Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическое управление в системе современного отечественного менеджмента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве основной теоретической платформы исследования использовались подходы: системно-функциональный (B.F. Ананьев, В. А. Барабанщиков, Н. Винер, В. А. Ганзен, В. А. Карташов, Б. Ф. Ломов, В.Д. Шадриков), субъектно-деятельностный (К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. Н. Леонтьев, А. В. Карпов, СЛ. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), концепции социально-психологических… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • Глава.
    • 1. 1. АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
      • 1. 1. 1. Теоретические предпосылки выделения управленческого взаимодействия в предмет исследования
      • 1. 1. 2. Определение управленческого взаимодействия
  • Глава.
    • 1. 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЧУЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ
      • 1. 2. 1. Теория отчуждения Эрика Фромма
      • 1. 2. 2. Проблема включенности человека в совместную деятельность
        • 1. 2. 2. 1. Эмпирические референты управленческого взаимодействия и методы их исследования
      • 1. 2. 3. Мотивация и структура управленческой деятельности
  • Глава.
    • 1. 3. ЛИДЕРСТВО, РУКОВОДСТВО И УПРАВЛЕНИЕ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
      • 1. 3. 1. Основные понятия лидерства, руководства, управления
      • 1. 3. 2. Системы руководства и подчинения
      • 1. 3. 3. Стили и методы руководства и управления
  • Глава.
    • 1. 4. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
      • 1. 4. 1. Проблема психологического управления в американской социальной психологии
      • 1. 4. 2. Проблема психологического управления в западноевропейской психологии
      • 1. 4. 3. Проблема психологического управления в практике японского менеджмента
      • 1. 4. 4. Проблема психологического управления в отечественной психологии
  • Раздел 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • Глава.
    • 2. 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
      • 2. 1. 1. Психологические аспекты коллектива в условиях рынка
      • 2. 1. 2. Социально-психологический климат организации
      • 2. 1. 3. Некоторые особенности диагностики социально-психологических состояний коллектива
      • 2. 1. 4. Объективные и субъективные аспекты совершенствования психологического управления
  • Глава.
    • 2. 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
      • 2. 2. 1. Стратегическое и оперативное планирование в организации
      • 2. 2. 2. Проблема коммуникативности руководителей современных организаций
  • Глава.
    • 2. 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
      • 2. 3. 1. Предтеория психологического проектирования
      • 2. 3. 2. Основные формы работы психологической службы и некоторые результаты психологического управления
  • Раздел 3. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
  • Глава.
    • 3. 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
      • 3. 1. 1. Социально-психологические особенности современного маркетинга
      • 3. 1. 2. Оперативное планирование в маркетинге
  • Глава.
    • 3. 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
      • 3. 2. 1. Психологический анализ конкуренции
    • 3. ^2.2. Социально-психологические аспекты имиджа людей и товаров
      • 3. 2. 3. Социально-психологический анализ потребностей потребителей и мотивов их деятельности
  • Раздел 4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • Глава.
    • 4. 1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Глава.
    • 4. 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
  • Глава.
    • 4. 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
  • Глава.
    • 4. 4. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
  • Раздел 5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ
  • Глава.
    • 5. 1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
      • 5. 1. 1. Общение руководителя современной организации как теоретическая категория и конкретная управленческая функция
  • Глава.
    • 5. 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
      • 5. 2. 1. Консультирование руководителя
      • 5. 2. 2. Социально-психологический тренинг руководителя
      • 5. 2. 3. Руководитель — хороший спортсмен

Психологическое управление в системе современного отечественного менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена кардинальными изменениями в современной России, затронувшими буквально все сферы её жизнедеятельности особенно сферу производства и экономики в целом.

В этой связи, переход в управлении от планово-административных методов к рыночным кардинально изменил экономическую, социальную, политическую и психологическую обстановку в стране. Как правило, осуществление радикальных социально-экономических реформ связано с определенной дегуманизацией отношений между людьми, включенными в различные системы управления. Ситуация в России — не исключение. Тем не менее, преодоление возникающих на этом этапе кризисов не возможно без отказа от игнорирования проблем отношения с персоналом, от желания манипулировать кадрами. И все более управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни организации, способной многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического (Т.Ю. Базаров, Б. Л. Еремин, П. В. Малиновский и др.). Это, безусловно, требует существенной перестройки и стратегии, и тактики, и методов управления.

В такой ситуации существенно повышается роль психологии, ибо резко обостряется поиск новых способов решения вопросов управления и руководства человеческими организациями.

Изменение форм собственности, переход на рыночные отношения с иной системой ценообразования, финансовой, кредитной и налоговой жесткостью оказал существенное влияние на психологию субъектов деятельности — менеджеров и исполнителей.

Не случайно, все чаще раздаются призывы к оптимизации социально-психологического климата в каждом конкретном коллективе: такая альтернатива многим представляется единственной возможностью нейтрализации нарушенных экономических отношений. Однако подобные призывы выглядят, скорее, благими пожеланиями: малообоснованными и проблематичными. К сожалению, не только в отечественной психологической науке, но и в самом российском обществе до сих пор не решен принципиальнейший вопрос о том, как добиться, чтобы каждый конкретный член этого общества стал не только объектом, но и субъектом трудовой и общественно-политической деятельности. Не решив этот вопрос, невозможно коренным образом преобразовать общество, сделать его демократическим и гуманным. В последнем ежегодном Послании Президента России Федеральному собранию поставлена задача удвоения ВВП уже в ближайшие годы. Эта задача традиционным менеджментом явно невыполнима.

Как известно, совершенствование производственных, информационных и управленческих технологий, а также глобальная переоценка индивидуальных и общечеловеческих ценностей позволили наиболее близко подойти к решеншо центральной проблемы человечества: преодолению противоречия между человеком и организацией. Сегодня лишь ленивый еще не понял, что сила его организации, прежде всего в человеческом капитале (Т.Ю. Базаров, А. И. Донцов, A.JI. Журавлев).

Именно человеческий фактор, — как полагает АЛ. Свенцицкий, — во многом определяет жизнеспособность той или иной организации. Квалификация персонала, его мотивация, социально-психологический климат, характер руководства — вот лишь. некоторые важные составляющие, обеспечивающие эффективность любой организации. Даже высокий уровень технической оснащенности персонала не поможет ему успешно выполнять свои функции, если в организации не проводится соответствующего психологического отбора и, профессиональной подготовки работников, низка их трудовая мотивация, постоянно высок уровень конфликтности во всех подразделениях, а руководитель не может найти общего языка со своими подчиненными. Очевидно, что, ставя перед собой задачу повышения эффективности организаций, необходимо обязательно учитывать психологические стороны их жизнедеятельности. Гуманистическая — трактовка человека как субъекта не только подтверждает данное положение, но и противостоит тоталитаристскому пониманию его как пассивного существа, отвечающего на внешние воздействия (стимулы) лишь системой реакций, являющегося «винтиком» государственной производственной машины, элементом производительных сил, продуктов (то есть только объектом) развития общества. Иначе говоря, лишь общество влияет на индивида, но не индивид как член общества — на это последнее. Общество, вообще социум — всемогущая сила, которая путем обучения и воспитания навязывает всем определенные знания, взгляды, идеи и т. д. Такое антигуманистическое понимание человека, ведущее к идеологии и практике тоталитаризма, до сих пор сохраняется — часто неосознанно — во многих распространенных у нас теориях (А.В. Брушлинский, A. JL Журавлев).

На наш взгляд, подобное положение в обществе и науке будет сохраняться еще немало времени. Повинны в этом обе стороны. Итем не менее, сегодня от самой науки зависит многое, хотя ссылки на её невостребованность внешне выглядят, убедительно. Между тем, невостребованность эта вполне объективна: у той же психологии сегодня совсем, не много «рыночного товара», который мог бы служить обществу в целом и каждому из его членов, в частности.

В годы кризисного развития общества закономерным становится интенсификация психологических исследований, рассматривающих частные и глобальные проблемы происходящей трансформации.

Как отмечает А. В. Карпов, это и хотя и правильно, но не точно. Речь в действительности идет не о «буме» управленческих исследований, а о том, теория и психология управления наконец-то и у нас начинают обретать свое истинное — нормальное место — то, которое им по праву принадлежит и в науке и в менеджменте.

