Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Склонность к стилям руководства преподавателей физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы и ее внедрение. Результаты диссертационного исследования докладывались на кафедре психологии человека РГПИ им. А. И. Герцена, на научно-практической конференции «Ананьевские чтения -99» в Санкт-Петербургском гос. университете. По теме диссертации опубликованы две работы. Полученные результаты используются на лекциях и практических занятиях студентов в курсе «Психология… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема стилей руководства преподавателей в современной социальной и педагогической психологии
    • 1. 1. Стили деятельности и стили руководства
    • 1. 2. Виды стилей руководства
    • 1. 3. Эффективность различных стилей руководства
    • 1. 4. Изучение стилей руководства преподавателей физической культуры
    • 1. 5. Склонность как психологический феномен и факторы, ее определяющие
  • Глава 2. Организация исследования
    • 2. 1. Цели и задачи исследования
    • 2. 2. Разработка и апробирование методики изучения склонности к тому или иному стилю руководства
    • 2. 3. Методики изучения особенностей личности
    • 2. 4. Гипотеза исследования
    • 2. 5. Характеристика изучавшейся выборки
    • 2. 6. Статистическая обработка материалов исследования
  • Глава 3. Результаты исследования
    • 3. 1. Выраженность склонности к различным стилям руководства в разных поло-возрастных группах студентов факультета физической культуры
    • 3. 2. Склонность к стилю руководства и личностные особенности
    • 3. 3. Связь склонности к стилю руководства с типологическими особенностями свойств нервной системы
    • 3. 4. Связь личностных особенностей с типологическими особенностями свойств нервной системы

Склонность к стилям руководства преподавателей физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Среди многих аспектов социальной психологии одним из ведущих является вопрос о руководстве и его стилях, поскольку он касается эффективности деятельности трудовых, учебных, воинских и спортивных коллективов. Социальные психологи посвятили много исследований проявлению стилей руководства руководителями предприятий, педагогами в учебных заведениях как в бывшем Советском союзе / 3, 5, 6, 17, 18, 26, 31, 45, 111, 120, 121 и др./, так и за его пределами / 37, 66, 132, 134, 78, 139/. Значительно меньше внимания уделяется этому вопросу в сфере физической культуры и спорта/4, 12, 16, 23, 122/.

Однако в исследованиях по социальной и педагогической психологии, а также по психологии физического воспитания и спорта не ставится вопрос об изучении генеза стиля руководства, который, с нашей точки зрения, определяется не столько внешними ситуационными факторами, сколько внутренними, обусловливающими склонность к тому или иному стилю.

Изучение склонности к стилю руководства преподавателей, в том числе и физической культуры, является одной из важнейших составных частей общей задачи комплексного изучения психологических свойств личности, влияющих на формирование профессионального мастерства. Осуществление педагогом (учителем, тренером) руководства тем или иным стилем определяет как успешность учебной и тренировочной деятельности учащихся и спортсменов, так и эффективность формирования их личности.

Целью исследования было выявление склонности к тому или иному стилю руководства (авторитарному, демократическому и либеральному) и изучение «внутренних» факторов, влияющих на эту склонность.

Предметом исследования явилась склонность к стилю руководства.

Объектом исследования были студенты факультета физической культуры РГГТУ им. А. И. Герцена.

Рабочая гипотеза состояла в том, что склонность к тому или иному стилю руководства у студентов — будущих преподавателей физической культуры существует изначально, до педагогической деятельности и имеет системный, многоуровневый характер. Эта склонность обусловлена как индивидными, природными свойствами человека — типологическими особенностями свойств нервной системы и темперамента, так и личностными особенностями, формируемыми прижизненно, в процессе социализации и воспитания.

Задачи исследования:

1. Создание и апробирование методики изучения склонности к тому или иному стилю руководства (авторитарному, демократическому, и либеральному).

2. Изучение связи склонности к стилю руководства с личностными особенностями.

