Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическое исследование роли этнических традиций в развитии творческого потенциала детей в младшем школьном возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Общественные преобразования, происходящие сегодня в нашем обществе, предъявляют все возрастающие требования к раскрытию интеллектуально-творческого потенциала человека, делают особенно актуальной проблему развития творческих способностей растущего человека как личности, так как одаренные люди во многом определяют содержание и темпы социального и экономического прогресса… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к проблеме исследования
    • 1. 1. Проблемы развития творчества в психологической литературе
    • 1. 2. Этнопсихологический фактор как предмет исследований отечественной и зарубежной этнической психологии
    • 1. 3. Этнические традиции в бурятском этносе как одно из возможных условий эффективного развития детей
    • 1. 4. Особенности в развитии детей младшего школьного возраста городских и сельских школ
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Невербальный тест творческого мышления П. Торренса (фигурная форма А)
    • 2. 3. Тест Д. Векслера (вариант WISC-R) для диагностики невербального интеллекта
    • 2. 4. Диагностика отношения детей младшего школьного возраста к этническим традициям
    • 2. 5. Статистические методы обработки данных экспериментального исследования
  • Глава 3. Экспериментальное исследование роли этнических традиций в развитии творческого потенциала детей младшего школьного возраста городских и сельских школ
    • 3. 1. Сравнительный анализ развития творческого мышления детей младшего школьного возраста городских и сельских школ
    • 3. 2. Сравнительный анализ интеллектуального развития детей младшего школьного возраста городских и сельских школ
    • 3. 3. Сравнительный анализ статистических данных распределения ответов детей младшего школьного возраста на некоторые ключевые вопросы анкеты
    • 3. 4. Взаимосвязь показателей творческого мышления, интеллектуального развития и отношения к этническим традициям детей городских и сельских школ

Психологическое исследование роли этнических традиций в развитии творческого потенциала детей в младшем школьном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Общественные преобразования, происходящие сегодня в нашем обществе, предъявляют все возрастающие требования к раскрытию интеллектуально-творческого потенциала человека, делают особенно актуальной проблему развития творческих способностей растущего человека как личности, так как одаренные люди во многом определяют содержание и темпы социального и экономического прогресса человечества Это связано, во-первых, с общей тенденцией развития личности, возрастанием роли гуманистических задач современности и объективно возникшей необходимостью реализации резервов личностного становления молодых людейво-вторых, это связано с современными проблемами воспитанияв-третьих, обусловливаются психологическими особенностями одаренных детей, имеющимися проблемами в их развитии.

Поэтому проблемы психологии творчества, специальных способностей и возможностей оптимизации этого процесса были предметом изучения многих психологов (С.Л.Рубинштейн, Б. М. Кедров, А. Н. Леонтьев, А. В. Брушлинский, Я. А. Пономарев, О. К. Тихомиров, Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес, В. Д. Шадриков, Э. А. Голубева, В. М. Русалов, В. Н. Дружинин, И.В.Равич-Щербо).

Специальное значение имеют разработанные психологические принципы творческого развития детей в дошкольном возрасте и в начальной школе (А.В.Запорожец, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Н.Н.Поддьяков), реализуемые в школе и вузе принципы проблемного обучения (А.В.Брушлинский, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М.И.Махмутов), развивающего обучения (В.В.Давыдов).

В современных исследованиях интенсивно разрабатываются проблемы психологической диагностики детской одаренности (Е.И.Щебланова, В. С. Юркевич, Е. Л. Яковлева, Е. С. Белова, Н. Б. Шумакова, И. С. Аверина,.

В.Н.Дружинин, Е. М. Борисова, К. М. Гуревич, К. В. Тарасова, Г. Д. Чистякова, Е. Н. Задорина, И.П.Ищенко), разрабатываются программы и методики развития одаренных и талантливых детей.

Одним из важных направлений в этой области является исследование творческой одаренности (А.М.Матюшкин), в которой творчество понимается как универсальный механизм психического развития, определяющий темпы и направление развития целостной личности.

Настоящая работа посвящена конкретному вопросу психологических особенностей воздействия этнических традиций на развитие творческого потенциала детей-бурят. Актуальность исследования обусловлена возрастающей в наше время ролью развития творческих способностей в общей системе личностного развития подрастающего поколения, задачами выявления возможностей оптимизации социальных воздействий. В системе этих воздействий этнические традиции, понятия, идеалы играют серьезнейшую роль. Порождаемые конкретно-историческими условиями функционирования и развития соответствующих обществ и социальных групп, сложно и многопланово обусловленные этнические традиции отражают реальные взаимоотношения людей определенных социумов и являются поэтому важным средством формирования и развития творческих способностей детей. Именно через этнические традиции каждое поколение усваивает опыт старших поколений, нормы и принципы поведения, осваивает и «присваивает» социальный мир.

Известно, что достаточно длительное время этнические традиции не подвергались глубокому и дифференцированному осмыслению в решении новых задач и принципов организации жизнедеятельности в обществе. Между тем большинство этнических традиций имеют, как правило, прогрессивный характер.