Современный менеджмент — феномен междисциплинарный и системный. Его структура сложная и разноуровневая. Вместе с тем, понятие менеджмента до сих пор не определено ичаще всего определяется как система управления (Т.Ю. Базаров, А. А. Деркач, П. Друкер, A.JI. Журавлев, А. Н. Занковский, А. В. Карпов, А. И. Китов, Б. Ф. Ломов, Г. С. Никифоров, В. В. Новиков, Н. Н. Обозов, В. И. Пефтиев, Т. Питере, А. Л. Свенцицкий, А. И. Субетто, Р. Уотермен, Т. Оучи и др.). В эту систему входит разработка философских, социологических, экономических, правовых, психологических и многих других проблем.

В рассматриваемой ситуации особую значимость приобретают исследования психологии современного менеджмента, т. е. управления человеческой составляющей организаций всех форм государственной и негосударственной собственности. Менеджмент — понятие сложное, фактически до сих пор никем строго не определенное, хотя существует множество различных определений, но чрезвычайно широко распространенное и произвольно толкуемое. Ясно, что это явление не только социально-экономическое, но и психологическое.

Можно со всей ответственностью утверждать, что, несмотря на огромное обилие мировой литературы по менеджменту, буквально каждый современный российский менеджер организации любой формы собственности и любого уровня функционирования: индивидуально-частного, муниципального, областного или федерального, — постоянно нуждается в научно обоснованных рекомендациях при выработке, принятии и реализации своих управленческих решений. Эту, далеко не новую, мысль ученые повторяют довольно часто, и в ее подтверждение называют десятки имен классиков отечественной и зарубежной науки управления, в которой давно и прочно многое ожидается от психологии. Столь же ответственно можно утверждать и то, что никто, нигде и никогда не сможет дать такого универсального совета, который был бы безоговорочно применим во всех конкретных жизненных обстоятельствах. Управленческая деятельность настолько сложна и многообразна, что давным-давно априори бытует постулат: «Управление — это не только наука, но и искусство!». В наше время управление — прежде всего наука. И составляющей этой науки давно является психология.

К сожалению, абсолютное большинство психологических исследований выполняется на специфическом языке описания объекта конкретной науки. Этот язык не позволяет решать многообразные, нередко противоречивые, управленческие задачи, адекватные той реальной ситуации, в которую, чаще всего, неожиданно попадает конкретный объект.

В тесной связи со всем сказанным, перманентно актуальна задача выделения и определения понятий, а потом и создания некоторой системы этих понятий, позволяющих изначально планировать и выполнять конкретное прикладное психологическое исследование под совершенно реальное управленческое задание.

На наш взгляд, названному требованию уже сегодня вполне отвечает такое направление в современном менеджменте, которое определилось трудами Ю. М. Забродина, А. В. Карпова, В. В. Новикова, их соратников и учеников.

В нынешних общественно-политических и экономических условиях возникло противоречие между новыми требованиями, объективно предъявляемыми обществом к управлению (в самом широком смысле) и отсутствием реальных инноваци-онных.концепций, моделей, которые помогли бы обеспечить оптимальное развитие названных явлений.

Данное противоречие обусловило основную проблему нашего исследования: теоретическое обоснование и апробация принципиально новой парадигмы оптимального управления производственными организациями в условиях кризисного общества.

Целью диссертационного исследования является разработка концепции психологического управления в системе отечественного менеджмента, интегрирующей психологические формы и методы управленческой деятельности при разнообразных формах собственности, уровнях состояния кризисности и социально-психологического развития производственных организаций.

В соответствии с целью исследования формулировались и его задачи:

1) сделать достаточно обстоятельный литературный обзор, посвященный проблеме психологических и экономических особенностей современной управленческой деятельности в российских условиях, социально-психологических характеристик менеджеров государственных и негосударственных предприятий;

2) создать методики исследования субъекта деятельности, личности и группы, применяемые в мировой практике;

3) отобрать из множества методов наиболее адекватные для целей нашего исследования;

4) определить репрезентативные выборки обследуемых менеджеров и предпринимателей разного уровня для получения надежных результатов;

5) разработать собственные валидные опросники и анкеты для диагностики изучаемых проблем;

6) исследовать особенности представлений об успешном менеджере у разных групп населения, в том числе и у членов возглавляемых ими организаций.

Объект исследования: производственные организации различные по размеру, формам совместной деятельности и собственности, расположенные на территории СНГ: России, Украины, Белоруссии, Молдавии и Узбекистана.

Генеральную совокупность исследуемых составили 3650 менеджеров разного уровня управления и рабочие отечественного промышленного производства. Выборочная совокупность исследуемых работников производственных организаций превышает 25 тыс. человек.

Основной базой экспериментального исследования являлись производственные организации г. Санкт-Петербурга (НПО «Госметр», производственные объединения: «ЛОМО», «Светлана», «Позитрон», «Звезда» и др.), а так же ряд ПО Ленинградской области.

Диссертационная работа выполнялась с 1982 г. по настоящее время, т. е. более двадцати лет.

Предмет исследования — базовые структурно-функциональные составляющие психологического управления научно-производственных организаций в структуре современного менеджмента, включающие организаторское взаимодействие руководителей разного уровня государственных и негосударственных предприятий, механизмы совместной деятельности менеджеров и их подчиненных, социально-психологические параметры организаций.

Гипотеза исследования: психологически обоснованная управленческая интеракция является оптимальным условием эффективности современного менеджмента и механизмом совершенствования — производственных организаций, а также формирования многообразных позитивных отношений в организациях любой формы собственности.

Организационное и социально-психологическое проектирование управленческого взаимодействия менеджеров: и исполнителей: является действенным механизмом оптимизации базовых аспектов жизнедеятельности производственных организаций.

Методологической основой настоящего исследования являются парадигмы гуманистической психологии и принципы отечественной естественнонаучной психологии.

В качестве основной теоретической платформы исследования использовались подходы: системно-функциональный (B.F. Ананьев, В. А. Барабанщиков, Н. Винер, В. А. Ганзен, В. А. Карташов, Б. Ф. Ломов, В.Д. Шадриков), субъектно-деятельностный (К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. Н. Леонтьев, А. В. Карпов, СЛ. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), концепции социально-психологических особенностей групповой деятельности и взаимодействия (Г.МАндреева, И. П. Волков, А. И. Донцов, Р. Б. Гительмахер, А. Л. Журавлев, Е. С. Кузьмин, В. Н. Куницина, Р. Л. Кричевский, ЯЛ. Коломинский, В. В. Новиков, Н. Н. Обозов,. БД. Парыгин, А. В. Петровский, В. Е. Семенов, А. Л. Свенцицкий, Л. И. Уманский, А. С. Чернышов, П. Н. Шихирев, Е.В. Шорохова), фундаментальные теории и психологии управления (Р. Блейк, А. А. Богданов, М. Вебер, Н. А. Витке, Г. Гант, А. К. Гастев, Ф. Гилберт, П. М. Керженцев, Е. С. Кузьмина, ЛЛайкерт, Б. Ф. Ломов, Д. Макгрегор, Д: Мунк, А. Файоль, Ф. Фидлер, Ф. Херцберг, И. Н. Шпильрейн, Г. Эмерсон), системо-образующие концепции организационной психологии (Л.В. Винокуров, Л. Джуэлл, Ю. М. Забродин, А. Н. Занковский,.

Т.П. ЕмельяноваА.Я. Кибанов, Ю. Д. Красовский, В. В. Новиков, А. Г. Огарков, А. Г. Почебут, И. Перлаки, Э. Р. Роджерс, С. И. Самыгин, И. Р. Сушков, АЛ: Свен-цицкий, Т. А. Тылевич, Дж. О’Шонесси, Ю. И. Шорохов, И.П. Яковлев), теории психологических отношений (Э. Мэйо, В. Н. Мясищев, В. Е. Семенов, В. Франкл, Э. Фромм, Ф. Хайдер), психологические теории принятия управленческих решений (В.А. Бакеев, А. Б. Венгеров, С. О. Доннел, А. ВКарпов, Ю. Козелецкий, М. Мескон,.

A.А. Николаевский, Э. А. Смирнов, Ю. А. Тихомиров, В. А. Уразаева, Н.Г. Чумаченко), методологические основы психологического менеджмента (М Альберт, Т. Ю. Базаров, Н. П. Белецкий, С. Е. Велесько, М. Вудкок, Дж. Грейсон,.

B.А. Дятлов, В Зигерт, А. В. Карпов, И. Д. Ладанов, Л. Ланг, А. Маслоу, М. Х. Мескон, Е. Г. Молл, С. А. Мэллоун, Г. С. Никифоров, В. А. Розанова, Ф. Русин, Н.Е. Рев-ская, А. А. Соакян, В. В: Травин, Г. В. Щекин).

