Склонность к стилям руководства преподавателей физической культуры
Диссертация
Апробация работы и ее внедрение. Результаты диссертационного исследования докладывались на кафедре психологии человека РГПИ им. А. И. Герцена, на научно-практической конференции «Ананьевские чтения -99» в Санкт-Петербургском гос. университете. По теме диссертации опубликованы две работы. Полученные результаты используются на лекциях и практических занятиях студентов в курсе «Психология… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема стилей руководства преподавателей в современной социальной и педагогической психологии
- 1. 1. Стили деятельности и стили руководства
- 1. 2. Виды стилей руководства
- 1. 3. Эффективность различных стилей руководства
- 1. 4. Изучение стилей руководства преподавателей физической культуры
- 1. 5. Склонность как психологический феномен и факторы, ее определяющие
- Глава 2. Организация исследования
- 2. 1. Цели и задачи исследования
- 2. 2. Разработка и апробирование методики изучения склонности к тому или иному стилю руководства
- 2. 3. Методики изучения особенностей личности
- 2. 4. Гипотеза исследования
- 2. 5. Характеристика изучавшейся выборки
- 2. 6. Статистическая обработка материалов исследования
- Глава 3. Результаты исследования
- 3. 1. Выраженность склонности к различным стилям руководства в разных поло-возрастных группах студентов факультета физической культуры
- 3. 2. Склонность к стилю руководства и личностные особенности
- 3. 3. Связь склонности к стилю руководства с типологическими особенностями свойств нервной системы
- 3. 4. Связь личностных особенностей с типологическими особенностями свойств нервной системы
Список литературы
- Андреев А.А. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащихся на уроке: Автореферат дисс. канд. психол. наук. — Л., 1984.
- Аргунов А.С. О требованиях к учителю физической культуры и его профессиональной подготовке.// Основы профессионального мастерства учителя физической культуры. Ульяновск, 1976.
- Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977, — 382с.
- Бака М.М. Комплексный подход в работе с физкультурными кадрами в Украинской СССР// Теория и практика физической культуры. 1982, № 4, с.5−7.
- Белозёров С.М. Влияние управленческой концепции руководителя на деятельность коллектива предприятия. Автореферат дисс. на соиск. ученый степени канд. психол. наук. М., 1986.
- Бодалев А.А., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения с учащимися на их эмоциональный опыт// Проблемы общения и воспитания. Ч. 1. Тарту, 1974.
- Волков И.П. Стили руководства при решении задач социального развития коллективов предприятия.//Социальная психология и социальное планирование. Л.:ЛГУ, 1973. с. 84 — 91.
- Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль деятельности учителя физического воспитания на уроке и его формирование у студентов.// Автореф. канд. дисс. психол. наук. -Л., 1976. -19с.
- П.Гуменюк Н. В., Клименко В. В. Психология физического воспитания и спорта. К.:Вища школа, 1985, — 312с.
- Деркач А.А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М.: Физкультура и спорт, 1981. -374с.
- Ермолин В.В. Предпосылки формирования профессионального призвания . -Ростов на — Дону, 1974.
- Ермолин В.В. Профессиональное призвание: Лекции по спецкурсу. -Иваново, 1972. 354с.
- Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. -М.:Луч, 1991, -159с.
- Жмарев Н.В. Управленческая и организаторская деятельность тренера. -К.:Здоровья, 1986. 126с.
- Журавлев А. Л. Факторы формирования стиля руководства производственным коллективом.// Социально психологические проблемы производственного коллектива. — М.:Наука, 1983. с. 101 -115.
- Журавлев А.Л., Рубахин В. Ф. Проблема «человеческого фактора» в управлении. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976, с. 59 — 60.
- Иванов С.В. Психологические особенности профессионального педагогического общения на уроках физической культуры. Автореф. дисс канд. психол. наук. -Л. 1990, 18с.