3. Изучение связи склонности к стилю руководства с типологическими особенностями свойств нервной системы и темперамента.

4. Изучение обусловленности личностных особенностей, влияющих на склонность к стилю руководства, типологическими особенностями свойств нервной системы.

5. Построение иерархической системы факторов, приводящих субъекта к выбору того или иного стиля руководства.

Положение, выносимые на защиту:

1. Склонность к стилям руководства имеется у студентов факультета физической культуры еще до начала их педагогической деятельности.

2. Преобладают субьекты, имеющие склонность к демократическому стилю руководства. Склонность к чисто авторитарному или либеральному стилю встречается крайне редко. Поэтому можно говорить о наличии у студентов — будущих учителей физической культуры смешанных стилей: авторитарно-демократического и либерально-демократического.

3. Склонность к стилю руководства связана с личностными особенностями: стремлением к власти, робостью, настойчивостью, склонностью к риску и другими.

4. Связь склонности к стилю руководства со свойствами нервной системы как прямая, так и опосредованная, через свойства темперамента и личностные особенности, которые обусловлены типологическими особенностями свойств нервной системы.

Теоретическая значимость исследования. Полученные в диссертации результаты позволяют по-новому взглянуть на процесс формирования стиля руководства, принимать во внимание не только «внешние» ситуативные факторы, но и «внутренние» личностные и индивидные факторы (свойства личности, темперамента, типологические особенности свойств нервной системы), влияющие на склонность субъекта к тому или иному стилю руководства. Это объясняет, почему многие педагоги и руководители не могут в соответствии с возникшей ситуацией, требующей руководства другим стилем, отказаться от своего стиля, перебороть свой характер.

Результаты исследования важны и для понимания природы склонностей человека, возникающих спонтанно под влиянием «внутренних» факторов личности.

Практическая значимость исследования. Разработанная методика выявления склонности к тому или иному стилю руководства может использоваться для управления процессом формирования стиля и корректировки негативных его проявлений при профессиональной подготовке студентов — будущих тренеров и преподавателей физической культуры, что, в конечном итоге, будет способствовать их самореализации.

Полученные результаты могут использоваться в учебных курсах по социальной, спортивной и педагогической психологии при раскрытии механизмов формирования стиля руководства.

Апробация работы и ее внедрение. Результаты диссертационного исследования докладывались на кафедре психологии человека РГПИ им. А. И. Герцена, на научно-практической конференции «Ананьевские чтения -99» в Санкт-Петербургском гос. университете. По теме диссертации опубликованы две работы. Полученные результаты используются на лекциях и практических занятиях студентов в курсе «Психология физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры РГПИ им. А. И. Герцена.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованной литературы и приложения. Материал изложен на 149 страницах, включает 30 таблиц.

Список литературы

содержит 141 работы.

Выводы.

1.Имеются половые различия по выраженности склонности к тому или иному стилю руководства. У мужчин чаще проявляется склонность к авторитарно-демократическому стилю руководства, а у женщин — к либерально-демократическому стилю руководства.

2.Имеется связь склонность к тому или иному стилю руководства с многими личностными свойствами. В отношении каждого стиля руководства можно выделить синдромы этих свойств.

— Склонность к авторитарно-демократическому стилю руководства связана с независимостью (склонностью к самостоятельному принятию решений), с эгоизмом, с принятием борьбы и агрессивностью, со склонностью к администрированию и направленностью на результат деятельности, с упорством и настойчивостью.

— Склонность к демократическому стилю руководства связана с зависимостью, со склонностью к избеганию борьбы, с альтруизмом, склонностью к лидерству и направленностью на процесс деятельности, с низким уровнем психотизма, со склонностью к компромиссам, с не очень высокой самооценкой.

— Склонность к либерально-демократическому стилю руководства характерна для лиц, имеющих сходные с «демократами» личностные особенности: избегание борьбы, направленность на процесс деятельности, склонность к лидерству, к компромиссам, не очень высокая самооценка. Однако имеются и отличия, причём не только от «демократов», но и от «автократов»: более выраженная склонность к эгоизму, психотизму и конфликтности (при наименьшей агрессивности).

