Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические технологии преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Джанаев К. Х. Социальная ответственность муниципальных служащих в Российской Федерации. Дисс.канд. социологических наук. М., 2004, Калачева Т. Г. Профессионализм служащих государственной власти и местного самоуправления (социологический анализ). Дисс.докт. социологических наук. М., 1999, Миронова Н. И. Местное самоуправление как социальный институт: генезис, становление, основные тенденции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования
    • 1. 1. Состояние проблемы исследования
    • 1. 2. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности муниципальных служащих
    • 1. 3. Характеристика социально-психологических методов и процедур исследования
  • Выводы первой главы
  • Глава II. Социально-психологические основания преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих
    • 2. 1. Социально-психологическая диагностика профессиональных стереотипов муниципальных служащих
    • 2. 2. Социально-психологические условия и факторы преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих
    • 2. 3. Социально-психологические технологии как средство преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих
  • Выводы второй главы

Социально-психологические технологии преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В условиях динамичных социальных изменений, реформирования органов местного самоуправления особое значение приобретают методы и конкретные технологии повышения эффективности их деятельности, а также профессионального развития муниципальных служащих.

Анализ возникающих в связи с этим проблем показывает наличие определенных противоречий: между профессиональными стереотипами муниципальных служащих и необходимостью адекватного восприятия ими новой действительностимежду традиционными формами муниципального управления и необходимостью использования инновационных подходов в местном самоуправлениимежду системой профессиональной подготовки и переподготовки муниципальных служащих и их профессиональными задачами и функциями в новых условиях.

Актуальным является изучение социально-психологических условий и факторов, а также способов оптимизации развития местных сообществ, органов местного самоуправления и профессиональной деятельности муниципальных служащих. В связи с этим особое значение приобретает социально-психологическое исследование профессиональных стереотипов муниципальных служащих, препятствующих продуктивной профессиональной деятельности.

Поэтому необходимо обоснование применения социально-психологических технологий для преодоления профессиональных стереотипов. При этом социально-психологическая технология рассматривается как совокупность методов целенаправленного оптимизирующего воздействия на социальную группу для организации продуктивной совместной профессиональной деятельности.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Изучению сущности стереотипов, их основных свойств и функций, механизмов формирования посвящены исследования западных социологов и психологов (У. Аллбиг, Т. Адорно, Э. Богардус, Э. У. Вайнеке, О. Клайнберг, Д. Кэмбелл, У. Липпманн, Дж.Г. Мартин, Г. У. Оллпорт, Р. О’Хара, Р. Тажури, Г. Тэшфел и др.1), отечественных ученых (B.C. Агеев, Г. М. Андреева, A.A. Бодалев, P.M. Грановская, Е. А. Иванова, Ю. С. Крижанская, К. К. Платонов, C.JI. Рубинштейн, Т.Г. у.

Стефаненко, П. Н. Шихирев, В. А. Ядов и др.). Проблема влияния стереотипов на проявления творческой активности профессионала нашла отражение в работах Г. М. Андреевой, О. С. Анисимова, A.A. Деркача, В. Г. Зазыкина, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, И. Н. Семенова и др3.

1 Adorno T.W. and others. The Authoritarian Personality. — N.Y.-L., 1950, Allbig U. Public opinion and Propaganda. L., 1949, Bogardus E. Stereotypes versus Sociotypes // Social Research, vol. 34. 1950, Cambell D.T. Stereotypes and the Perception of group differences // American Psychology, vol. 22. 1967, Klineberg 0. The Scientific Study of National Stereotypes // UNESCO international social science bulletin, vol.11. 1951, Lippman W. Public Opinion. — N.Y., 1954, Martin J.G. The Tolerant Personality. — Detroit, 1964, O’Hara R. Media for Millions. — N.Y., 1961, Taguiri R. Person perception // Lindzey J., Aronson E. The Handbook of social psychology, vol.3. — N.Y., 1969, Tajfel H. Human groups and social categories // Studies in social psychology. — Cambridge, 1981, Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Intergroup behaviour. -Oxford, 1981, Vinacke E.W. Stereotypes Social Concepts //The Journal of Social Psychology, vol. 46. 1957.

2 Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии — 1986. -№ 1, Андреева Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987, Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970, Грановская P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994, Иванова Е. А. Стереотип как феномен культуры. Дисс.канд. филос. наук. М., 2000, Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М., 1982, Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958, Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М., Екатеринбург, Москва, 2000, Ядов В. А. К вопросу о теории стереотипизации в социологии // Научные доклады высшей школы. Философские науки. — 1960. — № 2.

3 Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2005, Анисимов О. С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. М., 1995, Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения профессионализма. М., 1993, Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстренных условиях (психолого-акмеологические основы). М., 1998, Климов Е. А. Психология профессионализма. М., 1996, Кузьмина Н. В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования. Психолого-педагогический журнал. — 1995.-№ 1, Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996, Семенов И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М., 1990.

Ряд исследований посвящен изучению роли стереотипов в отдельных видах профессиональной деятельности и разработке методик их преодоления (И.А. Бучилова, В. В. Дьякова, Е.В. Рогулина)1.