С середины 70-х годов во многих странах мира, полиэтнических по своему составу, при все более углубляющейся интернационализации культур и унификации образа жизни начала развиваться тенденция роста этнической идентичности (этничности). По мнению Т. Г. Стефаненко, Е. И. Шлягиной, С. Н. Ениколопова, под этничностью или этнической идентичностью понимается эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также осознанное отношение как к ценности к истории и культуре своего народа, к его нравственным идеалам и интересам, традициям, обрядам, фольклору и языку, к территории проживания этноса и его государственности. В отечественной науке эта тенденция хотя и была замечена, не была первоначально осмыслена и, не вписываясь в существующие в тот момент научные парадигмы, получила название «этнического парадокса современности», чем была снята необходимость научного прогноза развития этого явления. В последние годы этнические процессы в мире еще больше активизировались, превратившись в сформировавшееся явление «этнического ренессанса». «Человечество не желает стричься под одну гребенку, надевать стандартную этническую униформу. Вкусив от безнациональной гомогенности, тянется к этнической дифференцированное&trade-. Эта дифференцированность — не что иное, как имунная, защитная реакция на гомо-генностть, на стандартизацию жизни, если та шла даже не насильственным путем» (Табайди Ч., 1989).

Политические и экономические процессы, начавшиеся в нашей стране, в конце 80-х годов явились катализаторами еще более стремительного роста этничности.

Этнический ренессанс" - явление по своей сути глубоко положительное, поскольку актуализирует ценность этнокультурного многообразия и этнического опыта.

Согласно последним этносоциальным данным, этничность остается и будет оставаться весьма существенным фактором развития различных регионов.

России и стран СНГ, что требует внимательного к себе отношения и со стороны профессиональных психологов.

Основные вопросы этнопсихологии исследовались такими авторами, как В. Вундт, Г. Г. Шпет, Л. Гумилев, Г. Лебон, Г. Тард, С. М. Арутюнян, Э. А. Баграмов, А. О. Бороноев, Т. Д. Бурмистров, Ю. В. Бромлей, А. И. Горячева, А. Г. Асмолов, Н. Д. Джандильдин, Л. М. Дробижева, С. Т. Калтахчян, И. С. Кон, С. И. Королев, П. М. Рогачев и др.

В работах этих авторов разрабатываются вопросы методологии, раскрываются объективные причины возникновения и развития этнических особенностей психики, исследуются природа и структура этнопсихологии.

В работах А. К. Алиева, Н. С. Сарсенбаева, И. В. Суханова, Б. Х. Цавкилова и др. разрабатываются вопросы происхождения и развития обычаев и традиций, их социальные функции, исследуются связи национальных традиций и обычаев с другими социальными явлениями, в частности, их место в структуре этнопсихологии.

Особое место в структуре национальной психологии занимают обычаи и традиции. Это определяется тем, что они связаны с национальными чувствами, вкусами, национальным самосознанием. В них наиболее ярко проявляются и устойчиво сохраняются этнические особенности психики.

Этнические традиции порождены историческими, социально-экономическими условиями и отражают связи, взаимоотношения людей. Аккумулируя богатый нравственный опыт народа, осуществляя преемственность его духовной культуры, традиции являются важнейшими компонентами окружающей растущего человека социально-психологической средой.

По своей сущности этнические традиции представляют собой канал, по которому старшие поколения передают младшим нравственные убеждения и чувства, способы и приемы деятельности, опыт социального поведения. Не случайно сам термин «традиция» (лат.) означает «передача» — передача ценностей, общественных установлений и т. д.

Задачи совершенствования педагогической работы с детьми определили потребность в усилении внимания к этническим традициям как средству воспитательного воздействия. В то же время до сих пор все еще слабо исследовано психологическое влияние этнических традиций как необходимого составного компонента среды обитания ребенка.

Этнические традиции создают особые условия для формирования и развития творческих способностей растущей личности. Поэтому использование возможностей этнических традиций в воспитании составляет психологическую предпосылку оптимизации процесса личностного становления ребенка.

Проблемы одаренности для современных этносов Востока и трудности, связанные с неразработанностью данной проблемы заключаются в том, что по существу этническая составляющая одаренности практически не исследована. Не учитывалась ранее этническая специфика в понимании особенностей развития и воспитания одаренных детей. Большинство исследований строились по принципу традиционных европейских и американских подходов понимания одаренности, ее развития и реализации.

В бурятской системе образования проблема одаренности и специфика проявления высокой одаренности не исследовалась. Бурятские традиции обучения и воспитания не были сформулированы, оказались как бы между Европой и Азией. Поэтому нет специальных традиций раннего выявления творчески одаренных детей, кроме особых случаев, таких, как художественная, музыкальная, спортивная способности. Все же другие варианты способностей, в т. ч. универсальная одаренность, не выявляются.

Предметом настоящего исследования являются характер и особенности воздействия этнических традиций на развитие творческого потенциала детей-бурят.

Объект исследования — творческий потенциал детей младшего школьного возраста, проживающих в городской и сельской местностях, в различной степени подвергающиеся реальному влиянию этнических традиций.

Цель исследования — раскрыть психологические условия использования воспитательных возможностей этнических традиций в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста, выявление взаимосвязи особенностей отношений к этническим традициям и уровня творческого развития детей.

Гипотеза исследования состоит в том, что «европейский» стиль обучения и воспитания ориентирован на «левостороннюю» доминантность, на развитие преимущественно логического, вербального мышления, на становление профессионально-деловой личности. Восточные этносы на основе восточных этнических традиций, включающих религию, стиль воспитания, язык, отношение к творчеству, в большей степени ориентированы на развитие образного, художественного мышления, немного «мистического» отношения к миру, что побуждает ценить больше творческость, которая не только «интеллектуальна», технократична, прагматична, а выражается прежде всего в эстетике народных традиций. Поэтому творческость в восточном варианте уходит в ценности эмоциональной жизни, эмоциональных переживаний в отличие только от интеллектуального прагматизма. Можно предположить, что:

1. Особенности образовательной ситуации в рамках различных типов школьных образовательных учреждений: городских и сельских, по-разному влияют на уровень развития творческих способностей младших школьников.

