Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности семейного воспитания детей с нарушениями психического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние десятилетие увеличилось число теоретических и эмпирических исследований по проблемам семейного воспитания детей с нарушениями в развитии. Из данных литературы родительское отношение к ребенку, выступает как наиболее важный, значимый фактор психического развития и является предметом многочисленных психологических, педагогических, социологических исследованийю Исследование родительского… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические и методологические проблемы исследования особенностей семейного воспитания детей с нарушениями в психическом развитии
    • 1. 1. Клинико-психологические исследования детей с психическим недоразвитием по данным русской и зарубежной литературы
    • 1. 2. Исследования стилей семейного воспитания и родительских отношений в русской и зарубежной психологии
    • 1. 3. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями нервно-психического развития по данным литературы
    • 1. 4. Влияние кросскулыурных факторов на особенности семейного воспитания и семейных отношений в русской и зарубежной литературы
  • ГЛАВА 2. Эмпирическая база и методы исследования
    • 2. 1. Характеристики экспериментальной и контрольной групп
    • 2. 2. Методы и методики исследования
      • 2. 2. 1. Тест-опросник родительского отношения (А:Я Варга, В. В. Стол и н)
      • 2. 2. 2. Тест-опросник АСВ (анализ семейного воспитания)
      • 2. 2. 3. Метод Дембо-Рубинштейн, модифицированная Прихожан, направленная на исследование реальной и идеальной самооценки у школьников
      • 2. 2. 4. Методика «незаконченные предложения» (прожективная методика, отражающая отношение к болезни ребёнка, разработанная диссертантом)
      • 2. 2. 5. Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР- В. Е. Каган, И.П.Журавлева)
  • ГЛАВА 3. Сравнительное исследование родительских отношений и стилей семейного воспитания к здоровым детям и детям с психическим недоразвитием в российской и йеменской группах
    • 3. 1. Исследование социального статуса обследуемых больных детей России и Йемена
    • 3. 2. Особенности родительских отношений к здоровым детям в российской и йеменской группах
  • З.З.Особенности родительских отношений к больным детям в российской и йеменской семьях
    • 3. 4. Исследование родительских отношений к детям с психическим недоразвитием в йеменских семьях
    • 3. 5. Исследование стилей семейного воспитания здоровых детей в российской и йеменской группах
    • 3. 6. Стили семейного воспитания детей с психическим недоразвитием в российской и йеменской группах
  • ГЛАВА 4. сравнительный анализ гностических, эмоциональных и поведенческих компонентов родительских отношений к ребенку с психическим недоразвитием в российской и йеменской группах
    • 4. 1. Сравнительные характеристики родительских оценок особенностей детей и их адаптации родителями здоровых и больных детей йеменской и российской групп
    • 4. 2. Исследование особенностей отношения к болезни ребенка у российских и йеменских родителей
    • 4. 3. Исследование особенностей родительских отношений к детям с психическим недоразвитием в российской и йеменской группе с использованием метода незаконченных предложений
    • 4. 4. Анализ родительских отношений к будущему ребенка в российских и йеменских группах родителей детей с психическим недоразвитием
    • 4. 5. Направления и специфика психологической помощи родителям детей с психическим недоразвитием в российской и йеменской группах
    • 5. Заключения
    • 6. Выводы
    • 7. Список литратуры

Особенности семейного воспитания детей с нарушениями психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В последние годы в отечественной и зарубежной психологии возрастает интерес к проблеме семейного воспитания детей с нарушениями в развитии.

Для проведения успешной работы по адаптации, лечению и реабилитации детей с проблемами в развитии психологи, педагоги и клиницисты зачастую рекомендуют проводить работу с окружением ребенка и, прежде всего, с родителями, так как именно они оказывают определяющее влияние на развитие личности ребенка.

Особое место среди различных нарушений в психическом развитии ребенка занимают интеллектуальные нарушения или психическое недоразвитие по классификации В. В. Лебединского. (1985). В отличие от соматических нарушений, двигательных нарушений и др. восприятие детей с психическим недоразвитием в социуме подвержено влиянию негативных, зачастую необоснованных установок по отношению к ним как неполноценным людям .

В первую очередь, страдают и семьи с такими детьми, а на родителей ложится огромная морально-психологическая нагрузка и ответственность за дальнейшее развитие и социально-психологическую адаптацию ребенка, так как такой ребенок в силу своего заболевания не может быть полноценным субъектом своих действий и поступков В связи с этим в психологической помощи специалистов нуждается не только сам ребенок, но и другие члены семьи, прежде всего, родители.

Гуманистический подход к личности в целом предполагает отношение к ней как к субъекту культуры и истории. Процесс социализации личности требует обязательного учета этнопсихологических факторов. Определяющую роль в социализации ребенка играет семейное воспитание. Созревание и становление семейных отношений, стилей семейного воспитания невозможно без формирования этнических установок и стереотипов.

Родительские установки и стиль семейного воспитания тесно связаны с наличием у данной культуры тех или иных стереотипов, системы отношений, мотивационных факторов. Учет этнических факторов формирования личности, выработанных в процессе исторического развития общности, является необходимым при изучении социализации личности как здорового, так и ребенка с проблемами в развитии.

В клинически ориентированной литературе представлены исследования родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий в формировании индивидуальных характерологических особенностей ребенка, в рамках нормального или отклоняющегося поведения у ребенка. (Roe A., Siegelman М., 1956; Schaefer К.Е., 1965; Рубинштейн С. Я., 1986; Личко А. Е., 1983; Эйдемиллер Э. Г. и Юстицкий В. В., 1999; Шевченко Ю. Н., 1995; Мамайчук И. И., 2000 и др.) Крайним вариантом нарушенного родительского поведения по данным литературы является материнская депривация (Bowlby J., 1953; Ainsworth M.D., 1969; Rutter M., 1975; Соколова Е. Т., 1981; Ландгмеер И.- Матейчик 3., 1984; Мамайчук И. И., Трошихина Е. Г., 1997 и др.). В этнопсихологическом плане этих исследований далеко недостаточно, за исключением отдельных фрагментарных описаний.