Изучению правовых, социологических и других аспектов профессиональной деятельности муниципальных служащих посвящены работы К. Х. Джанаева, Т. Г. Калачевой, Г. А. Наквасиной, Л. В. Прибытковой, В. П. Хренкова и др2. Но социально-психологические проблемы профессиональной деятельности муниципальных служащих мало изучены, стереотипы, проявляющиеся в их деятельности, не выявлены, социально-психологических условия преодоления стереотипов не исследованы, а опыт применения социально-психологических технологий не проанализирован и не обобщен. Это предопределило тему, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — разработать комплекс социально-психологических технологий преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих.

Объект исследования — профессиональная деятельность муниципальных служащих.

Предмет исследования — социально-психологические технологии преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих.

1 Бучилова И. А. Психологические особенности преодоления педагогических стереотипов у студентов и воспитателей дошкольных учреждений. Дисс. канд. педагогических наук. Череповец, 2002, Дьякова В. В. Стереотипы восприятия государственных служащих в современном российском обществе. Дисс. канд. психологических наук. М., 1993, Рогулина Е. В. Взаимодействие психологических механизмов стереотипизации и рефлексии как условие развития профессиональной компетентности учителя. Дисс.канд. психологических наук. Череповец, 2000.

2 Джанаев К. Х. Социальная ответственность муниципальных служащих в Российской Федерации. Дисс.канд. социологических наук. М., 2004, Калачева Т. Г. Профессионализм служащих государственной власти и местного самоуправления (социологический анализ). Дисс.докт. социологических наук. М., 1999, Миронова Н. И. Местное самоуправление как социальный институт: генезис, становление, основные тенденции развития. Дисс.канд. социологических наук. М., 2000, Наквасина Г. А. Муниципальная служба в Российской Федерации: проблемы конституционно-правового регулирования. Дисс.канд. юридических наук. М., 2001, Прибыткова Л. В. Муниципальная служба как управленческая деятельность (социологический анализ). Дисс.канд. социологических наук. М., 2002, Хренков В. П. Профессионализм и управленческая культура муниципальных служащих: социологический анализ. Дисс.канд. социологических наук. Орел, 2003.

Гипотеза исследования. В организации, функционировании и развитии местного самоуправления проявляются имеющиеся у муниципальных служащих профессиональные стереотипы, которые могут препятствовать эффективной профессиональной деятельности.

В связи с этим одним из перспективных направлений в работе по повышению профессионализма муниципальных служащих может являться изучение социально-психологических условий профессионального развития муниципальных служащих и применение социально-психологических технологий преодоления блокирующих профессиональных стереотипов муниципальных служащих.

Задачи исследования:

1. Систематизировать исследования по проблеме стереотипов.

2. Рассмотреть социально-психологические аспекты профессиональной деятельности муниципальных служащих.

3. Выявить и описать в ходе социально-психологической диагностики профессиональные стереотипы муниципальных служащих.

4. Определить социально-психологические условия и факторы преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих.

5. Систематизировать и апробировать комплекс социально-психологических технологий преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих.

Теоретико-методологические основы исследования.

Методологической основой исследования являются базовые принципы современной психологии: системности, детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, комплексности (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.).

Теоретической основой исследования выступают концептуальные работы, раскрывающие проблемы:

— социального познания и социальной перцепции (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн);

— социальных стереотипов (B.C. Агеев, Г. М. Андреева, A.A. Бодалев, Э. У. Вайнеке, P.M. Грановская, Е. А. Иванова, О. Клайнберг, Ю. С. Крижанская, У. Липпманн, Г. У. Оллпорт, К. К. Платонов, Р. Г. Тэшфел, П. Н. Шихирев, В. А. Ядов и др.) — личностно-профессионального развития, в том числе государственных и муниципальных служащих (К.А. Абульханова-Славская, B.C. Агапов, Б. Г. Ананьев, О. С. Анисимов, В. Г. Асеев, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, К. К. Платонов, A.A. Реан, С. Л. Рубинштейн, Е. А. Яблокова и др-);

— социальной технологии (A.C. Гусева, Т. В. Зобнина, В. Н. Иванов, A.B. Кириченко, М. А. Ковалева, М. Марков, В. И. Патрушев, С. С. Седова, Н. Стефанов, В. Н. Тарасова и др.).

Методы исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы и решения исследовательских задач использован комплекс научных методов: теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследованияконстатирующий и формирующий эксперимент с применением психологического тестирования, анкетного опроса, анализа документов, наблюдения, беседы, метода экспертной оценкикачественный и количественный анализ полученных результатов.

Эмпирическую базу исследования составили результаты изучения личностных характеристик руководителей и специалистов всех городских и районных администраций Владимирской области, проявившиеся в профессиональной деятельности в процессе реализации программы «Стратегия развития муниципальных образований Владимирской области» Общий объем выборки — 114 муниципальных служащих (привлекались региональные статистические данные о 4,5 тыс. муниципальных служащих).

В исследовании были использованы результаты анализа 38 итоговых проектов программ стратегического развития муниципальных образований Владимирской области, материалов 7 научно-практических конференций, 12 совещаний, 21 семинара и 5 видеотренингов, 2 региональных социологических исследований 2002;2005 гг., в которых автор принимал личное участие.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Систематизированы основные направления социально-психологических исследований стереотипов: их свойств и функций, проявления стереотипов в условиях социальных изменений, влияния стереотипов на профессиональную деятельность.