2. Уровень развития творческих способностей взаимосвязан с особенностями отношения к этническим традициям учащихся младших классов.

3. Развитие учащихся городских и сельских школ характеризуется специфическими различиями показателей интеллекта, креативности, отношения к этническим традициям и конкретными соотношениями значений этих показателей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следую.

1. Провести анализ теоретических работ по теме исследования.

2. Подготовить методический аппарат для диагностики уровня творческого и интеллектуального развития учащихся.

3. Разработать методики для выявления уровня развития отношения учащихся к этническим традициям на основе их анкетирования.

4. Выделить основные типы проявления одаренности по соотношению интеллекта, творческого потенциала и отношения к этническим традициям у учащихся младших классов городских и сельских школ, используя метод кластерного анализа.

Методы исследования:

1. Стандартизованные диагностические методики для исследования творческого и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста: тест творческого мышления Е. П. Торренса (фигурная форма), интеллектуальный тест Д. Векслера (невербальные субтесты).

2. Анкетирование с целью выявления уровня развития отношения к этническим традициям с помощью этносоциологического опросника.

3. Анкетирование родителей для выявления творческих возможностей детей.

4. Беседы с родителями и учителями для определения особенностей учащихся, их интеллектуального и творческого развития, особенностей личности учащихся.

5. Качественный и количественный анализ полученных данных с помощью методов математической статистики.

Экспериментальная база исследования: начальные классы школ № 3,9,33 города Улан-Удэ и начальные классы школы № 1 села Алтай Кяхтинского района Бурятии.

Научная новизна работы определяется неразработанностью проблемы одаренности для современных этносов Востока и заключается в следующем: 1) впервые один из основных элементов этнопсихологии — этнические традициирассматриваются как факторы воздействия на развитие творческих способностей детей- 2) выявляется взаимосвязь между уровнем значимости этнических традиций в характеристике возрастного ценза и развитием способностей детей в присвоении этих традиций.

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения гуманистической психологии о характере, сущности и движущих силах развития человека как личности, которая в процессе своего становления испытывает на себе влияние определенных особенностей быта, традиций и обычаев, всего духовного облика своей нации. При разработке данной проблемы развития творческих способностей детей мы руководствуемся концептуальными положениями А. М. Матюшкина, который понимает творчество как универсальный механизм психического развития, определяющий темпы и направление развития целостной личности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что она позволяет глубже понять природу этнических особенностей психики, их воздействия на развитие способностей детей. Результаты исследования могут быть использованы при определении социально-психологических механизмов роли этнических традиций на развитие способностей детей как членов этнической общности.

Достоверность полученных результатов обеспечивается использованием методов исследования, адекватных поставленным задачам, изучением относительно большой выборки детей младшего школьного возраста, применением.

4. Для детей с разным уровнем креативности характерны различные особенности отношения к этническим традициям. Общая закономерность состоит в преобладании «позитивных» тенденций в отношении к этническим традициям детей с более высоким уровнем креативности и преобладании «негативных» тенденций в отношении к традициям детей с более низким уровнем развития креативности. Характер различий отношений к этническим традициям взаимосвязан с особенностями развития креативности, на основании которых происходило разделение детей по уровневым группам.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение

.

Данная работа представляет собой исследование особенностей отношений детей к этническим традициям с разным уровнем креативности и интеллекта. В теоретической части работы нами был представлен анализ основных подходов к изучению проблем одаренности, проблем этнической психологии в отечественной и зарубежной психологии. Исследование проводилось на материале детей младшего школьного возраста двух типов образовательных учреждений: городских и сельских школ. В исследовании получены данные, раскрывающие особую роль этнических традиций и обычаев в развитии творческих возможностей детей младшего школьного возраста. Именно дети, характеризующиеся позитивным отношением и соблюдением этнических традиций, показали более высокий уровень развития творческого потенциала.

В системе личностного развития детей важную роль играют этнические традиции, обобщающие понятия, идеи, идеалы, выработанные многими поколениями людей. Отражая и выражая взаимоотношения в определенном социуме, этнические традиции выступают важным условием и средством развития подрастающего человека.

Проведенный анализ психологических условий влияния этнических традиций на развитие творческого потенциала личности младшего школьника выявил значение прочности родственных связей, особенностей взаимоотношений в микросоциуме. Наиболее четко прослеживается влияние на уровень знаний этнических традиций старших членов семьи, прежде всего бабушек и дедушек. Не случайно знание этнических традиций в гораздо большей степени отмечается у детей, проживающих в сельской местности, по сравнению с городскими детьми. Вместе с тем, городские школьники, хуже ориентируясь в народных традициях, проявляют не меньшее стремление к их соблюдению, чем дети, живущие в сельской местности.

В представленном исследовании проанализированы особенности развития творческого потенциала, интеллекта и отношения к этническим традициям в зависимости от типа обучающего учреждения: городские или сельские школы. Проведено сопоставление показателей развития креативности с показателями развития интеллекта и отношения к традициям. На основе кластерного анализа выделены типы одаренности у учащихся городских и сельских школ.