3.Влияние типологических особенностей нервной системы на склонность к тому или иному стилю руководства может быть не только прямым, но косвенным, через их влияние на личностные и волевые особенности человека.

— Так, имеется связь между типологическими особенностями, обусловливающие трусливость (слабая нервная система, преобладание торможения по «внешнему» балансу и подвижность торможения) и такими свойствами личности и темперамента, как: направленность на процесс деятельности, склонность к избеганию борьбы, застенчивость, низкий психотизм, влияющие на формирование склонности к демократическому стилю руководства.

Имеется связь между типологическими особенностями (большая сила нервной системы, преобладание торможения по «внутреннему» балансу и инертность возбуждения) и такими свойствами личности, как: независимость, склонность к риску, настойчивость, упорство, направленность на результат деятельности, определяющие склонность к авторитарно-демократическому стилю руководства.

— Имеется связь между типологическими особенностями (слабая нервная система, подвижность возбуждения, преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу) и такими свойствами личности, как: зависимость, направленность на процесс деятельности, склонность к принятию борьбы, слабая направленность на результат деятельности, высокий психотизм, определяющие склонность к либеральнодемократическому стилю руководства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащихся на уроке: Автореферат дисс. канд. психол. наук. — Л., 1984.
  2. А.С. О требованиях к учителю физической культуры и его профессиональной подготовке.// Основы профессионального мастерства учителя физической культуры. Ульяновск, 1976.
  3. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977, — 382с.
  4. М.М. Комплексный подход в работе с физкультурными кадрами в Украинской СССР// Теория и практика физической культуры. 1982, № 4, с.5−7.
  5. С.М. Влияние управленческой концепции руководителя на деятельность коллектива предприятия. Автореферат дисс. на соиск. ученый степени канд. психол. наук. М., 1986.
  6. А.А., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения с учащимися на их эмоциональный опыт// Проблемы общения и воспитания. Ч. 1. Тарту, 1974.
  7. И.П. Стили руководства при решении задач социального развития коллективов предприятия.//Социальная психология и социальное планирование. Л.:ЛГУ, 1973. с. 84 — 91.
  8. З.Н. Индивидуальный стиль деятельности учителя физического воспитания на уроке и его формирование у студентов.// Автореф. канд. дисс. психол. наук. -Л., 1976. -19с.
  9. П.Гуменюк Н. В., Клименко В. В. Психология физического воспитания и спорта. К.:Вища школа, 1985, — 312с.
  10. А.А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М.: Физкультура и спорт, 1981. -374с.
  11. В.В. Предпосылки формирования профессионального призвания . -Ростов на — Дону, 1974.
  12. В.В. Профессиональное призвание: Лекции по спецкурсу. -Иваново, 1972. 354с.
  13. А.А. Взгляд психолога на активность человека. -М.:Луч, 1991, -159с.
  14. Н.В. Управленческая и организаторская деятельность тренера. -К.:Здоровья, 1986. 126с.
  15. А. Л. Факторы формирования стиля руководства производственным коллективом.// Социально психологические проблемы производственного коллектива. — М.:Наука, 1983. с. 101 -115.
  16. А.Л., Рубахин В. Ф. Проблема «человеческого фактора» в управлении. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976, с. 59 — 60.
  17. С.В. Психологические особенности профессионального педагогического общения на уроках физической культуры. Автореф. дисс канд. психол. наук. -Л. 1990, 18с.
  18. Е.П. Изучение физиологической природы свойства силы нервной системы по возбуждению // Вопросы психологии, 1979, № 2, с. 78.
  19. Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии (экспресс методы изучения свойств нервной системы). Jl., 1981.
