Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации
Диссертация
Что касается профессиональной направленности, то между испытуемыми всех трех групп нет существенных различий. Наиболее предпочтительными являются профессии, включающие взаимодействие с человекомнаименее предпочтительными — включающие оперирование символами. Учитывая более широкие возможности профессионального самоопределения и адаптации лиц с легкими двигательными нарушениями, такую… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблемы психического развития детей и подростков с ДЦП в отечественной и зарубежной литературе
- 1. 1. Психофизические особенности детей и подростков с ДЦП
- 1. 2. Вопросы организации лечебно-педагогической помощи детям и подросткам с ДЦП в России и за рубежом
- Глава II. Характеристика контингента и методика исследования
- 2. 1. Методика исследования
- 2. 2. Характеристика контингента
- 2. 2. 1. Клиническая характеристика контингента
- 2. 2. 2. Данные об особенностях воспитания участников исследования
- 3. 1. Изучение психических функций
- 3. 2. Изучение акцентуаций характера
- 3. 3. Изучение профессиональных намерений
- 4. 1. Особенности мотивационно-потребностной сферы участников исследования
- 4. 2. Психологические особенности лиц ДЦП на различных этапах и уровнях социально-трудовой адаптации
- 4. 3. Уровни и психологические механизмы социально-трудовой адаптации больных ДЦП и факторы, их определяющие
- 5. 1. Основные направления психологической помощи подросткам и старшим школьникам с ДЦП
- 5. 2. Пути помощи семье, воспитывающей ребенка с двигательными нарушениями
Список литературы
- Абрамович-Лехтман Р. Я. Психологическая помощь детям с церебральным параличом //Лечебная помощь детям с церебральными параличами. Л., 1962. — С. 109−139
- Агавелян О.Н. Общение детей с нарушениями развития: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1989. — 27 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. /Подред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — С.3689
- Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта деятельности // Человек и общество. Вып. 2. Л., 1967. — С. 230 249
- Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. — С. 5−12,109−121
- Антонов В.В. О роли контакта с матерью в психическом развитии ребенка // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1975. № 10. — С. 1135−1339
- Антонов И.П., Козловская Л. Е., Ульщик B.C. О восстановительном лечении детей с церебральными параличами в специализированной школе-интернате //Реабилитация больных с нервными и психическими заболеваниями. М., 1973. — С. 241−250
- Бабенкова Р.Д. Учебно-воспитательная работа в школах-интернатах для детей с церебральными параличами: Книга для учителя.- М., 1986. 112 с.
- Бабенкова Р.Д. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличами: Методические рекомендации. М., 1977. — 34 с.
- Бодалев А.А. и др. Семья и психологическое консультирование. -М., 1989.-296 с.
- Бодеман И.О. О выборе профессии и трудоустройстве выпускников вспомогательной школы //Дефектология. 1983. — № 3.-С. 30−33
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детской возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Божович JI.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. //Изучение мотивации поведения детей и подростков /Ред. Л. И. Божович, Л. Б. Благонадежина. М., 1972. — С. 7−45
- Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. Л., 1971. — 231 с.
- Вишневский В.А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка //Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1984. -№ 4. — С. 563−567
- Власова Т.А. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Педагогика, 1985. — 128 с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. -М., 1973.- 173 с.
- Воскресенский Б.А. Реактивные состояния при одной своеобразной психотравмирующей ситуации //Актуальные вопросы социальной психиатрии и пограничных нервно-психических расстройств. М., 1975. — С. 113−117
- Выготский Л.С. Лекции по психологии: Собр. соч: В 6 т. Т. II. -М.: Педагогика, 1983. 502 с.
- Выготский Л.С. Основы дефектологии: Собр.соч.: В 6 т. Т. V. -М., Педагогика, 1983. 420 с.
- Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии.- 1972. № 2. — С. 76−80
- Гаврилова Т.К. Детский церебральный паралич у детей, перенесших нарушения кровообращения по типу кровоизлияния прирождении //Актуальные вопросы неврологии и клинической генетики. Ташкент, 1978. — С. 39−45
- Ганнушкин Н.Б. Избранные труды. М.: Медицина, 1964. — 292 с.
- Гаубих Н.Ю., Кавокин С. Н., Галалаева Н. Д. Занятость и профессиональная реабилитация инвалидов. М.: НПЦ, 1995. — 198 с.
- Глушкова Е.В. Динамика работоспособности учащихся 5−7 классов в течение учебного дня //Гигиена и санитария. 1973. — № 10.- С. 73−75
- Гончарова М.Н. Основные принципы лечебной помощи детям с церебральными параличами //Ортопедия, травматология и протезирование. М., 1961. — № 8. — С.64−69
- Гончарова М.Н., Гринина А. В., Мирзоева И. И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. М.: Медицина, 1974. — 206 с.