Разработано определение понятия профессионального стереотипа муниципальных служащих как совокупности привычных схематичных представлений о профессиональных целях, задачах, функциях и методах, основанных на усвоенном профессиональном опыте и проявляющихся в устойчивых способах профессиональной деятельности муниципальных служащих. Наряду с когнитивным и поведенческим профессиональные стереотипы муниципальных служащих отличаются выраженным эмоционально-оценочным компонентом, т.к. обусловлены необходимостью поддержания высокой самооценки, позитивного имиджа и статуса в жестко регламентированной профессиональной среде.

Показана роль профессиональных стереотипов в профессиональной деятельности муниципальных служащих. Установлено, что профессиональные стереотипы зачастую препятствуют профессиональному и личностному развитию муниципальных служащих, блокируют проявления творчества, использованию новых форм и методов работы.

Определено наличие профессиональных стереотипов двух типов: блокирующих и функциональных. Блокирующими стереотипами являются те, которые препятствуют адекватности восприятия социальных объектов и процессов, снижают эффективность профессиональной деятельности, блокируют творчество. Функциональные стереотипы способствуют быстрой автоматической категоризации и систематизации социальных явлений, их оценке, содействуют принятию необходимых решений, помогают ориентироваться в тех обстоятельствах, которые не требуют дополнительной аналитической работы. В условиях социальных изменений и под воздействием социально-психологических технологий возможно преодоление профессиональных стереотипов муниципальных служащих, то есть либо устранение и изживание, либо преобразование, переход из одного состояния качества в другое.

Представлена социально-психологическая модель преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих, которая предполагает овладение научно-прикладными знаниями, принятие новых норм, ценностей и формирование современных профессиональных взглядов. Преодоление осуществляется за счет изменений когнитивной и эмоциональной сферы муниципальных служащих, а также способов их профессиональной деятельности на основе использования социально-психологических технологий.

Показано, что применение комплекса социально-психологических технологий способствует развитию профессиональной продуктивной совместной деятельности, творческого сотрудничества, профессиональной самореализации. Это обеспечивает решение инновационных задач: происходит расширение и обновление профессиональных знаний, умений и навыков системного анализа социальных объектов, выявления проблем, выдвижения альтернативных решений, выделения приоритетных направлений стратегического развития муниципальных образований. Применение комплекса социально-психологических технологий способствовало разработке муниципальными служащими стратегий развития муниципальных образований Владимирской области, определению приоритетных направлений развития с учетом местной территориальной специфики (развитие системы профессионального образования, организация туризма, в том числе экологического, создание условий для улучшения инвестиционного климата территории, строительство жилья, развитие агропромышленного комплекса, газификация территории района, развитие малого и среднего предпринимательства и т. д.), разработаны инвестиционные проекты.

Выделены и описаны социально-психологические условия (внешние и внутренние) и факторы (объективные и субъективные) преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих, позволяющие оптимизировать развитие профессиональной группы муниципальных служащих и повысить эффективность их деятельности. К внешним условиям относятся новая законодательная база и система местного самоуправления, партнерство власти, бизнеса и местного сообщества, престижность и социальный статус муниципальной службы, социально-психологические особенности профессиональной деятельности муниципальных служащих, уровень профессионального образования и организация системы непрерывного обучения муниципальных служащих. Внутренними условиями являются социально-психологические черты и индивидуально-психологические особенности личности муниципального служащего.

Определены социально-психологические факторы преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих. Объективными факторами являются обновляющиеся и усложняющиеся задачи и функции профессиональной деятельности муниципальных служащих по созданию условий жизнедеятельности местного сообщества, социально-психологическое сопровождение работы органов местного самоуправления. Субъективным фактором выступает участие муниципальных служащих в совместной творческой проектной работе.

Систематизирован и апробирован комплекс социально-психологических технологий преодоления блокирующих профессиональных стереотипов муниципальных служащих в процессе реализации программы «Стратегия развития муниципальных образований Владимирской области», применяющихся в циклической пошаговой последовательности (постановка цели стратегического развития муниципальных образований, профессиональные консультации, круглые столы, групповые дискуссии, групповая работа для изучения социальных объектов, в т. ч. проективная рисуночная методика «Образ вероятного будущего муниципального образования» — развитие навыков аналитического мышления, видеотренинг по групповому принятию решений, «мозговой штурм» по выработке идей, деловая игра «Презентация», работа проектных групп по разработке стратегий развития муниципальных образований области, подготовка и проведение презентации проектов на основе объявленного конкурса на лучший проект стратегического развития муниципального образования области, корректировка разработанных стратегий).

Доказательно представлено, что в процессе командной работы осуществляется переход от схематически стандартизированной исполнительской деятельности к инициативной, творческой работе, что подтверждает преодоление профессиональных стереотипов. Наряду с этим у муниципальных служащих отмечается личностное и профессиональное развитие: рост самоэффективности, готовности к изменениям, навыков сотрудничества.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается теоретической проработкой проблемы, исходными методологическими принципами исследования, разнообразием и надежностью использованных методов теоретического и эмпирического анализа, проверкой результатов на практике.