- Ильин Е.П. Изучение физиологической природы свойства силы нервной системы по возбуждению // Вопросы психологии, 1979, № 2, с. 78.
- Ильин Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии (экспресс методы изучения свойств нервной системы). Jl., 1981.
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М., Просвещение, 1983.-222с.
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М., Просвещение, 1987. — 283с.
- Ильин Е.П. Способности и склонности: какова природа их связи.// Диагностика познавательных способностей. Ярославль, 1986. с. 98 — 110.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. Челябинск, 1999, 321с.
- Кабаленко Т.С. Психология управления. Часть 1, Управленческая деятельность. М., 1996.
- Кадыров Б.Р. Изучение психофизиологических предпосылок склонностей.// Вопр. психол. № 2, 1989, с.114 120.
- Кайдалов Д.П., Сулменко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности. М.'.Мысль, 1979. с. 83.
- Киреенко В.И. Психология способностей к изобретательной деятельности . -М., 1959.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Изд. Казанского университета, 1969.
- Ковалев А.Г. Коллектив и социально психологические проблемы руководства. М., 1978. — 278с.
- Ковалев А.Г. Психология личности.- М., 1969, 391с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. 1960. Т.2, Способности. — 303с.
- Ковалевский С. Руководитель и подчиненный/ пер. с польск. -М., 1973, -186с.
- Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.:ФиС., 1984,128с.
- Кон И. С. Социология личности. -М.: Политиздат, 1967, -384с.
- Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе/ пер. с польск. -М., 1975, -270с.
- Кричевский P.JI. Исследование стилей руководства и лидерства в группах и коллективах.// Обзоры по важнейшим научно педагогическим проблемам. Вып. 4/14, Психология коллектива и личности. — М., 1980.
- Кричевский P. J1. Проблема сплоченности малых групп в зарубежной социальной психологии// Вопр. психол., 1973, N3.
- Кричевский P.JT. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии.// Вопр. психол., 1977, № 6.
- Кричевский Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.:МГУ, 1985. — 224с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. -М., 1968.
- Кудряшова Л.Д. Еще раз о стилях управления.// ЭКО, -1983, № 9.
- Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. Л.:Лениздат, 1986, — 159с.
- Кузьмина Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1976.
- Кузьмин Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив . -Л., 1974
- Кунц Г. О, Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.2. М., 1981.
- Курдюков Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема. Автореф. канд. психол. наук. СПб, 1997.
- Лазурский А.Ф. Наука о характерах. Очерк. -ПБГ., 1918, -354с.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. -М., 1964.
- Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963, — 340с.
- Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей.// В сб.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
- Лейтес Н.С. Об изучении проблемы склонностей в русле идей Б.М. Теплова//Вопр. психол., 1976, N5, с. 45.
- Лейтес Н.С. Склонность к труду как фактор одарённости.//Известия АПН. РСФСР, 1950, Вып.25.
- Лейтес Н.С. Способности, труд, талант.-М., 1961.
- Леонтьев Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили взгляд из 1990-х. — Стиль человека: психологический анализ. — М. «Смысл» 1998, с.93−108.
- Макаренко А.С. О воспитании. М., 1987.
- Макаренко А.С. Избр. пед. соч. Т.1. М., 1977. с. 297.
- Макаров Н.И. Направленность личности и проблемы её воспитания: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1970.
- Максаков А.Ю. Стили педагогического общения тренеров детских команд и их оптимизация: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1990, -16с.
- Маржиня А.В. Психологические факторы эффективности руководства юношеским спортивным коллективом . Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1986.
- Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте. Москва, «Физкультура и спорт» 1974.
- Маслов Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально -психологического воздействия //Руководство и лидерство. Л., 1973.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека (учеб. пособие для спецкурса) Пермь, 1971, — 120с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М., 1986.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М., 1992.
- Михеев В. Социально психологические аспекты управления.// Стиль и методы работы руководителя. — М.:Молодая гвардия, 1975. — 366.