  20. Е.П. Психология физического воспитания. М., Просвещение, 1983.-222с.
  21. Е.П. Психология физического воспитания. М., Просвещение, 1987. — 283с.
  22. Е.П. Способности и склонности: какова природа их связи.// Диагностика познавательных способностей. Ярославль, 1986. с. 98 — 110.
  23. Е.П. Дифференциальная психофизиология. Челябинск, 1999, 321с.
  24. Т.С. Психология управления. Часть 1, Управленческая деятельность. М., 1996.
  25. .Р. Изучение психофизиологических предпосылок склонностей.// Вопр. психол. № 2, 1989, с.114 120.
  26. Д.П., Сулменко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности. М.'.Мысль, 1979. с. 83.
  27. В.И. Психология способностей к изобретательной деятельности . -М., 1959.
  28. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Изд. Казанского университета, 1969.
  29. А.Г. Коллектив и социально психологические проблемы руководства. М., 1978. — 278с.
  30. А.Г. Психология личности.- М., 1969, 391с.
  31. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. 1960. Т.2, Способности. — 303с.
  32. С. Руководитель и подчиненный/ пер. с польск. -М., 1973, -186с.
  33. Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.:ФиС., 1984,128с.
  34. Кон И. С. Социология личности. -М.: Политиздат, 1967, -384с.
  35. Т. Трактат о хорошей работе/ пер. с польск. -М., 1975, -270с.
  36. P.JI. Исследование стилей руководства и лидерства в группах и коллективах.// Обзоры по важнейшим научно педагогическим проблемам. Вып. 4/14, Психология коллектива и личности. — М., 1980.
  37. Кричевский P. J1. Проблема сплоченности малых групп в зарубежной социальной психологии// Вопр. психол., 1973, N3.
  38. P.JT. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии.// Вопр. психол., 1977, № 6.
  39. Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.:МГУ, 1985. — 224с.
  40. В.А. Психология математических способностей школьников. -М., 1968.
  41. Л.Д. Еще раз о стилях управления.// ЭКО, -1983, № 9.
  42. Л.Д. Каким быть руководителю. Л.:Лениздат, 1986, — 159с.
  43. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1976.
  44. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив . -Л., 1974
  45. Кунц Г. О, Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.2. М., 1981.
  46. Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема. Автореф. канд. психол. наук. СПб, 1997.
  47. А.Ф. Наука о характерах. Очерк. -ПБГ., 1918, -354с.
  48. Н.Д. О психических состояниях человека. -М., 1964.
  49. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963, — 340с.
  50. Н.С. Возрастные особенности развития склонностей.// В сб.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
  51. Н.С. Об изучении проблемы склонностей в русле идей Б.М. Теплова//Вопр. психол., 1976, N5, с. 45.
  52. Н.С. Склонность к труду как фактор одарённости.//Известия АПН. РСФСР, 1950, Вып.25.
  53. Н.С. Способности, труд, талант.-М., 1961.
  54. Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили взгляд из 1990-х. — Стиль человека: психологический анализ. — М. «Смысл» 1998, с.93−108.
  55. А.С. О воспитании. М., 1987.
  56. А.С. Избр. пед. соч. Т.1. М., 1977. с. 297.
  57. Н.И. Направленность личности и проблемы её воспитания: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1970.
  58. А.Ю. Стили педагогического общения тренеров детских команд и их оптимизация: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1990, -16с.
  59. А.В. Психологические факторы эффективности руководства юношеским спортивным коллективом . Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1986.
  60. Н.А. Математико-статистические методы в спорте. Москва, «Физкультура и спорт» 1974.
  61. Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально -психологического воздействия //Руководство и лидерство. Л., 1973.
