия у детей и подростков. М.: Школа — Пресс, 1999. — 80с.
  73. Ипохондрия и соматоформные расстройства / Под ред. А. Б. Смулевича. -М., 1992.- 176с.
  74. Д. Н. Предупреждение реакций дезадаптации (кризисных ситуаций) // Психология подростков с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общ. ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2001. -с.353−370.
  75. Д. Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. СПб.: Изд — во «Питер», 2000. — 512с.
  76. Д. Н. Психосоматические расстройства у детей и подростков и психосоматический подход/Социальная и клиническая психиатрия. 2002. — т. 12, № 2. — с.36−39.
  77. Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1996. -453с.
  78. Бб.Исаев Д. Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте: лекции. СПб.: Изд-во ППМИ, 1994. — 80с.
  79. Д. Н. Психосоматический (целостный) подход к анализу нервно-психических расстройств в детско-подростковом возрасте /Теория и практика медицинской психологии и психотерапии: Труды НИИ им. В. М. Бехтерева. -СПб., 1994.-т. 134. -с.70−76.
  80. Д. Н. Роль современных психогенных и неблагоприятных социальных факторов в генезе психосоматических расстройств у детей/Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1991. — № 1. — с.59−67.
  81. Д. Н. Психосоматические расстройства у детей/Психосоматические и соматические расстройства у детей. J11990. — с. 15−21.
  82. Д. Н. Психология больного ребенка: лекции. СПб., 1993. — 76с.
  83. Г. Л. Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982
  84. Э. М., Блинова Н. Б., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие. М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2000. -192с.
  85. Е. Р. Клинико психологические особенности подростков и юношей с хроническими соматическими заболеваниями: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. — Л., 1986. — 23с.
  86. Е. Р. Отношение к болезни у подростков и юношей с хроническими соматическими заболеваниями/Психологическая диагностика отношения к болезни нервно-психической и соматической патологии: Тр. НИИ им. В. М. Бехтерева, 1990.-т.127.-с.81−85.
  87. .Д. Психотерапия, М., 1985
  88. Клиническая психология./Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2002.-1312с.
  89. Е. Н. Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации слож136tных систем.- М., 1994. 225с.
  90. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей сирот: социально-эмоциональные проблемы/Под научной ред. Jl. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. -108с.101. И. С. Кон, 1989
  91. Е. Ю. Человек болеющий: личность и социальная адаптация. -СПб., 1994.-188с.
  92. М. В., Марилов В. В. Варианты психосоматического развития личности при заболеваниях ЖКТ/Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1995. — т. 95. № 6. — с.43−47.
  93. Г. С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявление школьной дезадаптации. Автореф.. канд. псих, наук.- Иркутск, 1998.-21с.
  94. Г. И., Смирнов В. М. Нервная система и стресс.-М.:Наука, 1970,-! 200с.
  95. Н. Е. К проблеме психического здоровья подростков в общей популяции/13 съезд психиатров России. Мат. съезда. Москва, 10−13 окт. 2000. -М., 2000.-с. 129- 130.
  96. Э. Строение тела и характер: Пер. с нем. М.: Апрель Пресс,
  97. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 336с.
  98. С. А. Личностно ориентированная психопрофилактика пограничных нервно — психических расстройств у детей и подростков: Автореф. дисс.. д-ра мед. наук. — СПб., 1997. — 44с.
  99. С. А. На приеме психолога подросток: Пособие для практических психологов. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Изд-во «Союз», 2001.-350с.
  100. С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. -СПб.: «Стройлеспечать», 1996.-63с.
  101. С. А. Основы психосоматики. СПб.: Речь, 2003. — 288с.
  102. ИЗ. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Основные понятия и проблемы: Учебное пособие. СПб., СПбГУ, 2000 — 68 е.).
  103. Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации. СПб.: Наука, 1994. — 119с.
  104. А. В., Аверьянов Г. Г. Психосоматическая проблема // II Клинические Павловские чтения: Сборник работ. Выпуск второй «Психосоматика». -СПб.: Изд-во «Петрополис». -2001. -с.9−14.