Анализ литературных источников позволяет предположить недостаточную изученность особенностей родительского отношения при психическом недоразвитии ребенка. В основном, теоретико-эмпирические исследования были посвящены анализу семейной ситуации и микроклимата семьи[ French А., 1974. Rodgers С., 1939 ] изучению динамики реагирования на появление ребенка с аномалией [Багдасарьян 2001, Мамайчук, 2007, Ткачева, 2005] изучению индивидуально-психологических характеристик родителей и их влияния на воспитание ребенка [Исаев 1982, Хохлова, 2007] организации работы специальных учреждений по диагностике и коррекционной работе с ребенком, социализации ребенка-инвалида [ Сулейменова, 1999, Булатова, 2007; Момот, 2006, Мамайчук, 2001], диагностике и динамике характера нарушения у ребенка [Варга, 1985;

Эйдемиллер и Юстицкий, 1999; Ткачева, 2005).Сравнительных исследований исследований особенностей семейного воспитания детей с нарушениями в развитии в различных культурах в доступной нам литературе мы не нашли, за исключением отдельных работ (Бадиа 2006, Маан 1995, Альмаграши 2000, Саад т др), в которых анализируются особенности родительского отношения и воспитания детей с нарушениями в поведении, с ортопедическими заболевниями в Израйле и Йемене.

И.С.Кон (1988) на основе обобщения этнопсихологических исследований в мировой литературе показал, что степень сложности социально-экономической системы и структуры домохозяйства в значительной степени определяет социальное поведение детей. Например, дети, воспитанные в сложных культурах, имеют более высокие показатели по зависимости, ответственности, нежели дети, воспитанные в простых культурах. В то же время дети, воспитанные в обществе с идеально-нуклеарной структурой домохозяйства, отмечаются большими эмоционально-доверительными отношениями и менее авторитарно-агрессивными отношениями к окружающим, чем дети больших семей. Во всех этнических группах родители из более низких социально-экономических слоев склонны к большей строгости, требовательности, чем представители средних слоев. Whiting В. В, Whiting I.W.M в своих исследованиях показали, что национальная принадлежность и социально-классовое положение, как вместе, так и порознь, влияют на педагогические взгляды и эмоциональные реакции родителей. (Whiting В. В, Whiting I.W.M, 1975.

Актуальность данной работы обусловлена следующими факторами: во-первых, назрела необходимость в разработке действенных клинико-психологических программ, направленных на работу не только с самим ребенком, но и с членами его семьиво вторых необходимостью при их составлении учета особенностей детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания. В третьих, в практическом отсутствии исследований в которых изучались этнопсихологические особенности семейного воспитания детей с нарушениями в развитии в различных культурах.

Целью настоящего исследования является сравнительный анализ особенностей семейного воспитания и родительского отношения к ребенку с психическим недоразвитием в российских и йеменских семьях и разработка программ психологической помощи родителям с учетом этнокультурных факторов.

В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:

Анализ теоретико-методологических подходов в исследовании особенностей семейного воспитания и родительского отношения в клинико-психолого-педагогической литературе.

Исследование особенностей родительских отношений к ребенку с психическим недоразвитием.

Эмпирическое изучение и сравнительный анализ стилей семейного воспитания здоровых детей и детей с психическим недоразвитием в российских и йеменских семьях.

Сравнительное исследование системы отношений российских и йеменских родителей к болезни и будущему ребенка.

Разработка программ психологической помощи родителям с учетом этнокультурных факторов.

Объект исследования — межличностные отношения в диаде «родитель-ребенок».

Предмет исследования — родительское отношение, стили семейного воспитания, особенности отношений родителей к болезни и будущему ребенка.

Гипотезы:

Существуют значимые различия в стилях семейного воспитания в родительском отношении к ребенку с психическим недоразвитием и здоровому ребенку в обеих этнических группах.

Родители, имеющих детей с психическим недоразвитием в обеих этнических группах отличаются своеобразием представлениями об особенностях болезни ребенка, его будущем ребенка и перспективах развития.

Родительское отношение и стиль семейного воспитания определяется не только тяжестью психического дефекта у ребенка, но и этнокультурными факторами.

Психологическая помощь родителям по коррекции стиля воспитания и родительского отношения к ребенку с психическим недоразвитием должна быть ориентирована на этнокультурные факторы, с обязательным учетом специфики и взаимоотношений гностического, эмоционального и когнитивного компонентов родительской деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепция культурно-исторического развития психики и основные подходы к исследованию личности ребенка с нарушениями в развитии J1.C. Выготского, концепция отношений личности В. Н. Мясищевапринцип единства сознания и деятельности, изложенный в трудах C.B. Рубинштейна [системный подход, рассматривающий психику в целом как совокупность субъект-субъектных отношений, Б. Ф. Ломовинтегративный и личностный подходы к лечению, абилитации и реабилитации детей с психическим недоразвитием и их семей (Варга, Д. Н. Исаев, А. И. Захаров, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, Столин Ткачева, Эйдемиллер и Юстицкий и др.).

Научная новизна исследования заключается в том, что:

Впервые проведено психологическое исследование особенностей родительского отношения и стилей семейного воспитания детей с психическим недоразвитии в различных этнических группах (Россия и Йемен), включая отношение родителей к болезни и будущему ребенка. Получены новые данные:

Об особенностях стилей семейного воспитания и родительских отношений к ребенку с психическим недоразвитием в российских и йеменских семьях отражены специфика субъективного переживания и отношения к болезни ребенка, особенности отношений и оценки родителями перспектив и возможностей развития ребенка.

Показано, что родители детей с психическим недоразвитием имеют наиболее своеобразные установки по отношению к больному ребенку и реализуют неадекватную воспитательную практику, в отличии от родителей здоровых детей.;

Положения, выносимые на защиту:

В Российских семьях родительское отношения детям с психическим недоразвитием отличаются от таковых к здоровому ребенку. Эти различия проявляются в эмоциональном, гностическом и поведенческом компонентах родительского отношения и способствуют формированию особой социальной ситуации развития ребенка с психическим недоразвитием. В йеменских семьях различия в родительском отношении к детям с психическим недоразвитие в отличии от здоровых детей проявляются на эмоциональном и гностическом уровнях. На поведенческом уровне эти различия не прослеживаются.

В российских и йеменских семьях, имеющих детей с психическим недоразвитием основным стилем семейного воспитания является гиперпротекция.

В группе йеменских родителей в отличии от российских, наблюдается минимальность санкций по отношению к больному ребенку, т. е. родители не предъявляют повышенных требований к нему.

У родителей обеих этнических групп наблюдается выраженная склонность к инфантилизации больного ребенка. В отличии от российских родителей детей с психическим недоразвитием йеменские родители имеют более оптимистичные прогнозы о будущем ребенка.

Учет этнокультурных факторов является обязательным при разработке программ психологической помощи родителям.