  62. B.C. Лекции по психологии мотивов человека (учеб. пособие для спецкурса) Пермь, 1971, — 120с.
  63. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М., 1986.
  64. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М., 1992.
  65. В. Социально психологические аспекты управления.// Стиль и методы работы руководителя. — М.:Молодая гвардия, 1975. — 366.
  66. Д.А. Профессионально педагогическое общение учителя и ученика на уроке физической культуры . Автореферат дисс. канд. психол. наук. — Спб., 1992.
  67. В.Н. О связи склонностей и способностей // Склонности и способности. М. — JT., 1962, — с. 3 — 14.
  68. P.M. Психология соревнующегося спортсмена/ пер. с англ. -М.: Физкультура и спорт, 1979. -224.
  69. И.И., Галеев В. Х. О некоторых вопросах групповой спортивной деятельности . Тезисы докладов Уральской межвузовской конференции. Пермь, 1975, с.117−178.
  70. И. А. Склонности, их изучение и развитие в процессе обучения в школе // Вопр. психол. 1964, N2, — с. 57 — 66.
  71. Р.С. Социально психологический анализ эффективности деятельности коллектива. — М., 1984.
  72. В.Б. Стиль руководства и психологический климат // Социальная психология. М., 1975.
  73. A.M. Руководитель. -М., Политиздат., 1987, -368с.
  74. А.Б. Изучение психологических предпосылок развития склонностей к профессионально трудовой деятельности //Автореф. дисс. канд. психол. наук.- М. 1978, — 19с.
  75. А.В. Склонность и профессия .- М., 1981. 95 с. 78.0Шоннеси Дж. принципы организации управления фирмой/ пер. с англ. -М., 1979, -420с.
  76. А.Н., Чигнаков В. П., Ковалев Г. А. Эффективность труда руководителя. -М., 1988. -316с.
  77. И.И. Стиль управления в физкультурных организациях// Управление физической культурой и спортом. М.:ФиС, 1987. с. 251 — 254.
  78. А.В. Способности и труд. М., 1966.
  79. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. -М., 1978.
  80. О.В. К вопросам профессионального мастерства учителя физической структуры.// Основы профессионального мастерства учителя физической культуры. Ульяновск, 1976.
  81. К.К. О системе психологии. М. Мысль, 1972. — 217с.
  82. К.К. Об изучении и формировании личности учащегося . -М., 1966. с. 60.
  83. К.К. Проблемы способностей. -М., 1972.
  84. К.К. Теоретические проблемы личности.-М., 1974.
  85. В.Н. Полифункциональность деятельности тренера ДЮСШ// Автореферат дисс. канд. пед. наук. JI., 1982, — 168с.
  86. М. В. Особенности коммуникативной деятельности тренера ДЮСШ.: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1974, 19с.
  87. Н.В. Социально психологический анализ стиля руководства. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1980.
  88. Е.И. Настольная книга практического психолога, книга 2, М., 1998, с 214−215.
  89. А.В. и Киселёв Ю.А. Стиль руководства командой// Психология спорта высших достижений. М.: ФиС, 1979. с. 65 — 67.
  90. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  91. С.Л. Основы общей психологии.- М., 1946, — 704с.
  92. В.О., Паниотто В. И., Чурилов Н. Н., Опросы населения. -М., Финансы и статистика. 1984, -207с.
  93. А.А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом.// Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Л.:ЛГУ, 1980. с. 97 — 113.
  94. Е.Ф. К вопросу о способностях и отношениях дошкольника.// Склонности и способности. -Л., 1962.
  95. Ю.А. К вопросу о проявлении и соотношении способностей и интересов в школьном возрасте// Склонности и способности. Л., 1962, с. 80 — 93.
  96. А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986, — 176с.
  97. Е. В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург, 1996, 350с.
  98. Словарь русского языка. Под. ред. С. Г. Бархударова. М., 1961, т.4, с. 155.
  99. А.А. Психология . Учебник для пединститутов. 2-е изд. -М., 1962.
  100. И.Г. Проявление способностей к тренерской деятельности: Автореферат дисс. канд. психол. наук. -Спб., 1993.