  105. А. И. Взаимосвязь психических, соматических и социальных факторов/Медицинская психология и психогигиена. М., 1990. — с.92−97.
  106. Н. Е. К проблеме психического здоровья подростков в общей популяции/13 съезд психиатров России. Мат. съезда. Москва, 10−13 окт. 2000. М., 2000.-с.129- 130.
  107. В. В. Психосоматическая патология: генез и подходы к коррекции//Международный медицинский журнал.-2001. № 1. — с.37−40.
  108. В. И. Предболезненные невротические и соматоформные расстройства в общей медицинской практике /13 съезд психиатров России. Мат. съезда. Москва, 10−13 окт. 2000. М., 2000. — с.84.
  109. Ю. В., Козлова М. Л., Котелевская И. С. Психосоциальная дезадаптация как проявление соматических заболеваний // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1999. -№ 1(9). — с. 16−18.
  110. Ш. А. Психологические характеристики и психосоматические соотношения у больных нейроциркуляторной дистопией по кардиальному и гипертоническому типу: Дис. канд. псих, наук.- Ереван, 1990. 160с.
  111. В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2003. — с.20−25.123. Ш. Левис, Ш. К. Левис (1997)
  112. Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено: Пер. с нем. / Общ.ред. и предисловие Е. В. Лопухиной и А. Б. Холмогоровой. М.: Издат. группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 352с.
  113. О. В. Эмоции как базовый компонент в структуре адаптивного поведения личности (на примере личности подростков и юношей): Автореф.. канд. псих, наук.- Хабаровск, 2000. 24с.
  114. А. Е. Акцентуации характера как преморбидный тип // Психопатология детского возраста. Хрестоматия /Под ред. А. Ю. Егорова. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. — с.283−311.
  115. А. Е. Особенности саморазрушающего поведения при разных типах акцентуации характера у подростков: Сб. трудов / Санкт-Петерб. психо-неврол. НИИ им. В. М. Бехтерева. Л., НИИ им. В. М. Бехтерева, 1991. — т.128. -с. 9−15.
  116. Любан Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача: Пер. с нем. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. НИИ им. В. М. Бехтерева, 1996.-256с.
  117. А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. М.: Медицина, 1986.-432.
  118. О. Ф. Подростки: агрессивность и психосоматика // Журнал практического психолога. 1999. — № 7−8. — с. 37−40.
  119. Мак Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе: Пер. с англ.- М.: Независимая фирма «Класс», 2001.-480с.
  120. Мак Нили Д. Прикосновение. Глубинная психология и телесная терапия: Пер. с анг. П. Андавов. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 1999. — 144с.
  121. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Новейший справочник. — М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Сова, 2003. — 928 с. 134. Мамайчук И. И., 2003
  122. Медицинская и возрастная психология: Учебное пособие / Под ред. Б. Е. Микиртумова, К. Д. Ефремова. СПб.: Изд. отд. СПбПМИ, 1993.- гл. 4.
  123. Ф.З. Адаптация к стрессу: механизмы и защитные перекрестные эффекты // Hyp. Med. J. 1993. — № 4. — С. 23−30-
  124. В. Д. Клиническая и медицинская психология. М.: Мед-пресс, 1999.-592с.
  125. В. Д., Соловьева С. Л. Неврозология и психосоматическая медицина. М.: МЕДпресс-информ, 2002. — 608с.
  126. А. Клиническая онтопсихология. Пермь: Изд. Хортон Ли-митед, 1995.-354с.
  127. Методы современной психотерапии: Учебное пособие / Сост. Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова. М.: Независимая фирма «Класс». — 2001. — 480с.
  128. Н. Ф. Систематическое исследование индивидуального семейного стресса и копинга у членов семей здоровых лиц и лиц больных неврозом (в связи с задачами психогигиены и психопрофилактики): Дисс. канд.140псих. наук.-СПб., 1998.- 192с.
  129. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. М.: Смысл, СПб.: Речь, 2003. -407с.143. Модина А. И. (1971)
  130. Р. Ж., 1999
  131. В. К., Стяжкин В. Д. Современные проблемы психопрофилактики и психосоматики //Теория и практика медицинской психологии и психотерапии / Тр. НИИ им. В. М. Бехтерева. СПб., 1994. -т. 134. — с. 180−187.