Теоретическая значимость работы: заключается в обогащении, расширении и дополнении содержания, методов диагностики и коррекции родительских отношений и стилей семейного воспитания детей с психическим недоразвитием с учетом не только клинико-психологических характеристик ребенка, а также этнокультурных факторов.

Практическая значимость работы. Расширены и дополнены экспериментальные данные исследования родительского отношения и стилей семейного воспитания в семьях, имеющих детей с психическим недоразвитием на российской и йеменской выборке, что необходимо при проведении всех видов психологической, педагогической и социальной помощи семье. Результаты исследования могут быть использованы в работе социальных педагогов, психологов, врачей, диагностических и коррекционных кабинетов и других организаций, занимающихся проблемами детей с ограниченными возможностями. Материалы исследования используются в курсе «Психология дизонтогенеза», «Нарушения психического развития», «Психологическая коррекция детей и подростков с нарушениями в психическом развитии».

Апробация и внедрение работы:. Материалы и результаты исследования апробированы на пяти международных конференциях (Египет, 2008; Йемен, 2008, 2009; Санкт-Петербург, 2007, 2009; на Ананьевских чтениях 2007; 2009) на конференции студентов, аспирантов и молодых ученых СПбГУ, 2008, 2010) .

По данной теме имеется четыре публикации на русском языке.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, четырех глав заключения, списка использованной литературы (189 источников, из них 40 — на английском и арабском языках) и приложений. Имеется 28 таблиц и 22 рисунка.

выводы.

1. В российских семьях как со здоровыми детьми, так и с детьми с психическим недоразвитием наблюдается излишняя концентрация на проблемах ребенка, что проявляется в повышенной гиперопеке, в удовлетворении потребностей больного ребенка. В йеменских семьях преобладает авторитарность, что проявляется в требованиях беспрекословного послушания, родителей и родственников.

2. В обеих этнических группах целом наблюдаются одинаковые установки и отношения родителей к больному ребенка, что проявляются в увеличении гиперпротекции, в наличии неустойчивых стилей воспитания, в фобиях утраты ребенка, в снижении требований к нему. Однако, в группе йеменских родителей в отличии от российских, наблюдается минимальность санкций по отношению к больному ребенку, т. е. родители не предъявляют повышенных требований к ребенку. Как правило, родители настраивают здоровых детей на особое отношение к больному ребенку, подчеркивают его необычность.

3. В группе йеменских родителей детей с психическим недоразвитием наблюдается достоверное снижение показателя эмоционального отвержения в отличии от родителей здоровых детей, а в группе российских родителей повышается показатель доминирующей гиперпротекции, т. е больной ребенок является объектом повышенного внимания, контроля со стороны родителей.

4. Анализ родительских отношений показал, что у родителей обеих этнических групп наблюдается выраженная склонность к инфантилизации больного ребенка, которая проявляется в том, что родители воспринимают ребенка маленьким, беззащитным, неприспособленным. Такое искаженное восприятие родителями ребенка приводит к недооценке его потребностей и способствует формированию неадекватных стилей воспитания.

5. Анализ результатов исследования показывает, что российские родители в отличии от йеменских достоверно ниже оценивают своих детей по таким параметрам как «здоровье», «ум», «общение», «отношение окружающих к ребенку». Т. е. родители детей с психическим недоразвитием в российской группе имеют более негативный образ ребенка, в сравнении с йеменскими родителями.

6. В российской группе родителей представления о перспективах и возможностях ребенка в будущем, также как и представления о здоровье ребенка вызывают у родителей негативные переживания. Причем, с увеличением гиперпротекции как основного стиля семейного воспитания ухудшаются представления о будущем ребенка. В йеменской группе родителей наблюдаются позитивные представления о будущем больного ребенка, но негативные переживания в связи с их болезнью.

7. Психокоррекционный процесс при личностно-ориентированном подходе к семье в целом должен быть направлен на изменение родительских позиций и установок в трех направлениях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом и ставить определенные задачи в зависимости от этнических факторов.

Для йменских родителей главный вектор направленности психологической коррекции: это осознание родителями возникших проблем (когнитивная сфера).

Для российских — эмоциональное реагирование на сложившуюся ситуацию.

Для обеих этнических групп реализация поведенческого блока личностно-ориентированной психокоррекции (формирование адекватных способов общения с больным ребенком и умение распознавать и коррегировать неконструктивные поведенческие реакции) является наиболее сложной задачей и требует разработки специальных психотехнических приемов с учетом этнопсихологических факторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В последние десятилетие увеличилось число теоретических и эмпирических исследований по проблемам семейного воспитания детей с нарушениями в развитии. Из данных литературы родительское отношение к ребенку, выступает как наиболее важный, значимый фактор психического развития и является предметом многочисленных психологических, педагогических, социологических исследованийю Исследование родительского отношения к детям помогает изучить широкий спектр отношений в семье, глубже представить, каким образом мотивационные, эмоциональные структуры личности родителей преломляются, выражаются и актуализируются в конкретных формах поведения с детьми. Кроме родительских отношений в литературе уделяется большое внимание стилям семейного воспитания. Несмотря на широкий спектр работ по данной проблеме с использованием валидной методики, созданной Эйдемиллером и Юстицким, в многочисленных исследованиях отражены противоречивые данные по стилям семейного воспитания детей с нарушениями в развитии. Подавляющее большинство исследований по изучению стилей семейного воспитания и родительских отношений у ребенку с психическим недоразвитием проводилось в в рамках коррекционной и медицинской психологии. Однако, анализ этнопсихологических исследований показал, что национальная принадлежность и социально-классовое положение, как вместе, так и порознь существенно влияют на педагогические взгляды и эмоциональные реакции родителей. Этнопсихологический подход к решению медицинских проблем представлен в рамках клинической психотерапии, где разрабатываются проблемы этнопсихотерапии. Этноп-психотерапевтическое направление родилось в русле сравнительной этнокультурной терапии и медицинской психологии. Выделяются два основных направлениятранскультуральная психотерапия использует методы психотерапии, сложившиеся в определенных этнокультурных условиях для конкретного их использования в других регионах мира. Культуральная психотерапия.

148 направлена на учет в процессе терапии этнокультурной специфики пациента. В настоящее время эти проблемы широко разрабатываются психотерапевтами ' и медицинскими психологами Этнопсихологическую направленность исследований при изучении стилей семейного воспитания и родительских отношений к детям с психическим недоразвитием в доступной нам литературе мы не нашли.