Определение уровней интеллектуального и творческого развития проводилось с помощью комплекса диагностических методик: невербального теста творческого мышления П. Торренса (форма А) и невербальных субтестов интеллектуального теста Д. Векслера (вариант WISC-R). Выявление уровней развития отношений детей к этническим традициям проводилось методом экспертного опроса с помощью анкет этносоциологического опросника.

Анализ результатов экспериментального исследования креативности и интеллекта, а также исследование особенностей отношения детей к этническим традициям с различным уровнем креативности и интеллекта, включающий в себя статистическую обработку полученных данных, позволяет сделать следующие выводы:

1. Проведенные теоретические и экспериментальные исследования позволили зафиксировать значимые различия в уровнях креативности, интеллекта и отношения к этническим традициям детей разных выборок. Дети, обучающиеся в городских школах, показали более высокие результаты по тестовым методикам диагностики креативности и интеллекта. Дети, обучающиеся в сельских школах, показали более высокие результаты по отношению к традициям. Выделив группы детей с высокими, низкими и средними показателями по параметрам креативности, интеллекта и отношения к традициям, мы установили значимость различий в распределении результатов диагностики. Таким образом, можно сделать заключение о различиях в уровнях креативности, интеллекта и отношении к традициям у детей различных выборок. Это подтверждает гипотезу о влиянии условий социальнообразовательной среды на формирование и развитие детей.

2. Применение метода кластерного анализа позволило выделить основные типы соотношения креативности, интеллектуального развития и отношения к этническим традициям. Было выделено три основных типа: креативный, интеллектуальный и гармоничный. В общеобразовательных школах городского типа преобладает гармоничный тип одаренности, в общеобразовательных школах сельского типа преобладает креативный тип одаренности.

3. Для детей с разным уровнем креативности характерны разные особенности отношения к этническим традициям. Общая закономерность состоит в преобладании «позитивных» тенденций по отношению к традициям у детей с более высоким уровнем креативности и преобладании «негативных» тенденций по отношению к традициям у детей с более низким уровнем креативности. Характер различий в отношениях к этническим традициям взаимосвязан с показателями креативности, на основании которых происходило разделение детей по уровневым группам.

