Особенности семейного воспитания детей с нарушениями психического развития
![Диссертация: Особенности семейного воспитания детей с нарушениями психического развития](https://westud.ru/work/2519189/cover.png)
Диссертация
В последние десятилетие увеличилось число теоретических и эмпирических исследований по проблемам семейного воспитания детей с нарушениями в развитии. Из данных литературы родительское отношение к ребенку, выступает как наиболее важный, значимый фактор психического развития и является предметом многочисленных психологических, педагогических, социологических исследованийю Исследование родительского… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические и методологические проблемы исследования особенностей семейного воспитания детей с нарушениями в психическом развитии
- 1. 1. Клинико-психологические исследования детей с психическим недоразвитием по данным русской и зарубежной литературы
- 1. 2. Исследования стилей семейного воспитания и родительских отношений в русской и зарубежной психологии
- 1. 3. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями нервно-психического развития по данным литературы
- 1. 4. Влияние кросскулыурных факторов на особенности семейного воспитания и семейных отношений в русской и зарубежной литературы
- ГЛАВА 2. Эмпирическая база и методы исследования
- 2. 1. Характеристики экспериментальной и контрольной групп
- 2. 2. Методы и методики исследования
- 2. 2. 1. Тест-опросник родительского отношения (А:Я Варга, В. В. Стол и н)
- 2. 2. 2. Тест-опросник АСВ (анализ семейного воспитания)
- 2. 2. 3. Метод Дембо-Рубинштейн, модифицированная Прихожан, направленная на исследование реальной и идеальной самооценки у школьников
- 2. 2. 4. Методика «незаконченные предложения» (прожективная методика, отражающая отношение к болезни ребёнка, разработанная диссертантом)
- 2. 2. 5. Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР- В. Е. Каган, И.П.Журавлева)
- 3. 1. Исследование социального статуса обследуемых больных детей России и Йемена
- 3. 2. Особенности родительских отношений к здоровым детям в российской и йеменской группах
- 3. 4. Исследование родительских отношений к детям с психическим недоразвитием в йеменских семьях
- 3. 5. Исследование стилей семейного воспитания здоровых детей в российской и йеменской группах
- 3. 6. Стили семейного воспитания детей с психическим недоразвитием в российской и йеменской группах
- 4. 1. Сравнительные характеристики родительских оценок особенностей детей и их адаптации родителями здоровых и больных детей йеменской и российской групп
- 4. 2. Исследование особенностей отношения к болезни ребенка у российских и йеменских родителей
- 4. 3. Исследование особенностей родительских отношений к детям с психическим недоразвитием в российской и йеменской группе с использованием метода незаконченных предложений
- 4. 4. Анализ родительских отношений к будущему ребенка в российских и йеменских группах родителей детей с психическим недоразвитием
- 4. 5. Направления и специфика психологической помощи родителям детей с психическим недоразвитием в российской и йеменской группах
- 5. Заключения
- 6. Выводы
- 7. Список литратуры
Список литературы
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., Мысль, 1976.
- Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка: дис канд. психол. наук: 19.00.10. — Красноярск, 2001. 175 с.
- Бадиа З. Влияние семейного воспитания на формирование самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии (на материале семей России и бедуинского сектора Израиля) автореферат канд.дисс. СПб. 2006.
- Белогай К.Н. Некоторые аспекты изучения тендерных различий в структуре родительского отношения // Перинатальная психология и психология родительства. 2004. — № 2. — С. 31−49.
- Бороноев А. О. Нравственно-психологическое единство об-раза жизни советсткого народа. — Л., 1978.
- Бороноев А. О., Павленко В. Н. Этническая психология. — Л., 1994.
- Бороноев А. О., Смирнов П. И. Россия и русские: Характер и судьбы страны. — Л., 1992.
- Бороноев А.О. Основы этической психологии. СПб., 1991.
- Бороноев А.О. Этническая психология. СПб., 1994.
- Ю.Булатова О. В. Родительско-детские отношения как фактор формирования познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития: дис. канд. психол. наук: 19.00.10. Нижний Новгород: НГПУ, 2007. — 175 с.
- Варга А .Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. -1985. № 4. — С. 32−38.
- Варга А .Я. Системная семейная психотерапия // Курс лекций. М.: Изд-во Речь, 2001.-143 с.