Острая необходимость создания эффективных моделей психологической помощи родителям детей с психическим недоразвитием требует учета не только клинико-психологических и психолого-педагогических факторов, а также этнических. С одной стороны такой подход расширяет аспект гуманистического понимания личности, позволяет выявить поле этнокультурных образований в развитии поведенческих механизмов, личностных структур, системы межличностных контактов. С другой стороны он дает возможность дифференцированно подойти к проблеме психологической помощи родителям детей с психическим недоразвитием, разработать наиболее эффективные психокоррекционные технологии и техники.

Все это подчеркивает актуальность и значимость нашего исследования.

Объектом нашего исследования стали родители (матери и отцы), имеющие 1 детей с психическим недоразвитием, предметом — родительское отношение и стили семейного воспитания здоровых детей и детей с психическим недоразвитием. Родительское отношение — сложившийся в педагогической психологии термин, по которым мы понимаем систему или совокупность установок или позиций по отношению к ребенку, восприятие ребенка родителем и способы поведения с ним. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку.

Теоретический анализ клинико-психологической психолого-педагогической литературы показал, что детско-родительские отношения являются одним из недостаточно исследованных аспектов семейных взаимоотношений.

Большинство авторов выделяют такие аспекты родительского отношения, как стили или типы воспитания, влияние личности родителей на ребенка, особенности становления личности ребенка в связи с составом семьи, анализ семейной ситуации и микроклимата, динамика реагирования на появление ребенка с аномалией, изучению индивидуально-психологических характеристик родителей и их влияние на воспитание ребенка, влиянию воспитания на социально-трудовую реабилитацию детей с патологией психики, организации работы специальных учреждений по диагностике и коррекционной работе с ребенком, комплексную диагностику характера нарушения к ребенка. Несмотря на это, на наш взгляд, есть острая потребность в исследованиях родительского отношения в семьях, имеющих детей с психическим недоразвитием с целью разработки конкретных психокоррекционных мероприятий.

Мы использовали экстенсивные и интенсивные методы исследования, включая методы наблюдения, интервию, а также экспериментально-психологические методы:

— опросник для изучения родительских отношений Варга-Столина;

— Опросник для исследования стилей семейного воспитания;

— методика незаконченные предложения, направленная на исследование системы значимых отношений;

— методику Дембо-Рубинштейн с целью анализа особенностей родительских оценок ребенка;

— Методика ДОБР, направленная на исследование особенностей отношений родителей к болезни ребенка.

В процессе сравнительного анализа особенностей родительских отношений и стилей семейного воспитания здоровых детей и детей с психическим недоразвитием в российской и йеменской группах родителей выявил специфические особенности. Анализ родительских отношений показал, что у родителей обеих этнических групп наблюдается выраженная склонность к инфантилизации больного ребенка, которая проявляется в том, что родители воспринимают ребенка маленьким, беззащитным, неприспособленным. Такое искаженное восприятие родителями ребенка приводит к недооценке его потребностей и способствует формированию неадекватных стилей воспитания В российских семьях как со здоровыми детьми, так и с детьми с психическим недоразвитием наблюдается излишняя концентрация на проблемах ребенка, что проявляется в повышенной гиперопеке, в удовлетворении потребностей больного ребенка. В йеменских семьях преобладает авторитарность, что проявляется в требованиях беспрекословного послушания, родителей и родственников. В обеих этнических группах целом наблюдаются одинаковые установки и отношения родителей к больному ребенка, что проявляются в увеличении гиперпротекции, в наличии неустойчивых стилей воспитания, в фобиях утраты ребенка, в снижении требований к нему. Однако, в группе йеменских родителей в отличии от российских, наблюдается минимальность санкций по отношению к больному ребенку, т. е. родители не предъявляют повышенных требований к ребенку. Как правило, родители настраивают здоровых детей на особое отношение к больному ребенку, подчеркивают его необычность. Кроме того в группе йеменских родителей детей с психическим недоразвитием наблюдается достоверное снижение показателя эмоционального отвержения в отличии от родителей здоровых детей, а в группе российских родителей повышается показатель доминирующей гиперпротекции, т. е больной ребенок является объектом повышенного внимания, контроля со стороны родителей.

Полученными нами эмпирические данные требовали дальнейшего дифференцированного анализа родительских отношений к детям. Мы исследовали гностический, эмоциональный и поведенческие компоненты родительских отношений к с психическим недоразвитием в российских и йеменских группах.

Сравнительный анализ родительских оценок детей с психическим недоразвитием показал, что российские родители в отличии от йеменских достоверно ниже оценивают своих детей по таким параметрам как «здоровье», «ум», «общение», «отношение окружающих к ребенку». Т. е родители детей с психическим недоразвитием в российской группе имеют более негативный образ ребенка, в сравнении с йеменскими родителями. Как отмечалось при анализе литературных источников, отношение родителей к больному ребенку определяется типом семейного воспитания. Однако, это отношение обусловлено не только психосоциальными факторами, но и этнопсихологическими. Реальное поведение личности представляет собой синтез стандартизированных программ поведения, которые подчиняются определенными, выработанными в данной этнической среде нормами. Кроме того, для каждой этнической культуры характерны свои представления о значимости тех или иных сфер поведения и свое соотношение между обязательным и индивидуальным поведением. (Стефаненко, 1999). В связи с этим мы попытались исследовать этнические особенности отношения к болезни ребенка не только с позиции стиля семейного воспитания, а с позиции родительских установок в формировании внутренней картины болезни ребенка. С этой целью мы использовали специальную шкалу диагностики отношения к болезни ребенка, которая содержит в себе следующие показатели: контроль активности ребенка: интернальностьродительскую тревогу, нозогнолзии (гипо и анозогнозию). Было отобрано по 30 родителей детей с психическим недоразвитием, преимущественно с тяжелой и средней степенью психического недоразвития. В пруппе российских родителей в отличии от йеменских выявлены достоверно высокие показатели, отражающие тенденцию родителей к снижению активности больного ребенка и достоверно высокие показатели общей напряженности, в связи с болезнью ребенка. Анализ распределений показывает, что на первом месте у российских родителей представлена тревожность, затем активность, нозогнозия и интернальность. В группе йменских родителей тревожность также находится на первом месте, затем нозогнозии, и активность.

Полученные экспериментальные данные позволили нам увидеть значимые различия в представлениях родителей о будущем ребенка с психическим недоразвитием в различных этнокультурах. В российской группе родителей представления о перспективах и возможностях ребенка в будущем, также как и представления о здоровье ребенка вызывают у родителей негативные переживания. Причем, с увеличением гиперпротекции ухудшаются представления о будущем ребенка. В йеменской группе родителей наблюдаются позитивные представления о будущем больного ребенка, но наблюдаются негативные переживания в связи с их болезнью.