Итак, на основании вышесказанного, можно заключить, что проведенное исследование позволяет не только судить о некоторых закономерностях проявления общих творческих и интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте, но и выявляет особенности отношения к этническим традициям детей с разным уровнем креативности и интеллекта. Что, в свою очередь, является одним из возможных подходов к исследованию проблемы взаимосвязи этнических и творческих характеристик в плане развития личности. Экспериментально полученные данные подтверждают гипотезу о наличии взаимосвязи между характеристиками отношений к этническим традициям и показателями креативности. Анализ характера этих взаимосвязей является попыткой изучения проблемы проявления творческости в восточном варианте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славекая К.А. О путях построения психологии личности // Психологический журнал. 1983. Т.4. С. 14−29
  2. И.С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» / Пособие для школьных психологов. М., 1996. -60с.
  3. И., Клименко В. О природе таланта. М., 1994. 224с.
  4. М.К. Динамические характеристики нервной системы и проблемы природных задатков способностей // Вопросы психологии. 1980. № 3. С.101−108
  5. А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала. 1968. 112с.
  6. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. T.l. М., 1980.- 230с.
  7. .Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей. М., 1962. С. 15−32
  8. .Г. Формирование одаренности // Склонности и способности // Под ред. В. А. Мясищева. Л., 1960. С.15−36
  9. А. Психологическое тестирование: в 2-х т. М., 1982. Т. 1.-319с. Т.2. 320с.
  10. П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии // Художественное творчество. Л., 1983. С.259−262
  11. Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. М., 1978. С.3−21
  12. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1977.- 183с.
  13. Т.И. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. 1984, № 3. С. 46
  14. В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности / К проблеме адаптации человека в приполярных районах Северо-Востока СССР/. Владивосток. 1988. 136с.
  15. В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993. 223с.
  16. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 104с.
  17. А.Г., Шлягина Е. И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа // Психологические проблемы индивидуальности. Вып.2. М., 1984. 271с.
  18. К.Д., Галданова Г. Р. Современный быт и этнокультурные процессы в Бурятии. Новосибирск. 1984. 182с.
  19. Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Флинт, 1998. 144с.
  20. Е.С. Одаренный ребенок в семье: проблемы и решения // Общественное движение и социальная активность молодежи: Материалы Всесо-юз. науч. конф. «Человек в системе общественных отношений». М., 1991. С.183−191
  21. А. Современные идеи о детях. Пер. с франц. / Под ред. Г. Г. Шпета. М., 1910.-216с.
  22. П. Воспитание одаренных детей // Педагогическая энциклопедия. Т.2. М., 1930. С.423−427
  23. Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. Пер. с англ. М., 1988. С.179−190
  24. Д.Б. Диагностика становления творческой личности // Психодиагностика и школа/ Отв. ред. К. М. Гуревич. Таллин, 1980.С.5−12
  25. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов/Д., 1983. -173с.
  26. Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. 1976, № 4. С.69−79
  27. А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей / Проблемы способностей в советской психологии. М., 1984. С.5−18
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464с.
  29. Э. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении: Пер. с англ./ Под ред. О. К. Тихомирова. М., 1976. 143с.
  30. Е.М. Психологическая диагностика способностей / Общая психодиагностика. М., 1987. С.135−154
  31. Е.М., Логинова Г. П. Диагностика умственного развития учащихся на основе качественного анализа теста / Вопросы психологии. 1986, № 2. С.149−156
  32. А.О. Основы этнической психологии // Учебное пособие. Спб. С.-П.Д991. 60с.
  33. А.О. Введение в этническую психологию. // Учебное пособие. / Под ред. Ю. П. Платонова. Спб. С.-П., 1995. 197с.
  34. Ю.В. Этнические процессы в современном мире. М., 1987. 446с.
  35. Ю.В. Культурное наследие Востока. Л., 1985. С.
  36. Ю.В. Этнография. М., 1982. 320с.
  37. Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. С.256−257
  38. А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979, 96с.
  39. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. / Отв. ред. Н. В. Абаев. Новосибирск, 1990. 214с.
  40. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 1989.- 172с.
  41. JI.A. О количественном подходе к диагностике умственного развития // Вопросы психологии. 1974, № 1. С.116−122
  42. JI.A. Формирование познавательных способностей в дошкольном детстве //Проблемы способностей в советской психологии. М. Д984.С.56−76
  43. JI.A., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: Для школьных психологов. Томск, 1993. 69с.
  44. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. М., 1989. С.5−113
  45. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары. 1974. 376с.
  46. Вопросы психологии способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. М., 1973
  47. А. Тренинг интеллекта. М., 1989. С. 15−18
  48. В. Проблема психологии народов. М., 1912. 132с.
  49. JI.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия. М., 1956. 519с.
  50. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. 93с.
  51. Л.С. Основы педологии. /Под ред. М. А. Левиной. Л., 1935.-133с.
  52. Г. Г. Введение к истоку художественного творения. // Мартин Хайдеггер. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. С.117−132
  53. Г. Г. Истина и метод. М., 1988. 335с.
  54. Т.В., Алексеева Л. Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В.Д.Щадри-кова. М., 1991. С. 170−178
  55. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка.// Вопросы психологии. 1969, № 1. С.715−726
  56. Г. Ф. Сочинения. Т.З. М., 1928−1956. С. 61, Т.8. М., 1937. С.72
  57. К.А. Сочинение в 2-х т. Т.2. М., 1974. 182с.
  58. И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. -178с.
  59. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965. С.433−456
  60. Ю.З., Гаранец О. Н., Коробко С. Л. Феномен умственной одаренности // Вопросы психологии. 1990, № 4. С. 147−155
  61. Г. А. Творческая одаренность личности Проблемы и методы исследования / Учебное пособие. Екатеринбург, 1992. С.3−9
  62. Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. 1989, № 4. С.75−86
  63. Э.А. Способности и индивидуальность. М., Прометей, 1993. 305с.
  64. Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991. С. 14−81
  65. А.И. Некоторые моменты социально-психологических характеристик нации. Тарту, 1969. С.49−85
  66. Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993. -544с.