- Варга А .Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дис. канд. психол. наук. М., МГУ, 1987. — 22 с.
- Вассерман Л.И., Вукс А. Я., Иовлев Б. В., Карпова Э. Б. Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни, методы, рекомендации. Л., 1987.
- Вахиб Саад Этнопсихологические развития отношений к болезни у подростков Автореф.канд.дисс. СПб., 1996.
- Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. —1985. № 4. -С. 32−38.
- Вуллис Р. Если ваш близкий страдает душевной болезнью. М.: Изд-во Нолидж, 1998.-С. 58−62.
- Выгодская Г. Л. Отбор детей в специальные детские учреждения. М.: Изд-во Просвещение, 1972. — 230 с.
- Выготский Л. С. К вопросу о плане научно-исследователь, ской работы по педологии национальных меньшинств // Педология. 1929. -№ 3.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1934.
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.
- Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Изд-во Союз, 1997. — 220 с.
- Выготский Л. С. Лунин И.И. Влияние семьи на формирование отклонений полоролевого поведения ребенка: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13. М., 1987.-25 с.
- Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Изд-во Педагогика, 1983. Т.5 — С. 15.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Изд-во Педагогика, 1991.-479 с.
- Высотский Л.С. Собрание сочинений. Т. 1−6. М., 1982.
- Гарбузов В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. -Л., 1977.-285 с.
- Гнездилов М.Ф. Обучение русскому языку во вспомогательной школе. — М.: Изд-во Учпедгиз, 1957. 26 с.
- Гузеев Г. Г. Общая психологическая модель поведения семьи в процессе консультирования // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей: тезисы докладов / Под ред. И. Т. Власенко. -М.: АПН СССР, 1990. С.380−381.
- Добровольская Т.А. Факторы, влияющие на социальную адаптацию инвалидов вследствие соматических заболеваний: автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1986. 28 с.
- Дреев О. И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения. —JL, 1982.
- Дробижева JL М. Этническое самосознание русских в современных условиях: Идеология и практика // Советсткая этногра^фия. 1991. № 1.
- Дробрижева П.М., Кузнецов И. М., Копсева Г. У. Некоторые проблемы этнопсихологических исследований // Психол.журн. Т.9, № 3, 1988.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М.: Изд-во Медицина, 1993. — 112 с.
- Игнатьева Н.Д., В.К. Каубиш. P.A. Семьи детей, страдающих эпилепсией // Медико-психологические аспекты реабилитации детей с психическими нарушениями. JL, 1978. — С. 114−118.
- Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. — Л.: Изд-во Медицина, 1982.-224 с.
- Исаев Д.Н. Психология больного ребенка. — СПб.: Изд-во Медицина, 1993. -75 с.
- Каган В.Е., Журавлева И. П. Диагностика отношения к болезни ре^бенка // Психодиагностические болезни ребенка. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. JL, 1991.
- Каган В.Е., Лунин И. П., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений в клинике детских неврозов //Социально-психологические проблемы реабилитации нервно-психических больных. Л.: Изд-во Медицина, 1984. — С. 67−71.
- Квасенко A.B., Зубарев Ю. Г. Психология больного. Л.: Изд-во Медицина, 1990. -182 с.
- Ковалев В. Психология семейных отношений. М.: Изд-во Педагогика, 1987.-159 с.
- Коган В.Е. аутизм у детей, 1981.
- Кон И. С. Социология личности. — М., 1967.
- Кон И.С. К проблемам национального характера (История и психология). М., 1971.
- Кон И. С. Психология подростков. М., 1979.
- Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
- Коуль М., Скрибнерс. Культура и мышление. М., Прогресс, 1977.
- Кравцев И.Е. Развитие национальных отношений в СССР. Киев, 1962.
- Крживицкий Л. Психологические расы: Опыт психологии народов. — СПб., 1902.
- Крыжановская И.Л. Особенности возрастной динамики клинико-психопатологической картины при пограничной интеллектуальной недостаточности у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.09. М., 1983. — 25 с.
- Кудайбергенова Сандугаш Кансаровна Исследование родительского отношения к детям с ограниченными психическими возможностями. Алма-ата, 2009.
- Кукушкин В.И. К вопросу о структуре национальной психологии // Социальная психология и философия. Л., 1973.
- Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага, 1984.-334 с.
- Лебединский В.В. Нарушения психологического развития у детей. М.: Изд-во Знание, 1985. — 197 с.
- Личко А.Е. Психология отношения как теоретическая концепция медицинской психологии и психотерапии. // ж. Невропатол. И психиатрииим. С. С. Корсакова, 1977, № 12. 1833−1835.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков, — Л. Изд-во Медицина, 1983. 256 с.
- Личко А.Е., Иванов Н. Я. Медико-психологическое обследование соматических больных, ж. Невропатологии и психиатрии им. Корсакова, 1980, № 8.
- Лубовский В.М. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М, Изд-во Педагогика, 1989. — 100 с.
- Лунин И.И. Влияние семьи на формирование отклонений полоролевого поведения ребенка: автореф дис. канд. психол. наук: 19.00.13. — М., 1987. — 25 с.
- Лурия А.Р. Внутренняя картина болезни и патрогенные заболевания. М., 1944- М., 1977.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., Наука, 1974.
- Лурия А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Т.2 М. 1956.
- ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973.
- Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталых детей в семье. М.: Педагогика, 1972. — 54 с.
- Лурье С. В. Историческая этнология. — М., 1997.
- Лурье С. В. Метаморфозы традиционного сознания. — СПб., 1994.
- Люц Ю. А. Психологическое время личности у больных с психосоматическими расстройствами: дис.. канд. психол. наук: 19.00.04. -М., 1997.-183 с.
- Маан А.К. Сравнительная характеристика дезадаптации у подростков Йемена и России: Автореф.канд.дисс. СПб., 1995.
- Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: дис. канд. мед. наук.-М., 1976.-215 с.
- Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей. Алма-Ата, 1988. — 96 с.
- Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.
- Мамайчук И. И. Психологический анализ системы отношений в семьях дошкольников и пути их коррекции // Вместе с семьей. СПб., 1996.
- Мамайчук И. И., Трошихина Е. Г. Особенности психической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов //Дефектология. 1997. № 3.
- Мамайчук И.И. Исследования личностных особенностей у детей с ДЦП. //ж. Дефектология, 1990. № 3. — С.28−31.
- Мамайчук И.И. Психологические аспекты здоровья ребенка. // Сб. Психологические и этнические проблемы детства. СПб., 1993. С. 12−19.
- Мамайчук И.И. психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПбГУ, 2000.
- Мамайчук И.И., Ермакова Г. К. Психологическая служба в детской ортопедической клинике // Психологический журнал. 1988. — № 2. — С.45−49.
- Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб., 1997. — 52 с.
- Мамайчук И.И. Психологическая коррекция в системе психологической по-" мощи детям, пострадавшим в результате Чернобыльской аварии // Экспериментальная и прикладная психология / Под ред. А. А. Крылова -СПб., 1995. Вып. 14. С. 54−58.
- Мамайчук И.И. Психологические аспекты здоровья ребенка // Психологические и этические проблемы детства: Мат. к семинару. / Под ред. М. В. Неженцева, Н. Г. Веселова. СПб., 1993. — С. 48−53.
- Мямайчук И.И., Киреева Л. А. Психолого-педагогическая помощь семье. Л., 1984.
- Мамайчук И.И., Киреева Л. А. Психолого-педагогическая помощь семье. Л., 1984.
- Мамайчук И.И., Маан А. К. Этнопсихологические факторы школь-пой дезадаптации // Тезисы докладов. Молодежь в условиях соци^ально-экономических форм. СПб., 1996.
- Мамайчук Ию Помощь психолога детям с аутизмом. СПб Речь, 2007.
- Мастюкова Е.М., Московина А. Г. Нравственно-этические проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1989 — № 3. — С. 75−81.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. М.: Изд-во Просвещение, 1992. — 95 с.
- Мастюкова Е.М., Московина А. Г. Они ждут нашей помощи. М.: Изд-во Педагогика, 1991. — 158с.
- Матейчек Зденек. Родители и дети, — М.: Изд-во Просвещение, 1992. — 318 с.
- Михайлов А.К. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросы психологии, 1990. — № 5. — С. 106 112.
- Момот В. А. Медико-психологическая реабилитация инвалидов по зрению: автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.10., 19.00.04. — М., 2006. — 49 с.