В решении некоторых теоретических аспектов исследуемой проблемы автор опиралсяна работы отечественных и зарубежных психологов (Т. Адаме, М. Аргайл, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Е. Е. Вендров, О. С. Вихонский, Ф. Генов, А. А. Деркач, В. В. Знаков, Т. С. Кабаченко, М. М. Кашапов, НКабаяси, А. И. Китов, А. Г. Ковалев, В. В. Козлов, Т. Конно, Н. В. Клюева, К. Левин, В: А. Мазилов, И. С. Мангутов, В. В. Марченко, Д. Морено, М. Роджер, С. К. Рощин, В. Ф. Рубахин, Г. С. Сухобская, А. Н. Сухов, И. ПФетискин, А. В. Филиппов, М. В. Удальцова,. А. А. Ухтомский, Р. Х. Шакуров, В. М. Шепель, В.Ф. Шевчук).

В процессе длительного исследования автором разработан собственный психосоциальный подход к рассматриваемой проблеме.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась особенностями эмпирической и экспериментальной работы в учитываемых и контролируемых условияхиспользованием комплекса теоретических и эмпирических методов, в том числе разновидности опросов, тестирования, эксперимента, активных методов, адекватных целям и задачам, поставленным в исследованиикачественным анализом полученных результатов, методами статистической обработки и применения^ стандартизованных компьютерных программ.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— Обобщен исторический опыт взаимодействия теории и практики современного отечественного и зарубежного менеджмента.

— Обоснована теоретическая значимость рассмотрения промышленного предприятия как научно-производственной организации, способствующая постановке новых теоретических задач, выявлению закономерностей развития, возникновения и преодоления кризисных ситуаций, разработке рекомендаций по совершенствованию менеджмента в конкретных исторических условиях.

— Впервые в отечественной литературе выделена и системно апробирована проблема психологического проектирования и управления отечественной организацией в структуре современного менеджмента в кризисном обществе. Показано, что любая организация может быть рассмотрена как достаточно самостоятельный объект и субъект совместной деятельности, как социально-психологическая группа определенного уровня развития и как среда саморазвития и самореализации личности.

— Определена структурно-функциональная сущность психологического управления, выявлена основа «психологии менеджмента», форма, ее структуры, описано содержание, сформулировано определение.

— Систематизированы принципы психологического проектирования организации труда и управления научно-производственными подразделениями.

— Определены условия и средства эффективного стимулирования психологического управления.

Практическая значимость исследования:

— Обобщен богатейший опыт использования психологического управления, накопленный в России в переходный и современный период рыночной экономики.

— Обоснована структурно-функциональная концепция проектирования современного менеджмента, а также система психологического управления для разных по объему и уровню развития организаций. Определены структура и функции кадровых служб этих структурных образований.

— Разработана и апробирована система психологического проектирования для конкретных производственных объединений и их подразделений с различным типом организации трудовой деятельности.

— Показана приоритетность в повышении экономической и социальной эффективности за счет разработки и внедрения новых форм организации и стимулирования труда, являющиеся, с одной стороны, — перспективной линией совершенствования российской экономики и психологии менеджмента, с другой — средством дальнейшего углубления демократии.

— Подтверждением сказанного явилось увеличение предприятий, в которых возросли производительность и качество труда, уменьшились потери рабочего времени, рациональнее использовались сырье и оборудование, повысилась удовлетворенность членов организации своим трудом и психологическим климатом в коллективе.

Основные положения, выносимые на защиту:

— Оптимальному совершенствованию и развитию производственных организаций, стоящих перед современным отечественным менеджментом, в большей степени способствует профессионально-личностная и социально-психологическая самоактуализация субъекта деятельности.

— Современный отечественный менеджмент представляет сложную систему управленческих взаимодействий в многообразных и разномасштабных организациях общества. Его структура детерминируется формой собственности предприятия, объемом, технологией производства, целями и задачами каждой конкретной организации.

— Основным объектом современного менеджмента, его системного анализа и воздействия является, прежде всего, вся конкретная организация в целом, а не только трудовой коллектив или его малые группы, отдельные личности, которые традиционно изучались и изучаются отечественными психологами.

— Базисом психологического управления является актуализация командой менеджеров всех основных, имеющихся реальных достижений в фундаментальной и прикладной психологии (знаний и методов), а также выработку и применение новых методов менеджмента непосредственно в процессе научно-практической деятельности.

— Основные принципы отбора методов психологии проектирования и их реализация в управлении должны базироваться на предварительном рассмотрении психологических аспектов жизнедеятельности производственной организации как целостной социотехнической системы. По итогам такого анализа удается, как правило, выйти на специальную систему психологических методов, которые в своей совокупности и могут рассматриваться как психологическое управление.

— Необходимыми документами и инструментами психологического управления и. проектирования являются: социальный паспорт и социально-психологический портрет организации. В последнем каждое конкретное предприятие рассматривается как сложная, многоуровневая система, имеющая не только производственно-технологическую, но и социально-психологическую структуры коллектива, отражающие механизм взаимодействия руководителей и исполнителей с технико-энергетической подсистемой, с условиями труда и быта, со всеми социально-экономическими сторонами ее жизнедеятельности.

— Основными критериями эффективности менеджмента в конкретной организации являются ее стабильность, благоприятный психологический климат, эффективное управление персоналом, оптимальное взаимодействие команды менеджеров с администрацией и всем коллективом, а, в конечном итоге, — постоянно растущая производительность труда, снижение себестоимости продукции, конкурентоспособность и, наконец, прибыльность.

— Эмпирически разработанные и апробированные нами технологии психологического управления обладают должной неспецифичностью, способствуют эффективному развитию производственных организаций и могут быть использованы менеджерами в самых разных организациях.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись и реализовались на протяжении всего периода сбора и анализа материалов диссертации. Начиная с 1982 г. ониапробировались на следующих научных собраниях: Всесоюзной научно-практической конференции «Мышление и общение в конкретных видах практической деятельности» (Ярославль, 1984) — Международной конференции «Роль психологических факторов интенсификации, экономики» (Звенигород, 1984) — Всесоюзной конференции «Проблемы повышения эффективности бригадной формы организации труда в промышленности» (Москва. 1986) — межрегиональных конференциях (Кострома, 1992, 1994) — Международной научной конференции «Человек в системе рыночных отношений» (Пенза, 1994) — Ананьевских чтениях (С.Петербург, 1997) — Первом Международном Азиатско-Тихоокеанском конгрессе «Человек, власть, общество» (Хабаровск, 1998), Втором съезде РПО. Международных конгрессах (Москва, 1998; Ярославль, 1999, 2000, 2004; Кострома, 2000 — 2004) и многих других.

Материалы исследований неоднократно обсуждались на кафедре социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, где автор был докторантом.

В силу специфики профессиональной деятельности автора материалы диссертации регулярно обсуждались на различных совещаниях в Федеральном научно-производственном центре «Госметр», а также на заседаниях рабочих групп, комитетов и коллегий Министерства промышленности РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Государственного Совета Президента Российской Федерации и т. п.

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано более 50 работ, общим объемом свыше 110 п.л., в том числе 3 монографии и несколько крупных учебных пособий;

Опубликованные статьи на русском и английском языках стали достоянием библиотек и отдельных ученых разных стран.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (1982;1987 гг.) собирался первичный эмпирический материал, определялись методологические и методические подходы к проблеме, обобщался опыт инновационной • управленческой деятельности на предприятиях оборонной промышленности и смежных отраслей. Появились первые научные публикации. Этап закончился защитой кандидатской диссертации.

На втором этапе {1988;1995 гг.) накапливался собственный практический опыт управленческой деятельности и новый эмпирический материал, получаемый па предприятиях России и других стран СНГ, шла усиленная теоретическая подготовка в области психологии управления и менеджмента. Проводились новые исследования и апробация идей, разработанных диссертантом, на основе которых осуществлялся набор диссертационного материала. Этап закончился прикреплением в качестве соискателя докторской научной степени в Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.

На третьем этапе (1996;2004 гг.) проводилось теоретическое обобщение собранных материалов, готовились монографии и статьи, часть которых была опубликована на английском языке в сборнике «Психологический пульс современной России» (М., 1997). Крупная монография «Психологическое управление в рыночных условиях», объемом 27,5 п.л. вышла в издательстве Института психологии.

РАН. Две монографии изданы в С.-Петербурге и Москве (общий объем около 50,0 п.л.). Параллельно шла апробация материалов диссертации на крупнейших научных форумах, как в России, так и за рубежом. Автор работает в тесном сотрудничестве с учеными и потребителями продукции возглавляемого им НПО в Германии, Голландии и Финляндии. Его монография «Психологическое управление в кризисном обществе», написанная в соавторстве с В. В. Новиковым и изданная при поддержке гранта РГНФ, была востребована на Всемирной книжной выставке издательствами ряда европейских стран и Японии.

Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка литературы, включающего 362 наименования, из них 46 — на иностранных языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данная диссертация, по замыслу автора, не только обобщает объемный материал проведенных исследований психологических феноменов менеджмента. В ней сделана попытка рассмотрения методологических, теоретических и методических вопросов социально-психологического содержания процессов стратегического и оперативного управления конкретными человеческими общностями (подразделениями, объединениями), призванными производить определенный продукт в условиях тотального наступления рыночных отношений и совершенно бесспорного экономического кризиса в стране. Недавнее практически повсеместное падение производства вызвало острейшую необходимость осмысления произошедшего. Иллюзорные надежды переходного периода на то, что экономические законы рынка сами собой все отрегулируют, рухнули из-за пренебрежительного отношения к человеческой психологии и явной недооценки роли психологии в управлении экономикой.

Общество убедилось в том, что так называемые «объективные экономические законы» без учета человеческих отношений не существовали и не могут существовать нигде, в том числе и в России. Не случайно об этих отношениях впервые заговорили в Америке, в подобной же ситуации, когда США находились в самом глубоком системном кризисе.

Вместе с тем, материалы нашего исследования убеждают, что принципиально неправильно механически переносить американский менеджмент на российскую почву. Одна из актуальных задач данной работы состояла именно в том, чтобы проанализировать отечественные разработки в области психологии менеджмента и, прежде всего, опыт использования элементов психологического управления организацией труда? больших и малых предприятий, позвенного (часто бригадного) проектирования и внедрения в жизнь научно обоснованных приемов и методов (операций и процедур) гуманизации труда, повышения его привлекательности и, разумеется, эффективности. На примере довольно многочисленных и широко признанных достижений еще недавно популярных отраслевых и заводских социально-психологических служб, наконец, на опыте собственной научно-практической деятельности, автор стремился доказать эффективность психологического управления в современном отечественном менеджменте.

В результате системного анализа литературных данных и собственных материалов впервые в отечественной психологической науке достигнуты следующие цели.

1. Обозначен контекст профессионального осмысления данной проблемы, связанной, прежде всего, с постановкой задач развития практической психологии менеджмента и ее ведущей функции — психологического управления. Сформулирована модель структуры современного менеджмента. Определено место в нем психологического управления в этой структуре.

2. Гипотетически обоснована концепция, важнейшим элементом которой является данная категория практической психологии. При этом, сформулировано и апробировано представление о психологическом проектировании как процессе разработки мероприятий психологического управления (воздействия), направленных на осуществление позитивных изменений целостных реальных объектов на основании учета закономерностей отражательной и регулятивной функций феноменов общественной психологии.

3. Определены некоторые специфические особенности функций и методов психологического проектирования, а также предъявляемые к ним требования (конструктивность по содержанию, реальность по форме, гуманность по целям).

4. Выделены некоторые методологические принципы психологического проектирования (системность, комплексность) — рассмотрена. одна из его универсальных процедур («синтез» данных реального анализа и идеального представления об оптимальном, с учётом реальных условий) функционировании и развитии проектируемого весьма сложного и динамичного объекта-субъекта, чаще всего, называемого сегодня самоуправляющейся организацией.

Рассмотренные выше принципы и процедуры применены в практике психологического (социально-психологического) проектирования производственных бригад на конкретных участках крупных российских предприятий, отличающихся друг от друга демографическим составом работников и способами организации совместной трудовой деятельности.

Разработана конкретная методика психологического проектирования, реализация которой позволила сформулировать ряд, как нам представляется, вполне обоснованных теоретических и практических положений, требующих всестороннего, по крайней мере, комплексного, а еще лучше, системного подходов к каждой конкретной производственной и непроизводственной организации.

Эффективность управления вообще, и психологического, в частности, зависит от осуществления управленческого взаимодействия, соответствующего типу совместной деятельности и внутренним связям коллективного субъекта в конкретной организации, ее подразделении.

Многочисленные исследования собственно социально-психологических характеристик управленческого взаимодействия (направленности, целостности, включенности, согласованности, структурированности, активности, эффективности и др.) позволили нам сформулировать некоторые практические рекомендации, направленные на повышение эффективности управления персоналом на так называемых первичном, бригадном, цеховом и тому подобных уровнях. Решение этой важной практической задачи возможно лишь на основе учета особенностей трудовой деятельности, выполняемой, например, бригадами, участками, предприятиями, и т. п.

Проблеме изучения управленческого взаимодействия в подразделениях с разными демографическими характеристиками, а также с различным типом совместной деятельности было специально посвящено многолетнее исследование, результаты которого представляются особенно актуальными и значимыми. При этом, конкретное исследование социально-психологических характеристик управленческого взаимодействия позволяет получить достоверную информацию об осуществлении управления не только разноуровневыми управленческими звеньями, но и о строении управленческих структур организации в целом, о необходимости их коррекции.

В работе показано, как социально-психологические проектные программы повышения эффективности управления конкретными участками включают психотехнологии, затрагивающие организацию управленческой структуры всего предприятия и социально-психологические факторы, включая деятельность субъекта и объекта управления.