Практическая значимость исследования. Разработана методика социально-психологической диагностики профессиональных стереотипов, выявлены социально-психологические условия и факторы преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих, которые могут послужить основой для организации целенаправленной работы по повышению эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих. Систематизирован и апробирован комплекс социально-психологических технологий преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих, в результате применения которого выработаны приоритетные направления муниципальных образований Владимирской области. Полученные результаты исследования могут быть использованы для совершенствования профессиональной деятельности кадров муниципальной службы в органах местного самоуправления, а также для реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих в управленческих вузах.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации изложены в публикациях и обсуждались на заседаниях кафедры управления Владимирского филиала РАГС, докладывались автором на научно-практических конференциях: «Стратегия развития муниципальных образований Владимирской области: опыт и проблемы разработки» (Владимир, 2003), «Стратегическое управление развитием региона: теория, проблемы, практика» (Владимир, 2004), «Актуальные вопросы реформирования государственного и муниципального управления» (Владимир, 2005), «Социокультурное развитие региона в условиях реализации административной реформы» (Владимир, 2006).

Материалы исследования включены в содержание учебных дисциплин «Социальная психология», «Психология управления», «Психология профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих».

Основные положения, выносимые на защиту.

Профессиональные стереотипы проявляются в профессиональной деятельности в обеспечении работы органов местного самоуправленияпрофессиональные стереотипы зачастую препятствуют усвоению новых форм работы и методов развития, блокируют проявления профессионального творчества муниципальных служащих, их профессиональное развитие.

Социально-психологическая диагностика показала наличие профессиональных стереотипов муниципальных служащих двух типов: блокирующих и функциональных.

Преодоление блокирующих профессиональных стереотипов способствует продуктивности профессиональной деятельности, т.к. предполагает повышение уровня научно-прикладных знаний, принятие новых норм, ценностей и формирование современных профессиональных взглядов. Преодоление осуществляется за счет изменений когнитивной и эмоциональной сферы муниципальных служащих, а также способов их профессиональной деятельности на основе использования социально-психологических технологий.

Создание социально-психологических условий и учет факторов преодоления профессиональных стереотипов позволяет оптимизировать личностное и профессиональное развитие муниципальных служащих и повысить эффективность профессиональной деятельности муниципальных служащих.

Применение комплекса социально-психологических технологий преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих способствует совершенствованию профессиональных навыков взаимодействия и сотрудничества с коллегами и местным сообществом для решения вопросов развития муниципального образования, а также приводит к осознанию муниципальными служащими необходимости в саморазвитии и личностной и профессиональной самореализации. Это способствует решению инновационных профессиональных задач по разработке и реализации стратегий развития муниципальных образований региона.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы второй главы.

1. В профессиональной деятельности муниципальных служащих проявляются профессиональные стереотипы двух типов: блокирующие и функциональные, выявленные в ходе социально-психологической диагностики. Преодоление блокирующих стереотипов профессионального мышления является эффективным условием повышения качества профессиональной деятельности.

2. Проведенный анализ профессиональной деятельности участников программы в аспекте преодоления стереотипов показывает, что муниципальные служащие, принимающие участие в стратегическом планировании с применением социально-психологических технологий преодоления профессиональных стереотипов, перешли в работе от односторонней фиксации, регистрации данных к выявлению противоречий, формулированию проблем, нахождению альтернативных решений. Повысился уровень их самоэффективности, уверенности в своих профессиональных возможностях. Произошел переход от узкопрофильного стереотипного мышления к системному, масштабному, аналитическому, перспективному мышлению. Появилось стремление мыслить и действовать не шаблонно, а находить новые способы решения существующих проблем муниципальных образований.

3. Создание социально-психологических условий и учет факторов преодоления профессиональных стереотипов позволяет оптимизировать личностное и профессиональное развитие муниципальных служащих и повысить эффективность профессиональной деятельности муниципальных служащих.

4. Социально-психологические технологии являются эффективным средством преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих. Применение разработанного комплекса социально-психологических технологий преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих способствует совершенствованию профессиональных навыков взаимодействия и сотрудничества с коллегами и местным сообществом для решения вопросов развития муниципального образования, а также приводит к осознанию муниципальными служащими необходимости в саморазвитии и личностной и профессиональной самореализации. Это способствует решению инновационных профессиональных задач по разработке и реализации стратегий развития муниципальных образований региона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социально-психологический анализ профессиональных стереотипов муниципальных служащих, проведенный на основе систематизации основных направлений исследований стереотипов, а также выявления социально-психологических особенностей профессиональной деятельности муниципальных служащих, позволил определить профессиональный стереотип муниципальных служащих как совокупность привычных схематичных представлений о профессиональных целях, задачах, функциях и методах, основанных на усвоенном профессиональном опыте и проявляющихся в устойчивых способах профессиональной деятельности муниципальных служащих. Профессиональный стереотип муниципальных служащих включает когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты.

В ходе социально-психологической диагностики выявлены и эмпирически изучены профессиональные стереотипы муниципальных служащих двух типов: блокирующие и функциональные. Изложены содержательные характеристики профессиональных стереотипов и показатели их наличия у муниципальных служащих. Блокирующие стереотипы препятствуют адекватности восприятия социальных объектов и процессов, снижают качество и эффективность профессиональной деятельности. Функциональные стереотипы способствуют быстрой автоматической категоризации и систематизации социальных явлений, их оценке, содействуют принятию необходимых решений, помогают ориентироваться в тех обстоятельствах, которые не требуют дополнительной аналитической работы.