- Морозова С.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающих проблемных детей раннего возраста // Дефектология. -1998. -№ 3. С.49−57.
- Московина А.Г., Пахомова Е. В., Абрамова A.B. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку и родителей и учителей // Дефектология. 2000. — № 5. -С. 18−25.
- Некрылова А.Ф., Головин В. В. Уроки воспитания. СПб., 1992.
- Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: МГУ, 1987.-168 с.
- Николаева В.В. Психологические аспекты рассмотрения внутренней картины болезни // Психологические проблемы психогигиены, дионтологи. JL, 1976.
- Пархомович В.Б. Психолого-педпгогическое сопровождение родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии.// Дефектология 2003.
- Певзнер М. С Дети-олигофрены. М., 1959.
- Певзнер М. С. Клиническая характеристика психического инфантилизма у детей // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей. М., 1982.
- Певзнер М.С. Психическое развитие детей с нарушениями умственного развития. М.: Изд-во Педагогика, 1982. 104 с.
- Переведенцев В.И. Социальная зрелость выпускника школы. М., 1985. С.63
- Петровский A.B. Дети и тактика семейного воспитания. — М.: Изд-во Знание, 1985.-С. 95.
- Платонов К.К. Способность и характер // Сб.: Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
- Платонов Ю.П., Плчебут Л.Г.Этническая социальная психология. СпбГУ, 1993.
- Платонов Ю.П., Почебут Л. Т. Введение в этническую психологию. СПб., 1995.
- Платонов Ю.П., Почебут Л. Т. Этническая социальная психология. СПб., 1993.
- Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. М.: Изд-во института практической психологии, 1996. — С. 98−108.
- Почебут Л.Г. Этнические Факторы развития личности /пож. Ред. Введение в этническую психологию СПбГУ 1995
- Психологические аспекты работы с родителями детей с ограниченными психическими возможностями // Материалы III Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». Казань, 2006.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Учебное пособие. М.: Изд-во Просвещение, 1986. — 192.
- Сагатовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. Томск: Изд-во Универститет, 1971. — С. 64.
- Сапарова И.А. Психология переживания болезни. Алматы: Каусар Булак, 1997.-267 с.
- Сапарова И.А., Чектыбаева Д. Э., Хамзина С. А. Психологические особенности больных язвенной болезнью желудка. — Алматы: Изд-во Каусар Булак, 1995. 28 с.
- Семаго М.М. Консультирование семей, имеющих детей с аномалиями развития // Психотерапия в дефектологии / Сост. Н. П. Вайзман. М.: Изд-во Просвещение, 1992. — С. 123−127.
- Семаго М.М. Особенности коррекционной работы с семьей в процессе консультирования ребенка с отклоняющимся развитием // Школа здоровья. 1996. — № 3. с. 41−54.
- Семаго М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства. — М.: Аркти, 1981.- 184 с.
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: Изд-во Аркти, 2000. — 205 с.
- Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенколм и формирование аномалий личности.// Семья и формирование личности. М. 1981.
- Соловьев Н.И. Социально-психологические факторы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья: дис.. канд. психол. наук: 19.00.10.- СПб., 2003. 206 с.
- Спиваковская A.C. Как быть родителем. — М.: Изд-во Педагогика, 1986. 157 с.
- Спиваковская A.C. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и развитие личности / Под ред. A.A. Бодалева. М., 1981. — С.38−45.
- Спиваковская A.C. Профилактика неврозов. М.: Изд-во МГУ, 1988. -198 с.
- Спиваковская A.C. Психотерапия: игра, детство, семья.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.- 680 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Сулейменова P.A. Теоретические и социальные основы ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями. Алматы, 1999. с.111
- Сухарев A.B. Методологический анализ кросскультурных психотерапев-тических исследований // Журнал прикладной психологии. 1998. N6. с. 10−25. 0.7 п.л.
- Сухарев A.B. Теоретико-методологические основы этнопсихологической консультации и психотерапии // Журнал прикладной психологии. 1998. N 6. с. 5−9. 0.5 п.л.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., 1965
- Титаренко В.Т. Семья и формирование личности. М.: Изд-во Мысль, 1987. -351 с.
- Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. — № 4. — С. 3−9.