Все сделанное на сегодняшний день в отечественной психологии в рассматриваемом в диссертации направлении представляется продуктивным шагом на пути соединения психологической науки с практикой функционирования производственных, и других организаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблемы общения в психологии. М.: Наука, 1981.2: Абульханова-Славская К.А. (ред.) Сознание личности в кризисном обществе. М.: ИП РАН, 1995.
  2. Абульханова-Славская К. А. Отечественная социальная психология // Психологическая наука в России XX столетия. М.: ИП РАН, 1997.
  3. Американская социология. М.: Прогресс, 1982.
  4. .Г. Психология человека (избранное) СПб., 1998.
  5. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988, 1994.
  6. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М.: МГУ, 1978.
  7. Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л.: ЛГУ, 1982.
  8. В.А. Пять заповедей для начинающего менеджера. М.: Московский рабочий, 1998.
  9. .Б. Психология деятельностной и ценностной опосредованности жизнедеятельности коллектива. Ашхабад, 1990. 242 с. 1 1. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Пб., 1921.
  10. В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. М., 1926.
  11. БланчардК., Джонсон С. Менеджмент. Ярославль: Содействие, 1991.
  12. В.А. Систематическое моделирование личности в социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1987.
  13. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.
  14. А.А. Психология межличностного общения. Рязань, 1994.
  15. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.
  16. Н.В. Влияние экономических факторов на особенности восприятия руководителя организации подчиненными: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 1996.
  17. И.П. Возродить научные исследования по предмету психологии // Вестник Балтийской Академии. Вып. 3. СПб., 1996.
  18. И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.
  19. Н.В. Интеракции в организаторской деятельности руководителя первичного коллектива: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1990.
  20. Ф. Психология управления: Пер. с болг. М.: Мир, 1982.
  21. Р.Б., Назаров В. И. Команда менеджера. Иваново: ИвГУ, 1996.
  22. Р.Б. и др. Конфликт. Иваново: ИвГУ, 1995.
  23. Р.Б. Восприятие руководителя подчиненными. Иваново: ИвГУ, 1994.
  24. М.К. Общественное мнение. М.: Политиздат, 1988.
  25. А.И., Макаров М. Г. Общественная психология. М., 1979.
  26. P.M. Элементы практической психологии. JL: ЛГУ, 1984.380 с.
  27. Д.Г., Новиков В. В. Действенность социальных факторов развития производства // Социалистический труд. 1977. № 5.
  28. Е.К., Хараш А. У. Диада или триада // Социально-психологические проблемы руководства и управления. Рига, 1974.
  29. JI. Психология малых групп: Пер. с болг. М.: Прогресс, 1979.
  30. П., Мак-Кинли У. Поведение человека в организации: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.
  31. А.И. Психология коллектива. М., 1984.
  32. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979.
  33. .А. Мнения о мире и мир мнений. М-, 1967.
  34. Ю.М. Эффективность делового общения. М., 1988.
  35. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. А. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: МГУ, 1991.
  36. А.Л. Зоны взаимодействия социально-психологических и экономических феноменов в совместной трудовой деятельности // Ананьевские чте-ния-97. СПб., 1997.
  37. A.JI. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. 1988. № 6.
  38. A.JI. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 4.
  39. Ю.М. Проблема разработки практической психологии // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 2. С. 3−20.
  40. А.Б., Гительмахер Р. Б. Психологические отношения подчиненных к руководителю. Иваново: ИвГУ, 1996.
  41. А.Б., Марченко В. В. О практической значимости результатов исследований студентов // Проблемы эффективности высшего технического образования. Рыбинск, 1997.
  42. В.В. Методический анализ одного направления исследований межличностного познания // Психологический журнал. 1988. № 2.
  43. А.В. Психология принятия решения в профессиональной деятельности. М., 1991.
  44. И.Ю. Политическая элита: ее сущность и психология. Ярославль: ЯрГУ, 1995.
  45. А.И. Психология управления. М., 1979.
  46. Н.М. Некоторые социальные и социально-психологические факторы труда и руководства. Барнаул, 1988.
  47. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1975.
  48. В.В. Истоки осознания. Минск, 1995, 1997.
  49. Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова и Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975.
  50. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: БГУ, 1976.
  51. Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах // Вопросы психологии. 1971. № 6.
  52. И.А. Экономическая психология управления сферой материального производства или новая технология работы с кадрами. Ярославль, 1997.
  53. Ю.Л. 13 этюдов менеджмента. Киев: Финансист, 2000.174 с.
  54. Н. Психология и солдат: Пер. с англ. М.: Воениздат, 1959.
  55. В.П., Соловьева Е. А. Гуманистическая психология, бизнес и проблемы управления. Два мифа о природе человеческих взаимоотношений // Прикладная психология. 1998. № 2. С. 32−39.
  56. Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993.
  57. Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991.
  58. А. А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: Науко-ва думка, 1981.
  59. Е.С. Актуальные проблемы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1987.
  60. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.
  61. О.В. Об одной социально-психологической характеристике личности линейного руководителя // Психологические проблемы интенсификации человеческого фактора: Тез. V обл. науч.-практ. конф. молодых ученых и специалистов. Ярославль, 1988. С. 22−24.
  62. . В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984.65- Куликов В. Н. Введение в социальную психологию. Иваново, 1990.
  63. В.Н., Гительмахер Р. Б. Приборы в социально-психологическом исследовании. Иваново, 1985.
  64. В.Н. Трудности межличностного общения: Автореф. дис. д-ра психол. наук. СПб., 1991.
  65. В.Н., Панферов В. Н. Проблема отношений личности в трудах В.Н. Мясищева // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 3. С. 140−147.
  66. А.И. Управление в Японии. М.: Прогресс, 1981.
  67. И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. М.: УЦ «Перспектива», 1997.
  68. А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. М.: МГУ, 1982.
  69. АН. Межличностные конфликты // Психологический журнал. 1992. № 6.
  70. А.Н. Социально-психологические проблемы формирования коллектива производственно-коммерческой фирмы // Психологический журнал. 1994. № 5.
  71. А.Н., Лаврененко И. И. Прогнозирование межличностных конфликтов в условиях нововведений // Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива. М., 1989. С. 42−52.
  72. В.И. Психология и управление. М., 1990.
  73. Н.В., Семирягина Л. М., Симоненко И. Л. Диагностика латентной структуры деловых качеств руководителя // Социологические исследования. 1991. № 10. С. 104−109.
  74. В.П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
  75. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леон тьев А. Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. С. 94−231.
  76. Э.Э. Курс «Психология управления» // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 5. С. 73−77.
  77. С. А. Методы социально-психологической диагностики организации // Введение в практическую социальную психологию. М., 1996. С. 248−265.
  78. Т.Н., Кокурина И. Г. Использование психодиагностической информации в коррекции мотивационной структуры руководителей // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1992. № 1. С. 41−50.
  79. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М: Наука, 1984.
  80. .Ф. Проблема общения в психологии (вместо введения) И Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 3−23.
  81. .Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4. С. 19−33.
  82. .Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии // Психологический журнал. 1980. № 1.
  83. .Ф., Журавлев А. Л. Психология управления. М.: Знание, 1978.
  84. Т.Н., Эйдельман Я. Л. Изучение практики подбора руководителей среднего звена // Актуальные проблемы социальной психологии: Тез. науч. со-общ. Всесоюз. симп. по социальной психологии. Ч. IY. Кострома, 1986. С. 139−140.
  85. В.М., Багрецов С. А., Шлыкова Н. П. Проблемы обеспечения безопасности личности в производственной сфере. Тверь: РТС-импульс, 2003.
  86. В.М. Концепция развития интеллектуальных ресурсов организации // Социальный психолог. Ярославль, 2004. С. 25−29.
  87. С.В. «Экономический человек» и рациональность экономической деятельности (обзор зарубежных исследований) // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 6. С. 38−46.
  88. Г. М., Новиков Л. П., Тимофеев Ю. Т. О социально-психологических требованиях к комплектованию трудовых коллективов при бригадных формах организации труда // Энергомашиностроение. 1982. № 12. С. 32−34.
  89. Мануйлов Г. М, Тимофеев Ю. Т. Влияние спорта на формирование личностных качеств руководителей производств // Теория и практика физической культуры. М., 1983. № 12. С. 43−45.
  90. Г. М., Калинин В. К., Тимофеев Ю. Т. Основы формирования управления бригадой // Роль психологических факторов в интенсификации экономики. Звенигород, 1984! С. 81−83.
  91. Мануйлов Г. М- Влияние систематических занятий физической культурой и спортом на психологический климат трудового коллектива // Теория и практика физической культуры. М., 1985. № 12. С. 72−75-
  92. Мануйлов Г. М- Значение регулярных занятий физической культурой и спортом в рабочем коллективе // Проблема организации и пропаганды массовых форм физкультурно-оздоровительных занятий. Таллин, 1985. С. 37−39.