Преодоление блокирующих профессиональных стереотипов способствует продуктивности профессиональной деятельности, т.к. они препятствуют профессиональному и личностному развитию муниципальных служащих, использованию новых форм и методов работы, блокируют проявления творчества.

Преодоление профессиональных стереотипов осуществляется в условиях активной профессионально значимой творческой деятельности при работе в группах, благодаря высокой мотивации муниципальных служащих при осуществлении инноваций в своей профессиональной деятельности.

Разработанная социально-психологическая модель преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих с использованием социально-психологических технологий дает возможность оптимизировать процесс профессионального развития муниципальных служащих. Преодоление профессиональных стереотипов осуществляется за счет изменений когнитивной и эмоциональной сферы муниципальных служащих, а также способов их профессиональной деятельности на основе использования комплекса социально-психологических технологий.

Выявлены социально-психологические условия и факторы преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих, которые позволяют повысить продуктивность их профессиональной деятельности. К внешним условиям относится новая законодательная база и система местного самоуправления, партнерство власти, бизнеса и местного сообщества, престижность и социальный статус муниципальной службы, социально-психологические особенности профессиональной деятельности муниципальных служащих, уровень профессионального образования и организация системы непрерывного обучения муниципальных служащих. Внутренними условиями являются социально-психологические черты и индивидуально-психологические особенности личности муниципального служащего.

Объективными социально-психологические факторами преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих являются обновляющиеся и усложняющиеся задачи и функции профессиональной деятельности муниципальных служащих по созданию условий жизнедеятельности местного сообщества, социально-психологическое сопровождение работы органов местного самоуправления. Субъективным фактором выступает участие муниципальных служащих в совместной творческой проектной работе, примером которой явилось осуществление программы «Стратегия развития муниципальных образований Владимирской области».

Разработан и апробирован комплекс социально-психологических технологий преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих, применяющихся в циклической пошаговой последовательности.

Применение комплекса социально-психологических технологий преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих в условиях естественного формирующего эксперимента способствует развитию профессиональной продуктивной совместной деятельности, творческого сотрудничества, совершенствованию профессиональных навыков взаимодействия и сотрудничества с коллегами и местным сообществом для решения вопросов развития муниципального образования, а также приводит к осознанию муниципальными служащими необходимости в саморазвитии и личностной и профессиональной самореализации. Это способствует решению инновационных профессиональных задач: происходит расширение и обновление профессиональных знаний, умений и навыков системного анализа социальных объектов, выявления проблем, выдвижения альтернативных решений, выделения приоритетных направлений стратегического развития муниципальных образований.

Достижение инновационных профессиональных результатов осуществляется в условиях активной профессионально значимой творческой деятельности при работе в группах, в ходе которой происходит расширение профессиональных знаний, овладение новыми умениями и навыками в профессиональной деятельности, рост самоэффективности, переход в работе от схематически стандартизированной исполнительской деятельности к инициативной, творческой. В результате осуществляется преодоление профессиональных стереотипов муниципальных служащих.

Перспективами дальнейших исследований являются:

— дальнейшее социально-психологическое и акмеологическое изучение профессиональной деятельности муниципальных служащихсовершенствование диагностического и корректирующего инструментария;

— разработка проблемы использования технологий социально-психологического воздействия применительно к другим видам профессиональной деятельностисоциально-психологическое исследование профессиональных стереотипов государственных гражданских служащих и путей их преодоления;