- Гринина А.В., Виноградова Е. А., Кочурова Н. К. Трудоспособность и фактическое трудоустройство больных детским церебральным параличом //Детские церебральные параличи. JL, 1974.-С. 17−19
- Гуменная Г. С. Особенности подготовительного периода обучения математике учащихся с церебральными параличами //Дефектология.- 1977.- № 2. С. 40−46
- Гуменная Г. С. Формирование первоначальных понятий о числе е детей с двигательными нарушениями //Дефектология. 1978. — № 6. — С. 64−70
- Данилова JI.А. Коррекционная работа при обучении детей с церебральным параличом //Дефектология.- 1972. № 4. — С. 56−59
- Данилова Л.А. Методы коррекции психического и речевого развития у детей с церебральным параличом. Л.: Медицина, 1977. -96 с.
- Данилова Л.А. Особенности психолого-логопедического обследования больных с церебральным параличом //Реабилитация с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Л., 1972. — С. 202−205
- Дворникова Т.А. Качественная характеристика задержки психического развития и ее уровни у детей 7−8 лет, страдающих спастической диплегией //Тезисы II конференции по проблемам детского церебрального паралича. М., 1978. — С. 281−283
- Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций /Под ред. М. В. Ипполитовой. М., 1981
- Зандель О.П., Мороз Ю. Н., Мирзоева И. И. К вопросу о приобретении специальности и трудоустройства больных детским церебральным параличом //Патология нижних конечностей у детей. Л., 1976. — С. 110−113
- Захаров А.И. Семейное воспитание личности и его дефекты //Социальная психология личности. Л., 1974. — С. 112−118
- Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М., 1976. -168 с.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1976. — 298 с.
- Иванов Е.С. О некоторых механизмах патологического формирования личности детей и подростков //Всесоюзная конференция по организации неврологической и психиатрической помощи детям. М, 1980. — С. 118−119
- Иванов Н.Я. О характерологическом исследовании подростков с помощью диагностического опросника //Клинико-психологическое исследование личности. Л., 1971. — С. 140−143
- Иванов Н.Я., Шестакова Г. Ю., Янина С. К. Влияние хронических заболеваний легких на формирование характера у подростков //Всесоюзная конференция по организации неврологической и психиатрической помощи детям. М., 1980. — С. 119−120
- Ипполитова М.В. Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми-дошкольниками, страдающими церебральными параличами //Восстановление функций двигательного аппарата после нейроинфекции и при некоторых других заболеваниях. -М, 1967.-С. 395−400
- Ипполитова М.В. Характеристика состава учащихся специальных школ-интернатов //Дефектология.- 1980. № 5. — С. 46−51
- Ипполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М., 1994. — 98 с.
- Ипполитова М.В., Мастюкова Е. М. Формирование учебной деятельности у дошкольников, страдающих церебральными параличами // Дефектология.- 1982. С. 65−67
- Иовайша JI.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников. -М: Педагогика, 1983. 128 с.
- Кабанов М.М. Концепция реабилитации ведущее направление научной деятельности психоневрологического института им.
- B.М. Бехтерева //Восстановительная терапия и реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями. Л., 1982.1. C. 5−15
- Кабанов М.М. Реабилитация психических больных. Л., 1978. — 246 с.
- Каган М.С. О духовном. Опыт категориального анализа //Вопросы философии. 1985. — № 9. — С. 81−102
- Калижнюк Э.С. Задержки психического развития при детском церебральном параличе и принципы коррекции: Методические рекомендации. М., 1982. — 36 с.
- Калижнюк Э.С. К вопросу о зеркальном письме у детей с церебральными параличами //Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1970. — № 10. — С. 292−300
- Калижнюк Э.С. Методические рекомендации по исследованию зрительно-пространственного восприятия у детей с церебральными параличами. М., 1976. — 18 с.
- Калижнюк Э.С. Психические нарушения при ДЦП. Киев: Высшая школа, 1987. — 309 с.
- Калижнюк Э.С. Психогенные реакции и влияние их на особенности личности с церебральными параличами //Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1978. — № 10. — С. 412−415
- Калижнюк Э.С. Психогенные реакции, особенности формирования личности при детских церебральных параличах и принципы их коррекции: Методические рекомендации. М., 1982. — 27 с.
- Калижнюк Э.С., Журавлев A.M. О патологическом развитии личности больных детским церебральным параличом // VI конференция по детской неврологии и психиатрии. М., 1980. -С. 134−135.
- Калижнюк Э.С., Макшанцева Н. В. Электроэнцефалографическое исследование личности подростков с церебральными параличами //Всесоюзная конференция по организации психиатрической и неврологической помощи детям. М., 1980. — С. 125−126
- Калижнюк Э.С., Раменская О. Л., Кожевникова В. Ю. О структуре интеллектуального дефекта у детей с церебральными параличами, родившихся недоношенными // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -1975. № 8. — С. 421−424
- Калижнюк Э.С., Шевченко Ю. С. Роль личностных реакций в патологии формирования характера при детских церебральных параличах //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1985.- № 3. -С. 416−418
- Кантор В.З. Концептуальные основы реабилитации лиц с нарушениями в развитии //Теория и практика обучения и воспитания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — С. 36−41
- Карвасарский Б.Д. Неврозы. Л., 1980. — 625 с.