  93. Г. М. Опыт работы по аттестации бригадиров // Проблемы повышения эффективности бригадной формы организации труда в промышленности. М., 1986. С. 183−186.
  94. Г. М. Интеракция в социальной деятельности руководителя // Бюллетень МАПН. Саратов, 1997. № 5. С. 55−57.
  95. Г. М. Методологические основы изучения психологического содержания отношения людей к деньгам: Отчет по гранту РГНФ № 97—06—082—39. Ярославль: ЯрГТУ, 1997. С. 16−35.
  96. Г. М. Психологическое проектирование жизнедеятельности производственных организаций // Вестник Балтийской академии. — СПб., 1997. -Вып. 17.-С. 19−20.
  97. Г. М. Психологическое управление в рыночных условиях. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН" — МАПН, 1997. 438 с.
  98. Г. М., Новиков В. В. Методология интеракции в социальной психологии // Бюллетень МАПН. Саратов, 1997. № 5. С. 43−45.
  99. Г. М., Новиков В. В., Флоровский С. Ю. Совместная управленческая деятельность руководителей как объект социально-психологического изучения и воздействия // Творчество воли. М.: Модем, 1997. С. 76−81.
  100. Г. М. К истории психологического проектирования в России // Психологический пульс Ярославля. М.-Ярославль: МАПН, 1998. С. 181−190.
  101. Г. М. К проблеме психологического проектирования в производственной организации // Вестник Костромского педагогического университета. Кострома: КГУ, 1998. Вып. 1. С. 81−82.
  102. Г. М. О психологическом, проектировании // Ежегодник РПО «Психология и практика». Ярославль: ЯрГУ, МАПН, РПО, 1998. Т. 4. — Вып. 5. -С. 315−317.
  103. Г. М. Психологическое проектирование в кризисном обществе // Человек. Власть. Общество: Материалы Азиатско-Тихоокеанского психол. конгресса. Хабаровск: МАПН, 1998. С. 62−64.
  104. Г. М. Психологическое проектирование организации труда на промышленном предприятии // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып. 18. СПб., 1998.
  105. Г. М. Социально-психологические особенности переговоров с иностранцами в сфере бизнеса // Вестник Балтийской академии. СПб., 1998. Вып. 19. С. 14−15.
  106. Г. М., Зайцев А. Б. О взаимоотношениях руководителей и подчиненных на приватизированных предприятиях // Вестник Балтийской академии. СПб., 1998. Вып. 19. С. 8−14.
  107. Г. М., Зайцев А. Б. Удовлетворенность взаимоотношениями руководителей и подчиненных на приватизированных предприятиях // Психологический пульс Ярославля. М.-Ярославль: МАПН, 1998. С. 215−221.
  108. Г. М., Зайцев А. Б. Удовлетворенность взаимоотношениями руководителей и подчиненных на приватизированных предприятиях // Психологический пульс Ярославля. М.-Ярославль: МАПН, 1998. С. 194−208.
  109. Г. М., Марченко В. В. Некоторые теоретические и методологические особенности управления в государственных и предпринимательских структурах // Психологический пульс Ярославля (на англ. яз.). М.-Ярославль: МАПН, 1998. С. 191−199.
  110. Г. М., Марченко В. В., Новиков В. В. Быть верным традициям отечественной социальной психологии // Вестник Костромского педагогического университета. Кострома: КГУ, 1998. Вып. 1. С. 6−7.
  111. Г. М., Новиков В. В. Инновационное проектирование труда на предприятиях в условиях рынка // Феномен личности и группы. Ч. 2. — Кострома: КГУ, 1998.-С. 7−12.
  112. Г. М., Новиков В. В. О системе понятий и методов современной отечественной социальной психологии // Психологический пульс Ярославля. -М.-Ярославль: МАПН, 1998.-С. 215−221.
  113. Г. М., Новиков В. В. Проектирование организации труда на предприятиях в условиях рынка // Вестник Балтийской академии. СПб., 1998. Вып. 19. С. 5−7.
  114. Г. М., Новиков В. В., Зайцев А. Б. Удовлетворенность взаимоотношениями руководителей и подчиненных на приватизированных российских предприятиях // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь: ТвГУ, 1998. Т. 11. С. 20−24.
  115. Г. М., Новиков В. В., Марченко В. В. К вопросу о традициях отечественной социальной психологии // Ежегодник РПО «Психология и практика». Т. 4. Вып. 1. Ярославль: ЯрГУ, МАПН, РПО, 1998. С. 83−85.
  116. Г. М., Новиков В. В., Марченко В. В. Некоторые теоретические и методологические особенности психологии управления в государственных и предпринимательских структурах // Вестник Балтийской Академии. СПб., 1998. Вып. 19. С. 20−22.
  117. Г. М., Флоровский С. Ю. Трехмерная модель результативных характеристик управленческой деятельности // Вестник Балтийской Академии. -СПб, 1998. Вып. 18- С. 15−20.
  118. Г. М. О проблеме психологического управления в отечественной и зарубежной науке // Проблемы психологии и эргономики. Тверь, 1999. Вып. 4. С. 3−12.
  119. Г. М., Новиков В. В. Психологическое управление в кризисном обществе: Монография. СПб.: Алетейя, 1999. — 328 с.
  120. Г. М., Новиков В. В., Козырев В. И. и др. И снова о социально-психологических отношениях в производственных коллективах // Проблемы психологии и эргономики. Тверь, 1999. № 3. С. 1−12.
  121. Г. М., Новиков В. В., Козырев В. И. и др. Из истории корпоративного взаимодействия психологов, экономистов и управленцев // Проблемы психологии и эргономики. Тверь, 1999. № 3. С. 4−8.
  122. Г. М., Новиков В. В., Анисимов П. Р. Социальная психология XXI века: ориентации и приоритеты // Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе. М.-Кострома: КГУ, 2000. 4.2. С. 110−113.
  123. Г. М., Новиков В.В., В.И. Козырев В.И. и др. Социально-психологические отношения в производственном коллективе // Проблемы психологии и эргономики. Тверь, 1999. № 3. С. 4−8.
  124. Г. М., Новиков В. В., Козырев В. И. и др. Опыт лонгитюдного взаимодействия психологов, экономистов и производственников //' Психология и экономика. Калуга: КФМГЭИ, 2000. С. 158−160.
  125. Г. М. Проблема включенности человека в совместную деятельность // Психология инновационного развития. М.-Кострома: КГУ, 2001. С. 254−256.
  126. Г. М., Козлов В. В., Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Учеб. пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 490 с.
  127. Г. М., Новиков В. В. Психологическое управление в структуре современного менеджмента // Социальная психология и экономика. Ярославль: МАПН, 2004. — Т. 7. — С. 3−342.
  128. В. В. История становления и современное состояние психологии предпринимательства: Дис. в виде науч. докл. .д-ра психол. наук. Тверь, 1998.
  129. В.В. Социальная психология предпринимательства. Ярославль: МАПН, 1996.
  130. В.В., Мануйлов Г. М. Пути формирования экономического мышления технического специалиста в вузе // Проблемы эффективности высшего технического образования. Рыбинск, 1997.
  131. В.В., Новиков В. В. Конфликт в предпринимательстве. Ярославль: МАПН, 1997.
  132. В. А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 144−149.
  133. Мелибруда Е. Я Ты — Мы: психологические возможности улучшения общения: Пер. с пол. М.: Прогресс, 1986.
  134. B.C. Деятельность как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978. С. 15—40.
  135. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1995.
  136. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1990.
  137. Методологические проблемы социальной психологии / Под ред.Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975.
  138. Методология и методы социальной психологии / Под ред.Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1977.
  139. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.
  140. В.И. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М.: Наука, 1979.
  141. В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. М. — Воронеж: «Ин-т практической психологии" — НПО «МОДЭК», 1995.
  142. С.А. Типология работников: вопросы управления // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 60−65.
  143. Невельская-Гордеева Е. П. Самоопределение в организационно-управленческой деятельности: ритуал и непосредственность // Организационно-управленческая психология: Проблемы и перспективы (материалы конференции). Ростов н/Д, 1990. 4.1. С. 7−10.
  144. Ю.Л. Социально-психологический климат коллектива предприятия // Социологические исследования. 1990. № 11. С. 81−88.
  145. Р.С. Психология. М.: Просвещение: Владос, 1994. Кн. I. Общие основы психологии.
  146. В. В. Некоторые «правила игры» в общении руководителей производственных организаций // Мышление и общение в конкретных видах практической деятельности. Ярославль, 1984: С. 211−212.
  147. В.В. Психологический климат трудового коллектива и методы его регулирования // Социальные проблемы повышения эффективности труда на предприятиях промышленности и транспорта. Вып. 1. М.: ИСИ АН СССР, 1973.
  148. В.В. Психологический пульс современной России // Психологический пульс современной России / Под ред. автора (на англ. яз.). М. Ярославль, 1997.
  149. В.В. Социальная психология сегодня: отвечать действиями // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 4. С. 16−23.
  150. В.В. Социальная психология: феномен и наука (Субъективные очерки о природе и особенностях социальной психологии, её жрецах и искусниках). 2-е изд. М.: МАПН, 1998.
  151. В.В. Социальное управление развитием производственных коллективов. М., 1976.
  152. В.В. Социально-психологические проблемы управления производственным коллективом (на материале отраслевой психологической службы Миннефтехимпрома СССР): Автореф. дис. .д-ра психол. наук. М., 1980.
  153. В.В., Забродин Ю. М. Психологическое управление производственной организацией. Изд. 3. М., 1992.
  154. Н.Н. Межличностные отношения. JL: Изд-во ЛГУ, 1979.
  155. Н.Н. Мужчина и женщина. СПб.: МАПН, 1996.
  156. Н.Н. Психологическая культура отношений. СПб, 1997.
  157. Н.Н. Психология менеджмента. СПб., 1998.
  158. Н.Н. Психология делового общения. СПб.: МАПН, 1995.
  159. Н.Н. Психология конфликта. СПб.: МАПН, 1997.
  160. Н.Н. Психология менеджмента. СПб.: МАПН, 1997.
  161. Н.Н. Психология работы с людьми. Киев, 1990.
  162. Ю.Н. Межличностное отношение в коллективе // Человек и труд. 1993. № 7.
  163. В.Б. Социально-психологический климат в коллективе // Социальная психология. М., 1975.