- Мишутин Д.А. Профессионально педагогическое общение учителя и ученика на уроке физической культуры . Автореферат дисс. канд. психол. наук. — Спб., 1992.
- Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей // Склонности и способности. М. — JT., 1962, — с. 3 — 14.
- Найдиффер P.M. Психология соревнующегося спортсмена/ пер. с англ. -М.: Физкультура и спорт, 1979. -224.
- Насыров И.И., Галеев В. Х. О некоторых вопросах групповой спортивной деятельности . Тезисы докладов Уральской межвузовской конференции. Пермь, 1975, с.117−178.
- Невский И. А. Склонности, их изучение и развитие в процессе обучения в школе // Вопр. психол. 1964, N2, — с. 57 — 66.
- Немов Р.С. Социально психологический анализ эффективности деятельности коллектива. — М., 1984.
- Ольшанский В.Б. Стиль руководства и психологический климат // Социальная психология. М., 1975.
- Омаров A.M. Руководитель. -М., Политиздат., 1987, -368с.
- Орлов А.Б. Изучение психологических предпосылок развития склонностей к профессионально трудовой деятельности //Автореф. дисс. канд. психол. наук.- М. 1978, — 19с.
- Орлов А.В. Склонность и профессия .- М., 1981. 95 с. 78.0Шоннеси Дж. принципы организации управления фирмой/ пер. с англ. -М., 1979, -420с.
- Пономарев А.Н., Чигнаков В. П., Ковалев Г. А. Эффективность труда руководителя. -М., 1988. -316с.
- Переверзин И.И. Стиль управления в физкультурных организациях// Управление физической культурой и спортом. М.:ФиС, 1987. с. 251 — 254.
- Петровский А.В. Способности и труд. М., 1966.
- Петровский А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. -М., 1978.
- Петунин О.В. К вопросам профессионального мастерства учителя физической структуры.// Основы профессионального мастерства учителя физической культуры. Ульяновск, 1976.
- Платонов К.К. О системе психологии. М. Мысль, 1972. — 217с.
- Платонов К.К. Об изучении и формировании личности учащегося . -М., 1966. с. 60.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. -М., 1972.
- Платонов К.К. Теоретические проблемы личности.-М., 1974.
- Прохоров В.Н. Полифункциональность деятельности тренера ДЮСШ// Автореферат дисс. канд. пед. наук. JI., 1982, — 168с.
- Прохорова М. В. Особенности коммуникативной деятельности тренера ДЮСШ.: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1974, 19с.
- Ревенко Н.В. Социально психологический анализ стиля руководства. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1980.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога, книга 2, М., 1998, с 214−215.
- Родионов А.В. и Киселёв Ю.А. Стиль руководства командой// Психология спорта высших достижений. М.: ФиС, 1979. с. 65 — 67.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 1946, — 704с.
- Руковишников В.О., Паниотто В. И., Чурилов Н. Н., Опросы населения. -М., Финансы и статистика. 1984, -207с.
- Русалинова А.А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом.// Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Л.:ЛГУ, 1980. с. 97 — 113.
- Рыбалко Е.Ф. К вопросу о способностях и отношениях дошкольника.// Склонности и способности. -Л., 1962.
- Самарин Ю.А. К вопросу о проявлении и соотношении способностей и интересов в школьном возрасте// Склонности и способности. Л., 1962, с. 80 — 93.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986, — 176с.
- Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург, 1996, 350с.
- Словарь русского языка. Под. ред. С. Г. Бархударова. М., 1961, т.4, с. 155.
- Смирнов А.А. Психология . Учебник для пединститутов. 2-е изд. -М., 1962.
- Станиславская И.Г. Проявление способностей к тренерской деятельности: Автореферат дисс. канд. психол. наук. -Спб., 1993.
- Стиль человека: психологический анализ, М., 1998.
- Теория индивидуальности: (Изд. 2-е) Всесоюзная торговая палата, отдел переводов. М., 1957. Пед. N49692.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, с. 10 -16.