- Кербиков О.В. Клиническая динамика психопатий и неврозов: Актовая речь, прочитанная во II МГМИ. М., 1962. — 400 с.
- Кириченко Е.И. О роли фактора психической депривации в нарушении школьной и жизненной депривации детей и подростков, страдающих церебральным параличом //Дети с временной задержкой развития. М., 1971. — С. 215−219
- Кириченко Е.И. Пограничные состояния интеллектуальной недостаточности у детей с церебральными параличами и задачи социальной реабилитации //Тезисы II конференции, посвященной медицинской реабилитации больных ДЦП. М., 1978. — С. 275−277
- Кириченко Е.И. Психические нарушения у детей, страдающих церебральными параличами: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1965.- 12 с.
- Кириченко Е.И. Психические особенности детей, страдающих болезнью Литтля //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1962. — № 7. — С. 1062−1065
- Кириченко Е.И., Трифонов О. А. О патологическом формировании личности у детей и подростков, страдающих церебральным параличом //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1969. — № 10. — С. 1553−1556
- Ковалев В.В. О психогенных патологических формированиях личности у детей и подростков //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1969. — № 10.- С. 1543−1549
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979. — 608 с.
- Ковалев В.В. Психогенные патохарактерологические формирования личности у детей и подростков. М., 1976. — 22 с.
- Ковалев В.В. Психогенные характерологические и патохарактерологические реакции у детей и подростков // Неврозы и нарушения характера у детей и подростков. М.: ЦОЛИУВ, 1973. -С. 75−90
- Ковалев В.В., Кириченко Е. И. Психопатологические особенности детей с церебральными параличами и их значение для обеспечения методов реабилитации //Санаторно-курортное лечение детских церебральных параличей. Калуга, 1975. — С.14−19
- Коган В.М., Коробкова Э. А. Принципы и методы психологического обследования в практике врачебно-трудовой экспертизы. -М., 1967.-250 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980. — 408 с.
- Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. М., 1975
- Крутецкий В.А. Психология. М., 1980. — 208 с.
- Крутецкий В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М., 1965. — 385 с.
- Крутикова Э.Г. Роль анализаторов и их расстройств в социальной адаптации детей с церебральным параличом //Расстройства психических функций у детей и их медико-педагогическая коррекция: Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1988.
- Кряжде С. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981. -196 с.
- Кудрик А.В. Современный старшеклассник: Проблемы самоопределения. М., 1977. — 182 с.
- Курындина Л.И. Клинические проявления дефицитарных патро-логических развитий //Всесоюзная конференция по организации психиатрической и неврологической помощи детям. М., 1980. -С. 133−134
- Курындина Л.И., Психические изменения у лиц с физическими недостатками: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1979. — 23 с.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей. 3-е изд. Пг., 1923. -73 с.
- Лазурский А.Ф., Франк С. А. Программа исследований личности и ее отношение к среде. СПб., 1912, 98 с.
- Лебедев В.Н. Вестибулярные нарушения у детей первых двух лет жизни, страдающих ДЦП: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1978.-22 с.
- Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии //Вопросы психологии. 1970. — № Ю. — С. 92−98
- Левченко И.Ю. Акцентуации характера у подростков, страдающих ДЦП //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1988. — № 8.- С. 26−34
- Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте //Методико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП. М.: ЦНИИЭТИН, 1991.-С. 21−44
- Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. М.: Альфа, 2001.-160 с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981. — 165 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. -304 с.
- ЮОЛеонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975.-С. 123−135
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, сознание //XVIII Международный психологический конгресс. М., 1969. — С. 23−28
- Лечебно-педагогическая работа с трудными детьми: Тезисы докладов /Пед. общество РСФСР. М., 1970. — 295 с.
- Личко А.Е. О разработке характерологического диагностического опросника для исследования в подростковой психиатрии //Клинико-психологические исследования личности. Л., 1971. -С.165−170
- Личко А.Е. Органические психопатии в подростковом возрасте //Всесоюзная конференция по психиатрии детского возраста. -М., 1974. С.181−185
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979. — 320 с.
- Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков: 2-е изд.-Л., 1983.-270 с.
- Личко А.Е. Реабилитация подростков с эндогенными психическими заболеваниями //Восстановительная терапия и реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями. Л., 1982.- С. 140−143
- Личко А.Е. Характер, темперамент и их аномалии //Актуальные вопросы медицинской психологии. Л., 1974. — С. 83−86
- Лубовский В. В, Психологические проблемы аномального развития детей. М.: Просвещение, 1989. — 98 с.