  132. П. А. Антропологический принцип и прблемы психологии развития // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — с.122−126.
  133. Е. А. Роль семейных факторов в возникновении хронических психосоматических заболеваний у подростков (нарушение процессов адаптации и компенсации) // Паллиативная медицина и реабилитация. 2000. — № 1−2. -с. 133
  134. Е. А. Факторы риска формирования структурного аттрактора болезни у подростков и их матерей, страдающих нейродермитом: Дисс.. канд. псих. наук. СПб., 2001. -243с.
  135. Н.И. Психическая напряженность.-М.: Изд-во Моек ун-та, 1976.-112с
  136. А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, методы, стратегии). Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1988. — 263 с.
  137. Г. С. Психология здоровья: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2002.-256с.
  138. В. В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд — во МГУ, 1987. -с.140−141, 150.
  139. В. В. О психологической природе алекситимии // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991. — с.80−89.
  140. И. М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников: Автореф.1.дисс. д-ра псих. наук. СПб., 2001. — 40с.
  141. И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. -СПб.: Речь, 2000.-507с.
  142. Обухов Я. J1. Символдрама и современный психоанализ. Харьков: Регион — информ, 1999. — 252с.
  143. И.П. Полное собрание сочинений.-М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951.-Кн.2.-438 с, стр. 59.
  144. Л.Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении.-Нсб.: Наука, 1981.- 176 с
  145. Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем. М.: Медицина, 1996. 464 с,
  146. М. Бауманн У. Клиническая психология. СПб.: Питер, 2002. I1132с.
  147. Н. Н., Никольский М. А. Биопсиосоциальные аспекты бронхиальной астмы у детей // Журнал прикладной психологии. 2000. — № 6. — с.32−34.
  148. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 256 с.
  149. А. Р. Критерии социальной дезадаптации подростков по данным психологического обследования: Автореф. дис. канд. псих. наук.1. СПб., 1995.-20с.
  150. .С. Стрессы социальных изменений и расстройства психического здоровья.// Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1996.-№ 2.-С.136−149
  151. А.Г. Импринтинг (запечатлевание). Л.: Наука, 1973
  152. С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: Автореф. дисс. д-ра псих. наук. СПб., 2001. -40с.
  153. Психология здоровья. / Г. С. Никифоров, В. А. Ананьев, И. Н. Гурвич и др./ Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петерб.университета, 2000. -с.10−85.
  154. Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М. Л. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. -494с.
  155. Психология подростка. / Под ред. Реан А. А. СПб.: Прайм — Еврознак, 2003.-432с.
  156. Психология подростка. Хрестоматия. / Сост. Фролов Ю. И. М.: Российское пед. агентство, 1997. — 524с.
  157. Психологическое обследование детей дошкольного младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие, М.2003
  158. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для врачей и психологов. С.-Петерб. НИИ им. В. М. Бехтерева, лаб. кл. психологии.-СПб., 1999.-48с.
  159. Психосоматические расстройства: системный подход./ Материалы Всероссийского симпозиума (г. Курск, 10−12 мая 2001) Под общей ред. член,-корреспондента РАМН А. В. Завьялова. Курск: КГМУ, 2001. — 184с.
  160. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. -СПб.: Питер, 2002.- 1024с.
  161. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. / Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.:1. Питер, 2000. 560с.
  162. В. Д. Соматоформные вегетативные дисфункции: клиника, патогенез, терапия: Автореф. дисс. д-ра мед. наук. СПб., 2002. — 46с.
  163. Г. В. Клинико-психологическое изучение особенностей личности подростков с двигательными нарушениями различного генеза: Автореф. дис.. канд. псих. наук. СПб., 2000. — 18с.
  164. АЛ., Мандрыкин Ю. В., Замотаев Ю. Н. Результаты аутогенной тренировки у пациентов с ишемической болезнью сердца после операции аор-токоронарного шунтирования.// Военно-мед. журнал.- 1997.-Т.318, № 2.-С.37−41
  165. А. Большой толковый психологический словарь: В 2 т: Пер. с англ. -М.: ВЕЧЕ-ACT, 2001.