- Теплов Б.М. Способность и одаренность.// Ученые записки Гос. НИИ психологии, -М., 1941, 7.11, с.40с.
- Труд руководителя. М., 1976. — с.266.
- Уманский Л.И. Организаторские способности и их развитие// ученые записки Курского пединститута", Вып.21,1967.
- Фармер М.Р. Энциклопедия современного управления. Т. З, -М., 1992.
- Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств. Автореф. канд. психол. наук. Спб, 1999.
- Фортунатов Г. А., Петровский А. В. Проблема потребностей в психологии личности.// Вопр. психол. 1956,№ 4.
- Фролова М.М. Социально психологические аспекты эффективного руководства спортивным коллективом- Автореферат дисс. канд. психол. наук. -М., 1978.
- Шавир П.А. Ближайшие задачи учительства в области профориентации. // В сб.: Вопросы профориентации и активизации познавательной деятельности старших школьников. Тюмень, 1970, вып.11,N139, с. 11.
- Шавир П.А. Движущие силы учебно-воспитательного процесса. Научные труды Тюменского гос. универ. Сб.6, вып.1. Тюмень, 1974.
- Шавир П.А. К вопросу о соотношении способностей и склонностей.// Педагог, педагогика и школа. Сб.42,вып.9,Тюмень, 1968.
- Шавир П.А. О некоторых особенностях у старшеклассников и их учете при профориентации.//В сб.: Психолого-педагогические проблемы формирования активности личности учащихся. вып. 12, N159, Тюмень, 1971, с. 28.
- Шакуров Р.Х. Социально психологические проблемы руководства педагогическим коллективом . — М., 1982. -208с.
- Щербаков А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя . Вып.1. Л., 1976.
- Щербаков А.И., Мудрик А. В. Психология учителя// Возрастная и педагогическая психология. М., 1979.
- Щербина В.А. Пособие физкультурному руководителю. Киев: Здоровья, 1990. с. 101 — 108.
- Якобсон. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М., 1969, — 317с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления : психологические аспекты. Л.: ЛГУ, 1988, — 160с.
- Якунин В.А. Психологические аспекты формирования педагогического мастерства // Вест. ЛГУ, Ш1. Вып.2. 1979. с. 52 — 54.
- Ярмоленко А.В. Об ошибках в определении способностей .// Склонности и способности. -Л., 1962.
- Berkowitz L.A. Survey of social psychology. Illinois, 1975.
- Blake R.R., Mouton J.S. The managerial grid. Houston, 1964.
- Cound D.M. A call for leadership // Quality progress. 1987, N3, P. l 1.
- Craig R., Mehrens W., Clarizio H. Contemporary educational psychology: Concepts, Issues, Aplications. N.Y., 1975. c.319.
- Deaux K., Wrightsman L.S. Social psychology in the 80 monterey, 1984.
- Gibb C.A. Leadership // Handbook of social psychology. Vol.4 Reading, mass: Addison Wesley, 1969.Ed.by Lindzey G. and Aronson E.
- Goldberg J.A. Management Style: a catalyst to productivity improvement in the public sector // National productivity rewiew, 1985 — N3 .N. 256 — 264.
- Hill W. Leadership style: Rigid or flexible. Organizational behavior and human performance, 1973, V.9.
- Lewin K. The dynamics of group action // Educational leadership. 1944. N1.
- Ninomiya J.S. Fuhren wie in wilden westen// Harward manager. N4.c. 1520, 1988.
- Purcell J. Mapping management styles in employee relations// Journal management studies. 1987. N5. P.533.
- ShawM. E. Group dynamics, N.Y., 1971.
- Stogdill R.M. Handbook of leadership. N.Y., 1974.
- Villere M.F., Boeuf м. Applying business methods and technigues // Business. 1984. N1.P.53 — 56.
- White R., Lippitt R. Leader behavior and member reaction in three «social climates». In: Group dynamics. Research and theory .N.Y., 1968.