  101. Стиль человека: психологический анализ, М., 1998.
  102. Теория индивидуальности: (Изд. 2-е) Всесоюзная торговая палата, отдел переводов. М., 1957. Пед. N49692.
  103. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, с. 10 -16.
  104. .М. Способность и одаренность.// Ученые записки Гос. НИИ психологии, -М., 1941, 7.11, с.40с.
  105. Труд руководителя. М., 1976. — с.266.
  106. Л.И. Организаторские способности и их развитие// ученые записки Курского пединститута", Вып.21,1967.
  107. М.Р. Энциклопедия современного управления. Т. З, -М., 1992.
  108. Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств. Автореф. канд. психол. наук. Спб, 1999.
  109. Г. А., Петровский А. В. Проблема потребностей в психологии личности.// Вопр. психол. 1956,№ 4.
  110. М.М. Социально психологические аспекты эффективного руководства спортивным коллективом- Автореферат дисс. канд. психол. наук. -М., 1978.
  111. П.А. Ближайшие задачи учительства в области профориентации. // В сб.: Вопросы профориентации и активизации познавательной деятельности старших школьников. Тюмень, 1970, вып.11,N139, с. 11.
  112. П.А. Движущие силы учебно-воспитательного процесса. Научные труды Тюменского гос. универ. Сб.6, вып.1. Тюмень, 1974.
  113. П.А. К вопросу о соотношении способностей и склонностей.// Педагог, педагогика и школа. Сб.42,вып.9,Тюмень, 1968.
  114. П.А. О некоторых особенностях у старшеклассников и их учете при профориентации.//В сб.: Психолого-педагогические проблемы формирования активности личности учащихся. вып. 12, N159, Тюмень, 1971, с. 28.
  115. Р.Х. Социально психологические проблемы руководства педагогическим коллективом . — М., 1982. -208с.
  116. А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя . Вып.1. Л., 1976.
  117. А.И., Мудрик А. В. Психология учителя// Возрастная и педагогическая психология. М., 1979.
  118. В.А. Пособие физкультурному руководителю. Киев: Здоровья, 1990. с. 101 — 108.
  119. Якобсон. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М., 1969, — 317с.
  120. В.А. Обучение как процесс управления : психологические аспекты. Л.: ЛГУ, 1988, — 160с.
  121. В.А. Психологические аспекты формирования педагогического мастерства // Вест. ЛГУ, Ш1. Вып.2. 1979. с. 52 — 54.
  122. А.В. Об ошибках в определении способностей .// Склонности и способности. -Л., 1962.
  123. Berkowitz L.A. Survey of social psychology. Illinois, 1975.
  124. Blake R.R., Mouton J.S. The managerial grid. Houston, 1964.
  125. Cound D.M. A call for leadership // Quality progress. 1987, N3, P. l 1.
  126. Craig R., Mehrens W., Clarizio H. Contemporary educational psychology: Concepts, Issues, Aplications. N.Y., 1975. c.319.
  127. Deaux K., Wrightsman L.S. Social psychology in the 80 monterey, 1984.
  128. Gibb C.A. Leadership // Handbook of social psychology. Vol.4 Reading, mass: Addison Wesley, 1969.Ed.by Lindzey G. and Aronson E.
  129. Goldberg J.A. Management Style: a catalyst to productivity improvement in the public sector // National productivity rewiew, 1985 — N3 .N. 256 — 264.
  130. Hill W. Leadership style: Rigid or flexible. Organizational behavior and human performance, 1973, V.9.
  131. Lewin K. The dynamics of group action // Educational leadership. 1944. N1.
  132. Ninomiya J.S. Fuhren wie in wilden westen// Harward manager. N4.c. 1520, 1988.
  133. Purcell J. Mapping management styles in employee relations// Journal management studies. 1987. N5. P.533.
  134. ShawM. E. Group dynamics, N.Y., 1971.
  135. Stogdill R.M. Handbook of leadership. N.Y., 1974.
  136. Villere M.F., Boeuf м. Applying business methods and technigues // Business. 1984. N1.P.53 — 56.
  137. White R., Lippitt R. Leader behavior and member reaction in three «social climates». In: Group dynamics. Research and theory .N.Y., 1968.
Заполнить форму текущей работой