  166. Е. Е. Восприятие воспитательной практики и межличностных отношений родителей в семьях подростков, больных неврозами: Автореф. дис.. канд. псих. наук. СПб., 1998. — 18с.
  167. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация, М., 1984
  168. Л. А. Теоретико-экспериментальные основы возрастной и дифференциальной психосоматологии: Автореф. дисс.. д-ра псих. наук. СПб., 2001.-50с.
  169. И. А. Факторы риска психической дезадаптации у работников локомотивных бригад: Автореф. дис. канд. псих. наук. СПб., 2003. — 25с.
  170. М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осужденных. Уфа: «Здравоохранение Башкортостана», 2001. 88 с.
  171. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.
  172. Селье Г. Стресс без дистресса, М, 1982
  173. Н. Д. Возможности психологической коррекции алекситимии: Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991. — с.89−95.
  174. П. И., Парнаков А. В. Введение в клиническую психологию // Учебник для студентов мед. вузов: В 2 т. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 2 т. — с.226−241.
  175. Г. И., Борисова Г. С., Агеенккова Е. К. Психофизиологические аспекты кардиологических исследований.-Минск: «Беларусь», 1982.-142 с.
  176. Е. В. Методы математической обработки в психологии. -| СПб.: ООО «Речь», 2000. 350с.
  177. Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2002. — с.70−71.
  178. В. И. Ананьев В. А. Концептуальные основы онтогенетической психосоматики // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб.: С.-Петерб. НИИ им. В. М. Бехтерева, 1994. — с. 180−187.
  179. Н. А. Копинг поведение в подростковом возрасте: Автореф. дисс. д-ра мед. наук. — СПб., 1994. — 49с.• 196. Системная семейная психотерапия / Под ред. Э. Г. Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2002.-368с.
  180. Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.-М.: АПК и ПРО, 2002. 121с.
  181. Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. — 272с.
  182. А.Б. Психосоматические расстройства. Руководство по психиатрии //Под ред. А. С. Тиганова, М.: Медицина, 1999.Т.2.456 с.
  183. Е. Д., Березин Ф. Б., Барлас Т. В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клиническме проявления, психотерапия // Materia Medica. 1996.№ 1(9). С. 5−25
  184. Соловьева С. J1. Эмоциональные состояния больных психосоматическими заболеваниями: Дисс. канд. псих. наук. Jl., 1991. -21 Зс.
  185. Соловьева С. J1. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Дисс. д-ра. псих. наук. СПб, 1996. — 572с.
  186. Социально-клинические и психологические исследования в психосоматике / Аннотированный библиограф, указатель. СПб.: Изд-во С.-Петерб. НИИ им. В. М. Бехтерева, 1998. — 42с.
  187. СЛ. Психологические особенности «психосоматической» личностной структуры Вестник Клинической Психологии т. 1, № 2, 2003
  188. СЛ., Незнанов Н. Г. Психологические особенности лиц с различными вариантами агрессивного поведения// Обозрение психиат. и мед. пси-хол., 1993, № 1, с. 75−77
  189. С.И., Бекшаев С. С., Сидоров Ю. А. Основные типы механизмов саморегуляции мозга. J1.: Наука, 1990. — 205 с
  190. Социально-клинические и психологические исследования в психосоматике / Аннотированный библиограф, указатель. СПб.: Изд-во С.-Петерб. НИИ им. В. М. Бехтерева, 1998.-42с.
  191. Н.Б., Цыган В. Н. Зуева Н.Г. Адаптация центральной нервной системы человека к эколого- профессиональным факторам // Физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 1994. — Т.80, № 6. — С.80−87
  192. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса// Механизмы развития стресса, Кишинев, 1987, с. 52−79
  193. Е. А. Психологические условия развития повышенного АД у подростков: Автореф. дис. канд. псих. наук. -М., 1991. 19с.
  194. Н. К. Социально стрессогенные факторы и невротические расстройства среди детей и подростков // 13 съезд психиатров России. Мат.съезда. Москва, 10−13 окт. 2000. М., 2000. — с. 144.