  67. К.М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. 1980, № 2. С.53−64
  68. Е.Г. Соотношение возрастных и типологических предпосылок способностей // Способности и склонности: комплексные исследования. М., 1989. С.33−56
  69. В.В. Виды обобщений в обучении. М., 1972. 422с.
  70. В. Толковый словарь. Т.2. 1881. С.637
  71. Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. 574с.
  72. Н.П. Традиции и формирование личности. Минск, 1979. 136с.
  73. Диагностика познавательных способностей / Под ред. В. Д. Шадрикова. Ярославль, 1990. 150с.
  74. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития ребенка.// Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1981. 157с.
  75. Н.Б. Особенности воспитательной работы в начальных классах сельской национальной школы. Дисс. канд.пед.наук. М., 1981. 228с.
  76. О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения. Автореф. дисс. канд. психол.наук. JL, 1972. 18с.
  77. JI.M. Традиции в современном обществе: исследование этнокультурных процессов. М.: Наука, 1990. 246с.
  78. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996. 224с.
  79. В.Н. Психология общих способностей. М., 1995. 150с.
  80. В.Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей // Психологический журнал. 1991, № 2. С.94−104
  81. В.Н. Экспериментальная психология / Учебное пособие. М., 1997.-256с.
  82. И.В. Изучение математических способностей детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии способностей/ Под ред. В. А. Крутецкого. М., 1973. С.5−59
  83. И.В. Индивидуальные различия в способности к обобщению у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 1966. № 5. С.123−138
  84. Т.Д. Актуализация дидактического потенциала бурятской народной педагогики в учебном процессе. Улаг-Удэ, 1997. 165с.
  85. О.М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996. 197с.
  86. В.А. Развитие личности и психология творчества // Психологический журнал. 1981, № 5. С. 162−164
  87. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 1975, № 5. С.166−176
  88. З.П.Морохоева Личность в культурах Востока и Запада. Новосибирск. 1994.-206с.
  89. Е.Н. Особенности творческого и интеллектуального развития одаренных школьников (в музыкальных и математических школах). Дисс.канд.психол.наук. М., 1994. 157с.
  90. Е.И. Формирование способностей к рисованию // Способности ваших детей. М., 1969. С.116−139
  91. И.И., Богоявленская Д. Б. Диагностика структуры одаренности и пути повышения творческой активности учащихся // Творчество и педагогика: Материалы научно-практической конференции. М., 1988. С.67−76
  92. К. Педагогическая диагностика. М., 1991. 240с.
  93. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой. М., 1973. 175с.
  94. Исследование проблем психологии творчества. / Отв. ред. Пономарев Я. А. М., 1983.-336с.
  95. История и культура народов Центральной Азии // Отв.ред. Ш. В.Чимит-доржиев. Улан-Удэ. 1993. 138с.
  96. И.П. О развитии творческого потенциала детей дошкольного возраста // Психологические особенности развития творческих способностей ребенка: Материалы Всесоюз.науч.конф. Ровно, 1992. С.54−56
  97. И.П. Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности у детей 4−6 лет. Дисс. канд. психол. наук. 1993. 248с.
  98. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.-200с.
  99. И. Антропология. Сочинения. Т.6. М., 1966. С.562−566
  100. В.В. Психологические тесты таланта. Харьков, 1996. 360с.
  101. В.И. Современные этнические процессы в СССР // Советская этнография. 1969. № 2. С.60−73
  102. В.И. Типы этнических процессов и особенности их исторического развития //Вопросы истории. 1968. № 9. С.95−109
  103. К.С. Этнические особенности социальной среды и формирование личности. Автореф. дисс. канд. социол. наук. С.-П., 1995. 16с.
  104. Кон И.С., Таксами Ч. М. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988. -251с.
  105. Кон И. С. Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. М., 1988. 188с.
  106. С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов (на материалах стран Азии). М.: Наука, 1970. 99с.
  107. В.А. Проблема формирования и развития способностей // Вопросы психологии. 1972, № 2. С.3−13
  108. В.А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.-431с.
  109. Ш. Крысько В. Г. Этнопсихология // Учебное пособие. 4.1. М., 1992. -137с., 4.2. М., 1992. 197с.
  110. Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967. 174с.
  111. В.И. К вопросу о структуре национальной психологии //Социальная психология и философия / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973. С.164−172
  112. Культурно-бытовые традиции бурят и монголов. / Отв. ред. К. Д. Басаева, Д. Д. Нимаев. Улан-Удэ, 1988. 160с.
  113. Культурные традиции народов Сибири. Л., 1986. 261с.
  114. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. Л., 1976.-38с.
  115. Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М.: Старый сад, 1998.
  116. Г. Психология народов и масс. Спб. 1896. 329с.
  117. Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 196−211
  118. Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей //Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1977. T. IX С.223−233
  119. Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960. 214с.
  120. Н.С. Одаренные дети // Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 1977. С.54−63
  121. Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984. 80с.
  122. Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. 279с.
  123. А.А. Национальная психология и этнопсихология // Советская этнография. 1983. № 2. С.80−81
  124. А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960, № 1. С.7−17
  125. Н.П. Способности к черчению у младших школьников // Вопросы психологии способностей/ Под ред. В. А. Крутецкого. М., 1973. С. 1 ЗОНД
  126. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982, № 4. С. 19−33
  127. Лук А. Н. Творческое мышление в науке // Психологический журнал. 1980, № 4. С. 154−162
  128. С.В. Историческая этнология / Учебное пособие для вузов. М., 1997, — 448с.
  129. Т.Д. Национальное самосознание и его отражение в российской психологической науке. Автореф. дисс.докт. психол.наук. / середина XIX- начало ХХв.). М., 1994. 31с.
  130. Э.М. Бытовые традиции в современных условиях. Улан-Удэ, 1965. С.3−8
  131. A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М., 1993. 118с.
  132. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989, № 6. С.29−33
  133. A.M. (соавт.) Одаренность: рабочая концепция. / Гл. ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Магистр, 1998. 67с.
  134. A.M. Основные направления исследования мышления и творчества // Психологический журнал. 1984. Т.5. № 1. С.4−13
  135. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972, — 168с.
  136. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982, № 4. С.5−17