— социально-психологическое сопровождение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров муниципальных служащих.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. , А.Н. Муниципальная социальная политика и подготовка муниципальных служащих / А. Н. Аверин. М.: Дашков и К0, 2005. — 279 с.
  3. , B.C. Как разрушить ложные стереотипы? Современные реальности процессов общения / B.C. Агеев. М.: Изд-во МГУ, 1989. 72 с.
  4. , B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов / B.C. Агеев // Вопр. психологии. 1986. — № 1. — С. 95−101.
  5. , B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов / B.C. Агеев // Вопр. психологии. 1987. — № 2. -С. 152−158.
  6. Акмеология: личностное и профессиональное развитие: Мат. международной научной конференции 7−8 октября 2004 г. М.: Издательский Дом «ЭКО», ООО «ПКЦ Альтекс», 2004. — 614 с.
  7. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003.-256 с.
  8. Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века / под общ.ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 277 с.
  9. Акмеологический словарь / под общ.ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004.-161 с.
  10. , Б.Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Б. Г. Ананьев. М.: Изд-во ЛГУ, 1972. — 370 с.
  11. , Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987.-301 с.
  12. , Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2005. — 362 с.
  13. , Г. М. Социальная психология и социальные изменения / Г. М. Андреева //Психол. журн. 2005.- Т. 26. № 5. — С. 5−14.
  14. , О.С. Основы общей и управленческой акмеологии / О. С. Анисимов, A.A. Деркач. М.-Новгород: Изд-во «СЕТ», 1995. — 272 с.
  15. , С.А. Методы акмеологических исследований / С. А. Анисимов, Т. П. Гордеева, A.A. Деркач и др. Кострома, 1994.
  16. , Т.И., Галустьян, H.A. Развитие профессионализма государственных и муниципальных служащих / Т. И. Аравина, H.A. Галустьян // Стратегическое управление развитием региона: теория, проблемы, практика. Владимир: «Транзит Икс», 2004.
  17. Т.И. Профессионализация муниципальной службы / Т. И. Аравина // Муниципальное управление: региональные исследования, теория, практика. Сборник научных статей. Владимир, 1999. — С. 199 207.
  18. , Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. Учебное пособие / Т. Ю. Базаров. М.: ИПК госслужбы, 1996.- 152 с.
  19. , Р.В. Социальные стереотипы: концептуальный аспект: дис. канд. филос. наук / Р. В. Базиков. Ростов н/Д., 1999. — 122 с.
  20. , Г. С. Стереотипы поведения: распознавание и интерпретация / Г. С. Батыгин // Социол. исследования. 1980. — № 4. — С. 96−102.
  21. , И.А. Специфика мышления креативных личностей / И. А. Бескова // Научное творчество как многомерный процесс. Сб. ст. АН СССР, Ин-т философии / под ред. А. С. Майданова. М., 1987. — 141 с.
  22. , H.H., Стефаненко, Т.Г. Контент-анализ / H.H. Богомолова, Т. Г. Стефаненко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 60 с.
  23. , Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества / Д. Б. Богоявленская // Исследование проблем психологии творчестве / под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983. — 336 с.
  24. Бодал ев, A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности / A.A. Бодалев. JL: Изд-во ЛГУ, 1970. — 135с.
  25. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.
  26. , A.B. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления / A.B. Брушлинский // Мышление: процесс, деятельность, общение / под ред. A.B. Брушлинского. М.: Наука, 1982.-387 с.
  27. , A.B. Мышление как процесс и проблема деятельности / A.B. Брушлинский // Вопр. психологии. 1982. — № 2. — С. 28−40.
  28. , Г. В., Карабанова, O.A., Лидере, А.Г., Обухова, Л.Ф., Фролов, Ю. И. От Выготского к Гальперину. Специальное приложение к «Журналу практического психолога» / Г. В. Бурменская,
  29. O.A. Карабанова, А. Г. Лидере, Л. Ф. Обухова, Ю. И. Фролов. М.: Фолиум, 1996.-80 с.
  30. , И.А. Психологические особенности преодоления педагогических стереотипов у студентов и воспитателей дошкольных учреждений: дис. канд. педагогич. наук / И. А. Бучилова. Череповец, 2002.-204 с.
  31. , М.В. Психологические условия преодоления учителем трудностей в становлении профессионализма: дис. канд. психол. наук / М. В. Варгамян. М., 2000. — 160 с.
  32. , C.B. Акмеологические факторы профессионального становления курсанта противопожарной службы: дис. канд. психол. наук / C.B. Волкова. М., 2006. — 244 с.
  33. Вопросы управления и работы с персоналом. Информационно-методический бюллетень № 34. Тверь, 2004.
  34. , Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: Лабиринт, 1982. — Т. 2. Мышление и речь. — 1982. — 349 с.
  35. , П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии / под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966.-476 с.
  36. , P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов / P.M. Грановская, Ю. С. Крижанская. СПб.: OMS, 1994.-192 с.
  37. , В.В. Оптимизация профессионализации государственных и муниципальных служащих: дис. канд. психол. наук / В. В. Григорьев. М., 2003. — 190 с.
  38. , A.C. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: дис. докт. психол. наук / A.C. Гусева. М., 1997.-450 с.
  39. , A.C. Оптимизация гуманитарно-технологическогоразвития государственных служащих: теория, методология, практика. (Монография) / A.C. Гусева, A.A. Деркач. М.: Агентство «Квант», 1997- 299 с.
  40. , A.A. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / A.A. Деркач. М., 2000. — 112 с.
  41. , A.A. Стратегия подбора и формирования управленческой команды / A.A. Деркач, И. В. Калинин, Ю. В. Синягин. -М.: РАГС, 1999.-259 с.