  195. Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер. 2001. — с. 146−157.
  196. В. А. Психологическая защита у больных неврозами и с пси-1 хосоматическими расстройствами. СПб.: МАПО, 1997. — 23с.
  197. В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства (руководство для врачей). М.: Медицина, 1986. — 384с.
  198. И. В. Копинг-стратегии, механизмы психологических защит и психосоциальная адаптация больных с ВИЧ инфекцией: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — СПб., 2003. — 22с.
  199. JI. П. Психология в соматической клинике: Учебное пособие. -Ярославль, 1998.- 160с.
  200. Физиология человека: В 2 т.: Пер. с англ. /Под ред. Костюк П. Т. М., 1985,-т 1.-С.167−218.
  201. Е. Г. Образ «Я» подростков с хроническими соматическими заболеваниями: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1997. — 23с.
  202. Ю.Г. Психосоматика и психологоя здоровья: уч. Пособие.-Мн.: ЕГУ, 2003.-172 с
  203. В.Н. Нейрофизиологические механизмы компенсации при травмах в экстремальных условиях военно-профессиональной деятельности: Автореф. дисс., докт. мед. наук.-СПб., 1995.-40 с.
  204. В.Н. Функциональное состояние центральной нервной системы вусловиях эколого-профессионального перенапряжения // Тр. Воен.-мед. акад. -СПб., 1994.-С. 101−107
  205. .Д., Белкин А. И., Веткина В. А., Меланин А. А. Пограничные нервно-психические нарушения у ветеранов войны в Афганистане (посттравматические стрессовые нарушения): Метод, рекомендации / М-во здравоохранения России. М.: Б-и., 1992. — 16 с-
  206. В. А., Атаманюк А. Б., Белогоров С. Б. Психофизиологические функции старшеклассников // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. 2001. — № 1. — с.24−26.227. ШипицынаЛ. М. и др., 1997
  207. Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова, 2000
  208. Э. Г. Возрастные аспекты групповой и семейной психотерапии при пограничных нервно-психических расстройствах: Научный доклад. -СПб., 1994.-61с.
  209. Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Метод, пособие. СПб., 1996.-62с.
  210. Abramson L., McClelland D.C., Brown D., Kelner S. Jr. Alexithymic characteristics and metabolic control in diabetc and healthy adults. J. Nerv Ment Dis 1991- 179: 8, p. 490−494
  211. R. 1981. Psychoneuroimmunology. Academic Press, N.Y.
  212. Alexander F. Certain characteristics of the self as related to effection (1951)
  213. Alexander F. Psychosomatic medicine its principles and applications. N. Y.1950.
  214. Amirkhan J. H. Seeking person-related predictors of coping: Exploratory analyses //Eur. J. Pers. -1994. -V. 4. № 1. — P. 13−30.238. .Borgna E. Psicopatologie e clinica della «depressio sine depressione». //
  215. Riv. Sper. Freniat, 1969,93, № 6. P. 1276−1290.
  216. BowlbyJ. Childhood Mourning and Its Implications for Psychiatry//
  217. Riv. Sper. Freniat, 1969,93, № 6. P. 1276−1290.249. .BowlbyJ. Childhood Mourning and Its Implications for Psychiatry// Am. J.'of Psychiat, 1961, Vol. 118, № 6. P. 481 -498.
  218. Co., 1934., 404 p.
  219. Caplan G. Emotional crises. // The encyclopedia of mental health.-N.Y.-1963, V.2,p.521−532.
  220. Comte Sponville A. Philosophic et medecine // Neiropsychiat enfance et adolescence. — 1999. — 47. № 10−11. — S. 459−467.
  221. Dembo T. Der arger als dynamisches problem // Psychol. Forsch., 193 259. .De Paiva L. M. Psychosomatic Psychiatry. — Brazil: Ga-ratuja press, 1990. — V. 1. 216 p., V. 2. — 578 p.
  222. Dirks J.F., Robinson S.K. Dirks D.L. Alexithymia and the psychomaintenance of bronchial asthma// Psychother. Psychosom., 1981- Мщдю 36, p. 63−71 261. .Dunbar F. Emotions and bodily Changes. New York: Columbia univ. press., 1954.