Обобщая полученные экспериментальные данные мы выделили три блока родительских отношений к больному ребенку с целью дальнейшего качественного анализа:

1 — гностический, в который включили показатели родительских оценок здоровья и интеллекта у ребенка, показатели нозогнозии по методике ДОБР и показатель инфантилизации ребенка по методике ОРО (Варга Столина).

2. — эмоциональный, в котором представлены показатели тревожностии напряженности у родителей, показатель ФУ — фобия утраты ребенка.

3. — поведенческий — показатели активности. (А) по методике ДОБР, показатели стилей семейного воспитания по методике АБС (Эйдемиллер и Юстицкий).

Специальный анализ вывил содержательные расхождения в системе родительских отношений к ребенку с психическим недоразвитием и стилях семейного воспитания в обеих этнических группах.

На гностическом уровне у родителей российской группы наблюдается искаженный образ больного ребенка, что проявляется в тенденции родителей к выраженной инфантилизации ребенка. Модель «маленький неудачник», когда родители склонны приписывать ребенку социальную несостоятельность. Такое одностороннее восприятие ребенка не свойственно родителям здоровых детей. Однако, родители российской группы детей с психическим недоразвитием достаточно хорошо ориентированы в болезни ребенка, знакомы со специальной литературой, посещают лекции специалистов, посещают врачей, психологов. Это обусловлено тем, что дети родителей российской группы посещают образовательные учреждения или обучались на дому.

У родителей йеменской группы также наблюдается искаженный образ больного ребенка как неприспособленного, неудачника. Йеменские родители в целом не проявляют интереса к причинам болезни и ее особенностей, а воспринимают больного ребенка как «дар Аллаха». Учитывая то, что подавляющее большинство детей йеменской группы не посещают образовательные учреждения в силу социальных условий, родители не проявляют особого интереса к болезни ребенка, не посещают специалистов. Обращает на себя внимание выраженный искаженный образ больного ребенка в йеменской группе с тенденцией к гипогнозиям. (преуменьшение проблем ребенка, искаженные представления об их здоровье, интеллектуальном развитии).

На эмоциональном уровне в обеих этнических группах у родителей наблюдается состояние тревожности, эмоциональной напряженности. В целом в обеих группах наблюдаются симбиотические связи с больным ребенком, однако в российской группе они более выражены. Возможно, это связано с тем, что в процессе обследования в российской группе участвовали в подавляющем большинстве матери, которые чаще чем отцы, склонны раствориться в проблемах больного ребенка. В йеменских группах симбиотические связи родителей со здоровым и больным ребенком находятся приблизительно на одном уровне, а в российской выявлены достоверные различия, (р 0,01).

Существенные различия выявлены на поведенческом уровне родительского отношения к больному ребенку. Несмотря на то, что ведущим стилем воспитания больного ребенка является гиперпротекция, но она проявляется в различных этнических группах по-разному. В группе российских родителей гиперпротекция проявляется в неразвитости родительских чувств, в проекции на ребенке детских качеств, в недостаточности требований к нему и в снижении его активности. В группе йеменских родителей в наличии минимальных санкций в отношении к больному ребенку, в настраивании окружающих (здоровых детей) на особое отношение к больному ребенку. В группе российских родителей преобладают потворствующая и доминирующая гиперпротекция. В группе российских родителей достоверно выше показатель эмоционального отвержения ребенка. Однако, это не является отражением нелюбви к ребенку, а может быть обусловлено идентификацией родителей себя с дефектом у ребенка. Наблюдается высокая активность родителей, направленная на социализацию и адаптацию больных детей. В йеменской группе это наблюдается достоверно реже. Ребенок с нарушением в развитии находится преимущественно дома, как правило, общается в условиях многодетной семьи. /.

Выделенные особенности семейного воспитания и родительского отношения к больному ребенку в изучаемых этнических группах требуют разработки специальных программ психологической помощи родителям с обязательным учетом этнопсихологических факторов.

На основе полученных эмпирических данных выделено три основных направления при оказании психологической помощи родителям детей с психическим недоразвитием.

Первое — создание психологических условий для адекватного восприятия родителями информации, связанной с нарушениями в развитии их ребенка,.

Второе — формирование психологической готовности родителей к длительной работе специалистов с ребенком.

К третьему направлению мы относим непосредственную работу психолога в диаде ребенок-родительродители-родители. Особое место в системе психологической помощи родителям детей с нарушениями в психическом развитии занимает коррекция эмоциональных отношений к проблемам ребенка, включающая в себя конкретные задачи:

— Освобождением родителей от чувства вины;

— Преодоления стрессового состояния семьи, в том числе депрессии и тревоги, наблюдаемые у родителей в связи с болезнью ребенка, особенно у матерей;

— Создание и поддержание по возможности нормального психологического климата в семье.

В процессе первичного консультирования необходимо соблюдать определенную последовательность с учетом гностических, эмоциональных и поведенческих характеристик деятельности родителей. Конкретные задачи:

1. Анализ уровня понимания родителями проблем ребенка- (гностический блок).

— осведомленность родителей в медицинских педагогических аспектах проблемы.;

— общение родителей с семьями, в которых воспитыва. тся дети или взрослые с такими же проблемами.

— прогностические оценки родителями ребенка.

2. Анализ эмоциональных отношений родителей к ребенку и его проблемам, (эмоциональный блок).

— оценка степени тревожности, фрустрированности, степени «чувства вины и стыда;

— оценка степени эмоциональных контактов между самими родители и прародителями.(эмоциональная сплоченность семьи в целом).

3. Анализ поведенческих особенностей родителей, (поведенческий блок).

— активность родителей с целью конкретной помощи ребенку;

— степень доверия родителей к специалистам;

— стиль семейного воспитания.

В обеих этнических группах у родителей детей с психическим недоразвитием наблюдается высокая степень психологической напряженности.

Для решения этой проблемы необходимо поставить и решить следующие два блока задач:

— создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с нарушениями в психическом развитии,.

— формирование адекватного родительского отношения к ребенку, включающее в себя следующие компоненты:(эмоциональное принятие ребенка, адекватные установки, стратегии сотрудничества с ним (Мамайчук, 2001).