- Лурия А.Р. Варианты «лобного синдрома» //Функции лобных долей мозга. -М.: Наука, 1982. С. 8−41
- ПЗ.Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд-во МГУ, 1969.- 504 с.
- Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М.- Педагогика, 1974,-331с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.- Изд-во МГУ, 1973. -37 с.
- Пб.Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. -М.: ИК РАО, 1996.- 180 с.
- Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у детей с церебральным параличом //Дефектология.-1976.-№ 3.- С. 27−33
- Мамайчук И.И., Бахманова Е. Н. Комплексное психологическое исследование больных со спастической формой детского церебрального паралича//Дефектология.- 1984.- № 6.- С.14−20
- Мамайчук И.И., Манухина З. П. О роли моторного дефекта в развитии познавательной деятельности у детей с церебральным параличом //Детские церебральные параличи: Тр. /НИИ им. Г. И. Турнера. Л., 1974. — С. 79−82
- Мамайчук И.И., Мартынова В. Л., Пятакова Г. В. Социально-психологическое исследование семи больных ДЦП и психокор-рекционная работа с родителями. М., ЦНИИЭТИН, 1989. — 86 с.
- Мастюкова Е.М. Интеллектуальные нарушения у детей с церебральными параличами //Клиническое и психологическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М., 1976. — С. 39−52
- Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития у учащихся с церебральным параличом //Дефектология. 1982. — № 4. -С. 7−10
- Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика олигофрении у учащихся с церебральным параличом //Дефектология. 1980.- № 3.- С.3−10
- Мастюкова Е.М. Конференция Американской академии по детским церебральным параличам (обзор) //Дефектология. 1978. — № 2. — С. 89−92
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.: ВЛАДОС, 1997. -180 с.
- Масткжова Е.И. Особенности психического развития детей, перенесших асфиксию при рождении //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова.- 1967.- № 10.- С. 1152−1159
- Мастюкова Е.М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом: Сообщение 1 //Дефектология.-1983.- № 1.- С. 68−71
- Мастюкова Е.М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом: Сообщение 2 //Дефектология.- 1984.- № 2.- С. 78−83
- Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой детского церебрального паралича //Актуальные вопросы неврологии и клинической генетики. Ташкент, 1978.-С. 37−39
- Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М., 1992
- Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Коррекционная работа в специальных школах у детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. М., 1975
- Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. М., 1985
- Мастюкова Е.М., Переслени Л. И., Певзнер М. С. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом //Дефектология.-1988.- № 4.- С. 12−17
- Мастюкова Е.М., Симонова Н. В. Рекомендации по проведению клинико-психологического обследования детей раннего возраста, страдающих церебральным параличом. М., 1976.- 21 с.
- Матвеев В.Ф. О взаимосвязи соматических заболеваний и психических нарушений //Психогенные (реактивные) заболевания на измененной почве. Воронеж, 1982.- С. 106−114
- Матвеев В.Ф. Состояние профессиональной работы в школе для глухих //Дефектология.- 1982. № 2. — С. 34−40
- Матвеев В.Ф., Бардештейн Л. И. О некоторых закономерностях патологического формирования личности у детей и подростков с врожденной или приобретенной глухотой //Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1975.- № 10.- С. 1529−1533
- Махмудова Н.М. Организация медицинской и социальной помощи больным детским церебральным параличом в Узбекистане: Автореф.дис. .докт. мед. наук. 1975. — 28 с.
- Мачихина В.Ф. О состоянии трудового обучения, воспитания и профориентации в специальных школах для детей с поражением центральной нервной системы в Молдавской ССР //Дефектология.-1981.- № 4.- С. 45−48
- Медико-педагогическая коррекция детей с патологией опорно-двигательного аппарата /Сост. Н. Ф. Дементьева. М., 1988
- Медицинская и социально-трудовая реабилитация детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. Киев, 1982.- 128 с.
- Меженина Е.П. Лечебная помощь при церебральных параличах в детском возрасте: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Киев, 1963. — 24 с.
- Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности.-М., 1970
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1980. — 276 с.
- Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом: Рекомендации к оценке знаний, умений и навыков учащихся начальных классов (русский язык, математика).-М., 1984.- 93 с.
- Палладий В.Ф., Деева Г. А. Трудовое обучение и профориентация учащихся специальной школы-интерната для детей с задержкой психического развития // Дефектология.- 1981.- № 6.-С. 34−38
- Панферов В.И. Классификация функций человека как субъекта общения //Психологический журнал. 1987. — Т.8. — С.31−80
- Панченко И.И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1974.-25 с.
- Панченко И.И. Речевые расстройства у детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними // Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. Ташкент, 1979.- С. 434−461
- Патохарактерологический диагностический опросник. Д., 1981.- 18 с.
- Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования /Под ред. А. Е. Личко и Н. Я. Иванова. Л., 1976.- 72 с.
- Певзнер М.С. Клиника психопатий в детском возрасте. М., 1941.- 132 с.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика психического инфантилизма у детей //Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. М., 1982.- С. 22−28
- Певзнер М.С., Лобовский В. И. Динамика развития детей олигофренов. — М., 1963. — 220 с.
- Переслин Л.И., Сагдулаев С. А. Об умственной работоспособности и ее нарушениях при различных формах олигофрении //Дефектология. 1975. — № 3. — С.29−34
- Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 409 с.
- Платонов К.К. Способности и характер //Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. — С. 187−208
- Польской В.В. Методические рекомендации по применению ЛФК и массажа в поздней резидуальной стадии ДЦП. М., 1983.- С. 1−65
- Попандова М.К. Исследование некоторых гностико-практических функций у детей, страдающих церебральными параличами, в связи с задачами восстановительной терапии: Авто-реф. дис. .канд. психол. наук. Л., 1971.-22 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.-Воронеж, 1996.- 243 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональные игры, проблемные ситуации, задачи, карточные методики: Уч.-мет. пособие. М.: МГУ, 1991.- 403 с.
- Раменская О.Л. К вопросу о социальной реабилитации детей с церебральными параличами //Тезисы II Всесоюзной конференции, посвященной медицинской реабилитации больных ДЦП. -М., 1978.-С. 287−290
- Раменская О.Л. Психологическое исследование личности дошкольников с церебральным параличом: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1979. — 23 с.
- Романенко Е.В. Нарушение общения у детей с церебральными параличами //Актуальные проблемы детской неврологии и психиатрии. Ташкент, 1984.- С. 99−100
- Романенко Е.В. Особенности звуковой стороны речи детей с церебральными параличами и методика логопедической работы: Автореф. дис. .канд. мед. наук. -М., 1984. 22 с.
- Романова З.Е. Гигиеническая оценка учебного режима во 2 классе школы-интерната для детей с церебральным параличом. -//Дефектология.- 1974.- № 6. С. 25−28
- Романова З.Е. Гигиеническая оценка учебного режима воспитанников 5−10 классов школы-интерната для детей с церебральным параличом // Дефектология.- 1978.- № 6.- С. 26−31
- Романова O.JI. Психологическое изучение механизмов формирования личности больных детским церебральным параличом //Нарушение поведения у детей и подростков. М., 1982. — С. 101−107
- Романова O.JI. Экспериментально-психологическое исследование особенностей личности больных страдающих физическими недостатками // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова.- 1982.- № 12.- С. 94−98
- Рубинштейн C.JI. Методики экспериментальной психологии и опыт применения их в клинике. М.: Медицина, 1970.- 215 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. — 328 с.
- Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. -М., 1970.- С.97−128
- Самсонова JI.H. Особенности комплексной коррекции функций рук у учащихся с церебральным параличом // Дефектология. -1984,№ 4.-С. 52−58
- Саркисян JI.A. и др. Лечебная педагогика. Московский интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы. — М., 2000.- 165 с.
- Семенова К.А. Детские церебральные параличи. М., 1968.- 278 с.
- Семенова К.А. Методические рекомендации по этапному лечению детских церебральных параличей. М., 1978.- 42 с.
- Семенова К.А., Мастюкова Е. М., Смуглин Н. Я. Клиника и реабилитационная терапия детского церебрального паралича. М., 1972.- 290 с.
- Семенова К.А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. Ташкент, 1979. — 345 с.
- Семенова К.А., Танюхина Э. И. и др. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом. М.-СПб.: МТ и CP РФ, 1999.-439 с.
- Семенова К.А., Штеренгерц А. Е., Польской В. В. Патогенетическая терапия больных детским церебральным параличом. Киев, 1984
- Симонова Н.В. Психолого-педагогическая оценка детей с церебральным параличом в раннем детстве: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1974. — 23 с.
- Симонова Н.В. Состояние пространственно-временных отношений у детей с церебральным параличом //Дефектология. -1980. № 6.- С. 6−12
- Симонова Н.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности у детей с церебральным параличом //Дефектология.-1988. № 4.- С. 75−77
- Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральным параличом //Дефектология.-1981.- № 4. С. 82−86
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 2 т. М., 1955
- Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста: Избранные главы. М., 1974. — 131 с.
- Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1999.-250 с.
- Учебно-воспитательная и лечебно-коррекционная работа в домах-интернатах для детей с физическими недостатками /Под ред. А. В. Погососа. М., 1982
- Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата /Под ред. М. В. Ипполитовой. М., 1988. — 153 с.