  223. Freyberger H. et al. Psychotherapeutic interventions in alexithymic patient. With special regard to ulcerative colitis and Crohn patients. Psychother. Psycho-som, 1985- 44: 2: 72−81t
  224. Stuttgart- Schattaueer. 1995 — 381 S.
  225. Irvine J., Garner D.M. et al. Prevalence of Type A behavior in untreated hypertensive individuals. Hypertension, 1991- 18, p. 72−78
  226. Janet Pierre De l’Angoisse a l’Exstase. Etude sur les croyance et les sentiments. v.2. 1928, 450—475.289. .Jockmus I., Schmilt G. M. Psychosomatik in der Padiatrie //Uexkul T. von
  227. Kisker G. W. The disorganized personality. N. Y.: McGrow Hill, 1972
  228. Lazarus R. S. Fifty years of research and theory of R. S. Lazarus (An analyses of historical and perennial issues). New York, 1998.298. .Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process // Me-Graw Mill. № 4−1996.-29 p.
  229. Maslow A. H. Motivation and personality. N. Y.: Harper & Brothers304. .Meyer A. E. Uber de Wirksamkait psychoanalytischer Therapie bei psychosomatischen Storungen // Psychotherapeut.— 1994. V.39. — S. 298−308.
  230. Miller E. Psychiatric Aspects of Psychosomatic research// Psychosomatic aspects Paediatrics Perg Press Oxf, Lon, NY, Par, 1961, 137−143
  231. Mitscherlich A. Krankheit als Konflikt, Bd. 1−2 Suhrkamp, Frankfurt am Main, 1956
  232. Murphy L. Coping vulnerability and residence in childhood copine and adap-tation.-N. Y., 1974.308. .Murphy L. B. The widening world of childhood. New York Basic Books, 1962.
  233. Nemiah J.C., Sifneos P.E. Affect and Phantasy in Patients with Psychosomatic Disorders, in Modern Trends in Psychosomatic Medicine, Hill (ed), Butterworth, 1. ndon, 1970,
  234. Numata Y., Ogata Y., Oike Y. et al. A psychobehavioral factor, alexithymia, is related to coronary spasm. Jpn Circ J 1998- 62: 6: 409−413
  235. Ostell Alistair, Oakland Susan Abcolutist thinking and health // Brit I. Med. Psychol. 1999. — 72.№ 2. — S. 239−250.
  236. Reister G., Tress W., Schepank H., Manz. R. The epidemiology ofpsychogenic disorders and consequences for prevention // Psychother. Psychosom., 1989, v. 52 (1−3), p. 10−20.
  237. Rosenman R. H., Friedman M. The possible relationship of the emotions to clinical coronary heart disearse. In hormones and atherosclerosis. Academic Press, New York, 1959
  238. Schur M. Zur Metapsycologie der Somatisierung// Brede K. (hrsg.) Ein-fuhrung in diepsychosomatische Medizin. Fisher Athenaum, Frankfurt am Main, 1974
  239. Schur M. Comments on the metapsychology of somatization. Psychoanal. Stud. Child., 1955, Vol. 10, p. 119 164.)
  240. Tennen H., Swis J., Affeck G. Personality and daily experience: The promise and the challenge. Hi. Pers., 1991, v. 59, p. 313−337 329. TinbergenN., 1953
  241. Uexkull Th. Von: Psychosomatische Medizin 3 Aufl — Baltimore 1986- 1274 — 1300)
  242. Weiner H. Psychobiology and human disease. Eiesvier. New York, 1977).
  243. Weizsacker V Psychosomatische Medizin. Verb. Dtsch. Ges. Inn. Med., 1949, 55,13
  244. Wesiack W. Grandzuge der psychosomatishen Medizin 2 Aufl. — Berlin: Springer Perlag.- 1984. — 155 s.
  245. Weizsacker V. Cli’nica Psicosomatica: casos у problemas clinicos. Barcelona, Pubul, 1956. 181 p.
  246. Weizsacker V. Von Falle und Probleme. Enke. Stuttgart, 1955
Заполнить форму текущей работой