Отбор средств и методов психологической коррекции (конструктивный блок) обязательно должен проходить при непосредственном участии самих участников психокоррекционного процесса. У российских родителей (в основном у матерей) преобладает эмоциональная оценка проблем ребенка)., у йеменских — рациональная. Организационный блок — центральное звено психологической коррекции включает в себя следующие задачи:

— формирование у родителей с ребенком с нарушениям в психическом развитии новых жизненных ориентиров и позиций.

— коррекция взаимоотношений в диаде «ребенок и с нарушением в развитии и родитель» коррекция нарушенного психологического состояния родителей (тревоги, чувства вины, депрессивных реакций в связи с ожиданиями неуспехов ребенка в учебе, в общении со сверстниками,) коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении детей, так и в отношениях с социумом гармонизация внутри семейных отношений.

В процессе психологической помощи родителям детей с психическим недоразвитием необходимо учитывать этнопсихологические и этносоциальные факторы. Для йменских родителей главный вектор направленности психологической коррекции это осознание родителями возникших проблем (когнитивная сфера). Для российских — эмоциональное реагирование на сложившуюся ситуацию. Для обеих этнических групп реализация поведенческого блока личностно-ориентированной психокоррекции (формирование адекватных способов общения с больным ребенком и умение распознавать и коррегировать неконструктивные поведенческие реакции) является наиболее сложной задачей и требует разработки специальных психотехнических приемов с учетом этнопсихологических факторов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., Мысль, 1976.
  2. И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка: дис канд. психол. наук: 19.00.10. — Красноярск, 2001. 175 с.
  3. Бадиа З. Влияние семейного воспитания на формирование самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии (на материале семей России и бедуинского сектора Израиля) автореферат канд.дисс. СПб. 2006.
  4. К.Н. Некоторые аспекты изучения тендерных различий в структуре родительского отношения // Перинатальная психология и психология родительства. 2004. — № 2. — С. 31−49.
  5. А. О. Нравственно-психологическое единство об-раза жизни советсткого народа. — Л., 1978.
  6. А. О., Павленко В. Н. Этническая психология. — Л., 1994.
  7. А. О., Смирнов П. И. Россия и русские: Характер и судьбы страны. — Л., 1992.
  8. А.О. Основы этической психологии. СПб., 1991.
  9. А.О. Этническая психология. СПб., 1994.
  10. Ю.Булатова О. В. Родительско-детские отношения как фактор формирования познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития: дис. канд. психол. наук: 19.00.10. Нижний Новгород: НГПУ, 2007. — 175 с.
  11. А .Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. -1985. № 4. — С. 32−38.
  12. А .Я. Системная семейная психотерапия // Курс лекций. М.: Изд-во Речь, 2001.-143 с.
  13. А .Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дис. канд. психол. наук. М., МГУ, 1987. — 22 с.
  14. Л.И., Вукс А. Я., Иовлев Б. В., Карпова Э. Б. Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни, методы, рекомендации. Л., 1987.
  15. Вахиб Саад Этнопсихологические развития отношений к болезни у подростков Автореф.канд.дисс. СПб., 1996.
  16. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. —1985. № 4. -С. 32−38.
  17. Р. Если ваш близкий страдает душевной болезнью. М.: Изд-во Нолидж, 1998.-С. 58−62.
  18. Г. Л. Отбор детей в специальные детские учреждения. М.: Изд-во Просвещение, 1972. — 230 с.
  19. Л. С. К вопросу о плане научно-исследователь, ской работы по педологии национальных меньшинств // Педология. 1929. -№ 3.
  20. Л. С. Мышление и речь. — М., 1934.
  21. Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.
  22. Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982.
  23. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Изд-во Союз, 1997. — 220 с.
  24. Л. С. Лунин И.И. Влияние семьи на формирование отклонений полоролевого поведения ребенка: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13. М., 1987.-25 с.
  25. Л.С. Основы дефектологии // Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Изд-во Педагогика, 1983. Т.5 — С. 15.
  26. Л.С. Педагогическая психология. М.: Изд-во Педагогика, 1991.-479 с.
  27. Л.С. Собрание сочинений. Т. 1−6. М., 1982.
  28. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. -Л., 1977.-285 с.
  29. М.Ф. Обучение русскому языку во вспомогательной школе. — М.: Изд-во Учпедгиз, 1957. 26 с.
  30. Г. Г. Общая психологическая модель поведения семьи в процессе консультирования // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей: тезисы докладов / Под ред. И. Т. Власенко. -М.: АПН СССР, 1990. С.380−381.
  31. Т.А. Факторы, влияющие на социальную адаптацию инвалидов вследствие соматических заболеваний: автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1986. 28 с.
  32. О. И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения. —JL, 1982.
  33. Дробижева JL М. Этническое самосознание русских в современных условиях: Идеология и практика // Советсткая этногра^фия. 1991. № 1.
  34. П.М., Кузнецов И. М., Копсева Г. У. Некоторые проблемы этнопсихологических исследований // Психол.журн. Т.9, № 3, 1988.
  35. Н.С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М.: Изд-во Медицина, 1993. — 112 с.
  36. Н.Д., В.К. Каубиш. P.A. Семьи детей, страдающих эпилепсией // Медико-психологические аспекты реабилитации детей с психическими нарушениями. JL, 1978. — С. 114−118.
  37. Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. — Л.: Изд-во Медицина, 1982.-224 с.
  38. Д.Н. Психология больного ребенка. — СПб.: Изд-во Медицина, 1993. -75 с.
  39. В.Е., Журавлева И. П. Диагностика отношения к болезни ре^бенка // Психодиагностические болезни ребенка. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. JL, 1991.
  40. В.Е., Лунин И. П., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений в клинике детских неврозов //Социально-психологические проблемы реабилитации нервно-психических больных. Л.: Изд-во Медицина, 1984. — С. 67−71.
  41. A.B., Зубарев Ю. Г. Психология больного. Л.: Изд-во Медицина, 1990. -182 с.
  42. В. Психология семейных отношений. М.: Изд-во Педагогика, 1987.-159 с.
  43. В.Е. аутизм у детей, 1981.
  44. Кон И. С. Социология личности. — М., 1967.
  45. Кон И.С. К проблемам национального характера (История и психология). М., 1971.
  46. Кон И. С. Психология подростков. М., 1979.