- Ушаков Г. К. Актуальность и пути исследования онтогенеза индивидуальности //Закономерные тенденции формирования личности.- М., 1972.- С. 5−26
- Ушаков Г. К. Особенности психики подросткового возраста //Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте. М., 1971. — С. 12−18
- Фанталова B. JL, Калижнюк Э. С., Романова O.JI. Электроэнцефалографическое исследование детей с церебральными параличами и нарушениями пространственного восприятия //Дефектология.-1983.-№ 4.- С. 26−32
- Халилова Л.Б. Особенности фонематического восприятия и звукового анализа у младших школьников, страдающих детским церебральным параличом //Дефектология.- 1977. № 3. — С. 6368
- Халилова Л.Б. Состояние первоначальных морфологических обобщений у учащихся начальных классов, страдающих церебральными параличами //Дефектология, — 1979. № 1.- С. 60−67
- Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. Будапешт: Изд-во Академии наук, 1981, — 346 с.
- Хейссерман Э. Потенциальные возможности нормальных и аномальных детей: Пер. с англ. М., 1964. — 291 с.
- Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.: Просвещение, 1988. — 187 с.
- Шабалина Н.Б., Лаврова Д. И., Добровольская Т. А. Основные этапы и принципы социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов с ДЦП //Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП. М.: ЦНИИЭТИН, 1991. — С. 60−97
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
- Шевченко Ю.С. Клинические особенности и динамика невроза навязчивых состояний у детей и подростков: Автореф. дис. .канд. мед. наук. JL, 1980. — 22 с.
- Шипицина JI.M. Специальное образование в России. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира //Семья и ребенок. -СПб.: Междун. ун-т им. Р. Валленберга, 1997. С. 147−182
- Шипицина JI.M., Иванов Е. С., Данилова J1.A., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии //Образование.- СПб., 1995. 80 с.
- Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Церебральные параличи и пути их преодоления. М., 1959. — 215 с.
- Эльдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. -СПб: Фолиум, 1996.- 65 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960 .-381 с.
- Эткинд А. М, От свойств к взаимодействию: становление системной ориентации в психологии личности //Системные исследования. М.: Наука, 1982. — С. 264−300
- Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1924. — 92 с.
- Юртайкин В.В., Комарова О. Г. Семья и ребенок с особыми нуждами // Школа здоровья. 1996.- № 1. — С. 36−45
- Юстицкий В.В. Соотношение структуры и основных типов акцентуации личности в системах А.Е. Личко и К. Леонгард // Применение математических методов в исследовании процесса обучения. Вильнюс, 1977. — С. 141−158
- Abercromby M., Sindon R., Tyson M. Associated Movement in Normal and Physically Handicapped Children //Develop. Med. Child. Neur. -1964, 6. P. 573−586
- Adler A. Praxis und Theorie der Individualpsychologie. Miinchen, 1927.- 57 p.
- Adler A. Study of organ interiority and its physical compensation //A contribution to clinical medicine.- New-York, 1917. 123 p.
- Adler A. Uber den nervosen Charakter. Miinchen, 1928.- 98 p.
- Allen R.M. One point of view: Intellectual evaluation in cerebral palsy. Part 1 //Cerebral Palsy Rewiew, 1955,16. P. 11−14
- Ando R. A comparative study of Peabody Picture Vocabulary Test and Wechler Intelligence Scale for Children with a group of cerebral palsied children //Cerebral Palsy Journal, 1963, 29. P. 7−9
- Aruichstauk W.H., Bice H. V personality characteristics ig 80 //Syracuse Universpress., 1985
- Bax M., Mackeith R. Minimal Cerebral Disfunction. London: Spastics Society, 1965
- Bender L. Psychoses associated with somatic diseases that distort body structure //Archives of Neurology and Psychiatry, 1934, 32. -P. 1000−1024
- Bender L., Silver K. Body image problems of the brain injured child //Journal of Social Issues, 1948. P. 84−39
- Benton A., Fogel M. Three dismensional constructive praxis // Arch. Neurol. (Chicago), 1962. -V. 7, 4. P. 371−383
- Benton A., Remble A. Right-left orientation and reading disability // Psychiatry and Neurology, 1969. № 1−2. — P. 139
- Bice H.V. Visual Motor Performance of Children with Cerebral Palsy. Trenton: New Jersey State Department of Health, 1960, P.72−96
- Bobat K. Die Neuropatologie der zerebralen Kinder- lamung //Wien Med. Wschr., 1966, 37. S. 736
- Botta M., Botta P. L’education therapeutique des infirmos motours cerebraux. Paris, 1958, 102 p.
- Bradway K.P. Birth lessions in Identical Twins // American Journal of Ortopsychyatry, 1937, 7. P. 194−203
- Brown C. My Left Foot. London, 1954, — 209 p.
- Cardwell E.M. Cerebral Palsy: Adwances in understanding and care. -New-Jork, 1956.-305 p.