  42. , A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения профессионализма / A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина. М.: Луч, 1993. — 32 с.
  43. , A.A. Методология и стратегия акмеологического исследования / A.A. Деркач, Г. С. Михайлов. М.: РАГС, 1998. — 123 с.
  44. A.B. Конфликтология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2001. — 320 с.
  45. , Н.Л. Стереотип как средство регуляции восприятия вербализованного содержания: автореф. дис. канд. филолог, наук / Н. Л. Дмитриева. Барнаул, 1996. — 22 с.
  46. , С.А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности / С. А. Дружилов // Журнал прикладной психологии. 2004.- № 6. С. 29−32.
  47. , С.А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности / С. А. Дружилов // Журнал прикладной психологии. 2004. — № 2. — С. 27−29.
  48. , В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб., М., Харьков, Минск: Питер, 1999. — 359 с.
  49. Дулепова-Менейлюк, О. Ю. Развитие профессионального мышления у государственных служащих: дис. канд. психол. наук / О.Ю. Дулепова-Менейлюк. М., 1999. — 225 с.
  50. , B.B. Стереотипы восприятия государственных служащих в современном российском обществе: дис. канд. психол. наук / В. В. Дьякова. М., 1993. — 143 с.
  51. , Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников / Е. С. Ермакова // Вопр. психологии. 1999. — № 4. — С. 2834.
  52. , Д.Н. Творческий аспект практического мышления / Д. Н. Завалишина // Психол. журн. 1991. — Т. 12. № 2. — С. 16−26.
  53. , Д.Н. Полисистемный подход к исследованию решения мыслительных задач / Д. Н. Завалишина // Психол. журн. 1995. -Т. 16. № 6.-С. 32−42.
  54. , В.Г., Чернышев, А.П. акмеологические проблемы профессионализма. / В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышов. М.: НИИВО, 1993. 235 с.
  55. Закон Владимирской области от 17.10.2005 г. № 150−03 «Об областной целевой программе профессиональной подготовке, переподготовке и повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих Владимирской области на 2005−2008 годы».
  56. Закон Владимирской области от 25.05.2005 № 71−03 «О совмещении выборов и сокращении сроков полномочий органов местного самоуправления во Владимирской области».
  57. Закон Владимирской области от 10 января 1999 г. N 9−03 «О муниципальной службе во Владимирской области» (с изменениями от 8июня и 10 октября 2000 г., 6 мая, 5 июля и 2 октября 2002 г., 9 сентября 2003 г., 9 февраля 2006 г.)
  58. , О.П. Психологические трудности в развитии профессионального самосознания учителя и пути их преодоления: дис. канд. психол. наук / О. П. Золотова. М., 2005. — 287 с.
  59. , И.В. Социально-психологические условия и факторы обеспечения престижа организации: автореф. дис. канд. психол. наук / И. В. Зотова. М., 2005. — 22 с.
  60. , Е.А. Стереотип как феномен культуры: дис. канд. филос. наук / Е. А. Иванова. М., 2000. — 172 с.
  61. , Н.Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов / Н. Л. Иванова // Вопр. психологии. 2004. — № 6. — С. 54−63.
  62. , Т.В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков / Т. В. Иванова // Вопр. психологии. 1998. — № 2. -С. 71−82.
  63. , А.Е. Механизмы формирования стратегии развития муниципального образования: дис. канд. экономич. наук / А. Е. Илларионов. Владимир, 2004. — 219 с.
  64. , Е.П. Мотивы и мотивация / Е. П. Ильин. СПб: Питер, 2001.-698 с.
  65. , Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. СПб: Питер, 2001.-752 с.
  66. Информационно-методический бюллетень администрации Владимирской области № 3(17) 2000 г. Владимир, 2000.
  67. Информационно-методический бюллетень администрации Владимирской области № 2(10) 1999 г. Владимир, 1999.
  68. Кадры органов государственной власти и местного самоуправления Владимирской области (аналитическая записка). -Владимир, 2004.
  69. , Ж. Стереотип как феномен сознания / Ж. Карбовский // Сознание и знание. Сб. ст. АН СССР, Ин-т философии (Отв. ред. В.А. Лекторский). М.: ИФАН, 1984 — С. 87−92.
  70. , Д. Модели эксперимента в социальной психологиии прикладных исследованиях / Д. Кембелл. М.: Наука, 1981. — 168 с.
  71. Кете де Врис, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / пер. с англ. / М. Кете де Врис. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 311с.
  72. , A.B. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: Теория, методология, технология: дис. докт. психол. наук / A.B. Кириченко. М., 1999. — 367 с.
  73. , Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. -Российская акад. образования, Московский психолого-социальный инт. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, Воронеж: МОДЭК, 2003−454 с.
  74. , Н.В. Психология и семья: диагностика, консультации, тренинг / Н. В. Клюева. 2. изд., перераб. и доп. -Ярославль: Акад. развития, 2001 — 159 с.
  75. , Я.Л. Социальные эталоны как стабилизирующие факторы «социальной психики» / Я. Л. Коломинский // Вопр. психологии. 1972. — № 1. — С. 99−110.
  76. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967.-383 с.
  77. Кон, И. С. Психология предрассудка / И. С. Кон // Новый мир. 1966.-№ 9.-С. 18−24.
  78. , Г. М. Об особенностях стереотипизации / Г. М. Кондратенко // Вестник МГУ. Серия 2 «Журналистика». 1968. — № 1. — С. 12−17.
  79. Корнилов, Ю. К. Мышление в производственной деятельности
  80. Ю.К. Корнилов. Ярославль: ЯГУ, 1984 — 74 с.
  81. , М.П. Многоаспектность явлений стереотипности в научных текстах / М. П. Котюрова // Текст: стереотип и творчество Межвуз. сб. науч. тр. М-во общ. и проф. образования РФ. Перм. гос. унт / под ред. М. П. Котюровой. Пермь, 1998. — С. 11−32.
  82. , Б.Г. Формирующий эксперимент / Б. Г. Кравцов // Психология обучения и воспитания. Вып.5. М., 1978. — С. 10−14.