  47. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
  48. М., Скрибнерс. Культура и мышление. М., Прогресс, 1977.
  49. И.Е. Развитие национальных отношений в СССР. Киев, 1962.
  50. Л. Психологические расы: Опыт психологии народов. — СПб., 1902.
  51. И.Л. Особенности возрастной динамики клинико-психопатологической картины при пограничной интеллектуальной недостаточности у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.09. М., 1983. — 25 с.
  52. Кудайбергенова Сандугаш Кансаровна Исследование родительского отношения к детям с ограниченными психическими возможностями. Алма-ата, 2009.
  53. В.И. К вопросу о структуре национальной психологии // Социальная психология и философия. Л., 1973.
  54. И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага, 1984.-334 с.
  55. В.В. Нарушения психологического развития у детей. М.: Изд-во Знание, 1985. — 197 с.
  56. А.Е. Психология отношения как теоретическая концепция медицинской психологии и психотерапии. // ж. Невропатол. И психиатрииим. С. С. Корсакова, 1977, № 12. 1833−1835.
  57. А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков, — Л. Изд-во Медицина, 1983. 256 с.
  58. А.Е., Иванов Н. Я. Медико-психологическое обследование соматических больных, ж. Невропатологии и психиатрии им. Корсакова, 1980, № 8.
  59. В.М. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М, Изд-во Педагогика, 1989. — 100 с.
  60. И.И. Влияние семьи на формирование отклонений полоролевого поведения ребенка: автореф дис. канд. психол. наук: 19.00.13. — М., 1987. — 25 с.
  61. А.Р. Внутренняя картина болезни и патрогенные заболевания. М., 1944- М., 1977.
  62. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., Наука, 1974.
  63. А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Т.2 М. 1956.
  64. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973.
  65. Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталых детей в семье. М.: Педагогика, 1972. — 54 с.
  66. С. В. Историческая этнология. — М., 1997.
  67. С. В. Метаморфозы традиционного сознания. — СПб., 1994.
  68. Люц Ю. А. Психологическое время личности у больных с психосоматическими расстройствами: дис.. канд. психол. наук: 19.00.04. -М., 1997.-183 с.
  69. А.К. Сравнительная характеристика дезадаптации у подростков Йемена и России: Автореф.канд.дисс. СПб., 1995.
  70. Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: дис. канд. мед. наук.-М., 1976.-215 с.
  71. A.C. Лекции о воспитании детей. Алма-Ата, 1988. — 96 с.
  72. И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.
  73. И. И. Психологический анализ системы отношений в семьях дошкольников и пути их коррекции // Вместе с семьей. СПб., 1996.
  74. И. И., Трошихина Е. Г. Особенности психической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов //Дефектология. 1997. № 3.
  75. И.И. Исследования личностных особенностей у детей с ДЦП. //ж. Дефектология, 1990. № 3. — С.28−31.
  76. И.И. Психологические аспекты здоровья ребенка. // Сб. Психологические и этнические проблемы детства. СПб., 1993. С. 12−19.
  77. И.И. психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПбГУ, 2000.
  78. И.И., Ермакова Г. К. Психологическая служба в детской ортопедической клинике // Психологический журнал. 1988. — № 2. — С.45−49.
  79. И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб., 1997. — 52 с.
  80. И.И. Психологическая коррекция в системе психологической по-" мощи детям, пострадавшим в результате Чернобыльской аварии // Экспериментальная и прикладная психология / Под ред. А. А. Крылова -СПб., 1995. Вып. 14. С. 54−58.
  81. И.И. Психологические аспекты здоровья ребенка // Психологические и этические проблемы детства: Мат. к семинару. / Под ред. М. В. Неженцева, Н. Г. Веселова. СПб., 1993. — С. 48−53.
  82. И.И., Киреева Л. А. Психолого-педагогическая помощь семье. Л., 1984.
  83. И.И., Киреева Л. А. Психолого-педагогическая помощь семье. Л., 1984.
  84. И.И., Маан А. К. Этнопсихологические факторы школь-пой дезадаптации // Тезисы докладов. Молодежь в условиях соци^ально-экономических форм. СПб., 1996.
  85. Мамайчук Ию Помощь психолога детям с аутизмом. СПб Речь, 2007.
  86. Е.М., Московина А. Г. Нравственно-этические проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1989 — № 3. — С. 75−81.
  87. Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. М.: Изд-во Просвещение, 1992. — 95 с.
  88. Е.М., Московина А. Г. Они ждут нашей помощи. М.: Изд-во Педагогика, 1991. — 158с.
  89. Матейчек Зденек. Родители и дети, — М.: Изд-во Просвещение, 1992. — 318 с.
  90. А.К. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросы психологии, 1990. — № 5. — С. 106 112.
  91. В. А. Медико-психологическая реабилитация инвалидов по зрению: автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.10., 19.00.04. — М., 2006. — 49 с.
  92. С.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающих проблемных детей раннего возраста // Дефектология. -1998. -№ 3. С.49−57.
  93. А.Г., Пахомова Е. В., Абрамова A.B. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку и родителей и учителей // Дефектология. 2000. — № 5. -С. 18−25.
  94. А.Ф., Головин В. В. Уроки воспитания. СПб., 1992.
  95. В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: МГУ, 1987.-168 с.
  96. В.В. Психологические аспекты рассмотрения внутренней картины болезни // Психологические проблемы психогигиены, дионтологи. JL, 1976.
  97. В.Б. Психолого-педпгогическое сопровождение родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии.// Дефектология 2003.
  98. М. С Дети-олигофрены. М., 1959.
  99. М. С. Клиническая характеристика психического инфантилизма у детей // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей. М., 1982.
  100. М.С. Психическое развитие детей с нарушениями умственного развития. М.: Изд-во Педагогика, 1982. 104 с.
  101. В.И. Социальная зрелость выпускника школы. М., 1985. С.63
  102. A.B. Дети и тактика семейного воспитания. — М.: Изд-во Знание, 1985.-С. 95.
  103. К.К. Способность и характер // Сб.: Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  104. Ю.П., Плчебут Л.Г.Этническая социальная психология. СпбГУ, 1993.
  105. Ю.П., Почебут Л. Т. Введение в этническую психологию. СПб., 1995.
  106. Ю.П., Почебут Л. Т. Этническая социальная психология. СПб., 1993.
  107. Л. Психология аномальных детей и подростков. М.: Изд-во института практической психологии, 1996. — С. 98−108.
  108. Л.Г. Этнические Факторы развития личности /пож. Ред. Введение в этническую психологию СПбГУ 1995