- Cardwell E.M. Some Aspects of Teaching Brain-Injured children // Psychio Therapy, 1963. P.3, 9,149
- Carlson E. The Treatment of Cerebral Palsy //Paper read to British Council for Welfare of Spastics. London, 1964, September
- Centers, centers. A comparison of body image of amputee and non amputee children as revealed in figure drawings //Journal of Projective Assesment, 1963, 27.- P. 158−165
- Chamberlin R.W. Parental use of «positive contact» in childrearing: it’s relationship to child behavior patterns and other variables //Pediatric, 1975, 56, 5. P. 768−773
- Clapavede E. La perception stereognostique dans 2-cas Г hemiplegia cerebral infant // Journal de phys. et de path, gen., 1999, 5, P.306−402
- Goldeffy J. Psychologie appliquee a lachirurgie. Paris, 1963.- 123
- Combs A. Effect of labels on attitudes of educations toward handicapped children //Exceptional Chidren, 1970, 34. P. 399−403
- Comparison of the German and American Systems of Rehabilitation. //Journal of Rehabilitation, 1989.- V. 55.- № 1.- P. 64
- Country Briefing Special Education in Portugal //European Journal of Special Needs Education. -V.14. № 1 (1999). — P.70−89
- Cotton C. A study of the reactions of spastic children to certain situations //Journal of Genetic Psychology, 1970, 58. P. 27−44
- Collis E. Way of life for the handicapped child. London, 1997. -112 p.
- Cruickschank W.M. The Effect of Physical Disability on Personal Aspiration //The Qarterly Journal of Child Behavior, 1951, 3. P. 323−333
- Cruickschank W.M. The Relation of Physical Disability to Fear and Guilt Feelings //Child Development, 1951, 22. P. 291−298
- Cruickschank W.M. A Study of the Relation of Physical Disability to Social Adjustment //American Journal of Occupation Therapy, 1952, 6
- Cruickschank W.M., Bice H.V. Personality Characterictics. 1980. -216 p.
- Cruickschank W.M., Raus G.M. Cerebral Palsy: its individual and community Problems. Syracuse Univerpress, 1966, P.312−402
- Cerebral Palsied Children //Cruickschank W.M., Bice H.V. Personality Characterictics. -1980. P. 135−190
- Cumming J. The Incidece of Emotional Symptom in School Children. -New-York, 1944
- Disability and Rehabilitation Handbook / Ed. R. Goldenson N.Y. et al. 1978. — XIII. — 846 p.
- Dunsdon K. The Educability of Cerebral Palsied Children. London, 1952, 302 p.
- Fabary J.C. Psychologie de Finfirm moteur cerebral //Neuropsychiatric de l’enfance. -1981. P. 29
- Floyer E.B. A psychological Study of a City’s Cerebral Palsied Children. London, 1955
- Freed E.X., Cruickschank W.M. The Effect of Cardiac Disability on Adjusment to Parents and Family //The Quarterly Journal of Child Behavior, 1952,4. P. 299−309
- Freed E.X., Cruickschank W.M. The Relation of Cardiac Disease to Feeling of Fear //Journal of Pediatrics, 1953, 43.-P.483−488
- Gones R.A. The Teaching in the Slow Leaner. Chicago, 1991. -P.36−58
- Heilman A. Intelligence in Cerebral Palsy //The Cripped Child, 1952, 30.-P. 11−13
- Henderson S. Phisical Disability and Behavior. Spriengsfield, 1969
- Hickey K. Reeding Ability of Cerebral Palsied Children //Med. Child. Neurol., 1962.- V. 4, 2. P.209−210
- Holoran I.M. The Incidence and Prognosis of Cerebral Palsy //British Medical Journal, 1952, 4751. P. 214−217i i
- Hopkins T.W., Bice H.V., Colton K.C. Evaluation and Education of J the Cerebral Palsied Child. Washington, 1954
- Jenkins R.L. Dissimilar Identical Twins: Resalts of Brain Injury at Birth //American Journal of Ortopsychiatry, 1935, 5. P.29−42
- Keats S. A Study of Crippled Children in an Ortopedic Hospital School // Exceptional Children, 1962, 18. P. 33−38
- Kern E. Chirurgie and Psych. Ther. // Urn Sch. 1966, 23.- S. 256−261
- Klapper R., Zelda A., Birch H.G. A Four-teen-year follow-up study of Cerebral Palcy. Intellectual Change and Stability // American Journal of Orhtopsychiatry, 1967, 37.- P. 540−547
- Klapper R., Werner H. Developmental Deviations in Brain-injured (Cerebral Palsied) Members of Pairs of Identical Twins //The Qua-terly Journal of Child Behavior, 1956, 2. P.238−313
- Kurzberg A., Levin M., Cavior N., Lipton D. Psychologic Screeninig of Inmates Requesting Cosmetic Operation // A Preliminary Report Plast. Reconstruction Surgery and Traumatology, 1967, 39, 4. P. 387−396
- Learning Problems of the Cerebral Palsied: Report of the Oxford Study Group. London, 1995, 301 p.