  164. Организационно-управленческая психология: Проблемы и перспективы (материалы конференции) / Отв. ред. И. В. Введенский. Ростов н/Д, 1990. Ч. 1−2.
  165. Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. М.: МПА, 1995.
  166. О’Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1978.
  167. Н.А. Управленческая команда: категориальный и содержательный аспекты // Материалы II съезда Рос. психол. общ-ва «Психология и практика»: Ежегодник Рос. психол. о-ва. Ярославль, 1998. Т. 4. Вып. 3. С. 122−123.
  168. И.М., Магун B.C. Психологические характеристики личности и предпосылки ее социальных потенциалов // Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. Л., 1979. С. 90−106.
  169. А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М.: Экономика, 1990.
  170. .Д. Общественное настроение. М.: Мысль, 1966.
  171. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.
  172. .Д. Современное состояние и проблемы социальной психологии. М.: Знание, 1973.
  173. .Д. Социальная психология как наука. Изд. 2. Л.: Лениздат, 1967.
  174. .Д. Социально-психологический климат коллектива. М.: Наука, 1981. .
  175. Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989.
  176. Л.А. Теоретические и методологические проблемы СПТ. М.: МГУ, 1982.
  177. А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М.: Педагогика, 1984.
  178. А.В. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 40−46.
  179. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1983.
  180. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Пер. с англ. М.: Экономика, 1986.
  181. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.
  182. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  183. Ю.П. Психология коллективной деятельности: теоретико-методологический аспект. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
  184. В.П., Филинкова Е. Б. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология. 1998. № 5. С. 32−43.
  185. И.С. Диадическое и фронтальное общение в организаторской деятельности руководителя: Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 1993.
  186. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.
  187. Пособие по применению личностного опросника Р. Кетгелла 16PF / Сост. А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1995.
  188. Практическое мышление: специфика обобщения, природа вербализации и реализуемости знаний / Под ред. Ю. К. Корнилова. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1997.
  189. Практическое руководство по интерпретации MMPI / Сост. А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1992.
  190. Прикладные проблемы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шорохо-вой, В. П. Левкович. М.: Наука, 1983.
  191. Проблема личности в социальной психологии / Под ред. Е.В. Шорохо-вой, М. И. Бобневой. М.: Наука, 1979.
  192. Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981.
  193. Проблемы общественной психологии / Под ред. В. Н. Колбановского. М., 1965.
  194. Промышленная социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, А. Л. Свенцицкого. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
  195. Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.
  196. Психологическая наука в России XX столетия. М.: ИП РАН, 1997.
  197. Психологическая теория коллектива. М., 1979.
  198. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.
  199. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского. М., 1990.
  200. Психологическое воздействие на личность и группу. Иваново: ИвГУ, 1989.
  201. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987.
  202. В.П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект-Пресс, 1998.
  203. А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 4. С. 3−12.
  204. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под ред. Б. Д. Парыгина. JL: Наука, 1986.
  205. Т.В. Влияние когнитивного стиля на взаимоотношения врача и больного // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 1. С. 124−130.
  206. М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1988.
  207. С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. 1990. № 5.
  208. C.JI. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957.
  209. C.JI. Основы общей психологии. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946.
  210. РудестамК. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993.
  211. E.IO. Деловые характеристики хозяйственных руководителей как предмет социально-психологического исследования: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1990.
  212. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979.
  213. Т., Воутилайнен Э., Перечне П., Ниссинен И. Управление по результатам: Пер. с фин. М.: Прогресс, 1988.
  214. АЛ. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.
  215. А.Л. Социально-психологический климат трудового коллектива/ Социалистический труд. 1989. № 10.
  216. А.Л. В незнании сила. Спец. вып. 20. Спб.: СПбГУ, 1997.
  217. В.И. Факторная структура черт личности и ведущий вид деятельности // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 5. С. 42−49.
  218. В.И. Вопросы изучения личностных механизмов деятельности руководителя // Организационно-управленческая психология: Проблемы и перспективы (материалы конф.). Ростов н/Д, 1990. Ч. 1. С.45−48.
  219. В.Б. Психологическая готовность работника к руководству научно-производственным коллективом: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1991.
  220. Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления. Киев: Внешнеторгиздат,
  221. JI.H. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности: Метод, руководство. М., 1990.
  222. Т.Н., Лобанова Т. Н. Психодиагностические критерии руководящих кадров // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 1.С. 42−48.
  223. Совместная деятельность: методология, теория, практика / Отв. ред. А. Л. Журавлев, П. Н. Шихирев, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1988.
  224. Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  225. Сознание личности в кризисном обществе / Под ред. К.А. Абульхано-вой-Славской. М.: Ин-т психологии РАН, 1995.
  226. В.М. О природе человеческого общения. Фрунзе, 1974.
  227. А.Г. Социально-психологические основы руководства. М., 1971.
  228. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
  229. Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой, Е.В. Шоро-ховой. М.: Наука, 1979.
  230. Социальная психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987.
  231. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Хащенко. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1990.
  232. Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Е. В. Шороховой, Е. С. Кузьмина. М.: Наука, 1983.
  233. Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения / Под ред. Е. В. Шороховой, О. И. Зотовой. М.: Наука, 1979.
  234. Социологический словарь. Изд. 2. Минск, 1991.
  235. Социология и современность. Т. 1. М.: Наука, 1977.
  236. В.И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 98−103.
  237. И.Р., Романова Н. Р. Программа психологической диагностики личности руководителей производственных коллективов // Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М., 1990. С. 73−85.
  238. Е.В., Грачев А. А., Гиппенен В. Н. Человек в производственной организации. Курган, 1981.
  239. Г. Законы подражания. М., 1892.
  240. Г. Психология толпы. СПб., 1914.
  241. Теоретическая и прикладная социальная психология / Под ред. А. К. Уледова. М., 1988.
  242. В.А. Триада управления и стиль руководства // Социологические исследования. 1992. № 1. С. 121−125.
  243. Т., Соколовска И. Когнитивные представления о социоэкономи-ческих феноменов // Психологический журнал. 1993. № 3.
  244. B.C. Системно-структурный подход и специфика философского знания // Вопросы философии. 1968. № 11.
  245. Л.И. Изучение общественной активности различных групп школьников // Проблемы социальной психологии. М., 1971.
  246. Л.И. Поэтапное развитие группы коллектива // Коллектив и личность. М.: Наука, 1975.
  247. Р. Фактор обновления. М.: Прогресс, 1988.
  248. А.А. Избранные труды в 3-х томах. 1994.
  249. А.А. Атрибутивная характеристика личности // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 147−152.
  250. А.В. Работа с кадрами: Психологический аспект. М.: Экономика, 1990.
  251. А.В., Ильин Г. Л. Проблемы совместной деятельности в психологии управления // Вопросы психологии. 1984. № 6. С. 5−15.
  252. Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения: Пер. с англ. М.: Наука, 1992.
  253. Г. С., Флоровский С. Ю. К проблеме изученияjорганизационной культуры // Материалы П Всерос. науч. конф. по психологии Рос. психол. общ-ва «Методы психологии»: Ежегодник Рос. психол. общ-ва. Ростов н/Д, 1997. Т. 3. Вып. 2. С. 263−265.
  254. С.Ю. Индивидуальный стиль руководства и эффективность управленческого взаимодействия // Теоретические и прикладные проблемы практической психологии: Тез. докл. межресп. науч.-практ. конф. Краснодар, 1992. С. 89−90
  255. С.Ю. Некоторые социально-психологические характеристики общения в условиях совместной управленческой деятельности // Психологические проблемы самореализации личности. Краснодар, 1995. С. 138−150.
  256. С.Ю. Личностные факторы-регуляции общения в условиях совместной- управленческой деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 1996.
  257. С.Ю. Совместная управленческая деятельность (СоУД) как объект социальной перцепции // Материалы I Всерос. науч. конф. по психологии РПО «Психология сегодня»: Ежегодник РПО. М., 1996. Т. 2. Вып. 2. С. 9−10.
  258. С.Ю. Трёхмерная модель результативных характеристик управленческой деятельности: эмпирическая валидизация // Вестник Балтийской, Педагогической Академии. Вып. 12. СПб., 1997. С. 95−102.
  259. С.Ю. Успешность в совместной управленческой деятельности как одна из составляющих интегральной оценки эффективности руководства // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. Краснодар, 1997. С. 187−198.