  83. , Р.Л., Дубовская, Е.М. Социальная психология малой группы / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. М.: МГУ, 1991.-231 с.
  84. , У. Теории развития. Секреты формирования личности / У. Крэйн. 5 междунар. изд. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 509 с.
  85. , И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент / И. А Кузьмин. М.: Технол. школа бизнеса, Б.г., 1995. — 190 с.
  86. , Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития / Н. В. Кузьмина // Гуманизация образования. Психолого-педагогический журнал. 1995. — № 1. — С.12−18.
  87. , В.В. Социально-ценностные аспекты профессионального образования государственных и муниципальных служащих: дис. канд. социол. наук / В. В. Лабекин. М., 2002. — 179 с.
  88. Л.Г. Акмеологические основы эффективного воинского труда (Монография) / Л. Г. Лаптев. М.: ИТАР-ТАСС, 1998. -242 с.
  89. , К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин / Пер. с англ. И. Ю. Авидон. СПб.: Речь, 2000 — 407 с.
  90. , А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  91. , А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями / А. Либина, А. Либин // Стиль человека: психологический анализ. Сб. ст. / Под общ. ред. А. Либина. М.: Смысл, 1998 — С. 203−244.
  92. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  93. , Б.Ф. О системном подходе в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопр. психологии. 1975. — № 2. — С. 31−45.
  94. , Д. Социальная психология / Д. Майерс / Пер. с англ. -СПб.: Питер, 1997.-684 с.
  95. , A.B. Диагностика профессионального мышления на этапе совершенствования мастерства специалиста экологического профиля: автореф. дис. канд. психол. наук / A.B. Мангушев. Казань, 2002. — 24 с.
  96. Г. И. Социально-психологический тренинг. М., 1998.-53 с.
  97. М. Технология и эффективность социального управления. М.: Мысль, 1982. С. 57−58.
  98. , A.K. Психология профессионализма / A.K. Маркова. М.: Междунар. гуманитар, фонд «Знание», 1996 — 308 с.
  99. , А.К. Формирующий эксперимент в психологическом исследовании учебной деятельности / А. К. Маркова // Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982 — С.54−59.
  100. , A.M. Основные направления исследований мышления и творчества / A.M. Матюшкин // Психол. журн. 1984. — Т.5. № 1.-С. 9−17.
  101. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  102. , И.М., Топоров, А.О. Использование игровых методов в психологической практике. Учебное пособие / И. М. Мельник., А. О. Топоров. Харьков: ХГУ, 1992. — 60 с.
  103. Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор) / Сост. И. Д. Черник, В. И. Чекалкин- Под общ. ред. Н. П. Медведева и др. М.: Юрид. лит., 1994 77 с.
  104. , О.В. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) / О. В. Митина, В. Ф. Петренко // Вопр. психологии. 2000. — № 1. — С. 68−86.
  105. Мониторинг регионального и муниципального развития за 2002−2005 годы. Владимир, 2006.
  106. Мониторинг регионального и муниципального развития за 2001 2004 годы. — Владимир, 2005.
  107. , С.А. Философский смысл стереотипа / С. А. Мурадян. Ереван: Айастан, 1985.- 151 с.
  108. Мышление: процесс, деятельность, общение / под ред. A.B. Брушлинского. М.: Наука, 1982. — 387 с.
  109. , Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе / Н. Ф. Наумова // Социол. журн. 1995. — № 2. — С. 34−37.
  110. , Е.В. Стереотип в телевизионном искусстве: автореф. дис. канд. искусствовед. / Е. В. Никифорова. М., 1995. — 25 с.
  111. О повышении эффективности работы сельских и поселковых администраций Калужской области. Материалы областного совещания. -Калуга, 2001.
  112. Общая и прикладная акмеология. Учебное пособие / под общ.ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 207 с.
  113. , С. Реформа местного самоуправления: алгоритм действий региональной власти, проблемы и перспективы / С. Овсянников, А. Брежнев, С. Зюзин // Муниципальная власть. 2006. -№ 1.-С. 61−65.
  114. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., дополненное. М.: Азъ, 1999. — 960 с.
  115. , Е.В. Формирование и изменение социальных стереотипов в процессе социального познания: дис. канд. психол. наук / Е. В. Орлова. СПб., 1991. — 117 с.
  116. , Е.К. Психологические основы формирования профессионального мышления: автореф. дис. докт. психол. наук / Е. К. Осипова.-М., 1988.-41 с.
  117. , И.П. Полное собрание сочинений: в 6 т. М. — JI., 1951. — Т. 3. Динамическая стереотипия высшего отдела головного мозга. -Кн.2.- 1951.-458 с.
  118. , В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей / В. Н. Панферов // Вопр. психологии. 1982.5.-С. 139−141.
  119. , А.Е. Психологические факторы эффективности стереотипной и вариативной стратегий поведения: автореф. дис. канд. психол. наук / А. Е. Певзнер. СПб., 1996. — 25 с.
  120. , В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов / В. Ф. Петренко // Вопр. психологии. 1986. — № 3. — С. 133 143.
  121. , К.К. О системе психологии / К. К. Платонов. М.: Мысль, 1972. — 216 с.
  122. , К.К. Система психологии и теория отражения / К. К. Платонов. М.: Наука, 1982. — 309 с.
  123. Подготовка кадров государственной службы. Учебно-методическое пособие / под общ. ред. Е. А. Яблоковой. М.: Флинта, 2005.- 164 с.
  124. , Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. -М.: Наука, 1976.-303 с.
  125. , Н.Ю. Творческий стиль деятельности / Н. Ю. Посталюк. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. — 204 с.
  126. , Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика / Н. В. Постовой. М.: Реклам.-изд. центр «Федоров», 1995. — 188 с.
  127. , A.B. Проблема стереотипности в детском рисунке: дис. канд. педагогич. наук / A.B. Привалов. М., 1993. — 171 с.
Заполнить форму текущей работой