- Levandowsky L., Polak K. Psychological Development of Crippled Children and Youth. The Social Psychology and Sociology of Disability and Rehabilitation.- New-York, 1975
- Little W. On the Enfluence of abnormal partution difficult labours, prematuration and phisical condition of the child especially in relation to deformites // Transaction of the Obsterical Society of London, 1962. P. 293−344
- Machover J. Phisical Disability fnd Human Behavior. New-York, 1949
- Mannoni E. The child, his «ilness» and the others. New-York, 1973
- McMichael J.V. Handicap: A study of phisically handicapped children and their families.- London, 1971
- Meier J. Development and learnind disabilites.- Baltimore, 1996. -112 p.
- Miller E.A. Cerebral palsied children and their parents. A study in parent-child relationships. //Exceptional Children, 1958, 24. P. 298−302, 305
- Newcomer Ph. Understanding and teaching emotionally disturbed children. Boston, 1980
- Nicholson C.L. Correlation among CCMS, PPVT and RCHM for cerebral palsied children //Perceptual and motor skills, 1970, 4. P. 30
- Nielsen H. A psychological study of cerebral palsied children. Copenhagen, 1 966 280.01shansky S. Parents Responses to a Mentally Defective Child //Mental Retardation, 1966,4. P. 21
- Oswin M. Behavior problems amongst children with cerebral palsy. -Bristol, 1967
- Phelps W.M. Characteristic Psychological Variations in Cerebral Palsy //Nervous Child, 1948, 7. P. 10−12
- Phelps W.M. Education in Cerebral Palsy. Chicago, 1956
- Phelps W.M., Hopkins T.W., Cousins R. The Cerebral Palsied Child. New-York, 1958
- The psychological assesment of mental and phisical handicap. London, 1990, 115 p.
- Psychological Problems of Cerebral Palsy: A Simposium of the American Psychological Assosiation & The National Society for Crippled Children and Adults. Illinois, 1996. — 112 p.
- Richardson E., Kobler F. Testing the Cerebral Palsied: A Study comparing the Binet, Raven and Ammons //Exceptional Children, 1955, 21. -P.101−103,108−109
- Robinson H., Robinson N. The Mentally Retarded Child. New-York, 1965, — 98 p.
- Roos Ph. Parents and Families of the Mentally Retarded //Mental Retardation. Columbus, 1975. — P 336−338
- Ross D., Ross Sh. Hyperactivity: research, theory and action. New-York, 1976
- Schonell F.E. Educating Spastic Children. London, 1995, 182 p.
- Shere O.M. An Evolution of the Social and Emotional Development of the Cerebral Palsied Twin. Illinois, 1934
- Shonts F. Psychological Adjustment to phisical disability //Archives of phisical Medicine and Reabilitation, 1975, 59. P. 251−254
- Sievers D., Norman R. Some suggestive results in psychometric testing of the cerebral palsied with Gesell, Binet and Wechsler Scales //Genetic Psychology, 1961, 82. P. 69−90
- Speech and language therapy with Cerebral Palsy Child. Washington, 1995.-302 p.
- School and Integration in Europe Values and Practices. — Grafica 2000,1995
- Strauss A.A., Lechtinen L.E. Psychopathology and Education of Brain Injured Children. Vol. I. New-York — London, 1947
- Stude E. Special Education and Vocational Rehabilitation in the Federal Republic of Germany // Journal of Rehabilitation, 1986. V. 52, N 2.- P. 32−36
- Tardieu G. Les Feuillettes de l’infirsnol motrice cerebral. Paris, 1966.-P. 23−31
- Taylor В., Litin E., Litzow T. Psychiatric Concideration in Cosmetic Surgery //Mayo Clin. Proc., 41 (1966). P. 608−623
- The role of Recource Centres in Supporting Integration in Education. -Grafica 2000,1997
- The spastic school child and the outside world.- London, 1996, 1021. P
- Thomas D. The social psychology of childhood disability. London, 1978
- Vernon D.T.A., Foley J.M., Sipowicz R.R., Schulman J.Z. The Psychological Response of Children to Hospitalization and Ilness. Illinois, 1965
- Wallin J.E.W. Children with Mental and Phisical Handicaps.- London New-Jork, 1949
- Wedell K. The Visual Perseption of Cerebral Palsied Children //Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1 (1960). P. 215−217
- Widossky R. Surwey of 400 cases of cerebral palsy in childhood // Archives of diseases of children, 1965, 25. P. 365−379
- Wilson B.C., Wilson J.J. Sensory and Perceptual Functions of Cerebral Palsied // Journal of Neurology, 1967,145,1. P. 53
- Woods C. Cerebral Palsy in Childhood. Bristol, 1957