  260. С.Ю. Факторы Времени и Опыта в управленческой интеракции // Основные направления развития региональной- системы социально-психологической поддержки населения: Материалы XII регион, науч.-практ. конф- Краснодар, 1999. С. 264−267.
  261. С.Ю., Флоровская Г. С. Нормативная регуляция совместной деятельности руководителей высшего и среднего уровней управления // Психология и практика: Ежегодник РПО. Ярославль, 1998. Т. 4. Вып. 5. С. 372−378.
  262. А.Р., Молов СЛ. Консультирование организаций в период их возникновения // Материалы II съезда РОПО «Психология и практика»: Ежегодник РПО. Ярославль, 1998. Т. 4. Вып. 3. С. 156−157.
  263. С.С. Формирование отношений власти в управлении организацией// Социологические исследования. 1991. № 10. С. 99−104.
  264. Н.П. Управленческое взаимодействие в бригадах с разным типом совместной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985.
  265. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.
  266. А.У. Личность в общении // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. С. 30−41.
  267. В.А. Исследование коллективного субъекта управления // Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.-, 1988. С. 88−98.
  268. В.А. Способы разрешения межличностного конфликта в экстремальных условиях жизнедеятельности // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 3. С. 38−46.
  269. Ф., Матер М. У. Побуждения к трупу и трудовая мотивация // Социологические исследования. 1990. № 1. С. 122−131.
  270. Д. Бездефектность. М.: Мир, 1968.
  271. Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984. С. 82−91.
  272. А. Курс предпринимательства. Практическое пособие. М.: Международные отношения, 1993.
  273. Хрестоматия по социальной психологии / Под ред. Т. В. Кутасовой. М., 1994.
  274. Н.Ю. Психологическая характеристика условий жизни и работы на антарктических станциях // Психология личности и малой группы. JL, 1977. С. 110−114.
  275. Хяюрюнен Ю.-П. Как быстро человек может измениться: некоторые аспекты, связанные с временем, творчеством и властью // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 4. С. 27−40.
  276. Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности // Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 148−167.
  277. Е.В. Проявления затрудненного делового общения в экстремальных ситуациях взаимодействия // Психологическая наука и общественная практика: Тез. науч. сообщ. к VI Всесоюз. съезду Общ-ва психологов СССР. М.: Наука, 1983. Ч. 1. С. 63−68.
  278. А.С., Сурьянтова Т. И. Генезис группового субъекта деятельности // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 2. С. 7−15.
  279. А.С., Крикунов А. С. Социально-психологические основы организованности коллектива. Курск, 1993.
  280. С.А. Проблемы потребностей работников в малых группах с отклоняющимся поведением: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1991.
  281. А.А. Социальная психология управления. Новосибирск, 1997.
  282. А.Е. Психологические особенности личности российского предпринимателя // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 1. С. 62−74.
  283. П.Д. Методика оценки деловых и личностных качеств руководителей среднего звена // Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 3. С. 143−148.
  284. Э.С. Социально-психологические проблемы инженерного клиринга // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 3. С. 63−69.
  285. Н.В. Влияние личностных характеристик субъекта на его представления об идеальном партнере по общению // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 3. С. 28−37.
  286. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
  287. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982.
  288. В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М.: Изд-во МГУ, 1992.
  289. Т. Социальная психология: Сокр. пер. с англ. М.: Прогресс, 1969.
  290. П.Н. Динамика социально-психологического состояния российского общества // Психологический журнал. 1993. № 3.
  291. П.Н. Проблемы исследования межгрупповых отношений // Психологический журнал. 1992. № 1.
  292. И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1994.
  293. А.Г., Соловейчик А. С., Гребенюк Г. А., Лепеха Т. Р. Разработка экспресс-теста менеджерского потенциала // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология.1993. № 3. С. 23−34.
  294. ЕВ. Социально-психологическое понимание личности. М., 1975.
  295. Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Прогресс, 1983.
  296. Юнг К. Психологические типы. М.: Ренессанс, 1992.
  297. В.А. Социальный тип личности // Коммунист. 1988. № 10.
  298. В.А. Социологическое исследование. М.: Наука, 1987.
  299. В.А. Личность в условиях модернизации // Человек. 1991. № 3. С. 5−10.
  300. Т.А., Зайцев В. П. Поведение типа А: проблемы изучения и психологическая коррекция // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 5. С. 56−60.
  301. В.А. О связи психических состояний и свойств личности // Психические состояния. Л., 1981. С. 17−23.
  302. JI.A. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 72−81.
  303. A dictionary of Psychology by James Drever. London, Penguin Books, 1956.
  304. Applied economic psychology in 1990. Ed. Exeter, 1990.
  305. Argyle M. Social psychology. London. Tavistock, 1985.
  306. Argyle M. Bodily communication. N.-Y., 1975.
  307. Asher I.I. and Sciarrino Y.A. Realistic work sample tests: A review Personal Psychology. V. 27, 1994.
  308. Bottomore T.B. Elites and Society. 5-th ed. Middlisex, England: Penguin Books, 1970.
  309. Cantril H. The Invasion from Mars. N.-Y., 1966.
  310. Cascio W.A. Costing human resources- The Financial impact of behavior in organigation. Bostan, Kent, 1982.
  311. Cattel R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the Sixteen personality factor questionnaire (16 PF). Champaign, Illinois: Institute for Personality and Ability Testing, 1970.
  312. K.M., Cryns A.G. // Journ. Geront. Social Work, 1996. V. 2.
  313. Drucker P Managing in Turbulent Times. N.-Y., 1980.
  314. Economic Psychology and Experimental Economics. IAREP/GEW Joint Conference. Frankfurt-am-Main, 1992.
  315. Fadiman J., Frager R. Personality and personal growth. London, 1976.
  316. Fiedler F.E. A Theory of Leadership Effectiveness. N.-Y. London: McGraw-Hill, 1967.
  317. Graen G.B., Novak MA., Sommerkamp P. The effects of leader member exchange and job design on productivity and satisfaction: testing a dual attachment | model // Organizational behavior and human performance. 1982. Vol. 30.
  318. Harre R. Social being. A theory for social psychology. Oxford, 1979.
  319. Kelly H. Personal relationships. The structures and processes. New Jersey, 1979.
  320. Economic psychology and Behavioral Economic. Moscow, 1993.
  321. Handbook of Political Behavior. S.L. Long. N-Y- L: Plenum Press, 19 891 996.
  322. Hitelmakher R.B. Attitude To a Leader // Psychological pulse of modern Russia. M.-Yar., 1997.
  323. Hunter J.E. and Hunter R.F. Validity and utility of alternative predictor of jabber// Psycholog. Bulletin, 96, 1984.
  324. Douglas T.A. Handbook of Common Group Psychotherapy. N.-Y., 1992.
  325. James M.R., Freed B.C. Music Therapy Perspectives. N.-Y., 1993.
  326. Krech D., Cratcheirld R.S. Individual in Society. N.-Y., 1962.
  327. Leary T. Interpersonal diagnosis of personality. N.-Y, 1957.
  328. Leavitt H.J., Bahrami H Managerial Psychology: Managing Behavior in Organizations. Chicago-London: The University of Chicago Press, 1988.
  329. Liden R.C., GraenG.B. Generalization of the vertical diad linkage model of leadership // Academy management journal. 1980.
  330. McCall M. W. Leadership research: choosing gods and devils on the run // Journal of occupational psychology. 1976. Vol. 49.
  331. Manuilov G.M., Novikov V.V., Marchenko V.V. In Relation to the Issue about Concepts and Methods in Social Psychology. // Psychological pulse of modern Russia. M.-Yaroslavl, 1997.
  332. Neuberger O. Mikropolitik. Stuttgart, 1991.
  333. Novikov V.V., Marchenko V.V., Manuilov G.M. Some Theoretical and Methodological Peculiarities of Managerial Psychology for Government and Business Organizations. Psychological pulse of modern Russia. M.-Yaroslavl, 1997.
  334. V.V. (Author and Editor) Psychological pulse of modern Russia. M.-Yaroslavl, 1997.
  335. Parsons T. Social system and the evolution of action theory. N.-Y. -L., 1977.
  336. Page R.C., O’Leary E.// Jones Multicultural Counseling and Development. 1992. Vol. 20(1).
  337. Psychological pulse of modern Russia (Ed. V.V. Novikov), M.-Yaroslavl, 1997.
  338. Roethlisberger F.J. The Foremen: Master and victim of double talk // Harvard Business Review. 1965. Vol. 43. P. 22−37.
  339. Sorokin P.A. and Zundin W.A. Power and Morality. Boston, 1969.
  340. Shaw M.E. Group dynamics: the psychology of small group behavior. N.-Y.,
  341. Social Psychology and Modem Life. N.-Y., 1974.
  342. Stogdill R.M. Handbook of leadership. N.-Y., 1974.
  343. Toureine A. La retour de l’acteure. Esse de sociologie. Paris: Presses Univ. de France, 1984.
  344. S., Rose Sh., Tolman R. // Behavior Modification. 1989 (oct). Vol. 13/4.
  345. Z.C. // Bull. Menninger Clinic. 1992. Vol. 56.
  346. Zaitsev A.B., Marchenko V.V., Manuilov G.M. Contentment with the Relations between Managers and Subordinates at the Privatized Russian Enterprises // Psychological pulse of modern Russia (Ed. V.V. Novikov). M.-Yaroslavl, 1997.
  347. Zedevs S. and Casicio W.F. Performance appearsable decisions as a function of rate training of the appraisal // Journal of Applied Psychology, 67, 1982.
  348. Zimpler S.R., Wilcoxon S.A.// Journ. Specialists in Group Work. 1991, Vol. 16 (2).
  349. Zhuravlev A.L., Poznyakov V.P. Social-Psychological Analysis of Interrelations between Businessmen and Stats Authorities. // Psychological pulse of modern Russia (Ed. V.V. Novikov). M.-Yaroslavl, 1997.
Заполнить форму текущей работой