  137. A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении // Проблемы способностей в советской психологии. М., 1984. С. 18−24
  138. A.M. Творческая одаренность (проблема, концепция, значение исследований) // Общественные движения и социальная активность молодежи: Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». М., 1991. С.149−159
  139. A.M., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 1988. № 4. С.94−97
  140. В., Пиорковский Г. Детская одаренность. Экспериментальные методы отбора одаренных детей и их результаты. Пер. с нем. М., 1925. 119с.
  141. Мелик-Пашаев А. А. Эстетическое отношение к жизни как первоосновы способностей к художественному творчеству// Художественное творчество. Л., 1983. С.212−216
  142. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. К проблеме художественных спо-соб-ностей и их развития // Педагогика школьника и школа. М., 1982. С.47−78
  143. Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека // Книга для учителя. М., 1989. 159с.
  144. А.Ю. Психологические особенности воздействия народных традиций на нравственную сферу личности подростка. Дисс.канд.психол.наук. М., 1991. 150с.
  145. Ш. Избранные произведения. М., 1955. С.342−353
  146. B.C. Феноменология развития и бытия личности. М., 1999. 640с.
  147. В.Н. Проблемы способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи / Проблемы способностей. М., 1962. С.5−14
  148. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. 335с.
  149. Ш. М. О месте национальной психологии в формировании и развитии личности. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Л., 1972. 23с.
  150. З.Н. Особенности творческого воображения младших школьников // Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления /к симпозиуму/. М., 1973. С. 180−185
  151. З.Н. Почему дети фантазируют? М., 1978. 48с.
  152. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С.35−61
  153. Л.Ф. Концепция Ж.П.: за и против. М., 1981. 191с.
  154. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. Ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М., 1991.- 381с.
  155. С.И. Словарь русского языка. М., 1960. С. 429, С.794
  156. А. Творческий потенциал и личностные переменные // Общественные науки за рубежом: Р. Ж. Науковедение. М., 1988. № 6. С.69−73
  157. Основные современные концепции творчества и одаренности. / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. 416с.
  158. В.Н. Введение в этническую психологию // Учебное пособие. Харьков. 1992. 105с.
  159. А.В. Психология о каждом из нас. М., 1992. С.250−284
  160. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1969. 659с.
  161. Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 16−19
  162. Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал. 1991. Т.12. № 1. С.3−12
  163. Я.А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990. С.13−36
  164. Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. 280с.
  165. Я.А. Психология творчества. М., 1976. 303с.
  166. Я.А. Психология творчества: перспективы развития // Психологический журнал. 1994. № 6. С.38−50
  167. Я.А. Творчество и психология // Психологический журнал. 1980. № 6. С.18−25
  168. Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации // Вопросы психологии. 1982. № 2. С.5−13
  169. JI.B. Виды одаренности и подходы к их диагностике в американской психологии // Общественное движение и социальная активность молодежи: Матер. Всесоюз.науч.конф. «Человек в системе общественных отношений». М., 1991. С. 168−175
  170. .Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Наука, 1973. 13с.
  171. Психологическая диагностика детей и подростков / Учебное пособие для студентов / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М., 1995. 360с.
  172. Психологическая коррекция умственного развития учащихся: Пособие для школьных психологов / Под ред. К. М. Гуревича, И. В. Дубровиной. М., 1990. 124с.
  173. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. М., 1975. 256с.
  174. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. М., 1996. С.312−348
  175. Радмила Маканин Психология Юнга и тибетский буддизм: западный и восточный пути к сердцу. Пер. с англ. Томск, 1993. 101с.
  176. В.Г. К вопросу о способностях к деятельности дирижера// Матер. к конф. по проблемам способностей. М., 1970. С. 125−127
  177. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М., 1992. -181с.
  178. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1991. 160с.
  179. Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание. / Под ред. Г. И. Россолимо. М., 1924. 69с.
  180. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. С.164−168
  181. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо. М., 1988. 336с.
  182. Г. И. Психологические профили: метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. 4.1. Спб. С.-П., 1910. 52с.
  183. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. / Книга для учителя. М., 1989. С. 158−177
  184. СЛ. Основы общей психологии: в 2-х т. М.: Педагогика, 1989.
  185. СЛ. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. № 3. С.3−15
  186. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. 351с.
  187. Н.С. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата, 1965. С.110−111
  188. М.С. Исследование особенностей мотивационно-смысловой сферы детей с различным уровнем креативности. М., 1998. 240с.
  189. Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э. А. Голубевой. М., 1989. 197с.
  190. Т.Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993. 79с.
  191. И.В. Вопросы психологии творчества // Методическая разработка. Саратов, 1982.-81с.
  192. Е.В. Детство в условиях разных культур // Вопросы психологии. 1979. № 6. С. 142−151
  193. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. 216с.
  194. А.В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека. Дисс. докт. психол.наук. М., 1998. 352с.
  195. М.Г. Религиозная культура и воспитание. // Педагогика. 1993. № 2. С.38−40
  196. Р.Е. Анализ исследования творческих способностей в американской психологии // Вопросы психологии. 1972. № 4. С. 166−173
  197. Э.Д., Гагай В. В. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления младших школьников // Вопросы психологии. 1986. № 1. С.47−53
  198. .М. Способности и одаренность / Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С.9−38
  199. O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М., 1984. -272с.
  200. С.А. Этнография народов СССР. М., 1954. С.224
  201. Толковый словарь русского языка / Под ред. Б. М. Волина, В. Н. Ушакова. Т.4. М., 1940. С. 770, М., 1938. Т.2. С. 740.
  202. Традиционные верования и быт народов Сибири, XIX начало ХХв. / Отв. ред. И. Н. Гемуев, А. М. Сагалаев. Новосибирск, 1987. — 202с.
  203. Традиции и инновации в бытовой сфере образа жизни. / Отв. ред. Ю. В. Бромлей. М., Фрунзе, 1981. 55с.