- Ткачева В.В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.10. Нижний Новгород: НГПУ, 2005. — 46 с.
- Фрейд 3 Психология бессознательного М., 1989.
- Фрейд Зигмунд. Психоанализ и детские неврозы. СПб.: Изд-во Алтейя, 1997.-295 с.
- Фромм Э. Душа человекам. 1998.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. — М., Изд-во Педагогика, 1989.- 154 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 224 с.
- Хохлова А.Ю. Интеллектуальное развитие глухих детей из семей глухих и слышащих родителей: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.10. -М., 2007.-25 с.
- Чавес С.И. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: автореф. дис. канд. психол. наук.-СПб., 1992.- 19 с.
- Шевченко С. Н. Онтогенетически оринтированиая психотерапия детей и подростков (на модели заикания) // Психокоррекция: теория и практика. М., 1995.
- Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной психодиагностики и психотерапии. Методическое пособие. М.: Изд-во Фолиум, 1996. — 48 с.
- Эйдемиллер Э.Г. Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатии: автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1996. — 30 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Изд-во Питер, 1999. 651 с.
- Эриксон Э.Г. Детство и общество., 1996.
- Юстицкий В.В. Семья и несовершеннолетний правонарушитель // Актуальные проблемы семьи и воспитания / Под ред. А. Соловьева. -Вильнюс: Изд-во Минтис, 1981. С. 159−164.
- Ainsworth M.D.S. Object relations, dependency, and attachment: A theoretical review of the infant-mother relationship // Child Development. 1969. Vol. 40. P. 969−1025.
- Askerman N.W. Family therapy in tradition. N.Y., 1970. — 215 p.
- Barker ph. Basic Family group therapy- London: Grabdel981-p. 214.
- Benedict R. Patterns of culture. — Boston, 1934.
- Benedict R. The chrysanthemum and the sword. — Boston, 1946.
- Bowlby Y. Child care and the grown of love London, 1953. — P. 113.
- Cambrindge, Mass: Harvard University Press, 1951.
- Chicago. 3: The Univeresity of Chicago Press, 1953.
- Evenston, 3, Elmsford, New York: Row Peterson and Сотр., 1961.
- French A. Disturbed children and their families. N.Y., 1974. — 333 p.
- Kluckohn C. Values and value Orientations in the theory of Actions. In: Parnsons T. And Shils E. (eds.). Toward General Theory of Action. -Cambrindge, Mass: Harvard University Press, 1951.
- Kluckhahn F. I. and Strodtbeck F.L. Variation in Value Orientations. -Evenston, 3, Elmsford, New York: Row Peterson and Сотр., 1961.
- Mead M. National character. In: Kroeber A.K. (ed.). Anthopology Today.
- Meadow K. Deaffness and child development. — Los Angeles, 1980. — 236 p.
- Minuchin S. Family and Family Therapy. Cembridge, 1974. — 268 p.
- Parnsons T. And Shils E. (eds.). Toward General Theory of Action.
- Rodgers С. The clinical treatment of the problem child. Chicago, 1939.285 p.
- Roe A., Siegelman M. A parent-child relations questionnaires // Child develop. 1956. — V.34. — P. 159−165.
- Rutter M. Maternal deprivation reassessed. London, 1975. — 420 p.
- Segall M., Campbell D. T., Hersokovits M.J. The influence of culture on visual perception. — Indianapolis, 1966.
- Shaefer E.S. A configurational analysis of children’s reports of parentbehaviour //J.Consult. psychol. 1965. -V.29. — P. 129−151.i
- Stone M. Parental attitudes to retardation / M. Stone // Amer. J. Ment. Defic. 1948.-№ 2.-vol. 53.
- Welch M. Holding-therapy / M. Welch//N. Tinbergen, E. Tinbergen. Autistic children: new hope for a cure. — N. Y.- L., 1983.
- Whiting В. В., Whiting J. W. M. in Collaboration with R. Longabaugh1. Children of Six Cultures. A Psycho-Cultural Analysis. Cambridge, 1975.
- Whiting I.W.M., Child I.L. Lambert W.W. Field Guide for a stady of So-xialization six Cultures series, vol.1. N.-Y., 1966.
- DJ"m jJiiilj Яс. Ш1 ¿-лJÙ- jb ' {ZtuflI ^UVyi