  109. Психологические аспекты работы с родителями детей с ограниченными психическими возможностями // Материалы III Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». Казань, 2006.
  110. С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Учебное пособие. М.: Изд-во Просвещение, 1986. — 192.
  111. Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. Томск: Изд-во Универститет, 1971. — С. 64.
  112. И.А. Психология переживания болезни. Алматы: Каусар Булак, 1997.-267 с.
  113. И.А., Чектыбаева Д. Э., Хамзина С. А. Психологические особенности больных язвенной болезнью желудка. — Алматы: Изд-во Каусар Булак, 1995. 28 с.
  114. М.М. Консультирование семей, имеющих детей с аномалиями развития // Психотерапия в дефектологии / Сост. Н. П. Вайзман. М.: Изд-во Просвещение, 1992. — С. 123−127.
  115. М.М. Особенности коррекционной работы с семьей в процессе консультирования ребенка с отклоняющимся развитием // Школа здоровья. 1996. — № 3. с. 41−54.
  116. М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства. — М.: Аркти, 1981.- 184 с.
  117. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: Изд-во Аркти, 2000. — 205 с.
  118. Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенколм и формирование аномалий личности.// Семья и формирование личности. М. 1981.
  119. Н.И. Социально-психологические факторы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья: дис.. канд. психол. наук: 19.00.10.- СПб., 2003. 206 с.
  120. A.C. Как быть родителем. — М.: Изд-во Педагогика, 1986. 157 с.
  121. A.C. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и развитие личности / Под ред. A.A. Бодалева. М., 1981. — С.38−45.
  122. A.C. Профилактика неврозов. М.: Изд-во МГУ, 1988. -198 с.
  123. A.C. Психотерапия: игра, детство, семья.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.- 680 с.
  124. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  125. P.A. Теоретические и социальные основы ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями. Алматы, 1999. с.111
  126. A.B. Методологический анализ кросскультурных психотерапев-тических исследований // Журнал прикладной психологии. 1998. N6. с. 10−25. 0.7 п.л.
  127. A.B. Теоретико-методологические основы этнопсихологической консультации и психотерапии // Журнал прикладной психологии. 1998. N 6. с. 5−9. 0.5 п.л.
  128. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., 1965
  129. В.Т. Семья и формирование личности. М.: Изд-во Мысль, 1987. -351 с.
  130. В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. — № 4. — С. 3−9.
  131. В.В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.10. Нижний Новгород: НГПУ, 2005. — 46 с.
  132. Фрейд 3 Психология бессознательного М., 1989.
  133. Фрейд Зигмунд. Психоанализ и детские неврозы. СПб.: Изд-во Алтейя, 1997.-295 с.
  134. Э. Душа человекам. 1998.
  135. Г. Т. Семья глазами ребенка. — М., Изд-во Педагогика, 1989.- 154 с.
  136. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 224 с.
  137. А.Ю. Интеллектуальное развитие глухих детей из семей глухих и слышащих родителей: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.10. -М., 2007.-25 с.
  138. С.И. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: автореф. дис. канд. психол. наук.-СПб., 1992.- 19 с.
  139. С. Н. Онтогенетически оринтированиая психотерапия детей и подростков (на модели заикания) // Психокоррекция: теория и практика. М., 1995.
  140. Э.Г. Методы семейной психодиагностики и психотерапии. Методическое пособие. М.: Изд-во Фолиум, 1996. — 48 с.
  141. Э.Г. Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатии: автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1996. — 30 с.
  142. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Изд-во Питер, 1999. 651 с.
  143. Э.Г. Детство и общество., 1996.
  144. В.В. Семья и несовершеннолетний правонарушитель // Актуальные проблемы семьи и воспитания / Под ред. А. Соловьева. -Вильнюс: Изд-во Минтис, 1981. С. 159−164.
  145. Ainsworth M.D.S. Object relations, dependency, and attachment: A theoretical review of the infant-mother relationship // Child Development. 1969. Vol. 40. P. 969−1025.
  146. Askerman N.W. Family therapy in tradition. N.Y., 1970. — 215 p.
  147. Barker ph. Basic Family group therapy- London: Grabdel981-p. 214.
  148. Benedict R. Patterns of culture. — Boston, 1934.
  149. Benedict R. The chrysanthemum and the sword. — Boston, 1946.
  150. Bowlby Y. Child care and the grown of love London, 1953. — P. 113.
  151. Cambrindge, Mass: Harvard University Press, 1951.
  152. Chicago. 3: The Univeresity of Chicago Press, 1953.
  153. Evenston, 3, Elmsford, New York: Row Peterson and Сотр., 1961.
  154. French A. Disturbed children and their families. N.Y., 1974. — 333 p.
  155. Kluckohn C. Values and value Orientations in the theory of Actions. In: Parnsons T. And Shils E. (eds.). Toward General Theory of Action. -Cambrindge, Mass: Harvard University Press, 1951.
  156. Kluckhahn F. I. and Strodtbeck F.L. Variation in Value Orientations. -Evenston, 3, Elmsford, New York: Row Peterson and Сотр., 1961.
  157. Mead M. National character. In: Kroeber A.K. (ed.). Anthopology Today.
  158. Meadow K. Deaffness and child development. — Los Angeles, 1980. — 236 p.
  159. Minuchin S. Family and Family Therapy. Cembridge, 1974. — 268 p.
  160. Parnsons T. And Shils E. (eds.). Toward General Theory of Action.
  161. Rodgers С. The clinical treatment of the problem child. Chicago, 1939.285 p.
  162. Roe A., Siegelman M. A parent-child relations questionnaires // Child develop. 1956. — V.34. — P. 159−165.
  163. Rutter M. Maternal deprivation reassessed. London, 1975. — 420 p.
  164. Segall M., Campbell D. T., Hersokovits M.J. The influence of culture on visual perception. — Indianapolis, 1966.
  165. Shaefer E.S. A configurational analysis of children’s reports of parentbehaviour //J.Consult. psychol. 1965. -V.29. — P. 129−151.i
  166. Stone M. Parental attitudes to retardation / M. Stone // Amer. J. Ment. Defic. 1948.-№ 2.-vol. 53.
  167. Welch M. Holding-therapy / M. Welch//N. Tinbergen, E. Tinbergen. Autistic children: new hope for a cure. — N. Y.- L., 1983.
  168. В. В., Whiting J. W. M. in Collaboration with R. Longabaugh1. Children of Six Cultures. A Psycho-Cultural Analysis. Cambridge, 1975.
  169. Whiting I.W.M., Child I.L. Lambert W.W. Field Guide for a stady of So-xialization six Cultures series, vol.1. N.-Y., 1966.
  170. DJ"m jJiiilj Яс. Ш1 ¿-лJÙ- jb ' {ZtuflI ^UVyi
Заполнить форму текущей работой