  204. Традиции и инновации в быту и культуре народов Сибири. / Отв. ред. Л. М. Русакова. Новосибирск, 1983. 139с.
  205. П. Культурно-историческое развитие вербального мышления: Психологическое исследование. Таллин, 1988. 341с.
  206. Р.А. Образ детства и особенности социализации детей в традиционной бурятской культуре. // Философия и история культуры: национальный аспект. Улан-Удэ, 1992. С. 115−132
  207. Учителю об одаренных детях. / Под ред. В. П. Лебедева, В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1977. 354с.
  208. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе.// Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 26−38
  209. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.-208с.
  210. М.И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте. Дисс.канд.психол.наук. М., 1994. 120с.
  211. Филимоненко Ю, Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). С.-П. 1993. 55с.
  212. М.А. Психологические механизмы интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 1993, № 1. С.32−39
  213. Л.С. Мозг и интеллект. М., 1995. С.152−153
  214. Цыбикова Б.-Х.Б. Бурятские бытовые сказки. Сюжетный состав. Поэтика. Автореф. дисс.канд.филол.наук. Улан-Удэ, 1993. 21с.
  215. Н.Н. Народы Восточной Азии. М.-Л.: Наука, 1965. 1027с.
  216. Н.Н. Проблемы происхождения древних и современных народов. / Доклад на VII Междун. конгрессе антрополог, и этнограф, наук. М., 1964.- 19с.
  217. Г. Д. Психологические проблемы развития творческого мышления в обучении одаренных // Общественное движение и социальная активность молодежи: Матер. Всесоюз.науч.конф. «Человек в системе обществ, отношений». М., 1991. С.160−167
  218. А. О национальных традициях народов Средней Азии. Фрунзе, 1964. 73с.
  219. В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. 1986. № 3. С.78−89
  220. В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. М., 1990. 80с.
  221. Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 1997. 480с.
  222. В.Д. К проблеме развития способностей / Проблемы способностей в советской психологии. М., 1984. С.33−44
  223. В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. 1983. Т.4. № 5. С.3−11
  224. В.Д. О структуре познавательных способностей // Психологический журнал. 1985. Т.6. № 3. С.38−46
  225. Г., Лацарус М. Мысли о национальной психологии // Филологические записки. Вып. 1,2,5. Воронеж. 1864. С.91−252
  226. В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования: Пер. с нем. 1926. 404с.
  227. Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991. № 1. С.27−32
  228. Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Фигурная форма, А теста творческого мышления П.Торренса ТТСТ: методические рекомендации по работе с тестом. М., 1990. — 44с.
  229. Г. Г. Введение в этническую психологию. М., 1927. 148с.
  230. Е.И., Аверина И. С., Задорина Е. Н. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6−7 лет // Вопросы психологии. 1994. № 4. С.143−146
  231. Е.И. Когнитивные факторы развития творческого мышления у младших школьников.// Проблемы психологии творчества в работе с людьми: Тезисы докл. .Гродно, 1990. Ч.З. с.167−179
  232. В.М. Проблема одаренности. М., 1923. 135с.
  233. П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. Спб. 1911. 116с.
  234. Этническая история и культурно-бытовые традиции в Бурятии. / Отв. ред. Т. М. Михайлов. Улан-Удэ, 1984. 149с.
  235. Этническая история народов Азии. / Отв. ред. С. М. Абрамзон, Р. Ф. Итс. М.: Наука, 1972.-295с.
  236. Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1993.-307с.
  237. Этнические факторы в жизни общества. / Отв. ред. И. Л. Бабич и др. М., 1991.-218с.
  238. Юм Д. О национальных характерах. Сочинение в 2-х т. Т.2. М., 1966. С.703−712
  239. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.:Прогресс, 1993. С. 111, 134 158.
  240. B.C. Изучение общей одаренности за рубежом // Вопросы психологии. 1971. № 4. С.154−168
  241. B.C. Развитие творческих познавательных возможностей младшего школьника // Проблемы способностей в психологии: Сб.науч.трудов. М&bdquo- 1984. С.76−83
  242. И.С. Развивающее обучение. М., 1979. 144с.
  243. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М., 1980.-240с.
  244. Яковлева E. JL, Аминов Н. А. К вопросу о природе различий познавательных и креативных способностей младших школьников // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1991. № 1. С.34−38
  245. E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинт, 1997. 224с.
  246. Barron F. Creativity and Personal Freedom. Prinston, 1968.
  247. Barron F. Creative person and creative process. J. of creative behaviour. N.Y., 1976, vol.10, '3, p.165−169
  248. Bloom B.S., Sosniak L. Talent development vs. schooling. // Education Leadership 39 (2), 86−94
  249. Eisenstadt S.W. Tradition, Change and Modernity. N.Y., 1973
  250. Feldhusen J.F. Synthesis of research on gifted youth // Educational Leadership. 1989. Vol.46. '6.P.6−11
  251. Feldhusen J.F., Kolloff M. A three stage model.// The Gifted Child Today. 1989. Vol. 12. Ч.Р.15−19
  252. Foster J. Creativity and Theatre. N.Y., 1971
  253. Freud S. Triebe und Triebschicksale (1915) //Gesammelte Werke, Frankfurt, 1952
  254. Gardner H. Art, Mind and Brain. N.Y., 1986
  255. Getzelts J.W., Jackson P.W. Creativity and intelligence: Exploration with gifted students. N.Y., 1962
  256. Guilford J.P. The structure of intelligence // Psychol. Bull. 1956. 53.
  257. Guilford J.P., Christensen P.P. The one-way relation between creative potential and IQ // Ibid. 1973. Vol. 7. 4. P.247−252
  258. Guilford J.P. Aptitude for creative thinking: one or many? 11 Ibil., 1976. Vol. 10. '3. P.165−169
  259. Hall W.B. A technique for assesing aesthetic predispositions. Mosaic construction test. J. of creative behaviour. N.Y., 1972. Vol. 6., '4. P.225−235
  260. Heller K.A., Feldhusen J.S. Identifying and Nurturing the Gifted: An International Perspective. Toronto, e. a.: Hans Hubert Publishers. 1986. 187 p.
  261. Reitman W.R. Heuristic desicion procedures, open constraints and structure of ill-defined problems \ Human judgement and optimaly. N.Y., 1964
  262. Renzulli J.S. The Enrichment traid model. Wethersfield, 1977.
  263. Renzulli J.S. The three ring conceptions of giftedness: a developmental model for creative productivity / Conceptions of giftedness. Ed. Sternberg R.T., Davidson J.E. N. Y, 1986. P.53−92
  264. Spearman Ch. The abilities of man. N.Y., 1927. 408p.
  265. C.W., Bakkon J. (eds) Scientific Creativity. Recognition and Development. N.Y., 1963.
  266. Terman L.M. Tne Measurement of Intelligence. Boston, 1937.
  267. Torrens E.P. Creativity. Washington, 1963, 32 p.p.
  268. Torrens E.P. Guiding creative talent. Pritice Hall, 1962.
  269. Wallach M.A. Test tell us Cittee about talent. Amer. scientist, New Haven, 1976. Vol.64. 1. P.57−63
Заполнить форму текущей работой